ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С.Я. БАТЫШЕВА - А.М. НОВИКОВА
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КВАЛИФИКАЦИЙ И ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Анализируются современные подходы к созданию национальных систем квалификаций стран ЕС. Раскрывается роль профессионального образования и обучения как сектора услуг, который обслуживает системные изменения рынка труда, где продуктом является компетентность персонала и его способность осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивая свое профессиональное развитие. На примере Франции и Великобритании показана взаимосвязь профессиональных квалификаций и образовательных программ, позволяющих адаптировать квалификации между собой, сочетать их, тем самым обеспечивать индивидуальные трансферты в пределах образовательных систем. Акцент сделан на необходимости выработки эффективных действий, направленных на изменение процесса обучения, ориентированного на результат, а также присвоение квалификаций, их оценку и сертификацию, что может быть использовано в отечественной профессиональной подготовке человеческих ресурсов в условиях современности.
Ключевые слова: профессиональное образование и обучение, Европейская кредитная система профессионального образования и обучения, оценка, признание и сертификация результатов обучения, образовательная программа, профессиональное развитие.
М.И. Пальчук
Доктор пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования E-mail: mipalchuk@gmail.
Как цитировать статью: Пальчук М.И. Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). С.73-85.
Разобщенность европейских образовательных систем стала препятствием для решения задач интегрированной Европы.Выход из кризиса в странах Европейского Союза сфокусирован на создание качественного продукта в виде кадрового потенциала, способного обеспечивать устойчивый прогресс в условиях динамичных изменений потребительской инфраструктуры европейского сообщества. Одновременно мировой рынок труда нуждается в человеческих ресурсах с высоким уровнем квалификации и постоянно обновляемыми компетенциями.
Анализируя современный философский контекст образования, С.В.Иванова считает, что «задачи обучения, педагогические проблемы всегда были неотъемлемой частью философских размышлений. Такой вектор развития философской мысли был задан еще Сократом и Платоном, затем появлялся на всех последующих этапах развития философской мысли. Осмысление педагогической наукой современной общественной ситуации и состояния образования как части социума находится на стадии самых общих представлений» [2,с.44]. Именно поэтому проблемы национальных систем квалификаций (НСК) стали важными темами в сообществе компаративистов. В первую очередь научный дискурс касается обеспечения преемственности между уровнями квалификаций и соответствующими им образовательными программами, которые рассматриваются учеными с учетом внешних и внутренних факторов. Первые отражаются в социально-экономических отношениях в виде профессиональных квалификаций, внутренние - основываются на процессе обучения, имеющего собственную структуру, состоящую из элементов, тесно коррелированных между собой.
В общемировом измерении создание НСК носит глобальный характер, поскольку 160 стран, в первую очередь Россия,участвуют в этом процессе [12, с. 10], что обосновывается национальными и межгосударственными приоритетами.К первым относится необходимость гармонизации взаимного признания квалификаций и документов об образовании, обеспечивающих трудоустройство персонала,мобильность и конкурентоспособность систем ПОО. Вторые - более глубокие, вызваны расхождением между спросом и предложением на кадровый потенциал на внутренних рынках труда.
Национальные системы квалификаций включают в себя отдельные взаимодополняющие компоненты - национальную рамку квалифика-
ций; отраслевые рамки квалификаций, формируемые на основе профессиональных стандартов, которые, в свою очередь, проектируются на образовательные стандарты; системы оценки результатов обучения и сертификации, предусматривающие единый инструментарий накопления и признания квалификаций на национальном и общеевропейском уровнях.
Соответствие квалификаций документам об образовании обеспечивается Национальными рамками квалификаций (НРК), главное назначение которых-сопряжение и гармонизация рынка труда и образования через установление взаимосвязей между требованиями работодателей к выполнению персоналом профессиональных функций и условиями оценки готовности работников соответствовать этим требованиям [15] .НРК представляет собой структурированное по уровням описание квалификаций, выраженных в знаниях, умениях, уровне ответственности, сложности и самостоятельности выполнения работ,с помощью которых осуществляется взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и сертификатов. Иными словами,НРК - обобщенное, системное описание квалификационных уровней, различных образовательных ступеней, квалификационных стандартов, принятых на законодательном уровне с целью их сравнения с аналогичными рамочными структурами, принятыми в других странах ЕС [9,с.38]. НРК построены на принципах непрерывности, преемственности, прозрачности в соответствии с иерархией структуры разделения труда и национальной системой образования.
