Елена ДРАПЕКО: Я ОТВЕЧАЮ ЗА ВСЕ...
Депутат Государственной Думы Елена Григорьевна Драпеко окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, актриса театра и кино. Профессор Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, академик Международной академии туризма. Заслуженная артистка РСФСР. Лауреат премии Ленинского комсомола. Занимала должность председателя Комитета по культуре и туризму мэрии Санкт-Петербурга. Перед избранием в Думу — профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
— Елена Григорьевна, гораздо легче представить политиком женщину-экономиста, бизнес-леди, юриста. Актрису, наверное, гораздо трудней?
— Вы представляете меня только актрисой. А между тем я 10 лет была членом ЦК профсоюза работников культуры, где научилась переводить народную боль на язык государственного документа. 20 лет была членом правления Союза кинематографистов, около 5 — вице-президентом Гильдии актеров театра и кино и как руководитель организации — распорядителем кредитов. Вела не только политическую, но и экономическую деятельность. Что касается законодательства, то моя первая работа над законом — по авторскому и исполнительскому праву — началась еще в 1987 г. Кроме того, 2 года я была председателем Комитета по культуре и туризму Санкт-Петербурга, а это - планово-финансовый отдел, отдел капитального строительства и реставрации и другое. В Государственную Думу пришла с университетской кафедры — 7 лет преподавала в Гуманитарном университете профсоюзов, была деканом факультета, который готовил управленцев в области культуры, журналистов. У меня большой опыт работы с людьми и документами.
— У вас на прежнем месте была интересная, насыщенная жизнь. Но, очевидно, чего-то в ней недоставало, что и заставило вас заняться политикой ?
— Есть три рычага воздействия руководителя на ситуацию: деньги, кадры и закон. Одна из самых главных проблем в России сегодня — законодательная база, искажающая, на мой взгляд, реальную ситуацию в стране: не зря законы для нас — за наши же деньги - пишет Международный валютный фонд. А ведь законы должны защищать внутренний рынок, собственные трудовые ресурсы, отвечать требованиям национальной безопасности. Кроме того, парламент — представительный орган. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, я и пришла в законодательный орган.
Депутат должен быть не только экономистом, юристом, законником. Одного знания законодательства недостаточно. Депутат должен обладать многогранными навыками, знать, как функционирует государственная машина, реальную жизнь, стратегию развития и потребности общества, его главные болевые точки, что именно требует немедленного решения. Каждый закон, принятый в Думе, определяет жизнь страны на годы вперед, поэтому депутат обязан предвидеть последствия своих решений.
— Вы пришли в Думу отстаивать интересы культуры?
— Представлять и отстаивать интересы нанимаемых рабочих и служащих, защищать тех, кто живет на зарплату, социальные пособия, пенсии и, конечно, национальную безопасность страны. Сегодня существует опасность экспансии транснациональных корпораций на нашу территорию. В связи с этим, убеждена, базовыми проблемами страны становятся производство продовольствия, возрождение и развитие сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения, химической промышленности, выпускающей удобрения, -вопросы, напрямую касающиеся национальной безопасности.
Обязанности депутата Государственной Думы гораздо шире узкой, профессиональной специализации, которой он занимается в комитете. Есть фильм «Я отвечаю за все». Депутат Госдумы тоже отвечает за все — голосует по всему блоку законодательства.
— Актерская профессия, как и профессия политика, публичная. Над судьбой Лизы Бричкиной рыдали миллионы. Работа депутата Драпеко таких сильных эмоций не вызывает?Хотя, может быть, вы вкладываете в нее гораздо больше души, знаний, характера... Это вас не смущает?
— Совершенно нет. Я не считаю, что моя депутатская деятельность должна вызывать у народа такие же сильные эмоции, хотя и в нашей работе их достаточно. Мне, например, иногда приходится сдерживать себя, я, сжав зубы, вынуждена убеждать своих оппонентов, чьи коммерческие или корпоративные интересы вошли в противоречие с государственными. И бессмысленно взывать к их совести! Можно только загнать их в угол знанием законодательства — то есть заставить выполнять законы.
— Они что же, не понимают, что действуют вопреки национальным интересам?
— Все понимают, дураков в Думе нет. Просто защищают корпоративные интересы разных социальных групп. В чьих интересах был принят закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств? Страховых компаний, имеющих в Думе сильное лобби на самом высоком уровне. Мало того, они придумали, что мы должны страховать не только автосредства, но и приватизированные квартиры.
Так что следующий этап обирания населения — обязательное страхование жилья.
