УДК 796.015:612.84-057.875
БАЛЮК Валерий Геннадьевич, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 9 научных публикаций
ТИМОХОВА Наталья Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и физиологии спорта Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 30 научных публикаций
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
В статье представлены данные экспериментального исследования студентов факультета физической культуры, занимающихся различными видами спорта и имеющих разную квалификацию. Была изучена подвижность и уравновешенность нервных процессов, сила и выносливость нервной системы и пропускная способность зрительного анализатора, рассматривались особенности зависимостей показателей, описывающих основные свойства нервной системы от вида моторных программ и уровня мастерства.
Вид спортивной деятельности, уровень спортивного мастерства, нейродинамические характеристики
Введение. Формирование движений человека происходит в течение жизни при воздействии естественных и специально организованных стимулов и поэтому несет в себе следы как чисто биологических, так и социальных детерминант. И те и другие формируют три главных фактора развития движений - генетически обусловленную «программу» развития двигательной функции; спонтанную двигательную активность, реализуемую в жизненно необходимых локомоциях; организованные и самодеятельные формы физического воспитания и спортивной подготовки [1-3]. Поэтому тренировочный процесс может приводить к выраженным изменениям нейродинамических характеристик и психофизиологического состояния спортсмена, которое является составной частью более общего биологического феномена -функционального состояния организма [4, 5].
Если рассматривать психофизиологическое состояние как способ обеспечения высших психических функций, то в этом случае, безусловно, необходимо детально анализировать рефлекторную, интегративную и координационную функции ЦНС [6].
Необходимо помнить, что управляющая и регулирующая роль ЦНС непостоянна: она претерпевает выраженные изменения в процессе любой деятельности, в т.ч. и в результате многолетних тренировок. Это свидетельствует о том, что психофизиологическое состояние является одним из важнейших слагаемых спортивных успехов и потому может быть оценено только во взаимосвязи и через спортивные достижения [4, 7]. Известный тренер, ученый и выдающийся спортсмен Н.Г. Озолин в своей работе пишет: «Самая главная, решающая причина, обусловливающая взлет или па-
дение спортивных результатов, называется редко. Это - работоспособность ЦНС. Как бы блестяще ни был подготовлен спортсмен, на каком бы высоком уровне ни находилась стабильная часть подготовленности спортсмена, он обречен на провал в соревновании, если работоспособность ЦНС снижена» [8].
Цель исследования - изучить влияние вида деятельности и квалификации спортсменов на взаимосвязь основных показателей, описывающих основные свойства нервной системы.
Материалы и методы. Субъектами исследований были практически здоровые лица мужского пола в количестве 56 человек, которые на момент проведения эксперимента являлись студентами факультета физической культуры Поморского государственного университета. В зависимости от специализации и квалификации все спортсмены были разделены на четыре группы. Первую группу составили 16 студентов, занимающиеся циклическими видами спорта (легкая атлетика, лыжные гонки, плавание). Во вторую группу вошли 11 студентов, занимающихся гимнастикой. В третью группу были включены 10 хоккеистов команды «Водник». Спортивная квалификация обследуемых спортсменов первых трех групп: 15 мастеров спорта, 11 кандидатов в мастера спорта и 11 спортсменов первого разряда. Четвертую группу составили начинающие спортсмены, имеющие юношеские спортивные разряды и занимающиеся циклическими видами спорта, гимнастикой и хоккеем с мячом в количестве 19 человек. Длительность систематических тренировок у них составляла не более одного года. Так как на начальном этапе спортивной подготовки удельный вес общей физической подготовки (ОФП) в тренировочном процессе является превалирующим, то для краткости эта группа студентов была называна «группой ОФП».
Тестирование проводилось на программноаппаратном комплексе для психо-физиологичес-ких исследований (ПАКФ-01), который позволяет осуществлять регистрацию психофизиологических показателей в аналоговом виде и про-
водить по жесткому алгоритму в реальном масштабе времени математико-статистическую обработку преобразованных в цифровой вид регистрируемых сигналов [9]. Данный комплекс позволяет провести достаточно большой круг психофизиологических исследований, в т.ч.
