УДК 159.9:62
Разина Татьяна Валерьевна
кандидат психологических наук, доцент
Щеголева Анна Владимировна
Ярославский филиал Московского психолого-социального университета
[email protected], [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА И МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
На трудовую деятельность оказывает влияние не только хронологический возраст, но и психологический возраст, а именно - преждевременное психологическое старение. Показано, что у педагогов психологическое старение может выступать фактом отрицательно влияющим на трудовую мотивацию. У медицинских работников как хронологический возраст, так и психологическое старение положительно взаимосвязаны с трудовой мотивацией.
Ключевые слова: хронологический возраст, психологический возраст, психологическое старение, мотивация трудовой деятельности.
Проблеме мотивации трудовой деятельности и мотивирования к труду, в том числе у медицинских и педагогических работников, посвящены исследования как отечественных [1; 3; 8; 9], так и зарубежных психологов [10; 11; 12; 13]. В практике психологического сопровождения трудовой деятельности в больших организациях, компаниях, в маленьких фирмах, психологи и менеджеры по персоналу часто сталкиваются с ситуацией, когда изначально хорошо работающая и отлаженная система стимулирования труда перестает быть эффективной [5; 6]. Система премий и штрафов, морально-психологическое воздействие (культивирование чувства долга, лояльности, вины и т. п.) рано или поздно оказываются неэффективными. В бюджетных организациях возможности управления мотивацией труда еще более скромные, чем в коммерческих организациях. Еще более сложной является ситуация в отношении социономических профессий, где интенсивное нервно-психическое напряжение в деятельности сочетается с высокой степенью ответственности, высокой ценой ошибки и низкой отдачей от работы. Даже если изначально специалист обладал высокой внутренней мотивацией к работе, стремился самореализоваться в ней, то со временем у многих этот тип мотивации истощается, в то время как у других остается достаточно силен на протяжении всей профессиональной карьеры, несмотря на то, что внешние условия и характер работы одинаков. С этой точки зрения крайне важно исследовать внутренние, психологические факторы, которые взаимосвязаны с мотивами трудовой деятельности.
Теоретическая разработанность вопроса. Исследования показывают, что с хронологическим возрастом меняется и трудовая мотивация [1; 10; 11; 12; 13]. Отмечается снижение уровня мотивации, что может быть связано с разочарованием в профессии и возможностью самореализоваться в ней, быть полезным людям, с личными обстоятельствами (разводы, переезды, рождения детей, внуков и т. п.), с объективными изменениями в со-
стоянии здоровья, появлении функциональных ограничений в деятельности, стремлении более экономно расходовать психофизические ресурсы. Однако помимо объективного хронологического возраста, человек также обладает и психологическим возрастом и его взаимосвязь с мотивацией и продуктивностью труда практически не исследовалась. По мнению Е.И. Головахи и А.А. Крони-ка [2], психологический возраст личности - некая мера психологического прошлого личности, подобно тому, как хронологический возраст - мера хронологического прошлого. Психологический возраст обладает специфическими особенностями: во-первых, это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета». Соответственно психологический возраст может значительно отличаться от хронологического, психологически человек может быть как «старше», так и «моложе» своего возраста указанного в паспорте. Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. В-третьих, психологический возраст многомерен. Например, человек может чувствовать себя зрелым, опытным, «старым» в профессиональной сфере, но еще неопытным, «молодым» в семейной сфере.
Именно психологический возраст, на наш взгляд, оказывает значительно большее влияние на мотивацию трудовой деятельности, чем объективный хронологический. Если психологически человек ощущает себя молодым, то его временная перспектива более обширная по сравнению с человеком, ощущающим себя психологически старым. Психологически молодой сотрудник ставит более долгосрочные и более глобальные цели, у него выше уровень притязаний, он оценивает себя способным достичь их. Можно говорить о преждевременном психологическом старении, когда психологический возраст, намного больше, чем возраст хронологический, что можно определить, посчитав разницу между ними. Таким образом, говоря
© Разина Т.В., Щеголева А.В., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4
81
о возрасте, мы фиксируем три важных переменных - хронологический возраст, психологический возраст и разницу между психологическим и хронологическим возрастом, как меру психологического старения.
