УДК 159.96+159.92
Гладышев Юрий Владимирович
Доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления; sir.yu-oskar2012@yandex.ru, ORCID 0000-0002-8294-5993, Новосибирск
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОК НГУЭУ
Аннотация. В статье представлены результаты изучения особенностей психологической защиты и локуса контроля студенток НГУЭУ Теоретической основой статьи являются взгляды американских психологов Дж. Роттера и З. Фрейда. Психологическая защита - система реагирования личности на какие-либо угрожающие ситуации, используемая человеком на бессознательном уровне. Одной из важных интегральных характеристик личности является локус контроля. Появление этого понятия связано с работами Дж. Роттера, который предположил, что существуют индивидуальные различия, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящие с ними события. Исследование психологических защит показало, что первые три места занимают: проекция, рационализация и регрессия. Исходя из этого, следует сделать вывод, что наряду со зрелой защитой в виде «рационализации» студентки часто используют такие примитивные виды защит как «проекция» и «регрессия». При исследовании корреляционной матрицы было выявлено, что у студенток-экстерналов локус контроля образует достоверные положительные связи с «регрессией» и «вытеснением» и отрицательную с «рационализацией». У студенток-интерналов локус контроля имеет отрицательные связи со всеми видами защит. Таким образом, студенткам с экстернальным локусом контроля будут присущи непродуктивные способы решения конфликтов.
Ключевые слова: психологическая защита, локус контроля, интернальность, экстер-нальность, опросник Плучека, корреляционный анализ.
Введение в проблему и цель исследования. Обучение в вузе во многом зависит от типа личности студента, его умения адаптироваться. Поступив в вуз, студенты сталкиваются с проблемой переезда в другой город, оплатой за учебу, с совершенно новыми для них способами организации процесса обучения. Меняется форма преподавания, большая роль отводится организации самостоятельной работы. При этом для разрешения конфликтных ситуаций студенты часто используют различные способы психологических защит.
Психологическая защита - это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [4, с. 64].
Методологическая основа исследования. Термин «защита» впервые появился в работах З. Фрейда, согласно его представлениям механизмы защиты являются врожденными. Процесс формирования защитных механизмов усложняется по мере взросления и определяется психофизиологическими и индивидуальными особенностями человека, гибкостью и устойчивостью образования нейродинамических связей.
Механизмы психологической защиты, с одной стороны, помогают личности преодолевать внутренний конфликт и адаптироваться к сложившейся ситуации. С другой стороны, они способны давать и негативный эффект, если человек применяет неадекватные способы защиты [5].
Эффективность функционирования психологических защит личности опреде-
ляется следующими условиями:
• когда в ее структуре отсутствуют доминирующие защиты;
• защитные механизмы в большинстве случаев представлены в одинаковой степени;
• максимальную выраженность имеют зрелые защиты, к которым относятся компенсация, гиперкомпенсация и рационализация [2, с. 12].
Единой классификации психологических защит сегодня не существует, однако наиболее часто на практике применяется модель защиты, которая была создана Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1989 г. [11]. В дальнейшем эта теория совершенствовалась, в целом методика позволяет определить степень выраженности следующих защит.
Отрицание - самый ранний и наиболее простой механизм защиты, при котором личность закрывает глаза на реальное положение дел, или не воспринимает информацию, которая тревожит и может привести к конфликту. Этот барьер не допускает в сознание негативных сведений и приводит к потере информации.
Проекция относится также к одной из форм примитивной защиты, когда человек подсознательно приписывает собственные качества, чувства и желания другому человеку. Для проекции необходимо найти подходящего человека, на которого можно «повесить» неприемлемые мысли и чувства.
Регрессия - примитивный способ реагирования, когда человек использует простые и привычные поведенческие стереотипы, которые были у него в раннем возрасте, стараясь переложить свою ответственность на других людей.
Замещение - защита от травмирующей ситуации, при которой человек пытается снять стресс путем переноса агрессии с «недоступного» объекта на более «доступный» объект.
Вытеснение - наиболее универсальная форма психологической защиты, когда мысли, чувства, вызывающие тревогу,
непроизвольно устраняются из сознания. Человек совершенно искренне не помнит тревожащее его событие.
Рационализация - способ защиты, посредством которого человек стремится дать морально приемлемое объяснение своим действиям, мыслям и чувствам во имя обеспечения внутреннего комфорта. Это позволяет человеку дать логически связанное и морально приемлемое объяснение своим поступкам и чувствам, подлинные мотивы которых остаются в тени.
Компенсация - самый поздний и сложный механизм защиты. Эта жизненная стратегия позволяет осознанно или неосознанно снижать напряжение, при невозможности достигнуть какой-либо цели, путем замены ее другой. Если затраты на компенсацию становятся неадекватными, то это уже называется гиперкомпенсация.
