Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4
УДК 316.6+159.923
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Усова Наталия Владимировна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры технологического образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: usova natalia@mail.ru
Статья посвящена вопросу взаимосвязи субъективного благополучия и представлений о мире. Показано, что в контексте субъективного благополучия личности важными элементами представления о мире являются индивидуальный жизненный хронотоп человека и индивидуальная временная трансспектива, сопровождающиеся наличием личностных ресурсов и ценностно-смысловых интенций. Интеграция многообразных жизненных отношений - «Я», «Другие» и «Мы» - как социально общего и социально индивидуального увеличивает переживание субъективного благополучия, способствует обретению своего личностного «Я», увеличивая душевный комфорт. Опираясь на идеографическое понятие «жизненного мира», введённое Э. Гуссерлем и Л. Бинсвангером, а также с учетом культурно-исторической концепции, проводится анализ взаимосвязи субъективного благополучия и традиционалистского, гедонистического, прогрессист-ского жизненных миров.
Ключевые слова: субъективное благополучие личности, представление о мире, жизненный хронотоп, временная трансспекти-ва, ценностно-смысловые интенции.
Э01: 10.18500/1819-7671 -2016-16-4-450-453
Проблемы сложившегося у человека представления о мире, точнее, субъективный образ объективного мира не теряют своей актуальности достаточно давно. Связано это с тем, что лишь с учетом многообразия связей конкретного человека с миром и его представлений о нем мы можем познать глубину и богатство его личности. Представления о мире, выступая детерминантами социально-психологических отношений, способны влиять на систему социальных связей личности и, будучи представлены в структуре самосознания, выполняют регулятивную и кона-тивную функции [1]. Очевидно, индивидуальная специфика обусловливает отношение к тому, что происходит в мире, а также к своей роли в общем устройстве мира и формирует предпосылки для субъективных переживаний. В силу объективных и субъективных факторов в сознании личности закрепляется позитивное или негативное видение мира, что бесспорно способно влиять на перспективную/неперспективную модель будущего. Зная особенности этого конструирования мира в обыденном сознании личности, психологи могут актуализировать такие представления, которые будут способствовать субъективному
благополучию, «собственному отношению человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о "благополучной" внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности» [2, с. 11].
В своем исследовании мы не будем останавливаться на анализе таких понятий, как «образ мира», «картина мира» и «представление о мире». Несмотря на то, что они специфичны [3], в нашем проблемном поле эта специфика и ее уточнение не играют существенной роли. Рабочим определением понятия «представление о мире» будем считать результат мысленного воссоздания образа мира и человека в нем, акцентируя внимание не на заданных характеристиках образа и картины мира, а на наиболее часто встречающихся индивидуальных ассоциациях с понятием образа (картины) мира и месте человека в нем.
Целью данного исследования явилось изучение взаимосвязи между характеристиками представлений о мире и субъективным благополучием личности. В исследовании приняли участие 70 опрошенных в возрасте от 18 до 45 лет. Группа гомогенна по национальному признаку (русские). В процессе сбора эмпирических данных мы использовали шкалу субъективного благополучия М. В. Соколовой, опросник В. Ю. Котлякова «Исследование системы жизненных смыслов» и свободное сочинение на тему «Как я представляю мир». Обработка собранных данных проводилась с помощью корреляционного и контент-анализа.
