Научная статья на тему 'Взгляды руководства вооруженных сил США и их союзников на проблемы информационно-космического обеспечения стратегических операций'

Взгляды руководства вооруженных сил США и их союзников на проблемы информационно-космического обеспечения стратегических операций Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
177
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Информационно-космическое обеспечение / военно-космические средства / космический аппарат дистанционного зондирования Земли / «Старлинк» / Навстар / космические технологии / Information and space support / military space assets / Earth remote sensing spacecraft / Starlink / Navstar / space technology

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Щербаков Николай Борисович, Никулин Андрей Сергеевич

Раскрывается сущность и содержание информационно-космического обеспечения стратегических операций, проводимых армиями США и их союзников в XXI веке. На примере поддержки США и НАТО вооруженных сил Украины в ходе специальной военной операции показаны возможности и порядок массового привлечения для этих целей космических аппаратов гражданских государственных и коммерческих фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Щербаков Николай Борисович, Никулин Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Views of the Leadership of the U.S. Armed Forces and Th eir Allies on the Problems of Information and Space Support for Strategic Operations

The paper examines the information and space support provided by the USA and its allies to strategic military operations in the 21st century. It specifically focuses on the case of the US and NATO aid to the armed forces of Ukraine during the special military operation, and demonstrates the potential and process of utilizing civilian state and commercial firm spacecrafts for these purposes.

Текст научной работы на тему «Взгляды руководства вооруженных сил США и их союзников на проблемы информационно-космического обеспечения стратегических операций»

Взгляды руководства вооруженных сил США и их союзников на проблемы информационно-космического обеспечения стратегических операций

Полковник в отставке Н.Б. ЩЕРБАКОВ

Подполковник А.С. НИКУЛИН

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Раскрывается сущность и содержание информационно-космического обеспечения стратегических операций, проводимых армиями США и их союзников в XXI веке. На примере поддержки США и НАТО вооруженных сил Украины в ходе специальной военной операции показаны возможности и порядок массового привлечения для этих целей космических аппаратов гражданских государственных и коммерческих фирм.

Информационно-космическое обеспечение, военно-космические средства, космический аппарат дистанционного зондирования Земли, «Старлинк», Навстар, космические технологии.

The paper examines the information and space support provided by the USA and its allies to strategic military operations in the 21st century. It specifically focuses on the case of the US and NATO aid to the armed forces of Ukraine during the special military operation, and demonstrates the potential and process of utilizing civilian state and commercial firm spacecrafts for these purposes.

KEYWORDS

Information and space support, military space assets, Earth remote sensing spacecraft, Starlink, Navstar, space technology.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ГЛАВНОЙ инновацией в области военно-технического содержания военных конфликтов второй половины ХХ века наряду с появлением ядерного оружия стало использование космоса в военных целях. Попытки США и СССР разработать и внедрить те или иные виды космического оружия для непосредственного поражения космических целей ограничились только созданием противоспутниковых комплексов (истребителей спутников), которые после пребывания на опытно-боевом дежурстве так и не получили дальнейшего развития вследствие различных причин технического, политического и организационного характера.

Вместе с тем космические технологии значительно повысили эффективность применения уже имеющихся видов оружия во всех сферах вооруженной борьбы. И если до применения американских космических сил и средств в интересах вооруженных сил Украины (ВСУ) при проведении Россией специальной военной операции (СВО) речь шла о повышении эффективности применения конкретных образцов оружия, то сейчас уже необходимо говорить об их прямом влиянии на характер и содержание операций на театре военных действий (ТВД). В настоящее время на околоземной орбите функционируют уже тысячи космических аппаратов различного назначения, и, как следствие, в США и НАТО вполне реально оформился новый вид оперативного (боевого) обеспечения — информационно-космическое*.

* В вооруженных силах США употребляется термин «космическая поддержка», который по своему военно-техническому содержанию соответствует информационно-космическому обеспечению.

Данный вид обеспечения не просто влияет на военно-техническое содержание операций (боевых действий), а существенно его трансформирует. Без него невозможно эффективное применение высокоточного оружия (ВТО), космические технологии работают на всех уровнях от стратегической операции на ТВД до тактического боя, а боевое управление войсками (силами) и оружием приобретает новое качество по степени глобализации (пространственному охвату), скорости, временным показателям и объемам передачи информации.

С 90-х годов ХХ века в связи массовым внедрением космических технологий сначала в гражданскую сферу, а затем и в вооруженные силы (ВС) прежде всего США и других развитых государств началось постепенное, все ускоряющееся изменение военно-технического содержания военных конфликтов, особенно в отношении всестороннего обеспечения действий группировок войск (сил) в операциях различного масштаба на ТВД.

Кратко рассмотрим суть и содержание информационно-космического обеспечения группировок сухопутных войск (СВ) основных зарубежных государств в операциях (боевых действиях) на ТВД в ретроспективе их развития с 1981 по 2022 год.

