УДК 159.9.072.432
Ляжко А.М. студент 6 курса факультет «Клиническая Психология» Дальневосточный Государственный Медицинский Университет научный руководитель: Сысоева О. В., к.психол.н.
доцент Россия, г. Хабаровск ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Аннотация: В статье размаривается взаимосвязь толерантности к неопределённости с показателями жизнестойкости у студентов-медиков. Анализируется корреляционная взаимосвязь жизнестойкости, как личностной диспозиции толерантности и интолерантности к неопределенности на примере студентов-медиков.
Ключевые слова. Толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, студенты-медики,
жизнестойкость, личность, транзитивность.
Liazhko A.M. Student
6 year, Faculty of Clinical Psychology Far Eastern State Medical University Russia, Khabarovsk
Scientific adviser: Sysoeva O. V. In the associate professor, the candidate
of psychological sciences INTERRELATION OF TOLERANCE TO UNCERTAINTY WITH INDICES OF RESILIENCE FOR MEDICAL STUDENTS
Annotation: In the article, the relationship between tolerance and uncertainty is correlated with the indices of viability in medical students. The correlation correlation of viability is analyzed as a personal disposition of tolerance and intolerance to uncertainty on the example of medical students.
Keywords. Tolerance to uncertainty, intolerance to uncertainty, medical students, vitality, personality, transitivity.
Современная жизнь - это ежесекундное принятие решений, часто происходящее в условиях неопределенности. И если для одних это возможность проявить свою креативную, творческую натуру, преодолеть ограничения и открыться новому опыту, то для других это дополнительный вызов, усложняющий процесс принятия решений [1]. В современной литературе термин толерантности к неопределенности обуславливает процессы личностной саморегуляции в ситуациях отсутствия константных ориентиров выбора и постоянной невозможности применения устоявшихся личностью клише или готовых решений [2]. На одном полюсе
рассматриваемого понятия находится принятие неопределенности и готовность эффективно адаптироваться к нему. На другом - избегание неопределенности, страх перед ними, стрессовое состояние в новых, непривычных для личности ситуациях. Развитие в личности человека толерантности к неопределенности можно считать одной из успешных копинг-стратегий. Готовность личности действовать в условиях постоянной нехватки информации, отсутствия ясных ориентиров и заготовленных ранее шаблонов делает личность более адаптивной. Хотелось бы отметить, что такая адаптивность к толерантности к неопределённости тесно связанна с феноменом жизнестойкости. Понятие жизнестойкости впервые было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится это понятие на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Термин hardiness, введенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», в русской литературе его впервые рассмотрел Д. А. Леонтьев и предложил обозначать этот термин как «жизнестойкость», хотелось бы отметить, что жизнестойкость сопряжена с наличием существующих внутренних возможностей человека, которыми он может воспользоваться в различных ситуациях жизни. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [3].
Жизнестойкость не реализуется личностью без полученного ранее опыта, различные факты на жизненном пути человека интегрируются в жизненный опыт, но только при условии, если они становятся личностным событием.
Студенты медицинских специальностей наиболее часто сталкиваться с неопределённостью бытия и невозможностью иметь заготовленные шаблоны. Имея дело с человеческим фактором непредсказуемости, будущие врачи не могут полагаться лишь на ясность и главенство правил и должны эффективно справляться с транзитивной средой, имея в себе высокую толерантность к неопределенности, которая сопряжена с элементами жизнестойкости и жизнестойких убеждений.
Актуальность в рассмотрении данной темы заключена в том, что в нынешних условиях, на студентов медиков ложиться высокая нагрузка транзитивной среды [4] и если на среду личность оказывать влияния не может, то отношение к ней через жизнестойкий способ мышления вполне. Выявление взаимосвязи толерантности к неопределённости с показателями жизнестойкости у студентов-медиков позволит выделить инструмент влияния на интолерантность к неопределённости для повышения адаптационного потенциала студента-медика. С целью изучения взаимосвязи толерантности к неопределённости с показателями жизнестойкости у студентов-медиков было проведено исследование, которое проводилось на базе ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России города Хабаровска. Эмпирическую выборку составили студенты II курса, в
количестве 103 человека. Возрастной показатель варьировался от 18-23 лет.
В работе были использованы следующие методики:
1. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева. «Тест Жизнестойкости» - Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 году Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой. Тест предназначен для оценки способности и готовности человека активно и гибко действовать, в ситуации стресса и трудностей [3].
2. Шкала Баднера «Толерантность к неопределённости» - Шкала толерантности - интолерантности к неопределённости Баднера (англ. Budner's Scale of Tolerance - Intolerance of Ambiguity) - первая самостоятельная методика, направленная на диагностику толерантности к неопределённости. На её основе в дальнейшем создавались другие шкалы. Впервые опубликована Баднером в 1962 году, адаптирована и валидизирована на русском языке в 2008 году Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой, переработана и валидизирована в 2014 году Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой. Данная шкала предназначена для оценки толерантности и интолерантности к неопределённости [2].
