УДК 550.3
XVI СТОЛЕТИЕ - ПЕРВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ НА РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ: КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ И АРХАНГЕЛЬСКИЙ РЕГИОН
О.М. Распопов1, 2, В.В. Мещеряков1
1Санкт-Петербургский филиал Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова РАН 2Полярный геофизический институт КНЦ РАН
Аннотация
Излагаются исторические данные о проведении первых определений элемента магнитного поля Земли - магнитного склонения на территории России. Эти определения были выполнены во второй половине XVI века в северо-западном регионе России в акваториях и на землях, примыкающих к Белому и Баренцеву морям, включая Новую Землю. Магнитные измерения выполнялись английскими и голландскими мореплавателями, которые пытались найти северовосточный проход в Индию и Китай. Называется первое письменное свидетельство использования в XVI в. русскими поморами компаса.
Ключевые слова:
геомагнитные исследования, история, регион Баренцева и Белого морей.
/ м
Введение
Плавание Х. Колумба в 1492 г. ознаменовалось не только открытием Америки, но и привело к научному открытию, а именно открытию геомагнитного склонения. В эпоху Х. Колумба компас широко использовался в кораблевождении. Считалось, что направление стрелки определялось притяжением Полярной звезды. Однако через несколько дней пути после отплытия корабля Колумба из Европы 13 сентября 1492 г. было замечено, что магнитная стрелка изменила свое направление, отклонившись на северо-запад. 17 сентября капитан обнаружил, что за 4 дня стрелка изменила свое направление на целое деление компаса. Таким образом, в конце XV века в Европе стали известны важные для решения проблем навигации факты - отклонение стрелки компаса от географического меридиана и изменение величины этого отклонения от места к месту. Эти факты и послужили началом регулярных измерений одного из элементов земного магнетизма и явились, по мнению Б.М. Яновского [1], началом науки о магнетизме Земли.
Потребности морской и сухопутной навигации послужили стимулом для резкой активизации измерений значений магнитного склонения в различных пунктах Европы и в других районах земного шара уже в первой половине XVI в. Пространственную изменчивость склонения в Европе выявил викарий собора Св. Себальда из Нюренберга Г. Хартман, проведя в 1510 г. измерения склонения в Нюренберге. В последующие годы пространственную изменчивость магнитного склонения подтвердили измерения И.-Г. Танштеттера в Вене (1520), П. Апинуса в Баварии (1524), Ф. Крио в Дьеппе (1534), Мауро во Флоренции (1537), П. Нуньеса в Лиссабоне (1538) Г. Ре Тикуса в Данциге (1539) и др. Найденные ими значения варьировались от 4 до 13 в.д. [2]. В 1538-1541 гг. португалец Жан де Кастро проделал серию тщательно выполненных определений склонения в 43 пунктах во время плавания из Европы в Индию [3]. Отметим, что в рассматриваемую эпоху капитанам кораблей вменялось в обязанность проводить по мере возможности определения магнитного склонения по пути следования корабля. Именно с этим обстоятельством и связаны первые измерения элементов магнитного поля Земли на территории России.
В литературных обзорах, касающихся истории магнитных исследований в России, обычно упоминается, что первые измерения магнитного склонения на территории России были проведены в полярных широтах и отражены в донесениях капитанов судов Британского адмиралтейства [1, 4]. Первоисточник этих сообщений о магнитных измерениях известен - это фундаментальный труд английского историка Ричарда Гаклюйта, изданный в Лондоне в 1589 г. [5]. Эта книга, также как и последующие издания (1600 и 1809-1812 гг.), хранится в Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге (рис. 1). В 1937 г. в Ленинграде под названием «Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке» были изданы ее части, относящиеся к экспедициям в Россию
[6]. В этой книге Гаклюйтом приведены подлинные дневники руководителей первых английских полярных экспедиций в поисках Северо-восточного прохода в Китай в XVI столетии, достигших Белого моря и даже островов Вайгач и Новая Земля. Второй важный исторический источник о магнитных измерениях на территории России - это записки участника экспедиций Виллема Баренца в конце XVI столетия в Арктику Геррита Де-Фера, впервые изданные на голландском языке в 1598 г. «Правдивое описание трех морских путешествий на голландских и зеландских кораблях, к северу от Норвегии, Московии и Татарии, в королевства Китай и Хину». Это сочинение вызвало огромный интерес, и вскоре было переведено на другие языки (на русский - только в 1936 г. [7]). Однако роль этих источников в истории российской магнитологии освещена недостаточно полно. Данные об измерениях магнитного склонения в 1555-1597 гг. из этих книг были использованы сотрудником Главной геофизической обсерватории в городе Павловске профессором Б.П. Вейнбергом при подготовке фундаментального труда, отразившего на момент издания практически все известные сведения по геомагнитным измерениям в России [8]. В этом каталоге Б.П. Вейнберг приводит величины склонения и ссылки на первое английское издание книги Гаклюйта, которое ему, несомненно, было известно, а также на иностранные издания книги Де-Фера. Однако сличение данных из указанного каталога о первых магнитных измерениях на российских территориях и акваториях с первоисточниками выявило некоторые погрешности, возникшие при сборе и анализе многих тысяч данных о магнитных определениях за 400 лет, в том числе в XVI в. Оказалось, что учтены не все определения, есть погрешности в определении местоположения пунктов измерений, существуют нестыковки в датировании некоторых измерений. Авторы настоящей работы по мере сил старались выявить и исправить подобные неточности.
