84
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
8. Миллер С.В. Особенности формирования гражданской ответственности учащейся молодежи / С.В. Миллер, Е.В. Крутых // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7 (2). - С. 185-187.
9. Перепеча H.H. Условия формирования у студентов гражданской позиции / Н.Н. Перепеча // Вестник университета (ГУУ). - 2010. - № 17. -С. 86-87.
10. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.
11. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности. Учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
12. Титова Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01«Общая педагогика, история педагогики и образования» / Титова Елена Владимировна. - СПб., 1995. - 33 с.
13. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия / Г.Н. Филонов. - М.: Педагогика, 2001. - 81 с.
14. Чельцов М.В. Внедрение методики формирования гражданской позиции студента вуза средствами воспитательной работы / М.В. Чельцов // Социальные, экономические и культурные проблемы устойчивого развития современной России. - Новосибирск: ООО «Архивариус-Н», 2005. - С. 132-135.
15. Шиповская Л.Б. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России / Л.Б. Шиповская. -Астрахань, 2010. - 94 с.
16. Яруллин И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов. Монография / И.Ф. Яруллин. - Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. - 183 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ШКОЛЬНОЙ тревожности И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА
© Максименко П.А.*, Мельникова О.Б.4
Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск
В нашей работе «Взаимосвязь школьной тревожности и типа темперамента» мы решили изучить вопрос связи школьной тревожности и свойств темперамента.
Студент.
Старший преподаватель.
Общая педагогика
85
На выбор темы повлияла актуальность данного вопроса. Ведь тревожность в определенной степени может нарушить процесс обучения и адаптации учащихся к школьной среде. Во-первых, в настоящее время разработаны стандарты современного образования, которые должны осваивать все дети, независимо от их индивидуальных особенностей. Но ведь не каждый ребенок способен освоить и усвоить объем материала за те временные рамки, которые установлены стандартом.
Во-вторых, ребенок, начиная посещать школу ощущает новый ритм жизни. Для него это испытание, которое сопровождается изменением успеваемости, ребенок имеет трудности в общении со сверстниками, возрастает напряженность, тревожность, боязнь казаться выглядеть «нелепо» перед своими одноклассниками. Часто дети с тревожностью становятся объектом для насмешек и издевательств со стороны одноклассников. Из-за этого дети больше замыкаются в себе, не участвуют в школьной жизни, пропускают занятия. Все это приводит к укреплению тревожности, а также нарушению как соматического, так и психического здоровья [3].
В работах Г. Айзенка [1], В.С. Мерлина [4] в качестве одного из психологических критериев тревожности был темперамент.
Объект исследования: школьная тревожность, тип темперамента.
Предмет: связь школьной тревожности и свойств темперамента у школьников возраста 11-13 лет.
Цель: изучить связь уровня школьной тревожности и типа темперамента.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует связь между свойствами темперамента и школьной тревожностью.
Экспериментальное исследование Показатели тревожности по уровням
Таблица 1
Показатели тревожности Распределение по уровням тревожности
Состояние тревожности испытуемому не свойственно Нормальный уровень Несколько повышенный уровень тревожности Явно повышенный уровень тревожности Очень высокая тревожность
Кол-во, чел. % Кол-во, чел. % Кол-во, чел. % Кол-во, чел. % Кол-во, чел. %
Общая 13 52 8 32 2 8 2 8 -
Школьная 9 36 11 44 3 12 1 4 1 4
Самооценочная 12 48 11 44 2 8 - - - -
Межличностная 12 48 10 40 2 8 1 4 - -
Магическая 9 36 10 40 2 8 1 4 3 12
Для анализа результатов в программе «Statistica 6.1.» мы взяли непараметрический метод ранговой корреляции Спирмена.
86
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Проведённый анализ дал следующие коэффициенты корреляций: методика «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан» [5] и «Тест Айзенка для определения типа темперамента» -0.4 при р < 0,05.
