УДК 316.35
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
© Оксана Юрьевна ГОРДИЕНКО
студентка факультета истории, мировой политики и социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Рассмотрены возможности взаимодействия и взаимовлияния средств массовой информации и современного бизнеса. Изучены отличительные особенности СМИ и бизнеса как неотъемлемых элементов современного общества, а также выделены те из них, которые формируют тесное взаимодействие данных феноменов. Впоследствии сформулированы основные функции, выполняемые данными социальными институтами по отношению друг к другу, и возможности использования их для плодотворного развития обоих участников взаимодействия. Кроме того, обозначен потенциал использования СМИ в процессе формирования положительного образа бизнес-сообщества у общественности, а также пути налаживания эффективной коммуникации между предпринимателями и потребителями посредством средств массовой информации. В связи с тем, что данный процесс видится крайне важным для развития экономической сферы Российского общества, СМИ приобретают еще большее значение как основной инструмент PR. На первый план здесь выходят специализированные деловые средства массовой информации. Соответственно, изучена история формирования и функционирования данного вида СМИ в России, сделан обзор основных видов деловых СМИ на современном этапе. Кроме этого, рассмотрены некоторые авторитетные отечественные печатные издания и формат подачи материала в них.
Ключевые слова: бизнес; средства массовой информации; общественное мнение; деловые СМИ
За последние годы бизнес и связанные с ним структуры и феномены стали одним из основных элементов жизнедеятельности российского общества. Связь бизнеса и общества становится все более тесной и детерминирует многие аспекты развития первого и второго. Взаимодействие бизнес-сообщества осуществляется с четырьмя основными субъектами:
- потребителями (общественностью);
- властью (государством);
- конкурентами;
- поставщиками.
Для успешного развития любого бизнеса неотъемлемым фактором является положительное отношение всех перечисленных субъектов к нему.
В современных условиях многообразия типов, технологий и каналов коммуникации обратная связь, которая предшествует формированию целостного образа бизнеса в обществе, формируется с использованием всех тех форм и средств коммуникации, которые наиболее востребованы и признаны в настоящее время. Исследователь Т.А. Лещенко выделяет наиболее важные из них:
- интерактивные формы традиционных печатных и электронных средств массовой коммуникации - телевидения, радио, прессы;
- новые сетевые формы информационного обмена в режиме реального времени, возникшие с развитием технологий Интернета;
- форумы, чаты, блоги, ленты комментариев, онлайн-конференции, интернет-мессенджеры, интегрированные в интерфейс мобильных телефонов, адресных смс-рассы-лок;
- формы открытых общественных дискуссий, социально значимых инициатив и движений, обмена опытом: конференции (в т. ч. телеконференции с удаленными регионами), конгрессы, симпозиумы, экспертные сообщества и технологии «лидеров и проводников мнений», отраслевых и профессиональных объединений, узконаправленных семинаров, «круглых столов» и т. д.;
- исследования и опросы общественного мнения, в т. ч. с использованием электронной почты и онлайн-сервисов [1, с. 189].
Средства массовой информации сегодня играют важнейшую роль в формировании,
функционировании и эволюции общественного мнения в целом. Более того, интерпретация важнейших явлений и событий, в т. ч. в области экономики и бизнеса, происходящих в стране и мире, осуществляется в основном посредством массмедиа. Проведенное автором в феврале-апреле 2016 г. в городе Тамбове социологическое исследование подтвердило положение о том, что СМИ являются основным источником передачи информации об экономической жизни страны (в частности, о бизнес-деятельности) населению (рис. 1).
Упомянем здесь также результаты исследования ВЦИОМ, опубликованные 4 мая 2016 г., которые показали, что для россиян телевидение остается самым популярным источником информации наряду с набирающей популярность сетью Интернет [2].
Эти факты приобретают особое значение в условиях все более растущего проникновения журналистики в политическую и деловую сферы, их превращения в один из важнейших инструментов реализации бизнес-процессов.
В процессе взаимодействия бизнес-сообщество и СМИ могут выполнять некоторые функции по отношению друг к другу. Деловой мир для массмедиа функционирует в следующих направлениях:
1) бизнес - это объект исследования, источник первичной информации о происходящих в его сфере процессах, об изменениях, представляющих общественный и государственный интерес;
2) бизнес является получателем информации, предлагаемой ему, как и всем заинте-
ресованным лицам (особенно эта функция актуальна для специализированных деловых СМИ);
3) бизнесмены выступают в качестве рекламодателей, т. е. коммерческих партнеров.
