Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 1 (61), с. 137-148
137
УДК 37.01(092)+37.034
DOI 10.52452/18115942_2021_1_137
«... Я ДУМАЛА О ЛУЧШЕЙ ПОСТАНОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ...»: ПИСЬМА В. ВОЛКОВИЧ С. ПЛАТОНОВУ (1903-1909 гг.)
© 2021 г. В.В. Митрофанов
Митрофанов Виктор Владимирович, д.и.н.; доц.; профессор кафедры теории и истории государства и права Университета при Межпарламентской ассамблее при ЕврАзЕС, Санкт-Петербург
Статья поступила в редакцию 03.11.2020 Статья принята к публикации 21.01.2021
Практическое внедрение в учебный процесс таких учебных дисциплин, как педагогика и психология, в начале ХХ в. в российских высших учебных заведениях происходило очень медленно. Специальных факультетов, где готовили бы специалистов в этих отраслях научных знаний, не было. На примере деятельности В.А. Волкович и её подруги З.К. Столицы (попутно) в Женском педагогическом институте, директором которого был выдающийся организатор системы образования в России С.Ф. Платонов, появилась возможность проследить организацию преподавания педагогики и психологии, ведение практических занятий, создание прообразов будущих педагогических лабораторий (детский сад, гимназия, психолого-педагогический кабинет). Письма В.А. Волкович, адресованные С.Ф. Платонову, позволяют увидеть и основные этапы становления её как ученого и определить роль директора в этом процессе. Понимая необходимость широкого внедрения достижений педагогики и психологии в педагогическом вузе, С.Ф. Платонов оказывал всемерную поддержку начинаниям, инициативам, проектам, предложениям В.А. Волкович и З.К. Столицы, хотя и не всё удалось реализовать.
Ключевые слова: В.А. Волкович, С.Ф. Платонов, педагогика, психология, психолого-педагогический кабинет, Женский педагогический институт, международные конгрессы.
Введение
Организованные и открытые 20 сентября (2 октября) в 1878 г. Высшие (Бестужевские) женские курсы (В(Б)ЖК), учредителем и первым директором которых был выдающийся отечественный историк К.Н. Бестужев-Рюмин, сыграли неоценимую роль в развитии женского образования в России, явились культурно-историческим явлением в системе образования России [1; 2]. Это не только первое высшее женское учебное заведение империи (с учётом Владимирских курсов, просуществовавших несколько лет, и Московских, функционировавших с перерывом в 12 лет), - это, можно сказать, была кузница кадров для потребностей развивавшегося образования.
Уровень преподавания на курсах был университетским. Об этом свидетельствуют учебные планы и преподавательский состав - среди которого были лучшие ученые и педагоги того времени (А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, Л.А. Орбели, И.М. Сеченов), с 1883 г. там работал и С.Ф. Платонов [3, с. 14-19]. Из стен курсов вышли не только будущие известные участницы революционного движения (имена которых начертаны на памятной доске, установленной на здании Курсов), но и крупные организаторы библиотечного строительства
Е.В. Балобанова и Е.В. Гогель, первая в России начальница учительского института М.А. Постникова-Александрова, видный организатор высшего образования в провинции В.Д. Ан-дреевская-Прозоровская, известный исследователь и жена С.Ф. Платонова Надежда Николаевна - лауреат Ахматовской премии АН (ее дневник объемом более 40 п.л., публикация которого завершается, является заметным событием в мемуарной литературе [4, с. 43-87]). В этом ряду достойное место занимают Вера Акинфиевна Волкович (1873-1962) и Зинаида Константиновна Столица (1873-1956) - видные педагоги и психологи. Заметим, что эти имена часто упоминаются рядом, потому что много лет они не только дружили, но и совместно работали, создавали научные труды. Эти отношения могут представлять определенный эталон сотрудничества и научного творчества.
Список курсисток представлен в известном издании [5]. Имена В.А. Волкович и её близкой подруги З.К. Столицы (окончивших историко-филологическое отделение в 1900 г. - это был XVI выпуск) значатся соответственно под № 1670 и № 1742 [6, с. 73, 75]. О них имеются статьи и в интересном издании, где перечислены известные женщины России [7, с. 170191].
Изученность проблемы
В очерках, посвященных Женскому педагогическому институту (ЖПИ), Е.Н. Груздева немало строк посвятила и работе В.А. Волкович и З.К. Столицы по становлению там педагогики и психологии как наук, назвала их «дамами». При том в монографии они характеризуются «достойными ученицами и помощниками П.Ф. Каптере-ва», инициаторами «создания при институте психолого-педагогического кабинета» [8, с. 6667, 90]. Достоинство исследования заключается в привлечении большого архивного материала, ранее не известного.
В.П. Соломин вслед за Е.Н. Груздевой (правда, он не сослался на её работы, а заимствования очевидны1), давая оценку работы В.А. Волкович и З.К. Столицы в педагогическом кабинете им. П.Е. Кеппена при ЖПИ, отметил, что она была «большой» [9, с. 6]. Со временем кабинет «превратился в своего рода лабораторию» [9, с. 6]. Под руководством наставниц слушательницы института обсуждали «педагогические статьи», перед ними выступали «профессора из Петербургского университета», была организована переписка «с профессорами Сорбоннского университета» [9, с. 6].
Взгляды В.А. Волкович на философию педагогики вызывают интерес у исследователей, хотя работ немного.
Н.П. Юдина в недавней статье [10, с. 21], давая оценку развитию педагогической методологии, относящейся к началу ХХ в., нашла единственной работой такого плана только книгу В.А. Волкович [11].
М.И. Макаров обратил внимание на то, что В.А. Волкович уделяла «большое внимание бо-госообразному идеалу» [12, с. 28]. Для неё, по мнению исследователя, «промыслительное начало выступает скрытым, бесконечным стремлением личности к абсолютным ценностям, является источником постоянного творчества, активности личности и стимулирует осуществление задач нравственного самовоспитания» [13, с. 48].
Ю.А. Воронцова, коснувшись педагогического наследия «видного деятеля отечественной педагогики» [14, с. 10], высказала сожаление, что «до настоящего времени сохранились немногие» [14, с. 10] её работы [14, с. 10-12].
Порой в работах встречаются досадные неточности. Например, они допущены авторитетным ученым М.В. Богуславским. В одной из его работ написано: «По мнению В.А. Волковича», «хорошо написал об этом В.А. Волкович» [15, с. 10-11]; в другой: «по выражению В.А. Волковича...», «все это позднее и заложило фун-
дамент философии образования Пирогова, которую В.А. Волкович называл "гуманистическим идеализмом»"» [16, с. 22, 23]. Последняя фраза полностью была повторена в другой статье [17, с.103-114]2.
Следовательно, психолого-педагогические труды В.А. Волкович, её практическая работа в ЖПИ, директором которого в 1903-1916 гг. был С.Ф. Платонов, продолжает привлекать заинтересованного исследователя. При этом о её профессиональном становлении работ почти нет.
Думается, что последователи представителей синтетически-антропологического течения
B.А. Волкович и З.К. Столица заслуживают большего внимания исследователей, как и вовлечение в научный оборот их эпистолярных материалов, которые остаются невыявленными.