Информационно-космическое обеспечение как вид оперативного (боевого) обеспечения берет свое начало в 60-х годах ХХ века. Экстерриториальность космического пространства, повышенные возможности по глобальному наблюдению поверхности Земли, передаче больших объемов информации на межконтинентальные дальности и ряд других перспектив, недоступных другим техническим средствам, привлекли внимание военного руководства многих стран. Но только два государства — СССР и США — вплотную приступили к мирному освоению космического пространства, а также разработке и реализации военно-космических программ.

Военно-космические средства вначале использовались исключительно в интересах обеспечения действий стратегических средств поражения в обстоятельствах, когда нужна неограниченная дальность нанесения ударов и глобальный (охватывающий всю земную поверхность) характер применения, но скорость доставки космической информации была не критичной.

До 90-х годов ХХ века только отдельные, очень важные задачи обес-

печения СВ решались с помощью космических средств. Главные причины — несовершенство и дороговизна космических технологий, а также невысокие характеристики космических систем того времени, не удовлетворявшие требованиям по использованию в тактическом звене. Прежде всего это невозможность доставки информации потребителям оперативного и тактического звена в реальном (квазиреальном) масштабе времени.

Тем не менее еще в 1983 году в США было сформировано космическое командование СВ США, которое координировало применение имеющихся космических средств в интересах воинских формирований, находящихся в составе стратегических территориальных командований, в первую очередь за пределами Северной Америки.

Условия для реального масштабного задействования космических средств в интересах операции на ТВД созрели только к началу 90-х годов ХХ века. Именно тогда космические технологии получили широкое распространение в гражданской сфере, а потенциал сотен невоенных спутников, получивших наименование «космические аппараты дистанционного зондирования Земли» (КА ДЗЗ), существенно превысил имеющийся в военной сфере.

На сегодняшний день только восемь государств имеют собственные военно-космические структуры:

• в составе Воздушно-космических сил в России с 1 августа 2015 года функционируют космические войска;

• воздушно-космические силы Корпуса стражей исламской революции Ирана (с 1 сентября 1985 года);

• космические силы в составе Сил стратегического обеспечения Народно-освободительной армии Китая (с 1 января 2016 года);

• оборонное космическое агентство — командование ВС Индии (с 28 сентября 2018 года);

• группа № 11 — подразделение космических сил в составе королевских военно-воздушных сил (ВВС) Великобритании (с 1 ноября 2018 года);

• космические силы США — новый род ВС (с 20 декабря 2019 года);

• космическое командование ВВС Франции (с 14 июля 2019 года);

• космические подразделения в составе ВВС Армии Обороны Израиля функционируют с 1 ноября 1988 года (в отдельную космическую структуру не выделены, но тем не менее управляют орбитальной группировкой в составе 28 спутников).

На основе изложенного можно сформулировать определение нового вида оперативного (боевого) обеспечения. На наш взгляд, под информационно-космическим обеспечением следует понимать совокупность согласованных, взаимосвязанных действий и мероприятий, осуществляемых в стратегической космической зоне взаимодействующими силами и средствами управления космическими платформами-носителями специальной аппаратуры и потребителями космической информации в составе космических структур центральных органов военного управления, видов ВС, стратегических и других командований в целях применения по

Условия для реального масштабного задействования космических средств в интересах операции на ТВД созрели только к началу 90-х годов ХХ века. Именно тогда космические технологии получили широкое распространение в гражданской сфере, а потенциал сотен

невоенных спутников, получивших наименование «космические аппараты дистанционного зондирования Земли», существенно превысил имеющийся в военной сфере.

оперативному (целевому) предназначению космических комплексов, систем и орбитальных группировок в интересах ВС.

Как показывает проведенный анализ, в ВС ведущих государств реализуются следующие виды информационно-космического обеспечения.

Первое — вскрытие пусков баллистических ракет, прогнозирование районов падения их боевых блоков и предупреждение о ракетном нападении (также встречается термин «инфракрасная разведка стартов ракет»).

Второе — космическая разведка и наблюдение*, обеспечивающие обнаружение объектов, группировок войск (сил) противника и постоянное отслеживание их состояния и перемещений во всей глубине операции; мониторинг и контроль расположений и передвижений своих войск, а также вскрытие их демаскирующих признаков по решению командующего; геопространственное позиционирование (определение точного местоположения) в геоцентрической системе координат (чаще — просто геопозиционирование) для обеспечения целеуказаний при огневом поражении объектов, сил и средств противника.

* Разведка и наблюдение из космоса ведутся в видимом, инфракрасном, ультрафиолетовом и радиодиапазонах, в том числе для вскрытия местоположения радиосредств, определения структуры сигналов, типов, характеристик и назначения радиосредств и радиолокационных станций.

Третье — межконтинентальная (стратегическая) космическая связь.

Четвертое — боевое управление, обеспечение оперативной, тактической связи и передачи данных путем

создания глобальной информационной сети различного назначения на базе спутниковой сети Интернет по типу «Старлинк».

