Научная статья на тему 'Взгляд в будущее'

Взгляд в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляд в будущее»

Лучшие проекты участников конкурса «Преподаватель года — 2015»

взгляд в будущее

Ю. Ю. Антонова, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический техникум»

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов профессиональное образовательное учреждение должно обеспечивать формирование компетенций будущего специалиста, а также отслеживать и предъявлять результаты и достижения его деятельности потенциальному работодателю. Портфолио выступает как способ демонстрации и оценки сформированности компетенций студента, и как механизм мониторинга его прогресса.

Актуальность образовательного проекта «Взгляд в будущее» обуславливается необходимостью изменения формы представления результатов сформированности компетенций студентов и перехода от традиционного (бумажного) исполнения портфолио к электронному виду с организацией открытого доступа потенциальным работодателям к банку электронных порт-фолио индивидуальных достижений студентов. Это позволит фиксировать индивидуальные достижения студентов и оформлять их в электронном виде с помощью специального программного обеспечения, что будет способствовать накоплению, систематизации образовательных достижений студентов техникума в течение всего периода обучения и успешному трудоустройству на рынке труда Кузбасса.

Новизна образовательного проекта заключается в создании банка электронных портфолио учебных достижений студентов и размещении его в открытом доступе на сайте Кемеровского профессионально-технического техникума, что позволит потенциальным работодателям выбрать самых способных, перспективных выпускников.

В ноябре 2014 года на базе Кемеровского профессионально-технического техникума проведен круглый стол с участием социальных партнеров ресурсного центра по подготовке специалистов транспортной отрасли, где были подняты вопросы готовности выпускников техникума к профессиональной деятельности. Многие социальные партнеры высказали пожелание сделать публичным представление результатов обучения студентов и уровня сформированности

их общих и профессиональных компетенций, что позволило бы кадровой службе предприятий и фирм самостоятельно подбирать кандидатов на имеющиеся вакансии.

Вариантом решения этой проблемы является создание банка электронных порт-фолио индивидуальных достижений студентов с размещением его на сайте техникума и организация публичного доступа к нему. Для создания электронного портфолио студенту необходимо обладать навыками использования компьютерных средств и программ, использовать данные разных форматов, сохранять данные на сервере, редактировать электронный материал. Отсутствие таких знаний делает невозможным создание электронных портфолио.

В декабре 2014 года была создана творческая группа из инициативных студентов, которые желали углубить знания в области информационных технологий и приобрести практический опыт работы за компьютером, а также повысить уровень компьютерной грамотности и информационной культуры.

Диагностика позволила выявить, что студенты:

- не знают технологии размещения информации на сайтах и не владеют инструментальными средствами размещения контента на сайтах сети Интернет;

- не умеют использовать оргтехнику для работы с документами;

- не в полной мере владеют приемами структурирования и логичного построения информационных массивов.

Суть образовательного проекта заключается в том, что участники студенческой творческой группы получают материал для портфолио от студентов 3-го и 4-го курсов техникума (потребителей результатов образовательного проекта), структу-

«преподаватель года». юбилей

рируют его, переводят при необходимости в электронный формат и размещают на сайте техникума в виде персональной веб-страницы студента. При этом студенческая творческая группа один раз в неделю собирается для сбора материала и его распределения, а также внесения корректировок в банк электронных портфолио.

Результатом деятельности творческой группы является банк электронных портфолио индивидуальных достижений студентов на сайте КПТТ, который дает возможность оценить уровень сформированности компетенций. Реализация проекта позволит ориентировать студентов на желание построить успешную карьеру путем представления общественности их индивидуальных достижений, повысить конкурентоспособность и востребованность на рынке труда Кузбасса.

