А СТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 3 (37) 2016. с. 5-13.
Науки о Земле
ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА1 Часть 1.
Михаил Михайлович Бринчук Заведующий сектором эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Природа общество, человек, взаимосвязи, характер и виды связей, Вселенная, Бог, Конституция РФ, Природа, экологическое право, теология, философия, знания, космос,
Статья посвящена вопросам взаимосвязей природы и общества. Раскрывается характер и виды связей между природой и обществом.
RELATIONSHIPS OF NATURE AND SOCIETY
Part 1.
Mikhail Mikhailovich Brinchuk Director of the Sector of Ecological Law of Institute of State and Law of RAS, doctor of legal sciences, professor, Honored Scientist of the Russian Federation
Nature, society, man, relationship, features and types of relationships, the universe, God, the Constitution of the Russian Federation
The article is devoted to the relationships of nature and society. Reveals the features and types of relationships between nature and society.
Взаимосвязи природы и общества являются постоянными, непрерывными, системными, высоко значимыми в естественном процессе развития природы, общества и каждого отдельного человека, а также применительно к развитию такого ресурса развития самого общества, как право. Их адекватный учет в праве важно рассматривать в качестве существенного методологического основания его формирования и осуществления.
Вот как в контексте изображения мироздания святитель Игнатий Брянчанинов описывает изначальные взаимосвязи в природе с участием человека. «Земля, созданная, украшенная, благословенная Богом, не имела никаких недостатков. Она была преисполнена изящества. Виде Бог, по совершении всего мироздания, вся, елика сотвори: и се добра зело (Быт. 1, 31). Ныне взорам нашим представляется земля совсем в ином виде. Мы не знаем ее состояния в святой девственности; мы знаем ее в состоянии растления и проклятия, знаем ее, уже обреченную на сожжение; создана была она для вечности. Боговдохновенный Бытописатель говорит, что земля, в первоначальном состоянии своем, не нуждалась в возделывании (Быт. 2, 5): сама производила преизобильно и превосходного достоинства хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды. Никаких вредных произрастений не было на ней; растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека, как должно заключать из слов Бога изгоняемому из рая Адаму: Терния и волчцы возрастит тебе земля (Быт. 3, 18). По сотворении на ней было одно прекрасное, одно благотворное, было одно приспособленное к бессмертной и блаженной жизни ее жителей. Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковою — самою ясною и благорастворенною.
1 Подготовлено при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.
5
Дождей не было: источник исходил из земли, и напаявал лицо ее (Быт. 2, 5, 6). Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт. 1, 30). Гнев Творца изменил землю. Проклята земля в делех твоих (Быт. 3, 17), — сказал Он человеку, поправшему заповедь Его: и отъятие благословения у земли выразилось немедленно разнообразным всеобщим расстройством ее, предвозвещающим сожжение ее, соделывающим это сожжение как бы естественною необходимостью. Пало на землю проклятие, и засвистели ветры, забушевали бури, засверкала молния, возгремел гром, явились дожди, снега, грады, наводнения, землетрясение. Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу. Они вступили в враждебные отношения к нему. Одних он покоряет себе насильно и содержит в повиновении насильно; с другими он — в вражде и войне непримиримой и убийственной. Весьма-весьма немногие породы остались с приверженностию к нему, как бы грустный памятник и образец прежней всеобщей любви; большинство удалилось и укрылось от него в дремучие леса, в обширные степи, в ущелия гор и темные пещеры. Дикие и неприязненные взоры кидают они на прежнего обладателя своего, когда неожиданно встретятся с ним. Они как бы видят в нем преступника, врага Божия: одни быстро бегут от него, другие с остервенением кидаются на него, чтоб растерзать его. В неприязненные отношения вступили животные и между собою: оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменение в самом естестве своем, которое приобщилось проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга. Смерть, которой обречены были наши праотцы за грех свой, смерть, которую они ощутили и в душе и в теле по отступлении Божественной благодати, но которой явного последствия еще не ведали, они увидели и уведали на животных. Первые убийства совершены были без сомнения зверями, потом человек начал закалать животных для жертвоприношения (Быт. 4, 4); наконец, явилась смерть между человеками от убийства, совершенного братом-злодеем над братом-праведиком (Быт. 4, 8)» .