При обработке результатов мы выявили, что данные теста Айзенка по шкале лжи превышают норму и решили использовать эту шкалу в качестве одного из критериев корреляции.
Мы знаем, что если коэффициент корреляции по модулю оказывается близким к 1, то это соответствует высокому уровню связи между переменными. В нашем случае корреляции выявлены на уровне тенденций, такие результаты связаны с малочисленностью выборки и использованием результатов, с повышенной шкалой лжи. Следовательно, на основе полученной корреляции нельзя делать однозначных, твёрдых выводов, но можно сказать, что прослеживается определённая зависимость между показателем школьной тревожности и шкалой лжи.
Данные, представленные в таблице, говорят о том, что большинство школьников, которые прибегают ко лжи, делают это, чтобы избежать какого-либо наказания со стороны родителей и учителей. Следовательно, можно сделать предположение о том, что школьники, которые лгут, понижают тем самым свой уровень тревожности. Кандидат психологических наук И. Горчакова так же зафиксировала наличие тесной взаимосвязи (р 0,01) между факторами «общая тревожность» и «лживость» (г = 0,8) [3]. Семь факторов школьной тревожности имеют достаточно тесную связь с тремя шкалами лживости, их показатели варьируются от г = 0,5 до г = 0,73, по-видимому, учащиеся хотят создавать и поддерживать положительные представления о самих себе, и это желание отражается на том, как они думают о себе и о других. Такие люди могут быть склонны толковать в свою пользу собственные успехи и снимать с себя ответственность за неудачи.
Проанализировав результаты по методике Г. Айзенка, мы выявили следующее: как видно из табл. 2 12 % нашей выборки имеют сангвинический темперамент. Для них характерна высокая активность, уравновешенность, разнообразие движений, мимики, жизнерадостность, дружелюбие. Однако у них есть отрицательные черты - непостоянство и неустойчивость интересов и отношений.
К холерикам относится 8 % нашей выборки. Это инициативные, подвижные подростки, речь их тороплива, им свойственны резкие жесты, частая смена настроения, они вспыльчивы и безудержны в эмоциях. Их идеи часто непродуманны. Начиная новое дело, они берутся за него с энтузиазмом, но в процессе работы часто происходит резкий темпа деятельности, настроение ухудшается, энтузиазм пропадает. Для холериков характерны психологические срывы, агрессия при неудачах.
Общая педагогика
87
У 12 % выборки - флегматический тип темперамента. Флегматики хладнокровны, медлительны, спокойны, постоянны в своих увлечениях, не склонны к принятию скоропалительных решений. Они с трудом переключаются с одного вида работы на другой, плохо приспосабливаются к новой обстановке.
У 20 % выборки - меланхолический тип темперамента. Данные дети слабо выражают свои чувства, не любят шумных компаний, с осторожностью относятся к новым знакомствам. Они незаметны в группе сверстников, но при этом тонко чувствуют настроения окружающих, чувствительны и ранимы. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться замкнутость, отчужденность, депрессия.
24 % выборки имеет амбивалентный тип темперамента. Это означает, что в одних ситуациях подросток может демонстрировать поведение, например, присущее сангвиникам, а в других ситуациях - свойства, присущие, к примеру, флегматикам.
Таблица 2
Распределение выборки испытуемых по типу темперамента
Тип темперамента Количество, чел. В процентах от общего числа выборки, %
Сангвиник 3 12
Холерик 8 32
Флегматик 3 12
Меланхолик 5 20
Амбивалентный тип 6 24
Всего: 25 100
Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология личности. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 192 с.
2. Горчакова И.А. Особенности, причины и проявления склонности ко лжи у разных категорий учащихся средней школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001.
3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2010. - 701 с.
4. Мерлин В.С. Некоторые принципы психологической характеристики свойств темперамента / В.С. Мерлин. - Пермь, 1982. -С. 3 -22.
5. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления. - М., 1989. - 178 с.