Н. М. Жданова
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Работа представлена кафедрой профессионального педагогического образования Шадринского государственного педагогического института. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Ипполитова
В статье рассмотрена проблема повышения качества подготовки будущего учителя начальных классов, так как относится к числу тех, которые требуют системного подхода с максимально возможным учетом конкретных обстоятельств.
The article views the problem of improvement in quality of a primary school teacher's training, which is one of those that require the system approach with maximum possible consideration to certain conditions.
Являясь частью общепедагогической подготовки, подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников предполагает оперирование в соответствующей предметной сфере и представ -ляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (функционального и процессуального).
В подготовке учащихся к самостоятельной жизнедеятельности начальная школа играет основную роль, поэтому вопросы совершенствования подготовки студентов к педагогической деятельности вообще и к патриотическому воспитанию младших школьников в частности приобретают в настоящее время особую актуальность. Социальный заказ современному учительству заключается в том, чтобы воспитать в ребенке любовь и уважительное отношение к своей Родине, своему народу, родному языку, национальной культуре, национальным традициям и обычаям. По нашему мнению, среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания младших школьников, особое место занимают прогрессивные традиции народа. Обилие информации, доступность материала для понимания, близость к духовным
устремлениям детей позволяет говорить об эффективности использования в патриотическом воспитании младших школьников устного народного творчества, обычаев, народных игр, праздников. Это делает проблему совершенствования подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики особенно важной.
Система подготовки студентов к патриотическому воспитанию служит повышению их профессиональной компетентности, развитию умений педагогического анализа, что поможет обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса. Научная организация какого-либо процесса или объекта связана с приведением в определенную систему составляющих его частей.
Под системой мы будем понимать совокупность элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающих интегральными свойствами.
В качестве основного методологического подхода мы использовали системный подход, в основе которого лежат исследования объектов как систем. В современной научной литературе (В. И. Блау-
35 1
берг, Э. Г. Юдин и др.) под системным подходом понимается направление методологии социально-научного познания и практики, когда объекты изучаются преимущественно под углом зрения внутренних системных свойств и связей, обуславливающих целостность объекта, его внутреннюю организацию и функционирование. Целостность объекта рассматривается как часть или элемент системы более высокого порядка1.
Возможности использования системного подхода в педагогических исследованиях рассматриваются в работах С. А. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Бес-палько, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластени-на, С. А. Смирнова, В. А. Якунина и др.
Подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики рассматривается нами как динамичная, социальная подсистема в общей системе профессионально-педагогической подготовки. Ее отличает от других то, что она создается для осуществления конкретной педагогической цели, формирования готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.
Впервые понятие «педагогическая система было введено» Н. В. Кузьминой. В ее трактовке - это «множество взаимосвязан -ных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей»2.
Система подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики представляет собой сложное, системное явление, представленное совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, интеграция которых обеспечивает успешность патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.
Выделение функциональных компонентов системы подготовки студентов к
патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики, связанное с учетом структуры и специфики патриотического воспитания, дает основание выделить функции, обеспечивающие объединение элементов рассматриваемой системы в единое целое и ее успешное функционирование. В качестве таковых выделяются: трансляционная, аксиологическая, деятельностная, образовательная, воспитательная и развивающая функции.
Указанные функции отражают возможности системы подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.
Трансляционная функция предполагает сохранение исторической памяти, критическое переосмысление педагогического опыта предшествующих поколений и выработку на этой основе верных критериев и социальных ориентиров взаимоотношений субъектов педагогической деятель-ности. Процесс подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики выступает как механизм передачи накопленных народом педагогических ценностей и традиций, усвоение которых обеспечивает эффективность осуществления педагогического взаимодействия педагога и младших школьников в процессе патриотического воспитания.
Реализация аксиологической функции подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики предполагает построение образовательного процесса в педагогическом вузе на основе аксиологического подхода, что, в свою очередь, означает выделение в качестве его методологической основы системы общечеловеческих ценностей, заложенных в средствах народной педагогики.
Деятельностная функция подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников обусловлена целью подготовки, в качестве которой выступает
Взаимосвязь компонентов системы подготовки студентов к патриотическому воспитанию...
формирование у студентов готовности к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики. Это предполагает формирование активной профессиональной позиции будущих учителей в использовании средств народной педагогики при осуществлении патриотического воспитания младших школьников, что становится возможным на основе включения студентов в разнообразную по видам, формам и содержанию деятельность, имеющую патриотическую направленность.
