Stjending, G. (2014) Prekariat: novyj opasnyj klass/ transl. from English by N. Usova. Moscow, Ad Marginem Press. 328 p. (In Russ.).
Fukujama, F. (1990) Konec istorii. Voprosy filosofii, no. 3, pp. 134-148. (In Russ.).
Submission date: 14.10.2023.
Олейников Юрий Васильевич — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН. Адрес: 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1. Тел.: +7 (495) 697-98-93. Эл. адрес: socio.philos@iphras.ru
Oleynikov Yuriy Vasilyevich, Doctor of Philosophy, Leading Researcher, Sector of Social Philosophy, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. Postal address: 12, Gonchar-naya St., Bldg. 1, Moscow, Russian Federation, 109240. Tel.: +7 (495) 697-98-93. E-mail: socio.phi-los@iphras.ru
00!; 10.17805^ри.2023.4.4
Взаимосвязь национального менталитета как культурного феномена и ментальной безопасности: философский подход
А. А. Ковалев
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В настоящем исследовании рассматривается национальный менталитет, раскрываются его сущность и особенности как культурного феномена, а также изучается его влияние на ментальную безопасность в условиях современных вызовов и угроз. Защита национального менталитета и обеспечение ментальной безопасности признаются в современном государстве неотъемлемым элементом национальной безопасности в целом. Развитие личности, ее благополучие и сохранность являются приоритетом в настоящее время, именно поэтому вопросы обеспечения ментальной безопасности приобретают особую актуальность. Цель исследования — проанализировать природу взаимосвязи национального менталитета в качестве явления культурного мира и ментальной безопасности с позиции философского подхода. В работе использовались системный анализ, культурно-антропологический подход и философский метод. В первую очередь в процессе изучения выбранного предмета возникают методологические сложности, выражающиеся в неопределенности и неоднозначности определения понятий, а также их соотнесения друг с другом. В статье была предпринята попытка разрешить это противоречие. По итогам исследования был сделан вывод, из которого следует, что от состояния национального менталитета, его развитости, соотношения с доминирующей культурой, закрепленных в нем ценностей и установок зависит и ментальная безопасность. При этом важным признаком развитого национального менталитета и высокого уровня ментальной безопасности является сбалансированное существование внутри собственной культуры и ее особенностей, а также уважительное отношение к представителям иных культур с их уникальными характеристиками.
Ключевые слова: менталитет; культура; безопасность; общество; диалог; социокультурная среда
введение
На современном этапе развития общества значимость феномена ментальной безопасности значительно возросла. Это объясняется тем, что одной из ключевых угроз национальной безопасности становится ментальная война как разновидность войны современности. Ментальная война опирается на информационные и психологические технологии, в результате чего происходит серьезное влияние на общественное сознание, в нем возникают и закрепляются определенные стереотипы и мировоззренческие установки. С этим связан резкий рост социальных и культурных проблем. Одной из них является снижение уровня ментальной безопасности, что вызвано как внешними, так и внутренними факторами.
Культура и национальный менталитет играют важную роль в формировании личности. Они определяют поведение, ценности, убеждения и психологические особенности людей. Однако в современном мире культурный конфликт становится все более острым. Это может привести к деструктивным последствиям, таким как нарушение ментальной безопасности, насилие, ксенофобия и т. д.
Культуры различных народов не изолированы друг от друга и образуют между собой динамичное взаимодействие. А сама культура, как и национальный менталитет, является неотъемлемой частью личности, необходимой для ее полноценного развития и реализации.
В связи с этим остро встает вопрос о ментальной безопасности, которая, в свою очередь, отражает состояние психической устойчивости личности, готовности к жизненным испытаниям. Она связана с самооценкой, социальными отношениями, уверенностью в своих силах и т. д. Однако в современном обществе уровень ментальной безопасности имеет тенденцию к снижению. Это можно объяснить нестабильной экономической и политической ситуацией, социальной несправедливостью, конфликтами между культурами, новыми вызовами современности (глобализацией, «гибридными войнами») и т. д.
Цель исследования — проанализировать природу взаимосвязи национального менталитета в качестве явления культурного мира и ментальной безопасности с позиции философского подхода.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) дать определение культуры, национального менталитета и ментальной безопасности и охарактеризовать способы их взаимодействия в социокультурном пространстве;
2) изучить природу взаимосвязи между этими понятиями;
3) дать философское объяснение характеру взаимодействия между национальным менталитетом как культурным феноменом и ментальной безопасностью.
4) рассмотреть возможные варианты повышения уровня ментальной безопасности современного общества.
