Российский журнал менеджмента Том 9, № 4, 2011. С. 135-137
xiii международная научно-практическая конференция по проблемам реформирования общественного сектора
В период с 11 по 12 ноября 2011 г. в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) состоялась XIII Международная научно-практическая конференция по проблемам реформирования общественного сектора «Public Sector Transition». Конференция была организована ВШМ СПбГУ совместно с Ассоциацией исследователей экономики общественного сектора (ASPE).1
В этом году в организационный комитет конференции поступило 93 доклада от 120 авторов из 7 стран мира. В общей сложности в конференции приняли участие более 70 исследователей.
На открывшем конференцию пленарном заседании обсуждались вопросы развития институтов общественного сектора. Известный специалист по проблемам социального капитала Р. Роуз (Университет Абердина, Великобритания) представил доклад «Антимо-дернизационные и модернизационные эффекты социального капитала». Результаты проверки гипотезы о связи выбора направления обучения студентами вузов и уровня развития стран прозвучали в выступлении Т. В. Натхова (НИУ ВШЭ) и Л. И. Полищука (Университет Мэриленда, США) «Распределение талантов и качество институтов». Завершила пленарное заседание П. В. Крючкова
1 Информацию о Конференции можно найти на веб-сайте ВШМ СПбГУ: http://www.gsom.spbu. ru/all_news/xiii_public_sector_transition/
(НИУ ВШЭ) докладом «Сравнительная эффективность государственного контроля и частного инфорсмента законодательства».
Несколько секций были объединены обсуждением различных вопросов, связанных с формированием человеческого капитала и ролью образования. Они освещали результаты эмпирических исследований в области качества образования — доклады О. Г. Васильевой (Амурский государственный университет) «Изобилие природных ресурсов, политическая конкуренция и инвестиции в человеческий капитал», П. В. Травкина (НИУ ВШЭ) «Должно ли государство поддерживать дополнительное профессиональное обучение?», И.Н.Баранова (ВШМ СПбГУ) «Институциональные факторы эффективности образования: межстрановой анализ по данным четвертого раунда PISA», И. Н.Молчанова и О. И. Иванова (МГУ) «Управление формированием и развитием фондов целевого капитала в высшей школе», а также приоритетов политики в области здравоохранения — выступление Л. С. Засимовой (НИУ ВШЭ) «Проблемы формирование здорового образа жизни у молодежи». Интересные параллели между демографической политикой в наши дни и в России XVIII в. провела Н.П.Дроздова (ВШМ СПбГУ).
Традиционными стали секции по проблемам антимонопольной политики и управления предприятиями с государственным участием. В них приняли участие Т. Г. Долгопя-това (НИУ ВШЭ), рассмотревшая проблемы,
состояние и возможные подходы к развитию корпоративного управления на предприятиях с государственным участием, А. А. Семенов (ВШМ СПбГУ), оценивший российскую практику управления государственными и частными предприятиями в начале XX века с позиций распространившихся тогда идей научного менеджмента, Л. С. Ружанская (ВШЭМ УрФУ), осветившая проблематику эволюции модели российской корпорации в условиях институциональных трансформаций.
Доклады А. Е. Шаститко (МГУ) и Н. Б. Дза-гуровой (НИУ ВШЭ) были посвящены эффектам ошибок I и II рода в трансакциях с участием дискриминирующего гаранта и в регулировании вертикальных ограничивающих соглашений. С. Б. Авдашева (НИУ ВШЭ) внесла свой вклад в обсуждение проблем антимонопольной политики докладом «Воздействие слияний и предписаний ФАС на российские рынки». Взгляд на те же вопросы со стороны Федеральной антимонопольной службы прозвучал в докладе А. Г. Сушкевича (ФАС РФ) «Возможности и перспективы использования результатов оценки эффектов слияний и предписаний в деятельности российских антимонопольных органов». Оценка правоприменительной практики была дана в выступлении Н. А. Горейко (НИУ ВШЭ) «Злоупотребление коллективным доминирующим положением: применение нормы в России (2006-2011 гг.)».
Начиная с Одиннадцатой конференции (март 2010 г.) в ее рамках проводятся секционные заседания и круглые столы по вопросам регулирования государственных закупок. В этот раз доклады по данной тематике составили около четверти всех выступлений на конференции и были презентованы в рамках секций «Управление эффективностью размещения государственного заказа» и «Противодействие недобросовестному поведению в процессе размещения государственного заказа», а также обсуждены на круглом столе «Создание Федеральной контрактной системы: идентификация групп интересов».
