Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2010. № 1 (7)
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВОВ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
© Е. А. Помельникова
Помельникова Елена Александровна
старший преподаватель кафедры иностранных языков Самарская гуманитарная академия
В статье рассматриваются вилы мотивации лости-жения и их связь с успешностью изучения иностранного языка. Эмпирическое обобщение ряла опытных ланных локазывает связь успешности изучения иностранного языка с наличием мотивации лостижения, а также различия в мотивации лостижения юношей и левушек стуленческого возраста.
Ключевые слова: внутренняя и внешняя мотивация, мотивация достижения, мотивация избегания, мотивация к успеху, успешность, успеваемость.
Наше время характеризуется процессами глобализации и интеграции во всех сферах жизни, что ведет к укреплению связей между странами. Следствием этого становится тот факт, что на современном этапе социального развития требования, предъявляемые к будущему специалисту, изменяются. Современный специалист представляется как всесторонне развитый профессионал высокого класса. При этом следует отметить, что данное определение не ограничивается глубоким знанием профессии. Современный специалист должен владеть системой как узкопрофессиональных, так и общих знаний, к которым, без сомнения, относится знание, по крайней мере, одного иностранного языка и умение применять эти знания в профессиональной деятельности.
Однако перед преподавателями иностранного языка (ИЯ) возникает проблема низкой успешности студентов в изучении данного предмета. Причинами такого факта явля-
ются, во-первых, некачественное обучение ИЯ в школе, а также тот факт, что в процессе обучения у школьников возникает ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успех, наличие повышенной тревоги, низкая самооценка, неясность целей использования ИЯ в будущей профессии или личной жизни.
Анализируя методические публикации, можно заметить, что многие авторы, выдвигая требования формирования интереса учащихся к изучению ИЯ, указывают лишь на внешние стимулы. Иногда стимулы смешивают с внешними условиями (разнообразные учебные материалы), новизной материала, интересным содержанием текста. Однако такого рода внешние стимулы не могут превратиться во внутренние мотивы учения [3].
Психология признает, что познавательная деятельность, наряду с операционными компонентами (знаниями, умениями и навыками), включает и мотивационные (мотивы, интересы, отношения). Говоря словами Д. Макклелланда, действия индивидуума обуславливаются спецификой его познавательных процессов, умениями и мотивацией [8, с. 26]. Именно мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, ее содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.
Д. Макклелланд отмечал, что еще К. Левин в середине ХХ-го века пытался доказать связь процессов, сопряженных с сознательной постановкой целей и поведением индивидуума. Давно известно, что те цели, которые мы осознанно ставим перед собой, оказывают влияние на продуктивность наших действий. Намерение работать эффективнее улучшает выполнение деятельности. Однако формирование намерений, «привязанных» к достижению конкретных целей, приводит к достижению еще более успешных результатов. Д. Макклелланд задает вопрос, является ли сознательная постановка целей необходимым условием любой успешной деятельности. Беря во внимание все ранние исследования, он утверждает, что, хотя научение может происходить и без сознательного намерения, все-таки осознанные намерения облегчают научение [8, с. 34].
Мотивы, побуждающие к учебной деятельности, могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы зависят от факторов, лежащих вне собственно учебной деятельности. Они могут быть как положительными, так и отрицательными [4]. Однако психологи (А. Н. Леонтьев, Е. П. Ильин) считают, что внешние мотивы не обладают такой побудительной силой, как внутренние [5, 7].
Внутренние мотивы основываются на вызывающих эмоции стимулах, которые запускают в нас врожденные механизмы возникновения позитивных и негативных эмоций. Однако такие мотивы изменяются под воздействием научения. Умеренно необычные стимулы, первоначально вызывающие позитивное эмоциональное возбуждение, со временем становятся привычными и вызывают только скуку. В конечном счете, индивидуум формирует когнитивные схемы, или цели. Индивидуум научается искать связанные с теми или иными эмоциями ситуации или избегать их. С точки зрения наблюдателя, их следует называть позитивными или нега-
тивными мотивациями, так как человек оказывается включен в ситуации, предполагающие либо достижение, либо избегание [9].
