ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ МЕДИКО ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОЛОЖЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ТУАЕВА Л.А.,
кандидат экономических наук, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
e-mail: [email protected]
В статье приводится исследование медико-демографических процессов в регионе. Раскрываются причины кризиса государственной системы здравоохранения. Выявлена зависимость между факторами, характеризующими социально-экономическое положение в регионе, это: показатели смертности, ожидаемой продолжительности жизни, уровень валового регионального продукта. Рассмотрены экономические и трудовые ресурсы региона. В статье показано, что увеличение продолжительности жизни трудоспособного населения с фиксированными эффектами позволит получить обоснованный вариант увеличения валового регионального продукта. Проанализирован уровень системы здравоохранения в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания). Предложены мероприятия, направленные на повышение качества и доступности медицинской помощи.
Ключевые слова: здравоохранение; валовой региональный продукт; продолжительность жизни; социально-экономическое развитие региона; трудоспособность; уровень здоровья.
THE RELATIONSHIP BETWEEN HEALTH-DEMOGRAPHICS AND SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA
TUAEVA L.A.,
Ph.D., Assistant Professor,
The North Ossetian state university named after Khetagurov K.L., Vladikavkaz,
e-mail: [email protected]
The article presents a study of medical and demographic processes in the region. The reasons of public health crisis. A relationship between the factors that characterize the socio-economic situation in the region is: mortality, life expectancy, level of gross regional product. Examined the economic and human resources of the region. The article shows that the increase in life expectancy of the working population with fixed effects will yield a reasonable option of increasing the gross regional product. Analyzed the level of the health system in the Republic of North Ossetia-Alania (North Ossetia-Alania). The measures aimed at improving the quality and accessibility of health care.
Keywords: health; gross regional product; life expectancy; socio-economic development of the region; the ability to work; the level of health.
JEL classification: R23, R28.
Определение качества жизни и формирование здоровой нации затрагивает каждого человека, что является важнейшими характеристиками трудового потенциала страны. Здоровье влияет на экономические результаты на уровне как страны, так и индивида, позволяя трудиться с большей производительностью. Чем выше уровень здоровья, тем больше предложение рабочей силы и инвестиции в физический и интеллектуальный капитал. При оценке вклада
© Л.А. Туаева, 2013
здоровья в экономический рост важно помнить о сложной связи между доходом и здоровьем. Доход может влиять на здоровье непосредственно через условия жизни и косвенно через социальное участие, возможность контролировать свою жизнь и чувство уверенности в себе.
Влияние здравоохранения на экономическое развитие реализуется как напрямую, так и опосредованно, например, через улучшение социальных показателей. Прямой вклад в экономику складывается из следующих составляющих: снижение смертности трудоспособного населения, снижение числа дней нетрудоспособности и продление трудоспособного возраста населения.
На макроуровне здоровье определяется общим развитием, экономическим, социальным и политическим потенциалом страны. В качестве наиболее общего фактора, характеризующего ее возможности выступает (ВВП) в расчете на душу населения. От объема зависят экономические, социальные и экологические условия жизни в стране; развитость и уровень здравоохранения; условия, уровень и качества жизни населения. В свою очередь экономическое развитие регионов характеризует показатель ВРП, который влияет на уровень социальной поддержки населения.
Численность населения Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) на 2012 г. составлял 707,6 тыс. чел., из них численность экономически активного населения - 351,7 тыс. чел.
Способ расчета с использованием числа лиц, активно занимающихся трудовой деятельностью, даст близкие результаты. Каждый трудоспособный человек вносит вклад в ВРП, который можно оценить количественно в зависимости от значения ВРП в данный год. Например, в 2012 г. стоимость вклада одного человека трудоспособного возраста, оцененная по вкладу в ВРП за год, составила 288 тыс. руб. (101 318,4 млн руб.: 351,7 тыс. чел. трудоспособного возраста).
Прогнозные расчеты статистических служб показывают, что численность населения Северной Осетии в ближайшие 10 лет будет уменьшаться сравнительно медленно и к началу 2021 г. составит 707,3 тыс. чел. В дальнейшем прогнозируется некоторое ускорение темпа уменьшения населения. На начало 2031 г. она составит 697,4 тыс. чел., т. е. за 18 лет населения республики уменьшится на 10,2 тыс. чел. или же на 1,5% (Каберты, 2012).
Если снизить коэффициент смертности трудоспособного населения с 2011 по 2030 гг. с 6,5 до 3, то сохранятся жизни 22 157 человек. Дополнительный вклад в ВРП этих людей за указанный период суммарно составит 6 381 млн руб. Методика расчета1: если смертность трудоспособного населения поэтапно с 2012 по 2030 гг. включительно сократить с 1 230 чел. в год, то можно сохранить жизни 22 157 человек трудоспособного возраста. Каждый человек из этой сохраненной категории внесет дополнительный вклад в ВРП, который можно рассчитать как разницу между вариантом потерь ВРП, если смертность трудоспособного населения сохранится до 2030 г. на прежнем уровне - 2 286 чел. в год (I вариант) и вариантом при поэтапном снижении смертности до 1 230 тыс. чел. в год к 2030 г. (II вариант). Разница между двумя вариантами и будет равна дополнительному вкладу в ВРП за счет сохранения жизни 22 157 человек трудоспособного возраста. (Все расчеты проведены в ценах 2012 г. Численность трудоспособного населения принята за константу - 351,7 тыс. человек).
