Научная статья на тему '«Я-креативное» в представлениях студентов'

«Я-креативное» в представлениях студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
803
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / «Я-ОБРАЗ» / ТРАНСКОММУНИКАЦИЯ / ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ ЛУЧ / CREATIVITY / I-IMAGE / TRANS-COMMUNICATION / TRANS-COMMUNICATIVE BEAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова Эмма Ивановна, Ларионова Анастасия Вячеславовна

Рассматривается проблема креативности в рамках транскоммуникативного подхода В. И. Кабрина. Представлены результаты исследования построения образа «Я-креативного» через текст, исследуется проблема осознания студентами своей креативности и реализации своего творческого потенциала в жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“I-CREATIVE” IN STUDENTS’ UNDERSTANDING

The V. I. Kabrin’s creativity problem within the frames of the trans-communicative approach is considered. The results of research of construction of the image are presented through the text I-creative, the problem of awareness by students of their creativity and realize their creative potential in life.

Текст научной работы на тему ««Я-креативное» в представлениях студентов»

УДК 159.922

Э. И. Мещерякова, А. В. Ларионова «Я-КРЕАТИВНОЕ» В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ

Рассматривается проблема креативности в рамках транскоммуникативного подхода В. И. Кабрина. Представлены результаты исследования построения образа «Я-креативного» через текст, исследуется проблема осознания студентами своей креативности и реализации своего творческого потенциала в жизнедеятельности.

Ключевые слова: креативность, «Я-образ», транскоммуникация, транскоммуникативный луч.

В современном тезаурусе психологии все чаще фигурируют понятия «личностный потенциал», «личностная автономия», «самоактуализация»,

«креативность». Это обусловлено социально-экономической необходимостью разработки инновационных идей, поиском эффективных стратегий в развитии социальных отношений, где центром и ценностью становится человек, его способности и возможности реализации в современном мире. Поэтому в эпоху гуманизации психологического знания растет интерес к феномену «Я» как центральному образованию личности человека.

Благоприятные предпосылки для развития личности, ее самораскрытия, самореализации, самодостаточности создает креативность. Креативность позволяет находить новые способы поведения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, оптимально использовать внутренний потенциал личности, совершенствоваться и не бояться нового. Креативность представляется как «высшая стадия развития личности» (К. А. Абульханова-Слав-ская), «способ бытия личности» (Г. Г. Панкова), «сущностная характеристика человека» (А. Г. Шумилина).

В настоящее время знание о креативности характеризуется многоаспектностью, представляет собой множество различных теорий, концепций, теоретических и эмпирических представлений. Количество определений креативности, накопившееся к настоящему моменту, бесчисленно, так как «... процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия» [1]. Разнообразные определения и подходы к изучению проблемы креативности показывают существование различных позиций как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Проблема креативности традиционно рассматривается в рамках когнитивного, деятельностного и личностного направления. В русле когнитивного направления изучение креативности происходит в тесной связи с исследованием когнитивных процессов. Данное направление получило широкое распространение на Западе благодаря работам Дж. Гилфорда и П. Торренса. Авторы рассматривают креативность во взаимосвязи с дивергентным мышлением и выделяют основные параметры кре-

ативности: оригинальность - способность продуцировать необычные ответы, отдаленные ассоциации; семантическая (обозначающая) гибкость -способность выделить функцию объекта и предложить его новое применение; образная (адаптивная) гибкость - способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности; семантическая (спонтанная) гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации [2, 3].

В рамках теории деятельности креативность рассматривается как активная деятельность личности, регулируемая ее потребностями, мотивами и целями. Важная роль при этом отводится процессам смыслообразования и межличностного взаимодействия. Так, Л. С. Выготский отмечал, что творческой можно назвать такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [4].

C. Л. Рубинштейн под творческой деятельностью подразумевает «деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т. д.» [5].

В рамках личностного направления креативность рассматривается как «характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношения с миром» [6]. Данная проблема исследователями изучается во взаимосвязи с чертами личности, мотивацией, самоактуализацией и свободой реализации своих способностей. Ряд авторов (T. M. Ama-bile, M. A. Collins, M. Csikszentmihalyi, F. Barron,

D. Harrington и др.) выделяют некоторое множество черт, присущих креативным личностям, например, такие как: оригинальность и независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономности, склонность к риску и другие [7-9]. Представители гуманистической ориентации А. Маслоу и К. Роджерс также рассматривают креативность как сущностное свойство личности, понимая под ней естественную тенденцию к личностному балансу и самоактуализации [10, 11]. Как отмечает А. Маслоу и вслед за ним

Ж. А. Максименко, не столько реальные личностные характеристики, «объективно» измеренные, сколько представление человека о себе обуславливают его поведение, являясь прогностически важным показателем сознательного отношения человека к окружающему, становясь частью личности человека, включаясь в его «Я-образ» [10, 12].

