Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности младших подростков'

Взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности младших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2535
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / СТРУКТУРА УСПЕШНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CORRELATION ANALYSIS / THE STRUCTURE OF SUCCESS IN TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Парфенова Татьяна Александровна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме тревожности младших подростков и ее взаимосвязи с успешностью в учебной деятельности. Автором приводятся некоторые результаты эмпирического исследования проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SYMPTOMS OF ANXIETY AND SUCCESS IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF YOUNGER ADOLESCENTS

The article is devoted to the topical problem of anxiety of younger adolescents and its relationship to success in learning activities. The author presents some results of an empirical study of the problem.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности младших подростков»

УДК 37

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И УСПЕШНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

THE RELATIONSHIP BETWEEN SYMPTOMS OF ANXIETY AND SUCCESS IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF YOUNGER ADOLESCENTS

© 2015

Т.А. Парфенова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

T.A. Parfenova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме тревожности младших подростков и ее взаимосвязи с успешностью в учебной деятельности. Автором приводятся некоторые результаты эмпирического исследования проблемы.

The article is devoted to the topical problem of anxiety of younger adolescents and its relationship to success in learning activities. The author presents some results of an empirical study of the problem.

Ключевые слова: корреляционный анализ, структура успешности в учебной деятельности.

Keywords: correlation analysis, the structure of success in training activities.

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность как психическое состояние выступает в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывает существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, в том числе и учебной. Младший подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления школьников. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности младших подростков, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в частности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой, К.С. Лебединской, A.M. Прихожан, В.К. Вилюнас, Н.Д. Тво-роговой, Б.И. Додоновым, А.С. Спиваков-ской, П.К. Анохиным, К. Изардом, М.М. Райской, К. Хорни и др.

Однако не смотря на многочисленные исследования проявлений тревожности младших подростков, а также изучение специфики учебной деятельности

подростков, проблема взаимосвязи уровня тревожности младших школьников и успешности в учебной деятельности освещена недостаточно.

Успешность в учебной деятельности - личностно-значимые учебные достижения, связанные с социальным признанием и переживанием радости. Успешность в учебной деятельности рассматривается в трех ключевых значениях, которые являются оптимальными условиями, обеспечивающими ее намеченное учебное достижение, момент позитивных переживаний младшего подростка от достигнутых учебных результатов и высокую социальную оценку, (общественное признание индивидуальных заслуг личности школьника).

Для нашего исследования взаимосвязи тревожности младших подростков и успешности в учебной деятельности большое значение имеет детальное рассмотрение структуры успешности в учебной деятельности. Так как явление учебной деятельности многогранно, ее структура будет иметь психологическую, педагогическую и социальную стороны. Педагогическая сторона успешности в учебной деятельности рассматривается как достижение более высокого результата в сравнении с предыдущими успехами. Соци-

альная сторона успешности в учебной деятельности понимается нами как социальная оценка индивидуальных достижений и педагогического признания самоценности личности, а психологическая - как переживание радости, гордости, личной состоятельности и учебной компетентности. В структуру успешности учебной деятельности входят следующие компоненты: мотивационно-ценностный, коммуникативный, когнитивный, процессуально-проектировочный, конструктивно-

действенный, эмоциональный, оценочный.

Проанализировав структуру успешности учебной деятельности младших подростков, мы определили, что ее составляющими являются мотивация учебной деятельности на успех, развитые коммуникативные качества, высокая успеваемость, адекватная самооценка.

Мотивационно-ценностный компонент включает активизацию у младших подростков мотива достижения успеха и формирование у них таких жизненных ценностей, как ориентация на успех, обретение и сохранение чувства собственного достоинства, уважение к окружающим людям, овладение индивидуально приемлемыми, личностно-значимыми и социально одобряемыми способами эмоционального реагирования и поведения.

Коммуникативный компонент успешности в учебной деятельности младших подростков включает способности к взаимопомощи, сотрудничеству, сопереживанию, симпатии, признанию права собеседника на свою точку зрения, умения устанавливать контакт с окружающими людьми, работать в группе, выстраивать оптимально сбалансированные человеческие отношения.

Когнитивный компонент предусматривает по возможности максимальное раскрытие интеллектуального потенциала школьника.

Достижение успеха невозможно без его планирования. Процессуально-проектировочный компонент включает планирование будущих успехов, определение перспективы, прогнозирование последствий учебной деятельности, выбор способов эмоционального реагирования и поведения, обусловленный личным опы-

том, мотивами, способностями, знаниями, умениями и навыками.