Взаимосвязи природы и человека академик Д.С. Лихачев показывал через категорию культуры. Он подчеркивал, что «у природы ведь есть своя культура. ...Природа по-своему "социальна". "Социальность" ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседить с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам. Крестьянин приласкивал землю и тем преобразовывал ее. .
Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему "социальна", общежительна, обладает своими "правилами поведения". И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с ее многомиллионолетним развитием - недавно, и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое, и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше природы; чем ближе к степи, тем больше человека»3.
2 Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. Избранные творения. СПб: Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2011. С. 39-40.
3 См.: Русская природа и русский характер. - В кн.: Лихачев Д.С. Земля родная. М. 1983.
Характер и виды связей
Одна из существенных особенностей многообразных связей природы и общества - их объективный характер. Объективность таких связей прежде всего проявляется в том, что они происходят в рамках законов природы, также объективных по своей сути, и реализуются в отношении человека как органичной части самой природы. Объективность связей с природой со стороны общества в определенной мере проявляется в том, что общество в своем существовании, функционировании и развитии не может не иметь в своей основе природу. Сами же масштабы и характер отношений общества с природой зависят от общества, уровня его развития, воли и сознания его членов. Таким образом, эти связи являются проявлением, выражением сущности той и другой системы как живых, постоянно функционирующих и взаимодействующих организмов. Важно подчеркнуть ту особенность этих связей, что всегда они происходят с учетом действия объективных и абсолютных по характеру законов природы. Об этом пишет Т.П. Григорьева: «Природные и социальные ритмы соотносимы, им должно пребывать в равновесии, иначе приходит в действие защитный механизм Природы, отторгая то, что мешает росту. Природа в отличие от Общества не теряет способности "извергать из себя вредные" ей элементы»4.
Природа и общество находятся в состоянии постоянного взаимодействия, которое и определяет сущность и виды связей между ними. Соответственно в целом такие связи являются непосредственными или опосредованными, постоянными или временными, иногда эпизодическими, очевидными или скрытыми. Так, в той мере, в какой человек как природное существо нуждается для своей биологической жизни в природных ресурсах (воздухе, воде и др.), эти связи являются непосредственными и постоянными. Опосредованный, иногда временный характер носят связи, источником которых являются складывающиеся в обществе социальные, производственные, экологические отношения. Эпизодические связи возникают в условиях происходящих природных явлений, вызывающих стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, цунами, извержения вулканов, природные пожары и др.), и аварии (катастрофы) в производственных процессах. Очевидно, что все названные виды связей учитываются и находят отражение в нормах экологического права и некоторых других социальных регуляторах. Это объясняется не только тем, что некоторые такие связи и их опосредование в праве и системе иных социальных норм связано с удовлетворением экологических потребностей человека, другие - с необходимостью предупреждения негативных последствий для природы и общества, но и тем, что эти связи носят материальный характер, являются объектом исследований материалистической науки и материальной практики общества.
Совсем иной характер, иную сущность носят связи между природой и обществом, а лучше сказать отдельными людьми, являющиеся скрытыми, не материальными по своей природе. Их происхождение связано со структурой Вселенной и человека и наличием в них «тонких» элементов: для Вселенной - тонких миров, для человека - тонкого тела, энергетического поля, в частности. Между ними, как известно, существуют постоянные и временные связи. Эти связи, в отличие от названных выше материальных, не учитываются в социальных регуляторах, но по своему значению и последствиям важны не менее материальных и нуждаются в учете и отражении, как минимум, в мировоззрении.
4 См.: Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М.: Наука, 1992. С. 221.