Пятое — создание низкоорбитальной системы спутниковой связи для специальных служб государств.

Шестое — глобальная космическая навигация для точного определения пространственно-временного положения своих движущихся объектов, включая средства поражения.

Седьмое — метеорологическое обеспечение для предоставления своим войскам точных метеоданных и их прогнозирования.

Восьмое — топогеодезическое и картографическое обеспечение, формирование цифровых карт местности. Особой задачей является создание высокоточных цифровых карт для коррекции полета крылатых ракет (например, TERCOM — Terrain Contour Matching, что означает «отслеживание рельефа местности»).

Девятое — юстировка антенных систем большой дальности для противоракетной обороны и космических комплексов.

Необходимо отметить, что все перечисленные виды информационно-космического обеспечения, кроме первого и девятого, США в настоящее время применяют в интересах ВСУ

В СССР впервые ряд мероприятий информационно-космического обеспечения межвидовой группировки войск на ТВД был реализован в ходе стратегических маневров «Запад-81», проведенных с 4 по 12 сентября 1981 года под руководством начальника Генерального штаба ВС Маршала Советского Союза Н.В. Огаркова. По своему масштабу они были сопоставимы с крупными операциями Великой Отечественной войны.

В ходе маневров было запущено три военных КА в течение трех суток1, чтобы проверить возможности СССР по быстрой замене ус-

ловно уничтоженных спутников, а также по увеличению орбитальных группировок в целях получения и применения одновременно нескольких видов космической информации в интересах действий межвидовой группировки войск на континентальном ТВД, проводящей стратегическую наступательную операцию без применения ядерного оружия.

Данные маневры показали недостаточность наличного состава орбитальной группировки для полноценного информационно-космического обеспечения стратегической наступательной операции на ТВД, а анализ результатов информационно-космического обеспечения в ВС СССР и США позволил сделать вывод, что достигнутые космические технологии того времени не могли в полной мере реализовать существующий потенциал космических средств по следующим аспектам:

• приблизить применение космических средств хотя бы к уровню фронта или оперативного командования США;

• обеспечить приемлемую скорость доставки космической информации потребителю в необходимых объемах и в масштабе времени, близком к реальному;

• охватывать средствами космической разведки (наблюдения) достаточно большие пространства, распознавать различные объекты, военную

и специальную технику и перемещения войск с высокой скоростью обработки полученной информации;

• приемлемую точность геопозиционирования и целеуказаний для поражения объектов противника и навигационного обеспечения;

• своевременность обнаружения стартов оперативно-тактических баллистических ракет, предупреждения войск и населения о ракетном нападении;

• выявление всех видов радиосигналов и их структуры, включая радиоактивное излучение.

Данные нерешаемые на то время проблемы, к сожалению, на долгие годы приостановили работы по применению космических сил и средств в интересах группировок СВ СССР.

В США до 1991 года практически не проводились крупные учения СВ с широким применением космических средств, аналогичные стратегическим маневрам «Запад-81». Первый реальный опыт информационно-космического обеспечения боевых действий группировок СВ США и поддерживающей их авиации на ТВД был получен в ходе операции «Буря в пустыне» (1991) и войны в Ираке (2003). Он оказался в основном положительным, но вскрыл множество проблемных вопросов, которые были бы решаемы при условии, если США ведут только одну ограниченную войну с относительно слабым противни-

На наш взгляд, под информационно-космическим обеспечением следует понимать совокупность согласованных, взаимосвязанных действий и мероприятий, осуществляемых в стратегической космической зоне взаимодействующими силами и средствами управления космическими платформами-носителями специальной аппаратуры и потребителями космической информации в составе космических структур центральных органов военного управления, видов ВС, стратегических и других командований в целях применения по оперативному (целевому) предназначению космических комплексов, систем и орбитальных группировок в интересах ВС.

ком, а также в том случае, когда в интересах операции на ТВД представляется возможным использовать любые космические ресурсы государства, включая стратегические.

Главная проблема заключалась в том, что многонациональные силы не имели средств информационно-космического обеспечения оперативно-тактического и тактического уровней. Соответствующих военных орбитальных группировок не существовало вообще, и для решения данных задач применялись только стратегические космические средства. Также не хватало мобильных наземных станций для работы с космическими аппаратами и обученных кадров по применению информационно-космических систем, а боевые командиры не были подготовлены к использованию космических технологий. В результате потенциал выделенных космических средств реали-зовывался менее чем наполовину.

Существенно лучше обстояли дела в космическом обеспечении огневого поражения противника тактической авиацией. Применение спутниковых систем целеуказания позволило радикально повысить ее эффективность. Так, в 1991 году наносить высокоточные удары могли лишь 98 боевых самолетов ВВС США, а в войне в Ираке в 2003 году их количество возросло до 600.

