УДК 82.02
ВЗРАСТИ СВОЙ САД ЛИЧНОСТЬ И ТРУДЫ ПРОФЕССОРА Л.В. ПОЛЯКОВОЙ
© Екатерина Борисовна СКОРОСПЕЛОВА
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века, e-mail: skorospelova@mail.ru
© Михаил Михайлович ГОЛУБКОВ
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века, e-mail: skorospelova@mail.ru
В статье приведена характеристика личности и деятельности доктора филологических наук профессора Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Л.В. Поляковой, изложены ее научные достижения, сформулирован вклад в развитие общего литературоведения и писательскую персоналистику, проанализированы некоторые конкретные историко-литературные концепции. Освещена многогранная деятельность исследователя по изучению творческого наследия Е.И. Замятина.
Ключевые слова: Л.В. Полякова; научная школа; историко-литературные концепции ХХ в.; Е.И. Замятин; международные контакты.
Современные коллективы, определяющие лицо вузовской науки о литературе второй половины ХХ - начала ХХ1 столетий, можно классифицировать, по меньшей мере, по двум взаимосвязанным и легко узнаваемым признакам: географическому и личностному. Тамбовская литературоведческая школа ассоциируется с именем Л.В. Поляковой, доктора филологических наук, авторитетного ученого и вузовского профессора с российской и международной известностью.
Лариса Васильевна Полякова родилась 10 февраля 1942 г. в семье сельского журналиста и крестьянки на тамбовской земле, в деревушке в сорок домов. Как пишет сама Лариса Васильевна, в ее жизни «особенно примечательными остаются четыре ярких, в памяти постоянно к себе возвращающих периода, четыре прекрасных мгновения бытия.
Первое - сам факт моего рождения, а потом трудного, во что бы то ни стало выживания в годы страшной национальной беды, когда факт рождения становился знаменательным символом победы жизни над гибелью. Потому теперь оцениваю собственную жизнь и жизнь всех родившихся во время Великой Отечественной как меру любви, как бесценный дар природы, как добрый знак, оберегающий от конфронтаций, как, наконец, нравственный ориентир в отношении к Отечеству.
Второе мгновение, блеск моей судьбы -учеба в 60-е годы на филологическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Лекции, школы и личности таких выдающихся филологов, как С.И. Радциг, Н.К. Гудзий, В.В. Виноградов, Н.И. Кравцов. С.М. Бонди, В.Н. Турбин, А.Н. Соколов, К.В. Горшкова, Н.Г. Богатырев и другие замечательные ученые, оказали колоссальное влияние и на формирование нравственного облика молодых филологов моего поколения, и на воспитание здорового чувства профессионального долга...» [1, с. 19].
Многое в личности профессора Л.В. Поляковой определяет ее любимое присловие: «Жизнь как мера любви». На вопрос корреспондента, каков смысл этих слов, сама Лариса Васильевна отвечает: «Способность любить - это и есть способность к жизни. Жизнь активная, яркая, творческая, ответственная, даже самоиспепеляющая - это измерение человека, мера его способности к любви. Иная способность к любви выражается в иной жизни - вялой, ленивой, осторожной, как бы украдкой, сумбурной, непродуктивной» [2, с. 31]. Можно сказать, это исчерпывающая самохарактеристика нашей героини.
Диапазон научных пристрастий Л.В. Поляковой широк, разносторонни и разнообразны ее научные интересы: от исследований проблем русской поэзии и сложнейших тео-
ретических работ в области творческого метода, жанра, литературных традиций, методологических аспектов истории литературы до анализа индивидуальной поэтики русских писателей ХХ в. и предшествующих литературных эпох. Яркие, подчас острые, провоцирующие на немедленный ответ выступления добавляют существенные штрихи к творческому портрету ученого.
