Научная статья на тему 'Взаимосвязанное изучение математики и экономики на основе решения задач'

Взаимосвязанное изучение математики и экономики на основе решения задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ / СЕТЕВОЕ / NETWORK / ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ / INTERCONNECTED / ДИДАКТИЧЕСКОЕ / DIDACTIC / ХРОНОЛОГИЧЕСКОЕ / CHRONOLOGICAL / ВЕДУЩИЕ / LEADING / МЕТОДИКА / TECHNIQUE / INTERSUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексенцев В. И.

Рассматривается роль математики в описании экономических процессов при взаимосвязанном изучении с экономикой. Проблема исследования заключается в совершенствовании методики обучения математике на основе решения задач с экономическим содержанием. Межпредметные связи, сетевое планирование способствуют формированию обобщенных знаний и умений. Интеграция математики и экономики реализуется в системе непрерывного образования "школа-ВУЗ". Гипотеза исследования о повышении качества и эффективности обучения в результате преподавания математики и экономики на взаимосвязанной основе подтверждена результатами эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interconnected studying of mathematics and economy on the basis of the decision of problems

The mathematics role in the description of economic processes is considered at the interconnected studying with economy. The research problem consists in perfection of a technique of training to the mathematician on the basis of the decision of problems with the economic maintenance. Intersubject communications, network planning promote formation of the generalised knowledge and abilities. Mathematics and economy integration is realised in system of continuous formation "school-high school". The research hypothesis about improvement of quality and a learning efficiency as a result of teaching of mathematics and economy on the interconnected basis is confirmed by results of experiment.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязанное изучение математики и экономики на основе решения задач»

9. Добролюбов, Н.А. О значении авторитета в воспитании [Текст]/ Н.А. Добролюбов, Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) . -М. : Педагогика, 1987. -560 с.

10. Добролюбов, Н.А. Учитель должен служить идеалом для учеников: Избр. пед. соч. [Текст]/ Н.А. Добролюбов.-М. : Изд-во АПН РСФСР, 1952. -735 с.

11. Зейлигер-Рубинштейн, Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли [Текст]/ Е.И. Зейлигер-Рубинштейн. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1978. -108 с.

12. Ильин, И. А. Русский учитель [Текст]/ И. А. Ильин, Народное образование в России. Исторический альманах.- М. : Народное образование, 2001. -398 с.

13. История России: в 2 т. С начала XIX в. до начала XXI века. Т.2. [Текст]/ Под ред. А.Н. Сахарова. М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. -862 с.

14. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии : 2-е изд., пересмотр. и доп. [Текст]/ П.Ф. Каптерев, Пг. : Тип В. Безобразова и К, 1915. -746 с.

15. Корнетов, Г.Б. История педагогики. Введение в курс "История образования и педагогической мысли": учебное пособие [Текст]/ Г.Б. Корнетов.- М. : Изд-во УРАО, 2003. -296 с.

16. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры [ Текст]/П.Н. Милюков.-М. : Издательская группа "Прогресс-культура", 1994. -496 с.

17. Редкин, П. Современные педагогические заметки [Текст]// П. Редкин.-Учитель, 1863. - № 16 (август). -С. 774 - 783.

18. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802 - 1902 гг. [Текст]/С.В. Рождественский.-СПб : МНП, 1902. -785 с.

19. Стоюнин, В.Я. Заметки о русской школе [Текст]/ В.Я. Стоюнин, Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века. М. : Педагогика, 1990. -608 с.

20. Хомяков, А.С. Об общественном воспитании в России [ Текст]/А.С. Хомяков, Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.-М.: Педагогика, 1987. -580 с.

Проблемы высшего образования

Алексенцев В.И.

Взаимосвязанное изучение математики и экономики на основе

решения задач

Усиление развивающей стороны обучения требует серьёзных изменений в построении содержания учебного материала [3]. Включение в школьную программу избранных вопросов экономики выдвинуло проблемы совершенствования и систематизации школьного курса математики, разработки методики преподавания вопросов экономики [2]. В общем и профессиональном современном образовании математика занимает значительный объём, и к этому

принуждает не только её общеобразовательная роль. Математическое образование высоко оценивается его практическими возможностями, необходимостью его методов для понимания практических ситуаций и для познания закономерностей окружающего нас мира.