Цели настоящей статьи - с привлечением эпистолярных материалов В.А. Волкович, адресованных выдающемуся отечественному историку и организатору системы образования
C.Ф. Платонову, проследить процесс становления В.А. Волкович как учёного; определить роль руководителя института, который выступал в роли наставника, активно содействовавшего реализации программ и планов по внедрению предметов «Педагогика» и «Психология» в учебный процесс института.
Напомним, что на страницах данного журнала недавно были опубликованы две работы о видных деятелях образования, которые находились в переписке с С.Ф. Платоновым. Исследования позволили конкретизировать, уточнить сведения, а порой и исправить некоторые неточности и добавили новые штрихи к описанию плодотворной деятельности М.И. Демкова [18, с. 169-174] и В.О. Эйнгорна [19, с. 201-208].
Результаты исследования
Хронологические рамки исследования ограничиваются 1903 г. (первое письмо) - 9 апреля 1909 г. (последнее письмо, в архивной папке). По всей видимости, архивные работники поделили письма примерно пополам, без учёта какой-то системы.
Известно, что после окончания Курсов
B.А. Волкович была оставлена при кафедре, стала сотрудничать с журналом «Вопросы философии и психологии», где вела совместно с З.К. Столицей отдел критики и библиографии; активно начала заниматься интеллектуальным трудом и сразу заявила о себе как неординарной личности.
Письма В.А. Волкович, адресованные
C.Ф. Платонову, хранятся в его личном фонде (Отдел рукописей Российской Национальной
библиотеки - ОР РНБ). Корреспонденций насчитывается 37 писем и 3 телеграммы, которые датируются 1903-1929 гг. Довольно большой массив писем разделён на 2 дела [20; 21]. В первом - всего 19 корреспонденций, по годам: 1903 г. - 2, 1904 г. - 1, 1905 г. - 2, 1906 г. - 2, 1907 г. - 6, 1908 г. - 5, 1909 г. - 1. Их география -Санкт-Петербург, Берлин, Черниговская и Оренбургские губернии. Во втором - 21, они распределяются по годам: 1909 - 3; 1910 - 1; 1912 - 1; 1914 - 1; 1915 - 1; 1916 - 2; 1917 - 2; 1918 - 1; 1920 - 1; 1926 - 1; 1927 - 3; 1928 - 2; 1929 - 2. Их география - Женева, Гунгербург, Петроград, Кисловодск, Москва.
В приложении к данной статье мы публикуем первую часть писем.
Первое письмо В.А. Волкович датируется 18 января 1903 г. и позволяет заключить, что она уже давно знакома с С.Ф. Платоновым и его женой Надеждой Николаевной. Произошло это на Курсах, кстати, в год выпуска В.А. Волкович С.Ф. Платонов оставил должность руководителя учебной частью по историко-филологическому отделению Курсов [22, с. 20].
С.Ф. Платонов оказывал своим ученицам услуги (возможно, речь идёт об открытии Философских курсов), за что его и благодарили. Заметим, что некоторые письма подписаны их именами, либо в тексте упоминается и З.К. Столица.
В историографии встречаются две точки зрения на время начала работы В.А. Волкович в ЖПИ. Е.Н. Груздева указывает, что «после
1906 года их (и З.К. Столица) научная и преподавательская деятельность много лет была тесно связана с Женским педагогическим институтом» [8, с 66]. Согласно второй точке зрения, в
1907 г. она по рекомендации А.И. Введенского была принята помощницей преподавателя Женского Педагогического института [23].
Из письма В.А. Волкович от 28 мая 1905 г. из Берлина становится понятным, что у нее до отъезда состоялся серьезный, хотя и «поспешный» разговор с С.Ф. Платоновым. В этот день ей было сделано предложение о месте в институте, причем директор говорил о том, чтобы её «скорее ввести» в институт в качестве преподавательницы педагогики или помощницы начальницы. Обдумав предложение, она излагает своё видение дела и пишет, что «не на всякое место могла-бы я теперь идти, имея в виду лучшую постановку будущего в качестве начальницы Педагогического Института. Место помощницы начальницы при прежней начальнице с её старыми традициями и старой закваской, я не могла бы занять» [20, л. 9]. Примечательно, что В.А. Волкович ставит свои условия: если она будет начальницей института (долж-
ность занимала О.А. Папкова, помощницей её была Е.С. Султан-Шах), то помощницей станет З.К. Столица («т.к. мы с ней вдвоём, работая вполне солидарно, составляем уже значительную силу и инородное, старое влияние в лице одного человека, не составит больших затруднений для проведения в дело идеальных начал Педагогического Института» [20, л. 8 об.-10 об.]). Следовательно, исправляется неточность Е. Богдановой о том, кто пригласил В.А. Волкович в ЖПИ.
А письмо от 27 октября 1906 г. позволяет исправить неточность о начале работы её в ЖПИ - это сентябрь, 1906-1907 учебный год. Да и сама В.А. Волкович указывала много лет спустя: «С 1906 г. приглашена в Пе-даг[огический] Ин[ститу]т» [21 л. 28 об.].
Она начала вести практические занятия. «Думаю, что полезнее для моего здоровья было-бы вполне отказаться от участия в работах Педагогического Института» [20, л. 39-40], - писала она директору института. Как свидетельствует следующее письмо от 1 декабря, уход не состоялся, а появились новые планы о поездке в Ясно-Полянскую школу с «научной целью». На практических занятиях «школа изучена по соч[инениям] гр. Л. Толстого, постановка и принципы этой школы подвергнуты педагогической критике и оценке; думается хорошо было бы теперь слушательницам убедиться, путём опытного изучения, в слабостях и положительных сторонах этой школы» [20, л. 13 об. - 14], -так аргументируется необходимость поездки. Е.Н. Груздева обратила внимание на этот факт, дополнив его следующим замечанием: «к сожалению, сведений о том, состоялась такая поездка или нет, нам найти не удалось» [8, с. 90]. Вероятно, поездка не состоялась, так как её В.А. Волкович хотела организовать перед Рождеством, или «непосредственно после Рождества», а в январе она сильно заболела, пробыв в постельном режиме около месяца.
Находясь дома, В.А. Волкович много думает о «лучшей постановке педагогического образования в Педаг[огическом]Ин[ститу]те» [20, л. 17], её волнует важная научная проблема «изучения практически природы ч[елове]ка в дошкольный и школьный возраст» [20, л. 17]. И вроде бы и помощь нашлась сама собой. Она встречается с В.Т. Зиминым [24, с. 599], богатым человеком, который жертвовал большие деньги (52 тыс. руб.) на развитие образования, увлекаясь педологическими теориями. Однако ЖПИ как возможную площадку для «интерната изучения человека, как предмета воспитания» [20, л. 17] в Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ, Ведомство), которому подчи-
нялся ЖПИ, предложение отвергли. Следует заметить, что названный интернат был создан и развился в целое учреждение - Психопедологический институт - и вошел в состав известного Петербургского психо-неврологического института [24, с. 109-115].
