Научная статья на тему 'ЯДРО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

ЯДРО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДРО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ирина Сергеевна, Миньяр-белоручева Евгения Юлиановна, Емельяненко Марина Станиславовна, Калинин Александр Сергеевич, Герасименко Светлана Викторовна

В статье раскрывается актуальность разработки ядра среднего профессионального педагогического образования как ответ на вызовы и проблемы нового технологического уклада цифрового общества. Решение задачи обновления модели подготовки педагогических кадров на основах преемственности уровней образования осуществляется путем соотнесения ядра среднего профессионального образования и ядра высшего образования при проектировании основных профессиональных образовательных программ. Сформулированы подходы к построению компетентностной модели подготовки педагога. Цель статьи заключается в трансляции современных подходов к подготовке педа гогов, опираясь на идеи непрерывности образования. Методологическую основу статьи составляют труды А. В. Репина, В. И. Блинова, А. И. Сатдыкова, И. С. Сергеева, Н. Ф. Родичева и др. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта. Научная новизна заключается в том, что обозначены концептуальные подходы к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ирина Сергеевна, Миньяр-белоручева Евгения Юлиановна, Емельяненко Марина Станиславовна, Калинин Александр Сергеевич, Герасименко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORE OF SECONDARY VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE STRUCTURE OF TEACHER TRAINING

The article reveals the relevance of developing the core of secondary vocational pedagogical education as a response to the challenges and problems of the new technological order of the digital society. The solution of the problem of updating the model of teaching staff training on the basis of the continuity of education levels is carried out by correlating the core of secondary vocational education and the core of higher education when designing basic professional educational programs. Approaches to the construction of a competency-based model of teacher training are formulated. The purpose of the article is to translate modern approaches to the training of teachers, based on the ideas of continuity of education. The methodological basis of the article is the works of A. V. Repin, V. I. Blinova, A. I. Satdykova, I. S. Sergeeva, N. F. Rodicheva, etc. The study used such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience. The scientific novelty lies in the fact that conceptual approaches to the training of teachers at the level of secondary vocational education are indicated.

Текст научной работы на тему «ЯДРО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

Обновление содержания СПО

Content Update SPO

(4, 5)

(6, 7)

УДК 377.8

DOI: 10.25688/2782-6597.2022.2.2.1

И. С. Казакова(1), Е. Ю. Миньяр-Белоручева(2), М. С. Емельяненко(3), А. С. Калинин(4), С. В. Герасименко(5), Н. А. Воробьева®, Э. К. Никитина(7)

(i, 2, 3) Институт развития среднего профессионального образования, Москва, Российская Федерация, E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Волгоградский социально-педагогический колледж, Волгоград, Российская Федерация, E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3833-8491 E-mail: [email protected]

Ядро среднего профессионального педагогического образования в структуре подготовки педагогических кадров

Аннотация. В статье раскрывается актуальность разработки ядра среднего профессионального педагогического образования как ответ на вызовы и проблемы нового технологического уклада цифрового общества. Решение задачи обновления модели подготовки педагогических кадров на основах преемственности уровней образования осуществляется путем соотнесения ядра среднего профессионального образования и ядра высшего образования при проектировании основных профессиональных образовательных программ. Сформулированы подходы к построению компетентностной модели подготовки педагога.

Цель статьи заключается в трансляции современных подходов к подготовке педагогов, опираясь на идеи непрерывности образования.

Методологическую основу статьи составляют труды А. В. Репина, В. И. Блинова, А. И. Сатдыкова, И. С. Сергеева, Н. Ф. Родичева и др. В исследовании использованы

© Казакова И. С., Миньяр-Белоручева Е. Ю., Емельяненко М. С., Калинин А. С., Герасименко С. В., Воробьева Н. А., Никитина Э. К., 2022

такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта.

Научная новизна заключается в том, что обозначены концептуальные подходы к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования.

Ключевые слова: ядро среднего профессионального педагогического образования; основная профессиональная образовательная программа; профессиональная подготовка; компетенции; компетентностная модель выпускника; цифровые компетенции.

