Автор доклада сделала вывод, что такое многолетнее сотрудничество "... направлено на совершенствование исследовательской работы, комплектование фондов, решение практических вопросов учебного процесса".
На секции был заслушан также доклад H.A. Томилова "Об изучении истории этнографических исследований омскими учеными", в котором он сообщил, что этнографы ОмГУ, Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН и Сибирского филиала Российского института культурологии приступили к историографическим исследованиям этнографического сибире-ведения XIX-XX вв. И.Е. Бродский выступил с докладом "Омская некрополистика (опыт исследования)". Об активной работе секдии говорит то, что докладчикам было задано 33 вопроса и в прениях состоялось 8 выступлений.
Па заключительном пленарном заседании, которое вел заместитель председателя оргкомитета, проректор ОмГУ по научной работе академик Академии гуманитарных наук, профессор A.B. Ремнев, были заслушаны отчеты руководителей секций, подведены итоги работы конференции, выражены слова б лагодарности за организацию конференции членам ее оргкомитета, особенно профессору Л.А.Еловикову, а также редактору двух выпусков материалов конференции секретарю редакции журнала "Вестник Омского университета" Н.С. Серопян, и принято решение, содержащее ряд рекомендаций и предложений, в т.ч. по управлению социальными, социокультурными, правовыми и экономическими процессами.
H.A. Томилов,
профессор, доктор исторических наук, директор
Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии, заведующий кафедрой этнографии и музееведения ОмГУ, академик АГН и
AGH, член.-корр. РАЕН Д.А. Алисов,
доцент, кандидат исторических наук, заместитель директора Сибирского филиала Российского института культурологии, доцент кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ,
член.-корр. АГН
XI научно-практическая конференция "Словцовские чтения"
16-17 ноября 1999 г. в Тюмени прошла XI региональная научно-практическая конференция "Словцовские чтения", посвященная 120-летию Тюменского областного краеведческого музея. Этот музей носит имя его основателя - видного ученого И.Я. Слов-цова, и краеведческие чтения проводятся всегда в его день рождения. Помимо музея организатором конференции стала администрация Тюменской области, а оргкомитет возглавил заместитель губернатора Тюменской области С.М. Сарычев.
На пленарном заседании его участников приветствовали вице-губернатор Тюменской области В.П.
Первушин и профессор местного госуниверситета В.А. Данилов. Затем были заслушан доклад директора музея, заслуженного работника культуры России Т.М. Исламовой "Музей в юбилейном году", H.A. Томилова (Омск), посвященный истории и 120-летию Тюменского музея, доклады Д.И. Копылова (Владимир) о проблемах краопедения России, писателя А.К. Омельчука (Тюмень) "Частное открытие Сибири", В.Ф. Старкова (Москва) "Северорусские суда XV1-XV1I веков по данным раскопок Мангазеи" и В.Е. Копылова (Тюмень) "История Тюменского края глазами инженера".
В работе юбилейной конференции приняли участие 300 человек из 30 городов России (от Москвы до Иркутска и от Салехарда до Кургана). Было заслушано на пленарном заседании и пяти секциях 105 докладов. И был выпущен сборник с материалами конференции.
Наиболее многочисленной после тюменцев была х^руппа ученых и музейных работников из Омска (15 человек). Это и понятно, ведь научные и деловые контакты омичей и тюменцев в области гуманитарных наук и краеведения в последнее десятилетие значительно укрепились. Доцент Омского госуниверситета (ОмГУ), заведующая сектором Сибирского филиала Российского института культурологии В.Г. Рыженко руководила работой секции культурологии, H.A. Томилову было поручено руководство секцией археологии и этнографии. Выступить с докладами на пленарном заседании были приглашены омские профессора В.И. Матющенко и A.B. Ремнев, но по независящим от них причинам они не смогли участвовать в "Словцовских чтениях".