Вместе с тем, геофизикам, на наш взгляд, было бы интересно познакомиться с обстоятельствами, при которых были проведены первые измерения магнитного склонения. Дошедшие до наших дней сведения свидетельствуют о суровых реалиях полярных экспедиций в XVI в. (часто заканчивающихся трагически), подчеркивают величие духа и настойчивость путешественников при проведении измерений элементов геомагнитного поля за полярным кругом.
Кроме того, несмотря на то, что акватория Студенца или Русского моря, названного в середине XIX в. по историческому недоразумению Баренцевым, от Груманта (Шпицбергена) до Новой Земли и далее на восток в XVI в. уже была освоена русскими поморами и новгородцами, первые английские полярные экспедиции (как и последующие за ними экспедиции голландцев) хотя и не совершили географических открытий, так как шли проторенными русскими мореходами путями, но явились значительной исторической вехой в попытках освоения СевероВосточного морского прохода вокруг Евразии. Именно из дневников и описаний этих экспедиций появились письменные свидетельства о первых измерениях элементов магнитного поля Земли на российской территории. К большому сожалению, российских источников о подобной информации не имеется. Реалиям упомянутых полярных экспедиций, в которых рождались первые знания о геомагнитном поле в Арктическом регионе, и посвящена настоящая статья.
Английские экспедиции в акваториях Баренцева и Белого морей в начале второй половины XVI столетия
Начало и середина XVI в. характеризуются обострением соперничества между крупнейшими европейскими морскими державами - Испанией и Португалией с одной стороны, и Англией с другой - по освоению и захвату новых заморских территорий. Трудности, которые испытывали англичане по пути в Китай и Индию мимо берегов Испании, Португалии, а также огибая с юга Африканский континент, привели к идее найти путь в Китай и Индию вокруг России северным путем. Еще в 1525 г. эту идею высказал российский дипломат Д. Герасимов, посол русского царя Василия III в Риме. В 1551 г. английский мореплаватель и одновременно авантюрист Себастьян Кабот создает вместе с
Jmcf %. pitfirh . (
THE PRINCIP-ALL
NAVIGATION S. VOI AGES AND DISCO VERIES OF THE Englifh nation,made by Sea oisouer Land,
to the moH remote and farthest diftant Quarters of the earth at any time within the compafle ,
; of tbefe ijoo.yeeres:Dcuidedintothree
The firft,concerning the perfonall trauels of the Englifh vnto IucUa,Syria,A-rabia,the riuer Euphrates, Babylon, Balfara, the Verfitm Gulfe, Ormuz,, Chaul\ Go*,India,and many Iflands adioyning to the South parts of together with the like vnto Egypt, the chiefeft ports and places of Africa within and without the Streight of Gibraltar, and about the famous Promoti-torie of Buona EjperanTg.'
The fecond,comprehending the worthy diicoueries of the Englifh towards the North and Norrheail by Sea,as ofLapland, Scrikfinia, Corelia, the Baic oiS.Nicholat, the Iiles oicolgoieue, Vaigats, and T^oua Zembla toward the great riuer Ob,wit\\ the mightie Empire of RuJJta, thcCaJj>ianSea.,Georgia, Armenia,Media,Perfix,Boghar in BaBriafil diuers kingdoms of Tart aria.
The third and laft,including the Englifh valiant attempts in ftarching al-moll all the corners of the vafte and new world of imerica, from 7 3 .degrees ofNortherly latitude Southward,to Meta Incognita,Newfoundland, the maine of Virginia, the point oi Florida,the Bale oftJMexico, all the Inland oiT^ouaHifpania, thecoaft ofTierrxjirnta, Brafill, the riuer of Pla/e,to the Screight of and through it,and from it in the South Sea to
Chili, Peru,Xalifi0, the Gulfe of California, Norn Albion vpon the backfidc oiCanada, further then euer any Chriftian hitherto hath pierced.
Where unto is added the laSt moSt renorvmed Englifli Nauigation, round about the whole Globe of the Earth.
By Hiclxtri Hakluyt Majier of ¿fries, and Student fomctitm
jfmprinted at London ^George Bishop and Ralph Newberie, Deputies to Christopher B a r k e r, Printer to the Qucenes moft excellent Maieftie. (
Рис. 1. Титульная страница первого английского издания книги Р. Гаклюйта (1589 г.)
партнерами Английскую торговую компанию (позднее ее стали называть Московский или Русской) с целью «открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и доселе морским путем не посещаемых». Созданная С. Каботом компания направила 10 мая 1553 г. флотилию из трех кораблей под руководством Х. Уиллоби для поиска северного пути в Индию [9]. Экспедиция Х. Уиллоби не смогла пробиться на восток сквозь льды у южной оконечности Новой Земли и два из трех кораблей зазимовали на северном побережье Кольского п-ова в устье р. Варзины. Следующей весной поморы из Колы обнаружили, что все члены экипажей умерли во время зимовки. Третий корабль экспедиции «Эдуард - Благое предприятие», отделившийся от флотилии во время жестокого шторма у северных берегов Скандинавии, достиг Холмогор в устье Северной Двины. Его капитан, штурман флотилии Р. Ченслор был представлен русскому царю Ивану Грозному и получил грамоту на беспошлинную торговлю англичан с Россией. В дальнейшем С. Кабот и др. организуют следующие морские экспедиции для поиска северного пути в Индию и Китай. Пути этих экспедиций в XVI в. представлены на рис. 2.
