ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 История Выпуск 3 (23)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
УДК 94(44)„19”
ВЗГЛЯД МОЛОДОГО ФРАНЦУЗСКОГО АРИСТОКРАТА НА ВЕЛИКУЮ ФРАНЦУЗСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ (НА ПРИМЕРЕ «ОПЫТА О ДРЕВНИХ И НОВЫХ РЕВОЛЮЦИЯХ» Ф.Р. ДЕ ШАТОБРИАНА)
Г.Х. Казакова
Казанский федеральный университет, 420008, ул. Кремлевская, 18, Казань natallin1710@hotmail.com
Анализируется одна из самых ранних работ Ф.Р. де Шатобриана, известного французского философа и писателя начала XIX в., чье наследие практически не изучено в нашей стране. В «Опыте о древних и новых революциях» Ф.Р. де Шатобриан излагает свою концепцию революции и ставит вопрос о соотношении революции и христианской религии. Исследуется восприятие Шатобрианом Средневековья и сравниваются его идеи с концепциями французских истори-ков-романтиков.
Ключевые слова: Ф.Р. де Шатобриан, революция, монархия, республика, христианская религия, Средневековье.
«Опыт о древних и новых революциях» - одно из ранних произведений Ф.Р. де Шатобриана, отразившее его юношеские политические и отчасти религиозные взгляды. «Опыт...» писался в эмиграции в достаточно сложных условиях, в тот период, когда писатель переживал тяжелые жизненные и душевные потрясения.
Произведение было опубликовано в Англии в 1797 г. Шатобриан рассчитывал на успех своего детища, но его ждало разочарование: «Опыт.» был встречен публикой довольно прохладно и вскоре надолго забыт. Позднее в «Замогильных записках» Ф.Р. де Шатобриан сам отмечал: «"Опыт" подвел итоги моего существования как поэта, моралиста, публициста и политика. Я, понятно, надеялся - по крайней мере, настолько, насколько я вообще способен надеяться, - на большой успех книги: мы, авторы, мелкие чудеса чудесной эпохи, мним, что можем поддерживать духовные связи с будущими поколениями; но, боюсь, не зная толком, где будут жить потомки, мы допускаем ошибку в адресе» [Шатобриан, 1995, с. 160]. Несмотря на слабый общественный резонанс, это произведение Ф.Р. де Шатобриана важно принимать во внимание при изучении творчества и жизненного пути писателя, ибо оно позволяет проследить эволюцию его взглядов. Н.И. Ка-реев писал об этой книге: «. о каком-либо ее влиянии говорить не приходится, но она характерна для истории той умственной реакции, которая под влиянием революции происходила в людях, бывших более или менее затронутыми вольномыслием XVIII века» [Кареев,1924, с.45].
Мировоззрение Ф.Р. де Шатобриана эволюционировало на протяжении всей его жизни, но именно Великая французская революция оказала на него сильнейшее влияние, причем не только на мировосприятие, но и на всю дальнейшую жизнь. Г.А. Мухина в статье «Шатобриан: революция и ностальгия по "старой монархии"» пишет: «Французская революция стала важнейшим рубежом для Шатобриана как личности, и в его жизненном самоопределении, и в его мирочувствовании, и в его взглядах. Из-за революции он считал свое поколение потерянным, но именно она стала для него важнейшей проблемой, воздухом, хаосом, историческим опытом. И всю жизнь он бился над вопросом: что такое революция? Общественная трагедия? Разрушение или обновление мира? Смена политических форм? Явление закономерное или циклическое? Замысел Провидения или социокультурное явление? Она заставила его искать критерии ее анализа» [Мухина, 2004, с. 308].
Действительно, Великая Французская революция поставила перед Ф.Р.де Шатобрианом, как и перед его современниками, много вопросов, ответы на которые порой приходилось искать всю жизнь.
