УДК 159.9:62
Вознюк Алла Викторовна
кандидат психологических наук, доцент Сумской областной институт последипломного педагогического образования, г. Сумы, Украина
alla voznuk 11 @rambler. ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи между особенностями развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей к управлению педагогическими работниками и рядом их социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик. Представленные данные статистически доказывают, что умения и управленческий опыт руководителей зависят от их должности, общего и управленческого стажа деятельности, а также от пола и возраста руководителей.
Ключевые слова: управление педагогическими работниками, руководители образовательных организаций, опе-рационно-деятельностный компонент психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками.
Современное образование выдвигает новые требования к личности и управленческой деятельности руководителя образовательных организаций. Речь идет о новых нормах управленческой деятельности, основанных на знаниях о психологических особенностях процесса управления (психология управления), об инновационных моделях управления педагогическими работниками, позволяющих максимально качественно предоставлять услуги. Это требует от современного руководителя образовательной организации выходить за пределы существующих знаний и находить оригинальные решения в процессе управления педагогическими работниками. Важным условием эффективного управления педагогическими работниками является психологическая готовность руководителей образовательных организаций к данному процессу, в частности операционно-деятельно-стный компонент психологической готовности.
На основе анализа научной литературы [2] опе-рационно-деятельностный компонент психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками определен нами как совокупность умений и управленческого опыта, обеспечивающая успешную работу с педагогическими работниками.
В наших предыдущих исследованиях раскрыта сущность и основные составляющие операционно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками [2], определен уровень развития операционно-деятель-ностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками и др.
Вместе с тем, остаются нерассмотренными вопросы, касающиеся установления взаимосвязи между социально-демографическими и организацион-
но-профессиональными характеристиками руководителей образовательных организаций и составляющими операционно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей к управлению педагогическими работниками.
Цель статьи - определить взаимосвязь между особенностями развития составляющих операци-онно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками и рядом социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик.
Для исследования данной проблемы нами был разработан перечень управленческих ситуаций. Следует отметить, что все управленческие ситуации мы разделили на пять блоков, которые раскрывали уровень развития умений и управленческого опыта руководителей образовательных организаций в соответствии с компонентами управления педагогическими работниками (подбор и отбор педагогических работников, профессиональная адаптация педагогических работников, оценка педагогических работников, профессиональное обучение педагогических работников, личностно-профессиональный рост педагогических работников).
Каждый блок включает в себя четыре управленческие ситуации (две из которых отражают традиционный подход к управлению педагогическими работниками, а две - инновационный подход).
Также необходимо отметить, что каждая управленческая ситуация имеет три варианта решения проблемы, которые отражают определенные уровни развития умений и управленческого опыта управления педагогическими работниками руководителями образовательных организация, а именно:
А) Базовый уровень - руководители образовательных организаций, осуществляющие управление педагогическими работниками, преимуще-
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Вознюк А.В., 2014
ственно руководствуясь нормативно-правовыми документами и четкостью выполнения ими своих функциональных обязанностей.
Б) Ситуативно-стратегический уровень - руководители образовательных организаций, которые во время управления педагогическими работниками в первую очередь выясняют причину возникновения проблемы и находят конструктивные пути ее решения с целью развития образовательной организации.
В) Персонализированный уровень - руководители образовательных организаций, которые во время управления педагогическими работниками в первую очередь учитывают профессиональные возможности и интересы педагогического работника.
Для выявления и фиксации уровней развития умений и управленческого опыта у руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками, основываясь на разработках Л.М. Карамушки [3], использовалась шкала показателей:
1. Базовый уровень - 1 балл;
2. Ситуативно-стратегический уровень - 2 балла;
3. Персонализированный уровень - 3 балла.
В целом, для расчета полученных показателей, были использованы качественные и количественные методы: контент-анализ ответов опрашиваемых, методы описательной статистики (программа SPSS (версия 13.0) [1].
Исследование проводилось на базе ряда областных институтов последипломного педагогического образования на курсах повышения квалификации среди руководителей образовательных организаций в течение 2012-2013 учебного года. Выборку составили 1100 руководителей образовательных организаций.
Учитывая особенности деятельности руководителей образовательных организаций, нами были выделены основные характеристики руководителя такие, как: а) социально-демографические (пол, возраст руководителей образовательных организаций); организационно-профессиональные (должность руководителя образовательной организации, общий стаж, стаж управленческой деятельности).
