Научная статья на тему 'Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе'

Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / LAWS / PRINCIPLES / PEDAGOGICAL CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна

Рассматривается проблема создания педагогической концепции: раскрываются закономерности и принципы актуализации творческого потенциала в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORE OF A PEDAGOGICAL CONCEPT: LAWS, ACTUALIZATION PRINCIPLES OF PUPILS’ CREATIVE POTENTIAL IN AN EDUCATIONAL PROCESS

The problem of creating a pedagogical concept is considered: laws and principles of creative potential actualization in an educational process.

Текст научной работы на тему «Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе»

УДК 378.026+378.03 ББК Ч481.2+Ч481.43

ЯДРО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Н.В. Уварина

Челябинский государственный педагогический университет

CORE OF A PEDAGOGICAL CONCEPT: LAWS, ACTUALIZATION PRINCIPLES OF PUPILS’ CREATIVE POTENTIAL IN AN EDUCATIONAL PROCESS

N. Uvarina Chelyabinsk State Pedagogical University

Рассматривается проблема создания педагогической концепции: раскрываются закономерности и принципы актуализации творческого потенциала в образовательном процессе.

Ключевые слова: закономерности, принципы, педагогическая концепция.

The problem of creating a pedagogical concept is considered: laws and principles of creative potential actualization in an educational process.

Keywords: laws, principles, pedagogical concept.

Содержание любой научной теории определяется ее ключевыми положениями (фундаментальными законами, допущениями, аксиомами, постулатами и т. д.), составляющими исходный теоретический базис или ядро. Изменения, касающиеся ядра теории, в значительной степени трансформируют всю ее структуру и общую информационную картину. Поэтому, раскрывая содержание педагогической концепции, особое внимание уделяется положениям, составляющим ее ядро.

В Большом энциклопедическом словаре ядро рассматривается как глубинная сущностная часть чего-нибудь, основа, суть [3]. Придерживаясь позиции Е.В. Яковлева и

Н.О. Яковлевой, мы под ядром педагогической концепции понимаем систему исходных положений, определяющих особенности построения научной теории и характеризующих ее специфику [10]. Концепция актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных знаний о феномене актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе,

полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного начального образования.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что ядро педагогической концепции включает закономерности и принципы исследуемого педагогического феномена, позволяющие объяснить сущность актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе и обеспечить возможность теоретико-логического вывода всех положений педагогической концепции.

Перед тем как перейти к описанию закономерностей актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе, необходимо остановиться на сущности понятия «закономерность». Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или «этапов исторического развития» [2, с. 106]. Являясь результатом совокупного действия множества законов, она отражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно выражает определенную связь, отношение.

Методологическое значение закономерности состоит в том, что она репрезентирует научное знание в предельно концентрированном виде. Входя в состав концепции и сохраняя ее теоретический контекст, закономерность формулируется в соответствии с принятой терминологией, опирается на базисные теоретические положения, требует в ходе практического применения использования всех научных знаний об изучаемом феномене, полученных в процессе работы над педагогической концепцией.

Закономерности определяют основную линию развития явления. Познание закономерностей актуализации творческого потенциала личности учащихся открывает возможность их практического использования в образовательном процессе. Опираясь на исследование Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой [10], можно выделить комплекс закономерностей и разделить их на группы: закономерности обусловленности (отражающие определяющие исследуемый феномен факторы), атрибутивные закономерности (раскрывающие его внутренние характеристические особенности и свойства), закономерности эффективности (вскрывающие обстоятельства продуктивного функционирования) и т. д.

Исходя из выделенных закономерностей, выявляются педагогические принципы, которые призваны выполнять регулятивную функцию педагогической деятельности. «Педагогический принцип - это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [1, с. 176].

Современные ученые по-разному классифицируют принципы исследуемых процессов. В нашем исследовании принципы разделены на две группы: общие и частные (специфические). В группу общих принципов входят те, которые носят некоторый универсальный характер и непосредственно связаны со всеми закономерностями. Выделение общих принципов обосновано тем, что все закономерности имеют общее методологическое основание и обеспечивают целостность любой теории.