Обращение к теме Великой французской революции в те годы было актуальным и достаточ-
© Г. Х. Казакова, 2013
но частым как у французов, так и у интеллектуалов других европейских стран. В 90-х гг. XVIII в. публикуются работы Сен-Мартена, Малле дю Пана, М.де Кондорсе, Ж. де Местра, Э.Берка и др. Вне зависимости от того, положительно или отрицательно авторы данных работ относились к Французской революции, все они отмечали ее как важное событие в истории страны, да и всего мира. Великая французская революция уничтожила социально-экономические основания французской монархии и привела к установлению нового общественного строя, и именно это, как подчеркивал А.Шахов, усилило интерес в литературе и в общественных науках к Средневековью и способствовало развитию романтизма [Шахов, 1894, с. 32].
Ф.Р. де Шатобриан задумал написать огромный трактат в нескольких частях, в котором намеревался проследить влияние революций на жизнь государств начиная с глубокой древности и заканчивая Великой французской революцией. «Опыт...» задумывался в 6 книгах и 15 частях: «Я здесь означу 5 в точном смысле переворотов или революций бывших в древности и 7 в новейшей Европе. Древние суть: восстановление республик в Греции; их порабощение власти Филиппа и Александра с победами сего героя; уничтожение царей в Риме; ниспровержение народного правления кесарями; наконец, разрушение империи варварами.
Республики: Флоренция и Швейцария; возмущение при короле Иоанне; крамола при Генрихе IV; соединение Бельгических провинций; бедствия Англии в царствование Карла I; соединенные Американские штаты, объявившие себя свободными, составляют предмет 7 новейших революций»1 [Шатобриан, 1817, с.8-9]. Но завершить задуманное он так и не смог, удалось написать только первый том, содержащий анализ революций, происходивших в древности.
Ф.Р. де Шатобриан под революцией понимал любой переворот, любую смену власти: «совершенную перемену правления какого-либо народа, как то : монархическое на республиканское или республиканское на монархическое» [Там же, с. 7]. По его мнению, о революции свидетельствует «изменение духа народа», а не только всякая перемена династии, всякая междуусобная война, всякое частное и непродолжительное народное движение, «не причинившее значительных изменений в обществе» [Там же, с. 8]. Но иногда Ф.Р. де Шатобриан отступал от этой трактовки и называл революцией смену одной власти другой, например в Древней Греции. Таким образом, понимание им революции в целом не слишком отличается от современного истолкования этого термина - как коренного преобразования в обществе.
В целом негативное восприятие революции сохранилось у него на всю жизнь. Уже позднее во многих других своих произведениях Ф.Р. де Шатобриан дает столь же нелестную характеристику революций и их последствий (например, в книге «Бонапарте и бурбоны» [Шатобриан,1814], «Вот каковы Бонапарте и народ французский» [Шатобриан, 1807] и др.). Хотя эти характеристики уже не столь эмоциональны и «хаотичны», как в «Опыте .», ибо революции - это то, что происходило и будет происходить на протяжении всей истории человечества. Революции меняют имеющийся порядок вещей в его основе, меняют «дух народа», хотя и ведут к «падению нравов».
Исследуя революции, Ф.Р. де Шатобриан обращается и к христианской религии, так как, по его мнению, революции оказывают влияние не только на общественный строй, но и на мировоззрение людей. Наиболее распространена версия о том, что в своем раннем произведении он отрицательно относится к религии. «Не склонен был Шатобриан идеализировать и католическую церковь в том виде, в каком она существовала в дореволюционные времена. Положение христианства в те годы напоминало ему положение античного политеизма в период упадка Римской империи. Разложению церкви содействовали, по его мнению, развращенные, опьяненные роскошью и властью папы, кардиналы, епископы», - писал Д.Д. Обломиевский в статье «Французский романтизм до 1830-х годов» [Обломиевский, 1956, с. 86]. Но, осуждая пап, кардиналов, епископов, Шатобриан не осуждает саму христианскую религию. Наоборот, он негативно относится к тем, кто «подрывал веру» в бога, к представителям духовенства «в Париже, делающих стыд своему ордену» [Шатобриан, 1817, с. 294]. Он осуждает энциклопедистов, ибо последние называли христианскую религию «нечестием» и «поклялись совершенно уничтожить» ее [Там же, с. 289]. По мнению Ф.Р. де Шатобриана, это подрывало «благочестивые начала» [Там же, с. 291] и в конце концов привело к падению монархии. «После царствования Людовика XV Религия ежедневно упадала во Франции и, наконец, исчезла вместе с Монархией, в бездну Революции» [Там же, с.294].