В письме С.Ф. Платонову от 2 февраля 1907 г., после встречи с меценатом, она предложила свое видение совершенствования «научно-практических работ по педагогике» [20, л. 17 об.] в ЖПИ. Для этого, по её мнению, необходимо было «иметь: 1) хорошо обставленную специально педагогическую библиотеку (включительно с русск[ими] современными] педагогическими] журналами); 2) педагогический музей; 3) педагогические кабинеты (по аналогии с физическими etc.3). Эти кабинеты - Детский интернат, Детский сад, Гимназия - сыграли бы роль лабораторий» [20, л. 18]. Объем письма позволил довольно подробно изложить проект, который дал бы возможность изучать детей непрерывно в разные возрастные периоды, и позволяет увидеть в авторе состоявшегося ученого. Для реализации цели предлагались как теоретические занятия, так и практические, которым отводилось гораздо больше времени. Планировалось следующее: «а) сбор наблюдений над физ[ическим] и дух[овным] развитием малолетних в Детск[ом] интернате...; в) собранный материал путём собеседований и изучения существующей литературы по данному пед[агогическому] вопросу в аудитории теоре-тизируется.. ; с) проверяются наблюдениями в Детском саду» [20, л. 21]. Собранный материал оформляться должен в «Отчеты», издаваться в своем, организованном силами слушательниц и под руководством наставников, журнале. Содержание письма позволяет говорить о том, что эти мысли возникли «под свежим впечатлением нахлынувших мыслей» [20, л. 24], в том числе и на анализе иностранного опыта. Следует заметить, что В.А. Волкович была не в восторге от его состояния. Для обоснования этой мысли сошлёмся на её мнение. В 1905 г. она писала: «часто убеждаются в большой отсталости немцев сравнительно с русскими во многих других отношениях» [20, л. 11], в 1907 г.: «за границей таких учреждений ещё нет» [19, л. 10 об.-11 об., 22].
Несколько раз В.А. Волкович и З.К. Столица были за границей с образовательными и научными целями, принимали участие в четырех Международных конгрессах. Об этом порой только упоминают в исследованиях, письма же позволяют внести важные дополнения.
В мае 1905 г. она писала из Берлина, что они приняты там в университете: «слушаем лекции
по своей специальности, участвуем в практических работах, читаем в Королевской библиотеке» [20, л. 11]. Рассчитывали подруги пробыть там не менее месяца и поехать в «Гейдельберг-ский Университет» [20, л. 11-11 об.].
В 1908 г. в августе месяце собирались с З.К. Столицей в «Гейдельберг на всемирный философский Конгресс и может быть в Лондон на всемирный педагогический Конгресс»4. Поэтому просили С.Ф. Платонова (письмо датируется 9 июля) выдать им свидетельства из ЖПИ, что они преподавательницы «философских предметов». Выражалось желание получить и «свидетельство о командировке с научной целью с указанием специальности, и бесплатный паспорт» [19, л. 32-34 об.]. А уже 19 числа благодарили С.Ф. Платонова за удостоверения, а вот в командировке было отказано. По всей видимости, этот вопрос так скоро не решался, необходимо было обращаться к Почетному попечителю великому князю Константину Константиновичу, получить от него разрешение. Поэтому процедура требовала времени.
В 1909 г. подруги побывали на Женевском международном конгрессе, по итогам которого был составлен отчёт для представления в Ведомство императрицы Марии и на имя его Главноуправляющего. Командировка была обещана князем Голицыным, но возникли трудности по финансированию, поэтому В.А. Вол-кович и З.К. Столица обратились за помощью к С.Ф. Платонову, который был свидетелем того разговора [20, л. 41-44]. Он же направлял и докладную записку в Ведомство. Во время конгресса российские участницы (был еще профессор Г.И. Челпанов) пришли к выводу, что «постановка психолого-педагогического образования на Западе, вопреки уверениям Ал.Ив. Введенского (русский философ-идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. - В.М.), твёрдо и ясно установлена научными авторитетами» [21, л. 6].
Многолетняя переписка позволяет охарактеризовать отношения С.Ф. Платонова к подругам. В них он видел ученых, которые сумели при его поддержке, там, где это было в его компетенции (Ведомство не поддержало инициативу В.Т. Зимина), совершенствовать образовательный процесс в части психолого-педагогического направления. Но директор не только прислушивался к мнению В.А. Волкович по вопросам постановки психолого-педагогических занятий, но и оказывал всестороннюю помощь. Была поддержана инициатива по созданию упомянутого кабинета, психолого-педагогического кружка и поощрялась практическая разносторонняя работа в них.
Заботливость и внимание С.Ф. Платонова проходит через всю многолетнюю переписку. Во время болезни В.А. Волкович в январе 1907 г. её навестил С.Ф. Платонов, при этом больная в это время спала и её он не разрешил будить. Часто в письмах она «жмёт руку» Сергею Фёдоровичу - особый стиль их оканчивать.
О роли С.Ф. Платонова в становлении В.А. Волкович как крупного ученого не упоминалось. Но это бесспорный факт. Об этом свидетельствует и сама В.А. Волкович в публикуемых письмах.
Активная научная деятельность В.А. Волкович дополнялась временем отдыха. В летние месяцы они вместе с З.К. Столицей путешествовали по России, посещая своих родственников, например, в 1907 и 1908 гг. побывали в Чернигове (родном городе С.Ф. Платонова, куда он собирался на Всероссийский археологический съезд [26, с. 123-129]. Встреча их состоялась, о чем свидетельствует строчка из письма от 31 августа: «так много удовольствия доставила нам встреча с Вами и Вашими милыми барышнями» [20, л. 37-37 об.].), в 1907 г. в Оренбургской губернии в известном имении Шотт. Садово-парковый комплекс, сохранившийся до нашего времени, был предметом диссертационного исследования по ботанике [27]. В. Волкович представляет описание путешествия по Волге, 150 вёрст на лошадях, поэтому было время рассмотреть ландшафты и фауну, посевы хлебов, заливные луга и иные природные явления, например, миражи и другие достопримечательности.
Заключение
Думается, что размышления к публикации писем видного деятеля образования России, каким бесспорно является В.А. Волкович, позволят существенно дополнить её малоизвестную научную биографию. Это первая в России женщина, достижения и опыт которой в области педагогики и психологии были признаны на европейском уровне. Крупный отечественный педагог, стоявший у истоков внедрения педагогики и психологии в систему подготовки педагогических кадров, сформулировавший положения о философии школы как «педагогическом мировоззрении», создавший свою теорию воспитания, прививший не одному десятку слушательниц любовь к своей профессии, она многого сумела добиться в союзе с З.К. Столицей, благодаря всемерной поддержке С.Ф. Платонова. Дальнейший этап профессионального совершенствования, окончания работы в ЖПИ и жизнь во время революционных потрясений и после будут представлены во второй части нашего исследования с публикацией писем за 1909-1929 гг.
Примечания
1. Например, два больших абзаца о трёх направлениях кружка [7, с. 92] и абзац о выставках [8, с. 93]. Если Е.Н. Груздева ссылалась на архивные материалы, то её последователь без какой-либо отсылки [9, с. 6-7].
2. При этом во всех случаях автор ссылается на работу В.А. Волкович [28, с. 69].
3. И так далее (англ.).
4. Речь идёт о Первом интернациональном конгрессе по моральной педагогике.
Список литературы
1. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878-1918 гг.). Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. 288 с.
2. Федосова Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1878-1918 гг.) / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1980. 150 с.
3. Митрофанов В.В. С.Ф. Платонов на Высших женских (Бестужевских) курсах // История Петербурга. 2008. № 6 (46). С. 14-19.
4. Ростовцев Е.А. Обзор дневника Н.Н. Платоновой (Шамониной) // Памяти академика С.Ф. Платонова: исследования и материалы / Отв. ред. А.Ю. Дворни-ченко, С.О. Шмидт. СПб.: Любавич, 2011. С. 43-87.
