УДК 316.7+37.01
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© Оксана Юрьевна МИЛОСЕРДОВА
аспирант, кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Рассмотрены наиболее важные стороны взаимосвязи двух феноменов современного общества -образования и культуры, что говорит о социокультурных особенностях феномена образования. С этой точки зрения образование рассматривается как социокультурная система. Так как центром любой социокультурной системы выступает человек, в рамках социкультурного подхода к образованию раскрываются важные аспекты существования человека в социуме, которые выражаются через социальные функции образования и функции образования в сфере культуры. Социальные и культурные функции образования раскрываются на различных этапах становления человеческой личности: наряду с усвоением социального опыта и успешностью социализации человек постигает культурные нормы, формирует собственную систему ценностей, приобщается к духовным основам общества. Также обращено внимание на важность процессов образования и усвоения культурных норм не только в развитии отдельной личности, но и общества в целом. Отмечены не только взаимосвязь культуры и образования, но и невозможность их существования в отрыве друг от друга. Эти два феномена выступают взаимным дополнением: человек приобщается к культуре посредством образования и, образовываясь, сам становится транслятором культурного наследия.
Ключевые слова: образование; культура; система образования; социокультурный феномен; социокультурный подход
Образование, несомненно, является важным фактором социально-экономического роста государства. Однако нельзя умалять роль образования и в культурном развитии общества. Связь культуры и образования прослеживается на протяжении всего существования человечества. Человек посредством образования постигает культурные нормы и ценности, входит в мир культуры, передает культурные традиции из поколения в поколение. Таким образом, образование выступает своеобразным транслятором культурного наследия общества, что говорит о социокультурных особенностях этого феномена. И сегодня уже невозможно представить образование в отрыве от культуры, и наоборот. Человек, образовываясь и приобретая знания, в то же время приобщается к культуре и сам становится транслятором культурных универсалий.
Социология трактует образование как процесс передачи опыта предыдущих поколений, процесс социального взаимодействия разных поколений. Поэтому образование можно рассматривать как производное культуры. Образование - это то, что необходимо для сохранения и развития культурного потенциала общества. Не случайно, что эти два
понятия - культура и образование - долгое время взаимодополняли и взаимозаменяли друг друга [1, с. 10]. И в современном обществе подобные взаимодополнения культуры и образования не потеряли своей актуальности. Напротив, можно говорить о том, что взаимосвязь этих двух феноменов становится все более тесной.
Современная наука, рассматривая феномен образования как целенаправленный процесс обучения, воспитания и передачи знаний, связывает образование и культуру, подчеркивая, что именно эта взаимосвязь позволяет личности формировать свое мировоззрение на основе традиций и опыта поколений, способствуя в дальнейшем прогрессивному развитию общества в целом. Своим появлением образование обязано необходимости сохранения культуры. Последняя, таким образом, выступает одновременно в двух ипостасях, являясь и предпосылкой, и результатом образовательной деятельности [2, с. 228].
В современном мире образование формирует не просто образ культуры, а образ общества, общественного устройства, государства, мира в целом. Аналогичное русскому слову «образ» немецкое слово "Bild" тоже дало начало понятию "Bildung" (образова-
2017. Т. 3, вып. 2 (10)
ние). Очень часто оно соответствовало духовному, чувственному развитию человека и общества. Например, И.И. Винкельман, И.В. Гете и особенно Ф. Шиллер приписывали ему исключительно чувственное значение, а И. Кант очень часто вместо «образование» употреблял термин «культура» [1, с. 11].
Взаимосвязь образования и культуры позволяет говорить об образовании как о социокультурном феномене, представляя его как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду [3, с. 5].
Как социокультурный феномен, образование представляет собой оптимальный способ вхождения человека не только в общество, но и в мир науки и культуры. Именно в образовательном процессе субъект осваивает культурные ценности, образцы поведения и деятельности, а также устоявшиеся формы общественных отношений [4, с. 177].
Изучая образование как социокультурный феномен в рамках социокультурного подхода, можно выделить его социальные и культурные функции.
Социальные функции образования - это формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, их воспроизводство, гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов, активизация социальных перемещений и функция социальной селекции, предопределяющая их будущий статус. Функции образования в сфере культуры - воспроизводство социальных типов культуры, инновации в сфере культуры, формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) [5, с. 78].
Посредством социальных функций образования человек постигает важные аспекты существования в социуме, которые выражаются на различных этапах становления личности:
- получение/передача знаний и опыта предшествующих поколений;
- успешность процессов социализации на различных этапах жизненного пути;
- подготовка платформы для профессионального выбора и профессиональных ориентаций;
- нацеливание на дальнейшее обучение в сфере высшего образования.
Функции образования в культурной сфере определяют, скорее, духовную составляющую в развитии личности и способствуют выработке ее ценностного потенциала:
- формированию мировоззрения;
- формированию жизненных установок;
- построению морально-нравственных ориентиров;
- становлению общей культуры личности;
- привитию семейных ценностей и др.
Таким образом, образование как социокультурный феномен представляет собой сложное явление, направленное на приобщение личности не только к социальным аспектам жизнедеятельности, но и к культурным ценностям, нормам и образцам поведения, которые выступают необходимыми условиями для ее дальнейшего существования и всестороннего развития.