В статье используются методы системного анализа, культурно-антропологического подхода и философского метода. Так, культурно-антропологический подход позволяет исследовать национальный менталитет как культурный феномен с точки зрения его развития в социокультурной среде, которая его формирует, меняет и развивает. Соотношение исходных понятий — культура, менталитет, ментальная безопасность — весьма сложно и методологически неоднозначно. В подобных условиях системный подход к изучению настоящей темы позволяет рассмотреть национальный менталитет как многосоставный и сложный фено-
мен, соотносящийся с культурой благодаря целому спектру элементов (языку, традициям и т. д.). И сам менталитет меняется и трансформируется, и среда вокруг него, поэтому его осмысление с философских позиций современных исследователей является неотъемлемым этапом развития гуманитарного научного знания в XXI в.
Культура и национальный менталитет являются важными факторами, которые определяют уровень ментальной безопасности человека. Культура формирует ценности и нормы поведения, а национальный менталитет влияет на характер человека и его способность адаптироваться к новым условиям. Ментальная безопасность человека напрямую зависит от того, насколько успешно он может справляться со стрессами и проблемами в жизни.
В последние десятилетия тема культуры, менталитета и прочих феноменов, связанных с ними, активно развивается в научных междисциплинарных исследованиях. О взаимосвязи национального менталитета и культуры пишут А. В. Алейников и И. Д. Осипов (Алейников, Осипов, 2014), О. А. Бурукина (Бурукина, 2020), Н. И. и Н. Н. Губановы (Губанов, Губанов, 2016), О. А. Долженко и В. Д. Исаев (Долженко, Исаев, 2023), А. Саладдин (Saladdin, 2008: Электронный ресурс) и многие другие. Тему ментальной безопасности в контексте изучения культуры и национального менталитета развивают А. М. Ильницкий (Ильницкий, 2022), Н. А. Ко-ровникова (Коровникова, 2020), В. А. Ксенофонтов (Ксенофонтов, 2022), Е. К. Об-ринская (Обринская, 2022) и другие авторы.
определение понятий
Важно отметить, что исследуемые категории являются сложными, многоаспектными, методологически неопределенными. Определений только категории «культура» в настоящее время в научной литературе насчитывается более пятисот (Кузнецова, 2013: 52). Именно поэтому перед каждым исследователем подобной темы встает задача по определению понятий и описанию именно тех характеристик, которые актуальны и применимы в конкретном исследовании.
Культура в самом общем смысле — это результат человеческой жизнедеятельности во всех областях, т. е. это знания, умения, навыки, шаблоны сознания и поведения, объекты творчества (материальные и духовные), формирующиеся длительное время, выражающие уникальность и самобытность нации и передающиеся последующим поколениям.
Национальный менталитет — это уникальный психологический склад нации, который выражается в определенных ментальных особенностях, таких как язык, образ мышления, обычаи, традиции и т. д.
Ментальная безопасность представляет собой «состояние защищенности жизненно важных интересов (потребностей) личности, общества и государства от внутренних и внешних ментальных угроз» (Ксенофонтов, 2022: 110). При этом важно отметить, что ментальная безопасность не отождествляется с отсутствием угроз и достижением такого состояния, при котором все угрозы национальному ментальному пространству отражены или ликвидированы. Иными словами, ментальная безопасность преследует цель адекватного и своевременного ответа на ментальные угрозы, а не стремится полностью избежать агрессии и разрушительного информационно-психологического воздействия, так как это невозможно осуществить на практике.
Тем самым для обеспечения ментальной безопасности необходима реализация комплекса мер, направленного на снижение рисков для психического здоровья, поддержание устойчивости психического состояния, защиту от негативного информационного влияния и т. д.
Ментальная безопасность имеет следующее временн ое измерение: она опирается на предшествующий опыт государства и общества-нации, отражает текущее состояние социокультурной динамики, а также влияет на их будущее развитие. Изменение социокультурной динамики напрямую зависит от усиления информационных потоков, распространяемых с помощью новых коммуникационных технологий. Глобализация, которая является одной из ключевых причин возникновения данных процессов, происходящих в области информационно-коммуникационного взаимодействия и обмена, способствует зарождению новых угроз ментальной безопасности, а также поиску качественно иных методов ее обеспечения.
