Научная статья на тему 'Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза'

Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование и обучение / Европейская кредитная система профессионального образования и обучения / оценка / признание и сертификация результатов обучения / образовательная программа / профессиональное развитие / vocational education and training / European credit system for vocational education training / assessment / recognition and certification of learning outcomes / program of education and training / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальчук М. И.

Анализируются современные подходы к созданию национальных систем квалификаций стран ЕС. Раскрывается роль профессионального образования и обучения как сектора услуг, который обслуживает системные изменения рынка труда, где продуктом является компетентность персонала и его способность осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивая свое профессиональное развитие. На примере Франции и Великобритании показана взаимосвязь профессиональных квалификаций и образовательных программ, позволяющих адаптировать квалификации между собой, сочетать их, тем самым обеспечивать индивидуальные трансферты в пределах образовательных систем. Акцент сделан на необходимости выработки эффективных действий, направленных на изменение процесса обучения, ориентированного на результат, а также присвоение квалификаций, их оценку и сертификацию, что может быть использовано в отечественной профессиональной подготовке человеческих ресурсов в условиях современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of professional qualifications and vocational education and training programs in the European Union countries

The article focuses on the modern approaches to the creation of the national qualification systems in the EU-countries. It unleashes the role of professional education and training as a sphere of services which correlate the fundamental changes in the labor market when the utmost product is the competence of an employee and his capability of performing the professional activity providing for professional self-development. The examples of France and Great Britain are analyzed in the context of the interrelation of professional qualifications and educational programs where qualifications are inter-adjusted and could be combined together to facilitate for individual transfers within the educational system. Special emphasis is laid on the necessity of effective measures elaboration aimed at improvement of the educational process to become more result-oriented, as well as incurring of qualifications, their evaluation, and certification – all these could be used to improve the national professional training of the human resources in the modern world.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза»

ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С.Я. БАТЫШЕВА - А.М. НОВИКОВА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КВАЛИФИКАЦИЙ И ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Анализируются современные подходы к созданию национальных систем квалификаций стран ЕС. Раскрывается роль профессионального образования и обучения как сектора услуг, который обслуживает системные изменения рынка труда, где продуктом является компетентность персонала и его способность осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивая свое профессиональное развитие. На примере Франции и Великобритании показана взаимосвязь профессиональных квалификаций и образовательных программ, позволяющих адаптировать квалификации между собой, сочетать их, тем самым обеспечивать индивидуальные трансферты в пределах образовательных систем. Акцент сделан на необходимости выработки эффективных действий, направленных на изменение процесса обучения, ориентированного на результат, а также присвоение квалификаций, их оценку и сертификацию, что может быть использовано в отечественной профессиональной подготовке человеческих ресурсов в условиях современности.

Ключевые слова: профессиональное образование и обучение, Европейская кредитная система профессионального образования и обучения, оценка, признание и сертификация результатов обучения, образовательная программа, профессиональное развитие.

М.И. Пальчук

Доктор пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования E-mail: mipalchuk@gmail.

Как цитировать статью: Пальчук М.И. Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). С.73-85.

Разобщенность европейских образовательных систем стала препятствием для решения задач интегрированной Европы.Выход из кризиса в странах Европейского Союза сфокусирован на создание качественного продукта в виде кадрового потенциала, способного обеспечивать устойчивый прогресс в условиях динамичных изменений потребительской инфраструктуры европейского сообщества. Одновременно мировой рынок труда нуждается в человеческих ресурсах с высоким уровнем квалификации и постоянно обновляемыми компетенциями.

Анализируя современный философский контекст образования, С.В.Иванова считает, что «задачи обучения, педагогические проблемы всегда были неотъемлемой частью философских размышлений. Такой вектор развития философской мысли был задан еще Сократом и Платоном, затем появлялся на всех последующих этапах развития философской мысли. Осмысление педагогической наукой современной общественной ситуации и состояния образования как части социума находится на стадии самых общих представлений» [2,с.44]. Именно поэтому проблемы национальных систем квалификаций (НСК) стали важными темами в сообществе компаративистов. В первую очередь научный дискурс касается обеспечения преемственности между уровнями квалификаций и соответствующими им образовательными программами, которые рассматриваются учеными с учетом внешних и внутренних факторов. Первые отражаются в социально-экономических отношениях в виде профессиональных квалификаций, внутренние - основываются на процессе обучения, имеющего собственную структуру, состоящую из элементов, тесно коррелированных между собой.