- простую аудиомоторную реакцию, теппинг-тесты и оценку пропускной способности зрительного анализатора.
При проведении теста на определение параметров простой двигательной реакции на звуковой сигнал регистрировались: общее количество предъявленных звуковых сигналов, латентное время двигательной реакции на каждое предъявление раздражителя, общее время двигательной реакции на каждое предъявление раздражителя. Производился статистический анализ индивидуальных данных с определением среднеарифметического значения (М), стандартного отклонения (д), ошибки (т) и коэффициента вариации (СУ). Дополнительно рассчитывали среднее латентное время двигательной реакции, среднее общее время двигательной реакции, среднее время моторного компонента двигательной реакции, коэффициент вариации латентного, моторного и общего времени реакции.
На основе анализа параметров распределения плотности вероятности времени простой двигательной реакции можно определять критерии функционального состояния: устойчивость реакции (УР), которая рассматривается как показатель устойчивости состояния; функциональный уровень системы (ФУС), позволяющий определить уровень функциональной системы и степень отклонения этого уровня от нормы; уровень функциональных возможностей (УФВ), позволяющий судить о способности исследуемого лица формировать соответствующую функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать [10-13]. Психофизиологические возможности человека определяют наличие жесткой нижней границы времени реакции - оно не может быть меньше 180-200 мс [14, 15].
Методика определения предельно возможного темпа выполнения стереотипных движений позволяла регистрировать общее
количество постукиваний за 10 с и длительность отдельных интервалов между каждым постукиванием. Рассчитывали среднюю частоту постукиваний за весь период тестирования, среднюю длительность интервалов между отдельными постукиваниями и коэффициент вариации временных интервалов между отдельными постукиваниями. Чем короче средний интервал между постукиваниями и чем меньше коэффициент его вариации, тем больше сила нервных процессов.
Методика определения выносливости при выполнении стереотипных движений в максимальном темпе давала возможность регистрировать все отдельные постукивания, общее количество постукиваний за весь период тестирования, общее количество постукиваний в период каждого из шести циклов длительностью 10 с и общую длительность интервалов между отдельными постукиваниями. Производили статистический анализ индивидуальных данных с определением среднеарифметического значения М, ё, т, СУ за каждый цикл и за весь период тестирования. Рассчитывали среднюю частоту постукиваний за весь период тестирования, среднюю частоту постукиваний в пределах каждого из 6 циклов продолжительностью 10 с, среднюю длительность интервалов между отдельными постукиваниями за весь период тестирования, среднюю длительность интервалов между отдельными постукиваниями в пределах каждого из шести циклов продолжительностью 10 с, коэффициент вариации длительности интервалов между отдельными постукиваниями за весь период тестирования, коэффициент вариации длительности интервалов между отдельными постукиваниями в пределах каждого из шести циклов продолжительностью 10 с и рассчитывали индекс мобилизационной способности (ИМС).
Методика определения пропускной способности зрительного анализатора. Для тестирования были предложены бланки с кольцами Ландольта в 3-м и 4-м положениях, демонстрируемые на экране монитора. Объем информации, который несет весь бланк, составляет 358,8 бит. Регистрировали общее количество
знаков, предусмотренных тестовым заданием, общее время выполнения задания, каждый просмотренный и учтенный знак, каждый ошибочно пропущенный знак, каждый ошибочно учтенный знак. Рассчитывали чистую производительность, коэффициент выносливости, коэффициент успешности реагирования, показатель устойчивости концентрации внимания, коэффициент точности реакций и величину пропускной способности зрительного анализатора [16].
Статистическая обработка результатов исследования проводилась на персональном компьютере с использованием пакета стандартных статистических программ Excel 7.0 и SPSS v.11.5 для среды Windows. Достоверность различий между средними значениями двух выборочных совокупностей определялись по критерию Стьюдента (t). Наличие внутри- и межси-стемных связей изучено посредством корреляционного анализа с расчетом коэффициента корреляции (г), достоверность различий определялась по критерию Пирсона (х2) [17-19].
