Научная статья на тему 'Взаимосвязь субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений старшеклассников и их смыложизненных ориентаций'

Взаимосвязь субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений старшеклассников и их смыложизненных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / LIFE MEANING ORIENTATION / INTERPERSONAL RELATIONS / SUBJECTIVE ESTIMATION OF DISHARMONY OF INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Екатерина Владимировна

В статье рассмотрены основные возрастные особенности и новообразования юношеского возраста, такие как: формирование самосознания, смысложизненных ориентаций; выбор партнера по общению. Показано, что взаимосвязь характеристик дисгармонии межличностных отношений со смысложизненными ориентациями различна в зависимости от класса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation between subjective estimation of disharmony of interpersonal relations in senior school students and their life meaning orientation

The article deals with the main age features and new formations of youthful age, such as: formation of consciousness, life meaning orientation, choice of partner for communication. It is shown that the correlation between subjective estimation of disharmony characteristics of interpersonal relations and life meaning orientation varies depending on the year of study.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений старшеклассников и их смыложизненных ориентаций»

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ИХ СМЫЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Е.В.Некрасова

В статье рассмотрены основные возрастные особенности и новообразования юношеского возраста, такие как: формирование самосознания, смысложизненных ориентаций; выбор партнера по общению. Показано, что взаимосвязь характеристик дисгармонии межличностных отношений со смысложизненными ориентациями различна в зависимости от класса обучения.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, межличностные отношения, субъективная оценка дисгармонии межличностных отношений.

В современную эпоху, когда отсутствуют постоянные представления о нормах отношения к себе, другим людям и своей жизни, особенно актуальным является исследование проблем смысла жизни. Смысл жизни это то интегративное базисное динамическое образование личности, которое влияет и регулирует различные направления отношений человека в окружающем мире.

Особый интерес для исследования развития смысла жизни представляет юношеский этап онтогенеза, когда становление личности определяется успешностью решения задач внутреннего развития: понимания себя, своих потребностей, уникальности, направления дальнейших жизненных устремлений, определения нравственных и духовных ориентиров, смысла своей жизни. В юношеском возрасте смысл жизни играет значимую роль в процессе социального становления и развития личности молодых людей [3].

Через общение, организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание [2].

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. В.Н.Мясищев считал, что самое главное, что определяет личность - "...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями..." [6].

Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к родовому "психологические отношения" (в соответствии с концепцией В.Н.Мясищева), Н.Н.Обозов отмечает: "Межличностные отношения - всегда "субъект-субъектные" связи" [8]. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон).

Одной из важнейших проблем в межличностных отношениях юношеского возраста является проблема дисгармонии. Дисгармония межличностных отношений представляет собой [1]:

> отсутствие единства, согласия между людьми;

^ ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами;

> гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» (по Э. Фромму).

Индикаторами дисгармонии межличностных отношений по С.В.Духновскому выступают их напряженность, конфликтность, отчужденность и агрессивность [1].

В структуре психологических отношений В. Н. Мясищев рассматривает оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе различных критериев поступков, убеждений, ориентаций, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.

Оценка предполагает наличие критериев, эталонов, единиц измерения оцениваемых свойств, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждения о качестве и уровне развития явления, характере его связей и позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления [7].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что личностное самоопределение, то есть построение жизненных планов у старшеклассников неразрывно связано с межличностными отношениями с другими людьми и их оценкой. Смысложизненные ориентации юношей и девушек формируются и выражаются в этих отношениях.

Целью исследования являлось определение взаимосвязи между субъективной оценкой дисгармонии межличностных отношений и смысложизненными ориентациями старшеклассников.

Объект исследования - смысложизненные ориентации личности старшеклассников.

Предмет исследования - взаимосвязь субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений и смысложизненных ориентаций старшеклассников.

Гипотеза: существует взаимосвязь между субъективной оценкой дисгармонии межличностных отношений и смысложизненными ориентациями старшеклассников.

Методика исследования

Исследование проводилось среди учащихся средней школы г. Тольятти Самарской области. Испытуемыми были девушки, учащиеся в 9, 10, 11 классах.

Для диагностики смысложизненных ориентаций использовался тест Леонтьева Д. А. СЖО [4].

Для диагностики субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений использовалась методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского [1].

Предварительно мы проверили корреляцию шкал внутри используемых методик. Было обнаружено, что внутри диагностических методик шкалы коррелируют между собой, соответственно возникает проблема неопределенности в оценках, которые становятся зависимыми от порядка включения предикторов в модель. Поэтому после первичной обработки результатов исследования для доказательства гипотезы был использован пошаговый регрессионный анализ с использованием пакета StatSoft STATISTICA 6.

Результаты исследования

Согласно исследованию Разумовской П.Е. [9] девочки-подростки с антисоциальным поведением характеризуются слабой сформированностью смысложизненных ориентаций и прожектерством, отсутствием реальной основы планов на будущее, которые не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. В нашем исследовании мы рассматриваем смысложизненные ориентации девочек-подростков с дисгармоничными межличностными отношениями.

В Таблице 1и 2 представлены результаты, полученные по первой выборке (n=18) девушек, учащихся в 9 классе.

