Психология
УДК 159.9.07
кандидат педагогических наук, доцент Попов Максим Николаевич
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТИПОМ МЫШЛЕНИЯ, СТИЛЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ
«СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»
Аннотация. На основании анализа результатов психологического тестирования 16-ти студентов гуманитарного ВУЗа сделан вывод, что в группе обследованных около половины из 15 использованных шкал-тестов свидетельствуют о низком уровне агрессивности. Показано, что социально опасные качества субъекта, такие как «физическая агрессия» и «враждебность», были слабо выраженными, что в условиях относительной социальной изоляции при коронавирусной эпидемии можно рассматривать как положительное явление. Установлено, что в обследованной группе студентов-гуманитариев превалировал «рефлексирующий» тип стиля деятельности. Делается вывод, что между «чисто» когнитивным свойством личности (тип мышления) и степенью агрессивности существует тесная связь: чем выше у испытуемого индекс стиля мышления «Рефлексирующий», тем больше у него уровень агрессивности (за исключением показателя «Физическая агрессия»).
Ключевые слова: психодиагностика, стиль мышления, агрессивность, взаимокорреляция, студенты, режим социальной изоляции.
Annotation. It was shown that in a group of students, about half of the 15 tests used indicate a low level of aggressiveness. It was found that there is a close relationship between the cognitive property of a person (type of thinking) and the degree of aggressiveness: the higher the index of thinking style "Reflective", the higher the level of aggressiveness (except for the indicator "Physical aggression").
Keywords: psychodiagnostics, style of thinking, aggressiveness, intercorrelation, students, social isolation mode.
Введение. Важное место в теоретических основах психометрики уделяется изучению вопросов о степени выраженности и характере взаимосвязи как между отдельными составными компонентами диагностических тестов, так и между собственно тестами, в том числе и разной парадигмы [1, 9, 11, 14]. В ряде случаев при необходимости выявления такого рода взаимосвязи используется корреляционная матрица, позволяющая статистически обосновано судить о количественной стороне и характере изучаемых связей [11, 12, 13]. Подобный подход представляется особо ценным с учетом огромного числа зачастую несертифицированных и теоретически слабо обоснованных тестов, используемых в практике психодиагностики при исследовании разных сторон психической сферы человека. В связи с этим первой задачей настоящей работы явилось выявление возможных взаимосвязей между некоторыми тестами, отражающими, с одной стороны, когнитивные свойства личности а, с другой стороны - уровень агрессивности, как устойчивой характеристики субъекта.
Вторая задача настоящего исследования связана с оценкой степени выраженности различных форм агрессивности у молодых людей в условиях измененной социальной среды, в частности, связанной с коронавирусной эпидемией. В литературе приводятся данные о том, что в условиях «коронавирусной самоизоляции», хотя в целом по группе тестированных и не наступают серьезные изменения со стороны уровня агрессивности, однако ряд отдельных тестов свидетельствуют о неблагоприятном эффекте такого рода социальной изоляции. Так, уровень вербальной, личностной (шкала «Бескомпромиссность») и коммуникативной агрессивности (шкала «Неумение переключать агрессию») достигает критерия «высокий уровень». Имеют место и выраженные индивидуальные различия в уровне агрессивности [1, 5, 14]. Таким образом, представляется важным дальнейшее изучение характера влияния социальной изоляции на нервно-эмоциональное состояние субъекта.
Целью работы было выявление возможной взаимосвязи между типом мышления, стилями деятельности, с одной стороны, и уровнем агрессивности, с другой, у студентов гуманитарного ВУЗа в условиях относительной социальной изоляции, связанной с коронавирусной эпидемией.
Изложение основного материала статьи. В исследованиях приняли участие 16 студентов обоего пола (4 ребят и 12 девушек) Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" в г. Ялте возрастом 20±0,14 лет.
В ходе проведения исследований испытуемые в условиях on line выполняли 5 тестов (табл. 1). Первые три теста были предназначены для оценки уровня агрессивности [7], а с помощью других двух определяли тип мышления и виды стиля деятельности [3, 8]. Каждый из тестов был представлен несколькими шкалами при общем числе 16 (табл.1). При выборе перечня тестов пользовались каталогом психологических тестов (https://psytests.org/test. html#l12), представленных в разделах «Методики исследования психических состояний, агрессивности, тревожности» и «Методики исследования когнитивной сферы, стилей мышления, обучения, деятельности». Теоретическое обоснование и толкование результатов использованных тестов представлено в ряде практических руководств [2, 4, 6, 7].
