RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics Вестник РУДН. Серия: ТЕОРИЯ ЯЗЫКА. СЕМИОТИКА. СЕМАНТИКА
2018 Vol. 9 No 4 944-950
http://journals.rudn.ru/semiotics-semantics
НАУЧНАЯ ХРОНИКА
УДК: 81:159.9
DOI: 10.22363/2313-2299-2018-9-4-944-950
XVIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ» г. Орехово-Зуево: ГГТУ*, 16—18 мая 2018 года
Е.А. Красина1, А.А. Васильева1'2
'Российский университет дружбы народов 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
2МГИМО (университет) МИД РФ 119454, Россия, Москва, просп. Вернадского, 76
Язык и мышление — это одна из «вечных» исследовательских сфер деятельности, принадлежащих к наукам о человеке, а потому неизбежно вовлекающая в обсуждение ученых смежных областей знаний — философов, психологов, педагогов и лингвистов. Очевидно, что науки о человеке не покрываются понятием гуманитарных наук: эта область человеческого познания бесконечна и безгранична, она объединяла и объединяет ученых начиная с античных времен и до наших дней в рамках антропологической парадигмы знаний о человеке и обществе. Неслучайно эта представительная конференция — уже XVIII Международная научная конференция «Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты» — регулярно проводится при непосредственном участии Института языкознания РАН и Психологического института РАО.
Для лингвистической теории и практики по-прежнему сохраняют свою актуальность такие характеристики языка, которые принадлежат истории становления науки о языке, в частности, понимание языка как отличительной, характерологической черты человека, принадлежащая И.-Г. Гердеру — автору первой исторической концепции языка, показавшей развитие мышления и языка в их неслиянном, но одновременно и неразрывном единстве. На этом фоне объективируются положения теории В. фон Гумбольдта о языке как субъективном образе объективного мира и далее — о языке как органе, образующем мысль. Еще кон-
* ГГТУ — Государственный гуманитарно-технический университет, г. Орехово-Зуево, Московская область.
кретнее о взаимодействии языка и мышления писал российский ученый А.А. По-тебня, представлявший язык как одну из форм мысли, закрепляющую капитал мысли, однако при этом область языка далеко не совпадает с областью мысли.
Подобно И.Г. Гердеру, с опорой на его гоминидную триаду И.А. Бодуэн де Куртене утверждал, что процесс становления языка свидетельствует о его человечении не только на примере индивидуума, отдельного человека и народа, к которому он принадлежит, но и о человечении самого языка, который становится основным средством отражения действительности и познания. Вторя И.А. Бодуэну де Куртене, его современник и собеседник по переписке крупнейший швейцарский лингвист ХХ века Ф. де Соссюр экстраполирует человечение языка на социум, декларируя, что язык есть общественное установление принудительного характера.
Очевидно, что общенаучные методологические принципы движения познания от конкретного к абстрактному, от простого к сложному и наоборот организаторы конференции приняли за основу и сконцентрировали обсуждение не по принципу рода интересов и занятий участников конференции, а в соответствии с областью исследования, что и нашло свое отражение в опубликованной программе и материалах конференции. Так, редакционная коллегия сборника материалов конференции отмечает, что первый круг докладов и сообщений объединяет проблемы изучения соотношения и взаимодействия языка и мышления в генетическом и сопоставительном аспектах: обсуждаются вопросы значения и назначения ассоциативных словарей (к.ф.н. Ф.И. Артыкбаева и др., Шымкент, Казахстан); ассоциативные аспект языкового сознания (д.ф.н. И.В. Дмитрюк, Шымкент, Казахстан); прагматические механизмы несобственно-прямой речи в немецких и русских художественных текстах (к.ф.н. Н.М. Леонова, Видное, Московская область); галлицизмы в словаре русского языка и трудности их освоения (к.ф.н. Н.А. Филатова, Орехово-Зуево, Московская область); развитие идеи человеческой сущности языка в истории зарубежного и российского языкознания (д.ф.н. Е.А. Красина, преподаватель А.А. Васильева, Москва) и др.
Следующий цикл докладов анализирует логические и структурные аспекты в рамках проблемы «Язык и мышление». На наш взгляд, здесь наиболее яркими стали доклады о стилистической окраске языковых единиц как дейктическом средстве в «Живом стилистическом словаре русского языка» (д.ф.н. Г.В. Векшин, Москва); о типологическом подходе к триаде язык — мышление — речь (д. психол. наук М.А. Кабардов, Москва); мыслительной функции вопроса (д.ф.н. А.А. Калинина, Йошкар-Ола); о предложениях тождества в свете языковой асимметрии (к.ф.н. О.А. Касаткина, Орехово-Зуево, Московская область); о языке как средстве общения и выражения мысли (к. психол. наук А.Ф. Корниенко, Казань).
