УДК 796.011;159.9.018
© С. В. Калмыков, А. С. Сагалеев, А. С. Цыбиков
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ С РЕГУЛИРУЮЩИМИ СИСТЕМАМИ ОРГАНИЗМА
В статье представлены результаты исследования взаимосвязей свойств темперамента личности по Ай-зенку с его регулирующими системами организма по тибетской медицине. Исследована связь занятий физической культуры и спорта и гендерного признака со свойствами темперамента студентов.
Ключевые слова: темперамент, нейротизм, экстраверсия, регулирующие системы «ветер», «желчь», «слизь», физическая культура и спорт.
S. V. Kalmykov, A. S. Sagaleev, A. S. Tsybikov
INTERDEPENDENCE BETWEEN PERSONALITY TEMPERAMENT AND REGULATORY BODY SYSTEMS
The article presents the results of the study of interdependance between personality temperament properties according to Eysenck and regulatory systems of human body by Tibetan medicine. The relationship between students' physical activity, doing sports and gender property and their temperament features have been studied.
Keywords: temperament, neuroticism, extroversion, regulatory systems, "wind", "bile", "slime", physical culture and sport.
Введение
В основе западного понимания устойчивой формы объединения индивидуальных особенностей личности лежит темперамент. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Основные свойства, лежащие в основе темперамента по Г. Айзенку, - экстраверсия (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения). На основе данной двухфак-торной модели условно выделяют четыре типа личности: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик [1].
Одним из предполагаемых аналогов восточной системы классификации типов личности является психофизиологический тип по тибетской системе «ветер-желчь-слизь». В тибетской медицине человек рассматривается как единая целостная система, неразрывно связанная со средой обитания. Нормальное функционирование организма человека зависит от баланса трех физиологических начал (регулирующих систем), называемых «дошами»: «слизь» - эндокринная и лимфатическая системы, «желчь» - пищеварительная и сердечно-сосудистая системы, «ветер» - нервная система. Сбалансированное или возмущенное состояние трех регулирующих систем в организме является базовым информативным индикатором при диагностике и коррекции как физического, так и психологического состояния здоровья человека. Тип человека по тибетской системе «ветер-желчь-слизь» определяется, как правило, посредством специальных диагности-
ческих вопросников. Каждый тип характеризуется целым рядом физиологических и психологических признаков. Все три регулирующие системы - «ветер», «желчь» и «слизь» - присутствуют у каждого человека, однако одна или две из них могут доминировать. В соответствии с преобладанием той или иной доши человека можно отнести одному из семи конституциональных типов по тибетской системе: «человек желчи», «слизи», «ветра», «желчь-слизь», «желчь-ветер», «слизь-ветер» и тройной тип «ветер-желчь-слизь» [2, 3].
Согласно источникам, можно дать следующую краткую характеристику трем «чистым» типам. Люди «ветра» по виду сухощавы, часто высокого роста, бледны, многословны, артистичны, склонны к беспокойству, бессоннице, плохо переносят холод и т.д. [4]. Люди «желчи» имеют атлетическое телосложение, развитые мышцы, обычно среднего роста, имеют смуглый цвет кожи, склонны к раздражительности, трудно переносят жажду и голод, очень энергичны, целеустремлены и воинственны [5]. Люди «слизи», как правило, крупного телосложения, склонны к полноте, обладают хорошим сном, очень терпеливы, веселого нрава, медлительны, практичны [6]. Эти три основных конституциональных типа в сочетании дают еще четыре класса смешанных типа - итого семь. Подробное описание всех типов изложено в ряде книг по тибетской медицине [2].
Восточные подходы к психофизической диагностике имеют ряд перспективных преимуществ, которым можно отнести [7, 8]:
- системный (комплексный) подход к анализу состояния (неразрывность связи физиологии и психологии человека);
- имеются конкретные профилактические рекомендации по образу жизни и питанию в зависимости от выявленного типа для улучшения функционального состояния;
- возможность по выявленным психофизиологическим особенностям (типам) заблаговременно определить перечень свойственных им заболеваний в целях профилактики.
Несмотря на это, восточные методы диагностики все же остаются недостаточно изученными и формализованными современной наукой.
Цель данного исследования - сопоставительный анализ свойств темперамента с регулирующими системами организма «ветер», «желчь», «слизь», а также исследование влияния на них занятий физической культурой и спортом.
