Научная статья на тему 'Ядерные державы в международных отношениях'

Ядерные державы в международных отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3529
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ (ДНЯО) / ЯДЕРНЫЕ ДЕРЖАВЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / THE TREATY ON THE NON-PROLIFERATION OF NUCLEAR WEAPONS (NON-PROLIFERATION TREATY / NPT) / NUCLEAR WEAPON / NUCLEAR-WEAPON STATES / NATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенова Татьяна Александровна

В статье исследуется роль ядерных держав в международных отношениях. Выделяются отличительные особенности ядерных концепций этих государств. Делается вывод о роли ядерного оружия в обеспечении национальной и международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUCLEAR-WEAPON STATES IN INTERNATIONAL RELATIONS

The article investigates the role of nuclear-weapon states in international relations. Distinguishable features of nuclear concepts of these states are highlighted. The conclusion is made about the role of nuclear weapons in ensuring national and international security.

Текст научной работы на тему «Ядерные державы в международных отношениях»

Т.А. Семенова

ЯДЕРНЫЕ ДЕРЖАВЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ NUCLEAR-WEAPON STATES IN INTERNATIONAL RELATIONS

В статье исследуется роль ядерных держав в международных отношениях. Выделяются отличительные особенности ядерных концепций этих государств. Делается вывод о роли ядерного оружия в обеспечении национальной и международной безопасности.

Ключевые слова: ядерное оружие, Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), ядерные державы, национальная безопасность, международная безопасность.

The article investigates the role of nuclear-weapon states in international relations. Distinguishable features of nuclear concepts of these states are highlighted. The conclusion is made about the role of nuclear weapons in ensuring national and international security.

Key words: nuclear weapon, The treaty on the non-proliferation of nuclear weapons (Non-Proliferation Treaty, NPT), nuclear-weapon states, national security, international security.

Андрей Дмитриевич Сахаров, один из создателей советской водородной бомбы, говорил: «Ядерная война может возникнуть из обычной, а обычная война, как известно, возникает из политики» [5, c. 54]. На сегодняшний день проблема распространения ядерных технологий продолжает сохранять свою актуальность.

С точки зрения международного права ядерными державами выступают США, Россия, Великобритания, Франция, КНР. Они же являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. В 1968 г. был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), ставящий своей первоочередной задачей монополизацию ядерного знания. Согласно этому документу, государством, обладающим ядерным оружием, признается государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 г. [3]

Однако ДНЯО не смог оправдать возложенных на него надежд, т.е. предотвратить распространение ядерного оружия. К ядерным государствам де-факто относятся Индия, Пакистан, КНДР. Эти страны не причисляют к ядерным державам в юридическом смысле, поскольку они провели ядерные испытания после 1967 г.: Индия - в 1974 г., Пакистан - в 1998 г. Эти страны отказываются от подписания ДНЯО, мотивируя тем, что документом создан

своего рода «клуб избранных», однако не содержится обоснование законности такого разделения. Северная Корея в 1985 г. подписала договор, однако отозвала свою подпись после конфликта с МАГАТЭ. Первые ядерные испытания были проведены КНДР в 2006 г., а в 2012 г. в ее конституцию внесены поправки о ядерном статусе страны.

Интересная ситуация складывается с Израилем, который официально не подтверждает и не отрицает наличие ядерного оружия, однако большинство ученых и экспертов считают, что эта страна владеет ядерным оружием. Израиль также отказывается подписать Договор о нераспространении ядерного оружия. В 2010 г. на совещании в Вене глава израильской комиссии по атомной энергии Шауль Хорев в очередной раз подтвердил, что его страна не подпишет ДНЯО. Следует отметить, что Израиль в отличие от Индии, Пакистана и КНДР пошел на подписание Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, принятого в сентябре 1996 г. 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, но до сих пор не ратифицировал его.

От имевшихся ранее собственных ядерных программ отказались ЮАР, Аргентина, Бразилия. Безъядерный выбор сделали Белоруссия, Казахстан и Украина, на территории которых находились ядерные вооружения Советского Союза. Германия, Турция, Бельгия, Нидерланды, Италия считаются «неофициальными ядерными державами». Еще во времена «холодной войны» американцы хранили в этих странах ядерные боеприпасы. США и сегодня используют данные государства в качестве арсенала для своего ядерного оружия. Существует целый ряд стран, которые в скором времени могут объявить о создании ядерного оружия: Япония, Тайвань, Саудовская Аравия, Египет, Алжир и др. Таким образом, ядерные технологии перестали быть уделом лишь сильных государств. Повышается риск распространения ядерного оружия в нестабильных в военном отношении регионах. Однако определяющим фактором в сфере ядерных технологий пока всё же остается политика легитимных ядерных держав, поэтому стоит рассмотреть их более подробно.

Соединенные Штаты Америки являются первой и единственной страной, которая использовала ядерный аргумент, подвергнув в августе 1945 г. бомбардировке японские города Хиросиму и Нагасаки. Среди ученых до сих пор ведутся споры о мотивах произошедшего. Многие считают, что Гарри Трумэн сделал это не столько для того, чтобы выиграть войну, сколько для того, чтобы поставить на место Советский Союз.

