УДК 159.99
Н. В. Нижегородцева, О. В. Долженко
Взаимосвязь показателей развития социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов вуза
В статье рассмотрены сложившиеся в психологии представления о социальном интеллекте и самоотношении, их специфика у студентов вуза. Обоснована актуальность исследования взаимосвязей самоотношения, социального интеллекта и показателей академической успеваемости у студентов разных профилей обучения. Определены проблема, цель, объект, предмет, гипотезы и методы эмпирического исследования социального интеллекта и самоотношения у студентов педагогического вуза. Представлены результаты эмпирического исследования. На эмпирическом уровне доказана взаимосвязь показателей самоотношения, социального интеллекта и успеваемости у студентов педагогического вуза. Выявлена специфика взаимосвязей анализируемых показателей у студентов разных профилей обучения. Установлены значимые взаимосвязи: у студентов профиля «Психология образования» - показателя самоотношения с показателем социального интеллекта, показателя социального интеллекта с показателем академической успеваемости, взаимосвязь показателей самоотношения и успеваемости не выявлена; у студентов профиля «Математическое образование и информатика» - взаимосвязь показателя самоотношения с интегральным показателем социального интеллекта, показателей социального интеллекта и самоотношения с показателем успеваемости; у студентов профиля «Физкультурное образование» - взаимосвязь показателя социального интеллекта с показателем успеваемости, показателя самоотношения с показателем социального интеллекта в виде тенденции, взаимосвязь показателей самоотношения и успеваемости не выявлена. Дана развернутая интерпретация результатов эмпирического исследования.
Ключевые слова: социальный интеллект, самоотношение, академическая успеваемость, Я-концепция, студенты вуза. N. V. Nizhegorodtseva, O. V. Dolzhenko
Interrelation between the Level of Development of Social Intelligence, Self-Attitude and Academic Achievement of University Students
In the article the ideas about social intellect and self-attitude, their specific features in university students in psychology are regarded. The research urgency of interrelations of self-relation, social intelligence and indicators of the academic progress among students of different training profiles is grounded. The problem, goal, object, subject, hypotheses and methods of the empirical research of social intelligence and self-attitudes among students of the pedagogical university have been determined. The results of the empirical study are presented. At the empirical level, the relationship between the indicators of self-relationship, social intelligence and academic achievement of pedagogical university students is proved. The specificity of the interrelations of the analyzed indicators among students of different training profiles has been revealed. Significant interrelations have been defined: among the students of the profile «Psychology of Education» the self-relationship indicator with the indicator of social intelligence, the indicator of social intelligence with the indicator of academic achievement, the relationship between the indicators of self-relationship and academic achievement has not been revealed; among students of the profile «Mathematical Education and Informatics» the relationship of the indicator of self-relationship with the integral indicator of social intelligence, indicators of social intelligence and self-relationship with the indicator of academic achievement; among the students of the «Physical Training Education» profile, the relationship between the indicator of social intelligence and the indicator of academic achievement, the relationship of the self-relationship indicator with the indicator of social intelligence in the form of a trend, the relationship between the indicators of self-relationship and academic achievement has not been revealed. A detailed interpretation of the results of the empirical study is given.
Keywords: social intelligence, self-relationship, academic achievement, self-concept, university students.
В психологической науке достаточно часто проводятся исследования, в которых тот или иной феномен анализируется без учета взаимосвязей с другими психическими явлениями. Это, безусловно, обедняет значение получаемых результатов, потому что «по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями» [2, с. 122]).
С нашей точки зрения, сказанное в полной мере отражает состояние исследований таких сложных феноменов психики, как социальный интеллект и самоотношение. К настоящему времени имеется большое количество работ, в которых социальный интеллект (Е. С. Саутина, О. В. Лунева, Е. В. Беляев, Л. Г. Матвеев, В. Г. Харитонова и др.) и самоотношение (О. Г. Бырдина, Е. В. Селезнева,
Т. А. Климонтова, Л. А. Регуш, Н. В. Коптева и
© Нижегородцева Н. В., Долженко О. В., 2017
др.) анализируются порознь. Таким образом, эти феномены необходимо анализировать во взаимосвязи.