В 2004—2006 годах с учетом опыта операции «Буря в пустыне» и войны в Ираке штабом армии США проведен всесторонний анализ применения космических средств в интересах действий сухопутных группировок войск и намечены пути совершенствования их информационно-космического обеспечения. По результатам данной работы был выпущен соответствующий отчет и разработана «Концепция развития космических средств в интересах сухопутных сил США на период 2015—2024 годов»2.

В указанной концепции достаточно полно отражена система взглядов на информационно-космическое обеспечение действий группировок войск в операциях ВС США, а поскольку государства — члены НАТО и другие страны, использующие американское оружие и обучающие своих офицеров в США, не имеют собственного опыта организации нового вида обеспечения ВС, то они также руководствуются упомянутым документом. Таким образом, рассмотрение основных положений данной концепции позволяет получить представление о подходах к информационно-космическому обеспечению в ВС всех государств, ориентированных на США.

Достижение целей, сформулированных в концепции, по мнению руководства армии США, приведет к полному информационному превосходству над противником на поле боя к 2024 году. В соответствии с установками, изложенными в данном документе, информационно-космическое обеспечение группировок войск на ТВД осуществляется по двум основным направлениям.

ПЕРВОЕ — информационно-космическое обеспечение действий группировок войск в стратегической операции на ТВД по всем ее этапам, начиная от стратегической (межтеат-ровой) переброски войск и их оперативного построения и заканчивая заключительными так называемыми операциями стабилизации и перехода к миру. При этом подробно определен порядок информационно-космического обеспечения действий группировок СВ, авиации, сил и средств других видов ВС и родов войск, участвующих в операции.

ВТОРОЕ — космическое обеспечение действий группировок войск в операциях на ТВД в рамках функциональных концепций шести сухопутных сил США (приблизи-

В 2004—2006 годах с учетом опыта операции «Буря в пустыне» и войны в Ираке штабом армии США проведен всесторонний анализ применения космических средств в интересах действий сухопутных группировок войск и намечены пути совершенствования их информационно-космического обеспечения. По результатам данной работы был выпущен соответствующий отчет и разработана «Концепцияразвития космических средств в интересах сухопутных сил США на период 2015—2024 годов».

тельный аналог оперативных задач в ВС РФ), каждая из которых имеет космический раздел, отраженный в концепции: боевое управление; непрерывная разведка (наблюдение); передвижение войск и маневр (оперативный и тактический); огневое поражение противника; непрерывная защита своих войск; постоянное всестороннее обеспечение войск.

В концепции также сформулированы основные требования к информационно-космическому обеспечению СВ до 2024 года и указана поэтапная последовательность достижения поставленных целей: текущее состояние космических систем и перспектива на 2006—2007 годы; среднесрочное развитие космических систем на 2008—2013 годы; дальнейшее развитие космических систем на 2014—2024 годы.

Кроме того, документом предусмотрено развитие в интересах СВ США следующих космических информационных систем:

• вскрытия пусков нестратегических баллистических ракет, прогнозирования районов падения их боевых блоков и предупреждения о ракетном нападении;

• космической разведки и наблюдения;

• межконтинентальной (стратегической) космической связи;

• боевого управления, оперативной, тактической связи и передачи

данных на базе спутниковой глобальной информационной сети и передачи данных различного назначения;

• глобальной космической навигации для обеспечения точным временем своих войск;

• метеорологического обеспечения;

• топогеодезического и картографического обеспечения.

На третьем этапе реализации концепции запланировано создание низкоорбитальных специализированных космических кластеров, состоящих из дешевых однофунк-циональных мини- и микро-КА различного назначения.

Нехватка военных спутников космической разведки для резкого увеличения числа их проходов над районом боевых действий была устранена еще во время войны в Ираке в 2003 году за счет использования менее точных по сравнению с военными гражданских коммерческих КА ДЗЗ с разрешающей способностью на местности один-два метра, что оказалось вполне достаточно для обеспечения тактической космической разведки и позволило решать все ее задачи (табл.). Из приведенных в таблице данных хорошо видно, что тактико-технические характеристики КА стратегической разведки избыточны для решения задач тактической разведки в операциях на ТВД.

Таблица

Требуемая разрешающая способность КА для ведения тактической и стратегической разведки в операциях на ТВД (по оценке экспертов США и НАТО)3

Виды N. разведки Космическая тактическая разведка (спутники ДЗЗ) Космическая стратегическая разведка (специальные разведывательные спутники КХ-11, Лакросс)

Объекты N. разведки ч. Обнаружение Распознавание Идентификация Детализация Технический анализ

