Научная статья на тему 'Взаимосвязь свойств темперамента и профессиональной направленности личности в подростковом возрасте'

Взаимосвязь свойств темперамента и профессиональной направленности личности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1657
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА / CHARACTERISTICS OF TEMPERAMENT / ПРОФЕССИИ / PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CHOICE OF PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазебная Мария Алексеевна, Зорькина Ольга Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи свойств темперамента и профессиональной направленности личности в подростковом возрасте. В первой части статьи освещаются теоретические аспекты понятия темперамент, его основные свойства, история изучения. Далее рассматриваются теоретические аспекты понятия профессиональной направленности, связи данного понятия с другими профессиональными терминами, а именно: профессиональная ориентация, профессиональная пригодность, профессионально важные качества, профессиональное самоопределение. Описываются факторы и условия формирования профессиональной направленности в подростковом возрасте. Также освещается проблема успешности в некоторых профессиональных сферах обладателей разных типов темперамента. Во второй части статьи описывается эмпирическое исследование, посвященное проблеме взаимосвязи свойств темперамента и профессиональной направленности личности: представлена выборка, база исследования, используемые методики и полученные взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation between the temperament’s characteristics and the professional directivity of the personality in adolescence

This article is devoted to the problem of the correlation between the temperament and the professional directivity of the personality in adolescence. The first part of the article is concerned with theoretical aspects of the concept of temperament, its basic properties, history of study. Next, it touches upon the issue of the theoretical aspects of the concept of professional orientation, the connection of this concept with other professional terms, namely: professional suitability, professionally important qualities, professional self-determination. The factors and conditions for the formation of a professional orientation in adolescence are described. Also the problem of success in some professional spheres of owners of different types of temperament is covered. The second part of the article describes an empirical study devoted to the problem of the correlation between the temperament properties and the professional directivity of the personality: a sample, the base of the research, the methods used and the interrelationships obtained.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь свойств темперамента и профессиональной направленности личности в подростковом возрасте»

Взаимосвязь свойств темперамента и профессиональной направленности личности в

подростковом возрасте

The correlation between the temperament's characteristics and the professional directivity of

the personality in adolescence

Лазебная Мария Алексеевна

Студент 4 курса Факультет психологии Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск e-mail: lazebnaya. maria@yandex. ru

Lazebnaya Maria Alekseevna

Student 4-year Faculty of psychology Novosibirsk State Pedagogical University

Novosibirsk

e-mail: lazebnaya. maria@yandex. ru

Научный руководитель Зорькина Ольга Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск e-mail: [email protected]

Scientific adviser Zorkina Olga Sergeevna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology and

History of Psychology Novosibirsk State Pedagogical University

Novosibirsk

e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи свойств темперамента и профессиональной направленности личности в подростковом возрасте. В первой части статьи освещаются теоретические аспекты понятия темперамент, его основные свойства, история изучения. Далее рассматриваются теоретические аспекты понятия профессиональной направленности, связи данного понятия с другими профессиональными терминами, а именно: профессиональная ориентация, профессиональная пригодность, профессионально важные качества, профессиональное самоопределение. Описываются факторы и условия формирования профессиональной направленности в подростковом возрасте. Также освещается проблема успешности в некоторых профессиональных сферах обладателей разных типов темперамента. Во второй части статьи описывается эмпирическое исследование, посвященное проблеме взаимосвязи свойств темперамента и профессиональной направленности личности: представлена выборка, база исследования, используемые методики и полученные взаимосвязи.

Annotation.

This article is devoted to the problem of the correlation between the temperament and the professional directivity of the personality in adolescence. The first part of the article is concerned with theoretical aspects of the concept of temperament, its basic properties, history of study. Next, it touches upon the issue of the theoretical aspects of the concept of professional orientation, the connection of this concept with other professional terms, namely: professional suitability, professionally important qualities, professional self-determination. The factors and conditions for the formation of a professional orientation in adolescence are described. Also the problem of success in some professional spheres of owners of different types of temperament is covered. The second part of the article describes an empirical study devoted to the problem of the correlation between the temperament properties and the professional directivity of the personality: a sample, the base of the research, the methods used and the interrelationships obtained.

Ключевые слова: темперамент, свойства темперамента, профессии, профессиональная направленность, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, выбор профессии.

Key words: temperament, characteristics of temperament, profession, professional orientation, professional self-determination, choice of profession.

В настоящее время имеет актуальность проблема выбора профессии выпускниками школ. В редких случаях подростки имеют осознанное желание освоить какую-либо конкретную профессию, рассмотрев, при этом, все факторы, которые способствуют этому выбору. Соответственно, множество выпускников школ выбирают для себя следующее профессиональное заведение, не учитывая свои возможности и способности. Зачастую случается так, что учащийся даже не учитывает свои желания заниматься определенной трудовой деятельностью, а выбирает ВУЗ или ССУЗ по косвенным факторам (легкость освоения профессии, легкость поступления, возможность поступить на бюджет и др.). В таком случае, молодой специалист, уже получивший профессиональное образование, вряд ли добьется успешности в выбранной профессиональной деятельности. Таким образом, перед нами встает необходимость дополнения сведений о том, какие внутренние факторы каждого человека влияют на выбор профессиональной деятельности и обуславливают ее успешность. В качестве таких факторов мы выбрали свойства темперамента. Целью нашей работы стало установление взаимосвязи между свойствами темперамента и профессиональной направленности личности в подростковом возрасте.