Б. Г. Ананьев подчеркивал, что студенческий возраст - это период развития личности и интеллекта [1]. Это определяет актуальность исследования особенностей развития самоотношения и социального интеллекта у студентов вуза.
Таким образом, проблема нашего исследования может быть сформулирована в виде вопросов:
1. Какова взаимосвязь показателей развития социального интеллекта и самоотношения у студентов вуза?
2. Существует ли значимая связь показателей развития социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов вуза?
Цель исследования - выявить взаимосвязь уровня развития социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов педагогического вуза разных профилей подготовки.
Объект исследования - уровень развития социального интеллекта и самоотношения у студентов разных профилей подготовки.
Предмет исследования - взаимосвязь уровня развития социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов разных профилей подготовки.
Гипотезы исследования:
— У студентов вуза существует значимая взаимосвязь показателей развития самоотношения и социального интеллекта.
— Существует значимая взаимосвязь показателей социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов вуза.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Для исследования были выбраны студенты 2-х и 3-х курсов, обучающиеся по профилям «Психология образования», «Математическое образование и информатика», «Физкультурное образование». Общий объем выборки - 132 человека.
Методы исследования:
Для исследования уровня развития социального интеллекта у студентов разных направлений подготовки использовался тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда. Для исследования уровня развития самоотношения использовалась методика «Тест-опросник МИС» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева.
Результаты эмпирического исследования
Для определения меры связи анализируемых показателей был использован коэффициент корреляции Спирмена. Структурограммы анализируемых показателей представлены на рис. 1-3.
Рис. 1. Взаимосвязь показателей развития самоотношения, социального интеллекта и успеваемости у студентов профиля «Психология образования»
Условные обозначения (здесь и далее): С - самоотношение, СИ - социальный интеллект, У - успеваемость (академическая);
--положительные корреляции на уровне значимости
р<0,05;
=== - положительные корреляции на уровне значимости р<0,01;
--- корреляции, рассматриваемые в виде тенденции
Установлено, что у студентов профиля «Психология образования» (объем выборки: п=59) интегральный показатель самоотношения взаимосвязан с интегральным показателем социального интеллекта (г=0,81, при р<0,05). Также установлена взаимосвязь интегрального показателя социального интеллекта с показателем академической успеваемости (г=0,70, при р<0,01).
Рис. 2. Взаимосвязь показателей развития самоотношения,
социального интеллекта и успеваемости у студентов профиля «Математическое образование и информатика»
Установлено, что у студентов профиля «Математическое образование и информатика» (объ-
ем выборки: п=30) интегральный показатель самоотношения взаимосвязан с интегральным показателем социального интеллекта (г=0,89, при p<0,01). Также установлена взаимосвязь интегрального показателя социального интеллекта с показателем успеваемости (г=0,76, при p<0,05) и взаимосвязь показателя успеваемости с интегральным показателем самоотношения (г=0,75, при p<0,05).
Рис. 3. Взаимосвязь показателей развития самоотношения,
социального интеллекта и успеваемости у студентов профиля «Физкультурное образование»
У студентов, обучающихся по профилю «Физкультурное образование» (объем выборки: п=43), установлена взаимосвязь интегрального показателя самоотношения с интегральным показателем социального интеллекта в виде тенденции (г=0,59). Также установлена взаимосвязь интегрального показателя социального интеллекта с показателем успеваемости (г=0,68, при p<0,05).
Интерпретация полученных данных
Факт взаимосвязи отношения к себе с коммуникативными навыками (умением взаимодействовать с другими людьми и понимать их) был установлен многими исследователями (У. Джеймс, Д. Майерс, А. Маслоу, Р. Бернс). Результаты нашего исследования не расходятся с этими данными, а подкрепляют их. В двух выборках студентов самоотношение и социальный интеллект взаимосвязаны, в одной прослеживается связь в виде тенденции.
Отношение к себе проявляется
и формируется, как правило, в межличностном общении. Мы оцениваем себя через призму того, как оценивают нас другие, как с нами общаются, как к нам относятся, какие дела доверяют и т. д. В свою очередь, успешность общения напрямую зависит от самоотношения: чтобы научиться по-
нимать другого, человек, в первую очередь, должен понимать себя, уважать себя, принимать. У людей, вступающих во взаимодействие друг с другом, в межличностное общение, имеются определенные представления о себе, которые всегда влияют на значимые характеристики процесса общения.