Анализируя результаты свободного сочинения, мы выделили ключевые, на наш взгляд, характеристики, отражающие представления о мире в обыденном сознании русского народа. Представленные в сочинениях характеристики были объединены в следующие группы:
согласование прошлого, настоящего и будущего;
наличие на каждом жизненном этапе «точки опоры»;
наличие ценностно-смысловой интенции; осмысленность жизни;
© У/сова Н. В., 2016
Н. В. Усова. Взаимосвязь представлений о мире и субъективного благополучия личности
представленность значимых Других; фиксация на внешних преградах; предзаданность и предопределенность жизненных событий;
значимость накопления знаний и жизненного опыта;
главное в жизни - процесс и результат самореализации;
необходимость личного вклада каждого человека в развитие общества;
значение индивидуальных и личностных интересов;
убежденность в цикличности жизни. Изучение представлений о мире невозможно без опоры на прошлое, настоящее и будущее. Т. М. Титаренко, в своих работах опирающаяся на идею жизненной компетентности личности, в качестве главных характеристик жизненного мира предлагает рассматривать именно пространственно-временные координаты [4]. Очевидно, ценность каждого временного этапа зависит от эмоционального отношения к происходящим событиям, тем не менее интересным является вопрос о соотношении прошлого, настоящего и будущего, а также зависимость от таких параметров, как опора на каждом жизненном этапе и наличие ценностно-смысловых характеристик. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что переживание субъективного благополучия взаимосвязано с согласованием прошлого, настоящего и будущего (г = 0,28 при р < 0,05), с наличием на каждом жизненном этапе «точки опоры» (г = 0,26 при р < 0,05) и мотивационно-смысловой интенции (г = 0,30 при р < 0,05). Таким образом, в контексте субъективного благополучия личности важными элементами представления о мире являются индивидуальный жизненный хронотоп человека и индивидуальная временная трансспектива, сопровождающиеся наличием личностных ресурсов и ценностно-смысловых интенций.
В ходе исследования смыслового слоя образа мира нам удалось раскрыть его взаимосвязь с субъективным благополучием. Смысловой слой образа мира имеет следующие взаимосвязи: чем выше осмысленность жизни, тем выше переживание субъективного благополучия (г = 0,27 при р < 0,05). В структуре смысложизненных ориентаций субъективно благополучных опрошенных преобладает осмысленность процесса (г = 0,33 при р < 0,05) и осмысленность результата жизни (г = 0,29 при р < 0,05). Данные исследования позволяют говорить о том, что опрошенные воспринимают процесс своей жизни как достаточно интересный и эмоционально насыщенный. Любопытен результат, свидетель-
ствующий о взаимосвязи субъективного благополучия и осмысленности результата (г = 0,25, прир < 0,05): это позволяет говорить о том, что чем более человек оценивает прожитый отрезок жизни, тем выше субъективное благополучие.
Обратная корреляционная зависимость обнаружена между субъективным благополучием и осмысленностью цели (г = -0,31 при р < 0,05), т.е. чем меньше личность осознает цель жизни (жизненная цель размыта), тем ниже переживание благополучия и выше эмоциональный дискомфорт. Таким образом, степень осознанности систем жизненных смыслов взаимосвязана с переживанием личностью субъективного благополучия.
Человек не может быть в вакууме, он всегда задан в системе «я-со-значимыми другими»: картина мира индивида значительно обогащается, когда в ней присутствуют значимые Другие [5]. В рамках нашего исследования мы считаем необходимым рассмотреть, как встроен образ Других в общую картину мира. Результаты исследования демонстрируют, что чем больше в картине мира представлены значимые Другие (г = 0,27 при р < 0,05), тем сильнее переживание субъективного благополучия. В ответах испытуемых значимые Другие представлены не только реальными людьми, но и не знакомыми личностями (писателями, учеными, политиками и т.д.), и вымышленными персонажами, при этом они взаимосвязаны с субъективным благополучием личности (г = 0,25 при р < 0,05). Это говорит о том, что эмпатийное отношение с Другими и ролевая децентрация (в воображаемый мир другого человека) позволяют, с одной стороны, идентифицировать себя с Другими, осознавать себя как часть единого конкретного социального окружения, с другой стороны, способствуют стремлению к обособлению от Других. Такой подход позволяет осознать общее для личности и социума и в то же время дает представление о личностной уникальности и непохожести. Интеграция многообразных жизненных отношений способствует обретению личностного «Я», душевному комфорту и более высокому оцениванию собственной жизни. Таким образом, включение в образ мира представлений о «Я», «Других» и «Мы» как социально общего и социально индивидуального увеличивает переживание субъективного благополучия.
