«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 159.953.5
Гааг Денис Алекссевич Gaag Denis Alekseevich
Студент Student
Татьяна Александровна Михайлова Tatiana Aleksandrovna Mikhailova
Преподаватель КемГУ Teacher KemSU Кемеровский государственный университет Kemerovo State University
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE DEVELOPMENT OF MENTAL ABILITIES AND PHYSICAL CULTURE OF A PERSON
Аннотация: в данной статье исследуется взаимосвязь физической культуры и умственных способностей человека, рассмотренно влияние процесса формирования физической культуры на психические процессы, являющиеся условием познавательной деятельности. Сделаны выводы о благотворном влиянии физической культурын на продуктивность познавательной деятельности и формировании умственных способностей.
Abstract: this article examines the relationship between physical culture and mental abilities of a person, considers the influence of the process of formation of physical culture on mental processes, which are a condition of cognitive activity. Conclusions are made about the beneficial effect of physical culture on the productivity of cognitive activity and the formation of mental abilities.
Ключевые слова: фиическая культура, умственные способности, психические процессы, познавательная деятельность.
Keywords: physical culture, mental abilities, mental processes, cognitive activity.
При изучении учебно-методической и научной литературы по теме мотиваций, определяющих направленность занятий физической культурой, были выведены несколько групп мотивов к занятиям физическими упражнениями в вузе, среди которых встречается группа познавательно-
XМеждународная научно-практическая конференция развивающих мотивов.. Данная группа связана со стремлением человека узнать
возможности своего тела, а после улучшить их, используя средства физической
культуры. Аналогичной группой мотивов является "соревновательная
мотивация", но она основывается на стремлении превзойти не других, а себя,
свои ограничения, а не другого человека. Данная мотивация подразумевает
стремление использовать возможности своего организма, чтобы улучшить
физическое состояние, физическую подготовку и свои способности вообще,
среди которых так же выделяются и умственные способности [1].
Развитие умственных способностей и физических возможностей - глубоко взаимосвязанный процесс. Физическое воспитание формирует благоприятные основания для развития умственных способностей, и, таким образом, является условием для совершенствования мышления, внимания, памяти и т.п.. С другой стороны, интеллектуальное развитие создаёт условия для более вдумчивого и комплексного подохода к занятиям физической культурой, что значительно повышает эффективность физического развития. [2,3].
Аналогично Ионов А.А. в своих работах укзазывает , что физическая культура играет важную роль в формировании благоприятных условий для познавательной психической деятельности человека. Физическая активность является средством снятием стресса, отрицательных эмоциональных состояний и умственного утомления, из-за чего выступает как фактор, имеющий значимую роль в интеллектуальной деятельности. Благодаря физическим упражнениям активизируются познавательные психические процессы: восприятие, мышление и память. Имеются многочисленные данные о том сообщающие о позитивном влиянии физических упражнений на объем памяти, устойчивости внимания, решение интеллектуальных задач и зрительных двигательных реакции [4].
Так же следует отметить, что физическая нагрузка позитивно влияет на циркуляцию крови в организме. Причина этого в том, что в процессе физической активности в кровеносных сосудах происходит выработка молекул окиси азота. Вследствие улучшения циркуляции крови в теле стимулируется и микроциркулярное русло, что помогает крови проникать в ткани организма,
«Инновационные аспекты развития науки и техники» таким образом, улучшая их питание и приводит к более активному выведению
продуктов обмена. В мозгу это приводит к увеличению объема крови в зубчатой
извилине - части гиппокампа, влияющей на консолидацию памяти [5].
Анализ литературы показывает, что занятия физической культуры оказывают комплексное влияние на развитие интеллектуальных способностей. Она оказывает благоприятное психологическое и физиологическое влияния на психику человека, создавая условия для эффективного интеллектуального развития. В свою очередь, развитие когнитивных способностей позитивно сказывается на занятиях физической культурой, поскольку подразумевает подбор наиболее эффективных средств для физического развития.
Библиографический список:
1. Стародубцев, М.П. Анализ мотивов, определяющих направленность занятий физическими упражнениями у студентов[Текст]/ Стародубцев М.П., Иваненко Т.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 208-211
2. Дембо, А. Г.Спортивная медицина. Общая патология, врачебный контроль с основами частной патологии: учебник для студентов институтов физической культуры [Текст]/ ПА.Г. Дембо. - М.: Физкультура и спорт, 2010. -250с.
3. Дворкин, Л. С. Физическое воспитание студентов [Текст]: учебное пособие/ Л. С. Дворкин, К. Д. Чермит, О.Ю. Давыдов.- М.: Феникс, 2008. - 700 с.
4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательсктй центр «Академия», 2012. - 288 сБатуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорних систем: Учебник для вузов . - СПб.: Питер, 2008. - 317с
© Д.А. Гааг, 2020