Сравнимость квалификаций осуществляется в соответствии с Европейской рамкой квалификаций (European Qualification Framework, EQF)[11], которую называют «мета-рамкой» Копенгагенского процесса, служащей ориентиром для стран ЕС при определении количества уровней и их дескрипторов (описания).Сопоставимость компонентов НРК позволяет проводить сравнительный анализ создаваемых профессиональных квалификаций, утверждать их на национальном уровне и только после этой процедуры включать в соответствующие рамки квалификаций [9, с.39].Одновременно в рамках Копенгагенского процесса создана Европейская кредитная система для профессионального образования и обучения (The European Credit System for Vocational Educationand Training, ECVET) [10], которая позволяет «разрабатывать
процедуры оценки результатов обучения и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов; создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы» [3, с. 20].
Для стран ЕС характерна общая тенденция прогнозирования необходимых квалификаций, реализуемых в интенсивно развивающихся отраслях и сфере услуг, что является проблемой при заполнении вакантных высокопродуктивных рабочих мест. Это стало главной причиной перехода от функционального наполнения содержания работ в каждой профессии к синтезу профессиональных компетенций, необходимых для их выполнения. Образовательные программы стали объемнее, что мотивировало педагогов перейти от постановки целей обучения и передачи информации к разработке учебных программ, основанных на компетенциях.
На современном этапе развития систем ПОО результаты обучения составляют основу инструментов политики ЕС, они отражаются в профессиональных стандартах, которые разрабатываются в каждой стране самостоятельно, а значит, имеют определенные отличия [6,с.7]. Стандартизация выполняет интегративную роль, профессиональные стандарты создают единое экономическое и правовое пространство, в рамках которого вводятся требования к качеству ПОО, задача об-разования-создание условий, при которых эти результаты могут быть достигнуты.
Содержание понятий, употребляемых в НСК, и их трансформация в образовательной терминологии отражают новую тенденцию развития ПОО, поскольку социальный диалог между работодателями и системой ПОО побуждает быть понятными друг для друга. С целью регулирования трудовых отношений, обеспечивающих единые подходы к документам об образовании, Европейским центром по развитию профессионального образования (CEDEFOP) разработан терминологический аппарат, включающий 130 основных понятий [14].
В большинстве стран понятия «компетентность», «компетенция» и «результаты обучения» используются взаимозаменяемо или дополняют друг друга. Однако первоначально компетенции обозначали способность личности выполнять трудовые функции на рабочем месте. В условиях модернизации систем ПОО перевод словосочетания «learnшgoutcomes» как результат обучения не включает в себя все аспекты, которые видят в этом понятии эксперты по разработке НСК.
В профессиональном образовании «learningoutcom.es» - комплексное понятие, которое состоит из совокупности составляющих: знаний (knowledges), навыков (skills) и/или компетентности (competence) индивидуума, которые он способен продемонстрировать после завершения обучения [14, с. 164]. Таким образом, результаты обучения, не имеющие непосредственного отношения к трудовой деятельности, могут быть сформулированы в виде компетенций, которые были, в свою очередь, определены в рамках трудовой практики [9, с. 58].
Итогом освоения образовательной программы и/или практического опыта является профессиональная квалификация, включающая положения, содействующие вертикальному и/или горизонтальному продвижению по уровням системы ПОО; унифицированную структуру, обеспечивающую сочетание с другими единицами квалификаций, их накопление и перенос, что гарантирует гибкость образовательных траекторий и признание ранее приобретенных компетенций независимо от того, где, как и когда они были освоены.
В современном контексте профессиональные компетенции определенного квалификационного уровня могут быть получены не только в учебном заведении, но и на рабочем месте, и даже при самостоятельном обучении, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, причем результаты обучения определяются не в учебном заведении, а в профессиональной среде.С этой точки зрения использование понятия «компетентность» вместо термина «результаты обучения» вполне обосновано, поскольку компетентность -это качество конкретного человека. Иными словами, в самих результатах обучения заложены критерии оценки, выраженные в компетенциях, на основании которых в дальнейшем осуществляется их официальное признание.