Разрешение на местности, м Разрешение на местности, м

Сухопутная техника: танки, БМП, БТР, автомобили и др. 2,5 1,2 0,6 0,06 0,045

ОТР, ТР и артиллерия 2,0 1,0 0,6 0,05 0,045

Радиолокационные станции 3 1,0 0,8 0,25 0,015

Складские здания, сооружения 3 1,0 0,3 0,3 0,03

Позиции ЗРК 3 1,5 1,0 0,3 0,045

Летательные аппараты 4,5 1,5 1,0 0,15 0,045

Минные поля 6 6 1 0,03 0,09

Аэродромы 6 4,5 3 0,3 0,15

Мосты 6 4,5 1,5 1 0,3

Автодороги 6—9 6 1,8 1,0 0,8

Железнодорожные узлы 15 15 6 1,5 0,15

Функционирующие гражданские спутники ДЗЗ — это, по сути, мобилизационный резерв тактических разведывательных КА на орбите для создания на их базе систем разведки, точного геопозиционирования и целеуказаний. При хорошей организации они могут быть задействованы в военных целях в очень короткие сроки. Фактически это разновидность мобилизации гражданских космических средств, которая была опробована в войне с Ираком (2003).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что США очень близки к реализации упомянутой выше концепции развития космических средств в интересах СВ, что сегодня практически наблюдает-

ся на Украине. Взаимодействие США и Украины в сфере военного космоса началось еще до февраля 2022 года и вначале не было связано с предстоящей СВО.

Вместе с тем уже 4 марта 2022 года США устами представителя Белого дома Д. Псаки официально заявили, что окажут помощь ВСУ передачей разведданных от США Украине о российских войсках в режиме реального времени4, большая часть которых добывается американской космической разведкой.

В связи с этим кратко остановимся на помощи, оказываемой американцами ВСУ по вопросам информационно-космического обеспе-

чения. Для этого США используют опыт, полученный в ходе операции «Буря в пустыне» (1991) и войны с Ираком (2003). Так, по образцу созданного в 1991 году на авиабазе «Принц Султан» (Саудовская Аравия) космического центра координации применения космических сил и средств, для выполнения аналогичных функций на Украине в качестве органа управления информационно-космическим обеспечением ВСУ задействован космический центр НАТО на авиабазе Рамштайн (ФРГ). Данный центр по факту американский, поскольку альянс не имеет ни своей космической группировки, ни средств управления КА, ни пунктов приема специнформации со спутников и в обозримой перспективе не планирует их иметь, а вся информация приходит от национальных спутников стран — членов НАТО, прежде всего США.

Во время войны в Ираке (2003) для информационно-космического обеспечения действий группировки многонациональных сил применялись примерно 60 КА, из которых только пять были военными разведывательными, остальные — гражданские коммерческие КА ДЗЗ и связи, поскольку пяти военных КА для решения задач в реальном масштабе времени не хватало.

Сейчас США, по-видимому, вовсе не применяют военные КА в интересах ВСУ ограничившись лишь гражданскими государственными и коммерческими. Оценивать возможности группировки КА, осуществляющей информационно-космическое обеспечение ВСУУ по числу спутников, чей ресурс используется на современном техническом и технологическом уровне, не совсем правильно по следующим причинам.

Во-первых, для решения многих задач в военных целях важна орбитальная группировка как единая си-

стема, а не отдельные КА, причем ее численность может составлять и десятки, и тысячи спутников.

Во-вторых, никакой специальной орбитальной группировки, которая используется исключительно в интересах информационно-космического обеспечения ВСУ, не создавалось и не существует.

В-третьих, для информационно-космического обеспечения ВСУ задействованы следующие орбитальные группировки:

• «Навстар» — группировка глобальной космической навигационной системы США (более известная как GPS — спутниковая система общего назначения);

• «Старлинк» Илона Маска (звездная линия связи) — широкополосная спутниковая система Интернет, которая, по существу, составляет основу системы боевого управления, связи и передачи данных ВСУ5;

• спутники ДЗЗ — система, состоящая из гражданских коммерческих КА различного назначения: видовой разведки, радио- и радиотехнической разведки и др.

Функционирующие гражданские спутники дистанционного зондирования Земли — это, по сути, мобилизационный резерв тактических разведывательных космических аппаратов на орбите для создания на их базе систем разведки, точного геопозиционирования и целеуказаний. При хорошей организации они могут быть

задействованы в военных целях в очень короткие сроки. Фактически это разновидность мобилизации гражданских космических средств, которая была опробована в войне с Ираком (2003).

Доступ к информации от первых двух группировок осуществляется с помощью специализированных наземных терминалов (навигаторов GPS и терминалов «Старлинк») независимо от числа пользователей, поэтому оценивать нужно не количество спутников в них, а количество наземных терминалов в войсках.

О возможностях американской глобальной космической навигационной системы Навстар (GPS) более или менее известно, и в рамках настоящей статьи досконально оценивать их не будем, а ограничимся лишь замечанием, что ее космическая информация составляет основу функционирования всех прицельных систем дальнобойного ВТО ВС развитых государств мира. По некоторым данным, доля такого оружия в войне с Ираком (2003) составляла 95 % (тогда как в операции «Буря в пустыне» в 1991 года — всего 7%)6.