Однако все они не смогли пройти дальше южной оконечности Новой Земли. Вне сомнения, капитанам кораблей вменялось в обязанность проводить измерения магнитного склонения по пути следования. Тем не менее только от второй экспедиции (1555-1556 гг.), руководимой Стифеном Бэрроу (Burrogh), сохранились данные об измерении магнитного склонения на Кольской земле и в регионе Баренцева и Белого морей. Это были первые измерения элемента магнитного поля Земли на русской территории, и поэтому представляет интерес более подробный рассказоб этой экспедиции.
После возвращения Р. Ченслора из России английские купцы в 1555 г. снарядили вторую экспедицию. Собственно, экспедиций было две: Ченслор на своем огромном по тем временам корабле «Эдуард - Благое предприятие» повез купцов с товарами в Холмогоры, чтобы без промедления начать торговлю с русскими, а задача проникновения на восток в поисках пути в Китай была возложена на Стифена Бэрроу, который два года назад был в команде «Эдуарда» в качестве штурмана и также уже побывал в Холмогорах. После пышных проводов, которые морякам устроил сам Себастьян Кабот, небольшое судно «Серчерифт - ищи наживу» (СеагсЫЬлй) под командованием Бэрроу вышло в открытое море [6]. На этот раз командору была поставлена более скромная задача, чем экспедиции Уиллоби: дойти до устья реки Оби. В то время в Европе ошибочно считалось, что истоки Оби находятся в оз. Катай (Китай), которое расположено недалеко от китайской столицы - Пекина. Это означало, что, подымаясь вверх по Оби, можно достичь вожделенного восточного государства.
В конце мая 1555 г. английские суда прошли северную оконечность Скандинавского п-ова -мыс Нордкап, «как я его назвал во время первого путешествия» - пишет С. Бэрроу [6]. Затем их пути разошлись. «Ищи наживу» продолжил путь на восток, а «Эдуард» пошел на юго-восток и юг в Студеное (Белое) море. В районе устья р. Колы С. Бэрроу впервые встретил русскую двадцативесельную ладью под парусом с 24 поморами. Из-за штормового северного ветра «Ищи наживу» простоял в заливе Колы более 10 дней. За это время англичане ежедневно видели множество русских ладей с экипажами от 24 до 30 чел., которые также пережидали непогоду, готовясь выйти в открытое море. Как объяснил один из русских кормчих Гавриил, все они плывут на Печору на ловлю семги и моржей. «Знаками он объяснил мне, что при попутном ветре нам было всего 7-8 дней до реки Печоры, и я был очень доволен обществом русских. Этот Гавриил обещал предупреждать меня о мелях, и он это действительно исполнил» - вспоминает Бэрроу. Фактически Гавриил, как и
СО!™0
л /лС
Путь Ченслера штх*тхш*х Путь УиллоуВи (без Ченслера) м•'»_.* Путь Стиф.Бэрроу
ПутьСоутэма и Спар.ка ^ мш«« Путь Пэта и Джэкмана
Рис. 2. Карта с путешествиями английских мореплавателей в регионе Баренцева и Белого морей
остальные поморы, хорошо ориентировавшийся в Студенце (Баренцевом море), стал проводником-экскурсоводом английской экспедиции «по открыванию новых земель и путей».
Через несколько дней пути к их флотилии присоединились ладьи жителей Холмогор, вышедшие из Белого моря, которые также направлялись на промысел в устье р. Печоры. Путь был не легок: непогода часто заставляла флотилию искать защиту от штормовых ветров в небольших бухтах. Поэтому путь к Печоре занял больше времени, чем они рассчитывали. Только 15 июля 1555 г. англичане вслед за ладьей Гавриила вошли в Печорскую губу.
«17-ого, в пятницу, я съехал на берег и наблюдал за стрелкой компаса, которая уклонялась на 3 с половиной градуса к западу. В тот день (полуденное) солнце показало широту 69 град. 10 мин» -записал в своем дневнике С. Бэрроу первое задокументированное определение магнитного склонения в России, дошедшее до наших дней [6]. Через три дня судно Стифена Бэрроу вышло из устья р. Печоры и пошло курсом на север - северо-восток. На следующий день, 21 июля, ранним утром англичане увидели первый айсберг. «Это была чудовищная глыба льда» - пишет С. Бэрроу. «Немного более чем полчаса спустя после того, как мы увидели льды, мы были неожиданно окружены ими. Это было ужасное зрелище: в течение 6 часов мы только и делали, что уходили от одной льдины, и в то же время, стараясь держаться подальше от другой, ... мы стали дрейфовать к востоку...». 25-го июля экспедиция достигла в полдень широты в 70 град. 20 мин, где матросы заметили какой-то остров. Судя по широте, это был о. Междушарский у юго-западных берегов арх. Новая Земля. Через двое суток медленного продвижения на север Бэрроу произвел второе измерение магнитных параметров. «27-го, в понедельник, я съехал на берег и промерил широту, которая оказалась 70 град. 42 мин. Компас уклонялся на 7 % град. к западу» - сообщает С. Бэрроу о своем следующем магнитном измерении в русских полярных широтах.