В общемировом измерении создание НСК носит глобальный характер, поскольку 160 стран, в первую очередь Россия,участвуют в этом процессе [12, с. 10], что обосновывается национальными и межгосударственными приоритетами.К первым относится необходимость гармонизации взаимного признания квалификаций и документов об образовании, обеспечивающих трудоустройство персонала,мобильность и конкурентоспособность систем ПОО. Вторые - более глубокие, вызваны расхождением между спросом и предложением на кадровый потенциал на внутренних рынках труда.

Национальные системы квалификаций включают в себя отдельные взаимодополняющие компоненты - национальную рамку квалифика-

ций; отраслевые рамки квалификаций, формируемые на основе профессиональных стандартов, которые, в свою очередь, проектируются на образовательные стандарты; системы оценки результатов обучения и сертификации, предусматривающие единый инструментарий накопления и признания квалификаций на национальном и общеевропейском уровнях.

Соответствие квалификаций документам об образовании обеспечивается Национальными рамками квалификаций (НРК), главное назначение которых-сопряжение и гармонизация рынка труда и образования через установление взаимосвязей между требованиями работодателей к выполнению персоналом профессиональных функций и условиями оценки готовности работников соответствовать этим требованиям [15] .НРК представляет собой структурированное по уровням описание квалификаций, выраженных в знаниях, умениях, уровне ответственности, сложности и самостоятельности выполнения работ,с помощью которых осуществляется взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и сертификатов. Иными словами,НРК - обобщенное, системное описание квалификационных уровней, различных образовательных ступеней, квалификационных стандартов, принятых на законодательном уровне с целью их сравнения с аналогичными рамочными структурами, принятыми в других странах ЕС [9,с.38]. НРК построены на принципах непрерывности, преемственности, прозрачности в соответствии с иерархией структуры разделения труда и национальной системой образования.

Сравнимость квалификаций осуществляется в соответствии с Европейской рамкой квалификаций (European Qualification Framework, EQF)[11], которую называют «мета-рамкой» Копенгагенского процесса, служащей ориентиром для стран ЕС при определении количества уровней и их дескрипторов (описания).Сопоставимость компонентов НРК позволяет проводить сравнительный анализ создаваемых профессиональных квалификаций, утверждать их на национальном уровне и только после этой процедуры включать в соответствующие рамки квалификаций [9, с.39].Одновременно в рамках Копенгагенского процесса создана Европейская кредитная система для профессионального образования и обучения (The European Credit System for Vocational Educationand Training, ECVET) [10], которая позволяет «разрабатывать

процедуры оценки результатов обучения и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов; создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы» [3, с. 20].

Для стран ЕС характерна общая тенденция прогнозирования необходимых квалификаций, реализуемых в интенсивно развивающихся отраслях и сфере услуг, что является проблемой при заполнении вакантных высокопродуктивных рабочих мест. Это стало главной причиной перехода от функционального наполнения содержания работ в каждой профессии к синтезу профессиональных компетенций, необходимых для их выполнения. Образовательные программы стали объемнее, что мотивировало педагогов перейти от постановки целей обучения и передачи информации к разработке учебных программ, основанных на компетенциях.

На современном этапе развития систем ПОО результаты обучения составляют основу инструментов политики ЕС, они отражаются в профессиональных стандартах, которые разрабатываются в каждой стране самостоятельно, а значит, имеют определенные отличия [6,с.7]. Стандартизация выполняет интегративную роль, профессиональные стандарты создают единое экономическое и правовое пространство, в рамках которого вводятся требования к качеству ПОО, задача об-разования-создание условий, при которых эти результаты могут быть достигнуты.