Более всего омичей участвовало в музееведческой секции. Очень ярко, с использованием компьютерной техники с докладом "Внедрение современных компьютерных технологий в музейную практику" выступил директор Омского государственного историко-краеведческого музея П.II. Вибе. Заведующая сектором музееведения Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, доцент ОмГУ Г.М. Патрушева доложила концепцию открытия специальности "Муэео-логия" в Омском госуниверситете. На секции был заслушан и коллективный доклад омичей (его авторы - H.A. Томилов, М.А. Корусенко, Г.М. Патрушева, В.Г. Рыженко и B.C. Томилова) "Музеи Сибири и музееведческие исследования омских ученых: издания каталогов и очерков истории музеев". На секции культурологии и литературного краеведения серьезный интерес у ее участников вызвал доклад В.Г. Рыженко "История культуры Западной Сибири в современном регионоведении: отечественные исследовательские традиции и новые возможности" .
И теперь об археолого-этнографической тематике "Словцовских чтений". Она нашла отражение в двух докладах пленарного заседания. H.A. Томилов в выступлении на заглавную тему конференции "120 лет Тюменскому областному краеведческому музею им. И.Я. Словцова" осветил и многолетние этнографические работы музея в фондовой, экспедиционной и научной сферах. Он особо подчеркнул значимость
издания в 1994 и 1997 гг. музеем двух полных научных каталогов музейных предметов по хозяйству и культуре русских. Видный ученый московский археолог В.Ф. Старков в названном выше докладе отметил, что "раскопки заполярной Мангазеи, русского города XVII в. на реке Таз, проведенные в 1968-1970 и 1972 гг. "...позволили получить большое количество принципиально новых данных о многих аспектах освоения северных районов Сибири. Одним из них является прокладка морских, речных и волоковых путей "с Руси" в Западную Сибирь и далее на восток". Использование накопленных в последние годы материалов (археологические находки с острогов Шпицберген, Вайгач и Новая Земля, письменные и картографические источники) позволило В.Ф. Старкову по новому изучить мангазейский комплекс находок. выделить три вида путей (морской, морской-речной-волоковой и речной-морской) и соответственно три вида судов: большой новоземельский коч, малый коч и большой верхотурский коч, а также охарактеризовать их основные признаки.
В работе секции "Археология и этнография" (руководители ее В.Ф. Старков, H.A. Томилов, В.Н. Адаев) приняли участие более 30 человек. Были заслушаны 13 докладов, задано 45 вопросов, в прениях состоялось 6 выступлений. Одну группу составили доклады, значение которых связано прежде всего с увеличением источниковой базы археологических и этнографических исследований. Это доклады A.A. Ткачева, H.A. Ткачевой и А.Н. Багашева (Тюмень) об археологических работах в Абатском районе, А.И. Бобровой (Томск) об утвари из Карбин-ского могильника II (Верхнекетский район Томской области) в связи с подготовкой каталога археологически коллекций Томского областного краеведческого музея, С.Н. Захарчук (Тюмень) о каменном инвентаре энеолитического святилища Велижаны II (Нижнетавдошский район Тюменской области). Последний памятник уникален тем, что представлял собой календарную астрономическую лабораторию со столбами-метами, которые выставлялись по заходам и восходам луны и солнца. Успешно выступил аспирант ОмГУ A.B. Матвеев о работе по археологическому исследованию оборонительных сооружений сибирского казачества XVIII в. и получил одобрение со стороны доктора наук В.Ф. Старкова.
Вторую группу докладов секции составили те из них, которые содержали новые результаты в теоретической сфере, в научной интерпретации археологических и этнографических материалов. Е.Ф. Фурсова (Новосибирск) в докладе "Весенние обряды "за-кликания" весны в Западной Сибири (по материалам белорусских крестьян-переселенцев)" сумела показать, что эти обряды и их магическое содержание у белорусов Сибири сохранились по сравнению с белорусами самой Велорусии в более архаичном виде. Такое заключение вызвало небольшую дискуссию - состоялось живое обсуждение причин этого явления. В прениях было обращено внимание и на то, что сегодня сама Е.Ф. Фурсова - это высокопрофессиональный и авторитетный этнограф Сибири, успешно работающая по изучению многих областей
традиционно-бытовой культуры, а также этнической истории восточных славян сибирского региона.
