А. Н. Юртаев
ВЗАИМОСВЯЗЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
Анализируются корреляционные связи между макроэкономическими показателями развития стран, уровнем развития технологий и сервисов «электронного правительства» и результирующими показателями эффективности функционирования государств.
Особый интерес представляет исследование зависимостей и корреляций между макроэкономическими показателями развития стран, уровнем развития инфокоммуника-ционных технологий, различных сервисов и служб «электронного правительства», а также показателями эффективности функционирования государства как такового. Для проведения такого исследования была сформирована база показателей для 131 страны мира. В качестве макроэкономических показателей развития этих стран использовались численность населения, валовой национальный доход, в том числе рассчитанный по паритету покупательной способности, валовой внутренний продукт, структура ВВП по основным секторам экономики (сельское хозяйство, промышленность, услуги), потребление домашних хозяйств, доля государственных расходов в ВВП, объем капиталовложений.
Для оценки уровня развития «электронного правительства» использовались следующие показатели.
Индекс готовности «электронного правительства» измеряет способность органов государственной власти использовать ИКТ для предоставления общественных услуг, информации и поддержки общественного развития1.
Индекс электронного участия характеризует способность государства вести диалог с гражданами с помощью инфокоммуникационных технологий.
Показатель E-information характеризует способность правительства страны обеспечивать граждан необходимой информацией для их полноценного участия в жизни страны. Средствами подачи такой информации являются национальные вэб-сайты и порталы, при этом оцениваются такие элементы, как онлайновые публикации, перечни возможностей для онлайнового участия и электронные сообщения, информирующие граждан.
Показатель E-consultation оценивает интерактивные методы ознакомления с мнением граждан по тем или иным вопросам проводимой государством политики. Эти методы включают онлайновые каналы, включая различные неформальные опросы, форумы, чаты и вэб-дневники, где происходит свободное общение граждан по поводу различных аспектов деятельности государства, а также элементы консультирования граждан по инфокоммуни-кационным каналам, а не при личном обращении в органы государственной власти.
Показатель E-decision-making оценивает наличие механизмов учета мнения граждан при принятии государственными органами власти управленческих решений.
Индекс развития государственных сервисов (Service Delivery), также как и индекс сетевого присутствия, измеряет, на какой из стадий находятся государственные структуры: начальная, продвинутая, интерактивная, транзакционная и сетевая.
1 UN Global E-government Survey 2008. From E-government to Connected Governance. - UN, 2008.
Оценка эффективности государственного управления (Governance Score) представляет собой синтетический показатель, включающий экспертные оценки каждого государства по следующим направлениям: политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence); публичность и подотчетность (Voice and Accountability); качество регулирования (Regulatory Quality); эффективность государства (Government Effectiveness); контроль коррупции (Control of Corruption); законность (Rule of Law).
Информационной базой исследования послужили отчеты ООН и Всемирного Банка, посвященные соответственно оценке развития элементов «электронного правительства» в странах мира2, а также мировому экономическому развитию3. В качестве базы данных по эффективности государства использовались материалы обобщающего исследования соответствующих показателей, проводимого под патронажем ООН4.
Как показывает исследование, разброс точек по фазовой плоскости «индекс готовности «электронного правительства» (IEGR) - валовой национальный доход стран на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности» наилучшим образом аппроксимируется логарифмической кривой
IEGR = 0,1528Ln(PPP GNI p/c) - 0,8587.
Точность аппроксимации характеризуется величиной R2 = 0,8468.
В зависимости от величины валового национального дохода на душу населения, рассчитанного по паритету покупательной способности, можно выделить три группы стран:
• ВНД на душу населения не превышает 5 тыс. дол. США - наблюдается сильная корреляция между данным показателем и индексом IEGR, который на данной выборке стран увеличивается от 0,1 до 0,5;
• ВНД на душу населения находится в интервале от 5 до 15 тыс. дол. США - умеренный рост индекса IEGR от 0,5 до 0,6;
• ВНД на душу населения находится в интервале от 15 до 45 тыс. дол. США - фаза «насыщения», IEGR увеличивается от 0,6 до 0,9 (рис. 1).