Содержание понятий, употребляемых в НСК, и их трансформация в образовательной терминологии отражают новую тенденцию развития ПОО, поскольку социальный диалог между работодателями и системой ПОО побуждает быть понятными друг для друга. С целью регулирования трудовых отношений, обеспечивающих единые подходы к документам об образовании, Европейским центром по развитию профессионального образования (CEDEFOP) разработан терминологический аппарат, включающий 130 основных понятий [14].

В большинстве стран понятия «компетентность», «компетенция» и «результаты обучения» используются взаимозаменяемо или дополняют друг друга. Однако первоначально компетенции обозначали способность личности выполнять трудовые функции на рабочем месте. В условиях модернизации систем ПОО перевод словосочетания «learnшgoutcomes» как результат обучения не включает в себя все аспекты, которые видят в этом понятии эксперты по разработке НСК.

В профессиональном образовании «learningoutcom.es» - комплексное понятие, которое состоит из совокупности составляющих: знаний (knowledges), навыков (skills) и/или компетентности (competence) индивидуума, которые он способен продемонстрировать после завершения обучения [14, с. 164]. Таким образом, результаты обучения, не имеющие непосредственного отношения к трудовой деятельности, могут быть сформулированы в виде компетенций, которые были, в свою очередь, определены в рамках трудовой практики [9, с. 58].

Итогом освоения образовательной программы и/или практического опыта является профессиональная квалификация, включающая положения, содействующие вертикальному и/или горизонтальному продвижению по уровням системы ПОО; унифицированную структуру, обеспечивающую сочетание с другими единицами квалификаций, их накопление и перенос, что гарантирует гибкость образовательных траекторий и признание ранее приобретенных компетенций независимо от того, где, как и когда они были освоены.

В современном контексте профессиональные компетенции определенного квалификационного уровня могут быть получены не только в учебном заведении, но и на рабочем месте, и даже при самостоятельном обучении, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, причем результаты обучения определяются не в учебном заведении, а в профессиональной среде.С этой точки зрения использование понятия «компетентность» вместо термина «результаты обучения» вполне обосновано, поскольку компетентность -это качество конкретного человека. Иными словами, в самих результатах обучения заложены критерии оценки, выраженные в компетенциях, на основании которых в дальнейшем осуществляется их официальное признание.

В странах ЕС существует практика утверждения обязательной образовательной программы на национальном уровне с возможностью внесения коррективов в регионах - профессиональных образовательных учреждениях, что позволяет адаптировать программы обучения к потребностям различных категорий граждан в соответствии с местным рынком труда. Это, безусловно, повышает уровень их эффективности, обеспечивает автономность учебных заведений, региональную составляющую содержания ПОО, а также устанавливает основные требования к образовательному стандарту.

Повысить уровень квалификации или изменить ее профиль мож-

но путем дополнительного профессионального образования, при этом учет различных форм обучения происходит внутри отраслевых квалификационных систем. Отметим, что более высокий уровень соответствия имеют профессиональные квалификации, полученные в секторе неформального обучения, поскольку они являются отраслевыми и ориентированы на потребности конкретного сегмента рынка труда.

Количество уровней квалификаций в странах ЕС варьирует от 5 (Нидерланды, Франция), 9 (Англия, Северная Ирландия)до 12 (Шотландия). В Финляндии рамка разработана, но официально не утверждена, широкомасштабное внедрение отмечается в Ирландии, Франции и Великобритании [4, с.121-122].Так, «в 2002 г. на волне модернизации ПОО во Франции была начата национальная программа сертификации, а к 2009 г. создана Национальная рамка квалификаций (RNCP) нового поколения с учетом европейских тенденций развития ПОО, продиктованных Копенгагенским процессом, тенденций к открытости, прозрачности, мобильности» [7, с. 102].В Великобритании создана Национальная рамка кредитов и квалификаций (Qualification sand Credit Framework, QCF) (2010 г.), которая является главным нормативно-правовым документом, определяющим вектор развития всей системы образования[13].