Пожалуй, наиболее значительный вклад тамбовского ученого в науку о литературе связан с именем Е.И. Замятина, рожденного в тамбовской Лебедяни. Исследованием его наследия украшена самая яркая страница творческой биографии создателя и бессменного руководителя Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина. Мы уверены, что в адрес этого замечательного ученого, педагога и организатора науки, кому адресовал свою монографию «Замятин и его роман “Мы”» один из авторов сегодняшнего юбилейного материала, с посвящением «Участникам замятинских тамбовских семинаров и их вдохновительнице Л.В. Поляковой» [3], будет сказано еще много благодарственных слов. Другое дело, смогут ли достигнутые результаты сохраниться и приумножиться в новых условиях, которые диктует сегодня образовательная политика, направленная на разрыв с лучшими традициями отечественного высшего образования, в первую очередь, гуманитарного?
1
В конце 1980 - начале 1990-х гг. открылся своеобразный духовный, историкокультурный шлюз, через который вернулась ранее неизвестная советскому читателю литература, сохранившая в себе для будущих поколений зерно подлинной духовности и нравственности, принципы иного способа мышления, бытия, восприятия действительности. Русская литература в изгнании, вернувшаяся к нам, дала импульс к кардинальному переосмыслению идеологического и политического устройства жизни в Советском Союзе, к новым творческим поискам в области русской философии, культуры, литературы. Литература русского зарубежья, как и «потаенная» литература, стала своеобразным толчком к развитию отечественного литературоведения, перед которым жизнь
поставила сложную задачу - осмыслить весь накопленный ранее опыт. Среди выдающихся имен, вернувшихся в отечественную культуру, было и имя Е.И. Замятина.
Именно в Тамбове и именно Л.В. Поляковой была основана научная школа, которая на протяжении 20 лет успешно развивает отечественное замятиноведение. На родной для писателя земле Лариса Васильевна создала не только коллектив единомышленников, который утвердил статус писателя как классика отечественной литературы. Всякая научная школа-долгожитель базируется на мощном теоретическом фундаменте, и прежде всего, на теоретических трудах своего лидера. Именно фундаментальные изыскания Л.В. Поляковой оказали влияние на долговременное и продуктивное существование тамбовской научной школы, сформировали мощное течение замятиноведения, не только собственно тамбовского, но и российского и отчасти зарубежного.
Знаменитые «Замятинские чтения в Тамбове» притягательны для российской научной общественности и воспринимаются как своеобразный символ города. «Чтения...» открыли Тамбов для ученых из Европы, Азии, США. Тамбов стал Замятинским. Это понятно, поскольку писатель по рождению что ни на есть тамбовский - «лебедянский молодец с пробором», и именно на родине после «возвращения» ему удалось найти подлинный приют, достойную оценку. Закономерно, что в 2009 г. знаменитые «Замятинские чтения» обрели статус Международного конгресса литературоведов «Литературоведение на современном этапе. Теория. История литературы. Творческие индивидуальности». По итогам конгресса издан научный фолиант (около 60 п. л.), на страницах которого опубликованы труды не только на русском, но и на английском и немецком языках [4]. Тамбовская филологическая школа стала частью международного литературоведческого форума.
Как же все начиналось? В 1992 г. в Тамбове прошли Первые Российские Замятин-ские чтения, по итогам которых была издана скромная книжечка «Творчество Евгения Замятина. Проблемы изучения и преподавания». Она положила начало 14-томной научной эпопее «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня» [5]. Сложно в
современном литературоведении припомнить труд, посвященный творчеству одного писателя, который бы регулярно выходил на протяжении двадцати лет. Причем Л.В. Поляковой удалось привлечь к этому изданию великолепных отечественных и зарубежных ученых. Назовем лишь некоторых, уже ушедших и ныне здравствующих: Л. Геллер (Швейцария, Франция), М. Парфенов (Франция), А. Гилднер, В. Супа, К. Ястжембска (Польша), Р. Гольдт (Германия), Дж. Куртис (Великобритания), Ван Дзунху (Китай), Кан Бен Юн (Южная Корея), И. Букса, Т. Лиоку-мович, С. Хойсингтон (США), Г.З. Горбунова (Казахстан), Г.П. Баран, Л.К. Оляндэр, А.В. Ляшенко, М.В. Моклица, Т.В. Филат (Украина), Н.М. Пономарева (Беларусь), Е.В. Алтабаева, В.А. Бодров, А.И. Ванюков, С.Ю. Воробьева, А.А. Газизова, А.Ю. Галушкин, А.М. Грачева, К.Д. Гордович, Т.Т. Давыдова, В.В. Десятов, В.Н. Евсеев, И.Е. Ерыка-лова, Л. И. Зверева, Т. В. Иванова, Н. Н. Ком-лик, Н.В. Кожевникова, Е.Ю. Коломийцева, С.И. Красовская, А.И. Куляпин, Н.Л. Лей-дерман, М.Ю. Любимова, В.А. Нечипоренко, Ю.Б. Орлицкий, В.В. Перхин, М.Ф. Пьяных,
А.С. Сваровская, Н.Р. Скалон, А.Л. Семенова, М.А. Хатямова, М.О. Чудакова, И.О. Шайтанов, Н.В. Шенцева, Л.И. Шишкина и др.