Крупным отечественным исследователем проблематики ментальной войны и ментальной безопасности является советник министра обороны РФ А. М. Иль-ницкий (Ильницкий, 2022). В своих исследованиях он отмечает, что угрозы ментальной безопасности представляют собой угрозы невоенного характера. Действительно, исторически являясь непримиримым противником России, западные страны (особенно США) исключают военное столкновение с ней. Именно поэтому стремление ослабить или вовсе устранить российское влияние на международной арене подвигло противника разрабатывать и внедрять невоенные методы воздействия (исключающие прямую вооруженную агрессию).
Важным условием для проведения подобных атак становится создание глобального информационного и киберпространства, которое не поддается контролю национальными государствами. Так появляется подконтрольное своему создателю поле невоенного противоборства. При этом Андрей Михайлович отмечает, что западные ценности, навязываемые остальному миру через это поле, находятся в упадке и деградируют. Речь идет о либерально-демократических идеалах и ценностях, которые США и Запад в целом пытаются насадить в глобальном масштабе без учета исторических традиций и культуры различных государств и народов. Иными словами, эти ценности нельзя не только навязывать, но даже и транслировать широкой аудитории. На основании чего А. М. Ильницкий предлагает России не просто обороняться в целях обеспечения ментальной безопасности, а начинать с помощью привлечения различных каналов коммуникации транслировать свои собственные ценности как наиболее жизнеспособную альтернативу изжившим себя западным ценностям. Такая политика и будет основным способом укрепления национальной безопасности в целом и достижения высокого уровня в обеспечении ментальной безопасности. Среди действенных методов здесь можно отметить укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение отечественной истории (памяти, правды и пр.), усиление мер по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ряд других.
Таким образом, можно утверждать, что национальный менталитет представляет собой культурный феномен. Так, феномены национального менталитета и культуры влияют на процесс формирования личности, а также социокультурной среды, в которой личность существует. Для национального государства, особенно для современной России, жизненно важно сохранение своего культурного кода и собственной идентичности, которые могут пострадать в ментальной войне.
Культура проявляется в двух измерениях — материальном и духовном. Когда речь идет о взаимодействии национального менталитета и культуры (менталитета как культурного феномена), имеется в виду духовная сфера проявления культуры.
Так, в рамках настоящего исследования можно выделить несколько точек зрения на предмет соотношения национального менталитета и культуры. Согласно первой точке зрения, менталитет определяется как глубинная структура культуры (Белашова, 2017), т. е. культура представляет собой более широкое явление и включает в себя менталитет в качестве того неизменного, архетипического, консервативного пласта, который поддерживает ее устойчивость. Другая точка зрения определяет национальный менталитет как состоящий из двух сфер конструкт — из статичного ядра и изменчивой периферии (Редель, 2000). И культура как более подвижный феномен человеческого существования представляет собой зону периферии национального менталитета, при этом базовые культурные смыслы входят в центральную часть менталитета (ядро) и составляют неизменные модели духовной жизни нации (Пчегатлук, 2015).
Тем самым можно представить соотношение менталитета и культуры в двух вариантах: 1) менталитет — это глубинный уровень культуры, основополагающий и неизменный; 2) культура — это мобильная, изменчивая часть менталитета (его периферия). При этом важно отметить, что менталитет соотносится с духовной культурой.
Итак, различные элементы культуры формируются и выражаются через национальный менталитет. Тогда как ментальная безопасность — это создание таких условий, в которых обеспечивается сохранность национального менталитета, достигается укрепление культурных норм и ценностей, а также создается и поддерживается безопасная обстановка для развития личности.
национальный менталитет как культурный феномен и его влияние на ментальную безопасность: философское измерение
Национальный менталитет как культурный феномен раскрывается посредством реализации различных механизмов (Хлыщева, Меликов, Храпов, 2017). Одним из них является социализация, которая происходит в процессе освоения человеком культурных норм, ценностей и наследия прошлых поколений. Социализация также включает в себя формирование способов мышления и поведенческих сценариев, которые реализуются согласно культуре нации.
Другим механизмом являются культурные символы, которые становятся частью коллективного бессознательного нации. Сюда входят язык, национальные обычаи, религиозные практики, национальные герои и многие другие элементы культуры. Они формируют коллективный образ нации и становятся основой ее самоидентификации.
В контексте изучения национального менталитета важным вопросом становится обеспечение ментальной безопасности. Так, национальный менталитет определяет способы восприятия окружающей действительности, поведение в привычных и экстремальных ситуациях, реакцию на стрессовые ситуации, отношение к авторитетам, признание и защиту культурных ценностей. Для населения в процессе обеспечения ментальной безопасности принципиальное значение
имеет создание условий для формирования и поддержания его психологической устойчивости к внешним воздействиям. Для достижения положительного результата необходимо предпринимать меры по повышению уровня медиаобразо-вания, а также по развитию и поддержанию национальных СМИ с целью создания эффективных механизмов противодействия атакам в информационной и ментальной сферах.