В настоящее время навигаторы GPS являются составной частью боевых информационно-управляющих систем, которыми оснащено большинство систем вооружения, поставляемых в ВСУ странами НАТО. Эффективность данных систем можно увидеть на примере нанесения ударов реактивными системами залпового огня MLRS и HIMARS на Украине, оснащенными высокоточными боеприпасами с отклонением от цели до пяти метров, если их не сбивают российские средства ПВО. Навигаторы также установлены на многих используемых ВСУ беспилотных летательных аппаратах.

Применение в боевой обстановке американской спутниковой системы широкополосного интернета «Старлинк»* для целей боевого управления и передачи данных является новым элементом в руководстве боевыми действиями ВСУ. Ее базовые станции («шлюзы»), наиболее вероятно, находятся на территории Польши и Румынии, их хватает,

чтобы обеспечить доступ к широкополосному Интернету на большей части Украины. Есть сведения, что один мобильный наземный «шлюз» установлен где-то на западе Украины.

* «Старлинк» официально не является военной системой, а считается гражданской глобальной спутниковой системой сети Интернет, которая в перспективе заменит сотовую мобильную телефонию. Она обеспечит телефонной связью и мобильным интернетом почти весь мир — земное пространство между 53° с.ш. и 53° ю.ш. Это справедливо для угла места приемной антенны 25°, обеспечивающей надежный прием сигнала и качество информации. При меньшем угле «Старлинк» функционирует, но возможны помехи. Широта Москвы — 56° с.ш.

Как отмечалось в газете «Вашингтон пост», эта космическая группировка сейчас обеспечивает бесперебойную передачу данных ВСУ, они получают от командования НАТО разведывательные сведения, которые собирают коммерческие спутники ДЗЗ, арендованные Пентагоном. Там идет анализ перемещения российских войск, отдаются команды, все это сбрасывается через систему «Старлинк» на приемо-передающие антенны ее терминалов в ВСУ, и через специальные компьютеры они получают эту информацию7 (рис. 1).

С учетом изложенного следует отметить, что спутниковая система широкополосного Интернета «Старлинк» в ходе боевых действий на Украине составляет основу системы боевого управления, связи и передачи данных ВСУ до тактического уровня включительно. Она показала достаточно высокую устойчивость, надежность

Рис. 1. Состав аппаратуры наземного абонентского пункта (терминала) спутниковой системы «Старлинк»

и сопрягается с боевыми информационно-управляющими системами ряда образцов вооружений, поставляемых Украине из западных стран.

Как известно, спутниковая группировка «Старлинк» создается с 22 февраля 2018 года, когда был осуществлен начальный запуск КА. Первая орбитальная оболочка функционирует на высоте 550 км: 1584 спутника на 72 орбитах по 22 спутника на каждой. Ее формирование завершилось в декабре 2020 года, и «Старлинк» начал выполнять свои функции с одновременным наращиванием возможностей. Данная система применяется в 39 странах мира. Ее орбитальную группировку планируется довести до 12 тыс. спутников, на 22 апреля 2022 года запущено 3053 (из них 2796 — на орбите). Наземные терминалы «Старлинк» (абонентские

пункты) используют фазированные антенные решетки Ки-, Ка- и У-диа-пазонов.

Количество терминалов, доставленных на территорию Украины в апреле 2022 года, по данным «Вашингтон пост», составило около 5 тыс. единиц8, а всего в 2022 году их поставлено до 30 тыс. единиц, из них в ВСУ — примерно 4 тыс. (по три на батальон). Ежемесячные потери — около 500 терминалов, стоимость каждого из них — 500$, абонентская плата — 100$ в месяц.

На сегодняшний день в мире функционирует 71 национальное и пять международных космических агентств с различными наименованиями. По состоянию на начало 2021 года из функционирующих на орбите примерно 2,7 тыс. КА (без учета пока американской «Старлинк» Ило-

Применение в боевой обстановке американской спутниковой системы широкополосного интернета «Старлинк» для целей боевого управления и передачи данных является новым элементом в руководстве боевыми действиями ВСУ. Ее базовые станции («шлюзы»), наиболее вероятно, находятся на территории Польши и Румынии, их хватает, чтобы обеспечить доступ к широкополосному интернету на большей части Украины. Есть сведения, что один мобильный наземный «шлюз» установлен где-то на западе Украины. Как отмечалось в газете «Вашингтон пост», эта космическая группировка сейчас обеспечивает бесперебойную передачу данных ВСУ, они получают от командования НАТО разведывательные сведения, которые собирают коммерческие спутники ДЗЗ, арендованные Пентагоном. Там идет анализ перемещения российских войск, отдаются команды, все это сбрасывается через систему «Старлинк» на приемо-передающие антенны ее терминалов в ВСУ, и через специальные компьютеры они получают эту информацию.

на Маска и британской OneWeb) 905 (примерно 30 %) — спутники ДЗЗ. Их число превышают только спутники связи (примерно 45 %). В то же время количество всех военных КА составляет всего 480 единиц (примерно 18 %). То есть гражданский космос имеет огромный потенциал, поскольку все спутники, кроме собственно ударных, одинаково успешно и эффективно могут применяться и в военных, и в гражданских целях.

