Научная статья на тему 'Взаимосвязь и взаимообусловленность типологизированных функций управления развитием ресторанного бизнеса'

Взаимосвязь и взаимообусловленность типологизированных функций управления развитием ресторанного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / ПРИНЦИПЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ФУНКЦИИ / DEVELOPMENT MANAGEMENT / RESTAURANT BUSINESS / PRINCIPLES / TARGET FUNCTIONS / SUPPORTING FUNCTIONS / CONTROL ANDEVALUATION FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова В. А.

Рассмотрен процесс управления развитием как составляющая управленческой деятельности, который реализуется с помощью механизмов управления развитием. Предложена схема взаимосвязи и взаимообусловленности типологизированных функций управления развитием ресторанного бизнеса для повышения эффективности функционирования организационно-экономического механизма управления развитием ресторанного бизнеса и в целом экономических результатов функционирования предприятий различных сфер деятельности в Донецкой Народной Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interrelation and interdependence of classified functions of the restaurant business development management

The article considered the development management process as a component of management activity, which implemented through development management mechanisms. A scheme of interconnection and interdependence of the classified functions of managing the development of the restaurant business has been proposed inorder to increase the efficiency of the organizational and economic mechanism of managing the development of the restaurant business and the overall economic results of the enterprises’ functioning in various fields of activity in the Donetsk People's Republic.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь и взаимообусловленность типологизированных функций управления развитием ресторанного бизнеса»

УДК 339.18:351.758.3

В.А. АНТОНОВА, д-р экон. наук, зав. кафедрой технологии и организации производства продуктов питания, e-mail: [email protected]

ГО ВПО «ДонНУЭТ им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТИПОЛОГИЗИРОВАННЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

Рассмотрен процесс управления развитием как составляющая управленческой деятельности, который реализуется с помощью механизмов управления развитием. Предложена схема взаимосвязи и взаимообусловленности типологизиро-ванных функций управления развитием ресторанного бизнеса для повышения эффективности функционирования организационно-экономического механизма управления развитием ресторанного бизнеса и в целом экономических результатов функционирования предприятий различных сфер деятельности в Донецкой Народной Республике.

Ключевые слова: управление развитием, ресторанный бизнес, принципы, целевые функции, обеспечивающие функции, контрольно-оценочные функции.

Antonova V.A. The interrelation and interdependence of classified functions of the restaurant business development management.

The article considered the development management process as a component of management activity, which implemented through development management mechanisms. A scheme of interconnection and interdependence of the classified functions of managing the development of the restaurant

business has been proposed in order to increase the efficiency of the organizational and economic mechanism of managing the development of the restaurant business and the overall economic results of the enterprises' functioning in various fields of activity in the Donetsk People's Republic.

Keywords: development management, restaurant business, principles, target functions, supporting functions, control and evaluation functions.

Современные процессы развития рынка обусловливают необходимость совершенствования управления развитием ресторанного бизнеса, который определяет уровень становления экономики страны, регионов, городов через главную производительную силу общества - человека. Сложные социально-политические и экономические условия требуют незамедлительных трансформационных преобразований, направленных на активизацию процессов формирования, повышение стабильности и эффективности деятельности предприятий, преодоление диспропорции между развитием производственной и социальной инфраструктуры.

Недостаточная развитость и практическая неадаптированность существующего механизма управления развитием к

© В.А. Антонова, 2019

потребностям ресторанного бизнеса требуют принципиально нового осуществления структурных и качественных изменений в процессах, формах организации, в видах деятельности, которые включают диверсификацию позиций самой концепции управления и управления развитием. Новые подходы предусматривают установление рационального соотношения между традиционными методами управления и современными перспективными, такими, как экономические, маркетинг, широкое внедрение принципов менеджмента, ориентация на наиболее полное удовлетворение спроса потребителей с целью согласования основных интересов участников бизнес-процессов.

В связи со сложностью осуществления современных процессов во всех сферах деятельности значительно возросла, усложнилась и проблема поиска методов эффективного управления и обеспечения устойчивого функционирования экономики в целом и ресторанного бизнеса в частности. В условиях нестабильности и изменчивости политической и организационно-экономической среды вопросы управления и социально-экономического прогнозирования выходят на первый план. Одной из важнейших причин возросшей неопределенности и изменчивости социально-экономической среды является углубление различного рода воспроизводственных диспропорций. Сегодня любой субъект хозяйствования на рынке концентрирует свои усилия на достижении конкурентных преимуществ в рамках своей деятельности. Большинство изменений, происходящих на рынке, воздействуют на позицию товаров и услуг, технологии, способные приносить успех, продвижение товара, каналы распределения и развитие в целом. В сферах деятельности, где происходят изменения, могут возникнуть ситуации, когда традиционные «отработанные» методы управления не будут эффективными. В связи с этим возникает необходимость в переоценке их

типологии, взаимосвязи и взаимозависимости. Учитывая все сказанное, актуальным становится исследование управления развитием ресторанного бизнеса с позиции пересмотра взаимосвязи и взаимоопределения типологизированных функций управления развитием в условиях высокого уровня нестабильности политической и социально-экономической среды.