При проведении сравнительного анализа НСК представляется важным подчеркнуть, что в России в 2012 году Агентством стратегических инициатив разработана дорожная карта по национальной системе компетенций и квалификаций,основная цель которой - создание 25 миллионов высокопродуктивных рабочих мест к 2020 году. Характеризуя реформирование систем профессиональных квалификаций в странах-партнерах Европейского фонда образования, эксперты установили, что в России - стране с динамично растущей экономикой предусмотрено комплексное применение информационных систем по рынку труда, инструментов профориентации и консультирования, мер по управлению миграцией квалифицированной рабочей силы, а также пересмотру квалификаций и программ обучения. Дорожная карта основывается на национальном государственно-частном партнёрстве и содействует улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации[6, с. 39].

Усовершенствование НСК Великобритании и Франции, направленное на изменение процесса обучения, присвоение квалификаций, их

оценку и сертификацию, позволило этим странам эффективно решать сложные задачи, связанные с гармонизацией профессиональных квалификаций и образовательных траекторий в течение жизни.

Представим взаимосвязь профессиональных квалификаций V и IV уровней, регламентирующих систему ПОО, и образовательных программ в соответствии с НРК Франции (табл. 1)[5, Т. 2, с. 89-90].Особо отметим, что III, II и I уровни RNCP относятся к первому, второму и третьему циклам высшего образования (Licence, Maitrise, Maitrise; Doctorat).

Таблица 1

Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО во Франции

ДОКУМЕНТ О КВАЛИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВОЗМОЖНОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ

CAP(Certificat d'Apti-tudeprofessionnelles) Сертификат о профессиональной подготовке Овладение профессиональными навыками на низком уровне профессиональной квалификации (V уровень) ♦ Трудоустройство(готовность выполнять работу под руководством по определенной технологии,при использовании инструментов применять элементы автономности) ♦ Продолжение обучения на следующем уровне

BEP (Brevet d'Etudespro- fessionnelles)Сер- тификат общего профессионального образования Овладение профессией в конкретной профессиональной деятельности^ уровень) ♦ Трудоустройство(готовность выполнять работу под руководством по определенной технологии,при использовании инструментов применять элементы автономности) ♦ Продолжение обучения на следующем уровне

BACPRO (Baccalauréat Professionnel) Диплом национального образца Овладение специальностью в конкретной профессиональной деятельности (^уровень) ♦ Трудоустройство ♦ (готовность самостоятельно, ответственно выполнять и координировать трудовые действия, используя теоретические знания) ♦ Обучение в отделениях высшего технического образования (Lessectionsdetechnici ensuperieur, STS) (Шуровень профессиональной квалификации) ♦ Получение дополнительного профессионального образования в университетских технологических институтах (In stitutuniversitairedetechnolog ie, IUT) (III уровень профессиональной квалификации)

BP (Brevet Professionnel) Профессиональный диплом Прохождение 400-часового курса обучения после «БАСРЯО»(№уровень) ♦ Трудоустройство (готовность самостоятельно, ответственно выполнять и координировать трудовые действия, используя теоретические знания) ♦ Непрерывное профессиональное развитие

BTS (Brevet de technicien supérieur) Сертификат старшего техника BACTECHNO Диплом о высшем техническом образовании Овладение специальностью в технической области (^уровень) ♦ Трудоустройство (готовность самостоятельно, ответственно выполнять и координировать трудовые действия, используя теоретические знания) ♦ Непрерывное профессиональное развитие

Apprentissage ♦ Сертификат о профессиональной подготовке (CAP) ♦ Сертификат общего профессионального образования (BEP) ♦ Профессиональный диплом(ВР) ♦ Диплом национального образца(ВТЭ) ♦ Сертификат старшего техника (BTS) ♦ Диплом о высшем техническом образовании (BAC TECHNO) Последовательное профессиональное образование и обучение через систему ученичества (начиная с V уровня) ♦ Овладение профессией ♦ Овладение специальными навыками в конкретной профессиональной деятельности ♦ Прохождение 400-часового курса обучения ♦ Овладение специальностью в технической области ♦ Трудоустройство ♦ Непрерывное профессиональное развитие