Конечно, первые две книги «Творческого наследия.» (1994), составленные по материалам международных Замятинских чтений, еще не были свободны от прямого влияния идеологической конъюнктуры начала 1990-х гг. Как правило, половина работ посвящалась роману Е.И. Замятина «Мы», который исследовался преимущественно как политический памфлет на советскую действительность, хотя уже тогда предпринимались попытки поставить произведение и в контекст русской литературы, национальных культурных традиций.
Однако уже в третьей книге «Творческого наследия.» (1997) Л.В. Полякова как бессменный научный редактор заявляет о том, что «можно с полным основанием говорить о значительном укрупнении масштаба современного замятиноведения», расширении круга исследуемых произведений, «историко-литературного контекста», обозначении «новых аспектов научной проблематики», о новых подходах к изучению романа
«Мы», о привлечении к анализу критического наследия писателя [6, с. 3].
«Чтения...» стали настоящей школой для филологической молодежи, которая имела возможность не только общаться с выдающимися учеными своего времени, но и учиться профессиональному мастерству.
Если прав был В.Г. Короленко, в одном из своих «полтавских» писем сказавший о первостепенной роли провинции в процессах возрождения и сохранения русской культуры, то тамбовский Международный научный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина ярко демонстрирует это. Французский издатель М. Парфенов (БоПп аСе 8^), принимавший участие в Замятинских чтениях в 2004 г., подаривший Тамбову запись экранизации горьковской пьесы «На дне» (режиссер Жан Ренуар, автор сценария Е. Замятин), специально подчеркнул: «Центр имеет не только международное, но, учитывая реальную работу центра и обширные международные контакты, мировое значение» [7, с. 4]. И мы разделяем эту точку зрения французского русиста.
К началу 2000-х гг. Замятинский центр имел два зарубежных филиала - в Кракове (руководитель - профессор А. Гилднер) и в Лозанне (руководитель - профессор Л. Геллер). В последующее десятилетие Центр удвоил количество филиалов и открыл их в Ельце и Мичуринске. Открытие филиала в Ельце как раз свидетельствовало о развитии наработанных подходов новым коллективом ученых, теперь уже под руководством ученицы Л.В. Поляковой - профессора Н.Н. Ком-лик. Открытие филиала в Ельце во многом связано с реализацией нового проекта Замя-тинского центра - «Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст» (Тамбов - Елец,
2004).
Надо сказать, что написание энциклопедии для своего времени и для научного коллектива было смелым шагом. Не всякой научной школе по силам поднять этот груз. Но в объединении научных и организационных усилий двух университетов - Тамбовского и Елецкого - ведущую роль снова сыграла уникальная личность Л. В. Поляковой. Подзаголовок у энциклопедии - «межвузовский региональный проект». Этот проект сегодня востребован в отечественном литературове-
дении, но пока ни одна другая «региональная» школа не решилась его повторить.
Следующим шагом в расширении поля деятельности Замятинского центра стало образование в Мичуринске лингвистической лаборатории по изучению языка Е.И. Замятина под руководством профессора Е.В. Ал-табаевой. Молодые лингвисты на базе Замя-тинского центра и лаборатории регулярно защищают кандидатские диссертации.