Национальный менталитет также определяет отношение к другим нациям, религиям, культурам и образу жизни. Оно может быть уважительным, нейтральным или враждебным. Враждебное отношение к Другому может приводить к формированию негативных стереотипов и предрассудков, которые усложняют взаимодействие с другими культурами и приводят к конфликтам.
Менталитет, несмотря на свою устойчивость и консервативность, развивается с течением времени. На разных исторических этапах он имеет свои особенности, которые проявляются в поведении, убеждениях, ценностях и традициях социума.
На первоначальном этапе исторического развития, когда люди жили в племенах, менталитет был ориентирован на коллективные интересы. В этой общинной системе были выражены коллективизм, взаимозависимость и взаимопомощь. Люди жили согласно законам природы. Основными ценностями на этом этапе были род, наследие и обычаи.
По мере развития общества на той или иной территории, социального расслоения, появления частной собственности, развития религии и т. д. менялось мировоззрение, отношение к окружающей действительности, к способам выживания, т. е. менялся менталитет. Так, в эпоху Просвещения, опиравшуюся на рациональные и интеллектуальные начала, основными ценностями стали знания и свобода. Тогда как в эпоху постиндустриального общества большое значение имеют информационные технологии и глобализация. В результате менталитет претерпел серьезные изменения. Люди стали более независимыми и личностно-ориентированны-ми. А среди основных ценностей можно назвать успех, достижения, индивидуальность и многообразие.
факторы влияния
В эпоху постиндустриального общества на первый план выходят не только новые идеалы и ценности, но и вопросы безопасности. Причем безопасности не только физической, но и ментальной, которая является неотъемлемой частью национальной безопасности в целом. Состояние национального менталитета как культурного феномена напрямую влияет на уровень ментальной безопасности. Исторический контекст такого влияния определяется социокультурными условиями, а также уровнем развития научных знаний и пониманием природы психологических процессов.
Культура как исторически сложившаяся и передаваемая через поколения совокупность ценностей, верований, норм и правил поведения образует коллективное бессознательное и формирует коммуникативную среду, определяющую ориентации и представления общества в целом. При этом важно отметить, что данное определение культуры затрагивает только ее духовный аспект, соотносящийся с национальным менталитетом, и не учитывает материальные объекты культурного наследия. Культура оказывает влияние на развитие индивидуального менталитета,
формирует определенный образ мышления, взаимодействия и восприятия реальности. В этом контексте возникают как положительные, так и отрицательные факторы, которые могут влиять на ментальную безопасность: от поддержки основ гармоничного общества и социальной поддержки до уединения, аномии и дискриминации.
Национальный менталитет соотносится с духовной культурой и психологическими особенностями и реакциями конкретной этнической/национальной общности, которые определяют отношение к жизненным событиям и формируют характерные способы управления психологическими ресурсами. Особенности национального менталитета влияют на многие аспекты общественной жизни и определяют стиль взаимодействия людей; методы достижения целей; способы адаптации к переменам; возможности для развития силы воли, обеспечения устойчивости психологических ресурсов и формирования представлений о психическом здоровье. При этом уникальные свойства того или иного национального менталитета могут привести как к согласованным действиям внутри общества и за его пределами, так и к межкультурному недопониманию и даже конфликту.
Ментальная безопасность зависит от уровня развития общества, его экономической и социальной структуры, социально-политической ситуации и геополитических условий. При определенных исторических обстоятельствах могут возникать конфликты между этническими и культурными группами, которые способны дестабилизировать общество и вызвать психологическую напряженность. В противоположном случае будут происходить культурный обмен и развитие межкультурного диалога, становление новых психологических ценностей и устранение имеющихся проблем.
Помимо исторических факторов на национальный менталитет и ментальную безопасность влияют современные технологии и коммуникации. Они определяют ценности и формируют образ мышления. В данном контексте можно выделить несколько основных аспектов, раскрывающих данный фактор.
Первым аспектом являются социальные сети. Они представляют собой основной инструмент коммуникации большинства современных людей, поэтому оказывают существенное влияние на менталитет. Использование социальных сетей позволяет совершать коммуникационные действия с большим количеством людей независимо от расстояния и времени. Они также дают возможность массово распространять идеи путем публикации информации и влиять на восприятие аудиторией определенных событий и явлений.