Использование гражданских коммерческих КА для целей информационно-космического обеспечения боевых действий войск (сил) в военных конфликтах и прежде всего для космической разведки по сравнению с иракской войной 2003 года значительно расширилось и усовершенствовалось. При этом количество чисто военных КА, принадлежащих министерству обороны США, не изменилось.

Еще в 2019 году, задолго до СВО на Украине, министерство обороны США заключило с фирмами, обладающими орбитальными группировками ДЗЗ общей численностью до 400 спутников, свыше 100 коммерческих договоров на использование принадлежащих им КА. Это практически все фирмы, зарегистрированные в странах коллективного Запада. Например, только американская компания Рlanet Labs имеет более 200 спутников

ДЗЗ. Ее пакет заказов без учета договоров с военным ведомством США составляет 152 млн долларов в год при 826 потребителях космической информации.

Помимо военного ведомства США информацию о происходящем на Украине собирают также другие американские и натовские структуры. Так, интернет-портал Spacenews приводит следующее высказывание директора по коммерческим и деловым операциям Национального агентства геопространственной разведки США Дэвида Готье: «Мы сотрудничаем более чем с сотней компаний и используем изображения, по крайней мере, с 200 коммерческих спутников. В нашем «портфеле» также имеются около двадцати различных аналитических сервисов»9.

Как и военная космическая разведка (наблюдение), ДЗЗ ведется в оптическом диапазоне, инфракрасной и ультрафиолетовой частях спектра электромагнитных волн, а также в радиодиапазоне — это всепогодная радиолокационная и радиотехническая (в западной терминологии — радиоэлектронная) разведка.

Спутники ДЗЗ не все одинаковые, около половины из них — простые и дешевые КА с невысокой разрешающей способностью, пригодные лишь для решения задач обзора поверхности Земли. И только треть способна

осуществлять точное геопозиционирование, но и это более 130 КА.

Опыт войн и вооруженных конфликтов показывает, что средства космической разведки должны отличать ложную цель от настоящей. Для этого снимка в одном диапазоне электромагнитных волн может оказаться недостаточно. Однако если со спутника ДЗЗ сделать снимок объекта одновременно в нескольких диапазонах спектра электромагнитных волн, да еще сравнить его с образом — изображением (сигнатурой), сделанным в конкретном диапазоне электромагнитных волн и хранящимся в архиве космической информации компании, ведущей дистанционное зондирование Земли, то влияние времени суток, облачности, осадков, песчаных бурь, пыли, дымов и других помех на качество разведывательной информации будет незначительным.

Военные разведывательные КА ведут съемку, как правило, только в двух диапазонах электромагнитных волн — видимом и радиолокационном, а спутники ДЗЗ используют

и другие диапазоны. Для примера приведем спутниковый снимок, сделанный американским спутником ДЗЗ и выложенный в сеть американским интернет-порталом WWW. SPACE.COM (рис. 2)10.

Профессор Техасского университета США Тодд Хамфрис привел данные, что после начала СВО на Украине США в сутки применяют не менее 50 различных гражданских спутников ДЗЗ для ведения видовой — оптикоэлектронной и радиолокационной разведки11. Полоса обзора большинства из них составляет 40—60 км. Количество КА ДЗЗ (для ведения тактической космической разведки) примерно соответствует их охвату в войне с Ираком (2003) — 60 единиц, что обеспечивает проход спутника над заданным районом в среднем каждые 15 минут.

Какие именно КА использовать в конкретные сутки, решает фирма-подрядчик в зависимости от задачи, поставленной заказчиком, и баллистического построения орбитальной группировки, т. е. каждый

Рис. 2. Спутниковый снимок колонны российской военной техники на Украине, сделанный американским спутником ДЗЗ 28 февраля 2022 года

Опыт войн и вооруженных конфликтов показывает, что средства космической разведки должны отличать ложную цель от настоящей. Для этого снимка в одном диапазоне электромагнитных волн может оказаться недостаточно. Однако если со спутника дистанционного зондирования Земли сделать снимок объекта одновременно в нескольких диапазонах спектра электромагнитных волн, да еще сравнить его с образом — изображением (сигнатурой), сделанным в конкретном диапазоне электромагнитных волн и хранящимся в архиве космической информации компании, ведущей дистанционное зондирование Земли, то влияние времени суток, облачности, осадков, песчаных бурь, пыли, дымов и других помех на качество разведывательной информации будет незначительным.

день применяются не одни и те же спутники, а ресурс разных КА.

Добываемый США на Украине объем космической разведывательной информации весьма значителен, но вся ли она передается ВСУ в их полное суверенное распоряжение? Вполне уверенно можно утверждать, что нет. И обусловлено это рядом политических, военных, технических и организационных причин.

Во-первых, Украина в лице своего главного космического агентства (других космических структур у нее нет) не имеет наземной космической инфраструктуры для приема соответствующих объемов разведывательной информации с борта иностранных спутников ДЗЗ, ее обработки и передачи потребителям.