На следующий день экспедиция встретила русскую ладью, кормчий которой, некто Лошак, сообщил озадаченным англичанам, которых он видел еще в устье р. Колы, что они значительно отклонились от пути на р. Обь и находятся у берегов Новой Земли. Бэрроу развернул судно и взял курс на юг. 29-го июля экспедиция встретила еще одну русскую ладью из Колы, кормчий которой подтвердил слова Лошака об ошибочности пути, выбранного Бэрроу для достижения Оби. 31-го июля Бэрроу был вынужден укрыть свое экспедиционное судно от шторма в районе о. Вайгач, где англичане увидели две небольшие русские ладьи, пришедшие сюда из Холмогор. Позже они в этих же водах снова повстречались со своим знакомым кормчим из Колы Лошаком, который на этот раз помог им избежать неприятностей с непогодой и впервые познакомил западноевропейцев с бытом и нравами местных жителей - ненцев.
Через неделю штормовой непогоды С. Бэрроу удалось в районе небольших островов южнее о. Вайгач съехать на берег и произвести необходимые измерения. Оказалось, что широта равнялась 70-ти град. 25 мин, а стрелка компаса уклонилась на 8°от севера к западу. Только 22-го, в субботу, море успокоилось. С. Бэрроу решил, что их судно снова отнесло к берегам Новой Земли и, воспользовавшись попутным ветром, принял решение изменить курс судна, повернув на запад. С. Бэрроу в своем дневнике обосновывает решение следующими аргументами: «Потеряв всякую надежду сделать в этом году новые открытия на востоке, мы сочли за лучшее повернуть назад вследствие трех причин.
Во-первых, вследствие постоянных северо-восточных и северных ветров, которые, когда заедешь за Канин Нос, господствуют сильнее, чем в каких бы то ни было местах, которые я знаю в северных этих странах.
Во-вторых, вследствие большого и внушающего страх обилия льдов, которые мы видели своими глазами и еще большее количество которых находится без сомнения в этих странах. И то я осмелился слишком далеко забраться во льды, и я благодарю бога за свое избавление от них.
В-третьих, потому, что ночи становились темнее, и стала приближаться зима с ее бурями. Поэтому я решил воспользоваться первым попутным ветром, который пошлет мне бог, чтобы направиться к бухте св. Николая (устье р. Северная Двина. - автор) и посмотреть, не можем ли мы с божьего соизволения оказаться полезными там» [6].
Только 11 сентября английской экспедиции удалось прибыть в Холмогоры, где путешественники решили перезимовать и подготовиться ко второму броску на восток. Однако этим планам не суждено было исполниться, так как С. Бэрроу получил приказ из Лондона весной идти на запад к берегам Норвегии в поисках оставленных на Мурманском берегу судов предыдущей полярной экспедиции Уиллоби «Благая Надежда» (Bona Speranza) и «Благое Упование» (Bona
Confidentia), а также бесследно исчезнувшего судна «Филипп и Мария», вышедшего из Англии в Холмогоры вслед за «Серчерифтом».
Успешно перезимовав в Холмогорах, экспедиция С. Бэрроу 23 мая 1556 г. на «Серчерифте» вышла из устья Северной Двины. Здесь же Бэрроу определил магнитное склонение в 5 град. 10 мин от севера к востоку. (В издании [6] стоит ошибочная дата «23 мая 1557 г.»).
Второго июня Бэрроу на берегу в 2 милях к северу от мыса Собачий Нос, на котором англичане видели навигационный крест (широта 65 град. 47 мин) определил склонение 4 град. к востоку. Это был еще Зимний (восточный) берег Белого моря.
Затем путь экспедиции продолжился уже вдоль западного берега моря. В районе «Трех островов» у Кольского п-ва Бэрроу советует ориентироваться на крест, находящийся на материке. Здесь экспедицию застал сильный шторм. «Буря с северным ветром продолжалась до 16 июня, после чего подул южный ветер, но из-за льдов мы не могли выйти в море. Я съезжал на берег к кресту и определил широту в 66 град. 58 мин 30 сек; отклонение компаса 3 1А к востоку», - отметил Бэрроу в дневнике свое шестое магнитное определение.
Далее «Серчерифт» медленно продвигался вдоль Северного берега Кольского п-ова. Только 28 июня экспедиция прибыла в норвежский порт Вардехус (Вардо). На следующий день Бэрроу вышел из Вардехуса обратно по направлению к Холмогорам. По пути, в Кигоре (п-ов Рыбачий), англичане встретили голландцев из Дронтода и несколько норвежских легких судов, прибывших сюда для участия в ежегодной русской «ярмарке» по обмену товарами. От них Бэрроу узнал, что судно «Филипп и Мария» зимовало в Дронтоде и в марте вышло оттуда обратно в Англию, а судно «Упование» затонуло во время шторма при переходе от Мурманского берега в Англию. С. Бэрроу не сообщает в своем дневнике о судьбе флагмана экспедиции Уиллоби -судне «Благая Надежда».
Можно предполагать, что из тех же источников он получил информацию о том, что оба судна -«Надежду» и «Упование» - повел обратно в Англию Ричард Ченслор в августе 1555 г., получив на это разрешение русского царя Ивана IV и укомплектовав суда русскими моряками. Таким образом, задание поиска судов первой экспедиции теряло смысл, и Бэрроу решает возвращаться в Англию. Свое решение он обосновывает тем, что «ветер был слишком слаб», чтобы идти снова в Холмогоры. Так закончилась вторая английская полярная экспедиция, проводившая первые магнитные определения в Арктике, дошедшие до наших дней. На рис. 3 показана карта Баренц-региона с указанием мест определения магнитного склонения, сделанных английскими мореплавателями.