Разумеется, и СМИ выполняют по отношению к бизнесу некоторые важные функции:
1) для делового мира СМИ выступают в качестве источника информации, новостей, сведений о событиях, изменениях и т. п. Закономерно, что информация представляет особую ценность для субъектов экономики, в частности, для представителей бизнес-сообщества [3, с. 162];
2) СМИ для бизнес-сообщества являются своеобразным средством помощи в разрешении тех или иных проблем, поскольку способны привлечь к ним общественное внимание, побудить к определенным решениям массы людей и социальные институты, включая органы власти и управления. СМИ помогают установить контакт предпринимателей с общественностью: они привлекают внимание к деятельности фирмы, компании, создают предпосылки для взаимодействия с возможными деловыми партнерами;
3) также пресса для бизнеса является средством доставки информации о своей компании, специфичной площадкой, на которой можно заявить о себе.
В целом, любые виды СМИ могут стать инструментом формирования эффективных коммуникационных связей бизнеса, общественности и власти, однако основную роль здесь играют деловые СМИ [4]. К деловым
Телевидение Интернет
[ 86,1%
84,1%
От коллег по работе 63,2%
Печатные издания ■ 43,5%
От друзей, родных ■ 23,9%
Радио Г 6,2%
Рис. 1. Источники, из которых респонденты получают информацию об экономической жизни
СМИ относятся специализированные печатные издания, телеканалы, радиостанции и т. п., в которых журналисты отслеживают, собирают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, которая обеспечивает информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов.
По мнению И.А. Тортуновой, деловые СМИ являются важнейшим элементом бизнес-коммуникации (т. е. оптимизации отношений субъектов бизнеса с их окружением), поскольку деловые массмедиа предоставляют собой анализ глобальных событий в стране и их влияния на экономическую жизнь общества, обеспечивают аудиторию необходимой оперативной информацией, формируют идеологию бизнеса, распространяют деловой опыт [5, с. 113].
Журналы и газеты научной и экономической направленности, издававшиеся в России в ХУШ в. и содержавшие сообщения информативного характера, стали первыми образцами отечественных деловых СМИ, которые выпускались государственными органами, например, Государственным банком, и носили однотипные названия - «Труды...», «Ведомости...». В первой половине XIX в. в печатных изданиях были окончательно сформированы признаки деловой прессы, для которой характерны оперативность и достоверность информации, предоставляемой в форме статей, отчетов, мнений, прогнозов, экономическая тематика («Технологический журнал», «Журнал мануфактур и торговли», газеты «Купец» и др.). Позже, во второй половине XIX в., появляются «Биржевые ведомости», «Торговый сборник», «Финансовое обозрение», «Жизнь и хозяйство», «Железнодорожное дело», «Экономист», «Экономический журнал» и др. [5, с. 113].
Специфика экономики советского времени обусловила отсутствие собственно деловых СМИ в период существования СССР. Однако ведущие издания, например, «Известия Высшего народного хозяйства», «Правда», «Известия» уделяли внимание проблемам экономического развития страны. То же касается и некоторых телевизионных передач: «Международная панорама» (19691987), «Прожектор перестройки» (19871989) [6].
В начале 90-х гг. XX в. начинается совершенно новый этап в развитии деловых СМИ, обусловленный социально-экономическими преобразованиями в нашей стране. Именно в это время появляются печатные издания, и сегодня формирующие крупный сектор СМИ: «Коммерсантъ», «Экономическая газета», «Российская бизнес-газета», «Ведомости» и журналы «Эксперт», «Деньги», «Власть»» «Экономист», «Деловые связи», «Карьера», «Бизнес журнал», российские версии "Forbes", "BusinessWeek", "Start-Money" и др. Тоже происходит и на телевидении. На центральных телеканалах выходят в эфир первые деловые программы «Деловая Россия» (телеканал «Россия», прекратила выход), «Большие деньги» («НТВ», прекратила выход в 2002 г., с 2002 г. - на «РЕН ТВ», в настоящее время не выходит), «Средний класс» («НТВ», выходила в эфир в 20092010 гг.).
Сегодня многие телеканалы уделяют вопросам бизнеса значительную часть эфирного времени. Функционируют и специализированные каналы: «РБК-ТВ», «Коммерсантъ-ТВ», «Эксперт-ТВ» и др.
Субъекты крупного бизнеса отметили колоссальный потенциал СМИ в процессе формирования положительного образа своей деятельности еще в начале XXI в. Так, социолог Ю.В. Рева отмечает, что практически все организации крупного бизнеса до конца 2003 г. завершили работу по созданию специализированных служб по связям с общественностью [7, с. 264]. В марте 2003 г. представители крупного бизнеса создали Национальный совет по корпоративному управлению. В качестве ведущего органа Совета был создан департамент по связям с общественностью, главной задачей специалистов которого стало создание информационных каналов для привлекательности крупного бизнеса. Возможности СМИ привлекаются Советом постоянно для установления эффективных коммуникационных связей между крупным бизнесом и иностранными инвесторами, а также широкими слоями российской и мировой общественности.