При этом важно осознавать, что использование социальных сетей также может оказывать негативное влияние на ментальную безопасность современного человека. Например, такие явления, как кибербуллинг (травля и запугивание в Интернете) или моббинг (травля на рабочем месте или в учебном заведении), могут стать серьезной проблемой, провоцирующей психологическое насилие и другие формы негативного воздействия.
Вторым аспектом являются онлайн-игры. Это новый вид развлечения, который быстро стал очень популярным. Онлайн-игры позволяют игрокам взаимодействовать с другими людьми по всему миру в созданном виртуальном мире, это становится возможным с помощью взаимодействия в нем игроков между собой. Игры могут стать мощным инструментом для развития социальных навыков и улучшения координации движений.
Однако у них есть и обратная сторона. Так, для людей, чрезмерно увлеченных играми, они могут стать потенциальной угрозой ментальной безопасности. Игроки могут стать жертвами кибербуллинга или эскапизма (ухода от реальности), отказываясь от общения с реальными людьми и отрываясь от событий реального мира. Это может привести к отчуждению, одиночеству, депрессивным состояниям и другим проблемам психического здоровья, в совокупности и по отдельности негативно влияя на ментальную безопасность в целом.
В качестве третьего аспекта необходимо выделить влияние технологий на общественное мнение. Благодаря массовости распространения и чрезвычайной мобильности информации формируется отношение широкой аудитории к тому или иному вопросу или событию. При этом данный процесс весьма управляемый и регулируемый, т. е. позволяет тем или иным акторам (политическим силам и пр.) не только влиять на повестку, но и закладывать установки или даже менять ценности общества или его части. В результате люди становятся более заинтересованными в происходящих в разных сферах жизни процессах и непосредственно включенными в них.
Также необходимо рассмотреть такой фактор влияния национального менталитета в качестве культурного феномена на ментальную безопасность, как межкультурное взаимодействие.
Межкультурное взаимодействие раскрывает процесс коммуникации между представителями различных культур и наций, общение которых обусловлено распространением глобализации, миграции и технического прогресса. Однако при таком взаимодействии часто возникают конфликты, вызванные различиями в культурных ценностях и убеждениях и приводящие к непониманию и отчуждению.
Одной из основных причин, вызывающих проблемы в межкультурном взаимодействии, является неготовность людей к общению с представителями других культур. Это проявляется в незнании культурных особенностей и традиций, неумении общаться на иностранном языке, стереотипах и предрассудках в отношении представителей иных культур и наций.
Также проблему межкультурного взаимодействия усугубляет отсутствие диалога и взаимопонимания в процессе соприкосновения разных культур. Это может привести к изоляции, в результате диалог станет невозможным.
Негативные последствия межкультурного взаимодействия могут проявляться в виде ухудшения ментального здоровья и психологического состояния. Люди, часто оказывающиеся в конфликтных ситуациях, испытывают стресс и тревогу, что негативно сказывается на их здоровье и благополучии.
Важным фактором при межкультурном взаимодействии является не только уважение к культурным особенностям Другого, но и умение справляться с межкультурными различиями.
обеспечение ментальной безопасности в условиях трансформации культуры и национального менталитета
Развитие образования, направленного на формирование толерантности и культуры межнационального взаимодействия, является одним из ключевых аспектов в создании благоприятной ментальной среды (Миронов, Никитина, 2017). В усло-
виях глобализации и мультикультурализма общество нуждается в овладении новыми навыками и знаниями в целях обеспечения мирного и гармоничного сосуществования представителей разных культур.
Одной из основных задач образования в настоящее время является формирование толерантности. Толерантность — это уважительное и терпимое отношение к различиям культур, этнических/расовых признаков, религий, языков и т. д. В вопросах межнационального и межкультурного взаимодействия толерантность является базовым элементом.
Для развития и укрепления толерантности необходимо создание специальных курсов и образовательных программ, которые будут нацелены на формирование у обучающихся уважительного отношения к многообразию культур. Такие программы должны включать в себя не только теоретические знания, но и практический опыт, например, в виде общения с представителями других культур и религий.
Кроме того, не менее значимо формирование культуры межнационального взаимодействия, которая включает в себя нормы, правила и ценности, позволяющие выстраивать позитивный и уважительный межкультурный диалог.
Важно отметить, что современная международная обстановка располагает к усилению ментальных атак на противника. Подобные действия могут расцениваться как внешние угрозы со стороны недружественных международных акторов. Для современной России особую актуальность в этом контексте представляют ухудшившиеся отношения с западными государствами. Угроза ментальной безопасности и важность противостояния ей в нашей стране признаны и зафиксированы на официальном уровне в таких документах, как Стратегия государственной культурной политики до 2030 года1, Указ Президента РФ о духовно-нравственных ценностях2 и пр.
