8. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения.- СПб., 2002.
9. Хольт, Р Образы: возвращение из изгнания // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. - Душанбе, 1981. - Ч. 1.
10. Ясперс, К. Общая психопатология. - М., 1997.
Bibliography
1. Uchebnihyj kurs po kuljturologi / pod red. G.V. Drach. - Rostov-na-Donu, 1997.
2. Polyakov, S.Eh. Fenomenologiya psikhicheskikh reprezentaciyj. - SPb., 2011.
3. Vekker, L.M. Psikhologicheskie processih: v 3 t. - L., 1981. - T. 3. Subjhekt. Perezhivanie. Deyjstvie. Soznanie.
4. Sidorova, V.A. Kuljtura obraza. Kross-kuljturnihyj analiz obraza soznaniya. - Kharjkov, 2012.
5. Gostev, A.A. Psikhologiya vtorichnogo obraza. - M., 2007.
6. Macumoto, D. Psikhologiya i kuljtura. - SPb., 2002.
7. Petrenko, V.F. Osnovih psikhosemantiki. - SPb., 2005.
8. Sartr, Zh.-P. Voobrazhaemoe. Fenomenologicheskaya psikhologiya voobrazheniya.- SPb., 2002.
9. Kholjt, R. Obrazih: vozvrathenie iz izgnaniya // Zriteljnihe obrazih: fenomenologiya i ehksperiment. - Dushanbe, 1981. - Ch. 1.
10. Yaspers, K. Obthaya psikhopatologiya. - M., 1997.
Статья поступила в редакцию 26.01.14
УДК 159.9. + 316.6
Andronnikova O.O. RELATIONSHIP CHILDHOOD EXPERIENCES WITH THE FORMATION OF THE SELFCONCEPT OF VICTIM TYPE. The article covers the main theoretical approaches to understanding the human selfconstruction, the factors influencing on the features of the formation of self- construction in different age periods. The specificity of the influence of the experience of negative experiences on the formation of the self- construction of the victims type.
Key words: self- construction, experience negative emotions, victimhood.
О.О. Андронникова, канд. психол. наук, доц., декан факультета психологии,
Новосибирский гос. педагогический университет, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДЕТСТВА С ФОРМИРОВАНИЕМ Я-КОНЦЕПЦИИ ВИКТИМНОГО ТИПА
В статье раскрыты основные теоретические подходы к пониманию Я-концепции человека, выделены факторы, влияющие на особенности формирования Я-концепции в разные возрастные периоды. Определена специфика влияния опыта негативных переживаний на формирования Я-концепции виктимного типа.
Ключевые слова: Я-концепция, опыт негативных переживаний, виктимность.
Проблема формирования Я-концепции (self-construction) человека, особенно ее деструктивных форм, и факторов детерминации является одной из центральных проблем психологии. В настоящее время представлено достаточно много исследований посвящённых изучению специфики формирования различных типов Я-концепции и детерминирующих ее особенности факторов. Актуальность предпринятого нами исследования определяется необходимостью теоретического осмысления специфики детерминации Я-концепции деформированного (в том числе и вик-тимного) типа, с целью практического использования знаний о формировании устойчивой системы представлений взрослого человека о самом себе посредством детских переживаний социально-психологического опыта. Учитывая тот факт, что специфика Я-концепции определяет особенности функционирования личности в социальной среде в дальнейшем, приводя к закреплению специфических паттернов виктимного или невиктимного типа. Это и обусловило цель предпринятого исследования, направленного на выявление роли переживаний детства в формировании Я-концепции виктимного типа у взрослого человека.
Анализ основных теоретических подходов к исследованию Я-концепции в зарубежной психологии позволил выделить четыре основных направления исследования: интеракционистский, психодинамический, когнитивный, гуманистический. Фундамент междисциплинарного изучения Я-концепции в психологии заложили У. Джемс, Дж. Мид, В. Вундт, Э. Титченер, Ф. Брентано, Д.М. Болдуин. Термин «Я-концепция» появился в середине ХХ века в рамках феноменологической и гуманистической психологии, представители которых (К. Роджерс, А. Маслоу) в качестве фундаментального фактора развития личности рассматривали целостность человеческого «Я» [1].