В ходе исследования было обнаружено несколько отрицательных взаимосвязей. Уровень субъективного благополучия взаимосвязан с фиксацией на внешних преградах (г = -0,28 при р<0,05), предзаданностью и предопределенностью жизненных событий (г = -0,28 прир < 0,05). Данный результат связан с тем, что перечислен-
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4
ные характеристики способствуют отказу от себя и сужают границы личностного пространства для развития, общения, личностного роста и самореализации, что, очевидно, отражается на переживании субъективного благополучия.
Проводя анализ взаимосвязи представлений о мере и субъективного благополучия, хочется опереться на идеографическое, затрагивающее феноменологию уникальной для каждого индивида реальности, понятие «жизненного мира», введённое Э. Гуссерлем и Л. Бинсван-гером. Авторы указывают, что одновременно с уникальным жизненным миром индивида существуют и жизненные миры, образующиеся в сообществах людей, координирующих свои действия и стратегии. Обобщенные жизненные миры задаются благодаря совместно вырабатываемым различным отношениям с миром при условии их пересечений и столкновений в одном историческом временном пространстве. В этом контексте, с учетом культурно-исторической концепции, можно полученные результаты соотнести с типологией «жизненных миров», предложенной Д. А. Леонтьевым. Автор выделил три базовых «жизненных мира» с определенными и несовместимыми принципами организации жизни: традиционалистский, гедонистический, прогрессистский [6].
Исходя из собранного нами эмпирического материала, можно констатировать, что субъективное благополучие сильнее переживается лицами, которые производят накопление знаний и жизненного опыта (г = 0,32 прир < 0,05), главным жизненным принципом считают процесс и результат самореализации (г = 0,29 при р < 0,05), стараются вносить личный вклад в развитие общества, т. е. пытаются создавать то, чего нет в обществе, и в целом направлены на будущее (г = 0,28 прир < 0,05). Данные характеристики свойственны личностям с прогрессистским жизненным миром. Негативными для переживания субъективного благополучия являются такие представления, в которых превалируют индивидуальные и личностные интересы (г = -0,31 при р < 0,05), стремление к самовыражению (г = -0,32 при р < 0,05) и ориентация на настоящее (г = -0,29 прир < 0,05). У лиц с невысоким переживанием субъективного благополучия устойчивое убеждение в цикличности жизни (г = -0,41 при р < 0,05), они уверены, что события прошлого являются главными причинами настоящего и что именно прошлое закладывает фундамент будущего. Перечисленные негативные для субъективного благополучия личности характеристики являются отражением традиционалистского и гедонистического жизненных миров.
Подводя итоги проведенного исследования, посвященного вопросу взаимосвязи субъективного благополучия и представлений о мире, можно сделать следующие выводы: индивидуальный жизненный хронотоп человека и индивидуальная временная трансспектива, сопровождающиеся наличием личностных ресурсов и ценностно-смысловых интенций в представлении о мире, увеличивают переживание субъективного благополучия. Интеграция многообразных жизненных отношений «Я», «Других» и «Мы» как социально общего и социально индивидуального увеличивает переживание субъективного благополучия, способствует обретению личностного «Я», увеличивает душевный комфорт.
Фиксация на внешних преградах, предза-данность и предопределенность жизненных событий способствуют отказу от себя, сужают границы личностного пространства для развития, общения, личностного роста и самореализации, негативным образом сказываясь на переживании субъективного благополучия личности в целом.
Прогрессистское представление о мире, характеризующееся ценностью накопления знаний, навыков, необходимостью вносить вклад в общее устройство мира и стремлением к самореализации, а также нацеленностью на будущее, и уверенность, что человек сам является творцом событий, происходящих в мире, усиливает переживание субъективного благополучия.