Статистический анализ полученных данных проводился с помощью пакетов анализа Windows Excel (2010) и SPSS (Statistics 17.0). Вычислялись результаты итоговой статистики (средние арифметические величины и их стандартные ошибки), а также коэффициенты корреляции между отдельными показателями (по принципу каждый с каждым - корреляционная матрица) и их статистическая значимость. В последнем случае дополнительно использовали z-преобразование Фишера, что повысило репрезентативность
корреляционного анализа. В последующем при интерпретации результатов учитывали лишь те связи, которые после z-преобразования Фишера имели значение коэффициента корреляции более 0,5 при уровни значимости p<0,05.
На первом этапе описания экспериментальных данных был проведен анализ результатов оценки уровня проявления исследуемых качеств субъектов исследования. Использовалась система баллов, предложенная авторами тестов. Обращают на себя внимание следующие основные моменты.
Во-первых, выявлено, что в группе тестов (степень агрессивности) в 3-х шкалах из 7 отмечен высокий (шкала «Гнев») и средний уровень агрессивности с тенденцией к высокому (табл. 1). В остальных случаях степень агрессивности оценивалась как средняя или средняя с тенденцией к низкой, а также низкая. Половые различия не выявлены. Таким образом, в группе обследованных студентов около половины использованных шкал-тестов свидетельствуют о низком уровне агрессивности. Необходимо подчеркнуть, что социально опасные качества субъекта, такие как «физическая агрессия» и «враждебность», были, судя по результатам тестирования, слабо выраженными, что в условиях относительной социальной изоляции можно рассматривать как положительное явление. С другой стороны, специфика контингента обследованных (студенты гуманитарии), по-видимому, во многом объясняет низкий уровень агрессивности, зафиксированный в шкале «физическая агрессия».
Во-вторых, в тестах, предназначенных для исследования когнитивной сферы, стилей мышления, обучения, деятельности, высокое значение показателей в целостной группе студентов отмечено в шкалах «Тип мышления - Знаковое мышление» и «Стиль деятельности - Рефлексирующий».
Таблица 1
Перечень использованных тестов, показателей и шкал
Название теста Среднее значение для группы (баллы) Интерпретация для всей группы
Опросник склонности к агрессии Басса-Перри Физическая агрессия 11,6± 1,2 Низкий уровень
Гнев 22,3±2,1 Высокой уровень
Враждебность 16,4±1,4 Средний уровень
Тесты для оценки уровня Шкала диагностики враждебности Кука-Медлей Шкала цинизма 58,9±1,6 Средний уровень тенденцией к высокому с
агрессивности Шкала агрессивности 32,9±2,6 Средний уровень тенденцией к высокому с
Шкала враждебности 18,0±1,4 Средний уровень тенденцией к низкому с
Тест уровня легитимизированной агрессии (ЛЛ-44) Интегральная шкала 69,7±4,9 Средний уровень
Тесты для исследования когнитивной сферы, стилей мышления, обучения, деятельности Предметное мышление 8,8±0,9 Средний уровень тенденцией к высокому с
Символическое мышление 6,1±1,0 Средний уровень тенденцией к низкому с
Определение типа мышления Знаковое мышление 10,8±0,6 Высокий уровень
Образное мышление 9,9±0,9 Средний уровень тенденцией к высокому с
Креативность 9,3±0,9 Средний уровень тенденцией к высокому с
Деятель 6,1±0,3 Средний уровень
Опросник стиля деятельности Теоретик 7,0±0,4 Средний уровень
Рефлексирующий 9,9±0,5 Высокий уровень
Прагматик 6,7±0,4 Средний уровень
Примечание: жирным шрифтом выделены показатели с высоким уровнем индекса или тенденцией к нему
Еще в трех случаях бальная оценка соответствовала значению «Средний уровень с тенденцией к высокому» (табл. 1). Как видно, в обследованной группе студентов-гуманитариев превалировал «рефлексирующий» тип стиля деятельности. В-третьих, как уже указывалось, основной задачей настоящей работы явилось выявление взаимосвязей между типом мышления, стилями деятельности, с одной стороны, и уровнем агрессивности, с другой. Результаты тестирования показали, что между стилем деятельности «Рефлексирующий» и уровнем агрессивности имеется выраженная положительная связь с коэффициентами Пирсона более 0,52 (табл. 2). Наиболее выраженная положительная связь выявлена в отношении показателя «Шкала агрессивности» теста Кука-Медлей (г = 0,72, p<0,05). Эти результаты подтверждает и непараметрический ранговый коэффициент корреляции Спирмена (г = 0.86, p = 0,011). Характерно, что статистически значимая связь между показателем «Рефлексирующий» и показателями уровня агрессивности проявляется во всех случаях, кроме показателя «Физическая агрессия». Последнее обстоятельство, как мы полагаем, объясняется гуманитарной ориентацией личности испытуемых.
