психологические науки
Добровидова Наталья Александровна ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО ...
УДК 159.5
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0084
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ТЕНДЕНЦИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
© 2019
Добровидова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и прикладной психологии Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (443081, Россия, Самара, ул.Стара Загора, 76, е-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема отношений между людьми не теряет своей актуальности. На характер и качество межличностных отношений влияют многие факторы, один из которых индивидуально-психологические особенности самой личности. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с тенденцией поведения в группе сверстников. С помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмера была установлена отрицательная корреляционная связь между показателями по шкале «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль» и тенденцией поведения старшеклассников в отношениях со сверстниками «общительность - необщительность». Прямые корреляционные взаимосвязи были обнаружены между «экстраверсией - интроверсией» и тенденцией поведения «общительность - необщительность»; между показателями по шкале «подчиненность - доминантность» и тенденцией поведения в отношениях со сверстниками «зависимость - независимость»; между показателями по шкале «робость - смелость» и тенденцией поведения «принятие борьбы - непринятие борьбы», а также между показателями по шкале «экспрессивность - сдержанность» и доминирующей ролевой позицией в общении «Ребёнок». Результаты исследования могут быть использованы старшеклассниками в целях выстраивания наиболее конструктивных межличностных отношений в группе сверстников с учётом знаний о своих индивидуально-психологических особенностях. Кроме того, полагаем, что данное исследование вносит существенный вклад в грамотное выстраивание системы психолого-педагогического сопровождения школьников, через создание социально-психологических условий для развития личности, успешного обучения и формирования индивидуально-психологических особенностей, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов.
Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности, тенденции поведения, ролевые позиции, старшеклассники, межличностные отношения, юношеский возраст, темперамент, характер, экстраверсия, интроверсия, общение, эго-состояние, абстрактное мышление, копинг-стратегия.
THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH THE TREND BEHAVIOR PEER GROUP
© 2019
Dobrovicova Natalya Aleksandrovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor
pedagogical and applied psychology Moscow City Pedagogical University, Samara branch (443081, Russia, Samara, St. Stara Zagora, 76, e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of relations between people does not lose its relevance. The nature and quality of interpersonal relationships are influenced by many factors, one of which is the individual psychological characteristics of the personality. The article presents the results of the study of the relationship of individual psychological characteristics of high school students with the trend of behavior in a group of peers. With the help of the coefficient of rank correlation of CH. Spearmer, a negative correlation was established between the indicators on the scale of " high self-control-low self-control "and the tendency of behavior of high school students in relations with peers"sociability - non-sociability". Direct correlations were found between "extraversion - introversion" and the tendency of behavior "sociable - unsociable"; between the indicators on a scale of "subordination - dominance" and the trend of behavior in relationships with peers "dependence - independence"; between the indicators on a scale of "shyness - boldness" and the tendency of behavior "the adoption of the struggle - the failure of the struggle", as well as between the indicators on a scale of "expressiveness - restraint" and a dominant role position in communication "Child". The results of the study can be used by high school students in order to build the most constructive interpersonal relationships in a group of peers, taking into account the knowledge of their individual psychological characteristics. In addition, we believe that this study makes a significant contribution to the competent building of the system of psychological and pedagogical support of schoolchildren, through the creation of social and psychological conditions for the development of personality, successful learning and the formation of individual psychological characteristics that meet the requirements of new educational standards.
Keywords: individual psychological characteristics, behavior trends, role positions, high school students, interpersonal relationships, adolescence, temperament, character, extroversion, introversion, communication, ego-state, abstract thinking, coping strategy.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Теоретическую базу исследования составили труды Г.Айзенка, Г.М. Андреевой, Э.Берна, Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагиной, А.Н.Леонтьева, Д.Майерса, А.В. Петровского, Э.Эриксона, Д.Б.Эльконина и др.
Становление человека как индивида и личности, по мнению Л.С.Выготского, предполагает особое совпадение во времени внутренних процессов развития и внешних условий. Происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, самооценка собственных качеств личности перерастает в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира [1]. Д.Б.Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрас-
те с позиции культурно-исторической теории. Согласно автору, общая тенденция старшего школьного возраста - рост самостоятельности и самосознания, открытие своего «Я» тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с подростковым - юношеское самосознание, более психологично и обращено вовнутрь. Старшеклассники осознают свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих [2]. По мнению Э.Эриксона, юношеский возраст основывается вокруг кризиса личностной идентичности - чувства индивидуальной идентичности, единства. Уровень идентичности тесно связан с индивидуально-личностными чертами старшеклассников, которые они проявляют в группе. Понятие «групповая идентичность» является
Dobrovicova Natalya Aleksandrovna THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL .
psychological science
одним из ключевых в теории автора [3].