Разумеется, малый бизнес не имеет таких широких возможностей сотрудничества с массмедиа, которыми располагает крупный бизнес. В связи с этим формирование образа малого предпринимательства в СМИ являет-
ся крайне проблематичным. По крайней мере, сами предприниматели никак не могут воздействовать на этот процесс.
Несмотря на значительный потенциал эффективного сотрудничества СМИ и бизнеса в процессе формирования положительного образа предпринимательского сообщества у общественности, зачастую СМИ акцентируют внимание на негативной информации о бизнесе. Автором был проведен небольшой контент-анализ двух авторитетных деловых печатных изданий России - газеты «Коммерсантъ» и газеты «Ведомости» (по мнению И.А. Тортуновой, данные издания являются одними из тех, что «сегодня определяют лицо деловой прессы» [8, с. 253]). Нами было выбрано по одному номеру каждого издания (для корректности сравнения номера были взяты за одну дату - 1 марта 2016 г.). В каждом номере мы подсчитали общее количество статей, количество статей, освещающих бизнес-деятельность, количество статей, освещающих бизнес положительно, отрицательно и нейтрально, а также проанализированы форматы названий статей.
Были получены следующие результаты:
- «Коммерсантъ»: всего 50 статей в выпуске, 50 % (25 статей) из них - информируют про бизнес. Из 25 статей про бизнес 28 % (7 статей) - отрицательно характеризуют бизнес, 16 % (4 статьи) - положительно характеризуют бизнес и 56 % статей нейтральны;
- «Ведомости»: всего 45 статей в выпуске, 60 % (27 статей) из них - информируют про бизнес. Из 27 статей про бизнес 41 % (11 статей) - отрицательно характеризуют бизнес, 19 % (5 статей) - положительно характеризуют бизнес и 40 % статей нейтральны.
Анализируя отрицательные сообщения о бизнесе, можно сказать, что большинство отрицательных статей сообщает о банкротстве и долгах предприятий, сопровождая это излишне яркими заголовками. Например, заголовки в «Ведомостях»: «Роскошный долг ЦУМа», «Банкротство на стадии строительства», «Кредитор на птичьих правах» и др.
Что касается положительной информации, то она в основном связана с участием государства и государственных компаний в экономике. Например:
- «Коммерсантъ» - «Газпром» поставил рекорд на экспорт», «Россия закончила ремонт железнодорожных путей в Латвию»,
«НОВАТЭК построит второй завод к 2025 г.» и др.;
- «Ведомости» - «Власти пошли навстречу дальнобойщикам», «Россия доступнее многих», «КАМАЗ» сам себя займет» и др.
Таким образом, информация о бизнесе, освещаемая СМИ, в основном не имеет положительной или отрицательной окраски, однако отрицательных информационных сообщений больше, чем положительных.
Необходимо отметить, что в условиях растущего разнообразия моделей поведения, стилей жизни и общественных мнений, а также коммерциализации СМИ и роста недоверия к журналистскому сообществу вследствие смещения его интересов от выражения общественного мнения к его стремлению наладить эффективное сотрудничество бизнес-сообщества с общественностью становится крайне сложной задачей. Прозрачность деятельности и активное взаимодействие с общественностью видятся нам крайне перспективными направлениями в PR.
Список литературы
1. Лещенко Т.А., Павлюк Н.Я. Связи с общественностью как системообразующий элемент субкультуры бизнес-сообщества: социологический аспект // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 4. С. 177-190.
2. ВЦИОМ. ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? URL: http://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=115679 (дата обращения: 05.03.2016).
3. Золотова Е.С. Потребность предпринимателей в профессиональной информации как информационная потребность повседневности // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 162-164.
4. Чимаров С.Ю. Российский опыт организации связей с общественностью в условиях экономического кризиса начала XXI в. // Научные труды СЗАГС. 2011. Т. 2. Вып. 1. С. 245-258.
5. Тортунова И.А. Современная российская бизнес-пресса как разновидность деловой коммуникации // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 2. С. 112-117.
6. Толстунова М. Деловое телевещание в России: обзор программ и тематики передач. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/ tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles &textid=3329 (дата обращения: 11.03.2016).
7. Рева Ю.В. Институционализация связей с общественностью в современном российском
бизнесе // Регионология. 2007. № 1. С. 264270.
8. Тортунова И.А. Современные печатные СМИ «для профессионалов» как разновидность деловой прессы (на примере изданий для юристов) // Век информации. 2014. № 3. С. 248258.
9. Амиров В.М. Стандарты и особенности анализа информации в работе бизнес-СМИ // Политическая лингвистика. 2013. № 2. С. 137-140.
