ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15248. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15248.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15248
УДК 159.9.072.43
Гимаева Рита Маснавиовна,
кандидат психологических наук, сертифицированный психотерапевт по методу «символдрама», доцент кафедры философии и юридической психологии ФГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток [email protected]
Колесникова Татьяна Андреевна,
студентка ФГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток Tatiana [email protected]
Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте
Аннотация. В статье приведены результаты исследования взаимосвязи тревожности и самооценки в дошкольном возрасте. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Выявленный уровень самооценки каждого ребёнка сопоставлялся с показателями тревожности с помощью корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции Спирмена. Выявлена положительная корреляционная связь между показателями тревожности и самооценки.
Ключевые слова: дошкольный возраст, тревожность, самооценка, взаимосвязь тревожности и самооценки.
Раздел: 02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Актуальность изучения тревожности в дошкольном возрасте связана с тем, что работники детских дошкольных учреждений отмечают рост числа тревожных детей, а именно тревожность часто лежит в основе невротического развития личности, обусловливая в дальнейшем различные психологические проблемы в жизни людей. Тревожные дети часто очень не уверены в себе, обладают неустойчивой самооценкой [1 ]. В то же время для дошкольного возраста нормативной является завышенная самооценка, основанная на положительном отношении взрослых. В дошкольном возрасте происходит активное формирование самооценки, поэтому повышенная тревожность в этом возрасте негативно влияет на формирующуюся самооценку [2].
Целью нашего работы являлось исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Гипотезой нашего исследования выступило предположение, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 30 детей 6 лет, посещающих детский сад. Использовались следующие методики: «Рисунок человека», тест тревожности Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки [3], методика исследования самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» В. Г. Щур и методика изучения самооценки дошкольников А. В. Захарова [4].
Для выявления тревожности были использованы методики «Рисунок человека» и «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки. Проективные методики наиболее эффективны для выявления эмоциональных проблем и личностных особенностей у детей, так как дети в дошкольном возрасте не обладают развитой рефлексией.
При использовании проективной методики «Рисунок человека» нами были выделены пять основных признаков рисунка человека, свидетельствующих о наличии по-
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15248. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15248.htm. - ISSN 2304-120X.
вышенной тревожности у испытуемого: большое количество штриховки, пустые глазницы, наличие головного убора, недостаток опоры у нарисованной фигуры, заполнение всего пространства листа, на котором расположен рисунок. У испытуемых было выделено от одного до трех признаков тревожности. Результаты исследования тревожности с помощью методики «Рисунок человека» представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты диагностики тревожности дошкольников по методике
«Рисунок человека» (п = 30)
Признаки тревожности Количество детей, имеющих признак тревожности
Наличие головного убора у нарисованного человека 5
Рисование глаз, характерное для наличия тревоги, страхов 25
Недостаток опоры у нарисованной фигуры 15
Большое количество штриховки в рисунке 8
Заполнение всего пространства листа 3
Как следует из табл. 1, у большинства испытуемых детей в рисунках присутствует несколько признаков тревожности. Наиболее часто выявляемым признаком тревожности оказалось рисование глаз - у 25 детей нарисованная фигура имела либо пустые, либо полностью закрашенные глазницы. Необходимо отметить, что все испытуемые имели в своем рисунке хотя бы один признак тревожности. В целом результаты использования методики «Рисунок человека» подтвердили наблюдения работников детских дошкольных учреждений, о том, что в настоящее время растет количество детей с повышенным уровнем тревожности.
Проективная методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки позволяет определить тревожность по отношению к ряду жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. Конечный результат использования этой методики - выявление у испытуемого индекса тревожности (ИТ), который может варьировать в следующих пределах: высокий уровень тревожности - ИТ больше 50%;
средний уровень тревожности - ИТ находится в пределах от 20 до 50%; низкий уровень тревожности - ИТ находится в пределах от 0 до 20%.
Результаты использования методики диагностики тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты диагностики тревожности дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» Р. Темпл, В. Амен, М. Дорки (п = 30)
Уровень тревожности Количество детей
Высокий 1
Средний 29
Низкий 0
В результате использования методики Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки были получены следующие результаты: высокий уровень тревожности был выявлен у одного ребенка - ИТ= 64,2%, средний уровень тревожности у 29 детей - ИТ от 21,5 до 50%, низкий уровень тревожности не был выявлен ни у одного из детей.
