Научная статья на тему 'XII международная научно-практическая конференция «Наука — сервису». Обзор заседания круглого стола «Туристское образование: новые горизонты развития'

XII международная научно-практическая конференция «Наука — сервису». Обзор заседания круглого стола «Туристское образование: новые горизонты развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XII международная научно-практическая конференция «Наука — сервису». Обзор заседания круглого стола «Туристское образование: новые горизонты развития»

ХП-я международная научно-практическая конференция «Наука — сервису» Обзор заседания круглого стола «Туристское образование: новые горизонты развития»

Обзор подготовлен Джанджугазовой Е. А.

В начале декабря 2007 г. в Российском государственном университете туризма и сервиса (ФГОУ ВПО «РГУТиС») при поддержке: Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по науке и инновациям, Федерального агентства по туризму РФ, правительства г. Москвы и правительства Московской области состоялась ХП-я международная научно-практическая конференция «НАУКА - СЕРВИСУ».

Конференция была посвящена 55-летию Университета, который более полувека готовит высококвалифицированные кадры для одной из важнейших сфер экономики — сферы услуг.

В рамках конференции выступили десятки российских и зарубежных ученых и специалистов — практиков, представивших широкой общественности передовые идеи и свой взгляд на развитие туризма и сервиса. В ходе научных дискуссий обсуждался широкий круг вопросов, связанных с формированием системы профессионального образования, отвечающей новым запросам современного общества.

На конференции проводились заседания круглых столов, одно из которых

— «Ключевые научные принципы формирования системы подготовки кадров для туристской отрасли в условиях

интеграции российского образования в единое европейское образовательное пространство» — состоялось в Институте туризма и гостеприимства (филиал РГУТиС) под председательством Мази-на К. А. — директора ИТиГ. В заседании приняли участие более 20 человек, среди которых были преподаватели и аспиранты Института туризма и гостеприимства, российские и зарубежные гости. Открыл заседание ректор ФГОУ ВПО «РГУТиС», доктор исторических наук, профессор А. А. Федулин, который горячо приветствовал собравшихся и представил стратегические подходы к развитию современного профессионального туристского образования, задав тон интересной и плодотворной дискуссии. Ценный практический опыт и свой взгляд на проблему подготовки кадров в ходе дискуссии изложил президент ОАО «ГАО» Москва» А. Н. Кри-вошеин, который подчеркнул особую значимость проблемы повышения квалификации и переподготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства столицы.

Большое внимание собравшихся привлекло выступление Джона Неттинга — директора магистерских программ международного менеджмента Oxford Brookes University, раскрывшего

90 №1 / 2008

Современные проблемы сервиса и туризма

некоторые вопросы качества профессиональных европейских стандартов в индустрии туризма. В дискуссии активное участие приняли и другие гости, в частности доктор географических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова А. Ю. Александрова, которая затронула научно-методологические аспекты состояния и развития системы туристского образования в России, подчеркнув при этом значение продуктивного межвузовского сотрудничества. Активно поддержали эту идею и другие приглашенные участники, среди них: Кулишова Р. С. — заведующая кафедрой экономики и управления в сфере услуг Академии труда и социальных отношений, П. И. Кара-невский — доцент Московского гуманитарного университета и др.

Много серьезных и заинтересованных вопросов вызвало сообщение заместителя директора по учебной работе ИТиГ, одного из ведущих разработчиков стандарта третьего поколения по направлению подготовки «Туризм» доцента Субботиной Е. В.

В рамках заседания круглого стола делились опытом и специалисты Института туризма и гостеприимства. Так, заведующая кафедрой менеджмента на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства профессор Н. А. Зайцева подробно и очень интересно рассказала собравшимся о том, что подготовка менеджеров в сфере туризма может проходить с использованием различных форм клубной работы, в частности с использованием различных клубов по интересам и других добровольных объединений студентов, с целью более глубокого изучения практических вопросов, связанных с их будущей специальностью. В качестве примера такой внеаудиторной работы со студентами Н. А. Зайцева рассказала о созданных в Институте туризма и гостеприимства студенческих сообществах — Школе менеджеров для студентов 1—3 курсов и Клубе менеджеров для студентов 4—5 курсов. Основными целями этих интересных профессиональных студен-

ческих сообществ является привитие интереса к профессии и повышение личной эффективности.

Заведующая кафедрой маркетинга на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства профессор Е. А. Джанджуга-зова представила аудитории результаты исследований, проводившихся в рамках деятельности проблемной учебно-научной производственной лаборатории туризма — туристского образования глазами студентов. В ходе исследования было опрошено более ста выпускников института, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Менеджмент организации». Целью исследования послужило получение информации для дальнейшего совершенствования и развития системы профессионального туристского образования. Весьма интересными и показательными признали участники круглого стола представленные результаты опроса, среди которых можно выделить ряд позиций:

— более 70% опрошенных высказываются за увеличение доли практического обучения;

— более 50% подчеркивают необходимость командных и творческих форм работы;

— более 40% опрошенных подчеркивают, что владение живыми иностранными языками, информационными технологиями, навыками публичных выступлений и презентаций являются ключевыми для подготовки специалистов в сфере туризма. Совершенно очевидно, что высокое

качество подготовки кадров для сферы туризма лежит в плоскости широкого применения компетентностного подхода, позволяющего формировать активные навыки и делающего дипломированного выпускника специалистом. Для решения этой задачи необходимо разработать новое видение всей системы подготовки кадров, ориентированное на развитие самостоятельного и творческого мышления обучающихся.

Новости науки и образования

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.