10. Тищенко В.Н. Деловая журналистика: типология и видовые признаки // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2014. № 12. С. 137-145.
References
1. Leshchenko T.A., Pavlyuk N.Ya. Svyazi s obshchestvennost'yu kak sistemoobrazuyushchiy element subkul'tury biznes-soobshchestva: sotsiologicheskiy aspekt [Public relations as a system-forming part of subculture of businesscommunity] . Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya - Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2010, no. 4, pp. 177-190. (In Russian).
2. VTslOM. TV, Internet, gazety, radio: doveryay, no proveryay [The All-Russian Public Opinion Research Center. TV, Internet, newspapers, radio: double check to be sure]? Available at: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679 (accessed 05.03.2016).
3. Zolotova E.S. Potrebnost' predprinimateley v professional'noy informatsii kak information-naya potrebnost' povsednevnosti [The need for entrepreneurs in occupational information as information needs of everyday life]. Zhurnalistskiy ezhegodnik - Journalist Yearbook, 2015, no. 4, pp. 162-164. (In Russian).
4. Chimarov S. Yu. Rossiyskiy opyt organizatsii svyazey s obshchestvennost'yu v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa nachala XXI v. [Russian experience in public relations organization in the context of economic crisis in the beginning of the XXI century]. Nauchnye trudy SZAGS - Bulletin of North-West Institute of
Management, 2011, vol. 2, no. 1, pp. 245-258. (In Russian).
5. Tortunova I.A. Sovremennaya rossiyskaya biznes-pressa kak raznovidnost' delovoy kom-munikatsii [Modern Russian business printmedia as a type of business communication]. Verkhnevolzhskiy filologicheskiy vestnik - Ver-hnevolzhski philological bulletin, 2015, no. 2, pp. 112-117. (In Russian).
6. Tolstunova M. Delovoe televeshchanie v Rossii: obzor programm i tematiki peredach [Business TV broadcasting in Russia: review of programs and topics of broadcast]. Available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?level1=main&level2=article s&textid=3329 (accessed 11.03.2016).
7. Reva Yu.V. Institutsionalizatsiya svyazey s obshchestvennost'yu v sovremennom rossiyskom biznese [Institutionalization of public relations in modern Russian business]. Regionologiya - Re-gionology, 2007, no. 1, pp. 264-270. (In Russian).
8. Tortunova I.A. Sovremennye pechatnye SMI "dlya professionalov" kak raznovidnost' delovoy pressy (na primere izdaniy dlya yuristov) [Modern printing mass media "for professionals" as a type of business media (based on example of books for lawyers)]. Vek informatsii - Information Age, 2014, no. 3, pp. 248-258. (In Russian).
9. Amirov V.M.. Standarty i osobennosti analiza informatsii v rabote biznes-SMI [Standards and peculiarities of information analysis in the work of business mass media]. Politicheskaya lingvis-tika - Political linguistics, 2013, no. 2, pp. 137-140. (In Russian).
10. Tishchenko V.N. Delovaya zhurnalistika: tipolo-giya i vidovye priznaki [Business press: typology and specific characteristics]. Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kul'turo-logiya. Vostokovedenie - RSUH/RGGU Bulletin. "History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies" Series, 2014, no. 12, pp. 137-145. (In Russian).
Поступила в редакцию 18.04.2016 г. Received 18 April 2016
UDC 316.35
MODERN BUSINESS AND MASS MEDIA INTERINFLUENCE Oksana Yurevna GORDIENKO
Student of Faculty of History, World Politics and Sociology Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
The possibilities of interaction and interinfluence of mass media and modern business are considered. The peculiarities of mass media and business as important elements of modern society are studied. Some of them form close interaction of these phenomena. The basic functions acted by these social institutes are formulated and the possibilities of their use for productive development of both participants are discussed. Besides, the potential of mass media use in the process of positive image of business community among people is marked. The ways of efficient communication improvement in entrepreneurs and consumers by means of mass media are viewed. This process is very important for development of economic sphere of Russian society mass media become more significant as a main tool of PR. Specialized business means of mass media are in the front in this process. The history of formation and functioning of this type of mass media in Russia is studied; the basic types of business mass media at modern stage are reviewed. Besides, some established native periodicals and the material format are considered.
Key words: business; mass media; public opinion; business mass media
Информация для цитирования:
Гордиенко О.Ю. Взаимовлияние современного бизнеса и средств массовой информации // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 2 (6). С. 49-54.
Gordienko O.Yu. Vzaimovliyanie sovremennogo biznesa i sredstv massovoy informatsii [Modern business and mass media interinfluence]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2016, vol. 2, no. 2 (6), pp. 49-54. (In Russian).