ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ личности
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 2. С. 4-14.
© Н.Н. Карловская, А. С. Сысоева, 2009 УДК 159.923
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ
Н.Н. КАРЛОВСКАЯ, А.С. СЫСОЕВА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The present study investigated the level of perfectionism and Authentic Happiness and how its interact in students with good and poor progress. METHODS: 90 subjects (60 students with good and 30 -poor progress) were assessed using the Multidimensional Perfectionism Scale and Authentic Happiness Inventory Questionnaire modification. RESULTS: Self-oriented, other-oriented and socially prescribed perfectionism were moderate mediate level, at that self-oriented was significantly the most in good progress students. 5 subscales of Authentic Happiness Inventory (Varimax) and 5 subjects groups (cluster analysis) were found. The good progress students showed lower Authentic Happiness level in general and its negative correlation with self-oriented, other-oriented perfectionism. On the contrary, poor progress students showed higher Authentic Happiness score and positive correlation with all perfectionism dimensions.
Счастье и его переживание выступило как объект психологических исследований достаточно недавно в силу многогранности данного понятия, сложности его концептуализации и вытекающих отсюда трудностей экспериментальных подходов к данному психологическому феномену [1, 5, 14, 15, 17]. Такого рода исследования инициировались, с одной стороны, прикладными запросами социальной психологии, в частности, психологии СМИ, рекламы, психологии торговли, ставящих задачи эффективного воздействия и максимального удовлетворения потребителей, т. е., создания у них чувства удовольствия, с последующей его эксплуатацией. С другой стороны, привлечение внимания психологов к позитивным чувствам и состояниям личности и их всестороннее экспериментальное изучение было связано с развитием гуманистического направления, переориентацией исследовательских мишеней с патологии на «норму», понимаемую как оптимальное функционирование, и раскрытие личностного потенциала, освоение и развитие позитивной жизненной ориентации. В рамках когнитивно-поведенческих подходов ставился вопрос о вычленении психологических факторов (иррациональные убеждения, выученная беспомощность, ощущаемый контроль, самоэф-
фективность, жизнестойкость и др.), эффективных стратегий достижения успеха, индивидуальной и социальной самореализации. С развитием поведенческой медицины, психологии здоровья позитивные эмоциональные состояния стали рассматриваться как саногенные ресурсы, позволяющие противостоять болезням, поддерживать иммунную систему, повышать качество жизни, влиять на ее продолжительность (М. Селигман, Дж. Вейллант, Р. Грос-сарт-Матичек и др.) [11, 16, 18]. Всестороннее изучение феномены психологического субъективного благополучия получили в работах Н. Брэдбурна, Э. Динера, К. Рифф, рассматривавших его как баланс позитивной и негативной составляющей с учетом когнитивной оценки удовлетворенности различными сферами жизни [9, 14, 17]. Особое место в этом ряду занимает позитивная психология, активно разрабатываемая М. Селигманом, К. Петерсоном и др., сделавшими предметом своих исследований такие психологические явления, как оптимизм, счастье, при этом за условную меру последнего была принята характеристика «психологического благополучия», связанная удовлетворенностью жизнью и положительными эмоциями [16].
С позиций деятельностного подхода конструкт счастья сопоставим с понятиями смысла жизни, жизненного пути личности, поскольку счастье не сводится к простому чувству ситуативного удовольствия, а предполагает более широкий охват, перспективу видения, сопоставление происходящего, текущей деятельности и базовых ценностных ориентиров субъекта, наличие внутренней согласованности на ситуативном и глубинном уровнях жизни. Согласно С.Л. Рубинштейну, «счастье человеческой жизни, радость, удовольствие достигаются не тогда, когда они выступают как самоцель, а только как результат верной жизни» [10]. М. Селигман в своей концепции аутентичного счастья (Authentic Happiness) также отмечает, что оно включает в себя одновременно два типа переживаний: удовольствие и удовлетворение [11]. Если первое ситуативно обусловлено и имеет сильный чувственный эмоциональный компонент при минимуме когнитивной составляющей, то второе (удовлетворение), как правило, сопровождает ту деятельность, которая имеет высокую ценность, смысл для субъекта (любимое дело), и переживается как вовлеченность, погружение, интерес.
