ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Чиеу Тхи Хыонг
Аннотация. В статье анализируются некоторые основные психологические особенности профессионально-педагогической направленности. В процессе анализа автор выявляет виды профессионально-педагогической направленности, определяет уровни коммуникативных способностей у студентов педагогического университета, а также обнаруживает корреляцию между ними, имеющую свою специфику на отдельных этапах обучения и факультетах.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность, мотивы выбора профессии, коммуникативные способности.
Summary. The article analyzes some fundamental psychological peculiar features of professional pedagogical orientation. Doing the analysis, the author singles out types ofprofes-sional pedagogical orientation, defines development levels of pedagogical university students' communicative abilities and describes the correlation between them which differs from year to year and from department to department.
Keywords: professional pedagogical orientation, motives on the choice of profession, communicative abilities.
153
В настоящее время перед современной высшей школой стоит задача обеспечения системы образования специалистами, способными на высоком профессиональном уровне выполнять свое предназначение. При этом особую важность приобретают проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущего учителя.
В этих условиях возникает противоречие между потребностью общества в профессиональных педагогиче-
ских кадрах и нежеланием большинства выпускников педагогических факультетов работать по специальности. Поэтому задача вузов состоит в формировании позитивного отношения студентов к профессиональному труду, выявлении их педагогических способностей и научно-обоснованном развитии этих способностей в связи с требованиями профессии учителя. В этой связи особую актуальность приобретает проблема изучения психологических особенностей профессионально-
педагогической направленности, педагогических способностей, а также связи между ними.
Задачей нашего исследования является изучение мотивов выбора профессии учителя, выявление видов и уровней профессионально-педагогической направленности, определение степени развития коммуникативных способностей и взаимосвязи между уровнем развития этих способностей и уровнем педагогической направленности. В своем исследовании мы опираемся на теорию и методику профессионально-педагогической направленности Е. М. Никирее-ва, который выделяет три ее вида -собственно-педагогическую, предметную и ситуативную направленность - и три уровня: высокий, средний и низкий в зависимости от сочетания мотивов выбора профессии учителя.
Исследование было проведено с 320 студентами физического и исторического факультетов Ханойского государственного педагогического университета Вьетнама с использованием методики Н. В. Кузьминой, в модификации Е. М. Никиреева, и вопросника 1и4 «КОС» Айзенка для изучения уровня развития коммуникативных способностей. В процессе исследования, были получены следующие результаты.
1. Мотивы выбора профессии учителя, виды и уровни профессионально-педагогической направленности.
Мотив - один из первых и самых определяющих основ профессионально-педагогической направленности. Результаты нашего исследования говорят о том, что выбор педагогической профессии студентов часто определяется следующими мотивами:
- желание родителей - 33,2%;
- желание быть похожим на любимого учителя - 20,7%;
- любовь к детям - 18,7%;
- стремление быть учителем с детства - 18,1%;
- педагогическая профессия высоко оценивается обществом - 16,1%;
- желания изучать любимые предметы - 15,5%;
- собственные педагогические способности - 10,4%.
Следовательно, в системе побуждений к выбору педагогической профессии выдвигаются мотивы, сформированные под воздействием внешних стимулов: родителей, любимого учителя, общественного статуса педагогической профессии, и мотивы, формирующиеся под воздействием внутренних стимулов самой личности. К ним относятся: любовь к детям, осознание своих педагогических способностей, любовь к любимому предмету, желание с детства быть педагогом.
В сравнительном анализе наших исследований и исследований Т. В. Ермолаевой мотивов выбора профессии имеются значительные различия количественных показателей вьетнамских и российских студентов. В исследовании Т. В. Ермолаевой больше 80% студентов, выбирающих педагогическую профессию, руководствуются мотивом, связанным с высоким социальным статусом этой профессии. Однако наши результаты исследования влияния социального статуса на выбор профессии составляет только 16,1%. Если в системе мотивов, побуждающих студентов к выбору педагогической профессии, согласно исследованию Т. В. Ермолаевой, отсутствует мотив «желание родителей», либо «желать быть похожим на любимого учителя», то во Вьетнаме эти мотивы являются двумя самыми распространенными, побуждающими стар-
ф
шеклассников к выбору педагогической профессии. Очевидно, вследствие специфики национальной культуры, в процессе выбора профессии, вьетнамские студенты часто находятся под сильным влиянием родителей, родственников и учителей.