Е.Н. Петров в статье «Молодые годы Шатобриана» писал: «Это отмирание христианских верований по мере постоянного обнаружения философами их верований, откровенно заявленное в
конфиденциальной заметке, вполне гармонирует с общими судьбами религий, как они повсюду представлены в "Опыте." и резюмированы так: "Религии рождаются из наших боязней и слабостей, возвеличиваются благодаря фанатизму и умирают среди безразличия". В изображении возникновения церковных установлений и в характеристике духовенства у Шатобриана есть штрихи подлинного вольтерианства» [Петров, 1923, с. 229]. Но, если Ф.Р. де Шатобриан пишет о кратковременности существования религий, об их недолговечности, то это не значит, что он имеет в виду именно христианство. Да, Великая французская революция поколебала внутренние установки Ша-тобриана, впрочем, как и многих его соотечественников, и, несомненно, сказалась на его вере в бога, но нигде в «Опыте...» издания 1797г. не упоминается о том, что Шатобриан стал считать себя атеистом. Те отступления от религиозных принципов, которые Ф.Р. де Шатобриан наблюдал в своей стране, вызвали его душевном смятении, что наложило печать на его произведения. Неизбежным результатом этого было бы проявление или полного безверия, или глубокой веры в бога, что позднее нашло отражение в трактате Ф.Р. де Шатобриана «Гений христианства» [Chateaubriand, 1818]. Ф.Р. де Шатобриан стремится к возрождению религии, и не только в традициях и обрядах, но и в человеческой душе: «Церковная реставрация выдвинута на первый план, и велика забота о ней Шатобриана. Но она не укоренена в христианском веровании или хотя бы в порывах к нему. Религиозный традиционализм без всякой внутренней связи с религиозной традицией - вот, что в это время характерно для шатобриановской публицистики» [Петров, с. 229].
Шатобриан через 30 лет при повторной публикации «Опыта.» в ответ на критику напишет, что он в юности был «монархистом- атеистом», а в 1826 г. стал «католиком-либерaлом»[Chateaubriand, 1826-1831, р. 560]. Однако в «Опыте.» 1797 г. ни о каком атеизме не может быть речи, взгляды писателя скорее отражают отход от идей, навеянных когда-то просветителями, и увлечение модными в конце XVIII в. воззрениями.
Великая французская революция пыталась уничтожить полностью веру в бога: французские революционеры заменили христианскую религию культом Разума (своеобразной религией, больше напоминающей язычество), что не могло не сказаться на отношении к революции тех, кто был воспитан в традиционных религиозных воззрениях. Не случайно сразу же после революции, придя к власти, Наполеон начал восстанавливать христианскую религию. Приблизительно в это же время Ф.Р.де Шатобриан начинает работать над трактатом «Гений христианства», где он выступил апологетом христианской религии. Тепло встреченный публикой трактат нашел поддержку у правительства и католической церкви, ибо соответствовал духу тех перемен, что происходили при Наполеоне.