Феномен счастья относится к числу ярко выраженных субъективных состояний: у каждого человека есть собственное представление о счастье, которое, однако, может быть сходным у различных людей в ряде компонентов, выступающих как составляющие переживания счастья. Так, К. Рифф выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, цели в жизни, личностный рост, управление средой, автономия и позитивные отношения с окружающими [9]. В исследовании Т.Д. Шевельниковой и П.П. Фе-сенко в результате факторного анализа методики К. Рифф в качестве новых шкал предложены такие, как «баланс аффекта», «осмысленность жизни», «человек как открытая система» (способность интегрировать новый опыт) и «автономия» [14]. М. Селигман включает в представления об аутентичном счастье следующие аспекты: семейный круг, «индивидуальный
уровень» счастья, объективное качество жизни и субъективное качество жизни (к последнему относятся отношения между людьми, в частности любовь, дружба, хорошая семейная жизнь,
поддерживающие духовно-религиозные сообщества). Компоненты состояний психологического благополучия стали основой создания соответствующего психодиагностического инструментария: Шкала аффективного баланса Брендберна (Affect Balance Scale, Bradbum), Шкала удовлетворенности жизни Динера (Satisfaction with Life Scale - SWLS), Шкала счастья Фордиса (Happiness Measure - HM), Шкалы психологического благополучия К. Рифф (Psychological Well-Being Scales, Carol Ryff) и др.1 В настоящее время, наряду с этими методиками, в позитивной психологии разработан Опросник аутентичного счастья (Authentic Happiness Inventory, Chris Peterson), направленный на оценку человеком своих отношений с окружающими людьми; эмоций, возникающих при взаимодействии с миром; собственной увлеченности происходящим; успешности; а также включающий эмоциональную оценку себя.
Среди большой массы исследований, посвященных изучению разных сторон положительных переживаний, особый интерес представляют те случаи, когда социальная жизнь человека, оцениваемая с позиций общепринятых критериев благополучия, успешности, идет в разрез с субъективным переживанием самой личности: достигнутое либо обесценивается, либо ощущение радости от результатов деятельности откладывается на неопределенное будущее, которое еще необходимо «заслужить». К таким явлениям относится феномен перфекционизма - тенденция личности устанавливать чрезмерно высокие стандарты и, как следствие, невозможность испытывать удовлетворение результатами. При этом социально одобряемые цели принимаются личностью, развертывается активная деятельность по их достижению, но в большинстве случаев последняя сопровождается привычной самокритикой, хронической неудовлетворенностью. Впоследствии это может приводить к различного рода расстройствам, от депрессивных состояний до психосоматических симптомов и заболеваний [2, 3].
1 17 основных психодиагностических методик
изучения психологического благополучия приведены на сайте Центра позитивной психологии Пеннсильван-ского университета (http://www.ppc.sas.upenn.edu/ ppque stionnaire s .Мш).
Говоря о сопоставлении конструктов перфекционизма и счастья, мы можем обратиться к этимологии данных понятий: в русском языке слово «совершенство» происходит от «вершить», «вершина», «верх». Счастье же этимологически означает «быть частью»2, т. е. связано с переживанием себя как включенного в нечто более значимое. Именно этот факт отмечали такие исследователи, как Аарон Антоновски [8], автор и инициатор изучения феномена «связанности» (coherence), С. Мадди и С. Кобэйса, выявившие в феномене жизнестойкости (hardiness) такую составляющую, как «commitment» - обязательства по отношению к значимому, ценному, тому, ради чего человек предпринимает усилия [6]. В свете вышесказанного перфекционизм как личностная черта должен приводить к снижению, искажению переживания счастья, поскольку для перфекционистов цели («вершины») по-прежнему остаются отчужденными, к ним стремятся ради одобрения, тип отношений с социумом не выходит на уровень служения, а скорее вы- или за-служивания, когда ценен не столько результат, сколько оценка, сопоставление себя с другими («лучший ли я и на этот раз?»). Последнее сопровождается постоянной напряженностью, готовностью к самокритике и критике, которые (по механизму сдвига мотива на цель), утрачивая позитивную функцию коррекции деятельности при сопоставлении результата и замысла, постепенно становятся орудием эмоционального самонака-зания [6].
В данной работе мы предлагаем вниманию читателей результаты исследования перфекционизма у студентов с разным уровнем академической успеваемости [12], в котором среди нескольких психологических конструктов, обуславливающих выраженность перфекционизма, нами изучались особенности переживания счастья.
В качестве испытуемых в исследовании выступили 90 студентов старших курсов университетов (гуманитарных и технических специальностей) 19-25 лет. Исследование проводилось на двух группах испытуемых, условно названных нами отличниками (средний балл зачетной книжки более 4,5) - 60 человек и не-
2 Укр. щагстя ср. р.; цслав. съчястьнъ «причастный»; первонач. «доля, совместное участие» [10].
