ТРЕНЕР
при исходных данных выполнения сложных технических элементов на максимальной скорости с большим количеством повторений 2,75+-0,25 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 4,0+-0,25 балла (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 3,0+-0,25 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 6,75+-1,25 балла (р<0,05). В КГ исходные данные показателей индивидуального применения разнообразия методов атаки составили 3,5+-1,5 балла после завершения педагогического эксперимента результаты повысились и составили 5,0+-2,0 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,0+-1,5 балла, после завершения педагогического эксперимента улучшились до 6,75 +-2,0 балла (р<0,05).
Подобная динамика более существенного улучшения показателей технической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим исследованным показателям, что объясняется использованием СТС в учебно-тренировочном процессе как сильного вспомогательного инструмента как для тренера, так и для спортсмена, осознанием смысла того или иного технического элемента как искусства самосовершенствования путем постепенного преодоления своих слабых сторон и получения новых технических навыков. Это способствовало пониманию необходимости многократных повторений предложенных тренером физических упражнений в их разном сочетании, последовательности, вариативности способов выполнения и создало необходимую базу для повышения технического мастерства.
Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что организация учебно-тренировочного процесса
с использованием АПК в короткие сроки существенно улучшает уровень подготовленности спортсмена, позволяет в короткие сроки улучшить «слабые места» спортсмена как во время предсезонной подготовки, так и в игровой период, активизирует его творческий потенциал. Также АПК обеспечивает необходимое взаимодействие тренера и спортсмена, что делает тренировку высокой степени концентрированной, развивает качества самоорганизации спортсмена, повышает уровень физической и технической подготовленности игроков.
Многие моменты использования АПК еще не исследованы, либо исследованы недостаточно. Необходимо комплексное внедрение АПК в учебно-тренировочные процессы на различных уровнях (от формирования основных двигательных и технических навыков до уровня высшего спортивного мастерства), а также внедрение АПК в учебный процесс с поточными группами в вузах и сузах, на уроках физической культуры в школах, широкое использование АПК в различных игровых видах спорта (футболе, гандболе, волейболе и т. д.).
References
1. Cooper W.W., Jose L. Ruiz, Inmaculada Sirvent. Selecting non-zero weights to evaluate effectiveness of basketball players with DEA / European journal of operational research 195 (2009) p. 563-574.
2. Hiroki Okabo, Mont Hubbard. Identification of basketball parameters for a simulation model / Procedia Engineering 2 (2010) p. 3281-3286.
3. Ronald L Huston, Cesar A. Grau. Basketball shooting strategies - the free throw, direct shot and layup / Sports Engineering (2003) 6, p. 49-64.
4. Thomas A. Severini. Analytic methods in sports- Boca Raton, FL, USA: CRC Press, 2015 - 248 p.
5. Wootten, Morgan. Coaching basketball successfully/ Morgan Wooten, Joe Wootten - 3rd ed. - Champaign IL USA: Human Kinetics, 2013/ 304 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
взаимосвязь между показателями перцептивно-моторного комплекса и эффективностью игровой деятельности у бадминтонистов
Е.В.Тарасова1
Доктор биологических наук, профессор Э.Р. Румянцева1
поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
УДК/UDC 796/799: 519.257
Ключевые слова: бадминтон, корреляционный анализ, перцептивно-моторный комплекс.
Введение. Известно, что для бадминтона характерно большое разнообразие двигательных актов, выполняющихся в вариативных ситуациях. Так, точность и быстрота действий игрока во многом будет определяться качеством перцептивно-моторного функционирования: скоростью передачи и обработкой сенсорной информации, способностью к произвольному управлению двигательными действиями, уровнем межмышечной и внутримышечной координации, качеством постурального контроля (Дж. П. Винник, 2010; H. Jin et al., 2011).
Цель исследования - выявить взаимосвязь между показателями перцептивно-моторного комплекса и эффективностью игровой деятельности бадминтонистов.
Методика и организация исследования. В изучении приняли участие 65 бадминтонистов различных возрастно-квалификационных групп. Для оценки взаимосвязи показателей перцептивно-моторного комплекса с эффективностью игровой деятельности использовался коэффициент ранговой корреляции (r) Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение. У бадминтонистов-разрядников группы второго детства достоверно сильные корреляционные связи выявлены между фоновыми значени-
RELATIONSHIP BETWEEN PERCEPTUAL-MOTOR COMPLEX INDICES AND GAME PERFORMANCE OF BADMINTON PLAYERS
E.V. Tarasova1
Dr. Biol., Professor E.R. Rumyantseva' 1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Поступила в редакцию 11.01.2022 г.
ями биоэлектрической активности мышц рабочей руки и средней скоростью перемещения центра давления и эффективностью выполнения защитных действий, между девиацией центра давления назад и эффективностью подачи. У бадминтонистов более высокой спортивной квалификации подросткового и юношеского возрастов увеличиваются корреляционные связи между показателями качества постурального баланса, электромиограммой в покое, умением к произвольному мышечному расслаблению и эффективностью игровой деятельности.
Выводы. С повышением квалификации и возраста бадминтонистов наблюдается увеличение числа значимых корреляционных взаимосвязей между показателями перцептивно-моторного комплекса и эффективностью игровой деятельности, что, по-видимому, является результатом адаптационных перестроек, возникающих под влиянием многолетней тренировочной нагрузки.
Литература
1. Винник, Джозеф П. Адаптивное физическое развитие и спорт // К.: Олимп. лит. 2010. С. 399-411.
2. Event-related potential effects of superior action anticipation in professional badminton players / H. Jin, G. Xu, J.X. Zhang, H. Gao, Z. Ye, P. Wang, H. Lin, L. Mo, C.D. Lin // Neurosci Lett. 2011. Vol. 492. No 3. P. 139-144.
Информация для связи с автором: [email protected]
http://www.teoriya.ru
93