Результаты и их обсуждение. В табл. 1-4 представлены корреляционные зависимости между показателями аппаратурных психологических тестов в группах обследованных спортсменов.
Во всех группах обследованных студентов выявлена вполне объяснимая взаимозависимость трех временных показателей: общего, моторного и латентного времени реакции, которая в дальнейшем оговариваться нами не будет. Кроме того, во всех группах квалифицированных спортсменов имеются прямые взаимозависимости четырех показателей теста ПСЗА: чистой производительности, коэффициента успешности реагирования, показателя устойчивости концентрации внимания и точности реагирования. Ниже мы не будем оговаривать эти связи, а их соединение назовем «комплекс расчетных показателей».
У спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта, общее время реакции имеет положительные связи с латентным и моторным временем {табл. 1). Связаны между собой устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей. Связь между эти-
ми двумя показателями в других группах обследованных спортсменов не определяется. У студентов, занимающихся циклическими видами спорта, пропускная способность зрительного анализатора имеет прямую корреляционную зависимость от комплекса расчетных показателей и обратную - от времени проведения теста. Кроме того, число правильно отмеченных знаков имеет положительную связь с показателем успешности реагирования и точности реакции. Показатель функционального уровня системы имеет прямые связи с производительностью, успешностью, устойчивостью и точностью (ПСЗА). С этими же параметрами положительные связи имеет и другой показатель простой сенсомоторной реакции - уровень функциональных возможностей. Он связан с ПСЗА. Максимальная частота постукивания имеет обратную зависимость от времени теста (ПСЗА). Индекс мобилизационных способностей обнаруживает положительные корреляционные зависимости от числа ошибочно отмеченных знаков, устойчивости реакции и уровня функциональных возможностей.
У гимнастов функциональный уровень системы имеет прямые взаимосвязи с устойчивостью реакции, уровнем функциональных возможностей и обратные - с моторным временем {табл. 2). Устойчивость реакции имеет положительную зависимость от латентного времени и отрицательную - от моторного времени. Наибольшее количество взаимосвязей в структуре корреляционных плеяд у них имеют интегральные показатели, описывающие функциональное состояние системы, осуществляющей простую сенсомоторную реакцию (ФУС, УР, УФВ). У гимнастов максимальный темп движений имеет положительную связь с индексом мобилизационных способностей (ИМС). ПСЗА имеет положительную связь с комплексом расчетных показателей, отрицательную -с числом ошибочно отмеченных знаков. Число правильных отмеченных знаков имеет положительную зависимость от комплекса расчетных показателей и отрицательную - от числа ошибочно отмеченных знаков, которое имеет обратные связи с комплексом расчетных показа-
телей, пропускной способностью зрительного анализатора. Два показателя теста ПСЗА имеют обратные взаимозависимости с параметрами простой сенсомоторной реакции: производительность - с латентным временем, время проведения теста - с моторным и общим временем. Точность реагирования имеет прямую связь с максимальным темпом движения. Моторное время показывает прямую связь с максимальным темпом движений; с этим же параметром имеют отрицательные связи два расчетных показателя простой сенсомоторной реакции - уровень функциональных возможностей и функциональный уровень системы. Последний показатель также связан обратной связью с индексом мобилизационных способностей. Максимальный темп движений и индекс мобилизационных способностей имеют прямую взаимозависимость.