Е. П. Ильин пишет, что между мотивацией и свойствами личности имеется обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности [5, с. 178]. Однако, подчеркивает он, будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами, некоторые из черт имеют мотивационное значение, а другие — более инструментальное. К первым А. Н. Леонтьев относит такие особенности личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации или мотив отвергания, агрессивность [7].
Стремление к достижению успеха или «мотив достижения» — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности [5, с. 179].
Учеными выделяются два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи — как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу [5, с. 179].
Естественный побудитель мотива достижения — желание сделать что-то лучше. Повышать успешность своей деятельности можно по разным причинам: угодить учителю, избежать критики, заслужить похвалу любимого человека или просто ради того, чтобы иметь свободное от работы время. Мотив достижения подразумевает, что нечто делается лучше ради самого этого факта, из-за внутреннего удовольствия от улучшения собственной деятельности [12, с. 164].
По вопросу связи между мотивацией и успешностью в обучении было проведено значительное количество исследований, так как этот вопрос обладает большой практической значимостью в связи с возможностью предсказать будущую успешность индивида. Большинство из них свидетельствует о связи между высокой или ориентированной на успех мотивацией и академической успеваемостью. Хайнц Хекхаузен, ссылаясь на работы Д. Макклелланда, Розена, Вайса, Шоу, Робинсона, утверждал уже в 1963 году, что данный тип связи характерен не только для высокой мотивации достижения, но и для доминирующей мотивации на успех в мотивации достижения и для сочетания высокой мотивации достижения с мотивацией избегания неудач [12].
В XXI веке ученых продолжает волновать вопрос: будет ли успешной учебная деятельность при условии, если у студентов сформировались устойчивые внутренние мотивы достижения? Хотя большинство работ посвящено исследованию учебного процесса в целом, а не конкретным учебным дисциплинам. Так, И. А. Бахтина в своей исследовательской работе «Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ» рассматривает зависимость мотивации всей учебной деятельности от различных социально-психологических факторов, таких как половые различия и потребность в достижении [1]. Н. Н. Шенцева в работе «Теоретические предпо-
сылки исследования мотивации достижения студентов колледжа в учебной деятельности» также берет во внимание общую успеваемость в обучении, составляя ее из средней оценки каждого студента плюс результаты на экзаменах [11].
Нас же заинтересовали мотивы достижений и их связь именно с успешностью изучения ИЯ, так как, мы уже говорили ранее, ситуация здесь усложняется рядом факторов. Целью нашего исследования стал поиск ответа на вопрос: отличаются ли мотивы достижений у юношей и девушек и влияют ли данные различия на успешность изучения ИЯ? Нами была выдвинута гипотеза, что успешность изучения ИЯ непосредственно связана с наличием мотивации достижения, но академическая успеваемость зависит как от разных мотивов, так и от пола исследуемых.
Объектом нашего исследования стали студенты вуза. Предметом исследования были определены мотивы достижений. К мотивам достижений мы отнесли мотивацию к успеху, к достижению, к избеганию неудач и обучению в вузе.
Методикаисследования
В группу исследования вошли 67 студентов СаГА 1-3 курсов факультетов психологии, юриспруденции и налогообложения и бухучета. Возраст исследуемых составил 17-19 лет.
Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, как уже отмечалось, прежде всего, определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации [2]. Эти же мотивы придают жизненный смысл деятельности по овладению ИЯ.
Нами были использованы следующие методики: «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса, оценивающие силу стремления к достижению цели, к успеху; методика «Потребность в достижении», разработанная Ю. Н. Орловым и направленная на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности; и методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной [5]. Результаты методик были определены из расчета: чем больше сумма баллов, тем выше мотивация. Поэтому наивысший балл нами был взят за 100%.
В ходе работы все исследуемые были разделены по половому признаку на две группы: девушки (п=51) и юноши (п=16). Затем студенты были разделены на две подгруппы по успеваемости. Данные категории определялись по следующим параметрам: оценка на экзамене, посещаемость занятий, выполнение домашних заданий и активность на занятиях. Подгруп-
пы успевающих и неуспевающих, в свою очередь, были разделены на студентов с высоким уровнем мотивации (более 50%) и низким (менее 50%).