Международный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина успешно начал использовать дистанционные формы общения ученых. Сегодня интернет-конференции стали обычным делом. А в 2006 г. это было еще редкостью. Именно в этом году была осуществлена попытка провести обсуждение конкретного проблемно-тематического поля замятинского творчества, состоялся Международный научный интернет-семинар «Теория синтетизма Е.И. Замятина и художественная практика писателя: эстетический ресурс русской литературы ХХ-ХХІ веков». По итогам этого семинара вышел пока последний на сегодняшний день - 14-й - том «Творческое наследие Е.И. Замятина».
Другим интересным проектом под руководством Л.В. Поляковой являются ставшие уже знаменитыми в тамбовской молодежной научной среде «Замятинские среды». Проект носит комплексно-инновационный научный, учебно-методический и литературно-художественный характер, включает в себя деятельность научного семинара студентов и аспирантов «Русская литература ХХ века: взгляд из сегодня» с публикацией его материалов в сборнике «Диалоги о русской литературе» [8], а также работу студии прикладного научного творчества студентов и аспирантов «Сумерки кумиров». В реализации этого проекта Л.В. Поляковой помогает ее ученица, ныне известный ученый профессор
Н.Ю. Желтова.
На базе Замятинского центра проведены три Всероссийских, с международным участием, конкурса научных студенческих работ «Литература русского зарубежья: Е.И. Замятин» с изданием материалов этого конкурса [9]. Международный Замятинский центр является привлекательной базой для научных стажировок молодых ученых не только из разных городов России и стран СНГ, но и дальнего зарубежья.
Научная школа под руководством профессора Л.В. Поляковой имеет замечательный творческий потенциал. Только в 2011 г., когда исполнилось 20 лет тамбовскому замя-тиноведению, защищены 1 докторская (Е.В. Борода, научный консультант Л.В. Полякова) и 5 кандидатских диссертаций (Е.В. Захарова, К.В. Дьякова, А.С. Веселова, руководитель Л.В. Полякова; Е.А. Орлова, руководитель Н.Ю. Желтова; В.Е. Маясов, руководитель А.Л. Шарандин), посвященных исследованию творчества Е.И. Замятина.
Л. В. Полякова сама является одним из ведущих специалистов в области замятино-ведения. Ее многочисленные работы, в т. ч. монографический авторский курс лекций «Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи», рекомендованный Научнометодическим советом УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов филологических факультетов [10], свидетельствуют о глубинном постижении исследователем творческой индивидуальности писателя. Концептуальные подходы Л. В. Поляковой определяют научные принципы тамбовской замятиноведческой школы.
2
Около тридцати лет прошло с тех пор, когда была опубликована статья Л. В. Поляковой «Споры о методе - спор о человеке», открывшая один из номеров «Вопросов литературы» за 1984 г. Четко и с должной принципиальностью автор резюмировал: «Современный человек свой этический, нравственно-философский, интеллектуаль-
ный выбор осуществляет в условиях экстремальных, в пору зарождения глобальных проблем, сигнализирующих о грозящих катастрофах. К вечным вопросам человеческого бытия ныне прибавились новые, небывало тревожные. Отдельная личность не только не утратила внутренних противоречий, но еще более осознала их. Не стало проще и отношение к человеку, к главному предмету исследования со стороны литературы. Каков он, современный человек, детерминированный социальными обстоятельствами, характер которых определяется не только схожими чертами общественного бытия, а и принципиальными расхождениями в этой сфере, -
это главный объект полемики о художественных методах мировой литературы, о ее закономерностях и ведущих тенденциях. Другое направление дебатов, вне литературного героя, вывод все наши теоретические дискуссии из контекста времени» [11, с. 3]. Спустя год грянула горбачевская перестройка, значительно «перестроившая» и литературную жизнь в стране, и науку о литературе. Призывы Л. Поляковой «К человеку!», «К отдельной личности!» в социуме и литературе звучат и сегодня до боли актуально, а в работах самого тамбовского исследователя продолжают оставаться ядром, доминантой ее историко-литературных концепций.