Обращает на себя внимание и такой факт, что другие 8 показатели из группы «Тесты для исследования когнитивной сферы, стилей мышления, обучения, деятельности» с уровнем агрессивности, судя по коэффициентам корреляции, практически не были связаны.
Таким образом, между «чисто» когнитивным свойством личности (тип мышления) и уровнем агрессивности существует тесная связь: чем более у испытуемого выражен индекс стиля мышления «Рефлексирующий», тем выше у него уровень агрессивности (за исключением показателя «Физическая агрессия»).
Интерпретация такого результаты, с нашей точки зрения, может быть следующей. Как известно, индивид, придерживающийся стиля обучения «Рефлексирующий», характеризуется как осторожный, методологичный интроверт, работающий по принципу «ожидай и смотри» [3].
Таблица 2
Корреляционная матрица (коэффициенты корреляции)
Название теста (шкалы) Опросник склонности к агрессии Басса-Перри Шкалы диагностики враждебности Кука-Медлей Тест уровня легити- мизиро- ванной агрессии (ЛА-44)
Физическая агрессия Гнев Враждебность Шкала цинизма Шкала агрессивности Шкала враждебности Интегральная шкала
Предметное мышление 0,39 0,41 0,43 0,23 0,56 0,42 0,53
Символическое мышление 0,23 -0,36 -0,37 0,07 0,39 0,39 0,33
Знаковое мышление -0,06 -0,02 0,36 0,22 0,57 0,14 0,39
Образное мышление 0,29 -0,01 -0,17 0,06 0,65 0,20 0,21
Тип мышления: Креативность 0,29 0,16 0,17 0,05 0,54 0,20 0,24
Тип мышления: Деятель 0,38 -0,17 0,05 0,02 0,24 0,18 0,34
Тип мышления: Теоретик 0,09 -0,13 0,08 0,55 0,30 0,24 0,28
Тип мышления: Рефлексирующий 0,17 0,54 0,58 0,52 0,77 0,62 0,59
Тип мышления: Прагматик -0,20 -0,56 -0,30 0,30 0,01 0,09 0,05
Примечание: статистически значимые (p<0,05) коэффициенты корреляции после z-пре-образования Фишера выделены жирным курсивом с подчеркиваем
В нашем случае, относительная социальная изоляция, обусловленная коронавирусной эпидемией, снижает эффективность рефлексирующего вследствие «давления обстоятельств, вынуждающее ограничиться поверхностным анализом и результатом работы» [3]. Можно полагать, что последнее обстоятельство сопровождается ростом нервно-психического напряжения, одним из проявлений которого и является активация психологической защиты через «включение» механизмов агрессии.
Выводы. На основании анализа результатов психологического тестирования 16-ти студентов гуманитарного ВУЗа сделан вывод, что в группе обследованных около половины из 15 использованных шкал-тестов свидетельствуют о низком уровне агрессивности. Показано, что социально опасные качества субъекта, такие как «физическая агрессия» и «враждебность», были слабо выраженными, что в условиях относительной социальной изоляции при коронавирусной эпидемии можно рассматривать как положительное явление. Установлено, что в обследованной группе студентов-гуманитариев превалировал «рефлексирующий» тип стиля деятельности. Делается вывод, что между «чисто» когнитивным свойством личности (тип мышления) и степенью агрессивности существует тесная связь: чем выше у испытуемого индекс стиля мышления «Рефлексирующий», тем больше у него уровень агрессивности (за исключением показателя «Физическая агрессия»). Литература:
1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
2. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова. - РнД.: Феникс,
2006. - 375 с.
3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента. Психологические факторы успешности. Монография / А.Д. Ишков. - М.: АСВ, 2004. - 224 с.
4. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо,
2007. 411 с.
5. Льноградская О.И. Исследование агрессивности студентов технического ВУЗа / О.И. Льноградская, Ю.А. Трифонова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2016. - Том. 10, № 3-2. - С. 14-18.
6. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель
A.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.
7. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. - Вып. 2. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.
8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2007. - 448 с.
9. Соболев В.И. Характеристика корреляционных связей между различными показателями нервно-психического статуса у студентов в период «коронавирусной самоизоляции» / В.И. Соболев, М.Н. Попов,
B.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 67. - Ч. 2. - С. 315-318.