Целью данной работы является исследование взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и психологического возраста. Были выдвинуты предположения, что чем старше психологический возраст сотрудников, тем ниже трудовая мотивация, а также чем больше расхождения между психологическим и биологическим возрастом (психологическое старение), тем ниже трудовая мотивация
Материалы и методы. В качестве методов сбора эмпирических данных нами использовались тест «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина [7] и тест А.А. Кроника «Определение психологического возраста человека» [2]. Дополнительно использовалось анкетирование и выборочная беседа. Методы математической обработки результатов включали: процедуры описательной статистики, корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), t-критерий Стьюдента, методы структурно-психологического анализа (индексы структурной организации системы, экспресс /2). которые показали свою высокую эффективность и широко применяются в современных исследованиях деятельности [4].
Выборку исследования составили: 30 человек -педагогические работники (учителя, директора школ, завучи), 33 человека - медицинские работники (врачи, заведующие отделениями). Исследование проводилось в средних образовательных школах и лечебных учреждениях г. Ярославля.
Результаты и их обсуждение. Результаты показали, несмотря на то, что медицинские и педагогические профессии относятся к группе со-циономических, структура и уровень трудовой мотивации у врачей и педагогов существенно отличаются (табл. 1).
Как видно по данным таблицы 1 в возрастных характеристиках практически отсутствуют различия, что говорит о гомогенности выборки по данным параметрам. Однако медики значительно превосходят педагогов по силе материальных мотивов, в желании получить обратную связь, признание от широкого круга лиц, и возможности приносить общественную пользу. Педагоги же значимо превосходят медиков по силе творческих мотивов и желания более разнообразной, интересной деятельности. Данные отличия обусловлены, на наш взгляд, особенностями реализации этих профессий в нашей стране. В медицине на данный момент намного шире возможности заработка (коммерческие подработки и т. п.), поскольку платные медицинские услуги достаточно востребованы (на фоне низкого качества и низкой доступности бесплатных медицинских услуг). В то же время у учителей средних школ возможностей подработки значительно меньше. При этом для врачей крайне важны такие мотивы как признание, обратная связь от пациентов и руководства, ощущение того, что они делают нечто полезное обществу. Это связано с тем что в последние годы в отношении врачей и качества оказываемых медицинских услуг идет большой объем критики в СМИ и многие пациенты весьма настороженно и скептически относятся к работе медицинского персонала.
Таблица 1
Анализ значимости отличий по показателям возраста и мотивам трудовой деятельности в группе педагогических и медицинских работников
Параметры сравнения Среднее t p
Педагоги Медики
Возрастные характеристики
Хронологический возраст 43,43 42,09 0,45 0,65
Психологический возраст 43,96 43,96 0,00 1,00
Разница (психологическое старение) 0,53 1,86 -0,84 0,41
Трудовые мотивы
Материальные 29,50 40,24 -3,41 0,00
Комфорт 26,93 30,52 -1,08 0,28
Обратная связь 23,83 32,24 -2,99 0,00
Социальные контакты 23,50 22,88 0,32 0,75
Долгосрочные взаимоотношения 22,07 20,52 0,77 0,44
Признание 32,20 37,36 -2,19 0,03
Достижение 26,33 29,03 -1,20 0,23
Власть 17,53 16,00 0,82 0,42
Разнообразие 31,00 27,39 2,30 0,02
Творчество 29,87 24,18 2,76 0,01
Самосовершенствование 34,30 36,45 -0,94 0,35
Общественная полезность 34,50 42,88 -3,57 0,00
Условные обозначения: t - значение критерия Стьюдента, р - уровень значимости.
Для педагогов материальные мотивы и мотивы общественного признания, полезности своего труда значительно менее важны, чем для врачей. Возможно, они уже смирились с тем, что профессия педагога данные мотивы удовлетворить не сможет. Профессия учителя является одной из самых низкооплачиваемых, непрестижных и неуважаемых в современной России. При этом у педагогов значимо выше, чем у врачей мотивы творчества и разнообразия в профессиональной деятельности. Несмотря на то, что деятельность в этих двух сферах достаточно жестко регламентирована различными документами, в педагогической деятельности все же остается больше свободы для проявления своего творческого потенциала.
Мотивация трудовой деятельности у врачей и педагогов отличается также и по своей структуре (табл. 2), о чем говорит значение /2.
Значение индексов структурной организации вообще ставит под сомнение наличие единой системы трудовых мотивов у педагогических и медицинских работников, поскольку индексы дивер-гентности более чем в два раза больше индексов когерентности и индекс организованности системы имеет в итоге отрицательное значение. Это говорит о сильной борьбе, конфронтации трудовых мотивов, как у медиков, так и у педагогов. Тем не менее, подробное изучение особенностей трудовой мотивации представителей данных профессий не выступает самостоятельной целью данной работы. Проведенный анализ призван лишь подчеркнуть,
что исследовать взаимосвязи психологического возраста и мотивации необходимо отдельно в каждой из этих профессиональных групп.