MC(Mentions Complémentaires) Диплом национального образца Овладение специальной профессиональной квалификацией (^уровень) ♦ Трудоустройство ♦ Непрерывное профессиональное развитие

В Великобритании взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО осуществляется на основе QCF,которая состоит из 9 уровней (входной, 1-8-й), построена на профессиональных (work-related) и академических квалификациях, включает в себя несколько разделов (units), оцениваемых кредитами. Специфика британской модели QCF заключается в разграничении понятий «квалификация» и «кредит». Каждый уровень имеет три вида квалификаций: свидетель-ство(award) - от 1 до 12 кредитов; сертификат (certificate) - от 13 до 36 кредитов; диплом (diploma) - 37 и более кредитов. Вид квалификации определяет не ее сложность, а ее продолжительность [13]. Кредит, с од-

ной стороны, строго регламентированный объем учебных часов, отведенный на изучение одного или нескольких модулей в рамках освоения части образовательной программы или получения квалификации, с другой стороны, это признанный образовательный результат изучения учебного модуля, достигнутый за определенный отрезок времени. Второе определение коррелирует с трактовкой квалификации, под которой понимается «признанный результат обучения, выраженный в кредитах». Каждый кредит представляет собой 10 часов обучения. Система ОСГ предусматривает присуждение кредитов за небольшие достижения, учет результатов обучения на рабочем месте, а также поэтапное продвижение к квалификации в темпе, который наиболее приемлем для обучающегося[1,с.7-8].

Очевидно, что современная рамка кредитов и квалификаций Великобритании открывает широкие возможности образовательных трансфертов разным категориям населения в пределах всей системы образования[13], в табл. 2 представлены входной, 1-3-й уровни квалификаций, регламентирующих ПОО.

Таблица 2

Рамка кредитов и квалификаций Великобритании (входной, 1-3-й уровни)

Уровень квалификации ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

3 ♦ Свидетельство/сертификат/диплом «Nationals» ♦ Свидетельство о среднем образовании углубленного уровня («A-level», «AS-level») ♦ Подготовка к получению высшего образования (Access to Higher Education)Diploma (базовый диплом в искусстве и дизайне) ♦ Международный бакалавриат (International Baccalaureate) (свидетельство/сертификат/диплом) 3-го уровня ♦ Углубленное профессиональное обучение (Advanced vocational training) ♦ Национальная квалификация профессионального обучения 3-го уровня

2 ♦ Сертификат о среднем общем образовании (A-level) (c отметками А-С) ♦ «Firsts» (сертификат/диплом) ♦ Национальная квалификация профессионального обучения 2-го уровня ♦ Начальное профессиональное обучение (Initial vocational training) (свидетельство/сертификат/диплом) 2-го уровня ♦ Английский язык для носителей других языков 2-го уровня (English for speakers of other languages, ESOL) ♦ Функциональные навыки

1 ♦ Сертификат о среднем общем образовании^ отметками D-G)(General CertificateofSecondaryEducation) ♦ Национальная квалификация профессионального обучения 1-го уровня (National Vocational Qual/ficat/ons)(свидетельство/сертификат/диплом) ♦ Английский язык (ESOL) ♦ Функциональные навыки

Входной ♦ Квалификация «Apprenticeship» (1-3) ♦ Квалификации входного уровня (свидетельство/сертификат/диплом)

• Английский язык для носителей других языков (ESOL)

• Навыки для жизни (skills for life)

• Функциональные навыки (functional skills)

Изучение аккредитованных квалификаций Великобритании (Accredited 0ыа1фсаиот)[8]позволило установить взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО первых четырех уровней в соответствии с QC.F(табл.3)[5, т.2, с. 91-94], обеспечивающую профессиональное развитие персонала.