Конструктивно-действенный компонент включает целенаправленное преодоление школьниками затруднений, встречающихся в учебной деятельности, оказание помощи в достижении успеха, конструктивное учебное взаимодействие в целом.

Эмоциональный компонент включает в себя благоприятный психологический климат, атмосферу доброжелательности, позитивный настрой на учебную деятельность, благоприятное эмоциональное состояние личности, адекватное эмоциональное восприятие успеха и переживание чувств, сопутствующих ему (чувств радости, гордости, учебной компетентности).

Понимание успешности как высокой социальной оценки достижений личности дает основания для выдвижения в модели оценочного компонента. Он предусматривает развитие уверенности школьника в собственных силах; включает актуализацию способности к саморегуляции поведения и адекватной самооценке результата [2].

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по выбранной теме, мы определили пять уровней тревожности: низкий, средний, высокий, очень высокий и «чрезмерное спокойствие».

Низкий уровень тревожности характеризуется ее отсутствием или слабым проявлением таких показателей, как тревожность, затруднение в общении, инициатива, дезадаптация, неуверенность в себе, интерес.

Средний уровень тревожности младших подростков проявляется в неадекватной самооценке, в частичных неявно выраженных затруднениях в общении с коллективом сверстников или коллективом школьного класса. Младшие подростки со среднем уровнем тревожности не всегда бывают инициативны, склонны проявлять инициативу только в узких областях и сферах знания. Редко такие подростки проявляют признаки школьной дезадаптации в поведении.

Иногда испытывают неуверенность в себе. В некоторых областях школьных знаний отсутствует интерес.

Высокий и очень высокий уровни тревожности могут порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенным личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Высокий уровень тревожности часто имеют школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает нена-сыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости. Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае - на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с по-

вышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин [1].

Младшие подростки, характеризующиеся «чрезмерным спокойствием», как правило, очень тревожны. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Экспериментальная деятельность по изучению взаимосвязи уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности младших подростков проводилась в ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол Сергиевского района Самарской области, исследованием охвачено 38 учащихся, в возрасте 11-12 лет, которые составили контрольную и экспериментальную группу. Первый этап - констатирующий, был посвящен выявлению успешности в учебной деятельности и уровню тревожности младших подростков, в возрасте 11-12 лет. На данном этапе применялись следующие диагностические методики: Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS), автор А. Кастанеда, методика изучения мотивации, авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина, тест коммуникативных умений Л. Михельсона, тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки, автор А.С. Будасси.

Выявленная взаимосвязь позволяет нам сделать следующие выводы. У подростков с высоким уровнем проявления тревожности преимущественно наблюдается низкий уровень успешности в учебной деятельности по показателю уровня сформированности целеполага-

ния. У подростков с высоким уровнем проявления тревожности в большинстве случаев наблюдается заниженная оценка, преобладают мотивы учебы позиционный и получения оценки, однако у таких подростков в половине случаев уровень успеваемости высокий. Также у младших подростков с высоким уровнем проявления тревожности отмечается низкий уровень коммуникативных умений, особенно по показателям реагирования на критику, умения ответить отказом, реагировать на попытку вступить в контакт.

У младших подростков со средним уровнем проявления тревожности был выявлен преимущественно средний уровень сформированности умений целепола-гания, однако мотивы, преобладающие в учебе, - социальные и учебные. У таких подростков уровень коммуникативных умений развит в среднем высоко, они могут проявить сочувствие, ответить отказом на просьбу, однако не умеют реагировать на критику. Уровень самооценки у подростков со среднем уровнем проявления тревожности частично завышенный и адекватный. Успеваемость у таких младших подростков средняя.

У подростков с низким уровнем проявления тревожности выявлен высокий уровень сформированности умений целеполагания, однако мотивы учения в основном преобладают социальные и получения положительной отметки. Уровень коммуникативных умений у подростков с низких уровнем проявления тревожности развит высоко: они легко реагируют на критику, умеют обратиться к сверстникам с просьбой, умеют отказать, умеют легко вступать в контакт и реагировать на попытку человека вступить в контакт с ним. У подростков с низким уровнем проявления тревожности наблюдается средний и низкий уровень успеваемости. Уровень самооценки у таких подростков адекватный.