Корреляционная зависимость между IEGR и показателем валового накопления капитала на душу населения (Gross capital formation) аппроксимируется полиномиальной кривой
IEGR = 4E-20GPF5 - 1E-15GPF4 + 2E-11GPF3 - 1E-07 GPF2 + 0,0004 GPF + 0,2459. Точность аппроксимации характеризуется величиной R = 0,8162.
В зависимости от величины валового накопленного капитала на душу населения, рассчитанного по паритету покупательной способности, можно выделить следующие группы стран:
• ВНК на душу населения не превышает 2 тыс. долл. США - наблюдается сильная корреляция между данным показателем и индексом IEGR, который на данной выборке стран увеличивается от 0,1 до 0,6;
2 UN Global E-govemment Survey 2003- United Nations, NY, 2003; UN Global E-Govemment Readiness Report 2004: Towards Access For Opportunity. - United Nations, NY, 2004; UN Global E-govemment Readiness Report 2005: From E-government to E-inclusion. - United Nations, NY, 2005; UN Global E-govemment Survey 2008. From E-govemment to Connected Governance. - UN, 2008.
3 World Development Report 2006: Equity and Development. - Washington DC, 2006; World Development Report 2007: Development and the Next Generation. - Washington DC, 2007; World Development Report 2008: Agriculture for Development. - Washington DC, 2008.
4 D.Kaufmann, A.Kraay, M.Mastruzzi. Governance Matters VI: Aggregate and Individual Governance Indicators
1996-2006 // The World Bank, WPS4280.
• ВНК на душу населения находится в интервале от 2 до 6 тыс. долл. США - плато, где IEGR почти не изменяется;
• ВНК на душу населения находится в интервале от 6 до 10 тыс. долл. США - относительно медленный рост IEGR от 0,6 до 0,9 (рис. 2).
Е-0 о-УЕт п е-Ш Ие=()и1еее 1п1ея
■
0.9
о.:
о,-
О, б
о.:
0.4
0.3
од о, ■ :
-Г-
* ■ч-
* *«■ ■Ч- ■>
* * * £ ^ ■! р1 = :.:45£
* ^ Ь
* ф
0 9000 0000 ЯЮО 20000 29000 30000 39000 40000 45000 90000
=-=РО\ ря :ц>[:Н)ог
Рис. 1 - Корреляционная зависимость между индексом готовности «электронного правительства» и валовым национальным доходом страны на душу населения, рассчитанным по паритету покупательной способности
Рис. 2 - Корреляционная зависимость между индексом готовности «электронного правительства» и валовым накопленным капиталом страны на душу населения
Аналогично предыдущему случаю корреляционная зависимость между валовыми расходами государства в ВВП в расчете на душу населения (ВРГ) и индексом готовности к «электронному правительству» аппроксимируется полиномиальной кривой
IEGR = 4Е-20 GFCE5 - 2Е-15 GFCE4 + 2Е-11 GFCE3 - 1Е-07 GFCE2 + 0,0004 GFCE +
0,284.
Точность аппроксимации характеризуется величиной К2 = 0,7739.
Рассмотрим корреляционные зависимости между структурой экономики и индексом готовности к «электронному правительству». В качестве показателя экономической структуры нами выбраны доля сельского хозяйства, промышленности и услуг в объеме валового внутреннего продукта страны.
Как показывает исследование, имеется обратная зависимость между величиной доли сельского хозяйства в ВВП страны и индексом готовности данной страны к «электронному правительству» (рис. 3).
Рис. 3 - Корреляционная зависимость между индексом готовности «электронного правительства» и долей сельского хозяйства в ВВП страны
Вместе с тем не удалось выявить сколько-нибудь значимой зависимости между долей промышленности в ВВП страны и индексом готовности к «электронному правительству».