отличниками (средний балл зачетной книжки около 3,6) - 30 человек.
В психодиагностический комплекс исследования вошли Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой [4] и опросник К. Петерсона «Аутентичное счастье» (модификация Н.Н. Карлов-ской, А.С. Сысоевой), который проходит адаптацию на разных выборках в рамках одноименного исследовательского проекта (Authentic Happiness Research Projects), в частности в режиме он-лайн тестирования на сайте Мартина Селигмана (http: //www.authentichappiness .sas .upenn.edu).
Многомерная шкала перфекционизма направлена на изучение различных вариантов перфекционизма и включает в себя три шкалы: ПОС - перфекционизм, ориентированный на себя (предъявление чрезвычайно высоких требований к себе); ПОД - перфекционизм, ориентированный на других (предъявление чрезвычайно высоких требований к окружающим); СПП - социально предписанный перфекционизм (оценка человеком требований, предъявляемых к нему окружающими, как завышенных и нереалистичных). Автором опросника «Аутентичное счастье»3 (Authentic Happiness Questionnaire) является К. Петерсон, оригинальный вариант состоит из 24 пунктов, направленных на оценку человеком своих отношений с окружающими людьми; эмоций, возникающих при взаимодействии с миром; собственной увлеченности происходящим; успешности; эмоциональную оценку себя. Каждый из пунктов включает в себя пять утверждений, наиболее подходящее из которых предлагается выбрать испытуемому. В нашем варианте опросник дополнен утверждениями, направленными на оценку человеком творческой составляющей жизни и своего физического состояния (пункты № 5, 11, 23, 28 и № 9, 13, 25), и состоит из 31 пункта.
Полученные результаты для нас оказались достаточно неожиданными в связи с тем, что значения по всем шкалам перфекционизма соответствуют среднему уровню, согласно данным И.И. Грачевой (см. табл. 1).
3 Authentic Happiness Inventory Questionnaire Chris Peterson (2005), перевод с английского A.C. Сысоевой.
Таблица 1
Средние значения по многомерной шкале перфекционизма в группах отличников и неотличников4
Наиболее высокие показатели были выявлены по перфекционизму, ориентированному на себя. Однако даже в группе отличников этот показатель (71,95 ± 14) не достиг значений, которые оцениваются как высокий перфекционизм (по данным И.И. Грачевой, высокий ПОС превышает 85 баллов). Полученные данные можно расценивать как свидетельство того, что для наших испытуемых характерен так называемый здоровый перфекционизм, выражающийся в наличии высоких стандартов, стремлении к труднодостижимым целям, когда респонденты в большинстве случаев адекватно оценивают свои возможности и возможности, предоставляемые ситуацией, обладают достаточно развитой рефлексией. В то же время можно ожидать, что нормативные показатели перфекционизма студентов отличаются от показателей подростков, на выборке которых проводилась адаптация методики П. Хьюитта и Г. Флетта [4]. Последнее предположение представляется более вероятным, поскольку по данным многих исследований распространенность перфекционизма в студенческой среде высока. Так, в работе Н.Г. Гаранян, Д.А. Андрусенко и И.Д. Хломова, изучавших эмоциональную дезадаптацию (экзаменационная и социальная тревожность, депрессия, повседневный стресс, прокрастинация) у студентов, высокий уровень перфекционизма отмечен у одной трети испытуемых (для диагно-
4 Значимость различий рассчитывалась посредством использования непараметрических критериев различий выборок И-Крускала-Уоллиса и Ц-Манна-Уитни.
стики последнего использовался «Опросник
Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой») [3].
В нашей выборке в обеих группах студентов обнаружена следующая тенденция: наибольших значений достиг перфекционизм, ориентированный на себя (при этом только по данному показателю обнаружены значимые различия: ПОС в группе отличников - 71,95, в группе неотличников - 65,73 ф < 0,05)), наименьших - социально предписанный перфекционизм. То есть, у студентов в целом наименее выражен социально предписанный перфекционизм, который связан с болезненными негативными переживаниями по поводу невозможности соответствовать ожиданиям окружающих, наиболее - ПОС (перфекционизм, ориентированный на себя), который характеризуется стремлением к самосовершенствованию и самоактуализации.
Одной из задач нашего исследования являлось изучение особенностей переживания счастья у студентов в зависимости от перфекционизма и успеваемости. При изучении особенностей переживания счастья в первую очередь мы выделили шкалы опросника «Аутентичное счастье». Для реализации этой задачи был проведен факторный анализ опросника (метод главных компонент с последующим вращением Уайтах), в результате было выделено пять факторов (описываемый процент дисперсии - 47,1 %). Утверждения опросника, оказавшие наибольшее влияние на итог процесса факторизации, представлены в таблице 1 приложения.