В 1998 г. в издательстве Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова издано учебное пособие «История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена» [12], выход которого преподаватели, аспиранты, студенты филологических факультетов ждали давно: общественно-политическая перестройка в стране привела в хаотичное состояние все историколитературные оценки. Одной из первых на это издание откликнулась Л.В. Полякова. В Тамбове она организовала всероссийский круглый стол «История русской литературы на страницах современных вузовских изданий» и опубликовала его объемные материалы в «Вестнике Тамбовского университета»
[13]. Высоко оценивая учебное издание Московского университета, Л.В. Полякова вместе с тем, следуя своим представлениям о путях поиска научной истины, одним из которых являются дискуссии, предложила обсудить две главы учебника о М. Горьком и М. Шолохове, высказала ряд своих соображений и следом написала специальные исследования «М. Горький о русском крестьянстве», «М. Горький об Ахматовой» и «Национально-эпическая магистраль романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»». Она предложила свои решения проблемных вопросов. Например, в исследовании проблемы об отношении М. Горького к крестьянству доказательно и ярко аргументировала мысль о том, что «для плодотворного освоения крестьянского материала в творческом наследии М. Горького предстоит изучить весь комплекс проблем горьковедения, внутрь которого вмонтирован крестьянский аспект. Здесь не может быть легких и прямолинейных решений». Напи-
санные и опубликованные в разные годы, эти материалы о М. Горьком и М. Шолохове были включены потом в монографию Л.В. Поляковой «Теоретические и методологические аспекты истории русской литературы ХХ-ХХ1 веков» [14]. Автор статьи не только демонстрировала конкретные историко-литературные оценки, но и свой стиль, пафос, темперамент исследователя.
Еще об одной особенности творческого почерка тамбовского исследователя следует сказать обязательно: синтезе в ее работах, историко-литературной фактографичности и хорошей теоретической оснащенности - к сожалению, не столь частое явление в современных историко-литературных опытах анализа и интерпретаций. Только в последнее время, кроме уже названной теоретико-методологической монографии, одна за другой опубликованы работы Л.В. Поляковой: «Периодизация как качественный критерий развития русской литературы», «О некоторых теоретических аспектах истории русской литературы ХХ века», «Современное состояние отечественной теории литературы и взгляд из Парижа: «Демон теории.» Антуана Компаньона», «Время работает в пользу канона»: к проблеме соотношения «литературных рядов», «Литературные процессы ХХ века: к методологии изучения», «Об одной историко-литературной концепции», «В.Г. Белинский: уроки литературной теории и методологии» [15-21].
В 1985 г. в журнале «Русская литература» была опубликована ее обстоятельная статья «Пути развития жанра в работах последних лет», и, пожалуй, здесь автор впервые ярко заявил о своем пристрастии к теоретической проблематике [22]. Статья получила хороший резонанс с многочисленными ссылками, основные ее положения вошли в научный доклад исследователя «Жанровая гипотеза Г.Н. Поспелова в контексте отечественного и зарубежного литературоведения 1970-1980-х годов», прочитанный Л.В. Поляковой на пленарном заседании международной научной конференции к юбилею Г.Н. Поспелова. Вместе с докладом профессора МГУ Л.В. Чернец «К теории литературных жанров» доклад Л.В. Поляковой открыл сборник материалов этого научного форума, подготовленного кафедрой теории литерату-
ры МГУ и изданного в Московском университете [23].
Внимание исследователей в 1990-2010-х гг. привлекла и литературно-теоретическая и историко-литературная концепция Л.В. Поляковой о периодизации истории русской литературы ХХ в. Она была изложена в докладе на Всероссийской научной конференции Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН в октябре 1992 г. и опубликована в 1997 г. [15]. Л.В. Полякова с целью качественного разграничения литературных явлений, событий литературной жизни и их роли в национальной культуре предложила, во-первых, дифференцировать понятия «история литературы» и «литературный процесс»; во-вторых, распространить, пусть и не научное, однако, выразительное символическое (метафорическое) определение «литература серебряного века» на литературу всего ХХ столетия. В последующие годы эта концепция получила дополнительную авторскую аргументацию. Обе названные концепции - о путях развития современной науки о жанрах (генологии, жанрологии) и периодизации литературы, другие теоретические подходы к художественному творчеству освещены на страницах монографии Л.В. Поляковой «Теоретические и методологические аспекты истории русской литературы ХХ-ХХ1 веков»
[14], отмеченной Дипломом Российского Фонда развития отечественного образования по результатам конкурса на лучшую научную книгу 2007 г. среди преподавателей высших учебных заведений.