Между долей услуг в ВВП страны и индексом готовности к «электронному правительству» обнаруживается прямая линейная зависимость. Однако точность аппроксимации линейным трендом при этом составляет 0,4509.
Таким образом, можно заключить, что между индексом готовности к «электронному правительству» такими показателями экономической структуры страны, как доля сельского хозяйства и доля услуг в ВВП, имеется определенная корреляция. В первом случае страны со значительной долей сельского хозяйства в ВВП являются в меньшей степени готовы к «электронному правительству», тогда как в случае с долей услуг в ВВП страны наблюдается обратная картина - такие страны в целом имеют более высокие индексы готовности к «электронному правительству». При этом значение доли промышленности в структуре ВВП не оказывает столь определенного влияния на величину указанного индекса.
Рассмотрим корреляционную зависимость между индексом готовности «электронного правительства» и оценкой эффективности государственного управления. Корреляция между данными показателями аппроксимируется линейным трендом (рис. 4)
БОШ = 0,1672 ОБ + 0,4764; К2 = 0,7184.
о.? ■ + +
0.5 ■ +
0.7 ■ * + ‘ ** * * '
♦ *1 * 1 т *5.*“ с-* ■ *■**#* • * * t < V
* * **. * * * * . » ** *»■ + t + + T *.
'* '< *„*. % * * * * * *
* * : 1 ■ у - 0.1671k * 0.4764. R*- 0.7134.
.00 -1.50 -1.00 -0.50 0.00 0.50 1СО 1.50 ICO 1.50
Gcwrr-sr:# Score(-2.51c
Рис. 4 - Корреляционная зависимость между индексом готовности «электронного правительства» и оценкой эффективности государственного управления
Таким образом, можно сказать, что рост эффективности государственного управления сопровождается ростом готовности «электронного правительства».
Теперь перейдем к выявлению корреляционных зависимостей между макроэкономическими параметрами и отдельными составляющими индекса готовности «электронного правительства».
Корреляционная зависимость индекса сетевого присутствия (Web-measure Index) и ВНД на душу населения (рис. 5), рассчитанного по паритету покупательной способности, аппроксимируется логарифмической кривой
WMI = 0,1637Ln(GNI) - 1,0171; R2 = 0,7017.
VJ&fr Measure п а ex
+H-
i *■ ___ +■
+ -i '+ t * ***. *1 > + + + * * + 4 * *■
*■/ * + + + * + у - о 16; - 0 701" ,0171
{ t>++ ++
о sooq гоааа isoao soaaa 2500a зоооа asoaa *aaao tsoaa saoaa
PPPGH ps г capita 2Ю6
Рис. 5 - Корреляционная зависимость между индексом сетевого присутствия и ВНД на душу населения, рассчитанным по паритету покупательной способности
На выявленном тренде можно выделить следующие участки:
• ВНД на душу населения не превышает 5 тыс. дол. США - наблюдается сильная корреляция между данным показателем и индексом WMI, который на данной выборке стран увеличивается от 0,1 до 0,4;
• ВНД на душу населения находится в интервале от 5 до 15 тыс. дол. США - умеренный рост индекса WMI от 0,4 до 0,6;
• ВНД на душу населения находится в интервале от 15 до 45 тыс. дол. США - фаза «насыщения», так WMI увеличивается от 0,6 до 0,7.
Рассмотрим корреляционную зависимость между индексом сетевого присутствия и оценкой эффективности государственного управления. Корреляция между данными показателями также аппроксимируется линейным трендом (рис.6)
WMI = 0,1839 ОБ + 0,6289; Н2 = 0,6289.
йй
-2.<ш --5а -і.® -цн ила 1.аа 1,я 2.аа 25а
■301ЯГ1Е1ВЭ ЗСОП0
Рис. 6 - Корреляционная зависимость между индексом сетевого присутствия и оценкой эффективности государственного управления
Таким образом, рост эффективности государственного управления сопровождается ростом сетевого присутствия.