Важным условием повышения уровня ментальной безопасности является защита национального менталитета и культурного наследия. Успешное выполнение этой задачи позволяет сохранить целостность и уникальность самого народа и его культурного достояния.
Практически это выполнимо, например, путем охраны материальных памятников культуры и истории. К таким памятникам могут относиться архитектурные сооружения, музеи, церкви, монастыри и т. д. При этом недостаточно просто обеспечить их физическую сохранность, важно еще и сохранить ментальную и культурную связь между ними и поколением ныне живущих носителей национального менталитета.
Также необходимо обеспечить охрану предметов народного творчества. Это включает в себя сохранение народных костюмов, уникальных народных рабочих и музыкальных инструментов, изготовление различных изделий народного ремесла и пр.
Не менее важно сохранение устной традиции народа. К ней относятся народные песни, рассказы, легенды, сказки и т. д., которые являются частью идентичности этого народа. А развитие народных обычаев и традиций позволит обогатить культурное наследие этноса/нации. Сюда входят праздники, традиционная кухня, народные игры, мифы, легенды и т. д.
Одной из составляющих программы обеспечения ментальной безопасности является развитие диалога между международными организациями и общественностью.
Первоочередная задача в данном случае заключается в создании диалога между населением и международными организациями, такими как, например, БРИКС, которые способствуют социальному развитию и улучшению условий жизни населения. К примеру, страны БРИКС активно работают над улучшением доступа к образованию и здравоохранению, борьбой с бедностью и социальным неравенством. В рамках этого диалога необходимо проводить исследования в области ментальной безопасности, а также информировать общественность о новых методах ее обеспечения, делая деятельность таких международных организаций наиболее продуктивной и результативной.
Международные организации должны содействовать созданию инфраструктуры для помощи людям, чья ментальная безопасность пострадала или находится под угрозой. Однако следует учитывать, что многие из таких организаций имеют западное происхождение и в последнее время наблюдается тенденция их деятельности, направленной против России, что может создавать определенные трудности при сотрудничестве в области ментальной безопасности. Это подчеркивает важность разработки собственных, адаптированных к культурному и политическому контексту России механизмов и стратегий в этой сфере. Ключевым моментом является учет культурных и ценностных различий различных стран и адаптация подходов к ментальной безопасности, чтобы они соответствовали потребностям и убеждениям населения в разных частях мира.
заключение
Философский подход к анализу проблемы взаимодействия национального менталитета как культурного феномена и ментальной безопасности позволяет рассмотреть ее в широком социально-историческом контексте и учитывать множество различных факторов, которые влияют на формирование и развитие рассматриваемых явлений.
Национальный менталитет, прежде всего, необходимо рассматривать как культурный феномен. В культуре отражаются особенности менталитета, традиции, обычаи, язык и другие элементы национальной исторической самобытности. Национальный менталитет, в свою очередь, формируется в процессе взаимодействия людей в рамках конкретной культуры. При этом национальный менталитет соотносится с духовной культурой конкретной нации.
Изучение национального менталитета в контексте конкретной культуры позволяет рассмотреть некоторые проблемы обеспечения ментальной безопасности общества. Так, ментальная безопасность представляет собой важнейшее условие для нормального функционирования общества и личности, которое характеризуется психологической устойчивостью к различным стрессовым ситуациям и угрозам со стороны внешней среды. От состояния национального менталитета, его развитости, соотношения с доминирующей культурой, закрепленных в нем ценностей и установок зависит и ментальная безопасность. Несоответствие культурных и ментальных особенностей может привести к конфликтам внутри общества и нарушению психологической устойчивости его членов. При этом такое несоответствие может быть следствием целенаправленного вмешательства в жизнь нации со стороны недружественных акторов в рамках «гибридной войны», а также результатом утраты культурных, национальных и ментальных оснований и, как следствие, стремления «вес-тернизироваться», чтобы заполнить образовавшийся культурный вакуум.
Ключевым противником России по-прежнему остаются страны западного мира. При этом если раньше они были только идеологическими противниками, то в настоящее время они становятся противниками более высокого уровня, прибегающими к методам ментальной войны. Эти государства не воюют с Россией в привычном понимании, являясь при этом агрессорами, которые используют в том числе информационные, психологические и ментальные атаки. Результатом таких атак становятся культурные деформации, нарушение принципов формирования идентичности и ментальной безопасности. Особую опасность в таком контексте несут усиливающиеся глобализационные тенденции, которые позволяют противникам России оказывать на нее деструктивное влияние в разных областях, в том числе и в сфере ментального благополучия.