Оказала ли христианская религия влияние на революцию? Этот вопрос стал злободневным еще во времена июльской монархии. Э. Берк и Л. де Бональд видели причину революции в мятеже против христианства, Ж. де Местр - в божественном провидении. Французские историки Ф. Бюшез и Ж. Мишле пытались ответить на этот вопрос, но подходили к нему с противоположных позиций: так, Ф. Бюшез выводил революцию из христианства, а Ж. Мишле противопоставлял ее христианству. Ф. Р. де Шатобриан в основном говорит о негативном влиянии революции на мышление людей, их нравы, поступки, на поведение представителей духовенства и верующих, но нет слов о негативном или положительном влиянии религии на революцию, хотя сама революция отрицательно отразилась на религии. С точки зрения Шатобриана, революции происходят «от беспокойства свойственного нашему суетному сердцу, которое заставляет скучать равномерно и счастием и несчастием и будет нас водить от одной революции к другой. Сие же беспокойствие . в свою очередь к нам приходит. может быть от некого стремления к божеству. Какое бы ни было его начало, но оно существует у всех народов» [Шатобриан, 1817, ч. 2, с. 101]. Именно это «беспокой-ствие» и «тайное стремление к божеству» явились, по мнению писателя, одной из важнейших причин Французской революции. Феномен революции представлялся Ф.Р. де Шатобриану загадочным, даже мистическим, уходящим в глубины человеческого сердца [Мухина, с. 312]. Позднее, в 1816 г., в брошюре «О монархии согласно хартии» писатель вновь обращается к теме Великой французской революции, полагая, что именно ослабление христианской религии привело к рево-люции[Chateaubriand, 1816]. Таким образом, Ф.Р. де Шатобриан, как и Ф.Бюшез, практически выводит революцию из христианства. Одной из главных предпосылок революции для него является отступление современников от христианской веры, ослабление позиций католической церкви и смутное, «непостижимое» желание вернуть утраченную веру. Здесь Шатобриан касается вопроса,
который будет актуальным в XX в. и сохранит свое значение и в XXI столетии.
Оказала ли влияние Великая французская революция на восприятие Ф.Р. де Шатобрианом Средневековья? Шатобриан традиционно считается «отцом романтизма», и именно ему принадлежит главная роль в реабилитации средневековой культуры. Романтики проявляли в своем творчестве интерес к прошлому: к античности и особенно к средневековью. Именно романтики сумели преодолеть негативное восприятие средних веков, сложившееся в эпоху Просвещения. В «Опыте.» Ф.Р. де Шатобриан часто обращается к древности, в основном к античности; Средневековью должен был быть посвящен отдельный том, но он не был написан, и поэтому судить об отношении Шатобриана к средним векам по этому произведению достаточно сложно. Многие историки-романтики (О.Тьер и Ж.Мишле) видели в революции завершение борьбы, начавшейся еще во времена крестовых походов, когда происходило освобождение городских общин (коммун) от власти феодальных сеньоров. Писательница Ж. де Сталь в «Рассуждениях о главных событиях французской революции», увидевших свет в 1818 г., английскую и французскую революции признавала прогрессивным явлением, причем сама свобода признавалась чем-то старым, а деспотизм, наоборот, чем-то новым. В этом выразилось начало реабилитации Средневековья, сделавшейся затем одной из задач французской историографии той эпохи [Кареев, 1998, т.4, с.51].
Примечания
1 В цитатах сохранена орфография и пунктуация автора перевода.
Библиографический список Кареев Н.И. Французские историки 1-й пол^К в. Л., 1924. Т.1.
Кареев Н.И. Французская революция в философии истории // Историки французской революции. Сыктывкар, 1998. Т.4.
Мухина Г.А. Шатобриан: революция и ностальгия по «старой монархии» // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. М., 2004. №12.
Обломиевский Д.Д. Французский романтизм до 1830-х гг. // История французской литературы. М.,1956. Т.2.
Петров Е.Н. Молодые годы Шатобриана // Из далекого и близкого прошлого: Сб. этюдов из всеобщей истории в честь 50-летия научной жизни Н.И.Кареева. Пг., 1923.
Шатобриан Ф.Р.де. Бонапарте и бурбоны. СПб., 1814.
Шатобриан Ф.Р.де. Вот каковы Бонапарте и народ французский. СПб., 1807.
Шатобриан Ф.Р.де. Замогильные записки. М., 1995.
Шатобриан Ф.Р.де. Опыт исторический, политический и нравственный о древних и новейших переворотах. СПб., 1817. Ч.1,2.
Шахов А. Литературные движения 1-й пол^К в. СПб., 1894.