Значения первого фактора описывают 25 % общей дисперсии, данная шкала опросника включает в себя 12 утверждений и носит название «Оценка своих достижений». Утверждения этой шкалы описывают высоту оценки человеком собственных достижений в различных сферах жизни, например: «Мои достижения намного значительнее, чем у большинства людей», «Что бы я ни делал, я справляюсь с этим действительно хорошо», «Я всегда получаю то, что хочу».
Значения второго фактора описывают 5,90 % общей дисперсии, данная шкала опросника включает в себя 7 утверждений и носит название «Самопринятие». Утверждения этой шкалы отражают отношение человека к своей
Название шкапы Отличники Неотличники
Перфекционизм, ориентированный на себя (ПОС) 71,95 (±14) 65,73 (±13) *
Перфекционизм, ориентированный на других (ПОД) 58,47 (±10) 56,13 (±9)
Социально предписанный перфекционизм (СПП) 53,85 (±11) 52,13 (±9,5)
Перфекционизм (суммарный) 184,27 (±28) 174 (±24)
Примечание: * уровень значимости p < 0,05
личности, оценку им степени влияния на жизнь («Я очень горжусь собой», «Я счастлив, что я такой, какой есть» и др.).
Значения третьего фактора описывают 5,60 % общей дисперсии, данная шкала опросника включает в себя 7 утверждений и носит название «Вовлечённость - отчуждённость». Утверждения этой шкалы описывают, насколько человек чувствует себя вовлечённым в деятельность, отношения с окружающими людьми, в целом отражают степень участия в собственной жизни («Мне настолько нравится моя повседневная деятельность, что я практически никогда не испытываю потребности в отдыхе от нее», «Мне близки многие люди, даже если я недостаточно хорошо их знаю», «Мне близок каждый человек на этой Земле»).
Значения четвертого фактора описывают 5,40 % общей дисперсии, данная шкала опросника включает в себя 3 типа утверждений и носит название «Физическое состояние». Утверждения этой шкалы отражают отношение человека к своему физическому состоянию и оценку благополучия последнего (например, «Когда я осуществляю физическую активность, это приносит мне удовольствие», «Я доволен своим физическим состоянием»).
Значения пятого фактора описывают 5,10 % общей дисперсии, данная шкала опросника включает в себя 3 утверждения, которые имеют отношение к специфике выполнения работы: насколько человек открыт для контактов (готов к получению обратной связи, не боится обсуждать промежуточные результаты с другими); требуется ли ему уединение, отграничение от других для повышения эффективности; каков уровень физического состояния. Данная шкала получила название «Отдача -самосбережение». Положительный полюс шкалы описывает степень открытости человека, его направленности в окружающий мир, хорошего самочувствия («Когда я работаю, то равномерно распределяю внимание между своим делом и тем, что происходит вокруг», «Мне нравится делиться с людьми результатами своей работы, на какой бы стадии выполнения она ни находилась», «Мое физическое состояние превосходно»); отрицательный полюс - степень поглощённости делом, нежелание разделять результаты работы, сосредоточенность на себе и, вме-
сте с тем, степень неудовлетворительной оценки своего физического состояния («Когда я работаю, я настолько углубляюсь в свое дело, что окружающий мир перестает для меня существовать», «Я не люблю показывать кому-либо продукты своего творчества», «Меня угнетает мое физическое состояние»). Высокие отрицательные показатели могут говорить либо об эгоцентризме, либо о выраженной интроверсии.
Полученные результаты позволили нам, во-первых, выделить новые группы выборки в зависимости от специфики переживания счастья и, во-вторых, выявить значимые корреляции по шкалам опросника «Аутентичное счастье» и перфекционизма в группах студентов, разделенных по показателям успеваемости. Для решения первой задачи нами был использован кластерный анализ (метод К - средних). Характеристиками, несущими максимальную нагрузку на выделенные кластеры, являются:
• Отдача - самосбережение Б = 33,091 при p < 0,001.
• Оценка своих достижений Б = 20,428 при p < 0,001.
По следующим характеристикам кластеры отличаются друг от друга значимо:
• Физическое состояние Б = 14,781 при p < 0,001.
• Вовлеченность - отчуждённость
Б = 9,424 при p < 0,001.
• Отношение к себе (самопринятие) Б = 3,614 при p < 0,05.
После применения кластерного анализа было выделено 4 группы испытуемых (результаты кластерного анализа представлены в табл. 2 приложения).