В представлении о мире, в котором доминируют индивидуально-личностные интересы, а главной задачей индивида является самовыражение, прошлое и будущее значение не имеют, важно только настоящее, а также точка зрения, что окружающие являются источником удовлетворения собственных потребностей, характерная для гедонистического представления о мире, снижает уровень переживания субъективного благополучия. Представление о мире, где доминирует прошлое, отчетливо прослеживается цикличность, репродукция и гомеостаз жизненных событий, свойственное для традиционалистского образа мира, снижает субъективное благополучие личности.
Таким образом, научные сведения, касающиеся представления о мире, могут служить прогнозом эмоционального комфорта личности и субъективного благополучия в целом. Полученные результаты о взаимосвязи представлений о мире и субъективного благополучия можно использовать в практике психологического консультирования.
Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-06-00250).
452
Научный отдел
Н. В. Усова. Взаимосвязь представлений о мире и субъективного благополучия личности
Список литературы
1. Шамионов Р. М. Представления о личности педагога в системе профессионального самоопределения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3, вып. 2. С. 3-9.
2. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов, 2008. 240 с.
3. Мазлумян В. С. Картина мира и образ мира?! // Мир психологии. 2009. № 4. С. 100-109.
4. Титаренко Т. М. Жизненный мир личности : структурно-генетический подход : дис. ... д-ра психол. наук. Киев, 1994. 305 с.
5. Вержибок Г. В. Системный характер представлений о мире в гуманитарной науке и практике // Вестн. по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. С. 47-63.
6. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2007. 511 с.
Образец для цитирования:
Усова Н. В. Взаимосвязь представлений о мире и субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 450-453. Б01: 10.18500/1819-76712016-16-4-450-453.
The Relationship of Beliefs about the World and Subjective Well-Being of the Individual
N. V. Usova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: usova_natalia@mail.ru
The article is devoted to the issue of the relationship of subjective well-being and views about the world. It is shown that in the context of subjective well-being of the individual are important elements of the representations of the world are individual life chronotope and the individual temporary transactiva accompanied by the availability of personal resources and axiological intentions. Integration of diverse life relationships: «I», «Other» and «We» as a socially shared and socially individual, enhance the experience of subjective well-being, contributes to the attainment of his personal «I», increasing peace of mind. Based on idiopaticescoe the concept of «life-world» introduced by E. Husserl and L. Binswanger, and taking into account the cultural-historical concept, the analysis of the relationship between subjective well-being and traditsionalistichesky, gedonisticheskikh, progressive life-worlds. Key words: subjective well-being of the individual, view of the world, life chronotope, temporal transactive, axiological intentions.
References
1. Shamionov R. M. Predstavleniya o lichnosti pedagoga v sisteme professionalnogo samoopredeleniya (Perceptions
of the teacher's personality in the system of professional self-determination). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2010, vol. 3, iss. 2, pp. 3-9.
2. Shamionov R. M. Subektivnoe blagopoluchie lichnosti: psikhologicheskaja kartina i factory (Subjective well-being personality: psychological picture and factors). Saratov, 2008. 240 p.
3. Mazlumyan V. S. Kartina mira i obraz mira?! (Picture of the world and the image world?!). Mir Psikhologii (The World of Psychology), 2009, no. 4, pp. 100109.
4. Titarenko T. M. Zhiznennyy mir lichnosti: strukturno-geneticheskiy podkhod: dis. ... d-ra psihol. nauk (The life-world of the individual: the structural-genetic approach: Dissertation of the PhD of Psychology). Kiev, 1994. 305 p.
5. Verzhibok G. V. Sistemnyy kharakter predstavleniy o mire v gumanitarnoy nauke i praktike (The systemic character of beliefs about the world in humanitarian science and practice). Vestn. po pedagogike i psihologii Juzhnoy Sibiri (Herald in education and psychology, Southern Siberia), 2013, no. 1-2, pp. 47-63.
6. Leont'ev D. A. Psihoklogiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj realnosti (The psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality). Moscow, 2007. 511 p.
Please cite this article in press as:
Usova N. V. The Relationship of Beliefs about the World and Subjective Well-Being of the Individual. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 450-453. DOI: 10.18500/1819-7671-201616-4-450-453.