Образовательная функция подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики направлена на обеспечение будущих учителей фундаментальным знанием основ педагогической теории и школьной практики, знанием средств народной педагогики и умением применять их в патриотическом воспитании младших школьников с целью повышения его эффективности.
Воспитательная функция заключается в том, что обеспечение будущих учителей необходимыми общими и специальными профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками неразрывно связано с формированием у студентов профессионально-значимых качеств личности. Воспитывается интерес к патриотическому воспитанию, у будущих педагогов формируется отношение к себе как субъекту патриотического воспитания.
Развивающая функция подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики отражает влияние на развитие профессионально-направленного мышления будущих учителей начальных классов, их педагогических способностей. В процессе подготовки студентов осуществляется развитие всех сторон их личности, что является необходимым условием успеха осуществления патриотического воспитания младших школьников в будущем.
Следующим компонентом в системе подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики является процессуальный компонент, который, в свою очередь, включает методологическую, теоретическую, методическую, практическую (технологическую) и нравственно-психологическую подготовку.
Методологическая подготовка представляет собой вооружение студентов системой различных методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами.
Теоретическая подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики включает овладение основными педагогическими понятиями (целостный педагогический процесс, цель воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания) и знаний по теории патриотического воспитания (цель, задачи, содержание, методы, средства и формы патриотического воспитания, его особенности); овладение основными понятиями (патриотизм, Родина, Отечество, патриотическое воспитание); знание основных категорий народной педагогики и этнопедагогики.
Педагогическая подготовка студентов педвуза предполагает вооружение будущих учителей не только теорией, но и методикой осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.
Методическая подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся предполагает обеспечение их знаниями о содержании, формах, методах и средствах данного направления воспитательной работы: содержание патриотического воспитания (воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку, воспитание уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа; разъяснение задач, стоящих перед
страной, патриотического долга, воспитание уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, формирование готовности служить интересам Родины, воспитание уважения к Российской армии и готовность защищать Родину, активно и сознательно участвовать в трудовой дея-тельности при сочетании личных и общественных интересов); формах патриотического воспитания (индивидуальные, групповые, массовые); методах воспитания (методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля в воспитании), средствах народного воспитания (различные виды деятельности воспитанников - учебная, игровая, трудовая, общение, совокупность предметов материальной и духовной культуры, используемых для решения задач патриотического воспитания).
Практическая (технологическая) подготовка студентов к воспитательной ра-боте в начальной школе включает лично-стно-профессиональные качества учителя, умения и навыки реализации, методологические, теоретические и методические знания3. При определении содержа -ния технологической подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию младших школьников, по мнению Н. В. Ипполитовой, необходимо исходить из положения о том, что патриотическое воспитание составляет органическую часть целостного педагогического процесса, и, соответственно, его осуществление требует наличие у учителей общепедагогических умений и навыков, характеризующих педагогическую деятельность в целом4. Отсюда технологическая подготовка студентов к рассматриваемому на -правлению воспитательной работы пред-
полагает формирование у них основных педагогических умений и навыков, профессиональных качеств, необходимых для осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.
Нравственно-психологическая подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики как неотъемлемый компонент системы подготовки будущих учителей начальных классов связана с формированием нравственно-психологического аспекта готовности студентов к патриотическому воспитанию. Данный вид подготовки включает развитие ценностных ори-ентаций будущих учителей начальных классов, интерес к патриотическому воспитанию, профессионально и личностно-зна-чимых качеств, необходимых для осуществления патриотического воспитания младших школьников.
Следующий системный блок подготовки студентов к патриотическому воспита-нию младших школьников - условия успешного осуществления процесса подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.
Итак, структурный и содержательный анализ подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики позволяет рассматривать ее как подсистему в системе общепедагогической подготовки будущих учителей начальных классов. В состав данной подсистемы входят два взаимосвязанных компонента: функциональный (трансляционный, аксиологический, деятельностный, образовательный, воспитательный, развивающий компоненты) и процессуальный (методологическая, теоретическая, методическая, практическая, нравственно-психологическую подготовка).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. С. 39-41.
2 Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. С. 10.
3 Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991. С. 25.
4 Ипполитова Н. В., Колесников М. А., Соколова Е. А. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: Монография. Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2006. С. 50.