Основная задача увеличения трудоспособности населения достигается путем снижения числа дней нетрудоспособности. Снижения числа дней нетрудоспособности можно достичь путем уменьшения заболеваемости. Это также позволит внести прямой вклад в ВРП, который можно измерить количественно, исходя из стоимости 1 трудового дня, оцененного по ВРП. Например, в 2012 г. 1 день нетрудоспособности, оцененный по вкладу в ВРП, стоил 1152 руб. (ВРП=10 131,4 млн руб.: 87 925 тыс. рабочих дней в год, произведенных всем работоспособным населением). Снижение числа дней нетрудоспособности даст дополнительный доход в ВРП.
Ухудшение возрастной структуры населения, повышение демографической нагрузки трудового поколения населением пенсионного возраста, осложняет многие аспекты социально-экономической жизни общества. В частности происходит суженное воспроизводство рабочей силы, уменьшается возможность повышения заработной платы, осложняются вопросы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых людей и т. д.
Система здравоохранения республики имеет развитую инфраструктуру. Показатели обеспеченности республики лечебно-профилактических учреждений медицинскими кадрами превышают среднероссийские и показатели по Северо-Кавказскому Федеральному округу. Низкий уровень жизни, не развитая социальная инфраструктура неблагополучно влияют не только на рождаемость, но и на уровень смертности, особенно в условиях массового перехода к платному медицинскому обслуживанию.
Основной проблемой в социальной сфере является изношенность основных фондов, недостаточная оснащенность современным оборудованием объектов здравоохранения, образования и культуры, низкая заработная плата в этой сфере.
Продление трудоспособного возраста населения. Этот механизм особенно актуален для России, так как основным препятствием для продления активного трудового возраста в РФ является низкая ожидаемая продолжительность жизни мужчин - 65,5 года (2011 г.). Сегодня в России до пенсионного возраста (60 лет) из рожденных в соответствующий год доживает только 59% мужчин, до 65 лет - 48% мужчин, до 70 лет - 37% мужчин (http://www. gks. т). Это означает, что более половины российских мужчин просто не доживет до 65 лет - пенсионного возраста, принятого в большинстве развитых стран.
Более того, большинство из них не может активно трудиться из-за наличия хронических заболеваний, о чем свидетельствует ускорение темпов сокращения численности мужчин сразу после наступления пенсионного возраста. При этом избыточное число смертей у мужчин приходится на возраст 45-60 лет (преимущественно от болезней системы кровообращения и внешних причин смерти). Если существенно сократить смертность мужчин в этом воз-
1 Приведенная здесь и далее методика расчета позволяет сделать оценки с точностью 10-15%.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
158
Л.А. ТУАЕВА
расте и соответственно увеличить продолжительность их жизни минимум на 5 лет к 2020 г., это позволит продлить их активный трудовой возраст также на 5 лет. Что касается российских женщин, то до пенсионного возраста доживают 84% из числа рожденных в соответствующий год. Снижение смертности женщин, продление их жизни и общее оздоровление также позволят продлить их активный трудовой возраст.
Продление активного трудового возраста мужчин и женщин после наступления установленного сегодня пенсионного возраста - главный резерв экономического роста РФ; это позволит внести дополнительный вклад в ВВП страны.
Потребность населения в медицинской помощи зависит от заболеваемости населения, показатели которой на территории (при неизменной доступности медицинской помощи), как правило, достаточно стабильны. Однако лечить эти заболевания можно различным образом.
Сложившаяся еще в советские времена традиционная схема оказания медицинской помощи ориентирована на то, чтобы при возникновении в процессе диагностики и лечения у врача амбулаторного звена даже небольших проблем, госпитализировать больного и держать его в стационаре до полного излечения. Это ведет к необоснованному потреблению наиболее дорогостоящего вида медицинской помощи.
По данным экспертов, до 30% больных, находящихся в стационарах, могли обойтись без госпитализации, поскольку современные медицинские и организационные технологии лечения, широко применяемые за рубежом и апробированные в России, позволяют использовать в этих случаях возможности амбулаторного лечения. Последнее в несколько раз дешевле и, при правильной организации помощи, не менее результативно.
Кроме того, в экономически эффективных системах здравоохранения стационарное лечение применяется только в течение периода, когда пациенту по медицинским показаниям необходимо круглосуточное оказание медицинской помощи. Как только такая необходимость отпадает, его долечивание осуществляется в амбулаторных условиях.
Таким образом, для того чтобы снизить удельные расходы на единицу объема медицинской помощи, необходимо предотвращать необоснованную госпитализацию, а также сокращать сроки лечения больных в стационаре. Речь идет о существенном сдвиге в структуре медицинской помощи в строну менее затратных вариантов ее оказания.