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены три виды направленности: собственно-педагогическая направленность (72%), ситуативная направленность (27,5%) и предметная направленность (0,5%). Сравнение этих данных с результатами исследования Т. В. Ермолаевой в России показало значительное различие между видами педагогической направленности студентов педагогических вузов во Вьетнаме и в России. По ее исследованию, больше 90% российских студентов имеют собственно-педагогическую и предметную направленность. Ситуативная направленность составляется низкий процент. Во Вьетнаме же ситуативная направленность составляет 27,5%. Причина этого заключается в особенностях национальной культуры, образовательной системе и конкретных социально-экономических условиях Вьетнама.
Выявлены различные показатели в видах направленности у студентов двух факультетов: студентов с собственно-педагогической направленностью на физическом факультете больше, чем на историческом (78,3%, 66,3% соответственно), студентов с ситуативной направленностью больше на историческом факультете, чем на физическом (33,7%, 20,7% соответственно). Самое низкое количество студентов на двух факультетах с предметной направленностью (0%, 0,5% соответственно).
Результаты исследования по уровням профессионально-педагогической
направленности говорят о том, что студенты с различными уровнями профессиональной направленности занимают две крайние позиции: либо высокую (71%), либо низкую (24,9%). Студенты среднего уровня направленности составляют самое малое количество (4,1%). Количество студентов с высоким уровнем направленности на историческом факультете меньше, чем на физическом (65,3% и 77,2% соответственно). Анализ данных об уровнях педагогической направленности по учебным годам говорит о том, что количество студентов с высоким уровнем направленности постепенно уменьшается от первого курса к третьему и увеличивается на четвертом курсе (73,6%, 73,2%, 61,2%, 77,1% соответственно). Итак, самое большое количество студентов с высоким уровнем направленности наблюдается на четвертом курсе, а самое меньшее - на третьем курсе.
2. Уровни развития коммуникативных способностей у студентов педагогического вуза.
В ходе исследования были выявлены пять уровней развития коммуникативных способностей: очень высокий (13,5%), высокий (16,0%), средний (25,9%), низкий (20,2%) и очень низкий (24,4%). Итак, у большинства студентов педагогического вуза имеются средний, низкий или очень низкий уровень коммуникативных способностей - 70,5%. Студенты с высоким или очень высоким уровнем коммуникативных способностей составляют низкий процент - 26,5%. Следовательно, уровень развития коммуникативных способностей у испытуемых в основном не высок, даже низок.
По курсам, количественный показатель на двух факультетах говорит о том, что на первом курсе 37,5% студен-
156
тов имеют очень высокий или высокий уровень развития коммуникативных способностей, 24,5% студентов -на втором, 24,4% студентов - на третьем и 31,4% студентов - на четвертом курсе. Количество студентов со средним уровнем коммуникативных способностей уменьшается с первого до второго, затем увеличивается до четвертого курса (21,4%, 18,9%, 32,7%, 34,3% соответственно). Процентное соотношение студентов с низким и очень низким уровнем коммуникативных способностей увеличивается с первого до второго курса и уменьшается со второго до четвертого курса (41,1%, 56,6%, 42,8%, 34,3% соответственно). Итак, если количество студентов с очень высоким, высоким и средним уровнями коммуникативных способностей уменьшается с первого до второго курса и увеличивается со второго до четвертого курса, то наблюдается обратный процесс у студентов с низким и очень низким уровнями коммуникативных способностей - повышение с первого до второго курса и уменьшение со второго до четвертого куса. Курсы обучения значительно влияют на уровень развития коммуникативной способности: чем ближе к старшему курсу, тем выше уровень развития коммуникативных способностей.
Сравнительный анализ результатов нашего исследования у вьетнамских студентов и результатов исследования Т. В. Зобниной у российских студентов позволил выявить различие в процентном соотношении студентов с различными уровнями коммуникативных способностей и в динамике уровней коммуникативных способностей по курсам обучения. Используя вопросник «КОС» Айзенка для того, чтобы определить уровни развития коммуникативных
способностей, Т. В. Зобнина получила результаты, говорящие о том, что количество студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей преобладает над количеством студентов с низким уровнем. Чем ближе к старшему курсу, тем больше количество студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей [1]. Результаты исследования, проведенного нами во Вьетнаме, не совпадают с ее результатами. Следовательно, если количество российских студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей преобладает над количеством студентов с низким уровнем, то у вьетнамских студентов количество с низким уровнем развития коммуникативных способностей больше, чем количество студентов с высоким уровнем. Если результаты исследования Т. В. Зоб-ниной показали, что количество студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей постепенно увеличивается с первого до четвертого курса, то наши данные исследования свидетельствует о том, что количество студентов с высоким уровнем немного уменьшается с первого до третьего курса и резко увеличивается на четвертом курсе. Это различие, на наш взгляд, объясняется спецификой содержания и методов образования в педагогическом вузе в России и во Вьетнаме.