7
Связь природы с обществом
Со стороны природы эта связь состоит преимущественно в обеспечении удовлетворения естественных и социально обусловленных потребностей людей. Идеально эта фундаментальная роль природы выражена в Конституции РФ: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9). Особо подчеркнем важность как осознания российским государством роли природы для человека и общества, так и самой названной нормы, что подтверждается ее расположением в главе 1 Основного закона, в которой установлены основы конституционного строя государства.
Природа не только непосредственно питает человека необходимыми естественными ресурсами для обеспечения ими присущих человеку физиологических функций -атмосферный воздух для дыхания, вода - для поддержания водного баланса, пища - для питания, но и ресурсами для переработки в экономических (промышленных и иных) процессах и на этой основе производства разнообразных продуктов потребления, необходимых человеку для жизни в социальной среде. Социально обусловленные потребности общества и отдельных индивидов, удовлетворяемые за счет природы, -эстетические, культурные, научные, информационные, экономические и др. В той мере, в какой удовлетворение этих потребностей может негативно отразиться на состоянии самой природы, в законах общества предусматриваются необходимые предупредительные меры.
При характеристике связей природы с обществом важно помнить, что в процессе функционирования природы имеют место природные явления, называемые стихийными бедствиями, которые вызывают нарушение нормального хода естественных процессов, негативно отражающиеся как на самой природе, так и на человеке и обществе. В связи с такими естественными процессами развития невосполнимых потерь в самом разнообразном мире природы было немало. Как утверждает директор Зоологического института РАН, гибель динозавров от падения метеорита 67 млн. лет назад покажется взрывом хлопушки по сравнению с катастрофой, произошедшей на Земле примерно 251 млн. лет назад. По оценкам специалистов, это была самая значительная за всю историю Земли катастрофа, вследствие которой вымерло примерно 90% животного и растительного мира планеты. Предполагается, что тогда в Землю врезалось очень массивное космическое тело. После него началось преобразование всех экосистем Земли5.
Интересно обратить внимание на фактор зла в природе, как его видели святые греческие отцы церкви. Несмотря на то, что они высоко ценили природу, они видели в ней и зло. Однако жестокость и страдания в природе они никогда не отделяли от человеческого греха. Поэтому когда отцы призывают к восстановлению целостности человеческой природы через упразднение в ней разделений и вновь к приведению к ее единству с Богом, они никогда не забывают о мироздании в целом. Они всегда осознавали свою ответственность за несовершенства в природе, так как неразумные существа оказались вовлечены в греховную цепь, последовавшую за прародительским грехом. Человек должен сыграть в тварном мире, -во всех его элементах, в растительном и животном мире, - посредническую роль, преобразив его и уврачевав разделение в нем, так же, как и в отношении разделения между миром тварным и нетварным - между этим миром и Богом6.
В своих связях с человеком и обществом природа так же благодетельна, как и
7
всесильна .
5 См.: Зеленый мир. 2009. № 21-22. С. 36.
6 См.: Нестерук А. Логос и Космос: Богословие, наука и православное предание. Перевод с англ. (Серия «Богословие и наука»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. С. 17.
7 Так писал Фенимор Купер в романе «Моникины».
Иные формы проявления связи природы с обществом
В мировой науке, трудах священников и в иных практиках давно обращалось внимание
на объективное влияние природы, природных явлений на общественное развитие в контексте
8
исторической эволюции народов, истории человечества, культурного роста человечества . Так, в середине XIX в. американский химик и историк Джон-Вильям Дрэпер (1811—1882) в своем сочинении «History of the intellectual development of Europe» высказал мысль о том, что «историческая эволюция народов управляется естественными законами, как и жизнь индивидуума, и находится под влиянием физических агентов природы. Вследствие того, что физические явления протекают по строгим законам, и исторические явления не представляют из себя результат действия свободной воли, а подчинены определенной закономерности, которая должна быть рано или поздно вскрыта (курсив мой - МБ.)»9.