Говоря о социокультурных особенностях системы образования в целом, следует отметить, что движущим элементом любой социокультурной системы является, прежде всего, человек активный [6, с. 6]. С этой точки зрения, образование рассматривается именно как социокультурная система, целью которой является не просто обучение и воспитание личности, но и ее гармоничное развитие в социальном и культурном аспектах. Ядром системы образования выступает именно человек активный, так как сама система подвержена определенной динамике и поступательному развитию. В целом, социокультурный подход к анализу образования заключается в исследовании состояния и динамики социокультурных процессов в сфере образования, а также законов, принципов, механизмов и технологий учения как социокультурной деятельности [7, с. 175].
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно подтвердить взаимосвязь образования и культуры, а также влияние этих взаимодополняющих феноменов на становление и развитие личности. Социокультурный аспект образования заключается именно в том, что оно посредством приобщения личности к культурным нормам и традициям определяет траекторию ее обучения, намечая
ориентиры для ее дальнейшего развития в
условиях социума.
Список литературы
1. Налетова И.В. Социология образования. Тамбов, 2002.
2. Клеменцова Н.Н. Образование и культура: к определению понятия «образование» // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 227-236.
3. Геворкян Е.Н. Социология в образовании: монография. М., 2015.
4. Долголенко И.А. Образование как социокультурный феномен и предмет социальной философии // Культура народов Причерноморья. 2012. № 248. C. 176-179.
5. Сухомлинова Л.В., Сухомлинова М.В. Высшее образование как современный социальный феномен // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 7-2. C. 77-80.
6. Лапин Н.И. Социокультурный подход и со-циетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 312.
7. Задонская И.А. Роль институтов профессии и образования в регуляции процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105). С. 173-179.
References
1. Nalyotova I.V. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. Tambov, 2002. (In Russian).
2. Klementsova N.N. Obrazovanie i kul'tura: k opredeleniyu ponyatiya «obrazovanie» [Education and culture: defining the concept of educa-
tion]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstven-nogo universiteta - Bulletin of Pacific National Universuty. 2013, no. 4 (31), pp. 227-236. (In Russian).
3. Gevorkyan E.N. Sotsiologiya v obrazovanii [Sociology in Education]. Moscow, 2015. (In Russian).
4. Dolgolenko I.A. Obrazovanie kak sotsio-kul'turnyy fenomen i predmet sotsial'noy filosofii [Education as a sociocultural phenomenon and a subject of social philosophy]. Kul'tura narodov Prichernomor'ya [Culture of the Black Sea Peoples], 2012, no. 248, pp. 176-179. (In Russian).
5. Sukhomlinova L.V., Sukhomlinova M.V. Vysshee obrazovanie kak sovremennyy sot-sial'nyy fenomen [Higher education as a modern social phenomenon]. Uchenye zapiski Rossiy-skogo gosudarstvennogo sotsial'nogo univer-siteta - Scientific Notes of the Russian State Social University, 2009, no. 7-2, pp. 77-80. (In Russian).
6. Lapin N.I. Sotsiokul'turnyy podkhod i sotsie-tal'no-funktsional'nye struktury [Socio-cultural approach and societal-functional structures]. Sot-siologicheskie issledovaniya - Sociological Studies, 2000, no. 7, pp. 3-12. (In Russian).
7. Zadonskaya I.A. Rol' institutov professii i obra-zovaniya v regulyatsii protsessa profession-al'nogo samoopredeleniya studencheskoy molodezhi [Role of institutes of professions and education in regulation of process of professional self-identification of student's youth]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gu-manitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 1 (105), pp. 173179. (In Russian).
Поступила в редакцию 26.02.2017 г. Received 26 February 2017
2017. Т. 3, вып. 2 (10)
UDC 316.7+37.01
THE INTERRELATION OF EDUCATION AND CULTURE IN MODERN SOCIETY Oksana Yurevna MILOSERDOVA
Post-graduate Student, Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
The most important features of interrelation of two phenomena of modern society - education and culture are considered. This is the evidence of social and cultural peculiarities of education phenomenon. From this point of view education is considered as social and cultural system. As the centre of every social and cultural system is the human, within the framework of social and cultural approach to the education the important aspects of existence of a human in society are revealed. They are expressed through social functions of education and functions of education in the sphere of culture. Social and cultural functions of education are revealed at different stages of becoming of human personality. Along with adoption of social experience and success of socialization, the human comprehends cultural norms, forms its own system of values, joins in spiritual mainstay of society. The attention is paid to the importance of the processes of education and adoption of cultural norms not only in the development of a certain personality, but of the society in general. It is defined that culture and education are interconnected, and also they cannot exist without each other. These two phenomena are mutual complementation: the human is adopted to the culture by education, and being educated becomes the compiler of cultural heritage.
Key words: education; culture; system of education; social and cultural phenomenon; social and cultural approach
Для цитирования: Милосердова О.Ю. Взаимосвязь образования и культуры в современном обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 42-45.
For citation: Miloserdova O.Y. Vzaimosvyaz' obrazovaniya i kul'tury v sovremennom obshchestve [The interrelation of education and culture in modern society]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 2 (10), pp. 42-45. (In Russian).