Интересно, что на свои карты английские мореплаватели наносили русские названия в латинской транскрипции, а иногда и переводили слова на английский язык. Многие из географических названий не изменились за пятисотлетний отрезок времени, прошедший со времен путешествий англичан. На рис. 4 приведен фрагмент карты восточной части Кольского п-ова и западного побережья Белого моря, составленной У. Бэрроу около 1570-1580 гг., а также фрагмент современной карты. Стрелкой на картах обозначено местоположение арх. «Три Острова», где были сделаны первые определения магнитного склонения на Кольской земле. Русское название этого архипелага сохраняется как на английской, так и на современной картах. За 500 лет не изменились и названия рек: Двина, Поной, Пинега, Мезень, Кулой и т.д. Сохраняются и названия других островов (например, Моржовец). На английской карте встречаются такие русские названия, как Кошкин нос - Koska noze, правда, Собачий нос переведен на английский: Fox noze, т.е. Лисий нос. Ориентиром для английских мореплавателей, как они сами указывают, служили навигационные кресты, в том числе в районе островов Три Острова... Один из таких крестов в этом районе на побережье в 30 км от Трех Островов сохранился и поныне (рис. 5).
Рис. 3. Местоположение пунктов первых определений магнитного склонения на российской территории в 1555-1556 гг., выполненных во время английской экспедиции под руководством У. Бэрроу
Рис. 4. Фрагменты карт восточного побережья Кольского п-ова. Слева - карта, построенная У. Бэрроу в 1570-1580-х гг., справа - современная карта.
Стрелками показано местоположение островов Три Острова
Г олландские полярные экспедиции в конце XVI в.
Г олландские политики и купцы развернули бурную деятельность по освоению Российской Арктики в начале 1980-х гг. Еще в середине столетия они были частыми гостями норвежского Вардехуса (Варде) и русской Колы на Кольском п-ове. Однако попытки англичан проникнуть в устье Оби вынудили голландских мореходов проявить большую активность. Еще между 1577 и 1580 гг. один из голландских торговых агентов Оливер Брунель переходил Урал и добирался до Обской губы [10]. Последнее путешествие он предпринял на русском судне в Мангазею вместе с русскими промысловиками и купцами. Полученные знания он использовал для составления проекта проникновения на русский север и в Сибирь северным морским путем. Идеи Брунеля вызвали в Г олландии живейший отклик. В продвижении этих планов особенно усердствовал богатый купец Бальтазар де Мушерон, имевший в России свои коммерческие интересы. Он снарядил для Брунеля собственный корабль и отправил его в 1584 г. к Новой Земле. Но восточнее архипелага голландцам проникнуть не удалось, а судно на обратном пути потерпело крушение.
Сведения о Русском Севере, собранные Брунелем, легли в основу книги голландского географа и историка Луки Вагенера «Пути в разные страны» [10], описывающей «пути Белого моря, Московии, Лапии со стороны Норвегии». Вагенер опубликовал и карту «Белого моря и реки Мезени» с сопроводительным описанием, представляющим, по сути дела, дословный перевод русских мореходных лоций. Неудача экспедиции Брюнеля не остановила Мушерона. Он начал готовить новую экспедицию, но в этот момент торговые агенты Мушерона были изгнаны с Русского Севера по подозрению в попытке захвата русских земель. Однако купцу удалось заинтересовать в приобретении новых северных земель правительство Голландских Соединенных Штатов.
Рис. 5. Навигационный крест, установленный на берегу в 30 км южнее островов Три Острова (фото И. Вдовина, г. Ревда)
Летом 1594 г. к Новой Земле направилась первая голландская правительственная экспедиция. В ее состав входили четыре больших корабля, и главной задачей экспедиции был захват острова Колгуев и строительство на нем крепости, которая защищала бы северо-восточный путь в Сибирь и Китай от англичан и датчан. Двумя кораблями, которым удалось достичь северной оконечности Новой Земли, командовал опытный капитан В. Баренц. Однако только одному судну под командованием Ная удалось пройти через пролив Карские Ворота и выйти к устью р. Кара. Най полагал, что это и есть устье Оби. Мнимый успех воодушевил голландское правительство, и Мушерон в 1595 г. стал снаряжать новую экспедицию для отыскания морского прохода к Оби и по ней в Китай. На этот раз экспедиция должна была построить крепость на о. Вайгач, чтобы перекрыть путь на восток через проливы Карские Ворота и Югорский Шар. В этой экспедиции участвовали семь кораблей под руководством Ная, Торгалеса и Баренца в качестве штурмана. Но ледовая обстановка в районе Вайгача вынудила флотилию повернуть назад.
Третья голландская экспедиция была снаряжена весной 1596 г. В ней были два корабля капитанов Яна Рийпа и Якова Гемскерка. На корабле Гемскерка штурманом был снова В. Баренц. Именно этой экспедиции суждено было сыграть свою роль в проведении первых высокоширотных магнитных определений. В середине июня экспедиция прибыла к берегам уже известного к этому времени арх. Грумант (Шпицберген), считавшегося частью Гренландии. Но обогнуть его с севера не удалось из-за льдов. Пройдя на юг к острову Медвежий, корабли разделились вследствие разногласий между капитанами о планах дальнейших действий. Рийп вернулся к Шпицбергену, а затем в Голландию, а Гемскерк по настоянию Баренца направился на восток к Новой Земле с тем, чтобы обогнув ее с севера, выйти в Обскую губу и далее в Китай. Однако этим планам не суждено было сбыться.