При исследовании психологического возраста мы учитывали три основных параметра: хронологический возраст (регистрировался с помощью анкеты), психологический возраст (регистрировался с помощью теста А.А. Кроника), а также разницу между психологическим и хронологическим возрастом, посчитанную как алгебраическую сумму между психологическим и хронологическим возрастом. Если данная разница больше нулевого значения, то человек ощущает себя психологически старше, чем он есть на самом деле. Разница отражает степень психологического старения испытуемых. Результаты представлены в таблице 3.
Как можно видеть из таблицы 3 в группе педагогов большинство взаимосвязей трудовых мотивов наблюдается именно с психологическим старением (т.е. разницей между психологическим и хронологическим возрастом). В группе медиков взаимосвязи наблюдаются чаще с показателями именно объективного хронологического возраста. Корреляционных связей с психологическим возрастом только одна. Соответственно более значительную роль играет не сам по себе психологический возраст, а именно расхождения между ним и хронологическим возрастом. В группе педагогов взаимосвязи трудовых мотивов с показателями возраста носят как прямой, так и обратный характер. В группе медиков данные взаимосвязи носят
Таблица 2
Структурные характеристики системы мотивации трудовой деятельности в группах педагогических и медицинских работников
ИКС ИДС ИОС X2
Педагоги 12 -31 -19 r=0,17, p=0,59
Медики 15 -40 -25
Условные обозначения: ИКС - индекс когерентности системы, ИДС - индекс дивергентности системы, ИОС - индекс организованности системы, х2 - степень соответствия структур мотивации трудовой деятельности у педагогических и медицинских работников.
Таблица 3
Значимые корреляционные взаимосвязи между трудовыми мотивами и показателями возраста
Трудовые мотивы и показатели возраста r p
Педагоги
Материальные и Разница (психологическое старение) 0,44 0,01
Обратная связь и Разница (психологическое старение) 0,36 0,05
Обратная связь и Хронологический возраст -0,38 0,04
Социальные контакты и Разница (психологическое старение) -0,39 0,03
Власть и Разница (психологическое старение) -0,56 0,00
Медики
Долгосрочные взаимоотношения и Хронологический возраст -0,46 0,01
Власть и Разница(психологическое старение) 0,32 0,07
Разнообразие и Хронологический возраст 0,38 0,03
Творчество и Психологический возраст 0,39 0,02
Творчество и Разница(психологическое старение) 0,31 0,08
Творчество и Хронологический возраст 0,31 0,08
Условные обозначения: г - значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена, р - уровень значимости; курсивом выделены взаимосвязи имеющие тенденцию к значимости.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
по преимуществу прямой характер: чем старше возраст и больше разница, тем выше мотивация.
В группе педагогов, чем более старшим психологически ощущает себя человек, тем более важны для него материальные стимулы и обратная связь. Вероятно, большая ответственность (в том числе и материальная) за других членов семьи, желание влиться в коллектив, ориентироваться на референтную группу делает человека психологически более зрелым и его психологический возраст начинает опережать биологический. При этом психологически старый человек уже не нуждается в социальных контактах (они уже установлены) и не стремиться к власти (психологическое старение сопровождается усталостью, истощением личностного потенциала). Показательно, что мотив получения обратной связи по-разному коррелирует с хронологическим возрастом и разницей между психологическим и хронологическим возрастом. Это еще раз подчеркивает важность учета не только хронологического но и психологического возраста в исследованиях мотивации. Так с ростом объективного хронологического возраста сила мотива обратной связи начинает снижаться (чем старше человек, тем менее важно для него мнение окружающих и более - свои внутренние моральные ориентиры).
В группе медиков, чем старше сотрудник (хронологически или психологически) тем выше его мотивы творчества и разнообразия в профессии. Возможно, это происходит по мере накопления опыта, овладения профессией, а также приобретения довольно стабильного материального и общественного положения. Когда данные мотивы удовлетворены, возможно и проявление индивидуальности в профессиональной деятельности. Чем старше медицинский работник психологически, тем сильнее у него мотив власти (т. е. желание занять руководящую должность, получить под свое начало людей). У педагогов в отношении мотива власти диаметрально противоположная картина. Возможно, это связано с тем, что особенности психологического старения у медиков принципиально отличаются от старения педагогов, однако данный вопрос требует более детального изучения. Отрицательные корреляционные связи у медиков наблюдаются только в отношении мотива долгосрочных взаимоотношений - по мере увеличения хронологического возраста этот мотив становится слабее, что естественно, поскольку у людей старшего возраста система долгосрочных контактов и взаимоотношений уже сформирована.