У хоккеистов функциональный уровень системы имеет обратную связь с моторным временем {табл. 3). Устойчивость реакции имеет отрицательную связь с латентным временем, а максимальный темп постукивания имеет прямые связи с индексом мобилизационных способностей. Чистая производительность имеет прямые зависимости от успешности, устойчивости, точности и обратную от ПСЗА. Успешность реагирования имеет отрицательную связь с временем проведения теста. Устойчивость концентрации внимания имеет прямую связь с успешностью. Время проведения теста имеет положительную взаимосвязь с числом правильно отмеченных знаков. Последний показатель имеет обратную связь с числом ошибочно выбранных знаков. У хоккеистов пять показателей теста ПСЗА обнаруживают корреляционные связи с параметрами простой сенсомоторной реакции и теппинг-теста. С производительностью, успешностью реагирования, устойчивостью концентрации внимания, точностью реакции и временем выполнения теста имеют обратные связи моторное, общее и латентное (только с производительностью и временем) время, а также максимальный темп движений и индекс мобилизационных способностей. Положительные зависимости определяются
ДОСТОВЕРНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ИЗУЧАЕМЫМИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЦИКЛИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА
Показатели
Латентное время
Моторное время УР
имс------------------
ПСЗА_____________
Правильность ________
Производительность
Успешность
Устойчивость
Точность_____________
Время
УФВ произво- Усп(
дительность
Примечание: ПСЗА - прпускная способность зрительного анализатора; правильность - число правильных отмеченных знаков реагирования; успешность - успешность реагирования; устойчивость - устойчивость концентрации внимания; точность - точность реакции; ЛВ - латентное со время; МВ - моторное время; ОВ - общее время реакции; УФВ - уровень функциональных возможностей; ИМС - индекс мобилизационных
143 возможностей; МТД - максимальный темп движения; время - общее время выполнения теста; ФУС - функциональный уровень системы; УР
- устойчивость реакции.
Таблица 2
ДОСТОВЕРНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ИЗУЧАЕМЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У ГИМНАСТОВ
Показатели ЛВ МВ ОВ ФУС УР УФВ МТД Ошибочность Производи- тельность Успеш- ность Устойчи- вость Точность
Латентное время - - 0,81 - 0,49 - - - - - - -
Моторное время - - 0,80 0,41 -0,48 - - - - - - -
ФУС - - - - 0,64 0,50 - - - - - -
МТД - 0,53 - -0,64 - -0,53 - - - - - -
ИМС - - - -0,47 - - 0,54 - - - - -
ПСЗА - - - - - - - -0,55 0,55 0,54 0,62 0,59
Правильность - - - - - - - -0,55 0,58 0,72 0,56 0,68
Ошибочность - - - - - - - - -0,53 -0,79 -0,83 -0,78
Производи- тельность -0,59 - - - - - - - - 0,85 0,81 0,80
Успешность - - - - - - - - - - 0,95 0,93
Устойчивость - - - - - - - - - - - 0,90
Точность - - - - - - -0,47 - - - - -
Время - -0,69 -0,47 - - - - - - - - -
БИОЛОГИЯ
оо
оо
ДОСТОВЕРНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ИЗУЧАЕМЫМИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У ХОККЕИСТОВ
ФУС УФВ мтд
-0,40
Показатели ЛВ мв ОВ
Латентное время - - 0,86
Моторное время = - 0,60
мтд 0,59 0,62
ИМС --0,52
ПСЗА 0,58 0,52 0,74
Правильность - - -0,53
Производи- тельность -0,64 - -0,71
Успешность - ^0,74 -0,51
Устойчивость - 0.67 -0,49
Точность - -0,72 -0,57
Время -0,60 -0,50 -0,74
ИМС Ошибоч- ность Производитель ность Успеш- ность Устой- чивость Точ- ность
1 - 1 1 - 1 - 1 - 1 - 1 - 1 - 1 1 -
-1 - = 0,42
- - - 0,55
- - - -
- 0,57 -0,48 -
- -0,69 ^0,45
- 0,55 0,48 -0,56 -
г 0,46 -0,68 -0,42
- - -0,48 -
0,46 0,46 (1,67
Латентное время
Моторное время
ОВ
ИМС
ПСЗА
Правильность
Ошибочность
Производительность_______
Успешность
Устойчивость
Балюк В.Г., Тимохова П.В. Взаимосвязь основных нейродинамических характеристик...
у УФВ с производительностью, устойчивостью и точностью. Кроме того, показатель ПСЗА связан прямыми зависимостями с индексом мобилизационных способностей, латентным, моторным и общим временем. Максимальный темп движения имеет прямые связи с моторным и общим временем, а индекс мобилизационных способностей - с моторным временем.