С большим интересом читаются аналитические портреты русских писателей и критиков, написанные Л.В. Поляковой: Г.Р. Державина и М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена и В.Г. Белинского, С.Н. Терпигорева и
A.П. Чехова, М. Горького и С.Н. Сергеева-Ценского, А.П. Платонова и Н.Е. Вирты, С.А. Есенина и В. Казина, А.Т. Твардовского и М.А. Шолохова, А.И. Солженицына и
B.Д. Федорова и др. И здесь у Л.В. Поляковой есть не только свой угол зрения, но и свои краски, свое портретное письмо.
Уникальна литературно-краеведческая
деятельность исследователя, которую можно назвать строго научной, академической. Под руководством Л.В. Поляковой и при непосредственном ее участии не только написан завершенный цикл учебных и научных изда-
ний по литературе Тамбовского края, начиная от «Программы» и завершая только что вышедшей монографией «Тамбовская магистраль русской литературы» [24-34]. Тамбовскому исследователю принадлежит целый ряд идей в области развития науки «филологическая регионалистика». Содержание и название этой отрасли филологии сформулировано именно в Тамбовском университете и заложено в название специального научного журнала «Филологическая регионалистика» (главный редактор профессор Н.Ю. Желто-ва), который выходит с 2009 г.
Обращаясь к известной исторической полемике А.С Пушкина с содержанием «первого философического письма» П.Я. Чаадаева, Л.В. Полякова пишет: «Собственно эти оценки, с одной стороны, Чаадаева, с другой -Пушкина о русском человеке, «жизнетворящем» «общем духе» народа, о национальной истории, России, отечестве и составляют ментальные черты географического, этнического, социально-бытового, психологического, характерологического, историко-культурного, экономического, политического, духовного пространства, которое вмещается в наши представления о крае, регионе, о нашем месте в нем. Оно, пространство, претендует на осмысление его в рамках особой науки, постижение которой ведет нас к пониманию того, что «история наших предков» -это и есть моя история, и я являюсь частью жизни того или иного локально-исторического края» [24, с. 19].
Л.В. Полякова излагает свое видение научной специфики и задач филологической регионалистики. «В последние два-три десятилетия, - пишет она, - под воздействием, с одной стороны, процессов глобализации общественного сознания, с другой - подъема национального самосознания, осознания единства и специфичности я как существа, противоположного осознанию внешнего мира, в этих условиях актуальным и методологически обоснованным становится не только выявление общих, единых типологических характеристик, но и не в меньшей степени анализ специфических особенностей регионально-исторического развития, что и является одной из задач регионалистики как гуманитарной науки. Предметом ее изучения является жизнь региона в его историческом освещении. Задача филологической региона-
листики - с использованием филологического инструментария системно исследовать и описать особенности характера, содержания, закономерностей развития жизни регионов в их историческом движении. И, на первый взгляд, здесь все понятно» [24, с. 19].
Автор монографии «Тамбовская магистраль русской литературы» формулирует и «реальные затруднения общетеоретического характера» в работе над проблематикой литературоведческой регионалистики: терминологического свойства (название науки и учебного предмета, связанные с изучением территориальной литературы); определение границ понятий «край», «регион»; сложность идентифицирования в общем национальном историко-культурном контексте, собственно, скажем, тамбовского материала; какими критериями измерять степень причастности писателя и его творчества к литературе края; определение литературно-художественных, историко-культурных характерных черт «местнографического» «текста».