I. S. Kazakova(1), E. Yu. Minyar-Belorucheva(2), M. S. Yemelyanenko(3), A. S. Kalinin(4), S. V. Gerasimenko(5), N. A. Vorobyeva(6), E. K. Nikitina(7)

(1, 2 3) Institute of the Development of Secondary vocational education, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

(4, 5) Volgograd Social and Pedagogical College, Volgograd, Russian Federation E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] (6, 7) Moscow City University, Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3833-8491 E-mail: [email protected]

The core of secondary vocational pedagogical education in the structure of teacher training

Abstract. The article reveals the relevance of developing the core of secondary vocational pedagogical education as a response to the challenges and problems of the new technological order of the digital society. The solution of the problem of updating the model of teaching staff training on the basis of the continuity of education levels is carried out by correlating the core of secondary vocational education and the core of higher education when designing basic professional educational programs. Approaches to the construction of a competency-based model of teacher training are formulated.

The purpose of the article is to translate modern approaches to the training of teachers, based on the ideas of continuity of education.

The methodological basis of the article is the works of A. V. Repin, V. I. Blino-va, A. I. Satdykova, I. S. Sergeeva, N. F. Rodicheva, etc. The study used such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience.

The scientific novelty lies in the fact that conceptual approaches to the training of teachers at the level of secondary vocational education are indicated.

Keywords: the core of secondary vocational pedagogical education; the main professional educational program; professional training; competencies; graduate competency model; digital competencies.

Для цитирования: Казакова И. С., Миньяр-Белоручева Е. Ю., Емельяненко М. С., Калинин А. С., Герасименко С. В., Воробьева Н. А., Никитина Э. К. Ядро среднего профессионального педагогического образования в структуре подготовки педагогических кадров. Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2022. № 2 (2). С. 6-17.

For citation: Kazakova I. S., Minyar-Belorucheva E. Yu., Yemelyanenko M. S., Kalinin A. S., Gerasimenko S. V., Vorobyeva N. A., & Nikitina E. K. (2022). The core of secondary vocational pedagogical education in the structure of teacher training. MCU Journal of Modern Collede, 2 (2), 6-17.

Цели национального развития, приоритеты образовательной политики требуют новых решений в подготовке педагогических кадров. Сложившаяся система ведущих норм профессиональной педагогической деятельности, отраженная в профессиональном стандарте «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [11], в настоящее время должна быть заложена в структуру подготовки педагогических кадров. Новые подходы к разработке образовательных программ базируются на преемственности уровней образования, компетентностном подходе в подготовке специалиста среднего звена. Исследование системы подготовки специалистов на уровне среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации, осуществленное В. И. Блиновым, А. И. Сатдыко-вым, И. С. Сергеевым, Н. Ф. Родичевым, заложило теоретические основания для поиска сущностных характеристик ядра среднего профессионального педагогического образования как структурного элемента сценария развития СПО, в отношении вертикальной и горизонтальной интеграции экосистемы СПО [1].

Идея интеграции среднего профессионального и высшего образования, как отмечала А. В. Репина, возникла уже давно и может рассматриваться как на организационном, так и на содержательном уровне [12]. Актуальность интегративного подхода обусловлена идеей непрерывного образования, которая соответствует социокультурной ситуации современного общества и инновационных процессов, происходящих в обществе [16]. Вопросам непрерывности системы профессионального образования посвящены исследования Ю. Н. Петрова, В. А. Гусева, О. Л. Назаровой, Т. И. Остапенко [5, 7, 9]. Однако следует отметить, что исследований, касающихся непрерывности образования системы СПО и ВО в области подготовки педагогических кадров, крайне мало. Этот вопрос требует дальнейшего научного осмысления и организационно-методического сопровождения.

В настоящее время педагогическое образование находится в центре государственного и общественного внимания. Формируется новая модель педагогического образования, в основе которой — обеспечение преемственности уровней профессионального образования, усиление практической направленности, возвращение воспитательного аспекта, формирование единого пространства педагогического образования в Российской Федерации при условии

сохранения региональных особенностей подготовки педагогических кадров [2]. Задачи государственной политики, поиски ответов на современные и будущие вызовы для системы образования обусловили появление в ноябре 2021 года консолидированных требований к подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата («Ядро высшего педагогического образования», далее — Ядро ВО). Все это явилось причиной появления ядра среднего профессионального педагогического образования (далее — Ядро СППО). К разработке были привлечены ученые и практики: представители Ассоциации развития педагогического образования, Ассоциации педагогических колледжей России, специалисты средних и высших учебных заведений, ведущие ученые Российской академии образования, Московского городского педагогического университета, Института развития профессионального образования, члены ФУМО в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Ядро СППО включает в себя следующие компоненты: пояснительную записку, компетентностную модель подготовки педагога, требования к содержанию и структуре образовательных программ, требования к практической подготовке и воспитательной деятельности.