Вопросами исследования функций управления и их взаимодействием между собой в различных сферах деятельности в последние годы активно стали заниматься ученые-экономисты. Так, РЭ. Айдынов, рассматривая сущность функций управления и их взаимосвязь, ограничивался только основными функциями управления [1]. Комплексную оценку функций управления и уровня их реализации предлагают экономисты И.В. Кальницкая и Е.В. Рябова [2, 3]. Однако эта оценка касается также только основных и не учитывает специфические функции управления.

Авторы А.В. Табекин и В.Б. Манту-сов, рассматривая взаимодействие функций управления (касаясь также только основных функций!), говорят о необходимости согласования с внешней средой организации [4]. Тогда как внутренняя среда является важной определяющей эффективности использования функций управления и требует ее учета в процессе осуществления управленческой деятельности.

В работах вышеуказанных авторов не учтены проблемы современного политического и социально-экономического состояния стран, динамичность факторов среды, особенности взаимодействия составляющих механизма управления развитием и характер связей между ними и т.п. В отношении же исследования вопросов изучения взаимосвязи и взаимообусловленности функций управления ресторанным бизнесом с учетом его специфических особенностей, а также с учетом специфики политической и социально-

экономической ситуации - такие работы отсутствуют полностью.

Исходя из вышесказанного, целью статьи является разработка схемы взаимосвязи и взаимообусловленности типологизированных функций управления развитием ресторанного бизнеса с учетом специфики ситуации и условий функционирования предприятий питания.

Становление и развитие устойчивых хозяйственных отношений в соответствии со сложившейся политической и социально-экономической ситуацией в Донецкой Народной Республике побуждает субъектов ресторанного бизнеса перестраивать производственно-торговую деятельность с целью выживания, стабилизации и последующего устойчивого развития. При этом для подавляющего большинства субъектов хозяйствования актуальным является поиск рыночных возможностей развития, поскольку ориентация на традиционную продукцию и услуги, традиционные методы организации их производства, реализации и организации потребления в условиях неустойчивых и динамичных изменений среды функционирования является бесперспективной и не может обеспечить устойчивый рост и развитие.

Согласно теории экономического развития развитие любого объекта представляет собой необратимые и закономерные макро и микро-изменения социально-экономической системы, выводящие ее на более высокий, а, соответственно, и более совершенный уровень. Макро и микро-изменения предполагают количественные и качественные изменения. Количественный рост обусловливает рост объемов разнообразных товаров и услуг в ресторанном бизнесе. Качественный рост предусматривает совершенствование самой структуры и отвечает реальному разнообразию социальных потребностей всех членов общества, направленных на рост разнообразия средств удовлетворения предъявляемого спроса. Экономическое

развитие выступает одновременно условием и результатом экономической свободы предприятий ресторанного бизнеса в рыночных условиях, что предопределяет организацию процесса управления развитием ресторанного бизнеса на определенных принципах и выполнение ряда общих и специфических функций.

Отслеживание, измерение, анализ процессов развития и оценки состояний предприятия, выявление проблемных ситуаций, событий, «узких мест», отрицательных тенденций, угроз и возможностей, в том числе «слабых сигналов» и ошибок базируется на принципах: экономичности, оптимальности; системности, адекватности и релевантности, своевременности, обучаемости [5, 6].

Управление развитием ресторанного бизнеса выступает неотъемлемой составляющая управленческой деятельности по выполнению функций организации, анализа, прогнозирования, планирования и контроля соответствующими подсистемами учета, процессов разработки и реализации перспективных мероприятий по повышению эффективности функционирования ресторанного бизнеса, обеспечивающих целенаправленность и организованность системы с оптимизацией информационно-функциональных связей, характеризующих количественно-качественные параметры производства продукции и предоставления услуг необходимого качества на всех этапах их жизненного цикла.

Управление развитием, как важная составляющая управленческой деятельности, осуществляется не само по себе, а с помощью организационно-информационного механизма управления развитием ресторанного бизнеса, который учитывает комплексное влияние системы управления развитием через оптимизацию информационно-функциональных связей, характеризующих изменения количественно-качественных параметров продукции и услуг на всех этапах их

жизненного цикла на базе имеющегося производственно-торгового потенциала предприятий ресторанного бизнеса [7].