Под темпераментом понимают совокупность устойчивых характеристик, оказывающих влияние на поведение, активность, уровень нейротизма, общительность и другие динамические особенности личности, не влияющие на содержание деятельности [6]. Впервые понятие «темперамент» ввел Гиппократ, предположив, что в организме человека существуют некоторые нейро-гуморальные жидкости, различающиеся между собой. Именно данные различия и обуславливают особенности поведения каждого человека. Впоследствии эта идея была развита Галеном, который описал четыре типа темперамента на основе преобладания в организме человека того или иного так называемого «жизненного сока». Соответственно, исходя из теории Галена, если в организме человека преобладает лимфа - его темперамент будет называться флегматическим. Если преобладает черная желчь, то темперамент будет носить название «холерический». Если в организме преобладает кровь - это сангвинический темперамент, и, если преобладает черная желчь, то индивид будет называться меланхоликом.

К.Г. Юнг во исследовательской практики выделил такие свойства темперамента, как экстраверсия и интроверсия [1]. Если говорить кратко о данных свойствах, то обладатели экстравертированного темперамента предпочитают общение с внешним миром, в то время как интроверты больше направлены на внутренние переживания. Так, интровертированными темпераментами были призраны меланхолический и флегматический, а экстравертированными - холерический и сангвинический. Г.Айзенк дополнил теорию К.Г. Юнга и добавил новое свойства темперамента - нейротизм. Соответственно, экстравертами с высоким уровнем нейротизма были признаны обладатели холерического темперамента; экстравертами с умеренным уровнем нейротизма - люди с сангвиническим темпераментом; интровертами с низким уровнем нейротизма - флегматики и интровертами с высоким уровнем нейротизма - меланхолики. В настоящее время наибольшей популярностью при исследовании типа темперамента пользуется опросник Г.Айзенка, который направлен на исследование уровня экстраверсии и уровня нейротизма. На основании этих шкал делается вывод о доминирующем свойстве темперамента человека.

Впоследствии в структуру темперамента учеными были добавлены многие другие характеристики, и на сегодняшний день основными свойствами темперамента являются: энергичность, темп, эмоциональность, пластичность, сила процессов возбуждения, сила процессов торможения [8].

Под энергичностью в предметном аспекте подразумевается степень проявляемой активности индивидом в познании окружающего мира. В социальном аспекте это степень проявляемой активности в установлении социальных контактов и во взаимодействии с обществом.

Под темпом в предметом аспекте понимается скорость моторно-двигательных актов при выполнении некоторой предметной деятельности; в социальном аспекте - скорость речи, активность жестикулирования, быстрота понимания собеседника.

Эмоциональность в предметном аспекте подразумевает, насколько чувствительно индивид переживает события, происходящие на работе или в учебной деятельности. Социальная эмоциональность обозначает, насколько сильно индивид проявляет эмоции в общении с другими людьми.

Сила процессов возбуждения определяет, насколько быстро индивид включается в работу, какова сила его реакции на внешние раздражители, какова его работоспособность.

Сила процессов торможения характеризует выраженность самоконтроля, быстроту подавления возбуждения, собранность и выдержку в поведенческих реакциях [5].

Указанные свойства темперамента могут оказывать влияние на выбор профессиональной деятельности и на успешность овладения той или иной профессией. Соответственно, на основе комплекса свойств темперамента у индивида может формироваться профессиональная направленность.

Под профессиональной направленностью понимается предпочтительное отношение индивида к определенному роду профессий или к той или иной конкретной профессии [2]. Профессиональная направленность представляет собой одну из форм общей направленности личности. Главным условием для формирования профессиональной направленности является наличие избирательного положительного отношения индивида к выбранной профессии или роду профессиональной деятельности.

Избирательное положительное отношение к профессии у подростка формируется благодаря таким факторам, как: мотивы, интересы, склонности, способности, социальное окружение подростка, косвенные факторы профессии (престижность, легкость освоения). К факторам профессиональной направленности относят также психофизиологические: состояние здоровья и особенности нервной системы [3].

Понятие «профессиональная направленность» связано с понятиями «профессиональная ориентация», «профессиональная пригодность», «профессионально важные качества», «профессиональное самоопределение». Под профессиональной ориентацией понимают деятельность работников образовательного учреждения и деятельность самих подростков, направленную на получение общей информации обо всем спектре профессий и уточнения некоторых особенностей того или иного типа профессиональной деятельности. Профессиональная пригодность понимается как совокупность психофизиологических характеристик индивида, необходимых для овладения той или иной профессией. Профессионально важные качества - это индивидуальные особенности человека, необходимые для успешной и эффективной профессиональной деятельности. Если говорить о профессиональном самоопределении, то оно представляет собой определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. То есть, профессиональная направленность взаимосвязана с другими профессиональными характеристиками, они являются взаимовлияющими друг на друга.