По мнению И. С. Кона, данные качества также неразрывно связаны: «В общении люди с пониженным самоотношением чувствуют себя неловко, заранее уверены, что окружающие о них плохого мнения. Они больше других склонны "закрываться" от окружающих и испытывать значительные коммуникативные трудности. Личность с пониженным самоотношением не обладает твердой и последовательной линией поведения в общении, во взаимоотношениях с другими людьми. Люди, которые положительно относятся к себе, обычно "принимают" окружающих и испытывают меньше коммуникативных трудностей» [6, с. 215].
Социальный интеллект способствует общению с другими людьми, позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.
Таким образом, самоотношение развивается в социальном взаимодействии, а успешность социального взаимодействия, в свою очередь, зависит от отношения к себе.
Также результаты исследования показывают, что во всех трех выборках интегральный показатель социального интеллекта взаимосвязан с показателем успеваемости.
Проблема изучения взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости приобретает особую актуальность в образовательной среде. Т. Н. Тихомирова и Д. В. Ушаков считают, что, хотя репутацией самого надежного предиктора школьных оценок пользуются тесты общего интеллекта, все же можно предположить наличие связи успеваемости с социальным интеллектом [9]. В нашем исследовании данное предположение подтвердилось - были выявлены положительные корреляции между показателями социального интеллекта и показателями академической успеваемости.
Социальный интеллект позволяет студенту более грамотно строить отношения с преподавателями и более четко понимать, что от него требуют. Ведь низкая успеваемость зачастую связана именно с отсутствием взаимопонимание между студентом и преподавателем. Более того, сегодня система образования из авторитарной перестроилась в личностно-ориентированную, диалоговую. Поэтому в настоящее время для успешности обучения необходимо постоянно взаимодействовать с преподавателями, понимать их, «разговаривать на одном языке».
Таким образом, результаты исследования показали, что социальный интеллект является важным компонентом, необходимым для успешного обучения в высшей школе. Полученные данные могут быть использованы для повышения уровня успеваемости студентов путем развития социального интеллекта.
У студентов, обучающихся по профилю «Математическое образование и информатика», мы выявили взаимосвязь интегрального показателя самоотношения с показателем академической успеваемости. Это говорит о том, что чем выше успеваемость у студентов, тем лучше они к себе относятся, и наоборот.
Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Дж. Брунер, Л. И. Божович, Л. С. Выгодский, Э. А. Голубева, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. Р. Лурия, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина). Многочисленные исследования являются подтверждением того, что успеваемость учащегося (в зависимости от возраста в разной степени) влияет на самоотношение, самооценку, самоуважение. Как отмечает А. И. Липкина, у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки [7]. Данные нашего исследования подкрепляют данные, полученные другими исследователями.
Таким образом, гипотеза исследования № 1 («У студентов вуза существует значимая взаимосвязь показателей развития самоотношения и социального интеллекта») подтвердилась.
Взаимосвязь компонентов социального интеллекта с показателями академической успеваемости студентов представлена на рис. 4.
А РП )
( "Упсих.- 1
\ пед. у
V КП )
( "Уфиз.- Г
\ мат. у
1 ПП )
(^фиГ^) (СП)
Рис. 4. Взаимосвязь компонентов социального интеллекта с показателями академической успеваемости у студентов разных профилей подготовки
Условные обозначения: У - успеваемость (академическая), РП - фактор познания результатов поведения, КП - фактор познания классов поведения, ПП - фактор познания преобразований поведения, СП - фактор познания систем поведения;
-- положительные корреляции на уровне значимости
р<0,05;
=== - положительные корреляции на уровне значимости р<0,01
Таким образом, исследование показало, что у студентов профиля «Психология образования» обучения успеваемость взаимосвязана с таким компонентом социального интеллекта, как «фактор познания классов поведения» (г=0,87, при р<0,05). Это говорит о том, что на уровень успеваемости у данных студентов влияет способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.