Во-вторых, США не развертывали на территории Украины свои мобильные станции приема разведывательной информации с борта американских спутников.

В-третьих, вся разведывательная информация со спутников поступает в Центр космической информации НАТО на авиабазе Рамштайн (ФРГ) и только оттуда по решению соответствующих руководителей до-зированно предоставляется Украине, как правило, по сети «Старлинк» и только конкретному пользователю.

Основная часть разведывательной информации, поступающей ВСУ от

американцев, относится к категории обзорной (точность местоположения объектов на местности — несколько десятков метров). Этого вполне достаточно для обнаружения движущихся колонн, артиллерии на позициях и т. п. И только небольшая часть доводимой Украине разведывательной информации пригодна для высокоточного геопозиционирования, например, для обеспечения рейда украинских боевых вертолетов при нанесении удара по нефтебазе в Белгороде, следственному изолятору в Еленовке, Антоновскому мосту под Херсоном и др. Предоставление данных точного геопозиционирования — это по существу управление действиями ВСУ, эффективно их использовать можно только на технике, оснащенной по стандартам НАТО.

Представитель главного управления разведки министерства обороны Украины В. Скибицкий в интервью The Telegraph рассказал, что украинские военные консультируются с США перед использованием американских реактивных систем залпового огня HIMARS и руководствуются информацией, полученной в режиме реального времени. При этом, по его словам, должностные лица США именно информацию для наведения не предоставляют, но между сотрудниками разведок США и Украины проводятся консультации, которые

позволяют Вашингтону остановить любой запуск ракет HIMARS, если американцы недовольны намеченной целью12.

Подводя итог рассмотрению вопросов информационно-космического обеспечения действий группировок войск (сил) ВС США в XXI веке, следует отметить, что космические технологии все более широко применяются в военном деле и не только значительно повышают эффективность обычных вооружений, но и меняют военно-техническое содержание операций (боевых действий), войн и военных конфликтов в целом.

Современные взгляды военного руководства основных зарубежных государств на проблемы информационно-космического обеспечения операций (боевых действий) базируются главным образом на американских подходах и предполагают широкое использование космических технологий на всех уровнях от стратегического до тактического с массовым привлечением для этих целей КА гражданских государственных и коммерческих фирм накануне и в ходе военных действий, причем не только национальных, но и своих союзников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Железняков А. Хроника освоения космоса // Электронная версия энциклопедии «Космонавтика». URL: http://www. cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/chrono/ index.shtml? 1981.html (дата обращения: 10.04.2023).

2 Иванов В.Л. О возрастании роли космического обеспечения боевых действий частей и подразделений видов и родов войск. URL: http://kvrf.milportal. ru/o-vozrastanii-roli-kosmicheskogo-obespecheniya-boevyh-dejstvij-chastej-i-podrazdelenij-vidov-i-rodov-vojsk/ (дата обращения: 10.04.2023).

3 Там же.

4 Псаки: США продолжают передавать Украине разведданные о российских войсках // Коммерсантъ. 2022. 4 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5240486 (дата обращения: 10.04.2023).

5 Иванов В.Л. О возрастании роли космического обеспечения...

6 Меньшиков В.А. О применении космических средств [в Ираке] // Вестник Академии военных наук. 2003. № 3. С. 37—46.

7 «Starlink помогает ВСУ»: Военный эксперт объяснил, зачем Украине спутники Илона Маска. URL: https://yandex.ru/ turbo/life.ru/s/p/1333753?sign=b5eb2a8fc43 74f415f46c02db0719f54a4142c03bdfcafd6f9f

3fbadc50aedee%3A1682593736&parent-req id=1682593736026209-10551408749134200-562-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-122-BAL-220&trbsrc=wb (дата обращения: 10.04.2023).

8 Стало известно о спонсировании США поставок терминалов Starlink на Украину // LENTA.RU. 2022. 8 апреля. URL: https:// lenta.ru/news/2022/04/08/starlinksponsors/ (дата обращения: 10.04.2023).

9 Спутники, беспилотники и агентура. Как американская разведка помогает Украине // RTVI. 2022. 17 мая. URL: https://rtvi. com/stories/sputniki-bespilotniki-i-agentura-kak-amerikanskaya-razvedka-pomogaet-ukraine/ (дата обращения: 10.04.2023).

10 Спутниковые снимки запечатлели колонну российских войск, движущуюся к Киеву. LIVEJOURNAL. 2022. 28 февраля. URL: https://rex-net.livejournal.com/6231030. html (дата обращения: 10.04.2023).

11 Лазерная шлифовка SpaceX: Почему США встревожены резким отказом военных спутников над Украиной. URL: https://life.ru/p/1495141 (дата обращения: 10.04.2023).

12 Скибицкий: Украина координирует удары систем залпового огня с США. 2023. 2 августа. URL: https://www.bfm.ru/ news/505781 (дата обращения: 10.04. 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.