Для сопоставления исследуемых значений в контрольной и экспериментальной группах использовался Q-крите-рий Розенбаума. Результаты, полученные в ходе расчетов свидетельствуют о том, что значимых различий в контрольной и экспериментальной группах по показателям уровня проявления тревожности и уровня успешности в учебной деятельности не выявлено.

На втором, собственно формирующем этапе, по результатам исследования нами был составлен комплекс занятий по коррекции уровня появления тревожности младших подростков, который будет значимо влиять на их успешность в учебной деятельности. Предлагаемый комплекс для младших подростков включал четыре блока. Первый блок комплекса направлен на снятие эмоционального дискомфорта и развитие эмоций. Второй блок нацелен на коррекцию тревожности и формирование социального доверия, третий - на гармонизацию противоречивости личности и формирование адекватной самооценки у подростков, и четвертый блок - на снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками и развитие навыков общения. Данный комплекс включает занятия, направленные на снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умения выразить свое мнение, на обучение приемам ауторелак-сации, помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, на уменьшение тревожности, на воспитание уверенности в себе, коррекцию поведения с помощью ролевых игр, формирование адекватных форм поведения, осознание своего поведения, обучение навыкам регулирования своего поведения в коллективе.

На третьем, контрольном, этапе была проведена повторная диагностика с помощью методик, представленных выше. Для оценки результатов исследования применялись методы математической обработки данных: методика процентного соотношения, коэффициент ранговой корреляции Тау-Кендалла, Q-критерий Ро-зенбаума. В контрольной группе показатели по уровню проявления тревожности не изменились, а в экспериментальной группе уровень тревожности понизился до низкого уровня в 63% случаев, до нормального - в 6%, при том средний уровень проявления тревожности теперь наблюдается у 16% испытуемых, явно повышенный - у 5%, а очень высокий не наблюдается вообще.

В экспериментальной группе уровень сформированности умений целепола-

ганий вырос до высокого у 74% испытуемых, средний уровень сформированности умений целеполагания был выявлен у 21% испытуемых, низкий - у 5%, мотивы учебной деятельности были выявлены следующие: внешний - у 10%, положительной отметки - у 21%, позиционный -у 5%, социальный - у 32%, учебный - у 32%. В контрольной группе показатели по уровню сформированности умений целеполагания и мотивов учебной деятельности не изменились.

В экспериментальной группе показатели уровня коммуникативных умений качественно изменились: высокий уровень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 79%, средний - у 21%; низкий уровень среди испытуемых в экспериментальной группе не выявлен. В контрольной группе показатели по уровню коммуникативных умений не изменились.

В экспериментальной группе данные по показателю уровня самооценки изменились: заниженный уровень самооценки не был выявлен у испытуемых, адекватный - у 79%, завышенный по невротическому типу - у 5%; у 16% испытуемых был выявлен завышенный уровень самооценки. В контрольной группе показатели по уровню самооценки не изменились.

В экспериментальной группе показатели по уровню успеваемости изменились: неудовлетворительный уровень успеваемости вывален лишь в 5% случаев, низкий - в 37%, средний - в 42%, высокий

в 16%. В контрольной группе показатели по уровню успеваемости не изменились.

Выявленные данные позволяют нам определить интегральный показатель успешности младших подростков в учебной деятельности. В контрольной группе показатели по уровню успешности в учебной деятельности не изменились, а в экспериментальной группе данные качественно изменились: низкая успешность учебной деятельности выявлена у 21% испытуемых, средняя - у 47%, высокая - у 42%.

Выявленные показатели на контрольном этапе исследования позволяют нам проследить взаимосвязь успешности учебной деятельности младших подростков и уровня проявления тревожности. У младших подростков с высоким уровнем тревожности преобладает низкий уровень успешности учебной деятельности. У испытуемых, обладающих средним уровнем проявления тревожности, преобладают низкий и средний уровень успеваемости. У подростков с низким уровнем проявления тревожности преобладает высокий уровень успешности в обучении. Учитывая, что в настоящее время коррекция тревожности младших подростков и повышение успешности в учебной деятельности младших подростков остаются актуальными, работу над совершенствованием средств и методов коррекции тревожности и повышению успешности младших подростков необходимо продолжать.

Литература

1. Картунова А.А. Анализ научных исследований по изучению уровня тревожности личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Тольятти: Институт направленного образования. 2014. №4. С. 66-69.

2. Полунина Л.В. Повышенная школьная тревожность как фактор снижения успеваемости учащихся пятых классов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». М. : МГОУ, 2012. №2. С. 92-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.