Если для Дрэпера «историческая эволюция народов управляется естественными законами», то для теологов и некоторых историков сама история человечества рассматривается как Промысел Божий. В этом контексте А.П. Лопухин (1852—1904 гг.), русский богослов, исследователь и толкователь Священного Писания, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии, видит, в частности, суровую зиму в России в 1812 г. Он писал: «Суровые зимы в России повторяются нередко и не составляют ничего особенного, но когда одна из особенно суровых зим совпала с походом Наполеона I в Россию и причинила величайшую бедственность непобедимой дотоле армии военного гения, то эта случайность опять повлекла за собою громадные последствия»10.
По поводу факторов, определяющих историю человечества, А.П. Лопухин дискутирует с Гербертом Спенсером11 (1820-1903), указывая на то, что «одним из самых популярных философствующих мыслителей нашего времени», который «сделал широкое применение к истории и социологии того, что известно под названием э в о л ю ц и и. Весь мир, по этой теории, находится под безусловным господством общих неумолимых законов, которые имеют роковую тенденцию производить движение в том или другом направлении, и это движение есть развитие или эволюция, которая по этому самому совершается с безусловною необходимостью». «Чтобы придать известную правдоподобность этой теории, - пишет А.П. Лопухин, - в ней в полном объеме выдвигается идея организма, живущего и развивающегося по своим неизменным законам, - но эта постановка нисколько не спасает личности человека, которая совершенно теряется в органическом процессе и самая история перестает быть областью свободного движения к определенной, сознательно поставленной цели, а превращается в роковой процесс, в котором не может быть речи даже о прогрессе или усовершенствовании - в собственном смысле этого слова».
8 Так, Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что Бог «волю Свою совершает обыкновенно через посредство природы и ее законов, например, когда наказывает людей или благословляет их». - Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина. М., 2006. С. 52-53.
С другой стороны, утверждается, что усилиями воли и мыслей люди также могут влиять на природные явления. «У Стены Плача в июле 1991 г. собрались 10 тысяч израильтян, измученных двухлетним отсутствием дождей. На третий день молитв хлынул ливень. В сентябре 1999 г. 350 японских экологов собрались на берегу озера Бива, чтобы молитвенными песнопениями остановить его эвтрофикацию *. И фитопланктонное цветение погасло. Может быть все случайно совпало», предполагает профессор И. Гордин. - Гордин И. Плыть в одной лодке //Зеленый мир. 2009. №9-10. С. 7.
Эвтрофикация - обогащение рек, озер и морей биогенами, сопровождающееся повышением продуктивности растительности в водоемах. Эвтрофикация может быть результатом как естественного старения водоема, так и антропогенных воздействий. Основные химические элементы, способствующие эвтрофикации, - фосфор и азот.
9 Цит. по: Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924. С. 8.
См. также: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz efron/129190/Дрэпер (дата последнего обращения -03.06. 2012 г.).
10 Лопухин А.П. Промысл Божий в истории человечества. 1892 г. // См.: URL: http://krotov.info/libr min/l/lop/uhin.html (дата последнего обращения - 06.03.2012 г.). С. 18.
Аналогично можно оценивать и необычно морозную зиму в России и в 1941-42 гг.
11 Герберт Спенсер - английский философ и социолог.
По утверждению профессора А.П. Лопухина, к счастью, существует еще одна теория, которая, хотя и не разъясняя всех явлений исторического процесса (а какая же теория при ограниченности человеческого знания может заявлять на претензию на полное постижение его?), однако же во многих отношениях представляет громадное преимущество пред изложенной и всеми сродными с ней, и именно потому, что она вводит новый фактор в историю, расширяет исторический кругозор до бесконечности и там находит принцип, способный обнять все, что не может подходить ни под какие другие теории. Эта теория есть провиденциальная, выдвигающая в качестве объединительного принципа для обеих сторон исторического процесса идею Промысла, и эта-то идея нашла себе гениальное развитие в
12 13
трудах бл. Августина и Боссюэта . Идея Промысла в применении к истории не новая. Напротив, она, коренясь как бы в инстинктивном чувстве человека, невольно чувствующего свою зависимость как разумного существа от такого же, но высшего Существа, есть самая древняя из теорий, выдвигавшихся для объяснения смысла исторического процесса.