Невозможно заранее предусмотреть все аспекты приложений математики, с которыми придётся столкнуться будущим специалистам в жизни. Однако приложение математики к описанию экономических процессов при взаимосвязанном изучении математики и экономики вырабатывает понимание путей применения математики [5].

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в ходе реализации межпредметных связей при изучении математики и вопросов экономики в результате формулировки понятий и решения задач с экономическим содержанием создаётся система знаний, формируется научное мировоззрение учащихся и студентов, вырабатываются условия для подготовки их к решению практических задач, требующих мобильного применения знаний в интегрированном виде.

Одной из возможных проблем при преподавании математики является установление правильного соотношения между уровнем абстрактности учебного материала, развитием логического мышления обучающихся и формированием у них необходимых знаний и навыков, а также умений в решении задач прикладного характера. Такие умения вырабатываются при реализации межпредметных связей

[4].

Вопросы математики являются одними из основных и одновременно трудных при изучении экономических дисциплин. Поэтому важным моментом в этом направлении является введение основных понятий математики на основе рассмотрения реальных экономических процессов и явлений, что ведёт к выработке навыков практического применения математики.

Роль математики в различных областях человеческой деятельности и в разное время была существенно различной, она складывалась исторически, и влияние на неё оказывали два фактора: уровень развития математического аппарата и степень зрелости знаний об изучаемом объекте, возможность описать его наиболее существенные черты и свойства на языке математических понятий и уравнений или, как принято говорить, возможность построить математическую модель изучаемого объекта. Благодаря замене реального объекта соответствующей ему моделью появляется возможность сформулировать задачу его изучения как математическую и воспользоваться для анализа универсальным математическим аппаратом, который не зависит от конкретной природы объекта. Математика позволяет единообразно описать широкий круг фактов и наблюдений в экономике, провести их детальный количественный анализ [1; 5]. Естественно, что математические методы широко распространены при изучении экономики как в средней школе, так и в вузе [4; 2].

Необходимость междисциплинарных исследований определяется двумя главными обстоятельствами. Во-первых, интеграция различных учебных

предметов достигается при условии эффективного сотрудничества разработчиков в проектировании содержания учебного материала, реализуемого в системе непрерывного образования "школа-вуз". Во-вторых, ориентация обучения математике на личность обучающегося требует совместной работы преподавателей, методистов, математиков, психологов и т.д., позволяющей ответить на вопросы, связанные с индивидуальной спецификой познания математики и экономики, с интересами и способностями, возрастной динамикой, моделями развития обучающихся.

Изложенное определило проблему исследования: каково содержание математики и методики обучения на основе взаимосвязи с экономикой, обеспечивающих принципиально новое качество образования в системе "школа-вуз". Объектом исследования выступает учебный процесс в общеобразовательной школе и вузе. Выдвинута гипотеза исследования, суть которой заключается в следующем: преподавание математики и экономики на взаимосвязанной основе формирует знания, умения и навыки решения задач с экономическим содержанием на интегрированной основе, повышает качество и эффективность обучения, что приводит к повышению качества образования. Выдвинутая гипотеза подтверждается результатами исследования проблемы [2].

Теоретическое исследование проблемы позволило увидеть общую тенденцию ее рассмотрения с философских и психолого-дидактических позиций. Необходимость взаимосвязанного изучения математики и экономики определило основные задачи исследования:

- разработать систему математических задач с экономическим содержанием;

- провести педагогический эксперимент по взаимосвязанному изучению математики и экономики на основе сетевого планирования.

Экспериментальная работа заключалась в изучении математики и экономики на взаимосвязанной основе. Планирование осуществлялось на основе сетевых графиков.

Обучение решению задач способствует формированию обобщённых знаний и умений, обладающих свойством широкого переноса.