Огромный вклад в развитие научных представлений о «Я-концепции» внесли исследователи интеракционистского подхода (У. Джемс, П. Жане, Дж. Мид, Ч. Кули, В. Вундт, Э. Титченер, Ф. Брентано, Д.М. Болдуин, А. Пфендер, Т. Липпс, Е.А. Бобров, Н.Я. Грот) которые: разработали систему понятий,
позволяющую объяснить феномен Я-концепции; рассмотрели психологическую структуру «Я» в социальном, материальном и духовном измерениях; проанализировали становление Я-кон-цепции, как целостного психического явления, происходящего «внутри» индивида как психосоциальный процесс [1]. Образование Я-концепции они считают двойственным («частью объектом и частью субъектом») [2, с. 8]. Но при этом следует отметить, что исследователями в рамках интеракционистского подхода не были определены структура и содержание Я-концепции.
Согласно психодинамический подходу, становление «Я-кон-цепции» определяется возникающим конфликтом между силами подсознания личности и внешней реальностью. В рамках исследований психодинамического подхода возникли понятия о: «реальном Я» (К. Хорни); «Я-конструкт» (К. Юнг), который служит для выражения непознаваемой сущности; система репродуктивных и продуктивных отношений человека к миру, к самому себе и другим людям (Э. Фромм); механизм психологической защиты (А. Фрейд и З. Фрейд); эго-идентичность (Э. Эриксон).
Несомненный научный и практический интерес представляет когнитивный подход в решении проблемы Я-концепции. Представители этого направления (Д. Бэм, А. Валлон, Э. Джонс, Р Нисбет, Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Л. Колберг) связывали развитие нравственного сознания с когнитивным развитием Я-концеп-ции. В рамках этого подхода изучены: феномен самовосприятия и механизмы регуляции поведения личности, являющиеся компонентами структуры Я-концепции.
Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Келли, А. Комбс, Р Мей, Г. Олпорт, О. Боун, Д. Картрайтс, Р Бернс, В. Рэйми, Р Хоган, Д. Батлер, Т. Гофдан, М.Б. Смит, В. Франкл) основными явлениями психологии личности считает процесс восприятия, Я-конпепцию и сущность природы человеческих потребностей.
Научное изучение проблем Я-концепции в различных подходах отечественной психологии сложилось на рубеже двух столетий XIX и XX вв. и связано с анализом сознания и самосозна-
ния, как компонентов Я-концепции личности. Уже тогда русские ученые Д.А. Дриль, А.И. Галич, С.С. Корсаков, А.А. Потебня, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский рассматривали проблему осознания личностью себя в неразрывном единстве субъекта и объекта. При этом, по мнению авторов, процесс осознания человеком самого себя и своего ближайшего окружения осуществляется человеком одновременно, то есть человек сразу выступает и как «Я» и как «не-Я» [1].
Достаточная проработанность в отечественной психологии теории отношений позволяет исследовать строение и содержание Я-концепции личности в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» и деятельности, за которыми стоят мотивы и потребности, связанные со всей системой Я-концепции.
При анализе различных взглядов на строение Я-концепции можно отметить, что существует большое разнообразие понятий, в которых фиксируется содержание этого феномена. Самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самоунижение, самообвинение - это далеко не полный перечень терминов, используемых для обозначения целостной структуры Я-концепции или отдельных её аспектов. За этими терминами стоят различия теоретических ориентаций исследователей.
В отечественной психологии под Я-концепцией принято понимать продукт самосознания. В частности, В.В. Столин подчеркивает, что самосознание - это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией [3]. Причем последние два термина, как замечает В.В. Столин, хотя и не являются полностью синонимичными, но в определенном контексте могут использоваться как синонимы.
Подводя итоги обзора различных пониманий сути феномена Я-концепции выделим основные ее свойства:
1. Я-концепция является сложным психическим образованием. Такая сложность феномена обусловлена прежде всего влиянием многообразия индивидуального опыта человека, его включенностью в множество социальных структур, обуславливающих формирование Я-концепции.
2. Я-концепция является динамической структурой, способной к изменениям в процессе роста и развития человека. При этом процессы изменения Я-концепции связаны со способностью ассимилировать новую информацию, накладывая ее на уже сформированные иерархические структуры.
3. Именно Я-концепция является структурой, определяющей ожидания человека и интерпретацию происходящих событий, включая бессознательное провоцирование определенных событий, например виктимного плана.
4. Я-концепция взрослого человека является достаточно устойчивым структурным иерархическим образованием, в задачи которой входит поддержание устойчивого образа себя и формирование предсказаний специфики социального взаимодействия человека.