Организация и методы исследования.
Проведено тестирование 85 студентов различных специальностей Бурятского госуниверситета по двум методикам: 1) определение темперамента по методике Айзенка с помощью вопросника из 57 пунктов; 2) методика, разработанная на основе многовекового практического опыта врачей-тибетологов, выявляющая психофизиологический тип человека с помощью теста «Тип тела» (mz.bsu.ru) из 99 вопросников о различных проявлениях психических и физиологических признаков (симптомов) и предпочтений. Результатом выполнения теста «тип тела» являются три числовых значения, которые выражают степень проявления признаков «ветра», «желчи» и «слизи». Сравнением трех значений определяются доминирующие доши и конституциональный тип человека.
По регулирующим системам («ветер», «желчь», «слизь») достоверных различий по гендерному фактору не выявлено.
Сравнение спортсменов и неспортсменов по свойствам темперамента. Среди обследованных 39 респондентов - студенты-спортсмены и
При обработке эмпирических данных применяются параметрические и непараметрические методы анализа данных. Методы реализуются с помощью современного лицензионного программного пакета Statistica 10Ru.
Результаты исследований
Согласно методике Айзенка, по шкале надежности (ложных ответов) полученных данных отбракованы 16 результатов тестирования, итого для обработки принято N=69 записей, из них 26 юношей и 43 девушки. Для применения параметрических методов распределения количественных переменных, соответствующих показателям «интроверсия», «нейротизм», «ветер», «желчь» и «слизь», проверены на нормальность распределения и приняты достаточно близкими по критерию Шапиро - Уилка и частотному анализу.
В результате тестирования получено неравномерное распределение респондентов. В нашей выборке наиболее часто встречающиеся типы -это тройной смешанный тип «ветер-желчь-слизь» и «желчь-слизь». Люди «чистого» типа и двойные с доминированием «ветра» встречаются относительно реже.
Влияние гендерного фактора на свойства темперамента. Результаты анализа различий средних значений респондентов по свойствам темперамента у юношей и девушек говорят о достоверных различиях по признаку «экстраверсия». При этом у юношей показатели экстраверсии ниже, чем у девушек (р<0,05). По признаку «нейротизм» достоверных различий не выявлено, хотя имеется определенная тенденция: у девушек нейротизм несколько выше, чем у юношей (табл. 1).
Таблица 1
30 - студенты, не занимающиеся активно физической культурой и спортом. Результаты сравнения указанных категорий студентов по свойствам темперамента по восточной и западной системе представлены в таблице 2.
Свойство темперамента по Айзенку Юноши (М±т, N=26) Девушки (М±т, N=43) t - значение Стьюдента р-уровень
Экстраверсия 11,08±0,51 12,79±0,52 2,05 p<0,05
Нейротизм 11,58±0,83 13,72±0,97 1,84 0,05<р<0,1
Таблица 2
Свойство темперамента по Айзенку и регулирующие Спортсмены (М±т, N=39) Неспортсмены (М±т, N=30) t - значение Стьюдента р-уровень
системы
Экстраверсия 12,0±0,58 12,33±0,6 0,4 р>0,05
Нейротизм 11,76±0,74 14,43±0,84 2,4 p<0,05
Ветер 91,1±3,03 95,43±3,94 0,89 р>0,05
Желчь 102,64±3,15 102,23±3,06 0,09 р>0,05
Слизь 102,46±2,68 111,57±3,49 2,11 p<0,05
* жирным отмечены значимые различия (р<0,05)
С помощью критерия Стьюдента выявленные различия между спортсменами и неспортсменами по признакам «нейротизм» и «слизь»: неустойчивость и содержание доши «слизь» у неспортсменов выше, чем у спортсменов (р<0,05). Отсюда можно утверждать, что занятия физической культурой и спортом благоприятно влияет на уровень эмоциональной устойчивости студентов и снижает проявления признаков «слизи».
Анализ взаимосвязей свойств темперамента и регулирующих систем. Исследование парных взаимосвязей проводилось с помощью корреляционного анализа, с применением коэффициента корреляции Пирсона на уровне надежности 99 % (р=0,01). В результате расчетов получена представленная ниже таблица корреляций (табл. 3).
