Научная статья на тему 'Взаимосвязь рыночных и нерыночных регуляторов социально ориентированных систем'

Взаимосвязь рыночных и нерыночных регуляторов социально ориентированных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИСТЕМ / РЕГУЛЯТОРЫ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SOCIAL-ORIENTED SYSTEMS / SOCIAL-ORIENTED SYSTEMS DEVELOPMENT / ECONOMY REGULATORS / SOCIAL-ORIENTED ECONOMY / MACROECONOMIC REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якутин Е. М., Золотаренко С. Г., Шеметов П. В.

В статье рассматривается взаимосвязь экономических регуляторов, оказывающих непосредственное влияние на функционирование социально ориентированных систем. Анализируются возможности комбинирования рыночных и нерыночных регуляторов, формирование посредством такого комбинирования условий деятельности социально ориентированных хозяйствующих субъектов. Формулируются возможные ограничения, оказывающие влияние на эффективность экономических отношений социально ориентированных систем в рыночной среде. Исследуется зарубежный опыт построения взаимодействий социально ориентированных субъектов с другими участниками экономической деятельности, их вовлечения в рыночную систему и оценки социально экономических эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation between market and nonmarket regulators of social-oriented systems

The article considers the interrelation between economic regulators with a direct influence on functioning of social-oriented systems. Possibilities of market and nonmarket regulators integration as well as a follow-up forming of social-oriented economic agents operational environment are analyzed. Possible limitations affecting the efficiency of economic relations of social-oriented systems in market environment are formulated. Foreign experience of interaction formation of social-oriented subjects with other participants of economic activity as well as their involvement in the market system and assessments of socioeconomic effects is analyzed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь рыночных и нерыночных регуляторов социально ориентированных систем»

УДК 330.342.146

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЫНОЧНЫХ И НЕРЫНОЧНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Е.М. Якутин, С.Г. Золотаренко, П.В. Шеметов

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: [email protected]

В статье рассматривается взаимосвязь экономических регуляторов, оказывающих непосредственное влияние на функционирование социально ориентированных систем. Анализируются возможности комбинирования рыночных и нерыночных регуляторов, формирование посредством такого комбинирования условий деятельности социально ориентированных хозяйствующих субъектов. Формулируются возможные ограничения, оказывающие влияние на эффективность экономических отношений социально ориентированных систем в рыночной среде. Исследуется зарубежный опыт построения взаимодействий социально ориентированных субъектов с другими участниками экономической деятельности, их вовлечения в рыночную систему и оценки социально-экономических эффектов.

Ключевые слова: социально ориентированные системы, развитие социально ориентированных систем, регуляторы экономики, социально ориентированная экономика, макроэкономическое регулирование.

interrelation between market and nonmarket regulators of social-oriented systems

E.M. Yakutin, s.G. Zolotarenko, P.V. shemetov

Novosibirsk State University of Economics and Managment E-mail: [email protected]

The article considers the interrelation between economic regulators with a direct influence on functioning of social-oriented systems. Possibilities of market and nonmarket regulators integration as well as a follow-up forming of social-oriented economic agents operational environment are analyzed. Possible limitations affecting the efficiency of economic relations of social-oriented systems in market environment are formulated. Foreign experience of interaction formation of social-oriented subjects with other participants of economic activity as well as their involvement in the market system and assessments of socioeconomic effects is analyzed.

Key words: social-oriented systems, social-oriented systems development, economy regulators, social-oriented economy, macroeconomic regulation.

Эффективное формирование социально ориентированной экономики в условиях рынка предполагает комбинацию элементов двух диаметрально противоположных экономических моделей. С одной стороны, такая комбинация должна включать в себя механизмы оптимизации экономической деятельности с позиций достижения заданных финансовых результатов. С другой - обеспечение выполнения ряда социальных функций. Такое агрегирование подразумевает объединение в единый комплекс определенного набора рыночных и нерыночных регуляторов.

© Якутин Е.М., Золотаренко С.Г, Шеметов П.В., 2012

Наличие в современной системе социально-экономических отношений отдельных групп специфических хозяйствующих субъектов, притом что такие группы являются достаточно многочисленными, позволяет ставить вопрос о необходимости рассмотрения условий их деятельности. В целом функционирование таких субъектов и различные возникающие при этом ситуации и взаимодействия в сфере экономической деятельности находятся «на границе» рыночных и нерыночных отношений. Очевидно, наличие системы противоречий, когда социально ориентированные агенты экономических отношений вынуждены вести свою деятельность в условиях рынка, однако они в полной мере к этому не готовы в силу ряда причин, относящихся как к объективным, так и к субъективным. К таким экономическим агентам не применимы принципы экономической эффективности в чистом виде, и по отношению к ним эти принципы не работают. Однако являясь участниками экономических отношений, такие субъекты вовлечены в распределение производственных, трудовых, финансовых ресурсов и занимаются производственной и хозяйственной деятельностью, из которой в конечном итоге извлекают прибыль.