Для юношеского возраста характерна некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, ценностно-ориентационное единство или расслоение на группы и союзы групп, живущих автономной, обособленной жизнью. Общаясь со сверстниками, девушки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Контактируя друг с другом, пробуя себя в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, вырабатывают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте играет очень важную роль в дальнейшем росте молодых людей как личности. В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах [4]. Коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого из ребят. Общение со сверстниками не только помогают молодым людям понять самих себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и формируют личность, во многом определяя ее особенности [5].
Л.И.Божович [6], И.С.Кон [7] и ряд других психологов отрочества и юности утверждают, что трудности коммуникативного характера, неумение выходить из конфликтных ситуаций, агрессия, доминирование, проявляющиеся в ранней юности в отношениях со сверстниками, накладывают негативный отпечаток на последующее развитие личности [8-11]. Межличностные отношения определяются Г.М.Андреевой как «субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно ее участников, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе» [12, с. 91].
Тенденция поведения старшеклассников в группе сверстников - это основная позиция отношения при общении: доброжелательная позиция принятия собеседника, нейтральная позиция, враждебная позиция неприятия собеседника, доминирование или общение «сверху», общение на равных, подчинение или позиция «снизу» [13]. Значительное внимание в работе уделено базовой концепции Э.Берна о эго-состояниях: «Ребёнок», «Родитель», «Взрослый», которые определяют ролевую позицию человека в отношениях с окружающими. Теория трансактного анализа Э.Берна исходит из того, что транзакция - единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я» [14].
Несмотря на многообразие научных подходов, посвященных особенностям межличностных отношений старшеклассников, проблеме взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с тенденцией поведения в отношениях со сверстниками в научной литературе уделено незначительное внимание, что подчёркивает актуальность нашего исследования. В данном исследовании будут рассмотрены такие индивидуально-психологические особенности личности учащихся как характер и темперамент [15; 16].
Формирование целей статьи. Цель работы состоит в теоретическом и практическом обосновании взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с основной тенденцией поведения в группе сверстников.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Исследование проводилось в одной из образовательных организаций городского округа Самара. Выборка составила 50 человек: учащиеся 10-х классов. Возраст 15-16 лет. Для проведения исследования был подобран диагностический инструментарий, а именно:
1.Тест-опросник Г.Айзенка исследование типа темперамента [17].
2. Личностный опросник Р.Б.Кеттелла [18].
3. Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э.Берну) [18].
4^-сортировка В.Стефансона [19].
5. Метод корреляционного анализа К.Спирмена [20].
Исследование проходило в три этапа:
I. На первом этапе был организован констатирующий эксперимент по выявлению индивидуально-психологических особенностей и тенденций поведения старшеклассников в общении со сверстниками.
II. На втором этапе была установлена взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и тенденций поведения старшеклассников в общении со сверстниками с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмера.
III. Третий этап включал изложение, анализ, интерпретацию данных и постановку выводов.
Перейдём к изложению результатов исследования первого этапа эксперимента. Анализ показателей, полученных по методике Г.Айзенка, позволяет говорить о том, что в группе испытуемых преобладает тип темперамента холерический (30%), на втором месте сангвинический тип (28%), оба типа темперамента относятся к экстравертированной направленности личности, третье место разделяют флегматический и меланхолический типы (21%), имеющие интровертированную направленность личности.
Таким образом, в ходе исследования выявлено, что группа старшеклассников, в преобладающем большинстве, экстраверты. Экстраверсия - деятельность и реакция человека в зависимости от внешних впечатлений, интроверсия - от внутреннего состояния. Легкость и гибкость в приспосабливании к внешним воздействиям свидетельствует о внутренней пластичности человека, инертное поведение о ригидности.