Национальный менталитет как культурный феномен призван повысить уровень ментальной безопасности в условиях естественного и сбалансированного развития. Такие его элементы, как исторические традиции, обычаи, религия, образ жизни и язык, могут способствовать укреплению устойчивости общества и его членов к различным стрессовым ситуациям как естественного, так и искусственного происхождения. Национальный менталитет как культурный феномен способен формировать позитивные характеристики личности, такие как уважение к наследию предков, любовь к родному языку и культуре, лояльность к традициям, а также к своей и чужой среде обитания.
примечания
1 Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. №326-р // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://static.government.ru/media/ files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 09.07.2023).
2 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению российских духовно-нравственных ценностей» // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 09.07.2023).
список литературы
Алейников, А. В., Осипов, И. Д. (2014) Конфликтогенность русского народа в зеркале отечественной философии // Управленческое консультирование. №11 (71). С. 122-133.
Белашова, В. В. (2017) Менталитет как глубинная структура культуры // Инновационная наука. Т. 2. №4. С. 196-198.
Бурукина, О. А. (2020) Структурная деформация общественных ценностей как основы русской культуры и менталитета // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. №25-1. С. 11-19.
Губанов, Н. И., Губанов, Н. Н. (2016) К истории становления категории менталитета // Историческая психология и социология истории. №2. С. 27-38.
Долженко, О. А., Исаев, В. Д. (2023) Конгруэнтность культуры и менталитета // Антропос: Логос и Теос. №9. С. 32-40.
Ильницкий, А. М. (2022) Стратегия ментальной безопасности России // Военная мысль. №4. С. 24-35.
Коровникова, Н. А. (2020) Ментальная безопасность в эпоху цифровизации // Социальные новации и социальные науки. №1 (1). С. 107-118. DOI: 10.31249/snsn/2020.01.08
Ксенофонтов, В. А. (2022) Ментальная безопасность государства // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. №2 (263). С. 108-113. DOI: 10.52065/2520-6885-2022-263-2-108-113
Кузнецова, Е. В. (2013) Определение культуры: разнообразие подходов // Перспективы науки и образования. №5. С. 49-55.
Миронов, И. Л., Никитина, С. С. (2017) Ментальная безопасность России: педагогические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. №3 (75). С. 182-184.
Обринская, Е. К. (2022) Потенциал и перспективы развития и совершенствования государственного механизма обеспечения ментальной безопасности Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. Т. 8. №1. С. 347-352. DOI: 10.37279/2413-1733-2022-8-1-347-352
Пчегатлук, С. К. (2015) Менталитет как социально-политическое явление: опыт теоретического рассмотрения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №9 (59) : в 2 ч. Ч. 2. С. 155-158.
Редель, А. И. (2000) Российский менталитет: от политико-идеологических спекуляций к социологическому дискурсу // Социально-гуманитарные знания. №5. С. 155-174.
Хлыщева, Е. В., Меликов, И. М., Храпов, С. А. (2017) Российская ментальность в социокультурном пространстве // Философские науки. №8. С. 48-62.
Saladdin, A. (2008) Mass Mentality, Culture Industry, Fascism [Электронный ресурс] // Kritike: An Online Journal of Philosophy. №2 (1). P. 79-94. DOI: 10.3860/krit.v2i1.571 URL: https://kritike.org/journal/issue_3/ahmed_june2008.pdf (дата обращения: 09.07.2023).
Дата поступления: 11.07.2023 г.
interrelation of national mentality AS A cultural phenomenon and mental security: A philosophical approach A. A. Kovalev North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
This study examines the national mentality, reveals its essence and features as a cultural phenomenon, and also examines its impact on mental security in the context of modern challenges and threats. The protection of the national mentality and the provision of mental security are recognized in the modern state as an integral element of national security as a whole. Personal development, well-being and safety are a priority at the present time, which is why the issues of mental security are becoming particularly relevant. The purpose of the study is to analyze the nature of the relationship between the national mentality as a phenomenon of the cultural world and mental security from the standpoint of a philosophical approach. The work is based on the system analysis, the cultural-anthropological approach, as well as on the philosophical method. First of all, in the process of studying the chosen subject, there arise methodological difficulties, expressed in the uncertainty and ambiguity of categorization of concepts, as well as their correlation with each other. The article attempts to resolve this contradiction. According to the results of the study, a conclusion was made that mental security also depends on the state of the national mentality, its maturity, its relationship with the dominant culture, values and attitudes fixed in it. At the same time, an important sign of a mature national mentality and a high level of mental security is a balanced existence within one's own culture and its features, as well as respect for representatives of other cultures with their unique characteristics.
