Идеи и смыслы
Гариб АЛЛАХВЕРДИЙЕВ
ВЗАИМОСВЯЗЬ СВОБОДЫ И ГУМАНИЗМА
В статье исследуется взаимосвязь свободы и гуманизма. Выясняются основные направления механизма взаимосвязи свободы и гуманизма в современную эпоху в условиях открытого общества.
The mutual relationships between humanism and freedom are being studied. The main directions of mutual relationships mechanism of humanism and freedom in modern epoch in open society conditions are being revealed.
Ключевые слова:
гуманизм, свобода, нравственность, личность, мораль, самосознание, самореализация; humanism, freedom, morality, personality, moral, self-consciousness, self-realization.
АЛЛАХВЕРДИИЕВ Гариб —
к.филос.н., доцент
Нахичеванского
государственного
университета,
Азербайджан
g.allhverdiyev@
yandex.ru
В нравственной структуре личности, отражающей ее социальную сущность, гуманизм и свобода играют исключительно большую роль. При исследовании этой роли необходимо брать их в тесной связи и взаимодействии. Социальная философия результаты человеческой деятельности и масштаб свободы рассматривает с точки зрения отображения отношения к человечности, гуманности. При осуществлении настоящей функции социальная философия ставит в центр внимания разрешение двух взаимосвязанных вопросов: первый выдвигает и обосновывает возможность оценки социальной действительности с позиции подлинного гуманизма; второй особо отмечает необходимость подхода к общественным процессам как к многосторонней деятельности людей и ее продукту1.
Единство гуманизма и свободы как одна из важнейших идей в истории мировой философской мысли предусматривает заботу о человеке, улучшение его жизненных условий, создание возможности для более полноценного удовлетворения его потребностей. Основная цель гуманизма и свободы заключается в отношении к человеку не как средству, а как к основной цели. Во взглядах мыслителей эпохи Возрождения, философии Просвещения XVIII в., идейном наследии авторов передовой мысли во второй половине XIX в. и в XX в. идеал гуманизма представлялся неразрывным со свободой.
В современный период еще больше возрастает необходимость осмысления этих понятий в единстве. Это объясняется следующими причинами. Прежде всего, непрерывно растет важность осмысления социальных процессов с точки зрения человеческих измерений. С другой стороны, социальные результаты, порожденные современным научно-техническим развитием, неоднозначность отношений между обеими сторонами этого процесса также ставят в центр внимания гуманное отношение к человеку. В современных условиях необходимость повышенного внимания к гуманизму и свободе тесно связана с тенденцией небезразличного отношения к судьбе будущего развития человечества. В этом смысле «возникновение, мировоззрение глобальных проблем независимо от различности политических, религиозных и прочих связей составляет реальную основу для объединения всех существующих на данный момент реальных форм гуманизма»2. С ростом стремления к общечеловеческим ценностям на основании изменений, происходящих
1 Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. — М. : Наука, 1990, с. 62.
2 Ойзерман Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме // Вопросы философии, 1989, № 10, с. 65.
по схеме «человек — человечество — человечность», наблюдается увеличение роли гуманизма и свободы.
Родство гуманизма и свободы исходит из взгляда на все явления, процессы и отношения с точки зрения человечности. В современный период свобода характеризуется также службой гуманистическим идеалам и целям во всех направлениях и масштабах. Это обусловливается тем, что и гуманизм, и свобода означают возможность личности полностью реализовать себя, повышение ее материального благосостояния, духовное развитие и постоянное совершенстование своей индивидуальности.
Марксистская философия рассматривала свободу и гуманизм в ограниченном виде, придавая им чрезмерно политический характер, связывая обеспечение свободы и гуманизма с классовой борьбой и приобретением политической власти рабочим классом. В соответствии с марксистской теорией считалось, что свое реальное воплощение эти цели могут найти лишь в период победы высшей стадии коммунизма. Несмотря на широкое декларирование свободы личности и гуманизма в официальных документах в период социализма, жизнь показала обратное: вся деятельность тоталитарного режима имеет антигуманный характер, вместо реальной свободы личности было установлено подчинение ее интересов интересам государственным. А это означало ограничение человеческой индивидуальности, отход от подлинного гуманизма и свободы. В этом отношении справедлива мысль З. Баумана, что подчинение индивида обществу означает скорее освобождение от существования его бессознательных физических сил, т.е. истинный психологический самообман, чем свободу1.