Для представителей 1 кластера характерна низкая оценка собственных достижений (-1,52) и, вместе с тем, высокая вовлечённость (0,95), наличие самопринятия (0,62). Данную группу можно назвать «Безусловно принимающие себя». Несмотря на то, что эти студенты невысоко оценивают собственные достижения, их вовлеченность в деятельность высока, и они принимают себя как личность. Невысокая оценка достижений может как свидетельствовать об адекватности, так и быть связанной с тем, что в данную шкалу входит вопрос, направленный на оценку своего материального положения, которое в возрасте 19-25 лет не
всегда полностью зависит от человека и потому может не оказывать влияния на самопринятие. Кроме того, студент может достаточно спокойно воспринимать невысокую величину своих достижений, справедливо ссылаясь на возраст. В любом случае при условии, что стремление к достижению целей сохраняется и осуществляется соответствующая деятельность, позиция данного кластера представляется весьма полезной в плане поддержания собственного психологического здоровья. Из 30 человек, составивших данную группу 43 % - отличники и 57 % - студенты с низкой успеваемостью.
Для студентов, вошедших во 2 кластер, характерна низкая оценка своего физического состояния (-0,74), а также отчуждение (-0,61). Он был назван нами «Отчужденные». Группе «Отчужденных» также можно добавить характеристику «усталые», поскольку они оценивают свое физическое состояние как не очень хорошее. Естественно, падает уровень вовлеченности, возникает отчуждение по отношению к выполняемой деятельности. Эти студенты невысоко оценивают свои достижения, об их усталости говорит их склонность к самосбереже-нию (из 27 человек, составивших данную группу, 31 % - отличники и 69 % - студенты с низкой успеваемостью).
Обратим внимание на 3 кластер, поскольку сюда вошли преимущественно студенты с высокой академической успеваемостью (из 23 человек, составивших данную группу, 78 % - отличники и 12 % - студенты с низкой успеваемостью). Для студентов, вошедших в 3 кластер, характерна, с одной стороны, высокая оценка своих достижений (0,58), с другой - низкое самопринятие (-0,39), и при этом наименьшие показатели отмечаются по шкале «Отдача -самосбережение» (-0,93), что дает основание охарактеризовать их как перфекционистов. Напомним, что отрицательные значения по шкале «Отдача - самосбережение» свидетельствуют о сосредоточенности на себе, нежелании разделять с другими результаты работы и вместе с тем о невысокой оценке своего физического состояния.
Представителей 4 кластера характеризует готовность к сотрудничеству и открытость окружающему (максимальные показатели по факторам «Отдача - самосбережение» - 0,91 и
«Физическое состояние» - 0,72). Кластер носит название «Сотрудничающие». Из 10 человек, составивших данную группу, 32 % - отличники и 68 % - студенты с низкой успеваемостью.
Обобщая полученные результаты, мы можем отметить следующую устойчивую тенденцию, обнаруженную во всех кластерах: наличие противоположных по знаку показателей по шкалам «Оценка своих достижений» и «Самопринятие», при этом у ряда студентов с высокими академическими показателями низкое самопринятие сочетается с самосбережением. На наш взгляд, это может быть обусловлено спецификой учебной деятельности, поскольку для студентов дневных отделений обучение зачастую расценивается либо как неизбежная повинность, либо как соревнование за оценки (напомним, что в исследуемой выборке две третьих - отличники). В связи с этим представляется интересным изучение переживания счастья на других выборках, где деятельность самоценна, ее содержание не отчуждается и не низводится до положения средства на пути к социально престижному призу: например, у студентов ускоренной формы обучения или в среде работающих специалистов, высоко ценящих свою профессию.
Одной из задач нашего исследования являлось нахождение взаимосвязи перфекционизма (разных его видов) с переживанием счастья (шкалы методики, отражающие компоненты счастья согласно подходу М. Селигмана) в зависимости от уровня академической успеваемости5.
В группе отличников перфекционизм, ориентированный на себя, отрицательно связан с «Самопринятием» (-0,411 при p < 0,05) и «Отдачей» (-0,377 при p < 0,05). Напомним, что низкие показатели по шкале «Отдача - самосбережение» свидетельствуют о сосредоточенности на своей работе при нежелании делиться ее результатами с окружающими, а также о неудовлетворенности своим физическим состоянием. Подобные корреляции существуют и между перфекционизмом, ориентированным на
5 В данной статье представлена часть результатов дипломной работы А.С. Сысоевой, в которой исследуемые параметры изучались дополнительно с учетом специальности студентов (гуманитарная или техническая).