Доклады конференции отразили использование различных методологических подходов при моделировании процесса размещения государственного заказа. В докладе
А. А. Яковлева, О.А.Демидовой и О. Н. Ба-лаевой (НИУ ВШЭ) «Какие факторы влияют на снижение цен на торгах и что порождает проблемы при исполнении госконтрактов?» были представлены результаты эмпирического анализа, базирующегося на информации о государственных закупках крупной бюджетной организации. Подобный подход представляется исключительно плодотворным на стадии выдвижения гипотез о состоянии системы государственных закупок в целом. Результаты, представленные в докладах Т. И. Войтовой и Е. А. Подколзиной (НИУ ВШЭ) «Реестр недобросовестных поставщиков в системе государственных закупок в России», А. С. Башиной (НИУ ВШЭ) «Анализ факторов, влияющих на неформальные платежи в системе госзаказов», М.В. Островной и Е. А. Подколзиной (НИУ ВШЭ) «Фундаментальная трансформация и нечестная конкуренция на рынке государственных закупок медикаментов в России», были получены путем использования индуктивного подхода к экономико-математическому моделированию, а результаты, изложенные в докладе А. Е. Иванова (ВШМ СПбГУ) «Почему государственные закупки в РФ не порождают рынки „лимонов"», — дедуктивного. Е. Е. Попова и Н. А. Зенкевич (ВШМ СПбГУ) проиллюстрировали применение лабораторных игровых экспериментов в качестве инструмента эмпирического экономического анализа в своем докладе «Анализ влияния межстрановых различий на уровень коррупции путем экспериментального разыгрывания». А. Б. Соловьева и И. В. Кузнецова (НИУ ВШЭ) представили результаты дескриптивного анализа контрактов 2010 г., заключенных по результатам электронных аукционов с падением цены более 30%. Наконец, в докладах О. С. Белокрыловой (ЮФУ) «Региональные модели размещения муниципальных заказов: практика ЮФО» и руководителей Офиса защиты конкуренции Чешской республики И. Мачека и Я. Слежака «Public Procurement Efficiency Enforcement, Bid Rigging Penalizing Issues» был проведен, соответственно, межрегиональный и меж-страновой анализ практики регулирования государственных закупок.
Обсуждение проблемы повышения эффективности размещения государственного заказа носило на Тринадцатой конференции специфический характер: результаты каждого из исследований рассматривались с точки зрения их возможного использования в рамках Федеральной контрактной системы (ФКС). Дискуссия в рамках круглого стола, посвященного проблеме внедрения ФКС, развернулась вокруг доклада Р. О. Смирнова (экономический факультет СПбГУ) «Адаптация мирового опыта при формировании российской федеральной контрактной системы». Приведем ряд рекомендаций, сделанных участниками конференции: концентрация контроля на «зонах риска» — в виде крупных контрактов, а также на контрактах с резким снижением цен на торгах; введение легальных процедур адаптации госконтрактов к изменяющимся внешним условиям, что позволит вывести эти объективные процессы из неформальной «серой зоны», где неизбежно возникают предпосылки для коррупции; разработка и внесение поправок в Бюджетный кодекс, предоставляющих возможность и регламентирующих процедуры переноса на следующий год неизрасходованных бюджетных ассигнований текущего го-
да; сокращение масштабов применения аукционов в госзакупках.
В ходе обсуждения последнего вопроса возникла дискуссия, когда в докладе А. А. Яковлева прозвучала рекомендация «ориентации аукционов на „инспекционные" товары, для которых отбор по критерию наименьшей цены обеспечивает оптимальные результаты», а в докладе А. Е. Иванова обосновывалась пагубность использования аукционов на сегментированном по качеству рынке. По результатам дискуссии, по-видимому, можно сделать вывод о том, что алгоритм выбора способа размещения товара не может быть построен исключительно на виде закупаемой продукции (инспекционная, экспериментальная, доверительная). В целом, участники круглого стола (представители академического сообщества, органов, координирующих и контролирующих размещение государственного заказа в Санкт-Петербурге, участников размещения государственного заказа), с одной стороны, поддержали идею внедрения ФКС, а с другой — высказали убеждение в необходимости разработки взвешенного механизма замещения Федерального закона № 94-ФЗ, предполагающего поэтапное внедрение ФКС.
И. Н. Баранов А. Е. Иванов А. В. Меньшикова
Высшая школа менеджмента СПбГУ