Механизмы защиты можно разделить по степени зрелости. На первом уровне находятся наиболее примитивные механизмы психологической защиты - отрицание, регрессия и вытеснение. Они не пропускают негативную информацию в сознание. К зрелым психологическим защитам относят компенсацию и рационализацию. Последние две не препятствуют поступлению травмирующей информации, но трактуют ее в «свою» пользу. К промежуточным защитам относят замещение и проекцию. Применение конструктивных защит значительно уменьшает вероятность появления внутреннего конфликта. Следует подчеркнуть, что человек, как правило, применяет несколько защитных стратегий для разрешения конфликта, но доминировать могут только отдельные [9].
Таким образом, механизмы психологической защиты обеспечивают уменьшение тревоги, которая неизбежно возникает при осознании конфликта, определяя последующее поведение личности.
Одной из важнейших характеристик личности является уровень субъективного контроля (УСК). Этот показатель отражает
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2 / 2018
131
стабильные свойства индивида (самостоятельность, активность и т. д.). УСК является одной из важнейших характеристик личности. Зная направленность субъективного контроля, можно в определенной степени предвидеть поведение человека [3; 7; 10].
Одним из первых исследователей этого феномена был американский психолог Дж. Роттер. Он выделил два типа людей:
1) экстерналы - люди, полагающие, что все происходящие в их жизни события являются результатом влияния внешних сил, судьбы, случая, других людей, т. е. это те, кто не принимает активного участия в построении собственной личной жизни и карьеры;
2) интерналы - люди, уверенные в том, что источником позитивных или негативных событий являются они сами, берущие на себя ответственность за свою жизнь; с одной стороны, они считают, что сами добились высоких результатов в своей жизни, с другой - винят себя во всех неудачах и неприятностях и т. д. [12].
Результаты исследования. Целью проведенного исследования являлась оценка структуры психологических защит студенток экстерналов и интерналов третьего курса НГУЭУ и их взаимосвязи с уровнем объективного контроля. Использовали тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» Келлермана - Плутчика - Конте. С его помощью подсчитывали иерархию системы психологической защиты. Для изучения локуса контроля использовали опросник УСК, адаптированный Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинд [6]. Объем выборочной совокупности составил 95 студенток.
Математическая обработка данных проведена с использованием методов математической статистики: проверки нормальности распределения, определения достоверности и значимости различий полученных результатов ^--критерий Стью-дента). В ходе анализа было выявлено, что
шкалы по УСК в выборке отличаются от нормального распределения, поэтому для исследования корреляционного анализа данных был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Вычисления проведены с использованием компьютерного статистического пакета SSPS 20.
Исследование психологических защит показало, что первые три места занимают: проекция (18,2 %), рационализация (16,4 %) и регрессия (15,1 %). В меньшей степени встречается компенсация (13,2 %), отрицание (11,0 %), замещение (11,3 %), гиперкомпенсация (9,4 %) и вытеснение (5,9 %).
Наши результаты подтверждают данные литературных источников. В частности рядом авторов установлено, что в юношеском возрасте наиболее часто используется проекция [1; 7].
Согласно полученным нами данным 32 студентки имеют внешний локус контроля и могут быть отнесены к экстерна-лам и 33 имеют внутренний локус контроля и соответственно их можно считать интерналами. Сбалансированные показатели выявлены у 30 студенток. Поэтому на втором этапе исследования мы выделили две группы студенток по критерию общей интернальности.
Анализ полученных результатов показал, что в группе студенток-экстерналов локус контроля образует достоверную положительную связь с регрессией (г = +0,415 при р < 0,05) и вытеснением (г = +0,362 при р < 0,05), и отрицательную с рационализацией (г = - 0,391 прир < 0,05).
У студенток-интерналов локус контроля имеет отрицательные связи со всеми видами защит. Наиболее выраженные связи с регрессией (г = - 0,507 при р < 0,05), вытеснением (г = - 0,450 при р < 0,05) и замещением (г = - 0,352).
Заключение. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. У студенток НГУЭУ в большей степе-
ни выражены такие типы защит, как «проекция», «рационализация» и «регрессия». Это значит, что наряду с конструктивной зрелой защитой в виде «рационализации» студентки используют такие дезадаптив-ные, примитивные механизмы психологической защиты, как «проекция», т. е. приписывают свои негативные черты другим, и «регрессия», т. е. перекладывают свои проблемы на других. Доля незрелых защит (отрицание, регрессия, вытеснение, про-
екция) в общей напряженности структуры психологических защит составляет 50,2 %.
2. Исходя из полученных данных, можно утверждать: студенткам с экстернальным локусом контроля будут присущи тенденции к проявлению неконструктивных стилей решения конфликтов. В отличие от студенток с экстернальным локусом контроля, интерналы не применяют подобного рода защиты. В то же время у них не выявлены и какие-то преобладающие виды защит.