Страхование, во-первых, должно быть добровольным. Во-вторых, человек, вкладывая средства, должен быть уверен, что сможет их вернуть. Сегодня же никто не знает, как это сделать и сколько вы получите. Поэтому, убеждена, закон выгоден только владельцам дорогостоящих иномарок, стоимость ремонта которых зачастую превышает стоимость квартиры того, кто в нее врезался, и страховым компаниям, поскольку обеспечил непрерывный, гарантированный поток средств на их счета.
— Вам как депутату удалось реализовать все те планы, которые вы задумали?
— Это невозможно. То, что я задумала, — работа на долгие годы. Я ставлю перед собой краткосрочные задачи. Например, принять закон об охране памятников истории культуры. Я начала работать над ним, будучи еще помощником депутата, в творческих союзах. 6 лет он не мог пройти через Думу, 2 раза возвращался в первое чтение. Поскольку затрагивает очень «крутые» интересы. В сфере культуры — гигантская собственность. Памятники истории и культуры — это не только дворцы. Это археологические памятники, здания и земля под ними — по всей стране. Эрмитаж, Пушкинский музей в Москве, Кремль, учетные здания-памятники, в которых располагаются учреждения культуры, коммерческие предприятия, взявшие их в аренду. Владимир Алексеевич Брынцалов, например, вопреки законодательству выкупил в собственность дворец под Москвой и восстановил его.
Наш закон, с одной стороны, сегодня допускает передачу в собственность памятников местного значения, более 40% основных конструкций которых разрушено: местные, муниципальные власти не в состоянии финансировать их реставрацию и восстановление. С другой — запрещает приватизацию памятников федеральной собственности и имеющих всемирное значение. Хотя попытки приватизировать их были и продолжаются.
Закон также устанавливает единые правила охраны памятников истории и культуры — существует Единый реестр памятников — независимо от того, в чьей собственности, пользовании или аренде они находятся, - государства, церкви, общественных организаций, частного собственника. Государство должно отвечать и следить за культурным наследием по всей территории Российской Федерации.
Закон тяжелейший. Мы его очень долго согласовывали, неоднократно переписывали. После того, как большинством голосов в Государственной Думе он был принят, на него наложил вето Совет Федерации. Год длилось согласование с субъектами, Москвой и Петербургом — тоже собственниками памятников: в Петербурге более 3 ООО зданий, в Москве — более 600 плюс гигантские комплексы монастырей, Кремль — тяжелейшее столкновение интересов. Но этот клубок все-таки удалось размотать и провести закон через Совет Федерации, он уже действует.
— Что общего в работе актрисы и политика?
— То, что свои проблемы и амбиции они оставляют за сценой, за порогом рабочего кабинета. У артиста могут быть серьезные личные проблемы, неприятности. Но когда он выходит на сцену, обо всем забывает, помнит только о роли, о спектакле. Так же и политик. Когда входишь в здание Государственной Думы, собственные проблемы оставляешь за ее стенами. Эта привычка у меня с давних пор. Живу как бы двумя жизнями. Кроме того, актерская профессия требует всего тебя, личной жизни, как правило, нет. У политика тоже. Ты круглые сутки политик или актер — если относишься к своим обязанностям серьезно.
— Какая черта вашего характера — основная?
— Со стороны виднее, но, думаю, упорство. Я никогда ничего не бросаю на полдороге. Если за что-нибудь берусь, всегда довожу до конца, героически преодолевая трудности, которые сама себе создаю. Недавно у нас с дочерью даже конфликт случился. Она упрекала меня в том, что я делала то, что могла бы и не делать. А для меня — чем сложней проблема, за решение которой я берусь, тем интересней.
Я вас, видимо, обескуражила. Ко мне зачастую приходят, как к Лизе Бричкиной. И удивляются, когда узнают, что уже много лет я «играю» на другой сцене, а в кино снимаюсь параллельно. За время летнего отпуска я умудрилась сняться в вось-мисерийном фильме «Свободная женщина»-2. Милейшая съемочная группа, чудесный режиссер, великолепные актеры. Я там отдохнула.....
— Скажите, пожалуйста, вопрос выбора профессии перед вами когда-нибудь стоял ?
— Сразу после школы я поступала в театральный институт и провалилась. Была бледненькой
тростиночкой. А берут типажных. Взяли девочку поярче — пышную, красивую. Я с ней до сих пор общаюсь. Она долгое время работала диктором на ленинградском телевидении. Недавно мы вместе сделали телепередачу «Матриархат».
А тогда передо мной встал вопрос: что делать? Мама сказала: «Поступай в холодильный институт, у меня там декан знакомый». Я ответила, что не пойду туда даже под дулом пистолета. Взяла справочник «Вузы Ленинграда», нашла Академию культуры. Там была кафедра культпросветработы, режиссура народных театров — и поступила туда.