В 2005 г. в Тамбовском университете вышло издание не столь часто распространенное в вузах, - коллективная монография «Русская литература ХХ века: онтология и поэтика. Научная школа профессора Л.В. Поляковой». В книге опубликованы работы учеников Ларисы Васильевны с изложением истории становления и достижений ее научной школы. В 2007 г. этот коллектив получил Сертификат «Ведущая научная школа» Тамбовского университета имени Г.Р. Державина. В 2008 г. приказом управления образования и науки Тамбовской области «коллектив ученых ведущей научной школы Тамбовской области «Исследование русской литературы в национальном культурном контексте» под руководством Поляковой Ларисы Васильевны» как победитель конкурса «Региональная поддержка научных исследований, проводимых ведущими научными школами Тамбовской области 2007 года», отмечен грантом. Ясно, что научная школа профессора Л.В. Поляковой в своей деятельности и по реальным достижениям отвечает критериям не только региональной школы, но и общероссийской. Она функционирует как генетически единый организм, эффективно включенный в сложную систему современного научного знания. Именно так воспринимаем ее мы, именно так воспринимают ее те, кто
связан с нею давними творческими контактами.
В 2010 г. в дни празднования 80-летия тамбовской филологии Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН в лице своего ведущего научного сотрудника А. М. Ушакова передал в дар тамбовским филологам один из 100 изданных экземпляров факсимиле рукописи «Тихий Дон» М.А. Шолохова с благодарностью Л.В. Поляковой за многолетнее сотрудничество двух научных коллективов.
В 2011 г. в медиа-центре Дома печати г. Тамбова состоялся «круглый стол» «Тамбовская литературоведческая школа в культурном пространстве региона», организованный Общественной палатой Тамбовской области и ТГУ им. Г.Р. Державина. Прозвучала информация о наглядных результатах работы школы. Принявшие участие в работе «стола» российские и зарубежные ученые, представители научной и культурной общественности Тамбовской области, ученики Л.В. Поляковой не только из региона, но и других городов тепло говорили об этом удивительном человеке, крупном ученом и организаторе науки, воспитателе филологической молодежи.
Л.В. Полякова - личность пассионарная. Ей всегда удавалось зажигать огонь в душах своих учеников и последователей и даже растапливать сердца чиновников. Восстановленный Дом-музей Е.И. Замятина в Лебедяни во многом существует сегодня благодаря творческой воле Л.В. Поляковой, которая вместе с участниками «Замятинских чтений» и елецкими коллегами сотворила казалось бы невозможное - и дом есть, и посажен рядом яблоневый сад. Есть там и яблоня профессора Поляковой, и яблоня Замятинского центра. И дай им Бог год от года плодоносить.
1. Полякова Л.В. Материалы к творческой биографии / сост. Н.В. Сорокина, Е.Н. Мануй-ленко. Тамбов, 2002.
2. Тамбовский женский журнал. 2008. № 3.
3. Скороспелова Е.Б. Замятин и его роман «Мы». М., 1999.
4. Литературоведение на современном этапе. Теория. История литературы. Творческие индивидуальности. Тамбов, 2009.
5. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 14 кн. / под ред. Л.В. Поляковой. Тамбов, 1994-2006.
6. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. 3. Тамбов, 1997.
7. Международный научный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина // Вестник Тамбовского университета. Приложение к журналу. 2009.
8. Диалоги о русской литературе. Тамбов, 2008.
9. Литература русского зарубежья: Е.И. Замятин: материалы Всероссийского с международным участием конкурса научных студенческих работ. Тамбов, 2004, 2006. Вып. 1-11.
10. Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи: курс лекций. Тамбов, 2000.
11. Полякова Л.В. Споры о методе - спор о человеке // Вопросы литературы. 1984. № 4.
12. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. Учебное пособие для филологических факультетов университетов / отв. ред. С. И. Кормилов. М., 1998.
13. История русской литературы на страницах современных вузовских изданий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2000. Вып. 1. С. 21-103.
14. Полякова Л. В. Теоретические и методологические аспекты истории русской литературы ХХ-ХХ1 веков. Тамбов, 2007.
15. Полякова Л. В. Периодизация как качественный критерий развития русской литературы // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: в 2 т. / отв. ред. Д.П. Николаев. М., 1997. Т. 2. С. 151163.
16. Полякова Л.В. О некоторых теоретических аспектах истории русской литературы ХХ века // Русское литературоведение в новом тысячелетии: материалы первой Международной конференции. Москва, апрель 2002 года: в 2 т. М., 2002. Т. 2. С. 249-261.