Тем не менее, находясь «на границе», такие хозяйствующие субъекты «зажаты» многочисленными ограничениями. Социально ориентированные предприятия общественных организаций (ВОС, ВОГ, ВОИ и др.) - специфическими особенностями привлекаемого персонала, ограниченные трудовые возможности которого существенно сужают спектр применяемых технологий производства, трудовых процессов, оборудования и других элементов производства, а в конечном итоге - видов выпускаемой продукции. Предприятия моногородов чаще всего ограничены инвестиционными возможностями, которые не позволяют обновить производственную базу и применяемые технологии. Нужно также учитывать, что для этих субъектов перечисленные ограничения осложняются необходимостью выполнения социальных функций. Для социально ориентированных предприятий такие функции, прежде всего, заключаются в содержании определенной социальной инфраструктуры, а для монофункциональных производственных объединений и предприятий моногородов - наполнение бюджетов соответствующих территориальных образований. Все это ведет к высоким затратам и в большинстве случаев к неконкурентоспособности продукции, выпускаемой такими субъектами, а соответственно и к их неустойчивому финансовому состоянию и нестабильному положению на рынке.

Исходя из вышесказанного, не возникает сомнений в том, что решение проблемных ситуаций, возникающих в секторе социально ориентированных хозяйственных систем и образований, только рыночными методами невозможно.

Рассматривая основополагающие элементы теории социально ориентированной экономики, сформулированные Л. Эрхардом1 и получившие развитие в работах В. Репке, Ф. Оппенгеймера, Ф. Бема, можно отметить, что роль государственных (нерыночных) регуляторов в данной концепции является весьма значительной.

Отечественные исследователи также отмечали, что «...социально ориентированная рыночная экономика базируется как на свободном рынке, так и

1 Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Дело, 2010. 83 с.

на государственном регулировании»2. Однако, как отмечается теми же специалистами, «.среди регуляторов нет ни одного идеального, такого, который бы не давал негативных последствий в сферах, смежных с той, в которых этот регулятор применяется»3.

Как известно, рыночной экономики в чистом виде не существует. Любая экономическая система представляет собой комбинацию рыночных и нерыночных регуляторов, оптимальные соотношения которых и обеспечивает эффективность функционирования всей экономической системы.

Для социально ориентированных систем такие соотношения будут характеризоваться определенными особенностями. Очевидно, что изменение этих соотношений оказывает влияние на устойчивость социально ориентированных систем, а в конечном итоге - на результативность их деятельности и эффективность выполняемых ими функций.

В состав рыночных регуляторов традиционно включают:

• критерии экономической эффективности;

• механизмы воспроизводства на основе частной собственности и интересов;

• отношения в сферах производства и обращения;

• экономические ограничения и экономические возможности;

• рыночные стимулы.

К нерыночным регуляторам можно отнести:

• согласование интересов социальных групп;

• централизацию управления экономическими отношениями (в условиях рынка такая централизация должна охватывать только ключевые моменты);

• учет требований социальной эффективности в хозяйственной деятельности;

• перераспределение социальных благ;

• «упорядоченность» социально-экономических отношений;

• квазисоциальные гарантии (например, низкие требования к качеству труда и одновременные гарантии некоторого заработка).

К социально ориентированным системам применимы некоторые рыночные регуляторы. В частности, рыночные цены, либо минимально эффективные объемы выпуска, должны оказывать влияние на решения, принимаемые в их деятельности. В то же время социально ориентированные хозяйствующие субъекты не могут действовать только с соблюдением тех стандартов, которые применимы к сугубо рыночным структурам, основной целью которых является максимизация прибыли.

Следовательно, регулирование социально ориентированных систем должно быть нацелено на обеспечение условий их деятельности. При этом следует иметь в виду - меры по регулированию могут ограничить конкуренцию и затруднить вход на рынок другим участникам, тем самым способствовать общему снижению экономической эффективности, неоправданному росту затрат, завышению цен, падению производительности труда и т.д.

2 1усев Ю.В. Организационно-экономическая роль государства в условиях формирования рыночных отношений // Научные записки НГАЭиУ 1995. С. 60.

3 Там же, с. 62.

Исходя из такой формулировки задачи и ее ограничений, необходимо формирование комбинаций рыночных и нерыночных регуляторов, которые, с одной стороны, позволят устранить основные несостоятельности рыночной среды, а с другой - обеспечат необходимые условия деятельности социально ориентированных систем, не устраняя при этом конкуренцию и не снижая заданные параметры эффективности.