В современном философско-этическом понимании гуманизм имеет три значения:
— обеспечение основных свобод человека в качестве условия сохранения гуманистических основ человеческой сущности;
— защита слабых людей в пределах нормальных представлений о справедливости в существующем обществе;
— формирование социальных и нравственных качеств, создающих возмож-
1 Бауман З. Индивидуализированное общество. М. : Фаир-пресс, 2002, с. 2-3.
ность самореализации личности на основании существующих социальных ценностей.
Не допуская какого-либо преувеличения, можно сказать, что эти направления характерны также и с точки зрения обеспечения свободы личности. Отсюда становится ясно, что тесная связь и взаимодействие гуманизма и свободы, имея фундаментальный характер, обусловливаются их смыслом, содержанием и связями отражаемых ими реалий.
Наряду с этим нужно отметить, что понятие гуманизма, взятое в общем смысле слова, значительно шире, чем свобода, и включает в себя последнюю. Действительно, при таком подходе все виды свободы (политическая, экономическая, социальная, культурная, духовная), каждая ее форма (внутренняя, внешняя, волевая), в т.ч. и выражающие ее фазы (свободный выбор, принятие решения, определение соответствующей цели для принятого решения и его выполнение), в конечном счете служат гуманизму. Потому что все это в целом создает условия для более полноценной реализации человечности и человеческих измерений в общественной жизни. Уместно подчеркнуть, что в общей структуре гуманизма роль свободы настолько велика, что ее можно охарактеризовать как главный критерий, показывающий уровень реализации гуманизма.
Определение потенциала гуманизма каждого общества предусматривает, с одной стороны, раскрытие того, как и каким путем он влияет на человека, а с другой — уточнение критерия его оценки, масштаба измерения. Нужно отметить, что оценка социальной действительности и протекающих здесь процессов с позиции гуманизма — крайне важная и в то же время трудная задача. Основные трудности связаны со сложностью и разнообразием социальной жизни, разработкой объективных критериев ее оценки и кругом интересов субъекта, осуществляющего это дело.
Тесная взаимосвязь свободы и гуманизма явственно проявляется в актив -ности и творчестве человека. В общем смысле активность — это изменение субъектом окружающей действительности в соответствии со своими целями и потребностями в процессе своей деятельности. В этом процессе человек в значительной степени расширяет границы своих свобод,
и в результате он все больше выступает в качестве свободного индивида. Однако по степени выражения активности между гуманизмом и свободой имеется определенное тонкое различие. Свобода более крепко связана с творческой реализацией активности и воли. В отличие от свободы, гуманизм чаще определяется на основе результата деятельности, т.е. выступает в качестве показателя степени соответствия выполненной работы критерию человечности.
Также нужно отметить, что с развитием интеллектуальной, нравственной и эмоциональной стороны личности повышается уровень ее самореализации и самовыражения. Именно этот момент стимулирует параллельное возвышение ее гуманизма и свободы. Потому что с обогащением вышеуказаных качеств в человеке возвышается его «сознание самолюбия», а последнее лежит в основе возникновения адекватного отношения к гуманизму и свободе. Свою деятельность человек организует не как результат механического влияния внешней среды, а проводя через призму своего внутреннего мира и потребностей. Здесь связи между активностью, деятельностью человека и вовлекающими его силами, мотивами, стимулами, свободой воли носят новый характер. Таким же образом меняются отношения между выдвинутой целью и средствами, путями ее достижения. Изменения, о которых идет речь, направляются на обеспечение увеличения восприятия объективных условий с точки зрения потребностей и интересов, более точного выражения цели и правильного выбора ценностных ориентаций и в общем выражают усиление относительной независимости факторов сознания. В процессе активности личности существенное влияние на укрепление взаимосвязи гуманизма и свободы оказывают следующие факторы: повышение уровня сознательности, адекватность цели, инициативность, характер мотивации, степень личных и общественных интересов и пр. Вышеуказанные моменты играют стимулирующую роль в укреплении связи свободы и гуманизма и их переходе в форму единства.
Огромный потенциал самореализации, который имеет личность, неразрывно связан с моралью. В этом смысле можно согласиться с мыслью А. Панарина о том, что «в основе проблемы гуманитарного
видения мира лежит статус его мораль-ности»1. Гуманизм выражает попытку создания обществом нормальных условий для реализации возможностей и потребностей человека. Полное осуществление гуманизма означает, что социальные процессы полностью удовлетворяют потребности человека. Развитие по направлению к этому уровню, носящее, в сущности, идеальный характер, происходит в неразрывной связи с повышением индивидуальности человека. В действительности неисчерпаемость и универсальность человека лежат именно в глубине его индивидуальности гуманистического характера: «человек может охватить свой полный, человеческий опыт не приведением себя к отвлеченному общему знаменателю, а только путем реализации своей индивиду-альности»2.