Таблица 1

Коэффициенты регрессии Beta значимых факторов смысложизненных

ориентаций (при р < 0,05)

Смысложизненные ориентации Напряженность Отчужденность Конфликтность Итоговый балл дисгармонии

ОЖ -0,676

Цель -0,865 0,605

Процесс

Результат

Таблица 2

Коэффициенты регрессии Beta значимых факторов субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений (при р < 0,05)

Оценка дисгармонии ОЖ цель процесс результат

Напряженность -0,484

Отчужденность

Конфликтность

Агрессивность

Итоговый балл дисгармонии

Согласно полученным результатам можно сделать вывод о том, что существует обратная зависимость между показателем дисгармонии -напряженность межличностных отношений и смысложизненной ориентацией на будущее. Напряженность в межличностных отношениях - это излишняя сосредоточенность на них (гиперрефлексия), повышенная озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, трудными - доставляющими беспокойство. Неудовлетворенность отношениями, эмоциональный дискомфорт рождает у человека неудовлетворенность жизнью. Девушки перестают видеть смысл будущей жизни, ставить перед собой цели и их добиваться.

Немногим отличаются результаты, полученные во второй выборке (n=11) девушек, учащихся в 10 классе.

Таблица 3

Коэффициенты регрессии Beta значимых факторов смысложизненных

ориентаций (при р < 0,05)

напряженность отчужденность конфликтность Итоговый балл дисгармонии

ОЖ

Цель -0,754

Процесс -0,831

Результат -1,078

Таблица 4

Коэффициенты регрессии Beta значимых факторов субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений (при р < 0,05)

ОЖ цель процесс результат

Напряженность -0,831

Отчужденность -1,068

Конфликтность -2,253 2,627 -3,21 2,313

Агрессивность -1,04

Итоговый балл дисгармонии -1,184

Также у девушек этого возраста присутствует напряженность в межличностных отношениях и связана она со смысложизненными ориентациями на настоящее. Девушки из 10 класса, находятся на таком жизненном этапе, который не требует осмысления будущих целей в жизни, в отличие от девушек, учащихся в 9 классах. Они уже приняли решение о получении полного среднего образования, у них есть 2 года, чтобы определить будущую профессию, ставить перед собой какие-либо цели. Девушки наслаждаются межличностными отношениями сейчас, в настоящем. Именно в настоящем актуальна дисгармония в межличностных отношениях.

В таблицах 5 и 6 показаны результаты, полученные по третьей выборке (n=19) девушек, учащихся в 11 классе.

Таблица 5

Коэффициенты регрессии Beta значимых факторов смысложизненных

ориентаций (при р < 0,05)

напряженность отчужденность конфликтность Итоговый балл дисгармонии

ОЖ -0,676

Цель -0,754

Процесс -0,772

Результат 0, 624 -0,986

Таблица 6

Коэффициенты регрессии Beta значимых факторов субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений (при р < 0,05)

ОЖ цель процесс результат

Напряженность

Отчужденность -0, 558

Конфликтность

Агрессивность

Итоговый балл дисгармонии

Согласно исследованию, проведенному Чулковой М.А. [10], между смысложизненными ориентациями и межличностной изоляцией существует обратная взаимосвязь: в объективном аспекте отношение окружающих к

молодому человеку есть результат его представления о себе, людях и мире; в субъективном аспекте подверженность одиночеству тем выше, чем ниже уровень осмысленности жизни и осознанности отношений с другими людьми.

Наши результаты подтверждают этот факт. Высокие показатели по осмысленности жизни уменьшают отчужденность в межличностных отношениях. Отчужденность субъектов отношений - отсутствие доверия, понимания, близости; это эмоциональная холодность между людьми. Отчужденность в межличностных отношениях выступает проявлением психологической дистанции между людьми.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась, а именно: существует взаимосвязь между субъективной оценкой дисгармонии межличностных отношений и смысложизненными ориентациями старшеклассников.

Однако с практической точки зрения осталась неизвестной каузальность полученной взаимосвязи. Что нужно корректировать для гармоничного развития старшеклассников: межличностные отношения, или смысловую сферу? Что влияет больше: смысложизненные ориентации на поведение личности в отношении других, или межличностные отношения на смысложизненные ориентации? На эти вопросы могут ответить лишь дополнительные исследования, направленные на определение особенностей группы, в которой общается индивид, и на степень ее влияния, а также исследования сложной динамической системы - смысловой сферы личности.

Выводы

1. Существует взаимосвязь между наличием дисгармонии в межличностных отношениях старшеклассников и их смысложизненными ориентациями.

2. Существует обратная взаимосвязь между смысложизненными ориентациями на будущее и напряженностью межличностных отношений у девушек, учащихся в 9 классе.

3. Существует обратная взаимосвязь между смысложизненными ориентациями на настоящее и напряженностью межличностных отношений у девушек, учащихся в 10 классе.

4. Существует обратная взаимосвязь между общей осмысленностью жизни и отчужденностью в межличностных отношениях у девушек, учащихся в 11 классе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб.: Речь, 2006. 54 с.

2. Коломинский Я. Л. Проблемы личностных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1979.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 487 с.

4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16с.

5. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 124-135.

6. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. С.197-244.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений /под. Ред. А.А.Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400с.

8. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К.: "Лыбидь", 1990. 192с.

9. Разумовская П. Е. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 М., 2009 26 с. // Авторефераты 2009. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/abstracts (02.04.2009).

10. Чулкова М. А. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 Екатеринбург, 2008. 26 с.// Коллекция авторефератов и диссертаций. URL: http://elar.usu.ru/handle/1234.56789/1303 (23.03.2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CORRELATION BETWEEN SUBJECTIVE EVALUATION OF DISHARMONY OF INTERPERSONAL RELATIONS IN SENIOR SCHOOL STUDENTS AND THEIR LIFE MEANING ORIENTATION

E.V. Nekrasova

The article deals with the main age features and new formations of juvenile age, such as: formation of consciousness, life meaning orientation, choice of partner for communication. It is shown that the correlation between subjective evaluation of disharmony characteristics of interpersonal relations and life meaning orientation varies depending on the year of study.

Key words: life meaning orientation, interpersonal relations, subjective evaluation of disharmony of interpersonal relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.