Корреляционную зависимость распределения стран на фазовой плоскости в координатах «валовой национальный доход на душу населения - индекс развития государственных сервисов» (рис. 7) аппроксимируется логарифмической кривой
ББ = 48,95Ьп(ам) - 304,1; Н2 = 0,7012.
На выявленном тренде можно выделить следующие участки:
• ВНД на душу населения не превышает 5 тыс. долл. США - наблюдается сильная корреляция между данным показателем и индексом развития государственных сервисов, который на данной выборке стран увеличивается от 10 до 120;
• ВНД на душу населения находится в интервале от 5 до 15 тыс. дол. США - умеренный рост индекса развития государственных сервисов от 120 до 165;
• ВНД на душу населения находится в интервале от 15 до 45 тыс. дол. США - фаза «насыщения», индекс развития государственных сервисов увеличивается от 165 до 220.
Рис. 7 - Корреляционная зависимость между индексом развития электронных сервисов и валовым национальным доходом на душу населения, рассчитанного по паритету покупательной способности
По нашему мнению, особый интерес представляет исследование уровня корреляции между показателями готовности государств к «электронному правительству» и уровнем развития электронных сервисов (рис. 8). При соответствующих расчетах использовались показатели за 2004, 2005 и 2007 годы:
• при переходе стран от уровня начального присутствия к уровню продвинутого присутствия происходит рост корреляции между указанными показателями от 0,5-0,55 до 0,9;
• при переходе стран от уровня продвинутого присутствия к уровню интерактивного присутствия уровень корреляции между показателями сохраняется на уровне примерно 0,9;
• на этапе перехода от уровня интерактивного присутствия к уровню трансакционного присутствия величина корреляции уменьшается до 0,75-0,8;
• при переходе от транзакционного к сетевому присутствию величина корреляции медленно увеличивается до 0,78-0,84.
По нашему мнению, такое поведение уровня корреляции между индексом готовности «электронного правительства» и индексом развития электронных сервисов можно объяснить тем, что развитие электронных государственных сервисов требует не только соответствующих технических, технологических предпосылок, но и осуществления организационных изменений в системе государственной власти как таковой. На этапе перехода от уровня начального присутствия к уровню интерактивного присутствия организационные изменения в системе госвласти не носят радикального характера и основная тяжесть развития «электронного правительства» связывается с внедрением соответствующих технологий. Однако переход к стадии трансакционного присутствия невозможен только за счет технического и технологического оснащения органов государственной власти. Здесь требуется по-новому организовать работу с населением и бизнесом, которые являются потребителями электронных сервисов. Соответственно выход на стадию сетевого присутствия осуществляется странами, которые осуществили изменения в организации своей деятельности, и уровень корреляции между индексом готовности «электронного правительства» и индексом развития электронных сервисов несколько возрастает.
-2007 -2005 2004
- П ол и н 01.' на л ьн ы й 12 С С 5' П ол и н ос из л ьн ы й 12 С С 4|
- П ол и н от из л ьн ы й 12СИЗ 71
5 ЕР/Е Е с1 &Пуе- гу Ьу Егэд&Е
\\
Рис. 8 - Изменение корреляционной зависимости между индексами готовности «электронного правительства» и развития электронных сервисов
Теперь перейдем к рассмотрению стратегического позиционирования Российской Федерации по уровню развития «электронного правительства» и группы стран, близких ей по тем или иным макроэкономическим показателям. Прежде всего рассмотрим стратегическое позиционирование России по показателям готовности «электронного правительства» и величины валового национального дохода на душу населения среди других стран БРИК -Бразилии, Индии и Китая (рис. 9). Диаметр пузырьков отражает показатель эффективности государственного управления. Отметим, что Россию можно отнести к одному из лидеров среди стран БРИК; она превосходит Индию, Китай и Бразилию по величине валового национального дохода на душу населения, но уступает лидирующую позицию по индексу готовности «электронного правительства» Бразилии.