Как правомерно отмечает Я. Б. Частоколенко: «Анализ ведущих подходов исследования творчества (деятельностного, когнитивистского, личностного) наглядно показывает, как выделенный для исследования “фрагмент реальности” начинает ускользать от исследователей. Очевидно, что концепции и теории прекрасно работают в тех условиях, в которых были созданы. Выходя в пространство большей размерности, в первую очередь необходимо найти релевантную методологию исследования. Так, коммуникативный подход существенно расширяет исследовательские возможности.» [13, с. 97].

Мы согласны с позицией Я. Б. Частоколенко и считаем, что в динамике исследований креативности малочисленными и не достаточно концептуально обоснованными являются исследования творческой личности как трансцендентной, способной к выходу за пределы норм, требований ситуации. В этом плане концепция транскоммуникации В. И. Кабрина, на которой базируется методология нашего исследования, представляется развитием трансцендентного направления в исследовании креативности. Предполагается, что транскоммуникация - это способ выхода человека за свои пределы, это то, что акцентирует для личности ее «Я-образ» «несамодостаточность», «несамотожде-ственность» и ориентирует на саморазвитие и самореализацию. Более того, В. И. Кабрин считает, что транскоммуникативные процессы - это обратимые переходы и новые синтезы между различными формами и уровнями человеческой коммуникации, на основе их универсальной информационно-энергетической природы они являются основным способом человеческой жизни и возможностью к самоорганизации через обмен информацией и энергией со средой [14]. Транскоммуникация как общение между инаковыми и разнопорядковыми коммуникативными мирами возможна как символическое или метафорическое смыслотвор-чество, результатом которого является новая смысловая связь, в частности между внутренними или внешними мирами человека. Транскоммуникация объединяет и обуславливает процессы и состояния, которые определяются «пиковыми» душевными процессами и состояниями стресс-транс-фор-мации, одним из таких процессов является креативность. Творческие коммуникативные интеграционные факторы, определяющие траекторию

жизненного развития, являются значимыми факторами в процессах перехода человека на новые уровни транскоммуникативного бытия и приобретении нового, более совершенного и осмысленного способа существования. Понимание ноэтической природы креативности может помочь растущей личности обнаруживать полноценное истинное творчество [15]. Именно трансцендентный источник ноэтического цикла жизни человека говорит о транскоммуникативной природе его креативности на всех ее уровнях-векторах, которые проявляются в человеческих переживаниях в виде разнопорядковых «синтоний» и «синхроний».

Методически данное исследование базируется на выделенной В. И. Кабриным четырехмерной модели транскоммуникации, которую он применил к анализу базовой дифференциации центральной инстанции человеческого «Я»:

1. Нисходящий луч транскоммуникации (в направлении телесности) - это первичное децентри-рованное «Я», трансформируя паразитарную природу вживания в альтруистическую интенцию служения роду, культуре, профессии, порождает соответствующий тип коммуникативных отношений (ориентация на помощь, жертвование, связанное с чувством сопричастности чему-либо).

2. Импрессивный луч транскоммуникации формирует импрессивное «Я», в которое входят «Я-образ», «Я-перцепция», «Я-поток», «Я-впечатле-ние», адаптивное «Я» и т. д. Этот «Я-комплекс» обеспечивает транскоммуникативную интенцию «отзывчивости-взаимности» и соответствующий тип коммуникативных отношений (отзывчивость, ответственность, впечатлительность - чувство причастности к гармонии мира).

3. Экспансивный луч транскоммуникации рождает спонтанное, генеративное, субъективное, инициативное, ментальное, творческое «Я». Этот «Я-комплекс» проектирует транскоммуникативную интенцию инициативной избирательности, «формируя чувство собственного достоинства», и соответствующий тип коммуникативных отношений (потребность в самореализации, ориентация на достижения, рост притязаний, связанные с чувством безграничных возможностей жизненного пространства).