Таким образом, специфика профессиональной деятельности определяет характер взаимосвязи трудовых мотивов и психологического возраста. В отношении двух исследуемых профессиональных групп мы можем сказать, что у педагогов именно психологический возраст и мера его рас-
хождения с хронологическим, т. е. психологическое старение, играют принципиальное значение в плане взаимосвязи с мотивами. У медицинских работников принципиальной разницы между хронологическим и психологическим возрастом в отношении взаимосвязи с мотивами трудовой деятельности не обнаружено.
Если обобщить полученные результаты, то в отношении педагогических работников нами был обнаружен еще один фактор снижающий мотивацию трудовой деятельности - значительное превышение психологическим возрастом показателей хронологического возраста - т. е. преждевременное психологическое старение. В исследуемой нами выборке у 20% педагогов психологический возраст больше хронологического на 4 года и старше. Соответственно, необходимо предупреждать возможность преждевременного психологического старения у сотрудников педагогического коллектива, а своевременно выявлять лиц, имеющих тенденцию к преждевременному психологическому старению и оказывать им необходимую психологическую помощь. Одним из направлений такой помощи может являться работа, нацеленная на конкретизацию и увеличение временной перспективы, насыщение данной перспективы событиями. Благодаря этому психологический возраст будет постепенно «молодеть». Это в конечном итоге будет способствовать повышению силы ряда трудовых мотивов.
Таким образом, выдвинутые нами предположения подтвердились лишь частично. Сам по себе психологический возраст не играет существенной роли в отношении мотивов трудовой деятельности. Большее значение имеет именно расхождение между хронологическим и психологическим возрастом (психологическое старение), причем как в сторону повышения, так и снижения мотивации трудовой деятельности. Обнаруженные тенденции справедливы лишь для профессиональной группы педагогов. Профессиональная деятельность и ее специфика накладывает отпечаток на особенности психологического старения и это требует дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Виндекер О.С. Динамика мотивации достижения у взрослых // Психологический вестник Уральского государственного университета. -2009. - Вып. 7. - С. 294-304.
2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. -130 с.
3. Рощина Я.М., Филиппова Т.Н. Динамика мотивации, характеристик занятости и человеческого капитала учителей школ и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в 2006-2010 гг. Информационный бюллетень. - М., НИУ ВШЭ, 2011. - 44 с.
4. Карпов А.В. Психология деятельности: В 5 т. Т. II: Структурная организация. - М.: РАО, 2015. -408 с.
5. Красинская Л.Ф. Профессиональная мотивация преподавателя как фактор, влияющий на инновационные преобразования в высшей школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - № 1. - С. 153-159.
6. Прохорова М.В., Ким В.В. Структура мотивации трудовой деятельности на разных стадиях организационного развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2012. - № 1 (1). - С. 363-369.
7. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 399 с.
8. Условия труда и мотивация медицинских работников (по материалам мониторинга экономических процессов в здравоохранении) / М.Г. Колос-ницына, Е.Г. Потапчик, Е.В. Селезнева и др. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - 80 с.
9. Шмаков А.Г., Топоркова А.В. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результаты труда персонала // Вестник Челябинского государственного университета. -2013. - № 3 (294). - Серия: Управление. - Вып. 8. -С. 103-106.
10. Inceoglu I., Segers J., Bartram D. Age-related differences in work motivation // Journal of Occupational and Organizational Psychology. -2012. - № 85. - P. 300-329.
11. Kanfer R.,Ackerman P.L. Aging, adult development, and work motivation // Academy of Management Review. - 2004. - Vol. 29. - № 3. - Р. 440-458.
12. Kidd J.M., Green F. The careers of research scientist. Predictors of three dimensions of career commitment and intention to leave science // Personnel Review. - 2006. - № 35. - P. 229-251.
13. Lord R.L., Farrington P. Age-related differences in the motivation of knowledge workers // Engineering Management Journal. - 2006. - № 3. - P. 20-26.
Педагогика. Психология. Социокинетика J Jí»4
85