Отметим особенности Я-концепции виктимного типа, которые будут отражаться как в структуре ее компонентов, так и в содержательном наполнении. Так в структуру Я-концепции виктимного типа входит отрицательное отношение к себе, само-непринятие, низкая аутосимпатия, самоунижение, самообвинение. Часто наблюдается фиксация на отношении к себе как к жертве обстоятельств, включая низкий уровень активности, ощущение беспомощности, невозможности изменить ситуацию.
Исследователями отмечается сложность и неоднозначность процесса формирования Я-концепции и факторов детерминирующих этот процесс.
Согласно Г. Крайгу, Я-концепция человека в течение всего взрослого периода с одной стороны, стремится к сохранению преемственности, а, с другой стороны, претерпевает ряд изменений. В качестве наиболее важных, судьбоносных событий жизни человека, способных вызвать пересмотр отношения к себе Г. Крайг называет: смену места и вида работы, заключение брака, появление на свет детей и внуков, разводы, личные трагедии. Данные события заставляют человека изменить, кардинально пересмотреть отношение к себе [4]. Автором акцент сделан на динамике изменения Я-концепции личности, которая берет начало с изменений самоотношения и отношения к внешнему, окружающему миру. Самоотношение во многом служит неким стимулом для изменения всех, находящихся в зависимости эле-
ментов многоуровневой системы. При нарастании ряда противоречий в структуре образа «Я» происходит нарушение в ее устойчивости, рассогласование компонентов внутри модели Я-кон-цепции, нарастает психическая напряженность. Изменения, связанные либо с упрощением, либо с усложнением содержания Я-концепции, логически завершается полным преобразованием всей её структуры.
Ряд исследований содержит подтверждение влияния самых разных факторов на становление Я-концепции человека. При этом значимость различных факторов будет неодинаковой в различные возрастные периоды.
Г. Крайгом выделено пять факторов, влияющих на формирование Я-концепции в детском возрасте:
1) характер восприятия ребенка другими (родителями, сверстниками);
2) особенности самоанализа (анализ собственных достоинств и недостатков);
3) ценности, ожидания, идеалы в социальном плане;
4) опыт социального поведения;
5) внешние данные, ощущение силы и здоровья [4].
В работах, сфокусированных на исследовании факторов формирования Я-концепции и самооценки как ее отдельного компонента, особая роль отводится семье. Впервые на значимость типа семейной ситуации, оказывающей влияние на формирование у ребенка позитивной Я-концепцию, указал Л.Д. Стотт. Данным автором установлено, что при доминировании атмосферы взаимного доверия между родителями и детьми, готовности принять друг друга, в дальнейшем подростки из подобных семей в жизни были более приспособленными, независимыми, с высокой самооценкой.
В трудах зарубежных психологов развитие получает проблема изучения влияния разных факторов риска от семьи на становление Я-концепции детей. В качестве подобных факторов названы: жестокость по отношению к детям, пренебрежительное отношение к ребенку, эмоционально неполноценное общение.
Другое направление исследований обусловленности Я-кон-цепции сосредоточено на изучении функции отдельных факторов развития в различные возрастные периоды. Так, в период младенчества и раннего детства особенно сильно воздействие на становление Я-концепции ребенка фактора общения со взрослым. С.Ю. Мещеряковой с соавторами проведено сравнение особенностей становления самосознания в период младенчества у детей, воспитывающихся в семьях и условиях детских домов [5].
Анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению факторов и периодов детерминации специфики формирующейся Я-концепции позволяет сделать вывод, что ведущий фактор развития оказывает влияние на ту структуру Я-концепции, которая в данный период находится в стадии становления.
Рассмотрим подробнее влияние на формирование Я-кон-цепции такого фактора, как переживаний детства.
Исследователями был внесен существенный вклад в толкование сущности данного феномена, произведено выявление адаптивной и регулирующей функций эмоций, их значимость в организации и объединении работы комплекса психических процессов личности. В частности, В. Вундтом было показано значение эмоциональных переживаний в процессе формирования субъективного образа [6]. Ф. Крюгером были рассмотрены и сформулированы отдельные характеристики и свойства отдельных эмоциональных переживаний [7]. У. Джеймс связал процесс эмоционального переживания с изменениями на уровне физиологии (телесные изменения человека) [8]. З. Фрейдом было доказано, что амбивалентность чувств является одним из феноменов эмоциональной жизни человека [9].