Напомним, что историческим источником о голландских экспедициях была книга участника этих экспедиций Геррита Де-Ферра, изданная на голландском языке в 1598 г. (рис. 6) и на русском языке в 1936 г. [7]. Отметим, что первое определение магнитного склонения было сделано В. Баренцем в полярных водах у берегов Новой Земли во время первой голландской экспедиции 3 июля 1594 г. Это было единственное сделанное в этом путешествии измерение магнитных параметров, дошедшее до наших дней. Широта места определения магнитного склонения равнялась 736’, и измеренное значение склонения оказалось равным 16.9° W. В комментарии к книге Де-Ферра
[7] известный советский полярный исследователь В.А. Визе отмечает, что «это определение магнитного склонения не приведено в «Каталоге магнитных определений в СССР» [8], где помещен ряд других определений Баренца». Определения магнитного склонения во время второй голландской полярной экспедиции 1595 г. нам неизвестны.
Шапвре (ерїа8<я*/йг іпетеїі порі (оо фееш $6
/ ДО і§кт Ыт Ы ЦШШШ го&е (ферт Ь?
СЬе&оски,Авідс1к^ііік»'Ьт.ЯЬгіійдосК А"- * і « *»
Рис. 6. Титульная страница первого голландского издания книги Г. Де-Фера (1598 г.)
Наиболее плодотворной с точки зрения изучения параметров геомагнитного поля стала третья экспедиция 1596-1597 гг. Несмотря на драматический исход этой попытки пробиться сквозь льды к устью Оби и в Китай, обогнув с севера Шпицберген и Новую Землю, голландским полярникам удалось сделать семь наблюдений за магнитным склонением, причем в рекордно высоких широтах,
ранее недоступных исследователям - 79 град. 6 мин сев. широты (западное побережье Шпицбергена) и 76 град. сев. широты (восточное побережье Новой Земли).
Третья экспедиция началась с того, что два голландских судна, побывав в 1596 г. у западных берегов арх. Грумант, ранее известного как поморам, так и, видимо, скандинавским мореходам, ввели его в «научный оборот» под новым названием «Шпицберген», считая его северо-восточной частью Гренландии. Это стало для того времени рекордным достижением высоких широт. Рекордным было и проведение здесь магнитных определений. Де-Фер, участвовавший в этой экспедиции, пишет: «Что касается изменения компаса (определения магнитного склонения), для более точного измерения которого наши люди высадились на берег, то они определили склонение в 16° (западное). В тот же день мы попали на другой остров, на котором также определили изменение компаса, но получили совсем другой результат, так что мы отсюда ничего не могли вывести. Взяв здесь несколько яиц, мы опять на веслах вернулись на корабль»[7].
Следующие два определения магнитного склонения экспедиция сделала у берегов Новой Земли в районе острова Крестового, затем два определения сделаны уже в следующем году во время вынужденной зимовки в Ледяной бухте (мыс Спорый Наволок) на северо-восточном побережье Новой Земли на широте около 76 град. Еще два определения магнитного склонения были сделаны уже после зимовки на обратном пути в Колу, когда две лодки с выжившими полярниками заблудились восточнее полуострова Канин. О магнитных определениях во время беспримерной зимовки Де-Фер пишет: «... 24 января 1597 г. (когда у нас впервые появилось солнце)... луна и Юпитер были над нашим домом в соединении, они, согласно компасу, находились на NtO, а юг компаса был на самом деле SSW. Луне было уже восемь дней. Отсюда видно, что луна и солнце отстояли друг от друга на восемь румбов» [7].
Из этого сообщения В.Ю. Визе в своих комментариях к книге Де-Фера [7] заключает: «Магнитное склонение составляло, таким образом, около 22.5° W. В «Каталоге магнитных определений в СССР», изданном Главной Геофизической обсерваторией в 1929 г. [8], приводятся магнитные определения Баренца, однако, магнитного склонения для Ледяной гавани там нет».
Следующее определение магнитного склонения в Ледяной бухте было сделано через 15 суток и показало тот же результат - 22 град. 30 мин к западу. По сообщению Де-Фера: «.солнце восходило на SSO, а заходило на SSW, согласно компасу (здесь надо понимать «указатель сторон света»), который мы сделали дома из свинца и установили по истинному меридиану; от нашего обычного (магнитного) компаса этот разнился на два румба».
Определения магнитного склонения, сделанные голландскими экспедициями, сведены нами в таблице, а места определений нанесены на карту и показаны на рис. 7.
Таблица
Определения широты и магнитного склонения в голландских экспедициях в 1594-1597 гг.
Наименование пункта наблюдения Широта, град., мин Магнитное склонение (-) (западное, град., мин)
У западных берегов Новой Земли Наблюдение 3 июля 1594 г. 73.6 16.50
У западных берегов Шпицбергена Наблюдение 23июня 1596 г. 79.49 16
У западных берегов Новой Земли, в районе Крестового острова Наблюдение 21 июля 1596 г. Наблюдение 31 июля 1596 г. 75.45 76.02 26 27
У северо-восточных берегов Новой Земли, Ледяная бухта (мыс Спорый Наволок) Наблюдение 24 января 1597 г. Наблюдение 8 февраля 1597 г. 76 22.30 22.30
Чешская губа Наблюдение 12 августа 1597 г. Наблюдение 15 августа 1597 г. 68 24 17.30
Рис. 7. Местоположение пунктов определения магнитного склонения в голландских полярных экспедициях в 1594-1597 г. в Баренц-регионе, нанесенные на карту начала XXв.