Полученные данные можно объяснить тем, что студенты, обучаясь на психолого-педагогическом направлении подготовки (профиль «Психология образования»), значительное внимание уделяют изучению и анализу не только вербальной, но и невербальной (мимика, жесты) составляющим речи собеседника. Эти знания помогают студентам в учебной деятельности: в общении с преподавателями и другими участниками образовательного процесса. Студенты профиля «Психология образования», благодаря способности понимать значение невербальных реакций человека, не только более точно воспринимают полученную от преподавателей информацию, но и более точно сами ее передают.
Таким образом, хорошо развитая способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека будет способствовать повышению успеваемости у студентов психолого-педагогического профиля обучения, и наоборот.
Также установлено, что у студентов профиля «Математическое образование и информатика» успеваемость взаимосвязана с таким компонентом социального интеллекта, как «фактор познания результатов поведения» (г=0,67, при p<0,01). Это говорит о том, что на уровень успеваемости у данных студентов влияет способность предвидеть последствия поведения человека в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.
Полученные данные можно объяснить тем, что у студентов математического профиля подготовки хорошо развито логическое мышление, и этот вид мышления они используют, в том числе, в межличностном общении. Студенты понимают логику развития ситуации: какие последствия будут, если не сдать вовремя задание, что может произойти, как отреагирует преподаватель и т. д. Эта способность - предвидеть последствия и предсказать то, что может произойти, помогает студентам профиля «Математическое образование и информатика» в учебной деятельности.
Таким образом, хорошо развитая способность предвидеть последствия поведения человека в различных ситуациях, предсказать то, что произойдет в дальнейшем, будет способствовать повышению успеваемости у студентов физико-математического профиля обучения, и наоборот.
Исследование также показало, что у студентов, обучающихся по профилю «Физкультурное образование», успеваемость взаимосвязана с таким компонентом социального интеллекта, как «фактор познания преобразований поведения» (г=0,70, при p<0,05). Это говорит о том, что на уровень успеваемости у данных студентов влияет способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.
Полученные данные можно объяснить тем, что студенты профиля подготовки «Физкультурное образование», не имея профессиональных психологических знаний, обращают внимание при межличностном общении в основном на вербальное поведение. Однако они хорошо различают интонацию, которую несет в себе информационное сообщение. Именно эта способность в определенной мере уточняет информацию, по-
лученную, например, от педагога и тем самым помогает студентам в учебной деятельности.
Хорошо развитая способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации будет способствовать повышению успеваемости у студентов, обучающихся по направлению подготовки физическое воспитание, и наоборот.
Таким образом, на данном этапе исследования доказано, что у студентов, обучающихся по разным профилям подготовки, уровень успеваемости взаимосвязан с разными компонентами социального интеллекта. Гипотеза исследования № 2 («Существует значимая взаимосвязь показателей социального интеллекта и успеваемости у студентов вуза») подтвердилась.
Для исследования влияния одного качества на другое был использован однофакторный дисперсионный анализ (критерий Фишера). В результате исследования было выявлено взаимовлияние самоотношения и социального интеллекта. Это говорит о том, что эти два качества развиваются во взаимосвязи друг с другом, развитие одного влечет за собой совершенствование другого, и наоборот. Полученные нами результаты подтверждают результаты исследований других авторов, утверждавших, что отношение к себе проявляется и формируется, как правило, в межличностном общении (У. Джеймс, Д. Майерс, А. Маслоу, Р. Бернс). С другой стороны, имеющиеся у общающихся представления о себе влияют на значимые характеристики процесса общения и позволяют приобрести определенный опыт межличностного взаимодействия, что, в свою очередь, отражается на уровне социального интеллекта. Понимание поведения (своего и других) предполагает наличие адекватного отношения к себе, то есть выраженного интереса к самопознанию и развитую способность к рефлексии.
В исследованиях ряда авторов доказано, что самоотношение играет определяющую роль в развитии межличностных отношений. Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию основных мотивов и ценностей, по отношению к которым человек осмысливает собственное «Я». По мнению М. И. Лисиной, формирование образа себя возникает в результате общения [2].
Концепция самого себя - это, по существу, отражение свойств человека такими, как они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Если с человеком постоянно обращаются так, как будто он представляет собой нечто
особенное, он начинает чувствовать себя необычным и отличающимся от других. Что бы ни делали люди, все они очень чувствительны к реакциям других людей; они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром. Таким образом, Я-концепция развивается в социальном взаимодействии. Дж. Мид утверждал, что каждый человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения.