Таблица 3

Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО в Великобритании

Уровень Документ о квалификации Профессиональные квалификации (work-related) Академические квалификации Возможности квалификации

Входной (1-3) Award Свидетельство ♦ Допрофессио-нальные квалификации ♦ Общие выравнивающие квалификации (обучение-до 1 года) ♦ English for speakers of other languages (английский язык для носителей других языков) ♦ Skills for life(навыки для жизни) (с 2001 г.) ♦ Functional skills(функцио-нальные навы-ки)(с 2010г.) ♦ Введение в профессиональную деятельность ♦ Основы трудовых навыков в соответствии с видами экономической деятельности ♦ Продолжение обучения ♦ (на 1-2-м уровне)

Certificate Сертификат

Diploma Диплом

1 Свидетельство Сертификат Диплом ♦ Квалификации в одной или нескольких смежных профессиональных сферах General Certificate of Secondary Education, GCSE получение среднего общего образования базового уровня, (с отметками D-G, обучение 1 год) ♦ Продолжение обучения на 2-м уровне ♦ Трудоустройство с су-первизорством (наставничеством)

Сертификат Диплом ♦ Национальная квалификация профессионального обучения ♦ Квалификация Apprenticeship National Vocational Qualifications, NVQ обучение по образовательным программам, разработанным в рамках социального партнерства работодателей и представителей профессиональных организаций ♦ Освоение и оценка квалификации на рабочем месте (ученичество) ♦ Трудоустройство

(обучение до 2-х лет в зависимости от личных результатов, образовательных и профессиональных потребностей работодателя)

♦(готовность выполнять стандартную рутинную работу с заранее определенным результатом) ♦ Продолжение обучения на более высоком уровне, в том числе для получения квалификации следующего уровня

Сертификат Диплом

♦ Квалификации в одной или нескольких смежных профессиональных сферах

♦ Национальная квалификация профессионального обучения NVQ

♦ Квалификация

♦ Firsts

♦ Квалификация

♦ Intermediate Apprenticeship, IA

♦ Получение среднего общего образования углубленного уровня для учащихся в возрасте 16 лет (с отметками А-С)

♦ Получение среднего профессионально-го образования для учащихся

в возрасте 16 лет(обучение 2 года) Initialvocational-training

Начальное профессиональное обучение (образовательная программа включает теорию и производственную практику, 1-2 дня в колледже и 3-4 дня на производ-стве,обучение 2 года)

♦ Совершенствование английского языка для носителей других языков

♦ Наращивание

♦ функциональных навыков

♦ Получение профессиональной квалификации в одной или нескольких смежных профессиональных сферах

♦ Получение квалификации в промышленном секторе экономики

♦ (для «Firsts»)

♦ Освоение квалификации с параллельной подготовкой к сдаче экзаменов (математика, английский язык, науки) на сертификат о среднем общем образо-вании(для

♦ NVQ, «Firsts»)

♦ Совмещение образовательной и трудовой деятельности с целью улучшения материального благосостояни-я(для IA)

♦ Получение самостоятельной квалификации на

2

♦ рабочем месте (для 1А)

♦ Трудоустройство

♦ (владение широким диапазоном трудовых операций и готовность их выполнять)

♦ Продолжение-образования на 3-м уровне

Национальный сертификат Национальный диплом

♦ Квалификации в одной или нескольких смежных профессиональных сферах

♦ Национальная квалификация профессионального обучения

NVQ

♦ Квалификация

♦ First

♦ Квалификации Nationals (A-level, AS-level, IB)

ориентированы на построение карьеры либо получение высшего образования)

♦ Квалификация

♦ A-level и ее расширенная модификация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ Квалификация

♦ AS-level (Advanced Subsidiary)

♦ Квалификация International Baccalaureate, IB

♦ A-level

♦ Получение среднего образования высокого уровня с целью дальнейшего обучения по образовательным программам высшего образования (обучение 2 года)

♦ AS-level

♦ Получение об-разования,со-ответствующего половине курса A-level(обуче-ние 1 год)