В странах ЕС существует практика утверждения обязательной образовательной программы на национальном уровне с возможностью внесения коррективов в регионах - профессиональных образовательных учреждениях, что позволяет адаптировать программы обучения к потребностям различных категорий граждан в соответствии с местным рынком труда. Это, безусловно, повышает уровень их эффективности, обеспечивает автономность учебных заведений, региональную составляющую содержания ПОО, а также устанавливает основные требования к образовательному стандарту.
Повысить уровень квалификации или изменить ее профиль мож-
но путем дополнительного профессионального образования, при этом учет различных форм обучения происходит внутри отраслевых квалификационных систем. Отметим, что более высокий уровень соответствия имеют профессиональные квалификации, полученные в секторе неформального обучения, поскольку они являются отраслевыми и ориентированы на потребности конкретного сегмента рынка труда.
Количество уровней квалификаций в странах ЕС варьирует от 5 (Нидерланды, Франция), 9 (Англия, Северная Ирландия)до 12 (Шотландия). В Финляндии рамка разработана, но официально не утверждена, широкомасштабное внедрение отмечается в Ирландии, Франции и Великобритании [4, с.121-122].Так, «в 2002 г. на волне модернизации ПОО во Франции была начата национальная программа сертификации, а к 2009 г. создана Национальная рамка квалификаций (RNCP) нового поколения с учетом европейских тенденций развития ПОО, продиктованных Копенгагенским процессом, тенденций к открытости, прозрачности, мобильности» [7, с. 102].В Великобритании создана Национальная рамка кредитов и квалификаций (Qualification sand Credit Framework, QCF) (2010 г.), которая является главным нормативно-правовым документом, определяющим вектор развития всей системы образования[13].
При проведении сравнительного анализа НСК представляется важным подчеркнуть, что в России в 2012 году Агентством стратегических инициатив разработана дорожная карта по национальной системе компетенций и квалификаций,основная цель которой - создание 25 миллионов высокопродуктивных рабочих мест к 2020 году. Характеризуя реформирование систем профессиональных квалификаций в странах-партнерах Европейского фонда образования, эксперты установили, что в России - стране с динамично растущей экономикой предусмотрено комплексное применение информационных систем по рынку труда, инструментов профориентации и консультирования, мер по управлению миграцией квалифицированной рабочей силы, а также пересмотру квалификаций и программ обучения. Дорожная карта основывается на национальном государственно-частном партнёрстве и содействует улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации[6, с. 39].
Усовершенствование НСК Великобритании и Франции, направленное на изменение процесса обучения, присвоение квалификаций, их
оценку и сертификацию, позволило этим странам эффективно решать сложные задачи, связанные с гармонизацией профессиональных квалификаций и образовательных траекторий в течение жизни.
Представим взаимосвязь профессиональных квалификаций V и IV уровней, регламентирующих систему ПОО, и образовательных программ в соответствии с НРК Франции (табл. 1)[5, Т. 2, с. 89-90].Особо отметим, что III, II и I уровни RNCP относятся к первому, второму и третьему циклам высшего образования (Licence, Maitrise, Maitrise; Doctorat).
Таблица 1
Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО во Франции
ДОКУМЕНТ О КВАЛИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВОЗМОЖНОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ
CAP(Certificat d'Apti-tudeprofessionnelles) Сертификат о профессиональной подготовке Овладение профессиональными навыками на низком уровне профессиональной квалификации (V уровень) ♦ Трудоустройство(готовность выполнять работу под руководством по определенной технологии,при использовании инструментов применять элементы автономности) ♦ Продолжение обучения на следующем уровне
BEP (Brevet d'Etudespro- fessionnelles)Сер- тификат общего профессионального образования Овладение профессией в конкретной профессиональной деятельности^ уровень) ♦ Трудоустройство(готовность выполнять работу под руководством по определенной технологии,при использовании инструментов применять элементы автономности) ♦ Продолжение обучения на следующем уровне
BACPRO (Baccalauréat Professionnel) Диплом национального образца Овладение специальностью в конкретной профессиональной деятельности (^уровень) ♦ Трудоустройство ♦ (готовность самостоятельно, ответственно выполнять и координировать трудовые действия, используя теоретические знания) ♦ Обучение в отделениях высшего технического образования (Lessectionsdetechnici ensuperieur, STS) (Шуровень профессиональной квалификации) ♦ Получение дополнительного профессионального образования в университетских технологических институтах (In stitutuniversitairedetechnolog ie, IUT) (III уровень профессиональной квалификации)