Л. С. Выготский понимает под переживаниями «особую интегральную единицу сознания... динамическую единицу сознания, объединяющую аффективный и интеллектуальный компоненты, и в которой заключено единство личности и социальной среды» [10, с. 83]. По теории А.Н. Леонтьева, эмоциональное переживание, обусловленное соотношением потребности и ее объекта, помогает выявить заключенную в мотиве значимость происходящего для отдельно взятой личности и осознать его смысловое содержание [11].
Ф.Е. Василюк рекомендует трактовать переживание как особую деятельность человека, которая направлена на восстановление психического равновесия человека. Под переживанием мы понимаем любое испытываемое субъектом эмоционально
окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни [12].
Одним из первых психоаналитиков и психотерапевтов, переключивших свое внимание с ранних детских переживаний как основных источников психических нарушений на более широкий культурный контекст, в котором эти переживания возникают и развиваются, была К. Хорни. [13].
Т.А. Власова и М.С. Певзнер отмечают, что в ряде случаев тяжелые переживания приводят к образованию у ребенка внутреннего конфликта, который может нарушить его психическое развитие. Конфликтные переживания всегда носят социальный характер. Они возникают вследствие психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или в школе. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейся ситуации. Внутренний конфликт может возникнуть лишь в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка неразрешимым [14].
И.В. Иванова разграничивает детские переживания: 1) Я-переживания, которые связаны с особенностью отношения к себе, и 2) социальные переживания, которые отражают отношение ребенка к его социальному окружению и своему местоположению в данном окружении [15]. В любом случае тяжелые переживания связанные с негативным отношением к самому себе и комплексом беспомощности формируют жертвенный (вик-тимный) тип Я-концепции.
Исследование переживаний психологически неблагополучных детей, проведенное В.В. Сорокиной, дало возможность объективировать комплекс детских переживаний, который данным автором обозначен как экзистенциальный страх [16].
В ходе проведенного анализа специфики среды и ситуации развития в детстве М.В. Галимзянова определила ряд факторов, которые стимулируют развитие у детей особых травматических переживаний (переживания отвергнутости, предательства, унижения, покинутости, несправедливости). В качестве таких факторов были названы: желательность-нежелательность беременности матери; особенности протекания пренатального периода и родов; наличие-отсутствие отца и сиблингов, своеобразие взаимодействия с родителями; уважительные, конфликтные или отстраненные взаимоотношения в семье; уважение-пренебрежение к ребенку; способы, обоснованность, частота наказаний и т.д. [17].
Если обобщить данные, представленные М.В. Галимзяно-вой, то можно сделать вывод о том, что самая негармоничная ситуация формирования Я-концепции была у испытуемых с преобладающими детскими переживаниями отвержения, а самая гармоничная - у взрослых лиц с доминированием переживаний нарушенного доверия (переживания предательства).
Наши исследования, проведенные на протяжении ряда лет, позволяют выделить факторы, формирующие виктимное поведение и лежащую в его основе виктимную Я-концепцию [18]. Среди этих факторов особое значение имеют негативное отношение со стороны родителей, особенно отца, отсутствие ощущения социальной поддержки и включенности в социум, непринятие окружающими.
Неразрешенный внутренний конфликт, тяжелые детские переживания, затягиваясь и становясь хроническими, оказывают специфическое негативное влияние на формирование Я-кон-цепции. Дети, пережившие в семьях жестокое обращение, будут иметь нарушенную Я-концепцию. Под влиянием детских переживание успеха и неуспеха изменяются структурные компоненты Я-концепции ребенка. У взрослых людей с различными
Библиографический список
наиболее значимыми переживаниями детства существуют различия в структуре Я-концепции: в Я-образе, в самоотношении, в степени самоактуализации, в уровне напряженности ведущих защитных механизмов.
На основе проведенного теоретического исследования нами была сформирована гипотеза о том, что у людей, испытавших в детстве тяжелые негативные переживания, во взрослый период проявляется деформированная Я-концепция (защитное отношение к себе, сомнения в ценности собственной личности, наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, склонность к самообвинению, вера в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, отсутствие уверенности в своих возможностях).
Объем эмпирической выборки составил 60 человек, среди которых 34 мужчин и 26 женщин. Возрастной показатель варьировал от 25 до 50 лет.
Для исследования использовались методики: «Тест-опросник личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха, «Методика исследования самоотношения (МИС)» Р.С. Пантилеева, тест «Психологическая автобиография».