других, и «Самопринятием» (-0,404 при
p < 0,05); «Отдачей» (-0,366 при p < 0,05). То есть, мы можем говорить о следующей тенденции: при наличии высоких оценок, объективных успехов в учебе у ряда студентов отмечается недовольство собой, заниженная самооценка при одновременном стремлении к постановке труднодостижимых целей (синдром Сизифа). Также у таких студентов может наблюдаться повышенная требовательность, пристрастность в оценивании окружающих (родителей, преподавателей, сокурсников и т. п.), сочетающаяся с неприязнью к чужим успехам (перфекционизм, ориентированный на других), которая носит компенсаторный характер. Суммарный перфекционизм в рассматриваемой группе испытуемых также отрицательно взаимосвязан с «Самопринятием» (-0,386 при
p < 0,05) и «Отдачей» (-0,409 при p < 0,05).
В группе студентов с низкой академической успеваемостью обнаружены следующие взаимосвязи: как ориентированный на себя, так и социально предписанный перфекционизм положительно коррелируют с вовлечённостью (0,558 и 0,537, соответственно, при p < 0,05). Высокая оценка физического состояния имеет положительные взаимосвязи практически со всеми видами перфекционизма: ориентированным на других (0,556 при p < 0,05); социально предписанным (0,521 при p < 0,05); суммарным перфекционизмом (0,608 при p < 0,05). Напомним, что показатели по всем трем измерениям перфекционизма в этой группе ниже, чем в группе отличников, т. е. перфекционизм носит умеренный характер. Возможно, здоровое стремление к достижению поставленных целей («средний перфекционизм»), которое мы наблюдаем, как правило, в группе неотличников, способствует ощущению себя как субъекта деятельности и жизни в целом, что положительно влияет и на физическое самочувствие.
Несмотря на то, что наше исследование не выявило у студентов завышенных показателей перфекционизма, полученные в ходе кластеризации (выделение групп испытуемых в зависимости от специфики переживания счастья) результаты указывают на тревожную тенденцию, а именно, на преобладание в группе отличников учащихся с низкими показателями по ряду шкал опросника счастья. Обнаруженные отри-
цательные корреляции показателей переживания счастья и перфекционизма у студентов-отличников по сравнению с преимущественно положительными корреляционными связями этих же конструктов у слабо успевающих студентов позволяют предположить, что даже в пределах «нормального» перфекционизма по мере его усиления конструктивная, мотивирующая роль стремления к лучшим результатам искажается, что проявляется к ослаблении таких составляющих переживания счастья, как удовлетворенность собой, гордость за свои успехи, энтузиазм, чувство удовольствия от жизни и желание делиться с окружающими результатами своей работы.
Одной из возможных причин такого явления может быть как чрезмерная озабоченность отличников оценками, реальная усталость от добросовестного выполнения большого объема заданий, так и то, что студенты со средней и низкой успеваемостью более ориентированы на постановку неотчужденных целей в тех сферах жизни, помимо учебы, где оценка достигнутого не является привычно травмирующей самооценку, а выполняет свое прямое предназначение - обратная связь для коррекции и усовершенствования деятельности. Таким образом, для анализа и понимания полученных в нашем исследовании результатов представляется полезным учет тех сфер, относительно которых студенты оценивают свои достижения при ответе на вопросы многомерной шкалы перфекционизма.
Полученные данные в целом не удивительны, поскольку даже в студенческом фольклоре давно зафиксирована отрицательная корреляция синего или красного цветов диплома и лица, его получающего. Тем не менее обнаруженное в нашем исследовании процентное соотношение выраженности переживаний счастья у отличников и студентов с низким уровнем академической успеваемости, настоятельно требует разработки мер по коррекции данной негативной тенденции. Представляется, что в качестве последних могут выступать как социальные программы (деятельность профкома, регулярная диспансеризация), так и специальные мероприятия центров психологической службы вузов, направленные на обучение учащихся основам саморегуляции, тайм-менедж-
менту, овладение студентами эффективными
стратегиями достижения успеха, индивидуальной и социальной самореализации.
1. Аргайл М. Психология счастья. - 2-е изд. -СПб. : Питер, 2003.
2. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. - 2006. - № 1. - С. 31-41.
3. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1. - С. 72-81.
4. Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта,
И. Г. Флетта // Психологический журнал. -
2006. - Т. 27. - № 6. - С. 73-89.
5. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. - СПб. : Алетейя, 2001.
6. Карловская Н. Н. Некоторые размышления о психологическом содержании феномена оценивания // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2007. - № 1.- С. 64-66.