Результаты исследования по методике Р.Б.Кеттелла демонстрируют высокий процент испытуемых с преобладающими показателями по шкалам: «абстрактное мышление» (74,4%), «чувствительность» (74,6%); «экспрессивность» (69,7%). Из чего следует вывод о том, что для нашей выборки испытуемых свойственен высокий уровень абстрактного мышления, экспрессивность, впечатлительность, артистичность, эмоциональность, творчество, импульсивность, энергичность, что, согласуется с результатами исследования, полученными нами при диагностике темперамента и направленности личности наших респондентов.
Результаты исследования по методике Э.Берна свидетельствуют о том, что для группы испытуемых ведущим эго-состоянием является «Взрослый» (46,5%), на втором месте находится «Родитель» (28%), на третьем - «Ребёнок» (25,5%).
Таким образом, в связи с полученными данными, мы можем полагать, что для большинства испытуемых данной выборки характерна ответственность, умение объективно оценить своё окружение и происходящие события, просчитывать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта, что свойственно взрослым людям. Однако в исследовании выявлено некое противоречие, с одной стороны, испытуемые проявляют высокий уровень экспрессивности, что свойственно в большей степени ребёнку, с другой стороны, они демонстрируют в качестве ведущего эго-состояния черты взрослого. Возможно, данный факт свидетельствует о наличии защитного механизма, связанного с подсознательным подавлением детских черт характера респондентами в силу взросления, обретения
психологические науки
Добровидова Наталья Александровна ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО ...
нового статуса «старшеклассника» и предстоящим профессиональным выбором.
Представим результаты исследования по методу Q-сортировки В.Стефансона. Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить основные тенденций поведения человека в реальной группе (в нашем исследовании это группа сверстников). Из шести диагностируемых тенденций поведения (зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы», избегание «борьбы»), преобладающими оказались такие тенденции как: «независимость» (72%), «общительность» (74,4%), избегание «борьбы» (76,7%).
Таким образом, исследование показывает, что большая часть испытуемых обладает лидерскими качествами, независимостью, общительностью и избеганием «борьбы», т.е. стремлением уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склоняясь к компромиссным решениям. На наш взгляд, полученные данные по шкале «избегание борьбы», с одной стороны, могут согласовываться с ведущим эго-состоянием старшеклассников «Взрослый» и расцениваться как неприемлемая стратегия поведения, с другой стороны, «избегание» может является деза-даптивной копинг-стратегией и выступать в качестве защитного механизма личности, однако высказанное предположение носит гипотетический характер и требует дополнительного исследования.
Анализируя результаты исследования первого этапа эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что в целом для большинства респондентов нашей выборки весьма позитивный личностный профиль и тенденции поведения в группе.
На втором этапе эксперимента было установлено пять взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенностями личности испытуемых, выраженных биполярными качествами (факторами по методике Р.Кеттела) и тенденциями поведения со сверстниками (методика Q сортировка), представленных также биполярно в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели связи индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с тенденциями поведения и общения со сверстниками
Индивидуально-психологические особенности R Ролевые позиции
«Подчиненность -доминантность» R=0,326 при p<0,05 «Зависимость -независимость»
«Экспрессивность -сдержанность» R=0,334 при p<0,05 «Ребёнок»
«Экстраверсия - ин-троверсия» R=0,337 при p<0,05 «Общительность - необщительность»
«Высокий самоконтроль - низкий самоконтроль» R=-0,357 при p<0,05
«Смелость - робость» R=0,359 при p<0,05 «Принятие борьбы - непринятие борьбы»
Из таблицы 1 видно, что:
- прямая корреляционная взаимосвязь установлена между индивидуально-психологической особенностью «подчиненность - доминантность» и тенденцией поведения в отношениях со сверстниками «зависимость - независимость» (0,326). Таким образом, чем выше «доминантность». Р.Кеттелл характеризовал «доминантность» как самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения и бунтарство, тем выше проявление независимости во взглядах и отношениях с окружающими;
- прямая корреляционная взаимосвязь установлена
между индивидуально-психологической особенностью «экспрессивность - сдержанность» и доминирующей ролевой позицией в общении «Ребёнок» (0,334). Данные корреляционного анализа свидетельствуют о том, что высокая экспрессивность, т.е. импульсивность, восторженность, беспечность свойственна учащимся, у которых ведущей ролевой позиции в общении со сверстниками преобладает «Ребёнок»;
- прямая корреляционная взаимосвязь установлена между направленностью личности «экстраверсия - ин-троверсия» и тенденцией поведения в отношениях со сверстниками «общительность - необщительность» (0,337). Исходя из полученной взаимосвязи, экстраверты более склонны к общению и охотнее идут на контакт, им интересен процесс социального взаимодействия, им нравиться быть на виду, выстраивать межличностные отношения в большей степени, чем интровертам. На наш взгляд, тип темперамента и направленность личности - это элементарные знания о себе, которыми должны обладать современные школьники в первую очередь для выстраивания конструктивного взаимодействия в образовательной среде;
- обнаружена значимая прямая связь между индивидуально-психологической особенностью «смелость
- робость» и тенденцией поведения в отношениях со сверстниками «принятие борьбы - непринятие борьбы» (0,359). Высокие показатели смелости проявляются в активности, предприимчивости, склонности к авантюризму и проявлению лидерских качеств, присущие большинству старшеклассников в группе, ведет к тому, что каждый ученик отстаивает свои взгляды, что в дальнейшем приводит к пониманию. «Борьба» здесь может включать в себя интеллектуальные споры.