Третий круг включает междисциплинарное обсуждение вопросов значения, структуры и функций языка и затрагивает динамическое взаимодействие языка и мышления, включая психологический и педагогические подходы к эмоциональной коммуникации детей дошкольного возраста (к. психол. наук О.В. Брехина, Орехово-Зуево); гендерное развитие детского креативного мышления в особых
условиях (студентка Мишина, Орехово-Зуево); лингвофилософские аспекты закона экономии усилий (к. психол. наук, д.ф.н. А.В. Пузырев, Орехово-Зуево).
Проблематика исследований базируется на психолингвистическом подходе и экспериментальных данных, что свидетельствует о сложившейся психолого-педагогической матрице исследований в Государственном гуманитарно-техническом университете, г. Орехово-Зуево.
Наконец, четвертый круг исследований, представленный на конференции как в виде докладов, так и статей, опубликованных в материалах конференции, — это функциональные особенности взаимодействия языка и мышления. Безусловно, лидером стала психосоматическая диагностика БОС как метод исследования мышления женщин в семейном консультировании (А.И. Балыкин и Т.В. Балыкина-Милушкина, Москва). Авторы этого замечательного доклада не только представили оригинальную методику, но и протестировали (по желанию) участников конференции; оказалось, что словесный стимул всегда сопровождается, как правило, неконтролируемой психической реакцией человека вплоть до неосознанных движений руки или мимики лица. Вниманию аудитории были представлены этноспе-цифика интеллекта по данным языка (д.ф.н. С.Г. Воркачев, Краснодар); соотнесение ассоциативной структуры слова и текста (к.ф.н. Р.А. Даминова, Уфа); семантика музыкального знака и психология восприятие произведений музыкального минимализма (к.ф.н. С.А. Гейченко, Москва), фоносимволизм в поэтических текстах (Дун Вэнькан, Чжанчжоу, Китай); социолингвистические аспекты французского языка на алжирском радио (доктор филологии И. Сади, Беджайа, Алжир).
Очевидно, что конференция затронула большой спектр разнообразных теоретических концепций, прикладных и экспериментальных аспектов в рамках неисчерпаемой проблематики междисциплинарных исследований в области философии, психологии, педагогики и лингвистики, объединенных общей постановкой вопроса о взаимодействии языка и мышления. География конференции чрезвычайно широка и охватывает не только университеты в России — Казань, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург, Уфа и т.д., но и в зарубежных странах, в частности, в Алжире, Бразилии, Германии, Китае, Казахстане.
Идейным вдохновителем является кандидат психологических наук, доктор филологических наук Александр Владимирович Пузырев, который неоднократно организовывал и проводил подобные конференции в Пензе, Ульяновске и других городах России. Высокий рейтинг конференции поддерживается ее прекрасным техническим обеспечением: участники конференции как будто побывали на веби-наре с Казахстаном, Китаем и Бразилией; демонстрация сладов в Power Point и PDF также была безупречной. Особой благодарности заслуживает культурная программа: участники и гости конференции смогли побывать на интереснейшей экскурсии в старинном русском городе Коломна, во время которой они не только познакомились, но и начали обсуждение ее повестку дня.
Хочется пожелать дальнейших успехов этому замечательному многолетнему проекту и новых встреч на новых конференциях «Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты».
© Е.А. Красина, А.А. Васильева, 2018
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. Развитие творческого потенциала тренера посредством коррекции эмоционально-смысловых доминант в процессе мозгового штурма // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании: Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. М., 2016. С. 42—48.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006.
3. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. I—II. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Бодуэн де Куртенэ И.А. Человечение языка // Избранные труды по общему языкознанию. Т. I. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 258—264.
4. Векшин Г.В., Гейченко С.А. Основы стилистической семантики: учебное пособие. М.: МИРЭА, 2017.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
6. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Философия и психология естественных, технических и гуманитарных наук: культурно-типическая и личная модель науки (логика открытия). Космо-психо-логос уникального человека. Система философии: в 3-х частях. Ч. 2, 3. Саранск: Мордовский университет, 2004.
7. Гердер И.Г. Избранные сочинения. Москва—Ленинград: Гослитиздат, 1959.
8. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.
9. Дмитрюк Н.В. Казахско-русский ассоциативный словарь. Шымкент—Москва, 1998. Режим доступа: http://dmitryuk-nv.livejournal.com (Дата обращения: 20.10.2018).
10. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990.
11. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013.
12. Караулов Ю.Н. Показатели ассоциативного менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира. М.: ИЯ РАН, 2000. С. 191—206.
13. КировЕ.Ф. Знак и теория значения // Сб. научных статей: Лингводидактические аспекты повышения профессиональной иноязычной компетенции. Теория и практика. Ульяновск, 1995. С. 4—16.
14. Мукина О.Г. Феномен синестезии в русской поэзии XIX—XX веков // Поволжский педагогический поиск, 2016. по 4 (18). С. 93—95.
15. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993.
16. Пузырев А.В. Опыты цельно-системных подходов к языковой и неязыковой реальности // Сб. статей. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2002.
17. Пузырев А.В. О системном подходе в лингвистике: учебное пособие для студентов филологических специальностей. М.: ВНИИгеосистем, 2014.
18. Рогожникова Т.М. Взаимосвязь ассоциативного мира слова и текста // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. Тверь: ТверГУ, 1991. С. 45—53.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006.
20. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2004.
21. Русский ассоциативный словарь (РАС4) / под. ред. Ю.Н. Караулова, Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, Н.В. Уфимцевой, Г.А. Черкасовой. М., 1994.
22. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова, Ю.Н. Караулов, Е.Ф. Тарасов. М., 2004. Режим доступа: https://it-claim.ru/Projects/ASIS/SAS/index.html (Дата обращения: 20.10.2018).
23. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1998.
24. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.
25. Фесенко Т.А. Ментальный лексикон: проблемы структуры и репрезентации // Вопросы когнитивной лингвистики, 2005. по 3. С. 102—109.
26. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: МГУ, 1981.
27. Шаховский В.И. Экология эмотивного языка: теоретические и практические аспекты // Экология языка и коммуникативная практика, 2013. вд 1. С. 233—245.
28. Шувалова И.Е. Семантика русских местоимений. Курск: КГУ, 2007.
29. Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты // Материалы XVIII Международной научной конференции. Орехово-Зуево: ГГТУ, 16—18 мая 2018 г.
УДК: 81:159.9
DOI: 10.22363/2313-2299-2018-9-4-944-950
XVIII INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE "LANGUAGE AND MIND: PSYCHOLOGICAL AND LINGUISTICS ASPECTS" Orekhovo-Zuyevo: GGTU, 16—18 May, 2018
Elena A. Krasina1, Anna A. Vasilyeva2
'RUDN University 6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russia, 117198 2MGIMO-University of RF Ministry of Foreign Affairs 76, Vernadskogo ave., Moscow, Russia, 119454
REFERENCES
1. Balykin, A.I. & Balykinf-Milushkina, T.V. (2016). The development of the creative potential of a coach through the correction of emotional-semantic dominants during brainstorming.
Innovative technologies in sports and physical education: Proceedings of the V Interregional Scientific and Practical Conference with international participation. Moscow. pp. 42—48. (In Russ.).
2. Bendas, T.V. (2006). Gender Psychology. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
3. Baudouin de Courtenay, I.A. (1963). Human language In Selected Works on General Linguistics. Vol. I—II. Moscow: AN SSSR. pp. 258—264 (In Russ.).
4. Vekshin, G.V. & Geychenko, S.A. (2017). Fundamentals of stylistic semantics. Moscow: MIREA. (In Russ.).
5. Vygotski, L.S. (1999). Thinking and speaking. Moscow: Labirint. (In Russ.).
6. Gagayev, A.A. & Gagayev, P.A. (2004). Philosophy and psychology of natural, technical and human sciences: cultural-typical and personal model of science (the logic of discovery). Cosmo-psycho-logos of a unique person. Philosophy system: in 3 parts. Part 2, 3. Saransk: Mordovia University. (In Russ.).
7. Herder, I.-G. (1959). Selected Works. Moscow—Leningrad: Goslitizdat. (In Russ.).
8. Humboldt, W. von. (1984). Selected Works on Linguistics. Moscow: Progress. (In Russ.).
9. Dmitryuk, N.V. (1998). Kazakh-Russian associative dictionary. Shymkent—Moscow. URL: http://dmitryuk-nv.livejournal.com (accessed: 20.10.2018). (In Russ.).
10. Zalevskaya, A.A. (1990). The word in the lexicon of man: psycholinguistic research. Voronezh. (In Russ.).
11. Kabardov, M.K. (2013). Language abilities: psychology, psychophysiology, pedagogy. Moscow: Smysl. (In Russ.).
12. Karaulov, Yu.N. (2000). Indicators of associative mentality in the associative-verbal network In Language consciousness and the image of the world. Moscow: IJa. RAN. (In Russ.).