В Российской Федерации программы подготовки в рамках среднего профессионального образования реализуют как колледжи, так и вузы. Согласно статистическим данным за 2021 год, обучение по педагогическим специальностям ведется в 486 профессиональных образовательных организациях и 72 вузах различной ведомственной принадлежности и форм собственности. Общий контингент обучающихся по педагогическим программам СПО составляет 197 735 человек. В 486 профессиональных образовательных организациях обучаются 175 730 студентов (из них 134 054 студента — в 222 организациях педагогического профиля, 41 676 — в 264 многопрофильных профессиональных образовательных организациях).

Обозначим вызовы и факторы, которые оказывают влияние на систему развития как высшего педагогического, так и среднего специального педагогического образования:

- вызовы нового технологического уклада и развитие процессов циф-ровизации предъявляют новые требования к учителю, его готовности реали-зовывать современные модели образовательного процесса с учетом реалий информационного общества;

- типовое разнообразие и многоукладность образовательных сред реализации программ среднего педагогического образования требуют четкой регламентации ресурсов и условий реализации программ для достижения заданных образовательных результатов, обеспечения качества подготовки учителя в каждой образовательной организации;

- требования рынка труда обусловливают развитие системы непрерывного педагогического образования, в том числе преодоления разрывов среднего

профессионального и высшего образования, обеспечения преемственности и безболезненного перехода с одного уровня образования на другой.

Обозначенные вызовы и задачи были учтены при разработке Ядра СППО.

При этом одной из ключевых позиций явилась констатация того, что в организациях среднего профессионального образования, так же как и в организациях высшего образования, готовят выпускника к выполнению профессиональных функций педагога, связанных с обучением, воспитанием и развитием ребенка, с проектированием и реализацией общеобразовательных программ.

При проектировании основной образовательной программы среднего профессионального педагогического образования и определении образовательных результатов выпускника необходимо учитывать не только требования ФГОС СПО по овладению общими и профессиональными компетенциями, но и требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в части овладения трудовыми действиями, знаниями и умениями.

Анализ компетентностных образовательных результатов освоения обучающимися программ среднего профессионального педагогического и высшего педагогического образования позволяет говорить о сопоставимости формируемых профессиональных умений и навыков будущего педагога на уровне СПО и ВО.

Данные позиции стали отправной точкой для проектирования компетент-ностной модели образовательных программ подготовки педагога, которая включает в себя блоки общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), установленных ФГОС (и/или образовательной организацией), представленных по видам профессиональной деятельности, сформулированным на основе профессионального стандарта «Педагог» [11].

В профессиональной подготовке будущего специалиста компетентностный подход имеет ключевое значение. Образовательными результатами при подобном подходе становятся уровень овладения общими и профессиональными компетенциями. Компетентностный подход сопровождается необходимостью изменений компонентов образовательного процесса, включая организацию, содержание, технологии обучения и воспитания, средства контроля. Важным показателем успешного получения профессионального образования становится желание и способность обучаться непрерывно и строить профессиональную карьеру, опираясь на новые достижения педагогической и психологической наук. Идеи компетентностного подхода отражены в работах Л. А. Юргиной, С. А. Воеводиной, Н. А. Глузман, А. Е. Мягченковой и др. [3, 4, 15]. Подготовка педагога как на уровне среднего профессионального, так и на уровне высшего образования опирается на формирование компетенций. Поэтому одной из ключевых позиций при разработке Ядра СППО явилась констатация того, что уровень среднего профессионального, как и уровень высшего образования,

предполагает готовность выпускника к выполнению профессиональных функций педагога, связанных с обучением, воспитанием и развитием ребенка, с проектированием и реализацией общеобразовательных программ. Анализ компетентностных образовательных результатов освоения обучающимися программ среднего профессионального педагогического и высшего педагогического образования позволяет говорить о сопоставимости формируемых профессиональных умений и навыков будущего педагога на уровне среднего профессионального и высшего образования.

Данные позиции стали отправной точкой для проектирования компетент-ностной модели образовательных программ подготовки педагога, которая включает в себя блоки общих и профессиональных компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, представленных по видам профессиональной деятельности, сформулированным на основе профессионального стандарта «Педагог».