М.А. Корусенко (Омск) в докладе "К вопросу о появлении погребальной одежды у аялынцев" осветил, казалось бы, частный сюжет по истории этого культурного явления у одной из двух групп тарских татар. Но он поразил слушателей тем, что будучи эт-ноархеологом изучение динамики погребальной одежды провел комплексно - по археологическим, этнографическим и лингвистическим материалам. Это дало ему возможность ввести полученные данные в область отечественной истории, связать свои выводы с проблемой истории появления и распространения ислама у сибирских татар. Как видно из доклада
A.Н. Башкировой (Тюмень) "Сравнительный анализ мифологических систем народов уральской языковой общности", ею проводится скрупулезное исследование этих систем. Она сумела выявить взаимодействие субстратных, суперстратных и адстратных явлений в мифологии народов уральской языковой семьи, а также факторы, влиявшие на складывание мифологических систем и их дальнейшую динамику. Ю.Н. Квашнин (Тобольск) в докладе "Ненецкие предания о происхождении родов: реальные факты и народная этимология" вывел материалы исторического фольклора как на проблему этногенеза ненцев, так и на проблему достоверности содержащихся в преданиях сведений путем привлечения исторических данных из архивных источников.
Еще одну группу докладов секции составили те, в которых содержались интересные, но спорные проблемы, а порой и сами темы исследования. Так,
B.М. Карцев (Лянтор) сделал доклад "Общие закономерности и отличительные черты свадебного обряда мордовского и хантыйского народов", во многом основанный на личных наблюдениях. И.А. Пермя-кова (Тюмень) остановилась на проблеме сущности шаманской практики на примере угорских народов Тюменской области.
По истории этнографических исследований выступила с докладом "Миссионер-этнограф" Л.Ф. Липатова (Салехард). Она поведала о такого рода работах И.С. Шемановского - настоятеля Обдорской миссии иеромонаха Иринарха и его статьях по этнографической тематике в "Православном благовест-нике". Докладчица сообщила, что Ямало-Немецкий окружной краеведческий музей берется объединить эти статьи и издать их отдельной книгой.
И еще один доклад вызвал неподдельный интерес - это выступление ГУН. Саврасовой (Губкинский) на тему "Музей как посредник между древнейшими культурами и нефтегазодобывающими предприятиями" . Она рассказала об опыте работы местного музея по изменению мировоззренческих установок современных промышленников через пропаганду знаний о древнейшей истории края по археологическим и этнографическим материалам и воспитанию у них уважительного отношения к памятникам истории и культуры местных народов и их предков. Доклад сопровождался показом видеофильма на эту тему. Участники секции отметили этот интересный опыт и рекомендовали Г.П. Саврасовой опублико-
вать статью по теме доклада в "Ежегоднике Тюменского областного краеведческого музея".
Этнографическая тематика прозвучала и на секции музееведения в докладах тюменских исследователей М.Г. Вольхиной "Этническая культура чувашей-переселенцев в единой краеведческой экспозиции Тюменского областного краеведческого музея" и ТА. Курбатовой "Русская народная одежда в собрании Тюменского областного краеведческого музея им. И.Я. Словцова".
На заключительном пленарном заседании кроме подведения итогов работы конференции были приняты и некоторые рекомендации. Среди них - больше внимания уделять истории разных гуманитарных наук, особенно культурологии, музееведения и этнографии XX в.; изучить вопрос о возможности возобновления археологических раскопок исчезнувшего города "Мангазея" ; продолжить издание каталогов Тюменского областного краеведческого музея по этнографическим коллекциям в научной серии "Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев", продумать вопрос о написании монографии по истории тюменского музея к его 125-летию; рекомендовать музеям с целью увековечения памяти выдающихся и видных ученых, исследовавших историю, культуру и природу родного края и связанных с музеями, а порой и ставшими их создателями, открыть разделы или уголки экспозиций, посвященные деятельности таких ученых. В этих работах могли бы активно участвовать и омские ученые.