Библиографический список
1. Андреева Е. Н. Самоотношение подростков. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
3. Гладышев Ю. В. Взаимосвязь между шкалами темперамента и механизмами защиты у студенток НГУЭУ // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 100-105.
4. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд. - Мн.: Харвест, 2003. - 144 с.
5. Грановская Р. М. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2007. - 476 с.
6. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2003. - С. 423-430.
7. Кобзев М. В. Связь жизнестойкости будущих специалистов водного транспорта со стратегиями совладания и защитными механизмами личности // Сибирский педагогический жур-
нал. - 2009. - № 5. - С. 291-298.
8. Носов С. С. Диагностика защитных механизмов: подход Фиби Крамер. - М.: Наука: Флинта, 2011. - 113 с.
9. Никольская И. М, Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с.
10. Чиликина И. А. Локус контроля как социально-психологическая детерминанта представлений о лидерских качествах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 25 с.
11. Plutchik R. Measuring emotions and their derivatives // Emotion: Theory, research, and experience / еds. R. Plutchik, H. Kellerman. - V. 4. -San Diego, CA: Academic Press, 1989. - P. 1-35.
12. Rotter J. В. Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable // American Psychologist. - 1990. - V. 45. -P. 489-493.
Поступила в редакцию 17.01.2018
Gladyshev Yuri Vladimirovich
Dr. Sci. (Medic.), Prof. of the Department ofpsychology, pedagogics and law Staff, Novosibirsk State University of Economics and Management; sir.yu-oskar2012@yandex.ru, ORCID 0000-0002-82945993, Novosibirsk
THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE AND LEVEL SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS NSUEM
Abstract. The article presents the results of studying the peculiarities of psychological protection and locus of control of students NSUEM. The theoretical basis of the article is the views of American psychologists J. Rotter and S. Freud. Psychological protection is a system of personal response to any threatening situations used by a person at an unconscious level. One of the most important integral characteristics of personality is locus of control. The appearance of this concept
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2 I 2018
133
is associated with the works of J. Rotter, who suggested that there are individual differences that depend on whom people hold responsible for what is happening to them. A study of psychological protection showed that the first three places are: projection, rationalization and regression. On this basis, it should be concluded that along with Mature protection in the form of "rationalization" students often use such primitive types of protections as "projection" and "regression". In the study of the correlation matrix, it was revealed that the control locus of external students forms a significant positive relationship with "regression" and "displacement" and negative with "rationalization". Have students internals locus of control has a negative relationship with all types of protection. Thus, students with external locus of control will be characterized by unproductive methods of conflict resolution.
Keyword: psychological defense, locus of control, internality, externalhost, the questionnaire Pluchek, correlation analysis.
References
1. Andreeva, E. N., 2005. Self-attitude of adolescents. St. Petersburg, Rech' Publ., 400 p. (In Russ.)
2. Berezin, F. B., 1988. Mental and psychophysiological adaptation of man. St. Petersburg: Nauka Publ., 270 p. (In Russ.)
3. Gladyshev, Ju. V., 2016. The relationship between the scales of temperament and mechanisms for the protection of students NSUEM. Siberian pedagogical journal, 2, pp. 100-105. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Golovin, S. Ju., 2003. The dictionary of the psychologist-practice. Minsk: Harvest Publ., 144 p. (In Russ.)
5. Granovskaja, R. M., 2007. Psychological defense. St. Petersburg: Rech' Publ., 476 p. (In Russ.)
6. Eliseev, O. P., 2003. Workshop on psychology of personality. St. Petersburg, pp. 423-430. (In Russ.)
7. Kobzev, M. V., 2009. The link between the resilience of future water transport professionals
and coping strategies and protective mechanisms of the individual. Siberian pedagogical journal, 5, pp. 291-298. (In Russ.)
8. Nosov, S. S., 2011. Diagnostics of protective mechanisms: the approach Phoebe Kramer. Moscow: Nauka Publ., Flinta Publ., 113 p. (In Russ.)
9. Nikol'skaja, I. M., Granovskaja, R. M., 2000. Psychological defense. St. Petersburg: Rech' Publ., 507 p. (In Russ.)
10. Chilikina, I. A., 2010. Locus of control as a socio-psychological determinants of perceptions of leadership qualities. Cand. Sci. (Psihol.). Moscow, 25 p. (In Russ.)
11. Plutchik, R., 1989. Measuring emotions and their derivatives. Plutchik, R., Kellerman, H., eds. Emotion: Theory, research, and experience. San Diego, CA: Academic Press, pp. 1-35.
12. Rotter, J. B., 1990. Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable. American Psychologist, 45, pp. 489-493.
Submitted 17.01.2018