В.Ю. Визе в предисловии к книге Де-Фера [7] следующим образом оценил результаты магнитных измерений голландцев: «Исключительный научный интерес представляют произведенные Баренцем наблюдения над магнитным склонением, которые позволяют иметь суждение о вековом ходе этого элемента» (рис. 8).
Голландские полярные исследователи под руководством своего капитана Якова Гемскерка совершили беспримерное путешествие в истории мореплавания. Впервые западноевропейцы зимовали в столь высоких северных широтах. Лишившись во время зимовки своего судна, они отправились в обратный путь на двух утлых лодках, снабженных самодельной мачтой и парусом, на которых бы не рискнули выйти в полярные воды даже многоопытные поморы. Страдая от цинги и голода, лишившись пятерых членов экипажа, в том числе В. Баренца, умершего от цинги, 12 полярных исследователей сумели пробиться в воды южнее Новой Земли. И здесь им стало сопутствовать везение -медленно, большей частью на веслах, продвигаясь на запад, они встречали много поморских судов, которые их выручали продовольствием и показывали дорогу к Кольскому полуострову. Де-Фер не скупится на похвалы и благодарности русским промысловикам и купцам. Без преувеличения можно сказать, что без продовольственной и навигационной помощи поморов голландские моряки не вернулись бы домой. Что касается навигационных определений, то несмотря даже на предельную степень истощения, блуждая по Чешской губе, восточные берега которой они приняли за Кольский п-ов, голландские исследователи нашли в себе силы и желание определять широту и наблюдать за поведением магнитной стрелки. Встречи с поморами убедительно показали, что русские прекрасно владеют
Рис. 8. Штурман Баренц и капитан Гемскерк планируют полярную экспедицию.
Художник Х. Биссчоп, 1863
навигационными знаниями, ориентируясь по компасу и навигационным знакам в виде крестов, расставленных по берегам Мурмана и Белого моря, от мыса Канин Нос до Вайгача, на западных берегах Новой Земли, поперечная перекладина которых всегда ориентирована на географический север. [11]. Стоя рядом с таким крестом, не составляло бы никакого труда по сориентированному на географический полюс компасу определить магнитное склонение. Можно уверенно предполагать, что поморы так и поступали, если только такие данные не были заранее вписаны в их лоции. Однако до наших дней эти сведения XVI в. не дошли. Следует отметить, что существует и иное мнение относительно ориентации поморских навигационных крестов. Так, специалисты по навигации Северного военно-морского флота считают, что поморские кресты устанавливались по компасу в соответствии с магнитным северным полюсом. Этот важный для истории поморской навигации и российской магнитологии вопрос может быть разрешен лишь экспедиционными исследованиями непосредственно на местах установок навигационных знаков.
Де-Фер вспоминает (в скобках пояснения В.Ю. Визе): «Когда мы плыли, держась возможно ближе к берегу, очень пустынному (в голландском оригинале иначе: «вдоль берега, где было очень мелко»), и считали, что плывем на WtN, чтобы обогнуть мыс Кандинес (Канин Нос), наш компас, помещавшийся на сундуке, обшитом железными листами, обманул нас на два деления (то есть на два румба - 22 град.30 мин.), и поэтому мы оказались дальше на юг и на восток, чем думали. Мы рассчитывали быть вблизи Кандинес, а на самом деле, как после узнали, отстояли оттуда почти на три дня плавания. Заметив свою ошибку, мы остановились в ожидании наступления дня. 5 августа, пока мы стояли, один из наших пошел на берег и, увидев, что там есть трава и кое-какие кустарники, стал звать нас придти с ружьями, так как там должна быть дичь. Это нас сильно обрадовало, ибо наше продовольствие почти истощилось, и у нас не осталось ничего, кроме небольшого количества хлеба. От этого мы были в таком отчаянии, что некоторые предлагали бросить лодки и идти вглубь земли, говоря, что иначе мы погибнем с голоду. Нужда наша росла с каждым днем, и голод был настолько тяжел, что мы с трудом могли переносить его дальше».
Далее Де-Фер пишет: «12 августа, в ясную погоду, когда солнце было на востоке, мы увидели русский корабль, идущий на всех парусах; это нас немало обрадовало. Заметив корабль с берега, к которому мы пристали с лодкой, мы уговорили капитана пойти навстречу кораблю и вступить с бывшими на нем в переговоры о приобретении какого-либо продовольствия. Поэтому мы как можно скорее спустили лодку в море и пошли на парусах к кораблю. Прибыв туда, капитан поднялся на их корабль и спросил, далеко ли мы от Кандинес; но так как мы не знали их языка, то не могли понять ответа, хотя они выставляли пять пальцев. Впоследствии мы догадались, что этим они хотели указать на находившиеся там пять крестов. Они принесли также небольшой морской компас и стали
показывать, что Кандинес находится к северо-западу от нас; это же самое показывал и наш компас, и мы сделали тот же расчет... Они ... дали нам сто две рыбы с несколькими маленькими пирожками, испеченными из муки с водой, в то время как они варили рыбу. Получив это, мы около полудня расстались с ними, радуясь, что добыли кое-что из продовольствия, ибо давно уже не имели для пропитания ничего...(рис. 9). Расставшись с русскими, мы при ветре с S и StO продолжали путь на WtM. Около того времени, когда солнце было на WSW, ударил опять сильный гром и полил дождь, но не надолго, и немного спустя опять настала сносная погода. Продолжая свой путь, мы заметили, что по нашему обычному компасу солнце заходило на NtW». Последнюю фразу В.Ю. Визе комментирует следующим образом: «Принимая, что голландцы
находились в широте 68° N, солнце должно было заходить в тот день на N 46 1/2° W; таким образом, получается аномально большое (по сравнению с другими определениями голландцев)
склонение магнитной стрелки, а именно 35° W. Редактор английского издания 1853 г. делает
Рис. 9. Встреча спутников Баренца, плывших на шлюпке, с поморским кочем 12 августа 1557 г., во время которой голландцы увидели в руках поморов компас (гравюра из книги де Фера, 1598 г., см. рис. 6).