На начальном этапе формирования обобщённых знаний и умений надо выяснить с учащимися и студентами, что значит изучить экономическое явление, о котором говорится в задаче. Изучение надо выполнять по заранее составленному плану, при этом деятельность обучающихся будет в какой-то степени общей с деятельностью при изучении явлений в науке. Отличие состоит в том, что учёные обнаруживают новые явления в результате решения исследовательских задач, а учащиеся (студенты) используют в решении задач известные и хорошо изученные в науке явления. Для анализа явлений в задаче разрабатывается план деятельности учащихся (студентов). Удобно составлять план интегрированной деятельности на основе сетевого планирования изучения математики и экономики, а потому такой план является обобщённым. Пункты плана, расположенные в строгой логической последовательности, служат направляющими познавательной

деятельности, делают её целенаправленной, осознанной для решения задач. Обобщённые планы деятельности выполняют функцию общих методов познания, которыми для многих наук являются наблюдения и опыты. Обобщённые планы экономят время и высвобождают его для решения задач творческого характера.

Содержание любого учебного предмета можно рассматривать как дидактическую систему [5], связующую функцию в которой выполняют ведущие идеи - это такие понятия, законы, теории, методы наук, обобщённые умения, которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность, являясь мыслительными "вехами" в овладении теоретическим предметным содержанием, используемым в решении задач. Ведущие идеи отдельных предметов объединяются ещё более общими ведущими идеями, охватывающими содержание экономики и математики. Такие идеи служат остовом отдельных теорий, объединяют эти теории, образуя области знаний.

Так как содержание дисциплин объединено совокупностью идей с различной степенью общности, то можно сделать вывод, что между фактами, понятиями, частными вопросами одной учебной темы, между темами одного учебного предмета и между различными учебными дисциплинами существует объективная взаимосвязь. Превратить эту объективную взаимосвязь в субъективную, т.е. сделать реально действующие связи между экономическими объектами, явлениями и процессами достоянием учащихся и студентов, можно путём установления внутрипредметных, внутрицикловых и межпредметных связей. Ведущие идеи учебных дисциплин являются не только источником связей, но и могут выполнять в процессе обучения интегрирующую функцию.

Поддерживая исследования о возможности формирования понятий математики на основе межпредметных связей, в сетевом планировании показано влияние понятий экономики при формировании понятий математики и наоборот. При этом установлены связи понятий математики с соответствующими понятиями экономики при решении задач. Исследованием установлены связи по хронологическому критерию, информационные и системообразующие; показано влияние всех установленных связей на формирование понятий математики.

Математический учебный материал использован для взаимосвязанного изучения с учебным материалом экономики:

- об объеме производства товара, изменении экономических процессов;

- стоимости реализации единицы продукции, структурной матрице торговли, национальном доходе, издержек производства;

- спроса и предложения на товар, среднем и предельном доходе, эластичности;

- производительности труда, скорости и темпа её изменения;

- оптимальном значении экономической величины, прогнозной цене акций;

- инвестируемой в производство сумме средств, объеме продукции за определенный период;

- распределении дохода населения, дисконтированном доходе;

- времени на освоение изделия, оптимальном распределении ресурсов [2]. Таким образом, в исследовании показаны новые аспекты в возможности использовать экономические понятия для формирования математических понятий. Кроме того, предложенные методические рекомендации взаимосвязанного изучения математики и экономики на основе сетевого планирования способствуют выработке у учащихся и студентов обобщенных знаний и умений на интегрированной основе. Новизной исследования является и то, что методика взаимосвязанного изучения математики и экономики разработана на основе выделения содержательно-методических линий развития математики, ведущей из которых является функциональная.

В ходе исследования выявлена основа взаимосвязанного обучения: межпредметные связи, взаимосвязь по понятиям и задачам, по умениям и навыкам, методам исследования, по содержательно-методическим линиям, по линии интереса и мотивации.

Межпредметные связи рассматриваются как дидактическое условие. Взаимосвязанное изучение математики и экономики реализовано на решении задач с экономическим содержанием. Ниже рассмотрено решение задачи.

Для изучения учебного материала по двум разделам учебного предмета отводится 100 учебных часов. На овладение одним понятием I раздела необходимо 2 часа учебного времени, а на одно понятие II раздела - 4 часа.