4. Восходящий луч транскоммуникации формирует высшее «Я», духовное, вдохновляющее, просветленное, мудрое «Я», определяющее транскоммуникативную интенцию призвания и порождает соответствующий тип коммуникативных отношений (чувство предназначения, особой индивидуальной предрасположенности к осуществлению чего-то жизненно и социально значимого, связанного с поиском и открытием смысла жизни в контексте высших духовных ценностей) [16].

Таким образом, субъективные состояния и переживания, осознаваемые личностью как в себе, так и в других, можно структурировать по базовым транскоммуникативным лучам. Актуализация этих лучей задает специфическую структуру и динамику душевной жизни. В свою очередь, соответствующие особенности субъективных переживаний могут быть использованы в качестве ключей-дешифраторов структуры транскоммуникативного процесса и транскоммуникативного потенциала личности.

Целью исследования является изучение особенностей проявления транскоммуникации в процессе идентификации студентами себя как творческой личности, а также в выявлении взаимосвязи рефлексивного компонента «Я-креативного» с уровнем креативности личности. Исследование проводилось в период с 2007 по 2011 г. на базе факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета. В нем приняло участие 297 студентов первого курса гуманитарных факультетов, средний возраст испытуемых 17 лет.

В исследовании использовались:

1. Опросник креативности Джонсона, адаптированный Е. Е. Туник, состоящий из восьми утверждений, включающих в себя характеристики, позволяющие определить уровень креативности [17]. Для оценки релевантности психодиагностики креативности студентов с помощью опросника Джонсона были привлечены эксперты.

2. Метод свободного самоидентификационного сочинения «Я как творческая личность», который позволил выявить содержательные феномены идентификации себя с творческой личностью [18]. Для этого студентам было предложено написать эссе на тему «Я как творческая личность», для обработки которого использовался контент-анализ. Оценка происходила в условиях семинарских и тренинговых занятий.

Для выявления зависимости выделенных тем-признаков в сочинении от уровня креативности был использован ранговый дисперсионный анализ Краскела-Уаллиса (Н-критерий). Обработка статистических данных производилась с помощью компьютерных программ БТАПБТГСА 6.0.

Заданная тема сочинения «Я как творческая личность» позволила исследовать специфическое коммуникативное пространство - транскоммуникативный потенциал саморазвития и самореализации личности, который актуализировался через идентификацию себя с творческой личностью [19]. Так как, по мнению В. И. Кабрина, процесс транскоммуникации осуществляется в остротах, аналогиях и метафорах, а также в смятениях, потрясениях, инсайтах, катарсисах - во всем том, что выво-

дит человека за рамки обыденного в новое, неизведанное [15].

В результате проведенного исследования с помощью контент-анализа самоидентификационных текстов эссе были определены наиболее встречающиеся тематические блоки, иллюстрирующие содержательно-оценочные компоненты креативного «Я». Обобщенный анализ текстов сочинений по выборке позволил построить схематический профиль микродинамики транскоммуникативных тенденций анализируемой выборки (таблица).

Процент встречаемости тем-признаков в сочинении «Я как творческая личность»

Темы Категории оценки %

Определение понятия «творчество» Свое определение 19

Книжное определение 38

Нет определения 43

Считает себя творческим Да 70

Нет 20

Не упоминает 10

Кто относится к творческим личностям Все 42

Особенный 3

Виды творчества (модификация классификации Е. Торренса) Звуковой 12

Двигательный 33

Изобразительный 21

Словесный 34

Как видно из таблицы, уже в определении самого понятия творчества можно отметить различную транскоммуникативную динамику. Тексты некоторых респондентов начинаются с осмысления предмета рассуждения, уточнения понятия и отнесения к нему определенных характеристик, а затем поиск аналогичных в самих себе. Так, 38 % студентов дали «книжное» определение, это может быть связано с потребностью обратиться к «авторитетным» источникам для правильного понимания описываемого понятия или же нежеланием углубляться в предмет размышления. 19 % студентов предложили свое определение понятия «творчество», погружаясь в процесс смыслотворчества и метафориза-ции: «Творчество - это состояние души, свобода самовыражения», «Творчество раскрашивает повседневность», «творчество - это умение понять себя», «творчество - это то, что наполняет нас как сосуд, добавляет нам ощущение цельности, глубины, это полет души, порыв, в котором мы словно выворачиваем себя наизнанку». Для 43 % респондентов нет надобности в осмыслении предмета, они не задумываются о его смысловом содержании и соответственно не ищут в себе тех качеств, которые позволили бы им причислить себя к творческой личности, эти аналогии проходят через текст «незримо», «как бы само собой разумеющиеся».