7. Леонтьев Д., Рассказова Е. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006.
8. Осин Е. Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика. - 2007. - № 3. -С. 22-40.
9. Пергаменщик Л. А., Лепешинский Н. Н. Опросник «Школа психологического благополучия»
К. Рифф: процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика. - 2007. - № 3. -С. 73-96.
10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М. : Наука, 1997.
11. Селигман М. Новая позитивная психология. -М. : София, 2006.
12. Сысоева А. С. Психологические факторы перфекционизма у студентов с разной успеваемостью : дипломная работа. - Омск : ОмГУ, 2009.
13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. -М. : Акт, Астрель, 1996. - Т. 3.
14. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологи-
ческое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. -
С. 95-129.
15. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / под ред. Д. А. Леонтьева. - М., 2004.
16. Blakeslee Th., Grossarth-Maticek R. Feelings of
Pleasure and Well-Being as Predictors of Health Status 21 Years Later // 1999. - URL:
http: //www.attitudefactor.com
17. Bradburn N. The Structure of Psychological WellBeing. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. - URL: http://cloud9.norc.uchicago.edu/dlib/spwb/index. htm
18. Isaacowitz D. M., Vaillant G. E., Seligman M. Strengths and satisfaction across the adult lifespan // International Journal of Aging and Human Development. - 2003. - V. 57. - P. 183-203.
Приложение
Таблица 1
Факторизация Опросника «Аутентичное счастье»
Утверждения опросника, несущие наибольшую нагрузку на выделенные факторы
Фактор (шкапа опросника) Утверждение Нагрузка
21. 1. Я немногого достиг в жизни 2. Мои жизненные достижения не значительнее, чем у других людей 3. Я достиг немного большего, чем другие люди 4. Я достиг большего, чем большинство людей 5. Мои достижения намного значительнее, чем у большинства людей 0,688
17. 1. Как правило, я не справляюсь с делами очень хорошо 2. В основном я справляюсь с делами нормально 3. Я справляюсь с некоторыми делами хорошо 4. С большинством дел я справляюсь хорошо 5. Что бы я ни делал, я справляюсь с этим действительно хорошо 0,602
1. Оценка своих достижений 12. 1. По сравнению с большинством людей, я живу достаточно бедно 2. Уровень моего благосостояния такой же, как у большинства людей 3. Скорее, я живу обеспеченно 4. Я в достаточной степени состоятелен 5. Уровень моего благосостояния очень высокий 0,531
6. 1. Я редко получаю то, что хочу 2. Иногда я достигаю желаемого, иногда нет 3. Чаще я все-таки получаю то, что хочу 4. Обычно я получаю то, что хочу 5. Я всегда получаю то, что хочу 0,524
15. 1. При выполнении большинства моих дел время еле тянется 2. Иногда, когда я занят чем-то, время проходит быстро, а иногда еле тянется 3. Обычно для меня время проходит быстро 4. Время всегда летит быстро 5. Время летит так быстро, что я даже не замечаю его 0,516
16. 1. Мое существование может приносить вред миру 2. Мое существование не приносит миру ни вреда, ни пользы 3. Оттого, что я есть, мир становится немножко лучше 4. Мир гораздо лучше оттого, что в нем есть я 5. Мое существование оказывает постоянное, огромное и позитивное влияние на мир 0,751
2. Самопринятие 14. 1. Мне стыдно за себя 2. Мне не стыдно за себя 3. Я горжусь собой 4. Я очень горжусь собой 5. Я ужасно горжусь собой 0,630
22. 1. Я категорически недоволен собой 2. Я отношусь к себе нейтрально 3. Я доволен собой 4. Я очень доволен собой 5. Я счастлив, что я такой, какой есть 0,615
29. 1. В жизни я знаю больше страданий, чем удовольствий 2. Мне приходится принимать примерно равные дозы страдания и удовольствия 3. В моей жизни больше удовольствия, чем страданий 4. В моей жизни удовольствие явно преобладает 5. Моя жизнь наполнена удовольствием 0,515
Пр одолжение табл. 1
Фактор (шкапа опросника) Утверждение Нагрузка
2. Самопринятие 18. 1. Я практически не чувствую энтузиазма по отношению к чему бы то ни было 2. Я не испытываю никаких особенных эмоций по отношению к делам, которыми занимаюсь 3. Я полон энтузиазма 4. Я практически все делаю с энтузиазмом 5. Во мне столько энтузиазма, что я могу горы свернуть 0,511