17. Полякова Л. В. Современное состояние отечественной теории литературы и взгляд из Парижа: «Демон теории.» Антуана Компаньона // Русская словесность в мировом культурном контексте: материалы Международного конгресса. Москва 14-19 декабря 2004 года. М., 2004. С. 72-74.
18. Полякова Л.В. «Время работает в пользу канона»: к проблеме соотношения «литературных рядов» // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Международной научной конференции МГУ имени М.В. Ломоносова 10-11 ноября 2004 года / ред.-сост. С.И. Кор-милов. М., 2004. С. 444-451.
19. Полякова Л.В. Литературные процессы ХХ века: к методологии изучения // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: проблемы теории и
методологии изучения: материалы Третьей Международной научной конференции. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова 4-5 декабря 2008 года. М., 2008. С. 475-478.
20. Полякова Л.В. Об одной историко-литературной концепции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 4 (96). С. 181-187.
21. Полякова Л.В. В.Г. Белинский: уроки литературной теории и методологии // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 6 (98).
С. 109-119.
22. Полякова Л.В. Пути развития жанра в работах последних лет // Русская литература. 1985. № 1. С. 212-225.
23. Полякова Л.В. Жанровая гипотеза Г.Н. Поспелова в контексте отечественного и зарубежного литературоведения 1970-1980-х годов // Литературные жанры: теоретические и историко-литературные аспекты изучения: материалы Международной научной конференции «7 Поспеловские чтения» (Москва,
2005). М., 2008. С. 16-24.
24. Полякова Л. В. Тамбовская магистраль русской литературы. Тамбов, 2011.
25. Полякова Л.В. Выбор. Страницы литературно-краеведческой критики. Тамбов, 1996.
26. Полякова Л.В. Литературная жизнь Тамбовского края ХУІІ-ХХІ веков. Компендиум (Краткое изложение авторского курса лекций). Тамбов, 2004.
27. Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст / автор проекта и науч. ред. Л.В. Полякова. Тамбов; Елец, 2004.
28. Староюрьево на поэтической карте современной России: сборник стихов / координатор издания и автор вступительной статьи Л.В. Полякова. Тамбов, 2005.
29. Дорожкина В. Т., Полякова Л.В. Литературная жизнь Тамбовского края ХУІІ-ХХІ веков. Справочник. Тамбов, 2006.
30. Литературное краеведение. Программа курса регионального компонента базисного учебного плана / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина, А.В. Лежнев, Т.Ф. Попова. Тамбов, 2006.
31. Литературное краеведение. Хрестоматия. 8 класс / сост. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т. Тамбов, 2006.
32. Литературное краеведение. Хрестоматия. 9 класс / сост. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т. Тамбов, 2006.
33. Полякова Л.В., Дорожкина В. Т. Литературное краеведение: в 2 ч. / под науч. ред. Л.В. Поляковой. Тамбов, 2006.
34. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т., Гаранина Е.А.,
Федотова С.В. Литературное краеведение I Поступила в редакцию 9.12.2Q11 г.
под науч. ред. Л.В. Поляковой. Тамбов, 2QQ7.
UDC 82.02
RAISE OWN GARDEN
PERSONALITY AND WORK OF PROFESSOR L.V. POLYAKOVA
Ekaterina Borisovna SKOROSPELOVA, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russian Federation, Doctor of Philology, Professor, Professor of History of Russian Literature of 20th century Department, e-mail: skorospelova@mail.ru
Mikhail Mikhailovich GOLUBKOV, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russian Federation, Doctor of Philology, Professor of History of Russian Literature of 20th century Department, e-mail: skorospelo-va@mail.ru
The article gives the characteristics of personality and activity of Doctor of Philology, Professor of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, L.V. Polyakova, considers her scientific achievements, formulates the input into development of general literary studies and writer’s personalistics, analyzes some concrete historical and literary conceptions. The article gives the many sided activity of researcher on study of artistic heritage of E.I. Zamyatin.
Key words: L.V. Polyakova; scientific school; historical and literary conceptions of 20th century; E.I. Zamyatin; international contacts.