5. Список окончивших курс на С-Петербургских высших женских курсах. 1910-1911 и 1911-1912 учеб. гг. СПб.: Издание Общества вспоможения окончивших курс наук на СПб Высших Женских Курсах, 1913. 47 с.
6. Список окончивших курс на С. -Петербургских высших женских курсах 1882-1889 гг. 1893-1911 гг. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1911-1913. 196 с.
7. Ванчугов В. Женщины в философии. Из истории философии в России конца XIX - нач. XX вв. М.: РИЦ ПИЛИГРИМ, 1996. 304 с.
8. Груздева Е.Н. Академическое интермеццо: Очерки истории Санкт-Петербургского Женского педагогического института. СПб.: КЭРИ, 2009. 192 с.
9. Соломин В.П. Интеграция психологии и педагогики как традиция психолого-педагогической школы университета (к 215-летию РГПУ им. А.И. Герцена) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. Вып. 142. С. 5-14.
10. Юдина Н.П. История педагогики и её методология: шаги становления // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 16. С. 19-29.
11. Волкович В.А. Педагогика - наука перед судом ее противников. М.: Изд. Т-ва М.О. Вольф, 1909. 47 с.
12. Макаров М.И. Провиденциальная идея воспитания личности в отеч. педагогике втор. пол. XIX в. -перв. пол. XX в. // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 2. С. 27-31.
13 . Волкович В.А. Религиозное начало в нравственном воспитании. Петроград, 1915. 157 с.
14. Воронцова Ю.А. Ключевые педагогические понятия в наследии В.А. Волкович // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 28. С. 10-12. ШЬ: http://e-koncept.ru/2016/56455.htm (дата обращения: 25.12.2020).
15. Богуславский М.В. Время Н.И. Пирогова: к 200-летию со дня рождения // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 4 (16). С. 6-18.
16. Богуславский М.В. Н.И. Пирогов: педагогические идеалы и жизненные реалии // Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 21-33.
17. Богуславский М.В. Педагогические идеалы Н.И. Пирогова // Педагогика. 2010. № 9. С. 103-114.
18. Митрофанов В.В. Малоизвестные страницы административной деятельности и коммуникативных связей М.И. Демкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 3 (55). С. 169-174.
19. Митрофанов В.В. Учительская, краеведческая и архивная деятельность историка В.О. Эйнгорна // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 201-208.
20. ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551.
21. ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2552.
22. С-Петербургские высшие женские курсы в 1899-1900 учебном году // Журнал Министерства Народного просвещения. 1901. № 2. С. 20.
23. Богданова Е. Волкович Вера Акинфиевна [Электронный ресурс] // Литераторы Санкт-Петербурга, ХХ век: энциклопедический словарь / Гл. ред. и сост. О.В. Богданова. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/v/volkovich-(дата обращения: 02.10.2020).
24. Гаврилова Н.И. Зимины // Историческая энциклопедия Сибири в 3-х т. / Институт истории СО РАН. Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009. Т. 1. С. 599.
25. Харитонова Е.М., Толопило А.Г. К истории создания первого в Сибири бактериологического института (к 100-летию со дня основания Бактериологического института им. Ивана и Зинаиды Чури-ных) // Бюллетень сибирской медицины. 2003. № 2. С. 109-115.
26. Митрофанов В.В. С.Ф. Платонов на Археологических съездах // Российская археология. 2008. № 1. С. 123-129.
27. Янсиярова Г.Ф. Современная флора и растительность усадебных садово-парковых комплексов Оренбургской губернии: на примере старинных усадеб Звенигородского, Тимашевых, Шотт: Автореф. дис. ... к.б.н. Оренбург, 2013. 22 с.
28. Волкович В.А. Друг человечества. Н.И. Пирогов. СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1910. 160 с.
Приложение № 1
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович!
Сердечно благодарю Вас за Ваше извещение и тёплое отношение.
Нам остается терпеливо ждать окончательной санкции. От души желаем Вам всего хорошего. Прошу передать наш сердечный привет многоуважаемой Надежде Николаевне.
Преданная Вам В. Волкович. 18/1-1903 г.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 1-2.
№ 2
20 февраля 1903 г.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович!
От души благодарим Вас обе за сообщенное радостное известие и за соучастие, к[ото]рое Вы всё время нам оказываете. Позвольте крепко пожать Вашу руку.
Искренне преданные Вам В. Волкович и З. Столица.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 3-4
№ 3
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
Податель сего письма Иван Георгиевич Бедюх, брат тех, к[ото]рые были Вашими ученицами1 на Высших Курсах 2.
Он тщетно хлопочет уже 2 года /окончил реальное училище/ о поступлении в специальные учеб[ные] завед[ения] и не может никуда попасть. Подробности о себе он сам Вам расскажет. Я просила директора3 Лесного института за него, но последний сказал, что теперь может сверх комплекта принимать только Министр Ермолов4, а еще лучше, прибавил он, если бы Ермолова попросил кто-нибудь из великих князей, т[ог]да можно быть уверенным, что Министр примет.
Вот почему я и решила, пользуясь Вашим добрым отношением, попросить сделать это: не может ли Великий князь Конст[антин] Константинович]5 по Вашей просьбе написать письмо Ермолову о Бе-дюх. Время проходит, а несчастный юноша в отчаянии и с разбитой жизнью. Семью эту я хорошо знаю и знаю какое у них переживается сейчас горе. Единственный сын он у них и не имеет возможности получить реальное образование, даже устроиться как следует.
Простите за беспокойство, но так хочется и так необходимо помочь.
Искренно преданная Вам Вера Волкович.
26 октября [1]904 г.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 5-6 об.
№ 4
25/ IV [1]905 г.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
Ваше письмо я получила в день своего приезда 24-го апреля, поэтому, к сожалению, 23 -го на заседании быть не могла.
Ещё раз примите сердечные пожелания к Светлому празднику. Мой привет Надежде Николаевне.
Искренно уважающая Вас и преданная Вам В. Волкович.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 7.
№ 5
28/ V [1]905 г.
Добрейший Сергей Фёдорович, последний раз в поспешном разговоре с Вами мне не удалось высказать всех своих соображений относительно будущих наших с Вами планов. Когда я Вам задала вопрос: на какое же собственно место Вы хотите меня назначить в Педагогический Институт? Вы ответили мне: на первое свободное: будет ли это преподавательница педагогики через год или помощница начальницы -
это всё равно, я хочу Вас скорее ввести в Педагогический Институт. Вот об этом я и хотела бы сейчас поговорить с Вами. В интересах самого дела и будущего его развития я также, как и Павел Егорович Кеппен6, нахожу, надо уметь жертвовать настоящим -вот почему не на всякое место могла бы я теперь идти, имея в виду лучшую постановку будущего в качестве начальницы Педагогического Института. Место помощницы начальницы7 при прежней начальнице с её старыми традициями и старой закваской я не могла бы занять.
Быть помощницей начальницы, значит подчиняться её режиму и содействовать ему, что при несоответствии взглядов крайне тяжело - это раз, а для будущей новой, мною уже созидаемой работы, когда я стану на её место, будет плохим содействующим фактором - это два.