♦ International Baccalaureate «Международный бакалавриат» - международная программа подготовки к обучению по образовательным программам высшего образования, для лиц от 16 до 19 лет (обучение 2 года)

♦ Accessto Higher Education Diploma Подготовка к обучению по образовательным программам высшего образования для лиц старше 19 лет(обучение 1 год)

♦ Совершенствование английского языка для носителей других языков

♦ Изучение дисциплин, необходимых для дальнейшего обучения по образовательным программам высшего образования с одновременным формированием учебных умений

♦ Трудоустройство

♦ (выполнение тру-довыхфункций с демонстрацией высоких интеллектуальных способностей)

♦ Изучение 6 дисциплин, в том числе второго иностранного языка, экспериментальных наук

♦ Продолжение-образования на 4-м уровне

3

Таким образом, национальные системы квалификаций Великобритании и Франции обеспечивают гармонизацию квалификаций с точки зрения как образования (свидетельства, сертификаты-дипломы), так и признания результатов обучения, в том числе приобретенных практическим путем. Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО позволяет человеку строить индивидуальные образовательные траектории, продвигаясь по вертикали уровней квалификации и горизонтали, наращивая компетенции, что способствует его непрерывному профессиональному развитию.

Литература

1. Васильева Ю.Ю., Игнатович Е.В. Система непрерывного многоуровневого профессионального образования Великобритании: современные модели // Непрерывное образование: XXI век, 2015.Вып. 1 (9). С. 1-24[Электронный ресурс].иИЬ: http://LLL21.petrsu.ru (дата обращения:

09.11.2015).

2. Иванова С.В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст: монография. М., ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 176 с.

3. Лейбович А.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты. Основные понятия // Специалист. - 2011. - № 8. - С. 11-24.

4. Олейникова О.Н., Золотарева Н.М. Концептуальные основы национальной рамки квалификаций //Вестник ТвГУ. Сер. «Педагогика и психология» - 2014. - № 4. - С. 113-125.

5. Пальчук М.И. Тенденции развития систем профессиональной подготовки производственного персонала сферы услуг в странах ЕС: Дис. ... д-ра пед. наук. К., 2016, Т. 1. 505 с.; Т.2. - 223 с.

6. Совершенствование системы профессиональных квалификаций, 2014. - 93с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/46F0394EFF6863B6C1257C AD004D7CCB/$file/Making%20better%20vocational%20qualifications_RU.pdf (дата обращения:

25.10.2016).

7. Шайденко Н.А., Кутепов С.Н.Национальные приоритеты профессионального образования и обучения в контексте европейской интеграции: опыт Франции// Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 1 (28). - С. 100-110.

8. Accredited Qualifications [Электронный ресурс]. URL: http://www.accreditedqualifications. org.uk/qualifications-and-credit-framework-qcf.html (дата обращения:22.10.2016).

9. Changing qualifications: a review of qualifications policies and practices. Luxembourg: Publications Office of the EU, 2010. - 267 p.

10. European credit system for vocational education and training [Электронныйресурс]. URL: http://www.ecvet-team.eu/en дата обращения: 20.04.2014.

11. European Qualification Framework (EQF) [Электронныйресурс]. URL: http://www.ecvet-team.eu/en/european-qualification-framework-eqf (дата обращения: 20.04.2015).

12. Global national qualifications framework inventory [Электронный ресурс]. URL: http://kut-sekoda.ee/fwk/contenthelper/10462244/10484631 (дата обращения: 20.04.2015).

13. Qualifications and Credit Framework (QCF) [Электронный ресурс]. URL: http://www.accred-itedqualifications.org.uk/qualifications-and-credit-framework-qcf.html (дата обращения: 12.03.2015).

14. Terminology of European education and training policy. A selection of 130 key terms // CEDEFOP, 2-nd edition. Luxembourg: Publications office of the EU, 2014. - 331 p.

15. The role of qualifications in governing occupations and professions: working paper № 20 // CEDEFOP, EU. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2013. - 119 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.