Очень обширной была культурная программа конференции - экскурсии по г. Тюмени и его музеям, работа видеозала, вернисаж выставки минералов "Галерея чудес природы", презентация альбома "Творчество народов Тюменской области", посещение строящегося музейного комплекса и другие мероприятия. А 18 ноября были празднества в честь 120-летия тюменского музея - прием ученых и музейных работников губернатором Тюменской области Л.Ю. Рокецким и затем торжества в помещении культурного театра Тюмени.
Следующие "Словцовские чтения" состоятся в ноябре 2000 г.
Н.А.Томилов,
профессор, доктор исторических наук, директор
Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии, заведующий кафедрой этнографии и музееведения ОмГУ, академик АГН и
ACH, член.-корр. РАЕН
Новый взгляд на историю тюркских народов Южной Сибири XVII-XIX веков
Шерстова Л.И. Этнополитическая история тюрков Южной Сибири в XVII-XIX веках / Науч.ред. Ю.В.Куперт. Томск: Изд-во Томск, политехническ. ун-та, 1999. 434 с.
В опубликованной монографии "Этнополитическая история тюрков Южной Сибири в XVII-XIX ве-
ках" ее автору Людмиле Ивановне Шерстовой удалось прежде всего глубоко исследовать и в целом решить проблему этнополитической истории тюрко-язычного населения южносибирского региона XVII-XIX вв., тесно увязывая ее с этнотерриториальны-ми, этнодемографическими, этносоциальными, этгао-конфессиональными и этнокультурными процессами, протекавшими у этих народов и в целом в обозначенном регионе (охватывает современные Алтайский край, часть Красноярского края, Кемеровскую, частично Новосибирскую и Томскую области, республики Алтай и Хакасию), а также с аборигенной политикой Русского государства и затем Российской империи. Основным итогом работы стал впервые (и так можно сказать) полученный на очень объемном объекте и большом массиве материалов опыт в российской науке по сопряжению этнической и политической динамики и по выводу результатов исследования в сферу исторической интерпретации. Это главный методологический, да и методический результат выполненной работы. В этом и ее основная научная новизна, и, скажем прямо, новаторство исследовательских подходов.
Актуальность избранной темы по изучению этнополитической истории тюрков Южной Сибири XVII-XIX вв. не вызывает сомнений, т.к. ее социальная значимость связана с необходимостью человечеству постоянно заниматься как в глобальном, так и в локальном объеме решением национальных проблем. Этнополитический фактор на протяжении всей истории цивилизации играл и продолжает играть существенную роль в развитии общества. Особенно четко это видно на примере полиэтнических государств, каким является и Российская Федерация. Нередко этничность - это ведущее явление в политической, социальной и даже экономической истории и в современном развитии человечества. Изучение и познание взаимосвязей этнических и политических сфер жизни общества, их выраженности в национальных движениях и процессах - это путь к выработке сбалансированной национальной политики. Данное исследование имеет и более конкретное значение - оно может быть использовано в практике управления национальными процессами в субъектах Российской Федерации, расположенных в Южной Сибири. Актуальным данное исследование Л.И. Шерстовой является и в научном плане - оно призвано инициировать научные работы по изучению этнополитической истории населения и конкретных народов других регионов России, а также внедрению в такого рода исследования разных методологических и теоретических подходов и основ.
Монография Л.И. Шерстовой - довольно объемная работа, вместе с примечаниями она составляет более 25 условных печатных листов. Такого объема потребовала необходимость обосновать выдвинутые научные положения и полученные выводы большим количеством материалов, а также методологическими (включая историографические) и теоретическими обоснованиями. Основные выводы автора монографии представляются обоснованными и доказанными. Это выводы об объединяющих все южносибир-