Так, что я считаю для себя, если Вы, глубокоуважаемый Сергей Фёдорович, хотите меня назначить начальницей Вашего Института немыслимым, а становиться в помощницы начальницы при существующей по крайней мере начальницы. Вы согласитесь со мной. Что-то преподавательницы педагогики я с удовольствием приму это предложение во всякое данное время, т.к. на другом месте я имею дело только с Вами, Сергей Фёдорович, и для будущих моих обязанностей приобретаю лишь чистый плюс.
Затем второе мое желание такое: мне бы хотелось сразу, становясь начальницей Вашего Института, иметь помощницей своей З.К. Столица, т.к. мы с ней вдвоём, работая вполне солидарно, составляем уже значительную силу и инородное, старое влияние в лице одного человека, не составит больших затруднений для проведения в дело идеальных начал Педагогического Института.
Я пользуюсь Вашим разрешением, добрейший Сергей Фёдорович, высказать свои взгляды на ожидающую меня деятельность заблаговременно, как будто не сегодня, завтра мне предстоит принять участие в Вашей сложной, но плодотворной работе.
В Берлине я с З.К. Столица без всяких затруднений приняты в Университет, слушаем лекции по своей специальности, участвуем в практических работах, читаем в Королевской библиотеке. Библиотека в Берлине - богатый источник мудрости, главное порядку много в нахождении нужных книг. Наряду с этим приходящие часто убеждаются в большой отсталости немцев сравнительно с русскими во многих других отношениях. Неблагодарные русские бранят свое, не ценя многое хорошее в нашей русской жизни. Я думаю недовольным не достаёт материала для сравнений. Пробудем здесь не менее месяца, а затем поедем в Гельдейбергский Университет.
Сердечно жму Вашу руку за всю Вашу доброту. Наш привет Надежде Николаевне.
Будьте здоровы, от души желаю Вам всего самого светлого в жизни.
Искренне преданная Вам Вера Волкович.
От брата не получала ещё известий - удалось ли ему его плавание.
Мой адрес: Berlin. Marienstr. 24-A Hochparterre Bei Donert für Fr. Wera Wolkowitsch 9.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д 2551. Л. 8-11 об.
№ 6
1/ XII [1]906 г. СПБург.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
Обращаюсь к Вам со следующей просьбой: не найдёте ли Вы возможным устроить поездку с научной целью в Ясно-Полянскую школу гр. Л. Толстого для слушательниц ГУ-го курса для более близкого ознакомления их с постановкой педагогического дела в данной школе?
Мне думается, что эту школу следовало бы посетить в то время, когда занятия там в полном ходу, чтобы таким образом дать возможность слушательницам присутствовать на уроках. В виду этого поездка могла бы состояться или пред Рождеством, или непосредственно после Рождества, с расчётом попасть туда к началу очередных занятий.
На практических занятиях по педагогике ЯсноПолянская школа изучена по соч[инениям] гр. Л. Толстого, постановка и принципы этой школы подвергнуты педагогической критике и оценке; думается, хорошо было бы теперь слушательницам убедиться путём опытного изучения в слабостях и положительных сторонах этой школы.
Искренно уважающая Вас и глубоко преданная Вера Волкович.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 13-14.
№ 7
17/ I [1]907 г.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
Жестоко простудилась, схватила воспаление легких, пишу Вам, лёжа в постели. При нормальном течении болезни недели на 2 должна прервать свои занятия. Занятия у меня так хорошо везде наладились; после Рождества я была полна здоровья и энергии и вдруг такая неприятная, заразная болезнь.
Я в ужасном горе.
Мой привет Надежде Николаевне.
Жму крепко Вашу руку. Глубоко преданная Вам Вера Волкович.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 15.
№ 8
17/ I [1]907 г.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
Как жаль, что я спала в то время, когда Вы были. До сих пор с постели не встаю: рассасывание идёт медленно, но я всё-таки надеюсь дня через два встать. По временам температура подымается, но в общем идёт на улучшение. Вы не можете себе представить, как я сетую на свою болезнь! Полна была энергии и жажды работать, а болезнь подкралась совсем неожиданно. По выздоровл[ении] все силы напрягу, чтобы нагнать потерянное. Мой сердечный привет всем Вашим, а Вашу руку крепко жму. Искренно всей душой преданная Вера Волкович.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 16.
№ 9
2 /II [1]907 г. СПбург.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
К[а]к грустно мне, что я больна и не могу лично обо всём с Вами переговорить: выслушать Вас и высказать свои соображения.
Валериана Тимофеевича Зимина10 я принимала и проект его выслушала.
Всё это время я думала о лучшей постановке педагогического образования в Педаг[огическом] Ин[ститу]те и вопрос об учреждении клиник (если можно так выразиться) для здоровья детей, с целью изучения практически природы ч[елове]ка в дошкольный и школьный возраст, не оставляет меня. Я понимала, что для правильно поставленных научно-практических работ по педагогике необходимо иметь: 1) хорошо обставленную специально педагогическую библиотеку (включительно с русск[ими] современными] педаг[огическими] журналами); 2) педагогический музей; 3) педагогические кабинеты (по аналогии с физическими etc.11). Эти кабинеты -Детский интернат, Детский сад, Гимназия - сыграли бы роль лабораторий, в к[ото]рых будет вестись научная работа: собирания научного материала путём наблюдений над самими детьми. В этих же кабинетах (целых учреждениях) слушательницы старших курсов могут проверять опытом свои теоретические построения. Т[аким] обр[азом], дедукция, к[ото]рая берёт перевес в наших практических занятиях по педагогике до сих пор, будет дополнена индуктивным методом, т.е. всё преподавание педагогики может быть поставлено значительно лучше, чем теперь; уже хотя бы потому, что оно будет более жизненным. Только при этом условии школа и семья, наука и жизнь / а в педагогике это более необходимо, чем где-либо/ будут связаны органически.
У нас в Ин[ститу]те есть детский сад, есть Гимназия. Как хорошо было бы присоединить ко всему этому воспитательное учреждение для малолетних! Создавая его, мы образуем т[аким] об[разом] 3 кабинета для наблюдений, начиная с малолетнего возраста и кончая пред-Университетским-Гимназией.
Правда, до сих пор слушательницы не занимались Детским садом и Гимназией с целью изучения научным образом природы ребёнка и ч[еловека], но я думала непременно с Вами об этом поговорить и, заручившись Вашим согласием, устроить правильные наблюдения слушат[ель]ницами ч[елове]ка в этих 2-х стадиях его развития. Не доставало ещё третьего учреждения для изучения малолетних.
Как этого всего недоставало для слушательниц -я чувствовала на каждом шагу в своей работе.
При таком способе разработки педаг[огических] тем, к[огда] сами слушательницы могут явиться творцами научных изысканий, они иначе совсем отнесутся к своей работе, видя продуктивность её на деле.
Если бы вопрос об открытии Детского интерната, хотя бы решенный пока принципиально, мог быть выяснен к чествованию Пирогова! Можно было бы создать проспект будущей работы для слушат[ельни]ц.
Полезно было бы им иметь предварительный ясно сознанный план работы в целом.
Мне рисуется такой этот план в таком роде:
I Теоретический курс в виде общей схемы, постановка педаг[огических]12 вопросов для самостоятельных] исследований и указание способов их разработки в 3-х поименованных учреждениях (Детский интернат, Детский сад и Гимназия).
NB. И воскр[есная] школа может дать материал для наблюдений, но для1 изучения некот[орых] лишь1 13 обще-педаг[огических] вопросов.