Ключевое значение имеет преемственность основной профессиональной образовательной программы в части общих и универсальных компетенций в целях проектирования сопряженных учебных планов среднего профессионального и высшего образования, а также проектирования сетевых образовательных программ.

Говоря об общих компетенциях, необходимо отметить их неразрывную связь с переходом к экономике знаний и информационному обществу. Сквозные, гибкие, навыки (soft skills) и навыки работы с ИКТ являются не менее значимыми, чем профессиональные компетенции.

В национальной программе «Цифровая экономика в РФ» [10] определено понятие «базовая модель компетенций цифровой экономики», которое определяет систему требований к формированию компетенций цифровой экономики на протяжении всей жизни.

Приказом Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» [10] определен перечень ключевых компетенций цифровой экономики:

1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.

2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.

3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы

решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий в целях выработки новых оптимальных алгоритмов.

4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными в целях эффективного использования полученной информации для решения задач.

5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных [13].

В свою очередь, навыки работы с ИКТ включают в себя навыки работы с цифровыми устройствами и контентом, тогда как компетенции цифровой экономики предполагают развитие мягких навыков, необходимых для работы в условиях нового технологического уклада. Вместе указанные умения формируют своеобразную рамку общих компетенций, необходимых специалисту в современном мире. Настоящие положения нашли отражение во ФГОС.

Таким образом, Ядро СППО является актуальным и эффективным инструментом подготовки квалифицированных кадров в условиях перехода к цифровой экономике.

Универсальные компетенции, отраженные во ФГОС высшего образования, соответствуют основным целям подготовки современного педагога и соответствуют требованиям к отбору ключевых компетенций будущего специалиста, которые сформулировали в своих исследованиях Д. Ричен и Л. Салганик. Среди требований были выделены их многофункциональность, комплексность, многомерность, высокий уровень умственной сложности [9]. Анализируя общие компетенции, которыми должен овладеть обучающийся на уровне среднего профессионального образования, можно отметить, что они также в полной мере соответствуют этим требованиям. В Ядре СППО и в Ядре ВО показана возможность интеграции подготовки педагогов на уровне индикаторов достижения общих и универсальных компетенций. Интеграция осуществляется в части освоения видов деятельности и достижения образовательных результатов, отраженных в индикаторах как на уровне среднего профессионального, так и на уровне высшего образования.

Ключевое значение имеет преемственность ОПОП в части общих и универсальных компетенций в целях проектирования сопряженных учебных планов СПО и ВО, а также проектирования сетевых образовательных программ.

Таким образом, Ядро СППО определяет ключевые характеристики и параметры ОПОП СПО, в которых отражены результаты подготовки будущих педагогов, обязательный минимум содержания образования, что обеспечивает равное качество подготовки специалистов.

Ядро СППО определяет требования к структуре, объему и содержательному наполнению отдельных компонентов программы; условиям ее реализации. Структура образовательной программы включает в себя дисциплины, модули, в которые входят междисциплинарные курсы и практика, государственную итоговую аттестацию. Содержание программы раскрывается в изучении следующих циклов: социально-гуманитарный; общепрофессиональный и профессиональный. Каждый цикл программы состоит из нескольких дисциплин, профессиональных модулей, практики.

В рамках образовательной программы выделяются обязательная и вариативная части, соотношение которых составляет 70/30. Благодаря вариативной части имеется возможность развития общих и профессиональных компетенций за счет расширения видов деятельности, введения новых профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями регионального рынка труда.

В качестве единого компонента для всех педагогических специальностей СПО рекомендован объем обязательной части образовательной программы в количестве 22 зачетных единиц: социально-гуманитарный цикл включает в себя 5 обязательных дисциплин в объеме 12 зачетных единиц и общепрофессиональный цикл предусматривает изучение 7 обязательных дисциплин в объеме 10 зачетных единиц. Таким образом, 22 зачетные единицы будут определять структурное и содержательное единство образовательных программ педагогического СПО. Кроме того, это станет основой для дальнейшего развития непрерывного педагогического образования, будет решать проблему бесшовного перехода выпускников СПО на уровень ВО.