- выявлена отрицательная корреляционная связь между показателями по шкале «высокий самоконтроль
- низкий самоконтроль» и тенденцией поведения в отношениях со сверстниками «общительность - необщительность» (-0,357). Таким образом, чем больше старшеклассники себя контролирует, это может быть вызвано недоверием к окружающим, страхе, неуверенности в себе, зажатости, тем меньше они раскрывается при общении со сверстниками и тем меньше их круг общения. Старшеклассникам с высоким уровнем самоконтроля в целях поддержания своего психологического здоровья необходимо овладеть техниками саморегуляции психических состояний, например, «Mindfulness».
Анализ результатов, полученных корреляционным методом Ч.Спирмена, дает нам возможность увидеть, что имеется как прямая, так и отрицательная взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями старшеклассников и их ролевыми позициями в межличностных отношениях со сверстниками, гипотеза нашего исследования нашла своё подтверждение.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. Старшеклассники с экстравертированной направленностью личности более общительны, проявляют доминантность в отношениях со сверстниками, стремятся к независимости, обладают смелостью, у них преобладает стремление к «борьбе» не только в группе сверстников, но и за её приделами, однако способность к самоконтролю снижена, преобладает экспрессивность. Старшеклассники с интровертированной направленностью личности менее общительны, у них преобладает высокий самоконтроль в общении.
2. Выявленные взаимосвязи могут быть использованы старшеклассниками в целях выстраивания наиболее конструктивных межличностных отношений в группе сверстников с учётом знаний о своих индивидуально-психологических особенностях. Кроме того, полагаем, что данное исследование вносит существенный вклад в грамотное выстраивание системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений школы, через создание социально-психоло-
Dobrovicova Natalya Aleksandrovna THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL ...
psychological science
гических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения и формирования индивидуально-личностных особенностей, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов.
Путь продолжения проведенного исследования видится в проведении лонгитюдного исследования, позволяющего выявить динамику взаимоотношений внутри группы старшеклассников, имеющих представление об особенностях своего темперамента и характера. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. О психологических системах/Собрание сочинений в 6-ти т. Т.1. М.: 1982. 487 с.
2. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: ВЛАДОС, 2001. 357 с.
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. А.В.Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Издательство политической литературы, 1982. 256 с.
5. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 2007. 117 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 2011. 398 с
7. Кон И.С. Психология ранней юности: учебное пособие. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней юности. Сфера, 2006.
9. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата. М.: Из-во «Юрайт», 2018. 351 с.
10. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов и ссузов. М.: Прометей, 2018. 708 с.
11. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.
12. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. М.: Аспект Пресс, 2009. 181 с.
13. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Академия, 2006. 350 с.
14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Минск, ПРАМЕБ, 1992. 384 с.
15. Айзенк Х.Ю. Структура личности / [Пер.с англ. Исаковой О. и др.] СПб.: Ювента, 2005. 463 с.
16. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера [Текст]/А.В.Батаршев. СПб.: Питер, 2016. 362 с.
17. Айзенк Г. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов. М.: 1995. С. 217-224.
18. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: «Бахрах-м», 2009. 672 с.
19. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. СПб.: Питер, 2006. 526 с.
20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. 350 с.
Статья поступила в редакцию 16.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019