НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
XII ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»
С 24 по 26 мая в Екатеринбурге на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) состоялась XII научно-практическая конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», проведенная по инициативе Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО) и Российского государственного профессионально-педагогического университета. Конференция была посвящена обсуждению результатов исследований по проблемам развития профессионально-педагогического образования (ППО) и перспектив его развития в соответствии с модернизацией профессионального образования в России, определению перспективных направлений исследовательской деятельности, объединению усилий научно-педагогических и практических работников для участия в разработке и в последующей реализации координационного плана НИР по проблемам ППО на 2006-2010 гг.
На пленарном заседании выступили с докладами:
B. А. Федоров, зам. председателя совета УМО по ППО, проректор по научной работе и внешним связям РГППУ, - «Профессионально- педагогическое образование России: состояние, перспективы»;
Е. В. Ткаченко, академик РАО, член Президиума РАО, - «Состояние профессионального образования в современных условиях»);
C. З. Гончаров, зав. кафедрой философии РГППУ, - «Социокультурные предпосылки и креативные технологии развития субъектности участников образовательного процесса»;
H. Е. Эрганова, зав. кафедрой профессионально-педагогических технологий РГППУ, - «Роль и место современных профессионально-педагогических технологий в подготовке педагогов и мастеров профессионального обучения»;
В. И. Кондрух, директор Магнитогорского государственного профессионально-педагогического колледжа, - «Обновление учебно-методического комплекса по специальности 0308 - Профессиональное обучение в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта»;
Р. Т. Гареев, зав. кафедрой профессиональной педагогики и креативного образования Московского государственного индустриального университета, - «Теоретические подходы к созданию и реализации дистанционных технологий в профессионально- педагогическом образовании»).
В рамках конференции работало четыре секции:
I. Разработка и эффективная реализация стандартов профессионального и профессионально-педагогического образования ка.к фак-
тор повышения академического уровня учебных заведений (сопредседатели: доц. В. Я. Шевченко (Екатеринбург); доц. И. А. Колобков (Екатеринбург)).
2. Новые образовательные технологии и методы обучения, основанные на применении современных информационных средств и технологий (сопредседатели: проф. Р. Т. Гареев (МГИУ, Москва); проф. Л. И. Долинер (РГППУ, Екатеринбург)).
3. Разработка и внедрение личностно ориентированных образовательных технологий (сопредседатели: чл.-корр. РАО Э. Ф. Зеер (РГППУ, Екатеринбург); проф. Н. С. Глуханюк (РГППУ, Екатеринбург)).
4. Современные методы организации образовательных процессов и управления ими (сопредседатели: проф. Н. Н. Булынский (ЧГАУ, Челябинск); проф. В. Б. Полуянов (РГППУ, Екатеринбург)).
В конференции приняли участие более 160 научно-педагогических работников и специалистов из вузов, колледжей и техникумов России, Украины и Узбекистана.
Заслушав и обсудив доклады по проблемам профессионально-педагогического образования, участники конференции отметили:
1. Профессионально-педагогическое образование, с одной стороны, испытывает влияние социально-экономических, законодательных, политических изменений, происходящих в нашей стране, и требует соответствующего согласованного развития; с другой стороны, занимает ключевые позиции в развитии производительных сил, человеческого капитала, кадровых ресурсов, управлении содержанием и организацией профессионального образования, - что определяет его стратегическую значимость в процессе развития экономики.
Роль и значение ППО обязывает к научному обоснованию его развития; поиску и реализации эффективных форм объединения и взаимодействия научных и образовательных учреждений, органов власти, производственных и социальных организаций в практической реализации совместных проектов и их инвестирования.
Сложившийся опыт координации взаимодействия и сотрудничества ученых по реализации планов научно-исследовательской работы по проблемам ППО зарекомендовал себя достаточно результативным и перспективным в его реализации.
2. Новые стратегические инициативы в развитии профессионального образования в России связаны с интеграцией науки и образования, введением профессионального образования в систему рыночных отношений, ориентацией образовательных учреждений на конкурентоспособную основу деятельности. Это предопределяет научно-образовательные подходы к обновлению содержания и организации профессионально-педагогического образования; высокую степень реалистичности и мобильности научной деятельности; развитие экспертно-аналитических функций науки; разработку систем управления функциональной деятельностью студентов и вариативных условий достижения результатов образования.
Особую роль в системе научных исследований занимают процессы стандартизации ППО. Требования к педагогам профессионального обучения работать ситуативно и на опережение предопределяют необходимость исследований структуры и содержания готовности к выполнению профессионально-педагогических функций.
3. Координационная деятельность в рамках УМО по ППО способствует систематизации и росту научного потенциала. Вместе с тем, очевидна необходимость дальнейшего развития такой деятельности. Резервы усиления эффективности координации связаны:
• с развитием системы информационного обмена участников реализации плана научно-исследовательских работ;
• с обменом опытом работы с УМО в области координации научных исследований;
• с разработкой и внедрением форм мотивации и стимулирования научно-исследовательской работы.
Опираясь на результаты обсуждения итогов проведенной работы, участники конференции рекомендуют.
1. Для повышения качества подготовки профессионально-педагогических работников развивать научно-педагогические исследования в период с 2006 по 2010 гг. по следующим направлениям:
• стратегия и методология развития профессионально-педагогического образования в новых условиях;
• повышение академического и научного уровня образовательных программ подготовки педагогов профессионального образования;
• организация и развитие профессиональных и профессионально-педагогических образовательных систем;
• психолого-педагогические основы профессионально-педагогического образования;
• современные информационные системы и технологии в подготовке специалистов для системы профессионального образования.
2. Для эффективной координации научных исследований по этим направлениям сформировать координационный план исследований по проблемам ППО на 2006-2010 гг. Вузам членам УМО внести предложения по включению в координационный план тематики выполняемых НИР по проблемам ППО.
3. Рекомендовать результаты наиболее актуальных исследований по проблемам ППО оформлять в виде кандидатских и докторских диссертаций с целью их защиты в диссертационных советах по педагогическим специальностям при РГППУ и других вузах УМО.
В. В. Ушенин