Для выявления взаимосвязи между показателями такими как: пол, возраст, жизнестойкость, вовлеченность, принятие риска, контроль, толерантность к неопределённости, интолерантность к неопределённости, межличностная интолерантность к неопределённости была проведена статистическая обработка данных. Был использован линейный корреляционный анализ программой Microsoft Excel 2003 и пакетом прикладных программ статистической обработки данных SPSS. В дальнейшем анализировались статистически значимые коэффициенты корреляции между показателями по критерию К.Пирсона.
В результате линейного корреляционного анализа показателей: пол, возраст, жизнестойкость, вовлеченность, принятие риска, контроль, толерантность к неопределённости (ТН), интолерантность к неопределённости (ИТН), межличностная интолерантность к неопределённости (МИТН) удалось выявить отрицательную корреляционную взаимосвязь между Толерантностью к неопределенности (шкала «ТН») и возрастом (r=-0,21). Толерантность к неопределённости следует понимать в качестве генерализованного личностного свойства, означающего стремление к изменениям, новизне и оригинальности, готовность идти непроторенными путями и предпочитать более сложные задачи, иметь возможность самостоятельности и выхода за рамки принятых ограничений. Таким образом, можно предположить, что с увеличением возраста респондента, снижается его толерантность к неопределенности (шкала «ТН»). Удалось так же установить умеренную отрицательную корреляционную взаимосвязь между межличностной интолерантность к неопределенности (шкала «МИТН») и такими показателями как:
жизнестойкость (г=-0,35), вовлеченность (г=-0,31), принятие риска (г=-0,27) и контроль (г=-0,29). Шкала «МИТН» - хорошо интерпретируется в качестве межличностной ИТН, т.е. означает стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях, дискомфорт в случае неопределенности отношений с другими. В целом это соответствует критериям неустойчивости, монологичности, статичности в отношениях с другими. Следовательно, чем выше у студента показатели по шкале «МИТН» тем ниже выражены такие качества личности как жизнестойкость (шкала «Жизнестойкости»), вовлеченность (шкала «Вовлеченности»), принятие риска (шкала «Принятие риска») и контроль (шкала «Контроль)». Что в будущем может обернуться трудностью профессионального становления, так как медицинская специализация в первую очередь направлена на межличностное взаимодействие с пациентом и от того, как сложатся отношения между врачом и пациентом, во многом зависит эффективность лечения и выздоровление пациента [5]. Положительная статически значимая корреляционная связь была выявлена между такими показателями как: жизнестойкость (шкала «Жизнестойкости»), вовлеченность (шкала «Вовлеченности») (г=0,86), принятие риска (шкала «Принятие риска»)(г=0,71) и контроль (шкала «Контроль») (г=0,85). Эти данные могут интерпретироваться с точки зрения прямой сильной положительной связи. Чем выше показатели жизнестойкости, тем больше развиты такие компоненты как: Вовлеченности (шкала «Вовлеченности»), принятие риска (шкала «Принятие риска») и контроль (шкала «Контроль») и наоборот такие показатели как Вовлеченность (шкала «Вовлеченности») (г=0,55), принятие риска (шкала «Принятие риска») (г=0,5) и контроль (шкала «Контроль») (г=0,7) положительно коррелируют между собой. Таким образом, можно подытожить: с увеличением возраста студента медицинских
специальностей, снижается его толерантность к неопределенности. Так же чем выше у студента показатели по шкале межличностной интолерантности к неопределённости, тем ниже выражена жизнестойкость студента, что говорит о взаимосвязи этих личностных переменных, характеризующих систему онтологических отношений человека. Можно говорить о существовании личностных структур, взаимосвязанных как с межличностной интолерантностью неопределенности, так и с жизнестойкостью, что в целом обеспечивает устойчивую взаимосвязь личности с миром. Полученные данные так же дают представления, что при проведении психологической коррекции системы жизнестойкости можно влиять на проявление толерантности, интолерантности личности.
Использованные источники:
1. Байрак, Ю.Л. Толерантность к неопределенности,/ [электронный ресурс]/ Ю.Л Байрак / https://psychoseaгch.щ/teoriya/deteгminirovannost/429-toleгantnost-k-neopгedelennosti. [ Дата обращения 5.01.2018]
2. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера
// Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 92-110.
3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
4. Марцинковская Т.Д., Турушева Ю.Б. Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности // Психологический журнал. - 2017. - Т. 10. - №52. - С. 2.
5. Fuentes J., Susan A., Funabashi M., Miciak M., Dick B., Warren S., Rashiq S., David J. Magee, Douglas P. Gross; Enhanced Therapeutic Alliance Modulates Pain Intensity and Muscle Pain Sensitivity in Patients With Chronic Low Back Pain: An Experimental Controlled Study, Physical Therapy, Volume 94, Issue 4, 1 April 2014, Pages 477-489.