Результатыисследования
В начале исследования методом математической обработки [10] были проведены сравнения внутри групп между подгруппами успевающих и неуспевающих студентов. Данные исследований представлены в таблице.
Таблица
Абсолютноеиотносительноеколичествостуденток
взависимостиотуровнямотивациииуспеваемости
Мотивация Успевающие Неуспевающие Уровень достовер- ности
Высокий уровень мотивации Низкий уровень мотивации Высокий уровень мотивации Низкий уровень мотивации
Мотивация к достижению 26 (78%) 7 (21%) 9(53%) 8(47%) р < 0,01
Мотивация к избеганию 19 (57%) 14 (43%) 5(29%) 12(71%) р < 0,01
Мотивация к успеху 27 (81%) 6 (19%) 10(59%) 7(41%) р < 0,01
Мотивация к обучению в вузе 23 (70%) 10 (30%) 10(59%) 7(41%) р < 0,01
На основании данных таблицы, можно сделать следующие выводы. У большинства успевающих девушек наблюдается высокий уровень мотивации достижения, мотивации к успеху и мотивации обучения в вузе. В подгруппе неуспевающих по наличию мотиваций достижения девушки поделились пополам. Хотя интересен тот факт, что у большинства неуспевающих очень низок уровень мотивации избегания. Данные факты подтверждают идею, что для женщин более важно их принятие окружающими. Тем, кому это важно, характерна высокая мотивация достижения. Те же, кому данный факт не важен, характеризуются низким уровнем мотивации избегания, соответственно, они не боятся быть неуспешными [6]. Что касается представителей мужского пола, анализ эмпирических данных показал недостаточный уровень статистической значимости (р 0,1) внутригрупповых различий в распределении по уровням мотивации. Скорее всего, это связано с небольшим количеством исследуемых.
Большинство успешных юношей характеризуются высокой мотивацией к успеху, тогда как успешные девушки обладают всеми видами мотивации достижения. Это подтверждает тот факт, что у юношей высоко чувство конкуренции. И у тех, у кого оно высоко, пытаются его реализовать с помощью успехов в изучении ИЯ. Распространено мнение, что мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству, у них выше конкурентность. А девушкам важно мнение окружающих, что их и мотивирует. Очевидно также, что с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами [6].
Вышоды
Мотивация к достижению является важнейшим фактором, влияющим на мотивацию учебной деятельности и изучение ИЯ в частности. Хотя у каждой группы студентов и студенток мотивы различны и данный факт, конечно же, создает немало трудностей преподавателю при обучении ИЯ, преподаватель все же должен приложить все свои усилия на определение мотивов, попытаться использовать эти знания при организации учебного процесса для каждого студента, что и станет серьезным толчком в повышении успешности изучения ИЯ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтина И. А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ. Казань, 1997.
2. Васильева М. М. Возрастные особенности личности студента и их учет в обучении иностранному языку // Психологические основы обучения неродному языку. М.-Воронеж, 2004. С. 388—395.
3. Вертоградская Э. А. Эмоции и проблема мотивации обучения// Психологические основы обучения неродному языку. М. ; Воронеж, 2004. С. 296—306.
4. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2008.
6. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб. : Питер, 2003.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
8. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб. : Питер, 2007.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2006.
10. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : «Речь», 2000.
11. Шенцева Н. Н. Теоретические предпосылки исследования мотивации достижения студентов колледжа в учебной деятельности. Сергиево-Посадский институт, 2006.
12. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб. : Речь, 2001.
INTERRELATION OF MOTIVES OF ACHIEVEMENT AND SUCCESS OF STUDYING OF THE FOREIGN LANGUAGE AT YOUNG MEN AND GIRLS OF STUDENT'S AGE E. Pomelnikova
In article kinds of motivation of achievement and their communication with success of studying of a foreign language are considered. Empirical generalization of some the skilled data proves communication of success of studying of a foreign language with presence of motivation of achievement, and also distinction in motivation of achievement of young men and girls of student's age.
Key words: internal and external motivation, motivation of achievement, motivation of avoiding, motivation to success, success, progress.