BP (Brevet Professionnel) Профессиональный диплом Прохождение 400-часового курса обучения после «БАСРЯО»(№уровень) ♦ Трудоустройство (готовность самостоятельно, ответственно выполнять и координировать трудовые действия, используя теоретические знания) ♦ Непрерывное профессиональное развитие
BTS (Brevet de technicien supérieur) Сертификат старшего техника BACTECHNO Диплом о высшем техническом образовании Овладение специальностью в технической области (^уровень) ♦ Трудоустройство (готовность самостоятельно, ответственно выполнять и координировать трудовые действия, используя теоретические знания) ♦ Непрерывное профессиональное развитие
Apprentissage ♦ Сертификат о профессиональной подготовке (CAP) ♦ Сертификат общего профессионального образования (BEP) ♦ Профессиональный диплом(ВР) ♦ Диплом национального образца(ВТЭ) ♦ Сертификат старшего техника (BTS) ♦ Диплом о высшем техническом образовании (BAC TECHNO) Последовательное профессиональное образование и обучение через систему ученичества (начиная с V уровня) ♦ Овладение профессией ♦ Овладение специальными навыками в конкретной профессиональной деятельности ♦ Прохождение 400-часового курса обучения ♦ Овладение специальностью в технической области ♦ Трудоустройство ♦ Непрерывное профессиональное развитие
MC(Mentions Complémentaires) Диплом национального образца Овладение специальной профессиональной квалификацией (^уровень) ♦ Трудоустройство ♦ Непрерывное профессиональное развитие
В Великобритании взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО осуществляется на основе QCF,которая состоит из 9 уровней (входной, 1-8-й), построена на профессиональных (work-related) и академических квалификациях, включает в себя несколько разделов (units), оцениваемых кредитами. Специфика британской модели QCF заключается в разграничении понятий «квалификация» и «кредит». Каждый уровень имеет три вида квалификаций: свидетель-ство(award) - от 1 до 12 кредитов; сертификат (certificate) - от 13 до 36 кредитов; диплом (diploma) - 37 и более кредитов. Вид квалификации определяет не ее сложность, а ее продолжительность [13]. Кредит, с од-
ной стороны, строго регламентированный объем учебных часов, отведенный на изучение одного или нескольких модулей в рамках освоения части образовательной программы или получения квалификации, с другой стороны, это признанный образовательный результат изучения учебного модуля, достигнутый за определенный отрезок времени. Второе определение коррелирует с трактовкой квалификации, под которой понимается «признанный результат обучения, выраженный в кредитах». Каждый кредит представляет собой 10 часов обучения. Система ОСГ предусматривает присуждение кредитов за небольшие достижения, учет результатов обучения на рабочем месте, а также поэтапное продвижение к квалификации в темпе, который наиболее приемлем для обучающегося[1,с.7-8].
Очевидно, что современная рамка кредитов и квалификаций Великобритании открывает широкие возможности образовательных трансфертов разным категориям населения в пределах всей системы образования[13], в табл. 2 представлены входной, 1-3-й уровни квалификаций, регламентирующих ПОО.
Таблица 2
Рамка кредитов и квалификаций Великобритании (входной, 1-3-й уровни)
Уровень квалификации ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
3 ♦ Свидетельство/сертификат/диплом «Nationals» ♦ Свидетельство о среднем образовании углубленного уровня («A-level», «AS-level») ♦ Подготовка к получению высшего образования (Access to Higher Education)Diploma (базовый диплом в искусстве и дизайне) ♦ Международный бакалавриат (International Baccalaureate) (свидетельство/сертификат/диплом) 3-го уровня ♦ Углубленное профессиональное обучение (Advanced vocational training) ♦ Национальная квалификация профессионального обучения 3-го уровня
2 ♦ Сертификат о среднем общем образовании (A-level) (c отметками А-С) ♦ «Firsts» (сертификат/диплом) ♦ Национальная квалификация профессионального обучения 2-го уровня ♦ Начальное профессиональное обучение (Initial vocational training) (свидетельство/сертификат/диплом) 2-го уровня ♦ Английский язык для носителей других языков 2-го уровня (English for speakers of other languages, ESOL) ♦ Функциональные навыки
1 ♦ Сертификат о среднем общем образовании^ отметками D-G)(General CertificateofSecondaryEducation) ♦ Национальная квалификация профессионального обучения 1-го уровня (National Vocational Qual/ficat/ons)(свидетельство/сертификат/диплом) ♦ Английский язык (ESOL) ♦ Функциональные навыки
Входной ♦ Квалификация «Apprenticeship» (1-3) ♦ Квалификации входного уровня (свидетельство/сертификат/диплом)
• Английский язык для носителей других языков (ESOL)
• Навыки для жизни (skills for life)
• Функциональные навыки (functional skills)
Изучение аккредитованных квалификаций Великобритании (Accredited 0ыа1фсаиот)[8]позволило установить взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО первых четырех уровней в соответствии с QC.F(табл.3)[5, т.2, с. 91-94], обеспечивающую профессиональное развитие персонала.