ChateaubriandF.R.de. De la monarchie selon la Charte. Paris, 1816.
ChateaubriandF.R.de. Genie du christianisme. Paris, 1818.
ChateaubriandF.R.de. Oeuvres completes. Paris, 1826-1831. T.1,2.
Дата поступления рукописи в редакцию 19.09.2013
A YOUNG FRENCH ARISTOCRAT’S VIEW ON THE GREAT FRENCH REVOLUTION (ON THE EXAMPLE OF CHATEAUBRIAND’S “EXPERIENCE ON THE ANCIENT AND MODERN REVOLUTIONS”)
G.Kh. Kazakova
Kazan Federal University, Kremlevskaya str., 18, 420008, Kazan, Russia natallin1710@hotmail.com
The essay analyzes one of the earliest works of Chateaubriand, a famous French writer, philosopher and statesman of the early XIX century, whose heritage is poorly explored in our country. In “Historical, political and moral experience of the ancient and modern revolutions” Chateaubriand discusses his concept of revolution and raises the question of the relationship between revolution and Christianity. He writes about fragility of the religions, but he also sees religion as a cause for the revolution. The essay analyzes Chateaubriand’s understanding of the phenome-
non of thc revolution, thc causc of his ncgativc pcrccption of thc revolution and compares Chatcaubriand’s intcrprc-tation of thc rcvolution with modcrn intcrprctations. Thc articlc invcstigatcs thc writcr's attitudc to diffcrcnt rcligions, mostly to Christianity and to thc Catholic clcrgy and rcfutcs a wcll-known thcsis that in his youth Chatcaubriand spokc ncgativcly about thc Christian rcligion and was almost an athcist. Thc articlc also cxplorcs Chatcaubriand’s pcrccption of thc Middlc Agcs and compares his idcas to thc conccpts of French Romanticist historians, who saw thc Frcnch Rcvolution as thc cnd of thc strugglc which had bcgun during thc Crusadcs. This pcrccption rcflcctcd thc bcginning of thc rehabilitation of thc Middlc Agcs in French historiography.
Key words: Frangois-Rcne dc Chatcaubriand, revolution, monarchy, republic, Christianity, thc Middlc Agcs.
References
KareevN.I. Frantsuzskic istoriki i-y pol.XIX v. L., 1924. T.i.
Kareev N.I. Frantsuzskaya revolyutsiya v filosofii istorii // Istoriki frantsuzskoy revolyutsii. Syktyvkar, 1998. T.4. Mukhina G.A. Shatobrian: revolyutsiya i nostal'giya po «staroy monarkhii» // Dialog so vrcmcncm: Al'manakh intcl-lcktual'noy istorii. M., 2004. №i2.
Oblomievskiy D.D. Frantsuzskiy romantizm do iS30-kh gg. // Istoriya frantsuzskoy litcratury. M.,i956. T.2.
Petrov E.N. Molodyc gody Shatobriana // Iz dalckogo i blizkogo proshlogo: Sb. ctyudov iz vscobshchcy istorii v chcst' 50-lctiya nauchnoy zhizni N.I.Karecva. Pg., 1923.
Shatobrian F.R.de. Bonapartc i burbony. SPb., 1814.
Shatobrian F.R.de. Vot kakovy Bonapartc i narod frantsuzskiy. SPb., 1807.
Shatobrian F.R.de. Zamogil'nyc zapiski. M., 1995.
Shatobrian F.R.de. Opyt istorichcskiy, politichcskiy i nravstvcnnyy o drevnikh i novcyshikh pcrevorotakh. SPb., 1817. Ch.1,2.
ShakhovA. Litcraturnyc dvizhcniya i-y pol.XIX v. SPb., 1894.
Chateaubriand F.R.de. Dc la monarchic sclon la Chartc. Paris, 1816.
Chateaubriand F.R.de. Genic du christianismc. Paris, 1818.
Chateaubriand F.R.de. Ocuvrcs completes. Paris, 1826-1831. T.1,2.