У студентов группы ОФП общее время реакции имеет положительные связи с функциональным уровнем системы, моторным временем и отрицательную - с устойчивостью реакции {табл. 4). Моторное время имеет прямые корреляции с латентным временем и функциональным уровнем системы, обратные - с устойчивостью реакции. Латентное время имеет прямые связи с функциональным уровнем системы. В отличие от других обследованных студентов, ведущую роль в структуре корреляционных плеяд у группы ОФП играют временные показатели - общее, латентное и моторное время, обладающие наибольшим количеством связей, а интегративные показатели функционального состояния имеют мало зависимостей. По-видимому, это может указывать на более низкое функциональное состояние системы простой сенсомоторной реакции. Число правильно отмеченных знаков имеет прямые корреляционные зависимости от успешности, точности, времени теста и отрицательную - от ПСЗА. Последний показатель имеет отрицательные связи с количеством правильно и ошибочно отмеченных знаков, временем реакции. Успешность реагирования у студентов данной группы имеет прямую зависимость от числа правильно отмеченных знаков. Время реакции, кроме того, имеет положительную связь с числом ошибочно отмеченных знаков и производительностью. Показатель теста ПСЗА - устойчивость реакции имеет отрицательные связи с латентным, общим и моторным временем, а также с функциональным уровнем системы. Индекс мобилизационных способностей показывает прямые связи с моторным временем и функциональным уровнем системы. Кроме того, у них имеется еще два взаимосвязанных показателя - время проведения теста и устойчивость реакции, но
они образуют отдельный блок и не включены в общую схему.
Нами определено, что систематический и длительный тренировочный процесс приводит к некоторой перестройке структуры корреляционных плеяд, а именно: увеличивает количество взаимосвязей и их силу, что подтверждает «закон необходимого разнообразия» У.Р. Эшби. Спортивная деятельность изменяет окружающую среду человека, делая ее более разнообразной, и для того, чтобы сохранить равновесие с этой средой, необходим «достаточный уровень внутреннего разнообразия» [20]. Анализируя характер корреляционных связей, мы выявили следующее. В структуре взаимозависимостей у хоккеистов и занимающихся циклическими видами большой вес имеют показатели пропускной способности зрительного анализатора. Но у хоккеистов они связаны с временными показателями простой сенсомоторной реакции - латентным и общим временем, хотя включен в плеяду и уровень функциональных возможностей, а у занимающихся циклическими видами - с расчетными показателями этого теста: ФУС, УР, УФВ. Данные теппинг-теста также имеют корреляционные взаимосвязи как с параметрами ПСЗА, так и с простой сенсомоторной реакцией. У гимнастов структура плеяд более простая, и в нее вошло больше показателей простой сенсомоторной реакции, оба параметра теппинг-теста и только два ПСЗА (производительность и время теста). Но, тем не менее, они образуют замкнутую систему взаимосвязей. У студентов группы ОФП ведущим показателем является устойчивость процессов концентрации внимания, связанная с латентным, моторным, общим временем и функциональным уровнем системы. Из теппинг-тестов в структуру плеяд включен лишь индекс мобилизационных способностей.