Необходимо также подчеркнуть, что в первую очередь нас интересовали результаты статистического анализа данных по персонализированному уровню развития составляющих операционно-де-ятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками и рядом социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик.
Рассмотрим последовательно взаимосвязь между особенностями развития составляющих операци-онно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками
и рядом социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик.
По результатам исследования были установлены статически значимые различия (р<0,00; р<0,05;) по четырем составляющим управления педагогическими работниками. Так, руководители-женщины опережают руководителей-мужчин по трем составляющим: «профессиональная адаптация педагогических работников» (13,6% против 4,1%), «оценка педагогических работников» (17,7% против 11,9%), «профессиональное обучение педагогических работников» (9,6% против 4,8%). Это позволяет сделать предположение о том, что большинство руководителей-женщин занимают должность заместителя руководителя образовательной организации и поэтому в их функциональные обязанности входит работа по вышеуказанным направлениям.
В свою очередь руководители-мужчины опережают руководителей-женщин только по составляющей «подбор и отбор педагогических работников» (10,2% против 4,8%). Это подтверждает нашу гипотезу о том, что большинство руководителей-мужчин занимают должность руководителя образовательной организации и поэтому в их функциональные обязанности входит работа по формированию персонала.
В процессе исследования взаимосвязи возраста руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих операционно-де-ятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками были выделены четыре возрастные группы руководителей образовательных организаций: 1) до 30 лет; 2) от 31 до 40 лет; 3) от 41 до 50 лет; 4) старше 50 лет.
По результатам исследования было установлено статистически значимые различия (р<0,05; р<0,00) между тремя составляющими управления педагогическими работниками.
Так, анализ статистически значимых различий показал, что третья возрастная группа (от 4150 лет) опережает остальные по трем составляющим: «профессиональная адаптация педагогических работников» (15,4%), «профессиональное обучение педагогических работников» (13,1%) «лич-ностно-профессиональный рост педагогов» (6,1%).
Следует отметить, что хотя по другим составляющим не были выявлены статистически значимые закономерности, но вторая возрастной группа (от 31-40 лет) опережают остальных по составляющей «подбор и отбор педагогических работников» (9,5%), а третья возрастная группа (от 41-50 лет) -по составляющий «оценка педагогических работников» (8,8%).
Такие данные, по нашему мнению, могут свидетельствовать о том, что руководители третьей возрастной группы больше осознают значимость управления педагогическими работниками для реа-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
51
лизации стратегии развития образовательной организации.
Также уместно отметить тот факт, что четвертая возрастная группа (старше 50 лет) по всем составляющим находится на последних позициях. Это позволяет сделать предположение о том, что с одной стороны, данные руководители, сумели сформировать из педагогических работников слаженную команду, которая без участия руководителя четко выполняет функциональные обязанности, а с другой - то, что недостаточно руководители работают с персоналом, ведя образовательную организацию к этапу «стагнации».
В процессе исследования взаимосвязи должности руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих операционно-де-ятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками были выделены две группы респондентов: 1) руководители; 2) заместители руководителей.
По результатам исследования были установлены статистически значимые различия (р<0,01; р<0,00) по четырем составляющим управления педагогическими работниками.
Выяснилось, что заместители руководителей опережают руководителей по таким составляющим, как «профессиональная адаптация педагогических работников» (18,5% против 4,3%), «оценка педагогических работников» (19,3% против 13,4%), «профессиональное обучение педагогических работников» (10,3% против 6,4%). Это позволяет подтвердить предположение о том, что заместители руководителей выполняют функциональные обязанности по работе с персоналом.
В свою очередь, руководители опережают заместителей руководителей по составляющей «подбор и отбор педагогических работников» (8,0% против 4,4%). Это также подтверждает нашу гипотезу о выполнении функциональных обязанностей руководителей.
По составляющей «личностно-профессиональ-ный рост педагогов» следует отметить, что заместители руководителей больше внимания уделяют профессиональному совершенствованию и реализации профессиональных интересов педагогов (6,1% против 2,3%). Это дает основания говорить о том, что заместители руководителей больше времени работают с педагогическими работниками и могут создать серьезную конкуренцию своим руководителям.
В процессе исследования взаимосвязи профиля образования руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих опе-рационно-деятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками респонденты были объединены в две группы: 1) руководители с общепедагогическим образованием; 2) руководители с менеджерско-уп-равленческим образованием.