Уже древний языческий ум предполагал, что мир исторических явлений, представляющий такое чудесное разнообразие по-видимому случайных, вечно сталкивающихся между собою, но не саморазрушающихся, борющихся, но не самоуничтожающихся фактов, и, напротив, из всего своего беспорядочного движения направляющихся к достижению определенных целей, не может быть предполагаем без существования всеуправляющего высшего Разума. Эта мысль впервые была высказана Анаксагором и нашла сочувственный отголосок у последующих поэтов и историков, хотя и получила весьма слабое развитие.
Еще шире в смысле конкретного применения к историческим явлениям эта идея выступает у Геродота, «отца истории». Чрез все его знаменитые исторические книги проходит та повсюду заметная и намеренно выдвигаемая мысль, что ход исторических судеб человечества не есть сцепление совершенно беспорядочных явлений, что, напротив, в основе их лежит общий закон, который нельзя преступать без нарушения справедливости, как основного принципа всякой жизни, и что всякое такое нарушение непременно вызывает вмешательство Немезиды, которая грозно карает нарушителей существующего равновесия. Бог, как олицетворение этого закона, установил определенный порядок в мире, и он же определяет долговечность царств, сообразует наказания со степенью преступности и смиряет гордых. Свою волю он открывает в оракулах, иногда в сновидениях, а иногда и в личных представителях своих на земле - особенно одаренных людях, а более всего в таких грозных явлениях, как землетрясение, необычайные знамения, непредвиденные случайности, служащие для городов и царств немыми признаками угрожающей гибели или страшных бедствий14.
Доктор философии в области физики Фритьоф Капра утверждает о повторяющихся ритмах культурного роста человечества, которые, по его предположению, связаны с процессами флуктуации15, отмечающейся на протяжении веков и всегда рассматриваемый как часть фундаментальных процессов во вселенной16.
В качестве фактора общественного развития в науке оценивается ритмичность природных процессов. Были проведены научные исследования на предмет сравнения ритмов развития общества с циклами природных изменений, как климатических, так и геодинамических, выраженных вариациями сейсмической и местами вулканической
12 Августин Блаженный (354-430 гг.) - философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. - См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аврелий_Августин.
13 Жак Бенинь Боссюэ (1627-1704 гг.) — знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. См.: - http://ru.wikipedia.org/wiki/Боссюэ, Жак Бенинь.
14 Подробнее об этом см.: Лопухин А.П. Промысл Божий в истории человечества. С. 23-30.
15 Флуктуация (от лат. fluctuatio - колебание) - термин, характеризующий любое колебание или любое периодическое изменение.
16 Капра Фритьоф. Поворотный пункт: наука, общество и зарождающаяся культура. Пер. с англ. Публикация в Интернет, ИЭФБ, 2009. С. 21.
активности. Изучались в этом контексте исторические события, проявляющиеся в социальной напряженности, усилении военных конфликтов, массовых миграциях населения и существенном изменении культурной, а также политической карты регионов. Результаты исследований свидетельствуют при этом, что кризисы демонстрировали прорыв общества к новым технологиям, экономическим и культурным отношениям .