В научно-философских системах XX в. гуманизм и свобода объясняются неоднозначно. Например, известный представитель экзистенциализма М. Хайдеггер отмечал, что понятие гуманизма из-за связи с универсальной догмой мировоззрения — метафизикой — в настоящее время потеряло свое значение3. Ж. Сартр считал, что гуманизм связан с правом каждого человека на выбор. Однако человек свой выбор делает не свободно и не независимо, а подстрекается на это другим, поэтому такой выбор носит негуманный характер.
Рассмотрение экзистенциализмом гуманизма во взаимосвязи со свободным выбором само по себе вызывает интерес. Выбор человека среди имеющихся вариантов в определенных конкретных условиях показывает его свободу воли. Однако абсолютизировать ее, считать лишь достижением этой личности было бы неправильным, потому что даже если человек свои субъективные качества возьмет за основу, он в некоторой степени предусматривает имеющиеся культурные нормы, систему ценностей. Значит, свободный выбор никогда не может быть продуктом лишь его собственной активности.
В отношениях гуманизма и свободы ведущую роль занимает следующее
1 Панарин А.С. Философия политики. — М. : Владос, 1996, с. 200.
2 Фромм Э. Душа человека. — М. : Республика,
1992, с. 372.
3 Хайдеггер М. Время и бытие. — М. : Нотабене,
1993, с. 197.
направление: в связи с тем, что гуманизм предусматривает непрерывное развитие предоставленных людям свобод, с увеличением гуманизма круг влияния свободы тоже расширяется. Однако такие связи не всегда бывают столь симметричными. Иными словами, иногда между гуманизмом и свободой может выявиться обратная связь. В некоторых случаях не только расширение свобод, а также их ограничение выражает гуманизм. Это можно увидеть на примере лишения свободы на некоторое время людей, нарушивших правовые нормы в обществе и совершивших преступное деяние. В случаях, о которых идет речь, гуманизм проявляется в своевременном устранении преград и возможных угроз, созданных людьми, для свобод других людей путем ограничения обществом на время свободы людей, совершивших преступление. Мероприятия из этой группы, проводимые государством и правоохранительными органами в порядке, предусмотренном в законодательстве, имеют гуманное значение с точки зрения охраны общественных, социальных интересов.
В нашей стране решение задач перехода к открытому, демократическому обществу в целом неразрывно связано с гуманизацией системы общественных отношений, выдвижением на передний план критериев гуманизма. Это объясняется тем, что уровень осуществления и реализации идеалов и ценностей гуманизма превращается в важный критерий всех общественных успехов, движения общества вперед по пути исторического развития.
Непрерывное развитие гуманизма и свободы в социальной сущности индивида, во взаимоотношениях людей и в социальной среде в целом в современный период выступает как социальная необходимость. Деятельность государства, управленческих структур и деятельность членов общества в целом направляется на реализацию этой высокой цели путем
ее осознания. Очень важным показателем гуманизма современного общества является демократизм общественной жизни и предоставление гражданам широких социально-политических свобод. В настоящее время гуманизм, проникающий во все сплетения общественных отношений, находит свое отражение также в расширении свободы слова и мысли. Расширение демократии считается основной политической формой правления и общечеловеческой ценностью, создающей благоприятные условия для реализации принципа гуманизма. Коренные правовые реформы, проводимые в нашей стране, не ограничиваются только расширением масштаба человеческих свобод, а также имеют глубокое гуманистическое значение. В целом мероприятия, проводимые в направлении уточнения разделения властей, усовершенствования деятельности правоохранительных органов, прокуратуры и судов, воплощают в себе новые слои гуманизма в нашей стране. Наряду с этим ликвидация смертного приговора, периодически проводимые помилования и амнистии являются ярким примером человечности и гуманизма.
Важнейшим направлением развития гуманизации и свободы является непрерывное улучшение материального состояния и жизненных условий людей в ходе коренных экономических реформ. Особая важность отмеченной стороны должна объясняться также тем, что в период господства тоталитарного режима именно здесь были широко распространены деформации и нарушения. В результате произошло ослабление гуманизма и свободы в этой решающей области жизнедеятельности.
Таким образом, в ходе осуществления задач построения открытого общества в стране гуманизм и свобода непрерывно углубляются и развиваются, и еще больше укрепляется их взаимовлияние и единство.