предположение, что Де-Фер ошибочно дает NtW, вместо NNW. В последнем случае магнитное отклонение получается 24° W».
Необходимо отметить, что день 12 августа 1597 г. ознаменовался не только очередной встречей голландцев с русскими поморами, но первым письменным свидетельством использования компаса и русскими поморами. Об этом особо отмечает Де-Фер. К большому сожалению, каких-либо российских письменных свидетельств использования поморами компаса в это время или ранее не имеется, хотя устные предания указывают на это. Поморы называли компас «маткой» и знали, что во время полярных сияний «матка шалит» [1]. Далее Де-Фер пишет: «15 августа мы наблюдали восход солнца на ONO, так что наш компас, по-видимому, несколько отклонился».
Комментарий В.Ю. Визе: «Солнце в этот день должно было восходить на N 50° О. Поэтому склонение магнитной стрелки компаса составляло 17 1/2° W».
Справедливости ради надо заметить, что если бы голландские исследователи владели всей совокупностью навигационных навыков поморов, в том числе ориентированием по береговым крестам, то им бы не составило большого труда в один летний сезон дойти до Оби и вернуться обратно, как это делали русские за десятки лет до западноевропейских исследователей Севера.
Заключение
Вторая половина XVI столетия ознаменовалась началом измерения магнитного склонения на российской территории. Эти определения были выполнены, как это ни удивительно, на северных российских землях: на Кольском п-ове и на территориях, примыкающих к Белому и Баренцеву морям, включая Новую Землю. Магнитные определения были связаны с попытками британских, а затем голландских мореходов найти северо-восточный проход в Индию и Китай. Уникальные магнитные измерения вблизи северной оконечности Новой Земли опередили на столетия подобные измерения в столь высоких широтах. Вне сомнения, до настоящего времени дошли далеко не все данные магнитных измерений во время полярных плаваний англичан и голландцев. Не следует забывать, что зачастую эти данные скрывались от конкурентов. Проведенные в XVI в. магнитные измерения ценны не только для решения навигационных задач для своего времени, но они уникальны в научном плане, позволяя проследить при сопоставлении с данными следующих эпох вековые вариации элементов геомагнитного поля в труднодоступных районах Арктики.
К большому сожалению, не сохранилось отечественных источников об использовании русскими поморами компаса и возможности учета магнитного склонения. Первым письменным свидетельством использования поморами компаса является книга Де-Фера (1936). 12 августа 1597 г. при встрече с поморами голландцы убедились в использовании поморами компаса. Поморы называли компас «маткой», и последующие источники указывают на то, что они знали, что во время полярных сияний «матка шалит».
ЛИТЕРАТУРА
1. Яновский Б.М. Земной магнетизм. М., 1953. 591 с. 2. Гордин В.М. Очерки по истории геомагнитных измерений. М.: ИФЗ, 2004. 162 с. 3. Hellman G. The beginnings of magnetic observations. Terr. Magn. Atmos. Electr. 1889. Vol. 4. P. 73-86. 4. Развитие геомагнитных исследований в России: от начала наблюдений до 1918 г. / О.М. Распопов, Ю.А. Копытенко, М.А. Эфендиева, В.В. Мещеряков // История наук о Земле. 2009. Т. 2, № 1. С. 18-43. 5. Hakluyt G. Then Principal Navigations, Voiages and discoveres if the English nations, made by sea or ouer land, to the most remote and farthest distant quartess of the Earth at any time within the compasse of the 1500 years. London. 1589. 6. Гаклюйт Р. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / под ред. Н.Л. Рубинштейна, перевод Ю.И. Готье. Л., 1937. 308 с. 7. Де-Фер Г. Плавания Баренца. 1594-1597 / под редакцией, с введением и примечаниями В.Ю. Визе. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1936. 308 с. 8. Вейнберг Б.П. Каталог магнитных определений в СССР и сопредельных странах с 1556 по 1926 год. ГГО. Ленинград, 1929. 215 с. 9. Мещеряков В., Распопов О., Горшков Э. Притяжение севера // Наука и жизнь. 2009. № 10. С. 47-55. 10. Белов М.И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века. М.: Морской транспорт, 1956. 592 с. 11. Гемп К.П. Поморские лоции и «Книга мореходная» О.А. Двинина // Гемп К.П. Выдающийся памятник истории поморского мореплавания XVIII столетия. Л., 1980. С. 3-18.
Сведения об авторах
Распопов Олег Михайлович - д.ф.-м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова РАН, г. Санкт-Петербург; e-mail: oleg@or6074.spb.edu Мещеряков Вячеслав Васильевич - к.т.н., старший научный сотрудник; e-mail: sur-1@rambler.ru