Keywords: mentality; culture; security; society; dialogue; socio-cultural environment
references
Alejnikov, A. V. and Osipov, I. D. (2014) Konfliktogennost' russkogo naroda v zerkale ote-chestvennoj filosofii. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, no. 11, pp. 122-133. (In Russ.).
Belashova, V. V. (2017) Mentalitet kak glubinnaja struktura kul'tury. Innovacionnaja nauka, vol. 2, no. 4, pp. 196-198. (In Russ.).
Burukina, O. A. (2020) Strukturnaja deformacija obshhestvennyh cennostej kak osnovy rus-skoj kul'tury i mentaliteta. Lingvoritoricheskaja paradigma: teoreticheskie i prikladnye aspekty, no. 25-1, pp. 11-19. (In Russ.).
Gubanov, N. I. and Gubanov, N. N. (2016) K istorii stanovlenija kategorii mentaliteta. Istori-cheskaja psihologija i sociologija istorii, no. 2, pp. 27-38. (In Russ.).
Dolzhenko, O. A. and Isaev, V. D. (2023) Kongruentnost' kul'tury i mentaliteta. Antropos: Logos i Teos, no. 9, pp. 32-40. (In Russ.).
Il'nickij, A. M. (2022) Strategija mental'noj bezopasnosti Rossii. Voennoe mysl', no. 4, pp. 24-35. (In Russ.).
Korovnikova, N. A. (2020) Mental'naja bezopasnost' v epohu cifrovizacii. Social'nye novacii i social'nye nauki, no. 1, pp. 107-118. DOI: 10.31249/snsn/2020.01.08 (In Russ.).
Ksenofontov, V. A. (2022) Mental'naja bezopasnost' gosudarstva. Trudy BGTU. Serija 6: Isto-rija, filosofija, no. 2, pp. 108-113. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6885-2022-263-2-108-113 (In Russ.).
Kuznecova, E. V. (2013) Opredelenie kul'tury: raznoobrazie podhodov. Perspektivy nauki i ob-razovanija, no. 5, pp. 49-55. (In Russ.).
Mironov, I. L. and Nikitina, S. S. (2017) Mental'naja bezopasnost' Rossii: pedagogicheskie aspekty. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, no. 3, pp. 182-184. (In Russ.).
Obrinskaja, E. K. (2022) Potencial i perspektivy razvitija i sovershenstvovanija gosudarstven-nogo mehanizma obespechenija mental'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Juridicheskie nauki, vol. 8, no. 1, pp. 347-352. DOI: 10.37279/2413-1733-2022-8-1-347-352 (In Russ.).
Pchegatluk, S. K. (2015) Mentalitet kak social'no-politicheskoe javlenie: opyt teoreticheskogo rassmotrenija. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i is-kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 9, pp. 155-158. (In Russ.).
Redel', A. I. (2000) Rossijskij mentalitet: ot politiko-ideologicheskih spekuljacij k sociologi-cheskomu diskursu. Social'no-gumanitarnye znanija, no. 5, pp. 155-174. (In Russ.).
Hlyshheva, E. V., Melikov, I. M. and Hrapov, S. A. (2017) Rossijskaja mental'nost' v sociokul'-turnom prostranstve. Filosofskie nauki, no. 8, pp. 48-62. (In Russ.).
Saladdin, A. (2008) Mass Mentality, Culture Industry, Fascism. Kritike: An Online Journal of Philosophy [online], no. 2 (1), pp. 79-94. DOI:10.3860/krit.v2i1.571. Available at: https://kri-tike.org/journal/issue_3/ahmed_june2008.pdf (accessed: 09.07.2023).
Submission date: 11.07.2023.
Ковалев Андрей Андреевич — кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес: 199178, Российская Федерация, Санкт-Петербург, Средний проспект В. О., 57/43. Тел.: 8 (812) 335-94-94. Эл. адрес: kovalev-aa@ranepa.ru
Kovalev Andrey Andreyevich, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, North-Western Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Postal address: 57/43, Sredny Ave., V. O., Saint Petersburg, Russian Federation, 199178. Tel.: 8 (812) 335-94-94. E-mail: kovalev-aa@ranepa.ru