Для выявления взаимосвязи между переживаниями детства и Я-концепцией взрослого человека был использован непараметрический метод математической статистики - корреляционный анализ Спирмена (подсчет осуществлялся с помощью компьютерной программы Statistika 6.0.). Обнаружение корреляционной взаимозависимости позволит сделать выводы о наличии причинно-следственной связи между рассматриваемыми явлениями.
В таблице 1 представлены выявленные значимые корреляции между данными параметрами группе испытуемых с опытом тяжелых детских переживаний.
Значимые корреляции с высоким уровнем значимости выявлены между тяжелыми детскими переживаниями смерти родителей и самообвинением (по методике МИС) (г = 0,76 при р<0,001); между тяжелым переживанием в детстве смерти сиб-лингов и внутренней конфликтностью (по методике МИС).
Значимые корреляции со средним уровнем значимости по данной выборке выявлены между тяжелыми детскими переживаниями смерти родителей и закрытостью (по методике МИС) (г = 0,61 при р<0,01), между переживанием в детстве смерти прародителей и внутренней конфликтностью (по методике МИС) (г = 0,60 при р<0,01), между переживанием развода родителей и закрытостью (по методике МИС) (г = 0,50 при р<0,01), между переживанием в детстве развода родителей и самообвинением (по методике МИС) (г = 0,55 при р<0,01). Обратные значимые корреляции со средним уровнем значимости по данной выборке выявлены между переживанием развода родителей и отношением к своему «Я» (по «Тесту-опроснику личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха) (г = -0,505 при р<0,01), между переживанием физического насилия в детстве и самоуверенностью (по методике МИС) (г = -0,59 при р<0,01), между переживанием в детстве смерти родителей и самоценностью (по методике МИС) (г = -0,64 при р<0,01), между переживанием развода родителей в детстве и самопринятием (по методике МИС) (г = -0,52 при р<0,01).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у людей, испытавших в детстве тяжелые негативные переживания, во взрослом периоде формируется деформированная Я-концепция вик-тимного типа: защитное отношение к себе, сомнения в ценности собственной личности, наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, склонность к самообвинению, вера в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, отсутствие уверенности в своих возможностях. Полученные данные могут стать основой для планирования и проведения коррекционной работы с личностью, обладающей Я-концепцией виктимного типа.
1. Колядин, А.П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке // Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - № 1.
2. Агапов, В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. - М., 2009.
3. Столин, В.В. Самосознание личности. - М., 2011.
4. Крайг, Г. Развитие Я-концепции. - СПб., 2009.
5. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М., 2001.
6. Вундт, В. Задачи и методы психологии народов. - М., 2007.
7. Крюгер, Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -
М., 2000.
8. Джеймс, У. Психология. - М.: 2001.
9. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 2000.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 2001. - Т. 4.
11. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения: в 2 т. - М., 2001. - Т. 1.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. - М., 2005.
13. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. В.В. Старовойтова; общ. ред. и послесл. Г.В. Бурменской. - М., 2005.
14. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 2001.
15. Иванова, И.В. Переживание как проявление субъектности в трудах отечественных психологов // Психология субъектности. Человек как автор жизни: Материалы межрегиональной научно-практич. конф. - Киров, 2001.
16. Сорокина, В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. - 2003. - № 10.
17. Галимзянова, М.В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: автореферат дис. ... канд. психол. наук. -
СПб., 2006.
18. Andronnikova, О.О. Research of psychological factors emergence Victim Behavior of teenagers. INTERNATIONAL JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH. - 2010. - Vol. 2. - № 3.
Bibliography
1. Kolyadin, A.P. Podkhodih k izucheniyu «Ya-koncepcii» v psikhologicheskoyj nauke // Seriya «Gumanitarnihe nauki». - 2005. - № 1.
2. Agapov, V.S. Stanovlenie Ya-koncepcii lichnosti: teoriya i praktika. - M., 2009.
3. Stolin, V.V. Samosoznanie lichnosti. - M., 2011.
4. Krayjg, G. Razvitie Ya-koncepcii. - SPb., 2009.
5. Psikhicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma / pod red. I.V. Dubrovinoyj, A.G. Ruzskoyj. - M., 2001.