Процесс реализации организационно-информационного механизма управления развитием ресторанного бизнеса обеспечивается использованием современных информационных технологий. С появлением новых информационных технологий возникает потребность в их внедрении в ресторанном бизнесе, т.к. они позволяют не только и не столько расширить обеспеченность ресторанного бизнеса различными видами информации, но и защитить от негативного воздействия пользователей данных технологий, упростить процесс прогнозирования, планирования и т.п. В связи с появлением большого количества информационных технологий возникает потребность не просто в их внедрении в ресторанный бизнес, но и в систему управления и управления развитием в частности.

Предприятия и информационные системы оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате чего информационные системы должны быть согласованы с потребностями конкретных предприятий в обеспечении необходимыми важными данными, а с другой стороны, предприятия должны уметь эффективно использовать различные информационные системы с целью получения конкурентных преимуществ в использовании современных информационных технологий и повышения конкурентоспособности предприятия на рынке [8].

В процессе развития общества информационные системы преобразуются и усложняются, простые превращаются в интегрированные, интерактивные инструменты используются всеми подразделениями предприятий в процессе организации процесса его функционирования и в процессе принятия управленческих решений в том числе.

Информационная система включает организационные и коммуникационные

средства, осуществляющие сбор, обработку и доведение до руководителей различных иерархических уровней и структурных подразделений управления информации и данных, характеризующих состояние, динамику и результативность реализации направлений развития ресторанного бизнеса. Предоставляемая информация должна отражать не только динамику экономического роста и тенденции, но и состояние окружающей среды, а также возможные последствия происходящих изменений.

Достаточно широко стали использоваться в ресторанном бизнесе системы телекоммуникаций, одним из основных элементов которых является сеть Интернет, обладающая уникальными возможностями для реализации задач управления и являющаяся носителем маркетинговой информации, необходимой при разработке направлений развития в ресторанном бизнесе, что обуславливает гибкость в неопределенной рыночной среде.

Руководствуясь общими принципами функционирования организационно-информационного механизма управления развитием ресторанного бизнеса, можно констатировать, что:

управление развитием ресторанного бизнеса - это органическая составляющей общей системы управления ресторанным бизнесом, которая базируется на общих принципах управления;

управление развитием осуществляется на всех стадиях жизненного цикла товара (продукции и услуг): проектирование производства (разработка, внедрение и производство), реализация и организация потребления.

На стадии проектирования производства осуществляется разработка новой продукции и услуг, готовятся организационно-техническая и технологическая базы для производства высококачественного товара (продукции и услуг) и условия для выхода товара на рынок. Это обусловливает необходимость их внедрения,

означает конкретно производство продукции и услуг, обеспечивает стабильность, увеличение количества и уровня их качества с одновременным совершенствованием технических условий тех участков производственной деятельности, которые не отвечают требованиям.

На стадии реализации количество предложенных продукции и услуг может увеличиваться. Однако качество должно быть одинаково высоким независимо от условий реализации и предоставления продукции и услуг.

Стадия организации потребления завершает полный производственный цикл продукции и предоставления услуг. На этой стадии должны обеспечиваться условия для непрерывного функционирования системы обслуживания и сохранения высокого качества товара (продукции и услуг); обеспечиваться высокая культура поведения управленческого, производственного, обслуживающего, вспомогательного персонала и необходимый комфорт для потребителей в залах предприятий.

Поскольку управление развитием ресторанного бизнеса носит комплексный характер, то предусматривается использование единой системы показателей результативности управления развитием ресторанного бизнеса для различных иерархических уровней.

Управление развитием осуществляется с помощью организационных мероприятий и комплекса соответствующих нормативных документов, которые регламентируют развитие всех систем ресторанного бизнеса на разных уровнях управления.

Раскрыть содержание процесса управления развитием ресторанного бизнеса, формализованного в организационно-информационном механизме, конкретизировать эту деятельность с учетом практических задач можно на основании исследования типологизированных функций управления развитием (рис. 1).

Из схемы следует, что по характеру воздействия функции целесообразно разделять на целевые, обеспечивающие и контрольно-оценочные. Причем, целевыми в ресторанном бизнесе выступают такие функции, как прогнозирование и планирование, определяющие необходимость разработки и внедрения комплексной системы управления его развитием. Функции прогнозирования и планирования взаимозависимые и взаимообуслов-ливающие, а, соответственно, реализуются последовательно. Сначала прогнозирование устанавливает динамику потребностей общества, тенденции развития отрасли, основные характеристики и показатели развития на перспективу, а потом разрабатываются плановые задания по развитию в динамике и в разрезе мероприятий соответствующих разделов плана развития на конкретные временные периоды (месяц, квартал, год и более продолжительные сроки), обосновываются прогнозы.