Повысив эту эффективность, можно за те же средства оказать медицинскую помощь значительно большему числу пациентов, поскольку их лечение в амбулаторных условиях в 3-8 раз дешевле. За счет полученной экономии можно часть средств направить на интенсификацию лечебно-диагностического процесса в стационарах, что, в свою очередь, даст возможность повысить качество и сократить сроки лечения в них. Таким образом, повышение структурной эффективности - один из основных путей сокращения удельных затрат на оказание медицинской помощи.
Сокращение госпитализации не должно приводить к снижению доступности медицинской помощи. Заменой госпитализации должно служить предоставление пациентом помощи в амбулаторных условиях на врачебных приемах в поликлинике и на дому, а также применение стационарозамещающих схем лечения в дневных стационарах и стационарах на дому.
Следует особо подчеркнуть, что замена стационарной помощи амбулаторной невозможно без учета социальных факторов. Именно тяжелые условия жизни многих наших граждан вряд ли позволят достичь в ближайшие годы сокращения числа дней госпитализации.
Косвенный вклад в экономику от оздоровления населения складывается из следующих составляющих:
■ повышение производительности труда. Производительность труда здоровых людей в среднем на 12-23% выше, чем у граждан, страдающих хроническими заболеваниями;
■ сокращение числа людей, предварительно вышедших на пенсию;
■ снижение объема социальных выплат по дням нетрудоспособности и в связи с преждевременным выходом на пенсию;
■ создание новых рабочих мест. Здравоохранение как отрасль экономики создает новые рабочие места.
Для улучшения здоровья населения потребуется увеличение финансирования здравоохранения. Необходимым
условием является расчет показателя рентабельности (окупаемость издержек), которая является показателем экономической эффективности производства и рассчитывается путем отношения прибыли к сумме произведенных затрат. Государство на каждый дополнительно вложенный в здравоохранение 1 руб. получает прирост ВВП на 3 руб., что заведомо превышает окупаемость вложений в других отраслях экономики (Улумбекова, 2010).
Как и все европейские страны, Россия стремится поддержать и улучшить здоровье своих граждан путем реформирования и перестройки своей системы здравоохранения. Однако нет таких моделей, которые подходили бы для всех стран, и введение в 1993 г. системы здравоохранения европейского образца не привело, или, по крайней мере, еще не привело, к быстрому повышению уровня здоровья населения и достаточному финансированию. Существующая система имеет множество проблем, которые должны быть решены одновременно. В целом применяемый в Российской Федерации подход чрезмерно ориентирован на внесение изменений сверху, а применяемая стратегия пытается рассмотреть все вопросы, хотя следует делать упор на ключевых моментах. Кроме того, является проблемой и достижение официально поставленной цели - обеспечение равного и всеобщего доступа к здравоохранению.
ЛИТЕРАТУРА
Габуева Л.А. (2007). Механизмы эффективного финансирования в здравоохранении / Под общ. ред. д-ра мед. наук, акад. РАМН В.И. Стародубова. М.: МЦФЭ.
КабертыН.Г. (2012). Перспективы изменения показателей рождаемости и смертности населения Северной Осетии // Вестник Северо-Осетинскогоуниверситета им. К.Л. Хетагурова. № 4. С. 265-271.
Кручек М.М., Молчанова Е.В. (2013). Исследование медико-демографических процессов в регионах России методом регрессивного анализа по панельным данным // Региональная экономика: теория и практика. № 18(297). С. 41-50.
Матушевская Е.Г. (2012). Особенности воздействия демографических и медико-биологических факторов на состояние системы национальной безопасности российского государства // Страховое дело. № 3.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Доступно на: http://www. gks.ru.
Правовая система «Консультант Плюс». Доступно на: http://www.consult.ru.
Улумбекова Г.Э. (2010). Здоровье населения и здравоохранение в России - анализ проблем и перспективы // Общество и экономика. № 2.
REFERENCES
Gabueva L.A. (2007). Effective financing mechanisms in the health. Under total. Ed. Dr. V.I. Starodubova. M.: MTsFER. (In Russian.)
Caberta N.G. (2012). Prospects for changes in fertility and mortality of the population of North Ossetia. Bulletin of the North Ossetian University named after K.L. Khetagurov. № 4. P. 265-271. (In Russian.)
KruchekM.M., MolchanovE.V. (2013). The study of medical and demographic processes in Russia's regions by regression analysis on panel data. Regional economy: theory and practice. № 18(297). P. 41-50. (In Russian.)
Law system "Consultant Plus". Available at: http://www.consult.ru. (In Russian.)
Matushevskaya E.G. (2012). Features impact of demographic and biological factors on the state of national security of Russia. Insurance business. № 3. (In Russian.)
The official site of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www. gks.ru. (In Russian.)
Ulumbekova G.E. (2010). Health and Health Care in Russia - the analysis of the problems and prospects. Society and Economy. № 2. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3