Особенностью образовательных программ среднего профессионального педагогического образования является их практикоориентированность: наличие большого объема практической подготовки; разнообразие видов педагогической практики; практико-ориентированное теоретическое обучение, в котором предпочтение отдается практическим заданиям, позволяющим организовать деятельность обучающихся по овладению необходимыми компетенциями и опытом педагогической деятельности. Практическая подготовка организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ. В зависимости от особенностей реализации ОПОП рекомендуется соблюдать следующие объемы практической подготовки: при изучении социально-гуманитарного цикла — до 40 %, общепрофессионального — до 80 %, профессионального — от 80 % и выше, что обеспечит практикоориентированность программ СПО.

Одной из обязательных характеристик подготовки педагога к выполнению профессиональной деятельности является воспитательная работа, которая имеет свою специфику по специальностям педагогического профиля, что отражено в Ядре СППО. С учетом особенностей и задач образовательного процесса в педагогическом колледже воспитание должно иметь ярко

выраженную профессиональную направленность, формировать устойчивый интерес к педагогической профессии. Будущие педагоги должны быть подготовлены к эффективной организации воспитательной работы с детьми, следовательно, это требует самого высокого уровня присвоения общенациональных и общечеловеческих ценностей, освоения общих и профессиональных компетенций, обозначенных во ФГОС [15]. Поэтому в программу воспитания включены, помимо обязательных дескрипторов, еще ряд дескрипторов, которые отражают отраслевые требования к личностным качествам будущего педагога.

Ядро СППО является документом, определяющим единые требования к подготовке выпускника педагогических специальностей по программам среднего профессионального образования, принципы актуализации ФГОС, подходы к организации практической подготовки и воспитательной работы, оценке качества подготовки через проведение государственной итоговой аттестации в форме защиты дипломного проекта и демонстрационного экзамена.

Значение Ядра СППО как регулятора требований к подготовке специалиста с квалификацией «учитель/преподаватель» определяет перспективы использования Ядра СППО для проектирования основных профессиональных образовательных программ в рамках УГПС 49.00.00 «Физическая культура и спорт», 53.00.00 «Музыкальное искусство», 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств».

При организации практической подготовки обучающихся рекомендуется использовать технологии, направленные на формирование компетенций профессиональной деятельности: кейс-технологию; технологии развития критического мышления; технологии уровневой дифференциации; технологии дистанционного, активного, перевернутого, модульного, проблемного обучения; информационные, игровые, проектные технологии; образовательные стартапы; дискуссии и др.

Структура единых требований к подготовке педагогов в среднем профессиональном образовании, построенная по принципу синхронизации и компе-тентностного подхода, соответствует принципам непрерывного образования и вариативности, необходимым для формирования образовательных стандартов нового технологического уклада, основой которого являются новые технологии и создание уникальных решений. Соблюдение принципов вариативности и эксклюзивности возможно при интеграции знаний и технологий для создания гибких программных решений в образовании. В этой связи эффективное применение Ядра СППО возможно при условии создания соответствующего технологического решения. С этой целью планируется разработка цифрового образовательного контента дисциплин, составляющих Ядро СППО. Цифровой образовательный контент планируется с учетом применения блочно-модульной технологии обучения при организации урока с использованием от 4 до 8 электронных образовательных материалов различных типов (анимационные видеоролики, видеолекции, аудиофайлы, диагностические работы, домашние задания, изображения, интерактивные справочники и др.).

Список источников

1. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Сергеев И. С., Родичев Н. Ф. Методы разработки сценариев развития среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 2. С. 11-38. DOI: 10.17853/19945639-2021-2-11-38

2. Воробьева Н. А. Трансформация подходов к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2022. № 1 (1). С. 9-19.

3. Глузман Н. А., Мягченкова А. Е. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф., Евпатория, 18-19 апреля 2019 года. Евпатория: Изд-во Типография «Ариал», 2019. С. 147-151.

4. Воеводина С. А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2006. № 5. С. 7-10.

5. Гусев В. А. Проблема проектирования и реализации системы многоуровневого профессионально-педагогического образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2004. № 3 (27). С. 35-41.

6. Казакевич Т. А. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Московский пед. гос. ун-т, 2021. 166 с.

7. Назарова О. Л., Остапенко Т. И. Проектирование содержания образовательных программ в системе непрерывного профессионального образования // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. 2011. № 1-3. С. 89-94.

8. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».иКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_328933/ (дата обращения: 02.05.2022).