Таким образом, диагностика тревожности по двум использованным методикам показала, что у большинства испытуемых детей средний уровень тревожности.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15248. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15248.htm. - ISSN 2304-120X.
Изучение уровня самооценки проводилось с помощью методики исследования самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» В. Г. Щур и методики изучения самооценки дошкольников А. В. Захарова.
Результаты исследования уровня самооценки с помощью методики «Лесенка» В. Г. Щур представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты диагностики самооценки дошкольников по методике В. Г. Щур
(п = 30)
Уровень самооценки Количество детей
Завышенная 9
Адекватная 14
Заниженная 7
Как следует из табл. 3, при использовании методики В. Г. Щур были получены следующие результаты:
завышенная самооценка - у 9 детей; адекватная самооценка была выявлена у 14 детей;
заниженная самооценка - у 7 детей, принявших участие в исследовании. Наиболее благоприятным вариантом самооценки в дошкольном возрасте является несколько завышенная самооценка, которая формируется под влиянием поддержки и одобрения родителей и других значимых взрослых. Завышенная самооценка помогает ребенку наиболее успешно справляться с различными задачами развития, создает благоприятный эмоциональный фон для овладения различными умениями, навыками в различных областях жизни: в общении, в обучении. В нашем исследовании завышенная самооценка была выявлена лишь у 9 детей, что составляет 30% от всей выборки, в то же время у 7 детей была выявлена заниженная самооценка, что является неблагоприятным показателем для дальнейшего развития этих детей.
Результаты исследования уровня самооценки с помощью методики А. В. Захарова представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты изучения диагностики самооценки дошкольников по методике А. В. Захарова (п = 30)
Уровень самооценки Количество детей
Завышенная 7
Норма самооценки 11
Заниженная 12
Как видно из табл. 4, завышенная самооценка была выявлена у 7 человек, норма самооценки у 11 человек, заниженная самооценка у 12 детей.
Таким образом, результаты исследования самооценки по двум методикам показали, что у большинства испытуемых детей адекватная и заниженная самооценка. В случае адекватной самооценки можно предположить, что эти дети обладают достаточно реалистичным представлением о своих достоинствах и возможностях, в то же время заниженная самооценка, выявленная у 7 детей по методике В. Г. Щур и 12 детей по методике А. В. Захарова, свидетельствует либо о недостатке поддержки со стороны взрослых, либо о большом количестве психотравмирующих ситуаций в жизни этих детей.
Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15248. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15248.htm. - ISSN 2304-120X.
Для подтверждения или отвержения гипотезы о существовании взаимосвязи тревожности и самооценки у детей использовался корреляционный анализ с вычислением коэффициента корреляции рангов Спирмена.
В результате исследования взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки и методике В. Г. Щур «Лесенка» был получен следующий результат: коэффициент корреляции r/s = - 0,04. В этом случае значение коэффициента корреляции не достигло уровня статистической значимости.
При исследовании взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки и методике исследования самооценки А. В. Захарова был получен следующий результат: коэффициент корреляции r/s = - 0,11. В этом случае значение коэффициента корреляции также не достигло уровня статистической значимости.
Использование корреляционного анализа между показателями тревожности по методике «Рисунок человека» и самооценки по методике В. Г. Щур дало следующий результат: коэффициент корреляции r/s = 0,161. В данном случае величина коэффициента имеет знак плюс, то есть связь между коррелирующими признаками такова, что большей величине одного признака соответствует большая величина другого признака. Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей дошкольного возраста, принимается, взаимосвязь существует, но не достигает уровня статистической значимости.
Использование корреляционного анализа между показателями тревожности по методике «Рисунок человека» и самооценки по методике А. В. Захарова привело к следующему результату: коэффициент корреляции r/s = 0,316, то есть его значение достигло уровня статистической значимости. В данном случае гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей дошкольного возраста, подтверждается, взаимосвязь существует: высокому уровню тревожности соответствует более высокий уровень самооценки.