Согласно мнению ряда ученых, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие. Согласно нашей точки зрения, для того, чтобы адекватно анализировать мнение других о себе, человек должен уметь «читать текст» социального взаимодействия, знать его правила и принципы интерпретации, уметь понять, как его оценивают, и выразить свою оценку
Резюме
Развитие самоотношения влечет за собой совершенствование социального интеллекта. Положительное отношение к себе, понимание себя, принятие вызывает интерес к другим людям, способствует понимаю их, наблюдению за ними, составляя основу развития социального интеллекта. И наоборот, целенаправленное развитие социального интеллекта (наблюдение за людьми, анализ их поведения в различных ситуациях, понимание их невербальных и вербальных реакций и, главное, понимание того, каким видят тебя другие) является основой формирования самоотношения.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. - Вып. 2. -Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - С. 3-15.
2. Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1994. - № 1.
3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред А. М. Матюшкина. - М., 1965. - 456 с.
4. Дубровина, И. С. Практическая психология образования [Текст] / И. С. Дубровина. - СПб. : Питер, 2004. - 592 с.
5. Касьяник, Е. Л. Психологическая диагностика самосознания личности / Е. Л. Касьяник, Е. С. Макеева. - Мозырь : Содействие, 2007. - 224 с.
6. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. - M. ; Политиздат, 19S4. - 336 с.
7. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст] / С. Р. Пантелеев. -M. i MTX 1991. - 110 с.
S. Столин, В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности [Текст] i дис. д-ра псих. наук. 19.00.01 / В. В. Столин - M., 1985. - 373 с.
9. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - M. i Институт психологии РАН -2004. - 290 с.
10. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. - M. i Наука, 1977. - 144 с.
11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - M. i Флинта, 2006. - 342 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Anan'ev, B. G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta [Tekst] / B. G. Anan'ev // Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly / pod red. B. G. Anan'eva, N. V. Kuz'minoj. - Vyp. 2. - L. i Izd-vo Leningr. un-ta, 1974. - S. 3-15.
2. Bodalev, A. A. O vzaimosvjazi obshhenija i otnoshenija [Tekst] / A. A. Bodalev // Voprosy psi-hologii. - 1994. - № 1.
3. Gilford, Dzh. Tri storony intellekta [Tekst] / Dzh. Gilford // Psihologija myshlenija / pod red A. M. Matjushkina. - M., 1965. - 456 s.
4. Dubrovina, I. S. Prakticheskaja psihologija obra-zovanija [Tekst] / I. S. Dubrovina. - SPb. i Piter, 2004. -592 s.
5. Kas'janik, E. L. Psihologicheskaja diagnostika sa-mosoznanija lichnosti / E. L. Kas'janik, E. S. Makeeva. -Mozyr' i Sodejstvie, 2007. - 224 s.
6. Kon, I. S. V poiskah sebjai lichnost' i ee samosoz-nanie [Tekst] / I. S. Kon. - M. i Politizdat, 19S4. - 336 s.
7. Pantileev, S. R. Samootnoshenie kak jemocion-al'no-ocenochnaja sistema [Tekst] / S. R. Panteleev. - M. i MGU, 1991. - 110 s.
S. Stolin, V V. Poznanie sebja i otnoshenie k sebe v strukture samosoznanija lichnosti [Tekst] i dis. d-ra psih. nauk. 19.00.01 / V V. Stolin - M., 19S5. - 373 s.
9. Ushakov, D. V Social'nyj intellekt kak vid intel-lekta // Social'nyj intellekt teorija, izmerenie, issledovani-ja / pod red. D. V Ljusina, D. V Ushakova. - M. i Institut psihologii RAN - 2004. - 290 s.
10. Chesnokova, I. I. Problemy samosoznanija v psi-hologii [Tekst] / I. I. Chesnokova. - M. i Nauka, 1977. -144 s.
11. Jerikson, Je. Identichnost'i junost' i krizis [Tekst] / Je. Jerikson. - M. i Flinta, 2006. - 342 s.
1S3