Исследуя, начиная с древних времен, социально-экономические истоки кризисов, выявлялась их связь с неблагоприятными воздействиями климатических и геодинамических факторов. Как пишет профессор В.Г. Трифонов, ведущий специалист в областях неотектоники, сейсмотектоники, воздействий современных геодинамических процессов на жизнеобеспечение и развитие общества, «в течение последних 6000 лет обнаруживается синхронная тектоноклиматическая цикличность, критические фазы которой продолжались в типичном выражении примерно 300 лет и повторялись через 1200-1800 лет. Критические эпохи, сочетаясь с особенностями внутреннего развития и взаимодействия человеческих сообществ, давали результаты, влиявшие на их развитие. Общественные движения, начавшиеся в такие фазы, могли продолжаться после кризиса еще некоторое время (до 200 лет), после чего наступала относительная стабилизация. В отличие от критических фаз, разделявшие их эпохи характеризовались эволюционным развитием с более плавными преобразованиями и количественным накоплением возникших качеств»18.
По оценкам специалистов, синхронность тектонических и климатических изменений может быть обусловлена вариациями магнитного поля Земли, связанного с особенностями вращения ее оболочек и ядра и, возможно, астрономическими факторами. Их выявленные воздействия на систему жизнеобеспечения общества на разных этапах ее развития делают необходимым учет таких воздействий в долговременных экологических и геополитических прогнозах и обеспечения устойчивого развития.
Природа служит основой жизни и деятельности людей, а природные условия предопределяют условия жизни человека. Однако традиционное мнение, согласно которому благоприятные климатические и географические условия, безусловно, способствуют общественному развитию, оказывается неверным. Наоборот, как отмечает британский историк, философ истории А. Тойнби (1889-1975), исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста19.
Влияние природного фактора на развитие не только общества, но и государства и права давно признается и теоретиками права. Так, академик В.С. Нерсесянц подчеркивал существенную роль природы в историческом процессе и развитии права20.
Признание роли природы и форм ее влияния на развитие общества понуждает общество выявлять законы природы и учитывать их применительно к отдельным формам ее влияния, где это возможно.
В соответствии с принципом 1 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и
развитию (1992 г.) люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в
21
гармонии с природой 21 . С учетом роли природы в жизни человека и общества для устойчивого развития и функционирования общества, для жизни людей в гармонии с природой законы природы должны сознательно и целенаправленно учитываться человеком, в том числе в рамках законов общества, и распространяться на все сферы его деятельности, связанные с использованием природных ресурсов и вредного воздействия на природу. Жить в гармонии с природой единственно возможно, если жить в соответствии с законами природы. Разработка научных основ и механизмов их учета в общественной жизни
17 Трифонов В.Г. Ритмичность природных процессов как фактор общественного развития // Ноосфера. The Noosphere. 2010. № 1(30). С. 34-35.
18 Там же. С. 46.
19 Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. М.: Рольф. 2001. С.126
20 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 40.
21 Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 135 - 138.
- задача, прежде всего, науки экологического права. В конечном счете, экологический
интерес человека и объективное условие его существования - сохранение благоприятного
22
состояния природы .
Формы связи общества с природой
Со стороны социального человека связь с природой проявляется в пользовании ее ресурсами, в том числе посредством их изъятия. Человек использует землю в целях выращивания продуктов питания, удовлетворяет свои потребности в древесине, добывает ископаемые из недр Земли, занимается охотой на объекты животного мира, рыболовством и т.п. В процессе природопользования, промышленной переработки природных ресурсов образуются отходы, удаляемые в природную среду; в этих процессах имеют место воздействия на нее химических и физических факторов (шум, радиация, электромагнитные воздействия и др.), биологические воздействия.
Требования по использованию и охране отдельных природных ресурсов устанавливаются государством в природоресурсных отраслях законодательства - земельном, горном, водном, воздухоохранном, лесном и фаунистическом. Общие экологические требования в сфере взаимодействия общества и природы устанавливаются в интегрированных актах экологического законодательства.
Такие связи общества с природой, осуществляемые в научно обоснованных экологических пределах, с учетом законов природы, природного потенциала того или иного региона или страны, - нормальное явление, не отражается на благоприятном состоянии природы. Негативные последствия для природы и самого человека и общества имеют воздействия на природу сверх научно обоснованных пределов, при игнорировании законов
23
природы. В результате человеком создается неблагоприятная природная среда , которая отрицательно сказывается на растительных и животных организмах, включая человека.