По результатам исследования были установлены статистически значимые различия (р<0,00) по всем составляющим управления педагогическими работниками. Так, руководители с менеджерско-управленческим образованием опережают руководителей с общепедагогическим образованием по составляющим «подбор и отбор педагогических работников» (25,9% против 5,2%), «профессиональная адаптация педагогических работников» (31,0% против 10,0% ), «оценка педагогических работников» (41,4% против 14,8%), «профессиональный обучение педагогических работников » (31,0% против 7,0%), «личностно- профессиональный рост педагогов» (13,8% против 3,6%).
Таким образом, результаты исследования показывают, что руководители образовательных организаций, имеющие менеджерско-управленческое образование, с одной стороны, осуществляют процесс управления педагогическими работниками на профессиональном уровне, а с другой - осознают значимость компетентных педагогических работников для общей стратегии развития образовательной организации.
В процессе исследования взаимосвязи общего стажа руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих операционно-де-ятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками были выделены три группы руководителей образовательных организаций: 1) до 10 лет; 2) от 10 до 20 лет; 3) более 20 лет.
По результатам исследования были установлены статистически значимые различия (р<0,00) по четырем составляющим управления педагогическими работниками, а именно, руководители образовательных организаций второй группы опережают другие группы по составляющим «подбор и отбор педагогических работников» (9,0%), «профессиональная адаптация педагогических работников» (14,1%), «оценка педагогических работников» (18,5%), «профессиональный обучение педагогических работников » (10,1%). Это дает основания выдвинуть предположение о том, что руководители второй группы больше внимания уделяют формированию педагогического коллектива, учитывая профессиональные возможности и интересы педагогов; больше осознают значимость профессионального обучения педагогов в рамках образовательной организации и создают условия для реализации их профессиональных интересов.
В процессе исследования взаимосвязи стажа управленческой деятельности руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками были выделены четыре группы руководителей образовательных организаций: 1) до 5 лет; 2) от 5 до 10 лет; 3) от 10 до 15 лет; 4) старше 15 лет.
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
По результатам исследования было установлено статистически значимые различия (р<0,00; р<0,05) по четырем составляющим управления педагогическими работниками: руководители образовательных организаций второй группы опережают другие группы по составляющей «подбор и отбор педагогических работников» (16,1%), «оценка педагогических работников» (38,6%), «профессиональный обучение педагогических работников » (17,7%), а руководители образовательных организаций третьей группы - по составляющей «личностно-профессиональный рост педагогов» (8,5%).
Следует отметить тот факт что, хотя и не была установлена статистическая значимость, но руководители образовательных организаций второй группы опережают другие группы по составляющей «профессиональная адаптация педагогических работников» (23,3%).
Это дает основания выдвинуть предположение о том, что руководители второй группы больше внимания уделяют формированию педагогического коллектива, учитывая профессиональные возможности и интересы педагогов, а также проводят оценку педагогических работников с целью определения профессиональных резервов и разработки программы их личностно-профессионального роста.
Выводы. Таким образом, на основе исследования взаимосвязи особенностей развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками и ряда социально-демографи-
ческих и организационно-профессиональных характеристик были выявлены некоторые тенденции.
Большинство руководителей-женщин, занимая должность заместителя руководителя образовательной организации, выполняют функциональные обязанности по работе с персоналом, а подавляющее большинство руководителей-мужчин занимаются вопросами формированию персонала.
Руководители образовательных организаций в возрасте от 30 до 40 лет и руководители со стажем управленческой деятельности до 10 лет больше внимания уделяют формированию педагогического коллектива, учитывая профессиональные возможности и интересы педагогов.
В свою очередь руководители образовательных организаций с увеличением возраста и стажа деятельности (общего, управленческого) осознают значимость создания условий для реализации профессиональных интересов и расширения профессиональных возможностей педагогических работников.
Библиографический список
1. БююльА. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей.- СПб.: Диа-СофтЮП, 2002. - 608 с.
2. ВознюкА.В. Сутшсть та основш компоненти психологично! готовносп керiвникiв освггшх оргат-зацш до управлiння педагопчними пращвниками // Теоретичш i прикладш проблеми психологи. - Лу-ганськ: Вид-во СНУ iм. В. Даля. - 2012. - № 3 (29). - С. 71-79.
3. Карамушка Л.М. Психолопя освггаього менеджменту. - К.: Либщь, 2004. - 424 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
53