Рис. 9 - Стратегическое позиционирование стран БРИК по уровню валового национального дохода на душу населения, рассчитанного по паритету покупательной способности, и индексу готовности «электронного правительства»
Отставание России от стран БРИК по другим показателям, характеризующим уровень развития элементов «электронного правительства», таким как развитие электронных сервисов и индекс электронного участия, хорошо видно на диаграмме, представленной на рис. 10. Величина «пузырьков» отражает уровень электронного участия. Как видно на диаграмме, Россия отстает от Индии, Китая и Бразилии по уровню развитости электронных сервисов и уровню электронного участия.
Рис. 10 - Стратегическое позиционирование стран БРИК по уровню развития государственных электронных сервисов и индексу готовности «электронного государства»
Стратегическое позиционирование России среди стран с близким уровнем валового национального дохода на душу населения, рассчитанного по покупательной способности, показывает ее отставания по показателям развитости государственных электронных сервисов и индексу готовности «электронного правительства», а величина «пузырьков» - уровень электронного участия для каждой из стран. У России он один из наименьших.
Рис. 11 - Стратегическое позиционирование стран по уровню развития государственных электронных сервисов и индексу готовности «электронного правительства»
Аналогична ситуация стратегического позиционирования России по данным показателям среди группы стран со схожими структурами экономики, характеризующими вклад аграрного, индустриального и сервисного секторов в производство ВВП. Россия превосходит Казахстан по уровню готовности «электронного правительства» и уровню развития государственных электронных сервисов, опережает Египет по уровню готовности «электронного правительства».
Однако такие страны, как Аргентина, Словения, Литва, Чехия, Сингапур, Ирландия, опережают ее по показателям развитости государственных электронных сервисов и индексу готовности «электронного правительства» (рис. 12). Величина «пузырьков» здесь также показывает уровень электронного участия каждой из стран. У России он один из наименьших.
Рис. 12 - Стратегическое позиционирование стран с близкими структурами экономики по уровню развития государственных электронных сервисов и индексу готовности «электронного правительства»
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- установлено наличие корреляции между макроэкономическими параметрами социально-экономического развития страны и индексами, характеризующими уровень готовности данной страны к «электронному правительству»;
- указанная корреляция, как правило, имеет прямую зависимость между макроэкономическими показателями и индексами готовности к «электронному правительству», т.е. более высокому уровню социально-экономического развития соответствует более высокий уровень развития «электронного правительства» и его компонентов;
- преобладание в структуре производства страны агропромышленного комплекса коррелирует с низким уровнем готовности к «электронному правительству», тогда как вы-
сокая доля производства услуг сопровождается высокой готовностью к «электронному правительству»;
- корреляционная зависимость между макроэкономическими параметрами и показателями развитости ИКТ-инфраструктуры выражена более определенно, чем с иными составляющими «электронного правительства» (наличие порталов в сети Интернет, предоставление электронных сервисов и т.п.);
- обнаружена положительная корреляция между индексом готовности к «электронному правительству» и оценками эффективности государственного управления, причем здесь также можно отметить относительно более высокий уровень достоверности аппроксимации корреляционных зависимостей для подындексов, характеризующих степень развитости ИКТ-инфраструктуры;
- достижение 1-й и 2-й стадий развития государственных электронных сервисов требует преимущественно технических и технологических предпосылок развития «электронного правительства», однако выход на более высокие стадии развитости электронных сервисов предполагает внедрение в систему государственного управления организационных новаций, тогда как важность технологических новаций относительно снижается;
- Россия среди групп стран, сопоставимых с ней по уровню социальноэкономического развития, пока уступает им по уровню готовности к «электронному правительству», что свидетельствует о недоиспользуемом потенциале развития «электронного правительства».
© А. Н. Юртаев - начальник информационно-аналитического отдела аппарата Кабинета министров РТ.