Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ТРАНЗИТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляжко А. М.

В статье размаривается взаимосвязь толерантности к неопределённости с показателями жизнестойкости у студентов-медиков. Анализируется корреляционная взаимосвязь жизнестойкости, как личностной диспозиции толерантности и интолерантности к неопределенности на примере студентов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ляжко А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF TOLERANCE TO UNCERTAINTY WITH INDICES OF RESILIENCE FOR MEDICAL STUDENTS

In the article, the relationship between tolerance and uncertainty is correlated with the indices of viability in medical students. The correlation correlation of viability is analyzed as a personal disposition of tolerance and intolerance to uncertainty on the example of medical students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

УДК 159.9.072.432

Ляжко А.М. студент 6 курса факультет «Клиническая Психология» Дальневосточный Государственный Медицинский Университет научный руководитель: Сысоева О. В., к.психол.н.

доцент Россия, г. Хабаровск ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация: В статье размаривается взаимосвязь толерантности к неопределённости с показателями жизнестойкости у студентов-медиков. Анализируется корреляционная взаимосвязь жизнестойкости, как личностной диспозиции толерантности и интолерантности к неопределенности на примере студентов-медиков.

Ключевые слова. Толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, студенты-медики,

жизнестойкость, личность, транзитивность.

Liazhko A.M. Student

6 year, Faculty of Clinical Psychology Far Eastern State Medical University Russia, Khabarovsk

Scientific adviser: Sysoeva O. V. In the associate professor, the candidate

of psychological sciences INTERRELATION OF TOLERANCE TO UNCERTAINTY WITH INDICES OF RESILIENCE FOR MEDICAL STUDENTS

Annotation: In the article, the relationship between tolerance and uncertainty is correlated with the indices of viability in medical students. The correlation correlation of viability is analyzed as a personal disposition of tolerance and intolerance to uncertainty on the example of medical students.

Keywords. Tolerance to uncertainty, intolerance to uncertainty, medical students, vitality, personality, transitivity.

Современная жизнь - это ежесекундное принятие решений, часто происходящее в условиях неопределенности. И если для одних это возможность проявить свою креативную, творческую натуру, преодолеть ограничения и открыться новому опыту, то для других это дополнительный вызов, усложняющий процесс принятия решений [1]. В современной литературе термин толерантности к неопределенности обуславливает процессы личностной саморегуляции в ситуациях отсутствия константных ориентиров выбора и постоянной невозможности применения устоявшихся личностью клише или готовых решений [2]. На одном полюсе

рассматриваемого понятия находится принятие неопределенности и готовность эффективно адаптироваться к нему. На другом - избегание неопределенности, страх перед ними, стрессовое состояние в новых, непривычных для личности ситуациях. Развитие в личности человека толерантности к неопределенности можно считать одной из успешных копинг-стратегий. Готовность личности действовать в условиях постоянной нехватки информации, отсутствия ясных ориентиров и заготовленных ранее шаблонов делает личность более адаптивной. Хотелось бы отметить, что такая адаптивность к толерантности к неопределённости тесно связанна с феноменом жизнестойкости. Понятие жизнестойкости впервые было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится это понятие на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Термин hardiness, введенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», в русской литературе его впервые рассмотрел Д. А. Леонтьев и предложил обозначать этот термин как «жизнестойкость», хотелось бы отметить, что жизнестойкость сопряжена с наличием существующих внутренних возможностей человека, которыми он может воспользоваться в различных ситуациях жизни. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [3].

Жизнестойкость не реализуется личностью без полученного ранее опыта, различные факты на жизненном пути человека интегрируются в жизненный опыт, но только при условии, если они становятся личностным событием.

Студенты медицинских специальностей наиболее часто сталкиваться с неопределённостью бытия и невозможностью иметь заготовленные шаблоны. Имея дело с человеческим фактором непредсказуемости, будущие врачи не могут полагаться лишь на ясность и главенство правил и должны эффективно справляться с транзитивной средой, имея в себе высокую толерантность к неопределенности, которая сопряжена с элементами жизнестойкости и жизнестойких убеждений.

Актуальность в рассмотрении данной темы заключена в том, что в нынешних условиях, на студентов медиков ложиться высокая нагрузка транзитивной среды [4] и если на среду личность оказывать влияния не может, то отношение к ней через жизнестойкий способ мышления вполне. Выявление взаимосвязи толерантности к неопределённости с показателями жизнестойкости у студентов-медиков позволит выделить инструмент влияния на интолерантность к неопределённости для повышения адаптационного потенциала студента-медика. С целью изучения взаимосвязи толерантности к неопределённости с показателями жизнестойкости у студентов-медиков было проведено исследование, которое проводилось на базе ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России города Хабаровска. Эмпирическую выборку составили студенты II курса, в

количестве 103 человека. Возрастной показатель варьировался от 18-23 лет.

В работе были использованы следующие методики:

1. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева. «Тест Жизнестойкости» - Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 году Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой. Тест предназначен для оценки способности и готовности человека активно и гибко действовать, в ситуации стресса и трудностей [3].