Выдвигая гипотезу нашего исследования, мы предполагали существование обратно пропорциональной зависимости между тревожностью и самооценкой в дошкольном возрасте, то есть чем выше тревожность, тем ниже самооценка. Полученные результаты выявили прямо пропорциональную зависимость: высокому уровню тревожности соответствует более высокий уровень самооценки. Мы предполагаем, что выявленная взаимосвязь есть проявление механизма компенсации: тревожные дети склонны к завышению своей самооценки, так как их тревожит сама возможность неудачи, их низкой оценки окружающими. Экспертное мнение воспитателей, работающих с испытуемыми детьми, подтвердило наше предположение. В то же время для подтверждения нашего предположения необходимо продолжение исследования с использованием более представительной выборки испытуемых.
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста существует: при повышенной тревожности возможна более высокая самооценка как проявление механизма компенсации, что характерно для детей дошкольного возраста.
4
ISSN 2304-120X
Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15248. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15248.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Таблица 5
Пример расчета коэффициента корреляции Спирмена между показателями тревожности по методике «Рисунок человека» и самооценки по методике А. В. Захарова
№ испыт. Значение А Ранг А Значение В Ранг В D (ранг А - ранг В) d2
1 1 4 5 24 - 20 400
2 1 4 6 30 - 26 676
3 2 17 5 24 - 7 49
4 2 17 4 15,5 1,5 2,25
5 2 17 4 15,5 1,5 2,25
6 2 17 1 3 14 196
7 3 28,5 5 24 4,5 20,25
8 2 17 5 24 - 7 49
9 2 17 5 24 - 7 49
10 1 4 5 24 - 20 400
11 1 4 2 6,5 - 2,5 6,25
12 2 17 5 24 - 7 49
13 3 28,5 5 24 4,5 20,25
14 2 17 5 24 - 7 49
15 1 4 1 3 1 1
16 2 17 4 1,5 1,5 2,25
17 3 28,5 3 10 18,5 342,25
18 2 17 5 24 - 7 49
19 3 28.5 5 24 4,5 20,25
20 2 17 4 15,5 1,5 2,25
21 2 17 2 6.5 10,5 110,25
22 2 17 1 3 14 196
23 2 17 3 10 7 49
24 1 4 3 10 - 6 36
25 2 17 4 15,5 1.5 2,25
26 2 17 3 10 7 49
27 1 4 1 3 1 1
28 2 17 4 15,5 1,5 225
29 2 17 1 3 14 196
30 2 17 3 10 7 49
сумма 465 465 0 3076
Результат: r/s = 0,316.
Ссылки на источники
1. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Норма, 2011. - 446 с.
2. Каменская В. Г. Детская психология: учеб. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ, 2011. - 288 с.
3. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. - СПб.: Речь, 2011. - 198 с.
4. Захаров А. В. Методика исследования самооценки дошкольников // Вопросы психологии. - 2012. -URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980804090.htm.
Rita Gimaeva,
Candidate of Psychological Sciences, certified psychotherapist, senior lecturer at the chair of Philosophy and Juridical Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok [email protected] Tatyana Kolesnikova,
Student, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok Tatiana [email protected]
Relationship of anxiety and self-esteem in preschool age
5
ISSN 2304-12QX
Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15248. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15248.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Abstract. The paper deals with results of the research on relationship of anxiety and self-esteem in preschool age. The study was directed on children of preschool age. The authors identify level of self-esteem of each child and compare it with anxiety indices by using correlation analysis with calculation of Spearman's correlation coefficient. Positive correlation between measures of anxiety and self-esteem was revealed.
Key words: preschool age, anxiety, self-esteem, relationship of anxiety and self-esteem.
References
1. Prihozhan, A. M. (2011) Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihologicheskaja priroda i vozrastnaja dinamika, Norma, Moscow, 446 p. (in Russian).
2. Kamenskaja, V. G. (2011) Detskaja psihologija: ucheb. posobie dlja vuzov, FORUM, Moscow, 288 p. (in Russian).
3. Kostina, L. M. (2011) Metody diagnostiki trevozhnosti, Rech', St. Petersburg, 198 p. (in Russian).
4. Zaharov, A. V. (2012) “Metodika issledovanija samoocenki doshkol'nikov”, Voprosy psihologii. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1980804090.htm (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 05.07.15 Получена положительная рецензия 06.07.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 06.07.15 Опубликована 25.07.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Гимаева Р. М., Колесникова Т. А., 2015
www.e-koncept.ru
6