В сравнительном анализе данных физического и исторического факультетов было обнаружено, что уровень развития коммуникативных способностей у студентов физического факультета выше, чем у студентов исторического: число студентов с очень высоким и высоким уровнями коммуникативных способностей составляет 34,8% на физическом и 24,8% на историческом факультете. И наоборот,
ф
число студентов с очень низким и низким уровнями коммуникативных способностей на историческом факультете больше, чем на физическом (40,2% и 48,5% соответственно). Количество студентов со средним уровнем коммуникативных способностей на физическом и на историческом факультетах фактически одинаковое (25,0% и 26,7% соответственно).
3. Взаимосвязь уровня развития коммуникативных способностей и уровней профессионально-педагогической направлен ности.
Результаты исследования освидетельствуют о том, что у студентов педагогического вуза в основном имеется невысокий уровень развития коммуникативных способностей. Вопрос заключается в том, существует ли взаимосвязь между уровнями развития тех способностей с уровнями развития педагогической направленности? Поэтому следующей задачей нашего исследования являлось выявление взаимосвязи между уровнями педагогической направленности и степенями развития коммуникативных способностей. С этой целью мы проанализировали процентное соотношение количества студентов с различными уровнями коммуникативных способностей в группах с различными уровнями профессионально-педагогической направленности.
Количественные данные показывают два обратных процесса у студентов с высоким и низким уровнями профессионально-педагогической направленности. Если у студентов с высоким уровнем профессионально-педагогической направленности количество студентов постепенно уменьшается с очень высокого уровня коммуникативных способностей до очень низкого (86,4%, 88,9%, 72,9%, 72,9%, 54,3% со-
ответственно), то у студентов с низким уровнем - постепенно увеличивается с очень высокого уровня развития коммуникативных способностей до очень низкого (4,6%, 7,4%, 27,1%, 24,4%, 41,3% соответственно). Итак, количество студентов с очень высоким и высоким уровнями развития коммуникативных способностей больше, чем количество студентов с низким и очень низким уровнями на высоком уровне профессионально-педагогиче ской направленности и наоборот. Результаты нашего исследования согласуются с результатами исследования Т. В. Зобни-ной в России. И в России, и во Вьетнаме самое высокое процентное соотношение студентов с высоким уровнем коммуникативных способностей обнаружено у студентов с высоким уровнем педагогической направленности и самое высокое процентное соотношение студентов с низким уровнем коммуникативных способностей у студентов с низким уровнем сформиро-ванности профессионально-педагогической направленности. Это положение свидетельствует о том, что уровни профессионально-педагогической направленности взаимосвязаны с уровнями развития коммуникативных способностей.
Сравнительный анализ количественных показателей студентов физического и исторического факультетов говорит о том, что несмотря на различие в динамике студентов с различными уровнями развития коммуникативных способностей на двух факультетах, и на физическом, и на историческом факультетах среди студентов с высоким уровнем педагогической направленности количество студентов с очень высоким и высоким уровнями развития коммуникативных
157
ф
способностей преобладает над количеством студентов с низким и очень низким уровнями. Вместе с тем среди студентов с низким уровнем педагогической направленности количество студентов с очень высоким и высоким уровнями развития коммуникативных способностей значительно меньше количества студентов с низким и очень низким уровнями. Очевидно, что уровни профессионально-педагогической направленности взаимосвязаны с уровнями коммуникативных способностей.
Для того чтобы глубже проанализировать специфику взаимосвязи уровней профессионально-педагогической направленности и уровня развития коммуникативных способностей была использована формула ранговой корреляция Спирмена и статистическая программа для социальных наук (SPSS).