Кроме того, общие принципы определяют правила осуществления практической деятельности и обеспечивают полноту системы закономерностей. Специфические принципы определяются выявленными закономерностями исследуемого педагогического феномена.

Прежде всего, обратимся к общим принципам актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе. Важность выделения общих принципов заключается в том, что они 1) определяют целостность ядра концепции, так как связывают выделенные закономерности; 2) связывают ядро педагогической концепции актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе с объектами другого уровня, в данном случае - с процессом самоактуализации личности и с системой общего образования.

Воспользовавшись общепедагогическими принципами, мы выделили следующие общие принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе: гуманизации, вариативности, научности, верифицируемости. Представленные принципы относятся ко всем описываемым ниже закономерностям. Далее перейдем к рассмотрению выявленных закономерностей и соответствующих им специфических принципов.

Атрибутивная закономерность: включение личности учащихся в различные виды продуктивной деятельности актуализирует творческие способности. Приведенная закономерность позволяет установить отношения с родовым понятием и исходит из определения понятия «способности» (такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся).

Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [8, с. 122]. Опираясь на идеи Б.М. Теплова о том, что способности формируются только в деятельности, можно заключить, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Соответственно актуализация творческого потенциала личности учащихся в образова-

Методологические основания педагогики

тельном процессе определяется содержанием творческой деятельности, в которую включены учащиеся. И закономерность данного процесса такова, что чем более активна деятельность ребенка, тем интенсивнее протекает его развитие. Включение различных видов творческой деятельности в учебный процесс не только обогащает познание, но и способствует эффективному переходу потенциальных состояний в актуальные, т. е. возможностей в способности. Данная атрибутивная закономерность связана с принципами партисипа-тивности, индивидуализации и дифференциации.

Закономерность внешней обусловленности: предоставляемая свобода личности в творческой деятельности определяет достижение результата творческой самоактуализации личности учащихся - проявление творческой индивидуальности. Данная закономерность вскрывает связь содержания и результата актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе с внешними факторами, в частности с наличием свободы.

Свобода обусловлена несвободой определенных действий, связанных с ограничениями и ответственностью, налагаемыми на человека в отношениях с обществом и другими людьми. Несвобода личности определяется в системе современного образования как внешними, так и внутренними факторами: отсутствием возможности выбора цели, содержания, способов, условий деятельности [6]. В связи с этим индивидуальные потребности творческой активности субъекта остаются невостребованными, а их проявления незамеченными.

Мы согласны с А. Маслоу, который исходит из предположения, что если здоровому ребенку предоставить реальную возможность свободного выбора, то он будет выбирать то, что полезно для его развития. «Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы взрослые доверяли ему и естественным процессам развития...» [7, с. 241]. Поэтому взрослые должны создавать детям возможности для самостоятельного удовлетворения своих потребностей в свободном выборе.

Взаимосвязь свободы и индивидуальности исследовали О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребе-нюк [5]. Они считают, что именно индивидуальность как форма целостности обеспечивает изменчивость, динамику, движение, свободу личности. Только индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободно-

му, независимому существу. Представленная закономерность проявляется в процессе применения технологии актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе. Указанная закономерность обусловленности связана с принципами свободы выбора и личностного целеполагания.

Закономерность внутренней обусловленности: личность на себе испытывает влияние двух тенденций - к инновации, исходящей из потребности в самоактуализации, к консервации, исходящей из потребности в безопасности. В основе выявления этой закономерности лежат: 1) положение синергетического подхода о том, что эволюция самоорганизующейся системы обусловлена противоречиями между стабильностью и изменчивостью; 2) противоречия в развитии личности между тенденцией к инертности, устойчивости и тенденцией к подвижности, изменчивости.

Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Они определяют движение в развитии личности. Движущие силы развития личности - противоречия между стремлением живой системы (человеком) к сохранению устойчивых связей, способов действия и стремлением к изменениям под влиянием новых жизненных ситуаций. Указанная закономерность вскрывает связь мотивационного компонента самоактуализации личности учащихся с внутренними факторами, в частности с потребностью в безопасности и потребностью в саморазвитии. Данная закономерность обусловленности связана с принципом педагогической поддержки и принципом открытости заданий.

Закономерности эффективности связаны с совершенствованием педагогического процесса - получением максимально возможного результата при снижении затрат, т. е. определением тех факторов, которые влияют на его эффективность. Нами определены две закономерности эффективности.

Творческая самоактуализация личности учащихся зависит от развития личностной и деятельностной рефлексии. Раскрывая процессуальный компонент самоактуализации, мы констатируем наличие перехода потенциальных возможностей в актуальные способности. Механизмом данного перехода, на наш взгляд, является рефлексия.

Рассматривая рефлексию как анализ самим человеком «внутреннего плана» своих действий, направленность его сознания на осмыс-

ление его собственных действий [4, с. 45], мы соглашаемся с Г.П. Щедровицким [9], который отмечает, что, если предоставить детей самим себе, заставить их открывать новые способы деятельности, развитие их способностей будет идти крайне медленно. Поэтому в педагогической технологии актуализации творческого потенциала личности учащихся необходимо создать условия для целенаправленного развития рефлексии.

Следует особо отметить, что механизм рефлексии: 1) отражает сущность самоактуализации, поскольку обеспечивает переход потенциальных состояний в актуальные (возможностей в способности); 2) обеспечивает переход бессознательных проявлений творчества в сознательные. Указанная закономерность эффективности связана с принципами: актуализации витагенного опыта, образовательной рефлексии.

Закономерность эффективности: учебная деятельность как ведущий вид в младшем школьном возрасте определяет деятельный характер творчества. Эта закономерность базируется на идеях деятельностного подхода, закономерностях психического развития младшего школьного возраста, сходстве структурных компонентов учебной и творческой деятельности.

Философия и психология показывают, что любая деятельность человека связана с творческим преобразованием действительности. Это утверждение подтверждается тем, что учебные потребности и мотивы нацеливают детей на получение ими знаний как результатов преобразования заданного материала. В процессе учебной деятельности использование рефлексивного механизма позволяет выполнять основные действия и операции (планирование, самооценка, самоконтроль), освоение которых превращает ученика в субъекта, что в свою очередь влияет на процесс творческой деятельности. Данная закономерность эффективности связана с принципами учета сензитивности и субъектности.

Таким образом, ядро концепции содержит: 1) атрибутивную закономерность и связанные с ней частные принципы партиси-пативности, дифференциации и индивидуализации; 2) закономерность внешней обусловленности и вытекающие из нее принципы свободы выбора и личностного целеполагания;

3) закономерность внутренней обусловленности и основанные на ней принципы педагогической поддержки и открытости заданий;

4) закономерность эффективности и следующие из нее принципы актуализации витагенного опыта и образовательной рефлексии;

5) закономерность эффективности и связанные с ней частные принципы учета сензитивности и субъектности. Общие принципы гуманизации, научности, вариативности и вери-фицируемости относятся ко всем выявленным закономерностям.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. -2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608 с.

2. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко; Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 208 с.

3. Большой энциклопедический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.

4. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. — М. : ЦПРО Развитие личности, 1998. - 360 с.

5. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во КГУ, 1995. - 94 с.

6. Макарова, Н.И. Насилие - ненасилие в современном образовании (или педагогика ненасилия как философская проблема) /Н.И. Макарова, Н. В. Наливайко. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 264 с.

7. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: рук. разработчика: [пер. с англ.] / А. Маслоу. - М. : Смысл, 1999. - 425 с.

8. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий /Б.М. Теплов. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с.

9. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровиций. — М.: Педагогика, 1995. -443 с.

10. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

Поступила в редакцию 14 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.