Успешное выполнение плана по развитию ресторанного бизнеса обеспечивается такими функциями, как организация, регулирование и координирование. Они выступают средствами реализации принятых по данным вопросам мер. Стимулы необходимы для эффективного мотивирования работников ресторанного бизнеса к осуществлению процесса развития, максимально используя свои способности, квалификационные знания, умения и творческий подход к решению поставленных задач.

Контрольно-оценочные функции способствуют установлению степени соответствия деятельности объекта принятым управленческим решениям, а также выявлению результатов влияния органов управления и самоуправления на развитие ресторанного бизнеса в целом. Они представлены функциями: учет, анализ и контроль.

Рис. 1. Схема взаимосвязи и взаимообусловленности типологизированных функций управления развитием ресторанного бизнеса

Своевременная объективная и полная информация обусловливает осуществление всех представленных функций в комплексе (во взаимосвязи и взаимодействии). Информация получается благодаря функции учета и предусматривает сбор, обработку, анализ данных относительно показателей развития ресторанного бизнеса, а также передачу ее соответствующим уровням управления. Учет информации играет в общем количестве выполняемых функций не менее важную роль, однако самостоятельного функционального значения не имеет, а служит только средством для выполнения общих и специальных функций.

В целом следует сказать, что управление развитием ресторанного бизнеса через отмеченные выше взаимообусловли-вающие основные функции реализует объективную необходимость преобразования ресурсов в потребительную

стоимость с определенным уровнем полезности, ориентированную на удовлетворение конкретных потребностей человека. В системе управления развитием ресторанного бизнеса должен быть обеспечен учет разумных и реальных потребностей людей в услугах питания, а также реальных возможностей предприятия по их удовлетворению. Улучшить ситуацию по данному вопросу может четкое распределение и закрепление предприятий ресторанного бизнеса по рыночным нишам и сегментам, каждый из которых имеет свои специфические черты и особенности, только этой нише или сегменту присущие.

Таким образом, реализация процесса управления развитием с учетом схемы взаимосвязи типологизированных функций и их взаимоопределения позволит ресторанному бизнесу своевременно и оптимально адаптироваться к рыночным процессам и повысит уровень

обоснованности разрабатываемых

направлений его развития, а также будет способствовать повышению в целом эффективности функционирования организационно-экономического механизма управления развитием ресторанного бизнеса. Повышение эффективности функционирования механизма управления развитием ресторанного бизнеса необходимо для разработки функциональных методических рекомендаций по совершенствованию управления развитием ресторанного бизнеса. В конечном итоге это приведет к повышению эффективности экономики Республики в целом. От того, насколько правильно и полно будут удовлетворены потребности каждого члена общества в услугах питания, зависит способность организма к самовосстановлению, а также производительность труда любого человека, что и отразится на экономических результатах деятельности предприятий различных сфер деятельности.

Список использованной литературы

1. Айдынов, Р.Э. Функции управления / Р.Э. Айдынов // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2017. - № 1. -С. 4-10.

2. Кальницкая, И.В. Организационные системы: теория и практика управления [Электронный ресурс] / И.В. Каль-ницкая // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1 (33). - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId= 3006

3. Рябова, Е.В. Оценка уровня реализации функций управления на предприятиях сферы услуг [Электронный ресурс] / Е.В. Рябова // Проблемы современной экономики. - 2011. № 2 (38). - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId= 3643

4. Тебекин, А.В. Управление организацией: монография / А.В. Тебекин, В.Б. Мантусов. - M.: РИО Российской таможенной академии, 2016. - 312 с.

5. Герасимчук, В.Г. В пошуках успь шно'1 моделi економiчного розвитку / В.Г. Герасимчук // Стратепчне управ-лшня нащональним економiчним розвит-ком: монографiя: в 2 т.; за заг. ред. О.В. Кендюхова. - Донецьк: «ДВНЗ Дон-НТУ, 2013. - Т. 1. - С. 85-96.

6. Пастухова, В.В. Стратепчне уп-равлшня тдприемством: фiлософiя, поль тика, ефектившсть: монографiя / В.В. Пастухова. - К.: Кшв. нац. торг.-екон. ун-т, 2002. - 301 с.

7. Шепеленко, О.В. Организационно-информационный механизм управления развитием ресторанного бизнеса / О.В. Шепеленко, В.А. Антонова // Менеджер. Вестник Донецкого государственного ун-та управления. - 2015. -№ 2 (72). - С. 202-209.

8. Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, макроуров-невом измерении / М. Гельвановский,

B. Жуковская // РЭЖ. - 1998. - № 3. -

C. 67-70.

Статья поступила в редакцию 29.01.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.