Представляется целесообразным следующее объединение рыночных и нерыночных регуляторов:

• потребность в социальном эффекте соотносится с экономической рациональностью;

• сочетание социальных гарантий и экономического стимулирования;

• взаимодействие рыночных механизмов и государственного регулирования;

• учет социальных требований в сфере экономической деятельности;

• социализация в распределении доходов, установлении гарантий различным группам;

• учет социальных требований одновременно и как цели деятельности, и как ее ограничений;

• социальный контроль воспроизводства капитала;

• предотвращение дискриминации отдельных социальных групп, формирование поощрительных механизмов активизации их экономической деятельности.

В совокупности с необходимостью обеспечения социальных эффектов должны рассматриваться требования достижения высокой экономической эффективности. В данном случае социальная ориентация выступает как доминирующий фактор, которому подчинены экономические и производственные механизмы, при сохранении целевых параметров функционирования, в том числе и критериев экономической целесообразности.

Определенный интерес представляет имеющийся опыт организации деятельности социально ориентированных систем, накопленный в других странах. Рассматривая зарубежный опыт координации социально ориентированной сферы, можно отметить наличие разных подходов в их регулировании. Такие подходы в мировой практике отличаются диаметрально противоположно. В некоторых странах (Германия, Испания) упор делается на прямое администрирование деятельности социально ориентированных субъектов. В основе такой модели - применение нерыночных регуляторов в виде прямых субсидий, дотаций и субвенций. Базовыми регуляторами при этом выступают функции перераспределения социальных благ посредством прямого государственного вмешательства. Экономические отношения регулируются централизованно, а экономическая деятельность социально ориентированных систем в большей степени носит характер обеспечения социализации отдельных целевых категорий и групп населения.

Другой подход (США, Великобритания) предусматривает вовлечение социально ориентированных хозяйствующих субъектов в систему рыночных экономических отношений посредством формирования условий для этого. Такое вовлечение предусматривает использование не только административных (нерыночных), но и экономических (рыночных) регуляторов. Для социально ориентированных систем разрабатываются критерии эффективности

их деятельности и оцениваются результаты их функционирования. В качестве показателей могут применяться количественные параметры: обеспечение занятости и оценка доли занятых в общей численности целевой группы; объем прибыли, направляемой на решение социальных вопросов и др. Наряду с количественными, возможно применение качественных показателей: изменение среднедушевых доходов в целевой группе, рост социальных услуг и потребления, обеспеченность социальной инфраструктурой и т.д.

Следует отметить, что использование того или иного подхода может определяться многими факторами, характеризующими национальную экономику отдельной страны и ее структуру, масштабы социально ориентированной сферы и перечень проблемных вопросов, возможности государственного бюджета и средства, выделяемые для решения социальных проблем. Этот перечень, безусловно, не является исчерпывающим, и в каждом конкретном случае будет требовать детального изучения и анализа ситуации и возможностей ее оптимального регулирования.

В условиях российской экономики, на наш взгляд, наиболее целесообразным является смешанный подход. Анализ, проведенный в [3], показывает невозможность применения исключительно административных (нерыночных) регуляторов социально ориентированной сферы в долгосрочной перспективе. Существующие в нашей стране экономические проблемы не позволяют использовать прямую субсидиарную модель. Продолжение попыток обеспечения социально ориентированного сегмента исключительно за счет средств государственного бюджета представляется контрпродуктивным. Необходимо построение модели функционирования социально ориентированной сферы на основе комбинирования как административных (нерыночных), так и экономических (рыночных) регуляторов, что позволит сформировать среду и условия деятельности субъектов социально ориентированной направленности, в которых они будут выполнять не только потребительскую, но и созидательную роль.

Литература

1. Гусев Ю.В. Организационно-экономическая роль государства в условиях формирования рыночных отношений // Научные записки НГАЭиУ 1995. С. 60-62.

2. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Дело, 2001. 83 с.

3. Якутин Е.М. Проблемы функционирования социально ориентированного сектора экономики России // Сибирская финансовая школа. № 4. 2011. C. 15-18.

Bibliography

1. GusevJu.V. Organizacionno-jekonomicheskaja rol' gosudarstva v uslovijah formirovanija rynochnyh otnoshenij // Nauchnye zapiski NGAJeiU. 1995. P 60-62.

2. Jerhard L. Blagosostojanie dlja vseh. M.: Delo, 2001. 83 p.

3. Jakutin E.M. Problemy funkcionirovanija social'no orientirovannogo sektora jekonomiki Rossii // Sibirskaja finansovaja shkola. № 4. 2011. P 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.