2. Шкала Баднера «Толерантность к неопределённости» - Шкала толерантности - интолерантности к неопределённости Баднера (англ. Budner's Scale of Tolerance - Intolerance of Ambiguity) - первая самостоятельная методика, направленная на диагностику толерантности к неопределённости. На её основе в дальнейшем создавались другие шкалы. Впервые опубликована Баднером в 1962 году, адаптирована и валидизирована на русском языке в 2008 году Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой, переработана и валидизирована в 2014 году Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой. Данная шкала предназначена для оценки толерантности и интолерантности к неопределённости [2].

Для выявления взаимосвязи между показателями такими как: пол, возраст, жизнестойкость, вовлеченность, принятие риска, контроль, толерантность к неопределённости, интолерантность к неопределённости, межличностная интолерантность к неопределённости была проведена статистическая обработка данных. Был использован линейный корреляционный анализ программой Microsoft Excel 2003 и пакетом прикладных программ статистической обработки данных SPSS. В дальнейшем анализировались статистически значимые коэффициенты корреляции между показателями по критерию К.Пирсона.

В результате линейного корреляционного анализа показателей: пол, возраст, жизнестойкость, вовлеченность, принятие риска, контроль, толерантность к неопределённости (ТН), интолерантность к неопределённости (ИТН), межличностная интолерантность к неопределённости (МИТН) удалось выявить отрицательную корреляционную взаимосвязь между Толерантностью к неопределенности (шкала «ТН») и возрастом (r=-0,21). Толерантность к неопределённости следует понимать в качестве генерализованного личностного свойства, означающего стремление к изменениям, новизне и оригинальности, готовность идти непроторенными путями и предпочитать более сложные задачи, иметь возможность самостоятельности и выхода за рамки принятых ограничений. Таким образом, можно предположить, что с увеличением возраста респондента, снижается его толерантность к неопределенности (шкала «ТН»). Удалось так же установить умеренную отрицательную корреляционную взаимосвязь между межличностной интолерантность к неопределенности (шкала «МИТН») и такими показателями как:

жизнестойкость (г=-0,35), вовлеченность (г=-0,31), принятие риска (г=-0,27) и контроль (г=-0,29). Шкала «МИТН» - хорошо интерпретируется в качестве межличностной ИТН, т.е. означает стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях, дискомфорт в случае неопределенности отношений с другими. В целом это соответствует критериям неустойчивости, монологичности, статичности в отношениях с другими. Следовательно, чем выше у студента показатели по шкале «МИТН» тем ниже выражены такие качества личности как жизнестойкость (шкала «Жизнестойкости»), вовлеченность (шкала «Вовлеченности»), принятие риска (шкала «Принятие риска») и контроль (шкала «Контроль)». Что в будущем может обернуться трудностью профессионального становления, так как медицинская специализация в первую очередь направлена на межличностное взаимодействие с пациентом и от того, как сложатся отношения между врачом и пациентом, во многом зависит эффективность лечения и выздоровление пациента [5]. Положительная статически значимая корреляционная связь была выявлена между такими показателями как: жизнестойкость (шкала «Жизнестойкости»), вовлеченность (шкала «Вовлеченности») (г=0,86), принятие риска (шкала «Принятие риска»)(г=0,71) и контроль (шкала «Контроль») (г=0,85). Эти данные могут интерпретироваться с точки зрения прямой сильной положительной связи. Чем выше показатели жизнестойкости, тем больше развиты такие компоненты как: Вовлеченности (шкала «Вовлеченности»), принятие риска (шкала «Принятие риска») и контроль (шкала «Контроль») и наоборот такие показатели как Вовлеченность (шкала «Вовлеченности») (г=0,55), принятие риска (шкала «Принятие риска») (г=0,5) и контроль (шкала «Контроль») (г=0,7) положительно коррелируют между собой. Таким образом, можно подытожить: с увеличением возраста студента медицинских

специальностей, снижается его толерантность к неопределенности. Так же чем выше у студента показатели по шкале межличностной интолерантности к неопределённости, тем ниже выражена жизнестойкость студента, что говорит о взаимосвязи этих личностных переменных, характеризующих систему онтологических отношений человека. Можно говорить о существовании личностных структур, взаимосвязанных как с межличностной интолерантностью неопределенности, так и с жизнестойкостью, что в целом обеспечивает устойчивую взаимосвязь личности с миром. Полученные данные так же дают представления, что при проведении психологической коррекции системы жизнестойкости можно влиять на проявление толерантности, интолерантности личности.

Использованные источники:

1. Байрак, Ю.Л. Толерантность к неопределенности,/ [электронный ресурс]/ Ю.Л Байрак / https://psychoseaгch.щ/teoriya/deteгminirovannost/429-toleгantnost-k-neopгedelennosti. [ Дата обращения 5.01.2018]

2. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера

// Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 92-110.

3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

4. Марцинковская Т.Д., Турушева Ю.Б. Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности // Психологический журнал. - 2017. - Т. 10. - №52. - С. 2.

5. Fuentes J., Susan A., Funabashi M., Miciak M., Dick B., Warren S., Rashiq S., David J. Magee, Douglas P. Gross; Enhanced Therapeutic Alliance Modulates Pain Intensity and Muscle Pain Sensitivity in Patients With Chronic Low Back Pain: An Experimental Controlled Study, Physical Therapy, Volume 94, Issue 4, 1 April 2014, Pages 477-489.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.