II Практические самостоятельные работы в Детском интернате, Детском саду и Гимназии.
Практ[ическая] клиническая работа совершается так:
а) собирают наблюдения над физ[ическим] и дух[овным] развитием малолетних в Детск[ом] интернате, при чём наблюдения совершаются несколькими слушательницами /кураторы/,
затем в) собранный материал путём собеседований и изучения существующей литературы по данному пед[агогическому] вопросу в аудитории теоре-тизируется.
Добытый материал может дать возможность сделать арпог-ные построения для детей Детского сада, эти построения сейчас же
с) проверяются наблюдениями в Детском саду14.
Кроме того, собирается самостоятельно материал из наблюдений над детьми Детского сада и затем опять собранный материал с наличной литературой по изучаемому педаг[огическому] вопросу обсуждается в аудитории и в результате вырабатываются (индуктивно-дедуктическим путём) педаг[огические] принципы.
И в Детском саду наблюдающими не м[ожет] б[ыть] одно лицо, не менее 2-х д[олжно] б[ыть] /кураторы/.
д) тот же принцип наблюдений и работ проводится и в Гимназии, при чём круг педагог[ических] вопросов разрастается и в ширь, и в глубь.
Всякая, конечно, практическая] работа проверяется выработанными планами и круг[ом] вопросов для исследований, которые д[олжны] б[ыть] заранее намечены.
Весь разрабатываемый педаг[огический] материал может в виде отчётов, лучших самостоятельных] работ, характерных случаев из практики, утопий и идеалов еС помещаться на страницах пе-даг[огического] органа - журнала, издаваемого учащимися при участии и содействии учащих. Сюда же могли бы войти рецензии совр[еменных] педа-гог[ических] журналов, делаемых самими слуш[ательни]цами. Создавая такой орган, можно было бы сорганизовать всех слуш[ательниц] на одной научной работе и лучше подготовить к практической работе. Соединяя наличный состав слуш[ательниц], педаг[огический] орган образовал бы органич[ескую] связь между15 учашимися и окончившими и вместе с тем создал бы научную традицию, научный дух в самом учреждении.
Рада, что случай позволил мне высказать дорогую для меня мысль. Расширяя практическое изучение ч[елове]ка, мы лучших педагогов выпустим из нашего и[нститута]та. Мне кажется таким путём мы:
1) накопим научно ценный материал из наблюдений,
2) создадим детскую педаг[огическую] литературу, к[ото]рой у нас почти нет; 3) создадим лабораторную сокровищницу для общества и хочется сказать и мира, п[отому] ч[то] за границей таких учреждений ещё нет. Я глубоко сочувствую идее такой постановки преподавания педагогики в Ж[енском] Пед[агогическом] Ин[ститу]те и с готовностью отдам свои силы. В.Т. Зимин говорил о жертвованных им 52 тыс. для этого учреждения, а затем после
смерти и больше, а если здесь не примут, не создадут, то он хочет, он думает уехать за границу и там устроить.
Неужели и в этот раз русские деньги не останутся для русских на русской почве: меня это испугало.
Мне показалось, что I и II курсы могли бы знакомиться с психологией, общей педагогикой, пе-даг[огической] литературой, а 3-й и IV курсы должны уже быть вовлечены в научно-клиническую практическую работу с самостоятельными] докладами по пед[агогическим] вопросам. Собственно, я и имела в виду это 2 последние курса, к[ог]да говорила о новой организации научных кабинетов при кафедре педагогики.
При свидании поговорю с Вами и о проведении педагогики в I классе Гимназии.
Хотелось бы выслушать обо всём Ваше мнение, глубокоуважаемый Сергей Фёдорович. Буду с нетерпением ждать ответа.
2-й день как встала с постели, недели через 1 / начну работать в Ин[ститу]те. Соскучилась. Пишу Вам под свежим впечатлением нахлынувших мыслей. Не знаю, ясно ли я выразила их?
Сердечно благодарю за присланные деньги из Ин[ститу]та.
Крепко жму Вашу руку, простите, что утомила Вас данным письмом.
Глубоко преданная Вам Вера Волкович.
Мой сердечный привет Надежде Николаевне.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 17-24.
№ 10
5/ П-[1]907 г. СПбург.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
По предписанию врача должна выехать на неделю из Петербурга, вот почему занятия свои начну со среды будущей недели. Надеюсь, Вы не посетуете на меня. Все силы употреблю на то, чтобы возместить пропущенное продуктивной работой.
Надеюсь на санаторию, что она меня окончательно сделает здоровой.
Мой адрес такой: Ст. Райвола. Финл[яндской] жел[езной] дор[оги]. Пансион Керстене. Мне.
Крепко жму Вашу руку. Глубоко преданная Вам Вера Волкович.
Здесь. Его Превосходительству Сергею Фёдоровичу Платонову.
Директору Женского Педагогического Института. Малая Посадская. Петер[ургская] сторона
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 25-25 об.
№ 11
12/ IV-[1]908.
Христос Воскресе, Глубокоуважаемый и дорогой учитель!
Дай Бог много здоровья для продолжения блестящей и светлой деятельности!
Горячо признательные учителю и человеку душой преданные ученицы Вера Волкович и Зинаида Столица.
Сердечный привет и поздравление всей семье!
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 26.
№ 12
18/ IV [1]907 г.
Г. Чернигов За Красным Мостом дом Тризна Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович, Простите, что беспокою Вас. Не зная адреса Лидии Ивановны Щукиной, очень прошу Вас передать эту программу по педагогике Ьму классу Конст[антиновской] Гимназии для их пользования к экзамену. Шлём обе с Зинаидой Константиновной из Малороссии всем Вам привет и лучшие пожелания к празднику. Душой Вам преданная Вера Волкович. ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 27.
№ 13
Мой адрес: Ермолаевка. Оренбург[ская] губ. Имение Шотт. Мне.
Ермолаевка. 4/ VII [1]907 г. Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович, Шлю сердечный привет Вам и всей Вашей семье из «прекрасного далёка», чудного богатого оазиса среди оренбургских степей. К моему привету присоединяется и Зинаида Константиновна, с к[ото]рой мы здесь у моих родственников16. От Рыбинска заезжали к Соболевым, осматривали все, Вам так хорошо известные окрестности, купались в Волге, катались по ней, видели даже обновлённую священником Вашу лодку «Миша». Там очень красиво.
Постоянно вспоминали с Соболевыми Вас и Вашу семью. От Соболевых поехали до Самары по Волге. Осматривали все города.
Мне очень понравился Ярославль. Вот интересно было бы прокатиться по Волге с Институтом!
В Самаре невозможная грязь и пыль, особенно в палящий зной, к[ото]рый все время нас преследовал в нашем путешествии. От Оренбурга, выехав в 2 ч дня, мы с З.К. вдвоём доехали в имение, совершив по степям 150 в. Ехали до 12 ч. ночи. Пережили миражи, теряли чувство движения вперёд, т.к. над Вами тёмно-синий, усеянный звёздами купол, а Вы внутри ядра равномерно отделены от линии горизонта и однообразное движение экипажа начинаешь при этих условиях переживать к[а]к круговое вращение. Никогда не думала я, чтобы, проехав 150 в. по голой киргизской степи, можно было бы доехать. Наконец, до такой богатой лесом, горами, разного рода хлебами и заливными лугами, насыщенными ароматом цветов, местности, как Куюрза или Ермолаевка, где я и нахожусь. Пью кумыс, наслаждаюсь дивной ездой на русских тройках, запряженных киргизскими лошадьми. Много приходится видеть инородцев. Мне очень нравятся татары, замечательно добродушный народ. Пора кончать, я уже очень заболталась. Где Вы теперь и к[а]к съездили за границу? Где были? Искренно душой Вам преданная Вера Волкович. ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д . 2551. Л. 28-29 об.