Особую опасность для природы и озабоченность человечества представляют практика и эксперименты, связанные с биологическими воздействиями на природу. В частности, большие и обоснованные опасения вызывают биотехнологические опыты над геномом живых организмов и особенно над геномом человека, приобретающие все больший размах. Если рассматривать личность не как замкнутое в своей телесной оболочке, а как духовное и открытое миру существо, причастное посредством своей мысли к тончайшим и могущественнейшим материальным энергиям Космоса и благодаря им находящееся в многообразном тонко-информационном взаимодействии с окружающими природными формами — а именно такой взгляд, как уже сказано, все больше распространяется в философии и в науке, подтверждая древние религиозно-мифологические интуиции24 — то можно себе представить, какой хаос в рамках природного целого, да и в самом человеческом организме могут сеять операции, по пересадке органов, перемене пола, клонированию и
25
т.д.
Взаимодействия общества и природы (химические, биологические, физические), традиционно учитываемые в нормах экологического права, достаточно всесторонне и полно
22 О критериях благоприятности природы см.: Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда как правовая категория // Труды Института государства и права РАН. Актуальные проблемы развития экологического права в XXI веке. Отв. ред. М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик. 2007. № 5. С. 36-66.
23 О содержании понятия благоприятного состояния природы см.: Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда как правовая категория // Труды Института государства и права РАН. Актуальные проблемы развития экологического права в XXI веке. Отв. ред. М.М.Бринчук, О.Л.Дубовик. 2007. № 5. С. 36-66.
24 См., напр.: Липтон Брюс. Биология веры: Недостающее звено между Жизнью и Сознанием. М., 2008. Отметим, что книга написана американским ученым-биологом, который обращает внимание читателей на известные, но недостаточно осмысленные и не получившие удовлетворительной интерпретации факты.
25 Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001. С. 120.
исследованы в доктрине экологического и природоресурсного права 26 . В данной работе следует остановиться на некоторых специфических формах взаимосвязей природы и общества, освещаемых в не правовой литературе, и весьма значимых для уяснения законов природы и формирования мировоззрения.
Особо важно назвать специфический, малоизвестный человеку природный, по происхождению и масштабу действия - вселенский ресурс, которым постоянно обеспечивается человек при его взаимодействии с Космосом. Таким ресурсом является вселенская энергия. Посредством этой энергии, которой наполнена Вселенная и которая определяет ее духовную сущность и о которой говорилось ранее при характеристике сущности природы происходят связи Космоса с человеком и человека со Вселенной.
(Продолжение в следующем выпуске журнала - прм. редактора).
26 См.: Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Жариков Ю.Г. и др. Институты экологического права. М.: ЭКСМО, 2010; Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М.: Наука, 1985; Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М.: Наука, 1990; Бринчук М.М. Концепция развития экологического законодательства Российской Федерации. СПб: изд-во Юрид. института, 2009; Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: Изд-во МГУ, 2003; Выпханова Г.В. Правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. М.: Городец, 2009; Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 1991; Дубовик О.Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. М.: Наука, 1984; Игнатьева И.А. Теория и практика систематизации экологического законодательства России. М.: Изд-во МГУ, 2007; Колбасов О.С. Экология: политика - право. М.: Наука, 1976; Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право. Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2007; Круглов В.В. Правовые вопросы охраны окружающей природной среды. Учебное пособие. Часть 1, 2, 3. Екатеринбург, 1993, 1994; Краснова И.О. Экологическое право США: исследование теории и практики развития. М., 1996; Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. 2-е изд. М.: Норма, 2008; Малышева Н.Р. Охрана окружающей среды от шумового воздействия (правовые и организационные вопросы). Киев: Наукова думка, 1984; Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995; Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб: Изд-во СПб ГУ. 2000; и др.