Составить план организации учебного процесса, обеспечивающий получение наибольшего числа баллов за овладение учебным материалом, если овладение одним понятием I раздела оценивается в 3 балла, II раздела - в 2 балла. Причем необходимо овладеть не более 40 понятиями I раздела, и не более 20 понятиями II раздела.

Задача

Решение:

1. Пусть x1 понятий I раздела и х2 понятий II раздела. Ограничения на переменные х1 и х2

"2

х1 < 40, х2 < 20,

2х + 4х2 = 100, х > 0, х2 > 0

(1)

Целевая функция - число баллов за овладение понятиями: 2. Смешанную систему преобразуем в виде уравнений:

(2)

X + х3 = 40, х2 + х4 = 20, х1 + 2 х2 = 50

3. Составим матрицу системы уравнений

Г1010^ 0101

^12000

, ранг матрицы г = 3

4. Пусть базисные переменные х х2, х3, свободная переменная х4. Преобразуем систему уравнений (3) и выразим базисные переменные через свободную.

х1 = 50 - 2 х2,

Х2 — 20 Х4,

х3 = 40 - х1

X = 10 + 2 х4,

х = 20 - х L = 3х1 +2х2

2 4 (4)

х3 = 30 - 2 х4

5. Первое допустимое решение (10; 20; 30; 0) (5), целевая функция: Ь=70 (баллов)

6. Увеличение целевой функции путем увеличения х4 до х4 = 15 из системы (4). Найдем значения переменных из системы (4).

х1 = 40, х2 = 5, х3 = 0, х4 = 15

Целевая функция: Ь=130 (баллов). Второе допустимое решение: (40; 5; 0; 15)

7. Базисные переменные х х2, х4, свободная - х3, выразим базисные

х1 = 40 - х3,

= 50 - х, = 50 - 40 + Х3 = 5 1 — — — 5 I Х3,

2 2 2 2 3

х4 = 20 - х2 = 20 - 5 -1 х3 = 15 - 2 х3

Целевая функция: Ь=130-2х3

Коэффициент при х3 отрицателен, а поэтому дальнейшее увеличение целевой функции невозможно. Таким образом, оптимальное решение: х1=40 понятий I раздела, х2=5 понятий II раздела, наибольшее число баллов 130.

Решение задач на исследование экономических процессов позволяет закреплять теоретические знания, которые служат основой для выработки обобщенных умений и навыков [2]. Экспериментальная проверка о возможности взаимосвязанного изучения математики и экономики проводилась как систематическое изучение этих учебных дисциплин в школах и вузах. Результаты экспериментального обучения определены коэффициентом эффективности,

который составляет Кэф=1,16, что означает повышение качества знаний при взаимосвязанном изучении математики и экономики.

Задача дальнейшего исследования проблемы состоит в практической реализации полученных теоретических выводов: выработке методических рекомендаций по использованию математического аппарата в экономике и одновременно-экономического материала в математике.

Литература

1. Алексенцев, В.И. Математика: теория и практика оптимизации функций: монография [Текст]/ В.И. Алексенцев.-Тула: ГОУ ДПО ТО "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области", " Институт новых образовательных технологий - официальный партнёр Российского государственного гуманитарного университета в г.Туле", 2003.-193с.

2. Алексенцев, В.И. Решение математических задач с экономическим содержанием: монография [Текст]/ В.И. Алексенцев.-Тула: ГОУ ДПО ТО "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области", НОО ВПО НП "Тульский институт экономики и информатики", 2007.-102с.

3. Высшая математика для экономистов [Текст]/под ред. Н.Ш. Кремера.-М.: Юнити, 2000.-471с.

4. Замков, О.О. Математические методы в экономике [ Текст] / О.О. Замков .-М.: Дело и Сервис, 1999.-368с.

5. Исследование операций в экономике [Текст]/под редакцией Н.Кремера.-М.: Юнити, 2000.-407с.

Проблемы современной школы Лях Ю.А.

Проблемы профильного обучения школьников: положительные и

отрицательные аспекты

На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая в условиях быстро меняющегося мира должна обеспечить:

- для общества - воспроизводство культурного потенциала;

- для государства - ускорение научно-технического прогресса, стабильное развитие экономики;

- для каждого человека - готовность к профессиональной деятельности при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.