Таблица 3
Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО в Великобритании
Уровень Документ о квалификации Профессиональные квалификации (work-related) Академические квалификации Возможности квалификации
Входной (1-3) Award Свидетельство ♦ Допрофессио-нальные квалификации ♦ Общие выравнивающие квалификации (обучение-до 1 года) ♦ English for speakers of other languages (английский язык для носителей других языков) ♦ Skills for life(навыки для жизни) (с 2001 г.) ♦ Functional skills(функцио-нальные навы-ки)(с 2010г.) ♦ Введение в профессиональную деятельность ♦ Основы трудовых навыков в соответствии с видами экономической деятельности ♦ Продолжение обучения ♦ (на 1-2-м уровне)
Certificate Сертификат
Diploma Диплом
1 Свидетельство Сертификат Диплом ♦ Квалификации в одной или нескольких смежных профессиональных сферах General Certificate of Secondary Education, GCSE получение среднего общего образования базового уровня, (с отметками D-G, обучение 1 год) ♦ Продолжение обучения на 2-м уровне ♦ Трудоустройство с су-первизорством (наставничеством)
Сертификат Диплом ♦ Национальная квалификация профессионального обучения ♦ Квалификация Apprenticeship National Vocational Qualifications, NVQ обучение по образовательным программам, разработанным в рамках социального партнерства работодателей и представителей профессиональных организаций ♦ Освоение и оценка квалификации на рабочем месте (ученичество) ♦ Трудоустройство
(обучение до 2-х лет в зависимости от личных результатов, образовательных и профессиональных потребностей работодателя)
♦(готовность выполнять стандартную рутинную работу с заранее определенным результатом) ♦ Продолжение обучения на более высоком уровне, в том числе для получения квалификации следующего уровня
Сертификат Диплом
♦ Квалификации в одной или нескольких смежных профессиональных сферах
♦ Национальная квалификация профессионального обучения NVQ
♦ Квалификация
♦ Firsts
♦ Квалификация
♦ Intermediate Apprenticeship, IA
♦ Получение среднего общего образования углубленного уровня для учащихся в возрасте 16 лет (с отметками А-С)
♦ Получение среднего профессионально-го образования для учащихся
в возрасте 16 лет(обучение 2 года) Initialvocational-training
Начальное профессиональное обучение (образовательная программа включает теорию и производственную практику, 1-2 дня в колледже и 3-4 дня на производ-стве,обучение 2 года)
♦ Совершенствование английского языка для носителей других языков
♦ Наращивание
♦ функциональных навыков
♦ Получение профессиональной квалификации в одной или нескольких смежных профессиональных сферах
♦ Получение квалификации в промышленном секторе экономики
♦ (для «Firsts»)
♦ Освоение квалификации с параллельной подготовкой к сдаче экзаменов (математика, английский язык, науки) на сертификат о среднем общем образо-вании(для
♦ NVQ, «Firsts»)
♦ Совмещение образовательной и трудовой деятельности с целью улучшения материального благосостояни-я(для IA)
♦ Получение самостоятельной квалификации на
2
♦ рабочем месте (для 1А)
♦ Трудоустройство
♦ (владение широким диапазоном трудовых операций и готовность их выполнять)
♦ Продолжение-образования на 3-м уровне
Национальный сертификат Национальный диплом
♦ Квалификации в одной или нескольких смежных профессиональных сферах
♦ Национальная квалификация профессионального обучения
NVQ
♦ Квалификация
♦ First
♦ Квалификации Nationals (A-level, AS-level, IB)
ориентированы на построение карьеры либо получение высшего образования)
♦ Квалификация
♦ A-level и ее расширенная модификация
♦ Квалификация
♦ AS-level (Advanced Subsidiary)
♦ Квалификация International Baccalaureate, IB
♦ A-level
♦ Получение среднего образования высокого уровня с целью дальнейшего обучения по образовательным программам высшего образования (обучение 2 года)
♦ AS-level
♦ Получение об-разования,со-ответствующего половине курса A-level(обуче-ние 1 год)
♦ International Baccalaureate «Международный бакалавриат» - международная программа подготовки к обучению по образовательным программам высшего образования, для лиц от 16 до 19 лет (обучение 2 года)