№ 14
17/Х - [1]906 г.
П[е]т[етер]бург Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович, Сердечно и искренне благодарю Вас за Ваше письмо и глубоко человеческое отношение.
Думаю, что полезнее для моего здоровья было бы вполне отказаться от участия в работах Педагогического Института, но мне было бы очень грустно, если бы слушательницы, проникнутые желанием работать, по моей вине лишены были бы этой возможности.
Мне кажется, я могла бы руководить ими в том случае, если бы они сами проявили энергию в организации этих занятий, т.е. если бы они представили мне список участвующих с указанием взятых тем и те сроки, в которые каждая из них могла бы приготовить свою работу.
При начатом ведении практических занятий я убедилась в полной их несоорганизованности, а чтоб самой добиться организации и заставить их работать, надо много положить энергии и чисто физических сил, которыми сейчас, к сожалению, я не владею. Если бы физически я чувствовала себя иначе, я, конечно, не сложила бы оружия в самом начале работы.
Шлю сердечный привет Вам.
Искренно преданная Вам Вера Волкович.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 39-40.
№ 15
Телеграмма
22/ III (или VI) 1908 г.
Педагогический институт М. Посадская, Сергею Фёдоровичу Платонову
Сердечно поздравляем [с] принятием святых тайн.
Искренно желаем всего наилучшего. Надежде Николаевне Привет.
Волкович. Столица.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 31.
№ 16
Гор[од] Чернигов, за Красный мост, дом Тризна.
9/ VII [1]908 г.
Дер[евня] Маслаковка.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
Знаю, что Вы собираетесь в Чернигов на археологический съезд17. В Чернигове живёт мой зять -непременный член Губернского присутствия - Владимир Петрович Тризна, не может ли он чем-нибудь быть Вам полезен? Он с удовольствием исполнит всё, что Вам окажется необходимым. Сообщите только о своих желаниях, нисколько не стесняясь. Вы очень обрадуете меня, если дадите возможность что-либо устроить для Вас.
Зинаида Константиновна18, и я проводим лето в деревне Черниговской губернии, а в начале августа, если мое здоровье будет в таком же хорошем состоянии, собираемся сначала в Чернигов, а оттуда числа 7-го в Гейдельберг на всемирный философский Конгресс и может быть в Лондон на всемирный педагогический Конгресс.
Надеемся, что не обеспокоим Вас, если обратимся с просьбой выдать нам из Педагогического Ин[ститу]та для участия в Конгрессах свидетельство о том, что мы преподавательницы философских предметов. Ещё приятнее было бы свидетельство о командировке с научной целью с указанием специальности и бесплатный паспорт, но об этом не смеем
просить, т.к. думаем, что это связано с затруднениями. Весной я была так слаба, что нельзя было и думать о загранице и поэтому мы тогда ничего не предприняли. Я прошу своего знакомого, к[ото]рый должен быть теперь в Петербурге, Михаила Семёновича Стрелоченя побывать у Вас. Если Вас не затруднит, будьте так добры дать ответ на нашу просьбу. Простите, пожалуйста, за невольное беспокойство.
Весной Вы обнадёжили Ротькову-Ротнову /соседи Соболевых/, что м.б. она будет принята в Педагогический Ин[ститу]т. Не можете ли сообщить, как окончательно решился вопрос о её приёме? Мария Николаевна Хмыленская /Соболева/ очень озабочена судьбой её прошения.
Шлём искренний привет Надежде Николаевне.
Позвольте пожелать всего самого лучшего, надеюсь с Вами в Чернигове увидеться. Искренне Вам преданная Вера Волкович.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д . 2551. Л. 32-34 об.
№ 17
19/ VII - [1]908 г. дер. Маслаковка.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
От Макошина19 до Чернигова ходят всё лето пароходы и при этом вполне удовлетворительные, с каютами и буфетом. Пароходы эти почти такие же, как и те, что ходят от Чернигова до Киева.
Из Макошина пароход выходит в 6 ч. утра, а в Чернигов приходит // л. 35 об. в 2 ч. дня /в тот же день/. Таким образом, в дороге приходится быть 8 часов. В Макошине от вокзала до пристани не более % версты, при желании можно пройти пешком, а вещи поручить носильщику перенести до пристани.
Если Вы выедете с Царицынского вокзала скорым поездом в 10 ч. веч[ера], то можете доехать до Макошина без пересадки в вагоне прямого сообщения /на Киев или Николаев/. Этот поезд приходит в Макошино в 3 ч. 22 м утра. Ехать таким путем выгоднее, потому что можно воспользоваться скорым поездом. На Круты20 же пришлось бы, вследствие несогласования поездов, ехать почтовым и при том с неудобными пересадками. Кроме того, от Крут до Чернигова, как Вам, наверное, известно, пренеприятная узкоколейная железная дорога, к[ото]рая не везёт, а ползёт.
Таким образом, в Чернигов на Макошино самый удобный путь, в дороге будете 40 часов.
За высылаемое нам удостоверение горячо обе Вас благодарим, а также за извещение о приеме Рат. Рожковой.
Шлём обе сердечный привет Вам и всей семье. Пока до скорого свидания! Искренне преданная Вам Вера Волкович
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 35-36 об.
№ 18
31/ VIII - [1]908 С-Петербург.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
Сердечно благодарю Вас за Ваше письмо. Мы, обе с Зинаидой Константиновной, с глубоким удо-
вольствием вспоминаем дни, проведенные с Вами в Чернигове, так много удовольствия доставила нам встреча с Вами и Вашими милыми барышнями. Шлём обе Вам, Надежде Николаевне и барышням наш сердечный привет.
Что касается 5-й группы, с удовольствием берем на себя все пять часов групповых занятий, как это было и в прошлом году.
Чувствую себя совсем хорошо. Благодарю за внимание.
Полна желания работать, а это, конечно, хороший признак.
До скорого свидания.
Искренно Вам преданная Вера Волкович.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 37-38.
№ 19
9. IV. [19]09 г.
Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович,
Посылаем Вам два экземпляра отчёта: один для представления в Ведомство Императрицы Марии21 на имя Главноуправляющего22, другой - Павлу Егоровичу Кеппену и напоминаем обстоятельства нашего дела. 1. Поездка наша на Конгресс была вызвана сознанием необходимости ознакомиться с постановкой психо-педагогических и педагогических работ на Тенёвском международном] Конгрессе в виду предполагаемой организации психо-педагогического кабинета в Институте и обусловлена обещанием кн[язя] Голицына (в Вашем присутствии в Пед[агогическом] Ин[ститу]те) поддержать наше ходатайство о командировке, а равным образом советом с его стороны не возвращаться из Афин, а ехать прямо в Женеву с расчётом на командировку из Ведомства (благодаря чему мы только и рискнули продолжить своё путешествие).