13. Kirov, Eu.F. (1995). The sign and value theory. Sb. scientific articles: Linguodidactic aspects of enhancing professional foreign language competence. Theory and practice. Ulyanovsk. (In Russ.).
14. Mukina, O.G. (2016). The phenomenon of synesthesia in Russian poetry of the XIX—XX centuries, Volga pedagogical search, 4 (18), 93—95. (In Russ.).
15. Potebnya, A.A. (1993). Thought and language. Kiev: SINTO. (In Russ.).
16. Puzyrev, A.V. (2002). Experiments of whole-system approaches to language and non-linguistic reality. Penza: PGPU named after V.G. Belinsky. (In Russ.).
17. Puzyrev, A.V. (2014). On the system approach in linguistics: a manual for students of philological specialties. Moscow: VNIIGEOSYSTEM. (In Russ.)
18. Rogozhnikova, T.M. (1991). Interrelation of the associative world of words and text In Problems of semantics: psycholinguistic studies. Tver: TverSU. pp. 45—53. (In Russ.).
19. Rubinstein, S.L. (2006). Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Piter.
20. Rumyantseva, I.M. (2004). Psychology of speech and linguopedagogical psychology. M.
21. Russian Associative Dictionary (PAC-I) (1994). Yu.N. Karaulov, Yu.A. Sorokin, E.F. Tarasov, N.V. Ufimtseva, G.A. Cherkasova (Eds.). Moscow. (In Russ.).
22. Slavic associative dictionary: Russian, Belarusian, Bulgarian, Ukrainian (2004). N.V. Ufimtseva, G.A. Cherkasova, Yu.N. Karaulov, E.F. Tarasov (Eds.). URL: https://it-claim.ru/Projects/ ASIS/SAS/index.html (accessed: 10/20/2018). (In Russ.).
23. Saussure, F. de. (1998). The course of general linguistics. Moscow: Logos. (In Russ.).
24. Ufimtseva, N.V. (1996). Russians: the experience of another self-knowledge In Ethnocultural specificity of linguistic consciousness. Moscow. (In Russ.).
25. Fesenko, T.A. (2005). Mental lexicon: problems of structure and representation. Questions of cognitive linguistics, 3, 102—109. (In Russ.).
26. Readings on general psychology In Psychology of thinking. (1981). Yu.B. Gippenreiter, V.V. Petukhov (Eds.). Moscow: MGU. (In Russ.).
27. Shakhovsky, V.I. (2013). Ecology of an emotive language: theoretical and practical aspects. Ecology of language and communicative practice, 1, 233—245. (In Russ.).
28. Shuvalov, I.E. (2007). Semantics of Russian pronouns. Kursk: KSU. (In Russ.).
29. Language and thinking: Psychological and linguistic aspects In Materials of the XVIII International Scientific Conference, May 16—18, 2018. Orekhovo-Zuyevo: GGTU. (In Russ.).
Для цитирования:
Красина Е.А., Васильева А.А. XVIII Международная научная конференция «Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты». Орехово-Зуево: ГГТУ, 16—18 мая 2018 года // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 2018. Т. 9. № 4. С. 944—950. doi: 10.22363/2313-2299-2018-9-4-944-950.
For citation:
Krasina, Elena & Vasilyeva, Anna. (2018). XVIII International scientific conference "Language and mind: Psychological and linguistics aspects". Orekhovo-Zuyevo: GGTU, 16—18 May, 2018. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 9(4), 944—950. doi: 10.22363/23132299-2018-9-4-944-950.
Сведения об авторах:
Красина Елена Александровна — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания филологического факультета РУДН. Сфера научных интересов: теория текста и дискурса, лингвистическая прагматика, лингвосемиотика, синтаксис и семантика. Контактная информация: e-mail: elena_krassina@mail.ru
Васильева Анна Александровна — преподаватель кафедры русского языка МГИМО (У) МИД России. Сфера научных интересов: художественный текст, семантика и синтаксис русского языка. Контактная информация: e-mail: vasilyevaaa_mgimo@mail.ru
Information about the authers:
Elena A. Krasina is Full Professor, the General and Russian Linguistics Department, Philological
Faculty, RUDN University. Research interests: text and discourse studies, linguopragmatics, linguose-
miotics, syntax and semantics. Contact information: e-mail: elena_krassina@mail.ru
Anna A. Vasilyeva is a teacher of the Russian Language Department of the MGIMO (U) MID RF.
Research interests: literary text studies, Russian syntax and semantics. Contact information: e-mail:
vasilyevaaa_mgimo@mail.ru