♦ Accessto Higher Education Diploma Подготовка к обучению по образовательным программам высшего образования для лиц старше 19 лет(обучение 1 год)
♦ Совершенствование английского языка для носителей других языков
♦ Изучение дисциплин, необходимых для дальнейшего обучения по образовательным программам высшего образования с одновременным формированием учебных умений
♦ Трудоустройство
♦ (выполнение тру-довыхфункций с демонстрацией высоких интеллектуальных способностей)
♦ Изучение 6 дисциплин, в том числе второго иностранного языка, экспериментальных наук
♦ Продолжение-образования на 4-м уровне
3
Таким образом, национальные системы квалификаций Великобритании и Франции обеспечивают гармонизацию квалификаций с точки зрения как образования (свидетельства, сертификаты-дипломы), так и признания результатов обучения, в том числе приобретенных практическим путем. Взаимосвязь профессиональных квалификаций и программ ПОО позволяет человеку строить индивидуальные образовательные траектории, продвигаясь по вертикали уровней квалификации и горизонтали, наращивая компетенции, что способствует его непрерывному профессиональному развитию.
Литература
1. Васильева Ю.Ю., Игнатович Е.В. Система непрерывного многоуровневого профессионального образования Великобритании: современные модели // Непрерывное образование: XXI век, 2015.Вып. 1 (9). С. 1-24[Электронный ресурс].иИЬ: http://LLL21.petrsu.ru (дата обращения:
09.11.2015).
2. Иванова С.В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст: монография. М., ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 176 с.
3. Лейбович А.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты. Основные понятия // Специалист. - 2011. - № 8. - С. 11-24.
4. Олейникова О.Н., Золотарева Н.М. Концептуальные основы национальной рамки квалификаций //Вестник ТвГУ. Сер. «Педагогика и психология» - 2014. - № 4. - С. 113-125.
5. Пальчук М.И. Тенденции развития систем профессиональной подготовки производственного персонала сферы услуг в странах ЕС: Дис. ... д-ра пед. наук. К., 2016, Т. 1. 505 с.; Т.2. - 223 с.
6. Совершенствование системы профессиональных квалификаций, 2014. - 93с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/46F0394EFF6863B6C1257C AD004D7CCB/$file/Making%20better%20vocational%20qualifications_RU.pdf (дата обращения:
25.10.2016).
7. Шайденко Н.А., Кутепов С.Н.Национальные приоритеты профессионального образования и обучения в контексте европейской интеграции: опыт Франции// Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 1 (28). - С. 100-110.
8. Accredited Qualifications [Электронный ресурс]. URL: http://www.accreditedqualifications. org.uk/qualifications-and-credit-framework-qcf.html (дата обращения:22.10.2016).
9. Changing qualifications: a review of qualifications policies and practices. Luxembourg: Publications Office of the EU, 2010. - 267 p.
10. European credit system for vocational education and training [Электронныйресурс]. URL: http://www.ecvet-team.eu/en дата обращения: 20.04.2014.
11. European Qualification Framework (EQF) [Электронныйресурс]. URL: http://www.ecvet-team.eu/en/european-qualification-framework-eqf (дата обращения: 20.04.2015).
12. Global national qualifications framework inventory [Электронный ресурс]. URL: http://kut-sekoda.ee/fwk/contenthelper/10462244/10484631 (дата обращения: 20.04.2015).
13. Qualifications and Credit Framework (QCF) [Электронный ресурс]. URL: http://www.accred-itedqualifications.org.uk/qualifications-and-credit-framework-qcf.html (дата обращения: 12.03.2015).
14. Terminology of European education and training policy. A selection of 130 key terms // CEDEFOP, 2-nd edition. Luxembourg: Publications office of the EU, 2014. - 331 p.
15. The role of qualifications in governing occupations and professions: working paper № 20 // CEDEFOP, EU. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2013. - 119 p.