Результаты исследования студентов двух факультетов говорят о том, что уровень педагогической направленности положительно коррелирует с уровнем развития коммуникативных I58 способностей (г=0,380 при p=0,01). Итак, чем выше уровень педагогической направленности, тем выше уровень коммуникативных способностей. По уровням педагогической направленности, были выявлены положительная, значительная связь у студентов с высоким, средним уровнями педагогической направленности (г=0,346 при p=0,01 и 0;574 при p=0,05 соответственно) и положительная, незначимая корреляция у студентов с низким уровнем педагогической направленности (г=0,111).
По курсам обучения, положительная корреляция отмечается у студентов с первого до четвертого курса
(г=0,355; 0,386; 0,345; 0,469 при р=0,01 соответственно). Больший показатель был обнаружен на четвертом (г=0,469 при р=0,01) и меньший - на третьем курсе (г=0,345 при р=0,01). Среди уровней педагогической направленности на первом курсе выявлена положительная корреляция у студентов с высоким уровнем педагогической направленности (г=0,338 при р=0,05) и отрицательная - у студентов с низким уровнем педагогической направленности (г=-0;057 соответственно); на втором курсе (г=0,380 при р=0,01 и 0;134 соответственно); на третьем (г=0,151 и 0,202); на четвертом курсе (г=0,532 при р=0,01 и 0;433 соответственно). Эти данные говорят о том, что корреляция между уровнями педагогической направленности и уровнем коммуникативных способностей сильнее у студентов с высоким уровнем педагогической направленности, чем у студентов с низким, и сильнее у студентов четвертого курса, чем у студентов других курсов.
Сравнение результатов корреляционного анализа показателей физического и исторического факультетов говорит о том, что положительная корреляция присутствует и на физическом, и на историческом факультетах (г=0,385 и 0;400 при р=0,01 соответственно). Положительная взаимосвязь уровней педагогической направленности и уровней коммуникативных способностей наблюдается у студентов с высоким и низким уровнями педагогической направленности на обоих факультетах: г=0,332 и 1;000 при р=0,01 соответственно - на физическом и г=0,390 и 1;000 при р=0,01 соответственно - на историческом факультете. У студентов с низким уровнем педагогической направленности, зна-
ф
чимой корреляции совсем не было (г=-0,140 - на физическом и г=0,235 -на историческом факультете).
В результате проведенного исследования напрашиваются следующие выводы.
Проведенное нами исследование выявило у студентов различные виды (собственно-педагогический, предметный, ситуативный) и уровни (высокий, средний и низкий) направленности. В состав собственно-педагогической направленности входят: любовь к детям, педагогические способности, любимый учитель, и др.; в состав предметной направленности входит мотив «любимый предмет»; в состав ситуативной направленности входят желание получить диплом о высшем образовании, территориальная близость вуза к своему дому, сложившиеся обстоятельства. Ведущими мотивами выбора профессии являются любовь к детям, подражание любимому учителю, желание родителей.
У российских студентов и у студентов Вьетнама выявлено значительное различие в мотивах выбора профессии, видах и уровнях профессионально-педагогической направленности.
Студенты педагогического вуза имеют в основном невысокий уровень развития коммуникативных способностей, даже низкий. Существует различие в процентном соотношении студентов с различными уровнями коммуникативных способностей в зависимости от курсов обучения и факультетов. Уровень развития коммуникативных способностей у российских студентов выше, чем у вьетнамских.
Количественные данные выявили два обратных процесса у студентов с высоким и низким уровнями профессионально-педагогической
направленности. Если число студентов с высоким уровнем профессионально-педагогической направленности постепенно уменьшается от очень высокого уровня коммуникативных способностей до очень низкого, то количество студентов с низким уровнем - увеличивается от очень высокого уровня развития коммуникативных способностей до очень низкого. Эти результаты свидетельствует о том, что уровни профессионально-педагоги ческой направленности взаимосвязаны с уровнями развития коммуникативных способностей, что подтверждается и коэффициентом корреляции между уровнем сформированности педагогической направленности и уровнем развития коммуникативных способностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зобнина Т. В. Влияние педагогических способностей на формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза: Дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 1993.
2. Ермолаева Т. В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя: Дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 1994.
3. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы его исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. - Москва; Воронеж, 2004.
4. Никиреев Е. М. Проблема профессионально-педагогической направленности личности в психолого-педагогических исследованиях // Научные труды МШ У -Сер. Психолого-педагогические науки. -Москва: «Прометей», 1998. ■
159