Таблица 3
Корреляция между свойствами темперамента и регулирующими системами
Регулирующая система Свойство темперамента Ветер Желчь Слизь
Экстраверсия 0,18 0,18 -0,21
Нейротизм (эмоц. неустойчивость) 0,42 -0,14 0,14
жирным отмечены значимые корреляции (р<0,01)
Корреляционный анализ выявил высокозначимую, умеренную по силе и положительную по направлению связь между нейротизмом и «ветром» (г=0,42 при р<0,01). То есть чем больше мы наблюдаем в человеке признаков «ветра», тем выше у него эмоциональная неустойчивость. Данный факт подтверждает восточное описание природы «ветра».
Также любопытные результаты получены с помощью факторного анализа (метод главных компонент с варимакс-вращением исходных данных), который выявил следующую выраженную трехфакторную психофизиологическую структуру человека (табл. 4).
Таблица 4
Признаки Фактор 1: «Нейротизм-ветер» Фактор 2: «Желчь-слизь» Фактор 3: «Экстраверсия»
Экстраверсия 0,175 0,100 0,914
Нейротизм 0,882 -0,115 0,061
Ветер 0,764 0,176 0,166
Желчь -0,117 0,913 0,225
Слизь 0,267 0,710 -0,512
Общ.дис. 1,48 1,39 1,18
Доля общ 0,30 0,28 0,24
* выделены факторные нагрузки >0,7 (корреляция с факторной переменной)
Определены три независимых факторных переменных, для которых условные названия указаны в таблице. При этом фактор 1 характеризует свойство человека, объединяющее «нейротизм» и признаки «ветра». Фактор 2 характеризует степень проявления признаков психофизиологического типа «желчь-слизь». Фактор 3 -экстраверсию. Данный результат можно рассматривать как некий синтез двух абсолютно разных подходов и является предпосылкой для более глубокого и детального изучения на более
больших выборках. И не исключена разработка новой психофизиологической модели, консолидирующей восточный и западный подходы.
Взаимосвязь доминирующих дош со свойствами темперамента. Рассмотрим результаты сравнения по критерию Стьюдента свойств темперамента по факторам доминирования доши «ветер», «желчь» и «слизь» (табл. 4-6). Значимые различия и информативные тенденции в таблицах выделены жирным шрифтом.
Таблица 4
Доминирование доши «ветер» и свойства темперамента
Свойство темперамента Среднее (M±m) Критерий Стьюдента
"Ветер" не доминирует (n=31) "Ветер" доминирует (n=38) t-знач. Достоверность (p)
Экстраверсия 12,03±0,6 12,24±0,58 0,24 p>0,05
Нейротизм 11,45±0,73 14,11±0,81 2,38 p<0,05
Таблица 5
Доминирование доши «желчь» и свойства темперамента
Свойство темперамента Среднее (M±m) Критерий Стьюдента
"Желчь" не доминирует (n=18) " Желчь" доминирует (n=51) t- знач. Достоверность (Р)
Экстраверсия 11,5±0,74 12,37±0,5 0,92 p>0,05
Нейротизм 14,61±1,21 12,31±0,64 1,79 0,05<p<0,1
Доминирование доши «слизь» и свойства темперамента
Таблица 6
Свойство темперамента Среднее (M±m) Критерий Стьюдента
"Слизь" не доминирует (n=10) " Слизь" доминирует (n=59) t-знач. Достоверность (p)
Экстраверсия 15,02±0,73 11,63±0,44 3,24 p<0,01
Нейротизм 12,08±1,9 12,93±0,6 0,08 p>0,05
Интерпретируя результаты статистического анализа, можно утверждать, что у людей с выраженным доминированием «ветра» эмоциональная устойчивость ниже, чем у остальных (подтверждение результатов корреляционного анализа). На уровне тенденции (р=0,08) выявлено доминирование «желчи», напротив, положительно связанное с уровнем эмоциональной устойчивости. Убедительно подтверждается связь «слизи» с «экстраверсией»: доминирование «слизи» имеет обратную связь с экстраверсией
(p<0,01), что соответствует восточным описаниям.
Далее с помощью однофакторного дисперсионного анализа получены результаты сравнения свойств темперамента по главной доминирующей системе. Итак, статистический анализ выявил достоверное влияние доминирующей системы на экстраверсию (F=7,65; p<0,005) и нейротизм (F=5,74; p<0,01). Более детально характер влияния доминирующих дош отражают графики средних с их 95 %-ми доверительными интервалами (рис. 1 и 2).