Первая концепция развития ядерных сил США, так называемая «ядерная доктрина», была принята в 1994 г. при Билле Клинтоне [2]. Согласно этому документу, ядерному оружию отводилась второстепенная роль в обеспечении национальной безопасности. В начале XXI столетия была провозгла-

шена новая, вторая по счету ядерная доктрина, которую часто называют «ядерной доктриной Джорджа Буша» [9]. Доктрина выступала за радикальное изменение ядерной политики. Так США снова взяли в руки «ядерный меч». Именно в это время (2002 г.) США вышли из Договора по ПРО. Третья доктрина опубликована при Бараке Обаме в апреле 2010 г. [6]. Новая ядерная доктрина США фокусируется на уменьшении роли ядерного оружия, предотвращении ядерного распространения и терроризма. Кстати, Б. Обама является сторонником концепции «глобального нуля» (Global zero). Идея всеобщего ядерного разоружения заключается в переходе к безъядерному миру путем уничтожения тактического ядерного оружия и сокращения стратегических ядерных арсеналов.

Однако США, проводя агитационный курс по сокращению ядерных запасов других стран, в ближайшее время не собираются резко сокращать свой собственный ядерный потенциал. Военно-политическое руководство страны продолжает считать необходимым поддержание количественного состава стратегического наступательного вооружения на уровне, достаточном для нанесения удара любому государству. По утверждению Линтона Брукса, бывшего главы национальной администрации по ядерной безопасности США, ядерное оружие есть последняя гарантия суверенитета: «Мы живем в мире, где существуют суверенные государства, и такие вооружения обеспечивают последнюю гарантию этого суверенитета. И мы по-прежнему будем прилагать усилия к тому, чтобы обеспечить безопасность и надежность этих вооружений» [1]. Совершенно очевидно, что при таком подходе идеи достижения «глобального нуля» и построения безъядерного мира являются утопичными.

Что касается России, то ядерное оружие перешло ей в наследство от Советского Союза, который провел ядерные испытания в 1949 г. Согласно доктринальным установкам РФ, наличие ядерных сил является, в первую очередь, средством сдерживания потенциальной агрессии. В действительности же ядерное оружие поддерживает высокий статус РФ на международной арене, служит основанием ее членства в Совете Безопасности ООН. В последнее время российское правительство идет в фарватере американской политики ограничения ядерных сил. В период обострения локальных конфликтов вблизи границ РФ ликвидация значительной части ядерных арсеналов, несомненно, угрожает ее суверенитету. По мнению французского военного специалиста Пьера Галуа, «России ни в коем случае нельзя уничтожать ядерное и стратегическое оружие, а следует его сохранять и наращивать. В этом залог ее национальной безопасности» [8].

Третьей ядерной державой, осуществившей испытания атомной бомбы в 1952 г., стала Великобритания. Несмотря на то, что Великобритания явля-

ется суверенной ядерной державой, ядерное оружие страны находится в совместном управлении с государствами Североатлантического альянса, что оказывает прямое влияние на проведение ее ядерной политики. Великобритания видит в НАТО гарантию собственной и европейской безопасности и, по сути, является проводником американской политики в рамках блока. Соединенное Королевство поддерживает размещение американских ядерных боеприпасов и самолетов на своей территории. По имеющимся данным, на английской авиабазе Лейкенхит содержится более 100 американских ядерных авиабомб для базирующихся там самолетов тактической авиации ВВС США [7, с. 45].

Франции стала обладательницей атомного оружия в 1960 г. В отличие от Великобритании французский ядерный арсенал не входит в состав сил НАТО, что позволяет проводить независимую ядерную политику. Руководство страны рассматривает ядерные силы не только в качестве инструмента сдерживания противника, ядерный потенциал которого превосходит французский, но и как средство устрашения потенциальных обладателей оружия массового уничтожения, способных прибегнуть к его использованию против Франции.

Последним де-юре ядерным государством является Китайская Народная Республика. Первые испытания были проведены в 1964 г., а вскоре Китай провозгласил принцип неприменения первым ядерного оружия. Сегодня КНР рассматривает ядерное оружие как инструмент поддержания статуса великой державы и пресекает любые попытки воздействия других ядерных держав путем ядерного устрашения.

Распространение ядерных технологий приводит к тому, что ядерный фактор оказывается в центре мировой политики. Подавляющее большинство государств видит в ядерном оружии некий гарант безопасности. Подобного мнения придерживается и Радий Илькаев, директор Российского федерального ядерного центра ВНИИ экспериментальной физики, заявляя, что «ядерное оружие на современном этапе служит интересам обеспечения национальной безопасности» [4]. Однако такой подход ставит под вопрос обеспечение международной безопасности, что наглядно доказывают последние события на Корейском полуострове.

Литература

1. Брукс Л. Последняя гарантия суверенитета // Российская газета. - 15.07.2005. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/07/15/brooks.html

2. Григорьев А. Новая ядерная доктрина США // Голос Америки. -06.04.2010. - Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/obama-nuclear-doctrine-2010-040-06-90020572/184125.html

3. Договор о нераспространении ядерного оружия (одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 г.) // Официальный сайт ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml

4. Емельяненков А. В этом клубе нет скамейки запасных: интервью с Радием Илькаевым // Российская газета. - 15.07.2005. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/07/15/ilkaev.html

5. Зубок В.М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. - М.: РОССПЭН, 2011. - 671 с.

6. Карякин В. Новая ядерная доктрина США и безопасность России // Независимое военное обозрение. - 03.12.2010. - Режим доступа: http://nvo.ng.ru/concepts/2010-12-03/1_doctrina.html

7. Круглов В., Сосновский М. Политика НАТО в отношении ядерного оружия // Обозреватель. - 2008. - № 8. - С. 42 - 54.

8. Радчук А. Большая ядерная игра в XXI веке: разоружение или война? // Перспективы. - 02.04.2010. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=51940

9. Nuclear Transformation. The New U.S. Nuclear Doctrine / Ed. by James J. Wirtz and Jeffrey A. Larsen. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2005. - 288 p.

Коротко об авторе

Семенова Татьяна Александровна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]

Briefly about author

Semenova Tatiana Aleksandrovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.