2. От Вас мы узнали летом, что (согласно бумаге, полученной Вами из Ведомства в июне), не встречено препятствий к командированию..., но лишь на их собственный счёт; что же касается денежного пособия из сумм Ведомства помянутым лицам, то такое могло бы быть назначено в сумме не свыше 300-400 р. обеим.
Итак, Ведомство обещало и командировку, и денежное пособие в офиц[иальной] бумаге /командировка нам важна для дарового паспорта и возможности снять то обложение, к[ото]рое теперь требуется из Вертболова. Я говорила Вам об этом/.
От Вас летом мы узнали, что В.К. Коленцеву23 сказали в Ведомстве о возможности исходатайствовать нам субсидию по нашему возвращению и представлению отчета.
3. Неполучение нами ни командировки / несмотря на указанный адрес/, ни денег застало нас совершенно врасплох и теперь очень надеемся на Ваше ходатайство, Глубокоуважаемый Сергей Фёдорович, чтобы получить обещанное Ведомством пособие в возможно большем размере, а также бумагу о состоявшейся командировке /хотя бы posxo faktum24/.
4. Если нужно, мы Вам предоставим официальное прошение.
Простите, что беспокоим Вас. Сердечно Вас ещё раз благодарим за Вашу готовность помочь нам в нашем деле.
Позвольте Вам пожелать всего лучшего.
Искренно и душевно к Вам расположенные и преданные Вам В. Волкович и З. Столица.
В.О. 1 л. д. 14. кв. 4. Тел 292-93.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2551. Л. 41-44.
Примечания к приложению
1. Речь идёт о слушательницах XIX выпуска 1903 г. историко-филологического отделения Надежде Георгиевне Бедюх и Софье Георгиевне Бедюх (Раевой) (№ 2043 и 2044 (Список окончивших курс на С.-Петербургских высших женских курсах 18821889 гг. 1893-1911 гг. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1911-1913. С. 88).
2. Речь идет о Высших Женских Бестужевских Курсах.
3. Керн Эдуард Эдуардович (1855-1938) - русский ботаник и лесовод-дендролог, педагог. Специалист по прикладной ботанике и сельскохозяйственной мелиорации. Профессор, доктор сельскохозяйственных наук, директор Санкт-Петербургского лесного института с 1899 по 1905 гг.
4. Ермолов Алексей Сергеевич (1847-1917) -российский агроном, экономист, государственный деятель, статс-секретарь (с 1903 г.), член Государственного совета (с 1905 г.), министр земледелия и государственных имуществ (1894-1905), почётный член Петербургской Академии наук (1899), член-корреспондент Парижской Академии наук (1902).
5. Константин Константинович (1858-1915) - великий князь, поэт (поэтический псевдоним К.Р.), президент императорской Санкт-Петербургской академии наук, Почетный попечитель Женского педагогического института.
6. Кеппен Павел Егорович (1846-1911) - адъютант великого князя Константина Николаевича, генерал от артиллерии, управляющий делами великого князя Константина Константиновича. Один из учредителей Женского педагогического института.
7. Султан-Шах Екатерина Семеновна (1861-1939) - помощница начальницы Императорского женского педагогического института.
8. Папкова Ольга Александровна (1850-1920) -начальница института.
9. Берлин. Мапешй. 24-м этаже мезонина в До-нерт для миссис Вера Волкович.
10. Зимин Валериан Тимофеевич (1947-1911) -директор Томского отделения Сибирского торгового банка, общественный деятель по содействию народному образованию, благотворитель. В 1906 г. Валериан Тимофеевич основал в Петербурге «интернат для изучения человека как предмета воспитания», который развился в целое учреждение - Психопедологический институт и вошел в состав известного Петербургского психо-неврологического института (Харитонова Е.М., Толопило А.Г. К истории создания первого в Сибири бактериологического института (к 100-летию со дня основания Бактериологического института им. Ивана и Зинаиды Чуриных) // Бюллетень сибирской медицины. 2003. № 2. С. 109-115) [25].
11. И так далее - с англ.
12. Слово вставлено над строкой
13. 1-1 Текст вставлен сверху строки.
14. «При чём вносится поправка или вновь перестраивают созданную теорию» - примеч. В. Волкович.
15. Слово вставлено сверху строки.
16. Во владениях Ипполита Шотта были деревени Покровка, Знаменка, Новая Отрада, Кунакбаево, Ни-колаевка, Ивановка. Эти владения перешли сыну Льву Ипполитовичу, который был женат на Ивановой Вере Иосифовне.
17. XIV Археологический съезд проходил в Чернигове в 1908 г.
18. Речь идёт о Столице.
19. Макошино относится к древнеславянским поселениям, его название происходит от имени древне-славянской богини Макоши - покровительницы плодородия и женской плодовитости, которая символизировала собой берегиню рода. В честь этой богини и был назван посёлок Макошино. На месте современного поселка существовал город Хоробор, который впервые упоминается в летописи под 1153 г. В конце XIV столетия по соседству с Хоробором на берегу Десны образовалось село Макошино. В XVI веке два поселения слились в одно.
20. Село Круты (130 км к северо-востоку от Киева, 18 км восточнее Нежина), где была железнодорожная станция.
21. Ведомство учреждений императрицы Марии (также четвёртое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Мариинское ведомство, ВуИМ) — ведомство по управлению благотворительностью в Российской империи. Ведет свою историю от канцелярии императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I, которая с 2 мая 1797 г. приняла в своё ведение московский и петербургский воспитательные дома со всеми их заведениями. В этом ведомстве находился и ЖПИ.
22. Голицын Дмитрий Петрович (псевдоним -Муравлин; 1860-1928) - князь, русский государственный деятель, писатель, общественный деятель. С 1906 г. товарищ главноуправляющего, а с 1 января 1910 г. главноуправляющий СЕИВК.
23. Коленцев Василий Карпович - правитель хозяйственной части ЖПИ, староста институтской церкви (14 февраля 1912 г. - 26 февраля 1915 г.).
24. После сделанного (лат.).
«... I THOUGHT ABOUT THE BEST PEDAGOGICAL EDUCATION REGULATION ...»: V. VOLKOVICH'S LETTERS TO S.F. PLATONOV (1903-1909)
V. V. Mitrofanov
University at the Interparliamentary Assembly of the EurAsEC
Practical introduction of such academic disciplines as pedagogy and psychology into the educational process at the beginning of the 20th century. in Russian higher educational institutions was very slow. There were no special faculties to train specialists in these branches of scientific knowledge. Using the example of V.A. Volkovich and her friend Z.K. Sto-litsa (indirectly) at the Women's Pedagogical Institute, whose director was the outstanding organizer of the education system in Russia S.F. Platonov, it became possible to trace the process of organizing the teaching of pedagogy and psychology, conducting practical classes, creating prototypes of future pedagogical laboratories (kindergarten, gymnasium, psychological and pedagogical office). Letters from V.A. Volkovich, addressed to S.F. Platonov, allow us to see the main stages of her formation as a scientist and determine the role of the director in this process. Understanding the need for widespread introduction of the achievements of pedagogy and psychology in a pedagogical university, S.F. Platonov provided all-round support to the undertakings, initiatives, projects, proposals from V.A. Volkovich and Z.K. Stolitsa, although not everything was realized.
Keywords: V.A. Volkovich, S.F. Platonov, pedagogy, psychology, psychological and pedagogical office, Women's Pedagogical Institute, international congresses.