Следующий критерий анализа - «считает себя творческим» - позволил выделить транскоммуникативные лучи. Из таблицы видно, что 70 % студентов относят себя к творческим личностям, рас-

ценивая тему сочинения «Я как творческая личность» в качестве определенного вопроса, на который через дискурс текста они дают положительный ответ, приводя множество подтверждающих фактов: «Я очень даже творческий человек, люблю создавать, это созданное представляет для меня очень большую ценность», «Я считаю себя творческой личностью, и моя тяга к творчеству проявляется во многом», «Я считаю себя творческой личностью, и я могу привести несколько примеров в подтверждение», эти позитивные переживания свидетельствуют о проявлении коммуникативного транса. Это может быть связано с ощущением себя творческим, т. е. проявлением импрессивного «Я» (тип коммуникативных отношений - отзывчивость, ответственность, впечатлительность), которое включает «Я-образ» (образ креативного «Я»), «Я-перцепцию» (воспринимает себя креативного и видит в себе соответствующие черты).

Далее идентификация своего образа «Я» с образом творческой личности перетекает в экспансивный луч транскоммуникации (тип коммуникативных отношений - потребность в самореализации, ориентация на достижения) и выражается в следующих коммуникативных блоках: «Передо мной открыт весь мир, и я уверена, что найду свой путь», «Я часто испытываю стремление выделиться», «Для меня очень важны независимость, ориентация на свои личностные ценности, а не на внешние оценки». При этом 42 % респондентов относят любого человека к творческой личности, говоря, что каждый по-своему творческий, относя к процессу творчества любую деятельность: «приготовить завтрак, погладить брюки, погулять с собакой».

К творческим личностям не относят себя 20 % респондентов, формируя тем самым образ «Я» с соответствующим отношением к себе: «Я не считаю себя личностью, которая живет творчеством», «Себя как творческую личность я плохо представляю» - переживание коммуникативного стресса через формирование негативного образа «Я-некре-ативный» и соответственное отношение к себе и миру. Из них 3 % студентов подчеркивают, что творческая личность - это уникальная, обладающая особенными чертами личность: «Творческими людьми являются артисты, писатели, художники». 10 % респондентов не упоминают в текстах, являются ли они творческим личностям или нет. Сами тексты построены таким образом, что автор, размышляя в контексте темы, не задается вопросом творческая ли он личность, а воспринимает тему сочинения как данность, которая относится к нему самому.

Следующая тема-признак анализа - виды творчества. Из таблицы видно, что для 34 % респондентов свойственны словесные виды творчества

(писать стихи, сценарии, учебная деятельность), для 33 % респондентов - двигательные (танцы, спорт), для 21 % - изобразительные (рисование, фотография, дизайн), для 12 % респондентов свойственны звуковые виды творчества (занятие музыкой и пением). При этом те студенты, которые считают себя творческими, через описание творческой деятельности как бы «укрепляли» свои слова различными примерами, тем самым погружаясь в коммуникативный транс и проявляя экспансивный луч транскоммуникации (коммуникативный тип отношений - чувство предназначения, особой индивидуальной предрасположенности к осуществлению чего-либо): «Делая какое-нибудь дело, я всегда подхожу к нему с творческой стороны», «Каждый спектакль я могу назвать своим “дитя”, своим творением». Для студентов, которые не относят себя к творческим личностям, перечисление видов творчества было связано с коммуникативным стрессом: «Нынешние способы достижения успешности в жизни не дают возможности человеку проявлять творческие качества», «Боюсь быть не понятым», «Творчество меня пугает».

С целью определения уровня креативности студентов на семинарские занятия были приглашены эксперты, в качестве которых были задействованы преподаватели различных дисциплин. Оценка уровня креативности осуществлялась методом индивидуального экспертного опроса, который предполагал индивидуальное заполнение экспертом формуляра [20], в его качестве выступал бланк опросника Джонсона.

Далее с помощью рангового дисперсионного анализа проверялась зависимость уровня креативности и всех выделяемых тем-признаков в сочинениях (статистически значимые результаты представлены на рисунке).