Так, многие ученые проводили исследования о профессиональной пригодности к различным профессиям людей с разными свойствами темперамента [7]. Например, в институте психологии Академии педагогических наук РСФСР проводилось исследование с группой инженеров, работающих на пульте управления центральной энергосистемы. Особенность данной профессии состоит в необходимости сильного и концентрированного напряжения нервной системы. В ходе исследования было выяснено, что наименее эффективно с данной работой справляются представители слабой нервной системы.

В свою очередь, Е.П. Климов говорил о том, что представители слабой нервной системы лучше справлялись с монотонной работой (т.е. с работой, требующей длительного повторения однообразных операций), нежели обладатели сильной нервной системы [4].

Для предоставления более подробных сведений о взаимосвязи свойств темперамента и профессиональной направленности личности мы провели собственное эмпирическое исследование. Данное исследование было проведено в октябре 2017 года на базе МБОУ СОШ №135 г. Новосибирска. В исследовании приняло участие 50 учащихся выпускных 9, 11 классов в возрасте 14-16 лет, среди которых 19 юношей и 31 девушка.

Исследование свойств темперамента проводилось при помощи методик: «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова» (подростковый вариант) и «Опросник свойств темперамента Я. Стреляу» (в русскоязычной адаптации Н.Н. Даниловой и А.Г. Шмелева).

Для исследования профессиональной направленности личности нами была использована методика диагностики профессиональной направленности Дж. Холланда.

В результате исследования нами было выявлено 9 взаимосвязей: 6 прямых и 3 обратно пропорциональных.

Таблица 1 - Значимые корреляционные взаимосвязи по методикам «Опросник структуры темперамента» В. Русалова, «Опросник свойств темперамента» Я. Стреляу и «Диагностика

профессиональной направленности» ДжХолланда

Взаимосвязь между шкалами Значение корреляции

Эмоциональность в работе и артистический тип 0,519**

направленности

Пластичность в работе и социальный тип направленности 0,503**

Пластичность в общении с людьми и социальный тип 0,494**

направленности

Подвижность нервных процессов и социальный тип 0,512**

направленности

Темп в общении с людьми и предприимчивый тип 0,386*

направленности

Сила процессов возбуждения и предприимчивый тип 0,476*

направленности

Эмоциональность в работе и конвенциональный тип -0,642**

направленности

Эмоциональность в работе и реалистический тип -0,430*

направленности

Пластичность в работе и реалистический тип направленности -0,371*

Выявленные прямые взаимосвязи:

1. Эмоциональность в работе и склонность к артистическому типу профессиональной направленности. Чем выше у подростка уровень предметной эмоциональности, тем больше он будет обращать внимание на профессии, связанные с самовыражением.

2. Пластичность в работе, пластичность в общении с людьми, подвижность нервных процессов и склонность к социальному типу профессиональной направленности. Подростки, предпочитающие социальные профессии, имеют более высокий уровень предметной и социальной пластичности. Также, подростки, имеющие высокую переключаемость между разными видами деятельности, быстро адаптирующиеся к меняющимся условиям, также предпочитают профессии социального типа.

3. Темп в общении с людьми, сила процессов возбуждения и склонность к предприимчивому типу профессиональной направленности. Подростки, предпочитающие профессии, связанные с проявлением креативности, лидерских качеств, имеют высокий уровень социального темпа и высокий уровень процессов возбуждения.

Выявленные обратно пропорциональные взаимосвязи:

1. Эмоциональность в работе и склонность к конвенциальному и реалистическому типу профессиональной направленности. Подростки, имеющие низкий уровень предметной эмоциональности, предпочитают профессии традиционного и реалистического типа. Соответственно, чем выше уровень предметной эмоциональности у подростка, тем реже он выбирает профессии конвенционального и реалистического типа.

2. Пластичность в работе и склонность к реалистическому типу профессиональной направленности. Подростки, имеющий низкий уровень предметной пластичности, предпочитают профессии, связанные с практическим исполнительским трудом, где не требуется проявлять в большом объеме некоторую гибкость мышления и способность подстроиться под изменяющиеся условия деятельности.

Таким образом, исходя из результатов исследования, мы можем сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между свойствами темперамента и профессиональной направленностью личности. Полученные данные можно использовать на уроках профориентации в школе для формирования профессиональной направленности у подростков исходя из их особенностей нервной системы.

Список используемой литературы:

1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999, стр. 33, 34

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический

проект Фонд «Мир», 2006

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней

юности. - МПСИ, 2008.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2009. - 301 с.

5. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: учебное пособие / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 352-359

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2009. - 501 с

7. Пырьев, Е. А. Психология труда : учебное пособие / Е. А. Пырьев .— М. : «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ», 2013

8. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально -психофизиологические и психологические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2012. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.