В школе была отличницей, поэтому экзамены по общеобразовательным предметам отщелкала в три секунды. В институте очень обрадовались, что у них появилась такая активная студентка. Там тоже была отличницей, написала научную работу о театре «Синей блузы». На конкурсе студенческих работ получила за нее премию, была гордостью института. Моя фотография висела на «Доске почета». Поэтому когда через два годы учебы пришла в деканат забрать документы, чтобы снова поступать в театральный институт, декан полтора часа со мной беседовал — не хотел отпускать. Рассказывал ужасы об актерской профессии, низкой зарплате, о задрипанном театрике в маленьком городке, куда меня направят после окончания института. Без блата, говорил, ничего не получится. Там нужно иметь маму, папу или любовника. А ты на себя посмотри, положительная такая... Что с тобой будет в актерском мире? Рисовал радужные перспективы, если останусь. Но я все же забрала документы и поступила в театральный институт. Училась с Мишей Боярским, Кириллом — сыном Ефима Копеляна..
— Расскажите, пожалуйста, о себе, своей семье, о личном...
— Личной жизни у меня практически не было и нет. Мы живем вдвоем с дочерью, студенткой факультета журналистики, и кошкой Сюськой. Она с нами уже 14 лет. Ее частенько не на кого оставить. Тогда я погружаю кошку в корзинку и мы летим, например, в Петербург, в мою общественную приемную на Малой Морской, бывшей Гоголя, или в Петрозаводск, в Карелию, где у меня еще одна приемная.
— Как вы выбираете себе друзей?
— Они сами образовываются. На выборной кампании в 1998 г., например, я познакомилась с
Ольгой, женщиной, которая отвечала за выборную кампанию депутатов. С тех пор мы с ней не-раз-лей-вода. Дружим семьями. Год прожила у нее на диване. Первое время нам не давали служебную квартиру, жили в гостинице «Россия», а у меня дочь-десятиклассница и кошка. Настю одну в гостинице не оставишь — ее там все за руки хватали, да и с кошкой неудобно. Тогда Олечка сказала, чтобы я не мучилась и жила у нее в гостиной. Потом получила служебную квартиру — отказалась от шикарного депутатского дома на Мосфильмовской, квартиры там давали громадные, и попросила что-нибудь попроще, в блочном доме, рядом с подружкой. Чтобы знать, что ребенок присмотренный: Оля через дорогу перебежала и принесла сыр-нички и супчик. Кошка тоже накормлена и присмотрена. Наша трехкомнатная квартира меньше двухкомнатной, которую мне давали.
Олечка мне готовит, помогает покупать одежду—у меня на это нет времени. Я даже не знаю, где что продается. Она знает все, советует, что брать, отслеживает распродажи. Зарплата у нас не самая большая на свете, а одеваться надо прилично, поэтому многие вещи я покупаю на распродаже.
— Что вы приемлете в нынешней жизни ? Что — категорически нет?
— Мне нравится разнообразие предложений в разных областях. Это касается и проведения времени — появилось много ресторанчиков, кафе. Это жизнь украшает. Категорически не приемлю расслоение общества, когда 80% собственности принадлежат 20 семьям. А остальные 20% распределяются между 150 млн жителей.
Капитал, нажитый собственным трудом, — да: человек имеет право зарабатывать и жить хорошо. Несправедливое присвоение общественной, общегосударственной собственности — нет. Великий обман ваучеризации — это то, с чем мы не можем смириться.
— Ваше хобби, как проводите свободное время?
— Я автомобилистка, 12 лет за рулем. Очень люблю ездить. Что касается свободного времени, то предпочитаю проводить его за городом. У меня есть небольшая недостроенная дачка на Карельском перешейке, в садоводстве радио и телевидения. Мы там живем очень дружно. Жарим шашлыки, поем песни. Места там чудесные, красивейшие озера, лес. Я вообще люблю лес и деревню.
Когда появляются деньги, пытаюсь достроить дачку. Правда, жить мне там совершенно некогда, на 2 — 3 дня только могу выбраться. Отдыхать летом у меня никак не получается. Обязательно вызовут куда-нибудь телеграммой.
— Елена Григорьевна, как вы отмечаете 8 Марта, какое значение имеет этот праздник в вашей жизни? Что хотели бы пожелать россиянкам?
— Я актриса и долгие годы все праздники для меня были рабочими днями — концерты, спектакли. Сейчас сижу на торжественных заседаниях. Но 8 Марта люблю — это праздник цветов, улыбок и поцелуев. Мужчины такие добрые, дети такие милые! Желаю всем женщинам России душевного спокойствия и достатка, пусть будут счастливы и здоровы они сами и их близкие!
Беседовала Наталья Долгушина