График интервальной оценки достоверности различий средних значений и результаты рангового дисперсионного анализа зависимости уровней креативности от склонности к словесному творчеству

Обнаружено, что креативность выше у студентов, склонных к словесному, а не к другим видам творчества. Это может быть связано с тем, что для студентов в основном ведущей деятельностью является учебный процесс, где они могут наиболее полно реализовать потребность в креативности. 34 % студентов реализовали свою потребность в креативности в словесных видах творчества, в их сочинениях ярко отражено соответствующее отношение, «чувство собственной значимости» (экспансивный луч транскоммуникации): «Моя будущая профессия юриста самая творческая», «Моя профессия предполагает постоянный поиск нового решения, постоянную динамику, поиск нестандартных решений, т. е. быть творческим».

Таким образом, в процессе формирования образа «Я-креативный» присутствует процесс транскоммуникации как осознание себя таковым, «передача смысла себя», способная вывести человека за рамки обыденного в сферу познания неизведанного нового опыта действительности. Транскоммуникативный анализ позволяет отследить динамику смысловых тенденций личности и их качественную транскоммуникативную специфику. Большинство студентов (70 %) относят себя к творческой (креативной) личности, это позволило обнаружить через текст формирование импрессивного луча транскоммуникации и его последующую трансформацию в экспансивный луч. Осознание себя креативным способствует формированию образа

«Я-креативного», что может привести к поиску или созданию условий для самореализации. Так, моделирование ситуации (тренинг, семинар, практическое занятие), способствующее рассмотрению учебной ситуации как творческой, позволит студентам повысить их учебную компетентность и наметить пути самореализации. Например, О. Л. Никольская разработала систему актуализации творческого потенциала студентов педагогического университета, состоящую из трех компонентов: 1) диагностический; 2) образовательный; 3) ресурсный. Первый компонент системы ориентирован на анализ уровня развития творческого потенциала. Ресурсный компонент системы включает определение студентом своих профессиональных способностей как ресурсов для развития творческого потенциала. Образовательный компонент направлен на поиск, овладение и применение преподавателем психолого-педагогических средств и условий, обеспечивающих освоение студентами творческой деятельности. О. Л. Никольская достигала значимых показателей в результате реализации системы актуализации творческого потенциала, в частности были найдены способы преодоления профессиональных и творческих барьеров в деятельности [21, с. 206-208].

В перспективе дальнейших исследований - рассмотрение креативности в рамках индивидуальной свободы и личностной автономии.

Список литературы

1. Feldman D. Y., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994. P. 271-297.

2. Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967. 538 с.

3. Torrance Е. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. 1965. P. 663-679.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 720 с.

6. Леонтьев Д. А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л. С. Выготского: IV Междунар. конф. М.: РГГУ, 2004. С. 214-223.

7. Amabile T. M., Collins M. A. Creatine // Manstead A. S. R., Hewstone M. (Eds.). The Blackwell encyclopedia of social psychology. Oxford: Blackwell Publ., 1996. P. 142-144.

8. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. V. 32. 1981. P. 439-476.

9. Csikszentmihalyi M. Implications of a Systems Perspective for the Study of Creativity // Handbook of Creativity / ed. by R. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 313-335.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер. с англ. СПб. и др.: Питер, 2008. 351 с.

11. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 165-175.

12. Максименко Ж. А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.

13. Частоколенко Я. Б. Оппозиционные феномены творчества в психологических практиках, направленных на актуализацию креативных возможностей личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2. С. 96-100.

14. Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005. 248 с.

15. Кабрин В. И. Ноэтический потенциал человека как перспектива антропологической психологии // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 8-14.

16. Кабрин В. И. Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 71-75.

17. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. 48 с.

18. Мещерякова Э. И. Текст в психодиагностике и консультировании. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 93 с.

19. Мещерякова Э. И. Персональный миф. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 178 c.

20. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996. 271 с.

21. Никольская О. Л. Психолого-педагогическая концепция и система актуализации творческого потенциала и подготовки к творческой, инновационной деятельности студентов педвуза и педагогов начальных классов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6. С. 203-209.

Мещерякова Э. И., доктор психологических наук, профессор.

Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.

Ларионова А. В., ст. преподаватель.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

Пр. Ленина, 40, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 13.01.2013.

E. I. Mescheriakova, A. V. Larionova “I-CREATIVE” IN STUDENTS’ UNDERSTANDING

The V. I. Kabrin’s creativity problem within the frames of the trans-communicative approach is considered. The results of research of construction of the image are presented through the text I-creative, the problem of awareness by students of their creativity and realize their creative potential in life.

Key words: creativity, I-image, trans-communication, trans-communicative beam.

Mescheriakova E. I.

National Research Tomsk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050.

Larionova A. V.

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics.

Pr. Lenina, 40, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.