10. Соболев В.И. Психофизиологическая оценка активности центральной нервной системы студентов в начальный период обучения в ВУЗе / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 222-228.
11. Соболев В.И. Оценка взаимосвязи между психофизиологическими и индивидуальными показателями теста Т.А. Немчина у студентов-первокурсников / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 344-348.
12. Соболев В.И. Взаимосвязь между дидактической эффективностью тематической информационной лекции и психофизиологическими особенностями студентов / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 310-314.
13. Соболев В.И. Повышение дидактической эффективности проблемной лекции путем усиления мотивации студентов-первокурсников к обучению и ее связь с уровнем логического мышления /
B.И. Соболев, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66 (1). -
C. 201-205.
14. Фер Р. Майкл Психометрика: Введение / Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак; пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попова; под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 445 с.
15. Чернявская, А.Г. Андрагогика: практическое пособие для вузов / А.Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 174 с.
Психология
УДК 159.923
кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ И РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена изучению особенности и взаимосвязь родительского стресса и удовлетворенности жизнью у матерей детей раннего и дошкольного возраста. Методы: «Индекс родительского стресса-4» (PSI-4) Р. Абидина, методика «Удовлетворенность жизнью» Э. Динера, методика «Удовлетворенность браком» Ю.Е. Алешиной, социально-биографическая анкета. В исследовании приняло участие 147 матерей детей раннего и дошкольного возраста. Была выявлена тесная взаимосвязь удовлетворенности жизнью, удовлетворенности материальным положением и профессиональной деятельностью матерей детей раннего и дошкольного возраста с родительским стрессом в сфере родителей; удовлетворенность браком связана с родительским стрессом и в сфере родителей и сфере детей. Предиктором общего уровня родительского стресса является удовлетворенность жизнью. Сравнительный анализ женщин с низким, средним и высоким уровнем удовлетворенности жизнью показал, что женщины с низким уровнем характеризуются более высоким уровнем общего показателя родительского стресса, в первую очередь за счет более высокого уровня в сфере родителей, и таких его характеристик как депрессия и изоляция.
Ключевые слова: родительский стресс, удовлетворенность жизнью, удовлетворенность браком, удовлетворенность профессиональной деятельностью, удовлетворенность материальным положением, родительский стресс в сфере родителей, родительский стресс в сфере детей, матери детей раннего и дошкольного возраста.
Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities and relation of parenting stress and life satisfaction in mothers of young and preschool children. Methods: "Parenting Stress Index-4" (PSI-4) by R. Abidin, questionnaire "Life satisfaction" by E. Diener, questionnaire "Marriage satisfaction" by Yu. Alyoshina, socio-biographical questionnaire. The study involved 147 mothers of young and preschool children. A close relationship was revealed between life satisfaction, satisfaction with the material situation and professional activity of mothers of young and preschool children with parenting stress in the sphere of parents; marital satisfaction is associated with parenting stress both in the parent domain and the child domain. Life satisfaction is a predictor of overall parenting stress. A comparative analysis of women with low, medium and high levels of life satisfaction showed that women with a low level are characterized by a higher level of general parenting stress, primarily due to a higher level in the parent domain, and such characteristics as depression and isolation.
Keywords: parenting stress, life satisfaction, marriage satisfaction, professional activity satisfaction, satisfaction with financial situation, parenting stress in a parent domain, parenting stress in a child domain, mothers of young and preschool children.
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект
19-013-00594
Введение. Родительский стресс (далее РС) активно изучается зарубежными исследователями уже несколько десятилетий, однако у нас в стране данная проблема стала изучаться только последние годы [3, 4, 5].
Р. Абидин определяет РС как «отсутствие баланса между восприятием требований родительства и восприятием существующих у взрослого ресурсов для решения задач родительства» [цит. по 5, с. 13]. В нашем исследовании мы будем рассматривать РС как «дисбаланс между восприятием требований родительства и восприятием наличных ресурсов у родителей, что в свою очередь может быть связано как с особенностями детей, так и с особенностями самих родителей» [5, с. 13].
Исследования показывают, что РС влияет на эмоциональное состояние и психологическое благополучие родителей [13], особенности детско-родительских отношений [7, 8, 10, 16], на психическое развитие и поведение детей. [8, 9, 15-17].
Удовлетворенность жизнью в целом, также как удовлетворенность в отдельных значимых сферах может являться как предиктором низкого уровня РС, а также может быть и маркером и следствием РС. Так, например, исследования удовлетворенности браком демонстрируют ее тесную связь с РС [11, 12 14].