те
■ те
й- ®
щ
т
1.0
желчь слизь ветер
Доминирующая доша
Рис. 1. Влияние доминирующей доши на экстраверсию
Рис. 2. Влияние доминирующей доши на нейротизм
Можно утверждать, что люди с главной доминирующей дошей «слизь» имеют низкий уровень экстраверсии в отличие от «ветра» и «желчи» (критерий Тьюки: р<0,05). А люди с главной доминирующей дошей «ветер» имеют более высокий уровень нейротизма в отличие от «желчи» и «слизи» (критерий Тьюки: р<0,05).
Выводы
Итак, в проведенном исследовании по выявлению взаимосвязей между свойствами темперамента по Айзенку и регулирующими система-
ми организма выявлена корреляционная связь между нейротизмом и дошей «ветер» (г=0,42; р<0,01), определена перспективная, на наш взгляд, консолидирующая трехфакторная структура, состоящая из свойств темперамента и трех дош. На основе сравнения средних выборок с доминирующей и не доминирующей дошей «слизь» установлена взаимосвязь экстраверсии с регулирующей системой «слизь» (р<0,01). С помощью дисперсионного анализа выявлены различия свойств темперамента по их главной до-
минирующей доше. Полученные результаты сходятся с описаниями тибетской системы классификации конституциональных типов.
Кроме того, получено влияние гендерного признака на экстраверсию (р<0,05). Выявлены различия по признаку «нейротизм» и уровнем проявления «слизи» между студентами-спортсменами и неспортсменами (р<0,05). Причем нейротизм у первых ниже, чем у вторых. Возможно, это говорит о положительном влиянии занятий физической культурой и спортом на эмоциональную устойчивость человека.
Заключение
Таким образом, формализована взаимосвязь между двумя принципиально разными подходами - западной двухфакторной моделью темперамента и восточной трехфакторной моделью «ветер-желчь-слизь». В отличие от западных, восточная методология определения конституциональных типов человека основывается на тесных взаимосвязях психологических и физиологических признаков и свойств, тем самым демонстрирует целостный подход. В связи с этим, взяв за основу восточную психофизиологическую систему трех дош и консолидируя его с психофизиологической теорией Запада, представляется возможным в перспективе создание инновационной модели, имеющей высокую практическую значимость, в том числе в области оздоровительной физической культуры и спорта высших достижений.
Литература
1. Личностный опросник ЕР1 (методика Г.Айзенка) // Альманах психологических тестов. -М., 1995. - С. 217-224.
2. Чжуд-ши. Канон тибетской медицины / пер. с тиб. Д.Б. Дашиева. - М.: Восточная литература, 2001. - 768 с.
3. Жамбалдагбаев Н.Ц., Занданова Г.И. Место представлений о психофизиологических типах человека в клинической практике тибетской медицины: сб. науч. тр. НПЦ ТМГ Минздрава России. - М., 2001. - С. 34-37.
4. Чойжинимаева С.Г. Болезни нервных людей, или откуда дует Ветер? - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 206 с.
5. Чойжинимаева С.Г. Болезни сильных людей, или как обуздать Желчь? - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 159 с.
6. Чойжинимаева С.Г. Болезни больших людей, или что такое Слизь? - М.: РИПОЛ классик, 2007. -159 с.
7. Цыбиков А.С. Оценка функционального состояния борцов в период проведения соревнований методами восточной медицины // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН.- Иркутск, 2011. - Ч. 1, №3(79). - С. 126131.
8. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Цыбиков А.С. Динамика функционального состояния организма борцов в предсоревновательный и соревновательный периоды по данным методов диагностики восточной медицины // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 13. Физическая культура и спорт. - С. 94-99.
Калмыков Степан Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАН, ректор Бурятского госуниверситета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)211580.
Сагалеев Андрей Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Цыбиков Анатолий Сергеевич, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией Инновационных технологий подготовки спортсменов Бурятского госуниверситета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Kalmykov Stepan Vladimirovich, corresponding member of Russian Academy of Education, doctor of pedagogical science, professor, rector of Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolina str., 24a. E-mail: [email protected]
Sagaleyev Andrey Sergeevich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of sports disciplines, Buryat State University. E-mail: [email protected]
Tsybikov Anatoly Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, head of the laboratory of innovative technologies of athletes training, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolina str., 24a. E-mail: [email protected]