9. Петров Ю. Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы: монография. М.: Владос, 2006. 332 с.

10. Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/ prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html (дата обращения: 02.05.2022).

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 02.05.2022).

12. Репина А. В. Подходы к обеспечению интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1(112). С. 31-36.

13. Тимофеев В., Токарева А. Формирование культуры интеллектуальной собственности в молодежной среде // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. № 7. С. 5-12.

14. Чозгиян О. П., Еремеева Л. И. Практико-ориентированная образовательная среда как фактор формирования субъектной профессиональной позиции у специалистов педагогического профиля // Среднее профессиональное образование. 2019. № 11. С. 6-11.

15. Юргина Л. А. Подготовка будущих педагогов к дидактическому проектированию (компетентностный подход): дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 181 с.

16. Rychen D. S., Salganik L. H. Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society. Göttingen: Hogrefe & Huber Publishers, 2006. 332 р.

References

1. Blinov, V. I., Satdykov, A. I., Sergeev, I. S., & Rodichev, N. F. (2021). Methods for developing scenarios for the development of secondary vocational education in the constituent entities of the Russian Federation. Obrazovanie i nauka, 23, 2, 11-38. (In Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2021-2-11-38

2. Vorobyeva, N. A. (2022). Transformation of approaches to the training of teachers at the level of secondary vocational education. MCU Journal of Modern College, 1 (1), 9-19. (In Russ.).

3. Gluzman, N. A., & Myagchenkova, A. E. (2019). Competence-based approach in the professional training of a teacher. Implementation of a competency-based approach in the system ofprofessional education of a teacher. Collection of materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference, Evpatoria, 18-19 April 2019 (pp. 147151). Yevpatoria: Limited Liability Company "Publishing House Typography "Arial". (In Russ.).

4. Voevodina, S. A. (2006). Competence-based approach in the training of future teachers. Bulletin of the Polotsk State University. Series E. Pedagogical Sciences, 5, 7-10. (In Russ.).

5. Gusev, V. A. (2004) The problem of designing and implementing a system of multilevel vocational education. Education and Science. News of the Ural Branch of the Russian Academy of Education, 3 (27), 35-41. (In Russ.).

6. Kazakevich, T. A. (2021). Integration of educational programs of secondary and higher professional education. PhD Thesis of Ped. Sciences. Moscow State Pedagogical University. Moscow. 166 р. (In Russ.).

7. Nazarova, O. L., & Ostapenko, T. I. (2011). Designing the content of educational programs in the system of continuing professional education. Mathematical and software support of systems in the industrial and social spheres, 1-3, 89-94. (In Russ.).

8. SPS "ConsultantPlus" (2019). Passport of the federal project "Personnel for the Digital Economy" (approved by the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to Improve the Quality

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of Life and Business Conditions, Protocol № 9 dated May 28, 2019). (In Russ.). Retrieved from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328933/

9. Petrov, Yu. N. (2006). Continuity of professional education: theory, problems, forecasts. Monograph. M.: Vlados. 332 p. (In Russ.).

10. Official website of the Ministry ofEconomic Development of the Russian Federation (2020). Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of January 24, 2020 № 41 "On approval of methods for calculating the indicators of the federal project "Personnel for the Digital Economy" of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". (In Russ.). Retrieved from https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/ prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html

11. SPS "ConsultantPlus" (2013). Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 18, 2013 № 544n "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)". (In Russ.). Retrieved from http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a2093 5cafd7f5ec/

12. Repina, A. V. (2020). Approaches to ensuring the integration of secondary vocational and higher pedagogical education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 1 (112), 31-36. (In Russ.).

13. Timofeev, V., Tokareva, A. (2021). Formation of the culture of intellectual property in the youth environment. Intellectual property. Industrial property, 7, 5-12. (In Russ.).

14. Chozgiyan, O. P., Eremeeva, L. I. (2009). Practice-oriented educational environment as a factor in the formation of a subjective professional position among pedagogical specialists. Secondary professional education, 11, 6-11. (In Russ.).

15. Yurgina, L. A. (2011). Preparation of future teachers for didactic design (competence-based approach). PhD Thesis of Ped. Sciences. Stavropol. 181 p. (In Russ.).

16. Rychen, D. S., & Salganik, L. H. (2006). Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society. Gottingen: Hogrefe & Huber Publishers. 332 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.