6. Vundt, V. Zadachi i metodih psikhologii narodov. - M., 2007.
7. Kryuger, F. Suthnostj ehmocionaljnogo perezhivaniya // Psikhologiya ehmociyj. Tekstih / pod red. V. K. Vilyunasa, Yu.B. Gippenreyjter. -
M., 2000.
8. Dzheyjms, U. Psikhologiya. - M.: 2001.
9. Freyjd Z. Psikhologiya bessoznateljnogo. - M., 2000.
10. Vihgotskiyj, L.S. Sobranie sochineniyj: v 6 t. - M., 2001. - T. 4.
11. Leontjev, A.N. K teorii razvitiya psikhiki rebenka // Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. - M., 2001. - T. 1.
12. Vasilyuk, F.E. Psikhologiya perezhivaniya. - M., 2005.
13. Khorni, K. Nevroticheskaya lichnostj nashego vremeni / per. s angl. V.V. Starovoyjtova; obth. red. i poslesl. G.V. Burmenskoyj. - M., 2005.
14. Vlasova, T.A. O detyakh s otkloneniyami v razvitii / T.A. Vlasova, M.S. Pevzner. - M., 2001.
15. Ivanova, I.V. Perezhivanie kak proyavlenie subjhektnosti v trudakh otechestvennihkh psikhologov // Psikhologiya subjhektnosti. Chelovek kak
avtor zhizni: Materialih mezhregionaljnoyj nauchno-praktich. konf. - Kirov, 2001.
16. Sorokina, V.V. Negativnihe perezhivaniya deteyj v nachaljnoyj shkole // Voprosih psikhologii. - 2003. - № 10.
17. Galimzyanova, M.V. Subjhektivnihe perezhivaniya detstva i Ya-koncepciya vzroslogo: avtoreferat dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2006.
18. Andronnikova, O.O. Research of psychological factors emergence Victim Behavior of teenagers. INTERNATIONAL JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH. - 2010. - Vol. 2. - № 3.
Статья поступила в редакцию 24.01.14
УДК 159.9.07
Kuznetsov A. V. MODEL PERSONAL PROFILE OF THE MILITARY MAN-SPORTSMAN. In article the basic distinctive qualities of military men-sportsmen are considered, the comparative characteristic of the specified category of military men from the military men who are engaged in physical preparation is resulted, on the basis of it the model of a personal profile of the military man-sportsman is made. The author cites data of the psychological research spent on the basis of military high school, on the basis of it does corresponding conclusions and represents multicomponent model of a personal profile of the military man-sportsman.
Key words: personal profile, model, the military man-sportsman, socially-psychological research, qualities of the military man-sportsman.
А.В. Кузнецов, преп. каф. физической подготовки и спорта Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО-СПОРТСМЕНА
В статье рассмотрены основные отличительные качества военнослужащих-спортсменов, осуществлен сравнительный анализ различий в особенностях личности указанной категории военнослужащих спортсменов и военнослужащих, занимающихся физической подготовкой, на основе этого составлена модель личностного профиля военнослужащего-спортсмена. Автор приводит данные психологического эмпирического исследования, проведенного на базе военного вуза, на основании которого представляет многокомпонентную модель личностного профиля военнослужащего-спортсмена.
Ключевые слова: личностный профиль, модель, военнослужащий-спортсмен, социально-психологическое исследование, качества военнослужащего-спортсмена.
Современные условия, в которых в настоящее время, происходит становление личности военнослужащего-спортсмена, значительно отличаются от тех, которые существовали ранее. Прежде всего, это связано со значительными изменениями (политической, экономической, аксиологической систем) как общества в целом, так и собственно военизированной организации, под которой мы понимаем целенаправленную социальную систему, осуществляющую решение определенных задач, связанных с обеспечением военной безопасности страны методами и средствами вооруженной борьбы [1].
Данные изменения не могут не оказывать влияние на военнослужащего- спортсмена, что наиболее заметно при глубоком изучении и анализе его личности.
Актуальность рассмотрения личностного профиля военнос-лужащего-спортсмена продиктована тем, что специфика его личности исследована недостаточно, что обусловливает необходимость организации специальной работы по выявлению этих особенностей с точки зрения психических, психофизиологических, эмоциональных, волевых, коммуникативных и нравственных качеств, необходимых для его успешной военно-профессиональной деятельности.
В целом структура вышеперечисленных свойств и качеств представляется нам в виде совокупности (симптомокомплекса) определенных компонентов, в которой отражаются основные стороны деятельности военнослужащего-спортсмена [2].