Проект способствует развитию у студентов навыков структурирования и систематизации информационных массивов, повышает культуру общения и информационную культуру, развива-

ет умения по размещению информации на сайтах в сети Интернет. Реализованный проект создает условия для формирования компонентов общих компетенций участников творческой группы, таких как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Комплекс мероприятий по реализации проекта

Этап Мероприятие Сроки Общие компетенции

Посещение круглого стола и беседа с социальными партнерами о представлении выпускниками образовательных учреждений своих индивидуальных достижений Ноябрь 2014

_0 Формирование инициативной творческой группы по созданию банка электронных портфолио Декабрь 2014

_0 с; <и т ^ Тестирование участников творческой группы, направленное на выявление уровня компьютерной компетентности Декабрь 2014 ОК 1 ОК 6

о н о Разработка программы работы творческой группы Декабрь 2014 ОК 8

ч о с Формирование структуры и требований к портфолио, разработка рекомендаций по созданию электронных портфолио на сайте техникума Декабрь 2014

Планирование совместной работы Декабрь 2014

Оформление согласия на обработку персональных данных Декабрь 2014

Работа студенческой творческой группы Январь-май 2015 ОК 1

0 1 со 0 1 Организация мероприятий по ознакомлению студентов с технологией размещения информации на сайте Январь 2015 ОК 4 ОК 5

о о Проведение индивидуальных консультаций в процессе создания банка электронных портфолио Январь-май 2015 ОК 6 ОК 8

_0 I _0 ц Создание банка электронных портфолио индивидуальных достижений студентов на сайте ГОУ СПО КПТТ Январь-май 2015

ф т ^ т Транслирование полученных результатов общественности Май-июнь 2015 ОК 1 ОК 8

2 го со Аналитическая работа по итогам реализации проекта. Определение дальнейшей перспективы развития проекта Июнь 2015

Ожидаемые результаты

1. Эффективная работа студенческой творческой группы по созданию банка электронных портфолио учебных достижений студентов согласно разработанной программе.

2. Банк электронных портфолио учебных достижений студентов, размещенный на сайте КПТТ.

3. Повышение у студентов уровня компьютерной грамотности и информационной культуры, сформированности компонентов общих компетенций.

4. Повышение интереса работодателей к студентам выпускных групп КПТТ.

Перспективы

При условии успешной реализации проекта в 2015/16 учебном году предполагается:

1. Увеличение количества участников творческой группы по созданию банка электронных портфолио учебных достижений студентов КПТТ.

2. Продолжение пополнения банка электронных портфолио индивидуальных достижений студентов.

Формы представления

результатов проекта

Письменное информирование социальных партнеров о банке электронных портфолио, размещенного на сайте техникума.

Представление банка электронных портфолио учебных достижений студентов на круглом столе с участием потенциальных работодателей и студентов КПТТ.

центр народных культур «диалог»

М. Ю. Буравцова, преподаватель ГОУ СПО «Осинниковский горнотехнический колледж»

В Осинниковском горнотехническом колледже, наряду с русскими обучающимися, получают образование студенты разных национальностей. Это представители тывинской, шорской, азейбарджанской, дагестанской, украинской, татарской, немецкой, казахской культур (всего 15 % от общего числа обучающихся). Результаты обучения данной категории студентов за последние три года снизились:

• показатель успеваемости — на 5 %;

• показатель качества знаний — на 7 %

• показатель отчисления увеличился на 2 %

• доля участников мероприятий снизилась на 8 %.

Анкетирование показало, что причиной этого является низкий уровень социальной адаптации к условиям поликультурного пространства колледжа: сложные взаимоотношения с русскоязычными обучающимися, наличие языковых барьеров при изучении дисциплин, проживание вдали от дома и родных, различия в национальных системах образования и менталитете.

Осинниковский горнотехнический колледж готовит специалистов для угледобывающей, строительной, автотранспортной и геологоразведочной отраслей. Такие выпускники востребованы как на трудовом рынке Кемеровской области, так и в других регионах. Решение проблемы адаптации к условиям образовательной органи-

зации во многом будет способствовать успешности студентов в профессии. Таким образом, адаптация молодежи к условиям межнационального взаимодействия является для нас актуальной проблемой, поскольку влияет на показатели успеваемости, качества, численного состава обучающихся колледжа. Создание центра «Диалог» для колледжа стало необходимым.

Проект стартовал в 2013/14 учебном году.

Сроки реализации проекта: три года (сентябрь 2013 — июнь 2016 года).

Цель проекта — через деятельность центра народных культур «Диалог» способствовать созданию условий для благоприятной адаптации обучающихся к поликультурной образовательной среде колледжа.

Прогнозируемые результаты

Прогнозируется улучшение динамики показателей обучения студентов — представителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.