Весьма интересны результаты корреляционного анализа данных аппаратурных психологических тестов с позиции определения существенных и несущественных переменных. В циклических видах спорта в состав корреляционных плеяд, организованных показателями аппаратурных тестов, включены производи-
тельность, успешность реагирования, устойчивость концентрации внимания, коэффициент точности реакции, которые имеют взаимосвязи с параметрами простой ауциомоторной реакции
- функциональным уровнем системы и уровнем функциональных возможностей. Производительность, успешность реагирования, устойчивость концентрации внимания, коэффициент точности реакции описывают общий уровень умственной работоспособности и наряду с ФУ С и УФВ являются существенными переменными. У гимнастов определяется несколько иная картина корреляционных зависимостей. Все временные параметры простой сенсомоторной реакции и два расчетных (УФВ, ФУС) имеют взаимосвязи с показателями теппинг-тестов -МТД и ИМС, а из всех данных теста ПСЗА -лить со временем проведения теста. У хоккеистов характер взаимосвязей данных аппара-
турных тестов чрезвычайно сложный. Практически все изучаемые показатели простой сенсомоторной реакции, теппинг-тестов и ПСЗА имеют взаимосвязи. Это связано со спецификой этого вида спорта, когда для его успешности необходима высокая степень активации нервной системы и анализаторных систем. У студентов группы ОФП большее число связей имеет ФУС, МВ, ИМС и устойчивость процессов концентрации внимания, что, по-видимому, весьма важно на начальном этапе специализированной подготовки. Такие различия, по нашему мнению, связаны со спецификой спортивной деятельности, приводящей к формированию специфических моторных программ и включающей в реализацию двигательных задач различные уровни системы управления локомоци-ям с набором специфических нейрофизиологических свойств.
Список литературы
1. Балъсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема II Вопр. философии. 1981. № 8. С. 78-89.
2. Его же. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). М., 1992. С. 41.
3. Балъсевич В.К., ЗапорожановВ.А. Физическая активность человека. Киев, 1987. С. 224.
4. Ильин Е.П. Психология состояния человека. СПб., 2005.
5. Линиолъос Х.Л. Человеческий потенциал и его реализация//Перспектива. 1990. № 1. С. 45-49.
6. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М., 1998.
7. ЗимкинаА.Н., Климова-Черкасская В.И. Нейрофизиологические исследования в экспертизе. Л., 1978.
8. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М., 2006.
9. Устройство для психофизиологических исследований / Я.В. Голуб, В.И. Голуб, Голуб, С.П. Нечипоренко II Приоритетная справка № 2000100444/14 (000632).
10. Асафов Б.Д., Лоскутова Т.Д. О возможности оценки функционального состояния человека по некоторым вероятностно-статистическим характеристикам простой двигательной реакции II Матер. 23-го совещ. по пробл. ВНД. Горький, 1972. С. 138-139.
11. Василевский H.H. Экологическая физиология мозга. Л., 1979.
12. ЗимкинаА.М., Лоскутова Т.Д. О концепции функционального состояния центральной нервной системы II Физиология человека. 1976. Т. 2, № 2. С. 179-192.
13. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.
14. Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции// Физиол. журнал СССР им. И.М. Сеченова. 1975. Т. 61, № 1.
15. Proverbio A., Minniti A., Zani A. Electrophysiological evidence of a perceptual precedence of global vs. local visual information //Cogn.Draio Research. 1998. V. 6. P. 321-334.
16. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностики. М., 2000.
17. Бююль A. SPSS: искусство обработки информации. Platinum Edition: пер. с нем. СПб., 2005.
18. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для вузов. 7-е изд, стер. М., 1999.
19. Гржибовский А.М. Типы данных, проверка распределения и описательная статистика// Экология человека. 2008. № 1. С. 52-58.
20. Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения / пер. с англ. Ю.И. Лашкевича; под ред. П.К. АнохинаиВ.А. Шидловского. М., 1962.
Balyuk Valery, Timokhova Natalia
CORRELATION OF MAIN NEURODYNAMIC CHARACTERISTICS IN ATHLETES OF VARIOUS SPORTING ACTIVITY AND QUALIFICATION
The article presents the experimental research data concerning the physical training department students of different proficiency levels involved in various kinds of sports. Such characteristics as mobility and balance of the neural processes, strength and tolerance of the nervous system, the blotting ability of the visual analyzer are studied. The peculiarities of figures describing the main characteristics of the nervous system as well as their dependence on the motor programs and the proficiency level of the athletes are considered.
Контактная информация: Балюк Валерий Геннадьевич e-mail\ [email protected] Тимохова Наталья Викторовна e-mail', [email protected]
Рецензент - Иржак Л.И., доктор биологических наук, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, заведующий лабораторией проблем гипоксии Сыктывкарского государственного университета