10. 1. Я чувствую себя оторванным от людей 2. Я не чувствую себя ни близким к другим людям, ни оторванным от них 3. Мне близки мои родные и друзья 4. Мне близки многие люди, даже если я недостаточно хорошо их знаю 5. Мне близок каждый человек на этой Земле 0,670
30. 1. Я не получаю удовольствия от своих повседневных занятий 2. Повседневные занятия не вызывают у меня особых чувств 3. Мне нравится то, чем приходится заниматься ежедневно, но я бы не прочь избежать этого 4. Мне настолько нравится моя повседневная деятельность, что я редко испытываю потребность в отдыхе от нее 5. Мне настолько нравится моя повседневная деятельность, что я практически никогда не испытываю потребности в отдыхе от нее 0,602
3. Вовлечённость-отчуждённость 7. 1. Моя жизнь наполнена печалью 2. В моей жизни нечему радоваться и не о чем печалиться 3. В моей жизни больше радости, чем печали 4. В моей жизни значительно преобладает радость 5. Моя жизнь наполнена радостью 0,589
19. 1. Мне не нравится то, чем я занимаюсь (независимо от того, оплачивается это или нет) 2. Мои занятия (работа) не вызывают у меня никаких особых чувств 3. В общем, мне нравится то, чем я занимаюсь 4. Мне действительно нравится то, чем я занимаюсь 5. Я по-настоящему люблю свое дело 0,534
31. 1. У меня неудачная жизнь 2. У меня нормальная жизнь 3. У меня хорошая жизнь 4. У меня очень хорошая жизнь 5. У меня потрясающая жизнь 0,517
25. 1. Я не люблю занятия физкультурой и спортом 2. Я равнодушен к занятиям физкультурой и спортом 3. Когда я осуществляю физическую активность, это приносит мне удовольствие 4. Физическая активность играет большую роль в моей жизни 5. Не представляю своей жизни без физической активности 0,825
4.Физическое состояние 9. 1. Меня угнетает мое физическое состояние 2. Иногда я доволен своим физическим состоянием, иногда нет 3. Чаще я доволен своим физическим состоянием 0,455
4. Я доволен своим физическим состоянием 5. Мое физическое состояние превосходно
27. 1. Если бы существовал жизненный рейтинг, я бы находился где-то в хвосте 2. Если бы существовал жизненный рейтинг, я бы находился где-то посередине 3. Если бы существовал жизненный рейтинг, я бы находился где-то наверху 4. Если бы существовал жизненный рейтинг, я бы находился на вершине 5. Если бы существовал жизненный рейтинг, я бы был абсолютным лидером 0,432
Окончание табл. 1
Фактор (шкала опросника) Утверждение Нагрузка
5. 1. Я не люблю показывать кому-либо продукты своего творчества 2. Я предпочитаю показывать результаты своего творчества лишь после того, как доведу дело до конца 3. Я могу показать незаконченный труд только тому человеку, чья оценка для меня не слишком значима 4. Я часто показываю людям незаконченные работы, для того чтобы получить определенную обратную связь 5. Мне нравится делиться с людьми результатами своей работы, на какой бы стадии выполнения она ни находилась 0,743
5. Отдача -самосбережение 3. 1. Когда я работаю, то уделяю больше внимания тому, что происходит вокруг, чем своим действиям 2. Когда я работаю, то равномерно распределяю внимание между своим делом и тем, что происходит вокруг 3. Когда я работаю, то сосредотачиваюсь на деле и меньше внимания обращаю на происходящее вокруг 4. Когда я работаю, я редко замечаю, что происходит вокруг 5. Когда я работаю, я настолько углубляюсь в свое дело, что окружающий мир перестает для меня существовать -0,511
9. 1. Меня угнетает мое физическое состояние 2. Иногда я доволен своим физическим состоянием, иногда нет 3. Чаще я доволен своим физическим состоянием 4. Я доволен своим физическим состоянием 5. Мое физическое состояние превосходно 0,501
Таблица 2
Результаты кластерного анализа Значение нагрузок на кластеры
Кластер
Шкапа опросника 1 Безусловно принимающие себя 2 Отчужденные 3 Перфекционисты 4 Сотрудничающие
Процент испытуемых 33,3 % 30 % 25,6 % 11,1 %
Оценка своих достижений -1,52826 -0,26305 0,58453 0,32137
Самопринятие 0,61534 0,24287 -0,38521 -0,13212
Вовлечённость - отчуждение 0,94632 -0,61492 0,13706 0,22973
Физическое состояние 0,42855 -0,74339 0,05783 0,71542
Отдача - самосбережение -0,46664 0,29239 -0,93412 0,91808