Научная статья на тему 'Взаимосвязь характеристик видов Я-концепции студентов-психологов и особенностей их притязаний'

Взаимосвязь характеристик видов Я-концепции студентов-психологов и особенностей их притязаний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРИТЯЗАНИЯ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / SELF-CONCEPT / ASPIRATIONS / LEVEL OF ASPIRATIONS / INTERRELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шумихина Анна Владимировна

В статье представлен теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи особенностей Я-концепции и притязаний студентов-психологов; приведены данные эмпирического исследования направления и характера указанной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of the characteristics of the self-concept forms of student-psychologists and peculiarities of their aspirations

In the article the theoretic-empirical analysis of the interrelation of the peculiarities of self-concept and aspirations of student-psychologists is represented; the data of empirical study of direction and nature of the stated relation indicated are offered.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь характеристик видов Я-концепции студентов-психологов и особенностей их притязаний»

www.pro.rsu.ru

Шумихина А.В.

Взаимосвязь характеристик видов Я-концепции студентов-психологов и особенностей их притязаний

В статье представлен теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи особенностей Я-концепции и притязаний студентов-психологов; приведены данные эмпирического исследования направления и характера указанной связи.

Ключевые слова: Я-концепция, притязания, уровень притязаний, взаимосвязь.

В современных условиях, когда общество предлагает все большее количество разнообразных моделей привлекательного и возможного будущего, установление соотношения притязаний человека с его представлениями о себе становится особенно актуальным для психологии личности. Однако, в психологической литературе, во-первых, не разведены термины «притязания» и «уровень притязаний», которые используются синонимично, либо обозначают различные, но связанные между собой стороны психологического образования. Во-вторых, изучены преимущественно характеристики уровня притязаний, проявляющиеся в ситуации лабораторного эксперимента [1]. Устойчивые характеристики личностных притязаний не входят в фокус исследовательского внимания. В-третьих, указывается на наличие между притязаниями и отдельными элементами самосознания взаимосвязи [1], направление и характер которой четко не установлен.

На основе выделенных целевого, потребностно-мотивационного, личностно-диспозиционального и оценочного аспектов изучения притязаний [4] последние мы определяем как мотивационно-целевое личностное образование, проявляющееся в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах жизнедеятельности. Их характеристиками выступают пространственные, временные, интенсивностью и информационные. Пространственные характеристики конкретизируются в их индивидуальном разнообразии, отражающем содержание значимых сфер жизнедеятельности, в которых разворачиваются личностные притязания; в содержании притязаний, включающем желаемые субъективно приемлемые достижения, на которые нацелена личность в значимых сферах жизнедеятельности. Временная характеристика притязаний отражает ориентированность притязаний на достижение идеальной цели, на удовлетворение потребности, выходящей за пределы актуальной ситуации. Интенсивностные характеристики воплощаются в содержании и силе выраженности мотивационного основания притязаний; в содержании преодолеваемых субъектом препятствий; в количестве попыток, предпринимаемых субъектом для реализации притязаний. Информационная характеристика притязаний проявляется в степени осознанности ведущего содержания притязаний.

Уровень притязаний представляет собой стереотип тактики целеполагания [1], характерный для личности и эмпирически фиксируемый в ситуации психологического эксперимента. Он проявляется через параметры высоты, устойчивости, адекватности. Фактически уровень притязаний рассматривается как ситуативное проявление личностных притязаний.

Я-концепция понимается нами как система представлений человека обо всех возможных проявлениях себя, сопряженных с эмоционально-ценностным отношением, эмпирически изучаемая через комплекс пространственных, временных, интенсивностных, информационных характеристик [2].

Предметом настоящего исследования являлись притязания студентов в связи с особенностями их Я-концепции; цель - изучение содержания и характеристик притязаний студентов в связи с особенностями (содержание и характеристики) их Я-концепции; гипотеза: особенности видов Я-концепции обусловливают специфику характеристик личностных притязаний и уровня притязаний. Методы исследования: самоописания и их контент-анализ, анкетирование, психологический эксперимент, психологическое тестирование, факторный и регрессионный анализ, критерии непараметрической статистики. В качестве объекта исследования выступили вербальные версии самоописаний студентов психологического факультета. Выбор респондентов обусловлен, с одной стороны, особенностями влияния стадии профессионального становления на личность [2, 3]; с другой стороны, особенностями будущей профессии психолога, ориентирующей субъекта на рефлексию.

На основе ведущего содержания вербальных самоописаний (по результатам факторного анализа) выделены 4 группы респондентов, отличающихся определенным видом Я-концепции и соответствующими особенностями личностных притязаний и уровня притязаний.

Я-концепция респондентов 1 группы дифференцирована, концентрирована на событиях жизни, социальном окружении. Субъективно значимыми выступают инструментальные и интенциональные черты личности. Самоотношение базируется на внутренних оценочных основаниях. Личностная самооценка имеет умеренно-высокие показатели высоты. Личностные притязания респондентов 1 группы содержательно однообразны, определяются средней временной продолжительностью их реализации, готовностью респондентов прикладывать незначительные усилия, одинаковой степенью осознанности содержания притязаний. Уровень притязаний устойчив, адекватен и имеет умеренно-высокие показатели высоты.

Респонденты 2 группы обладают фрагментарной, положительной Я-концепцией, ориентированной на события жизни, конкретные жизненные обстоятельства. Субъективно значимыми являются экспрессивные черты личности. Самоотношение респондентов имеет как внешние, так и внутренние оценочные основания. Высота личностной самооценки имеет умеренно-высокие показатели. Личностные притязания характеризуются индивидуальным разнообразием и высокой степень осознанности содержания, средними сроками их реализации, готовностью субъектов прикладывать максимальные усилия в доминирующих сферах жизнедеятельности.

www.pro.rsu.ru

Уровень притязаний устойчив, адекватен, имеет умеренно-низкие показатели высоты.

Я-концепция респондентов 3 группы дифференцированная, концентрированная на жизненных обстоятельствах и ситуациях, на временной периодичности их возникновения. Субъекты видят себя преимущественно желающими и стремящимися. Самоотношение базируется на выраженных внутренних и менее выраженных внешних оценочных основаниях. Респонденты обладают умеренно-низкой личностной самооценкой. Личностные притязания содержательно разнообразны, обладают средней временной продолжительностью предполагаемой реализации, высокой мотивацией и готовностью субъекта предпринимать попытки и преодолевать препятствия, высокой степенью осознанности содержания притязаний. Уровень притязаний неустойчив, адекватен, имеет умеренно-низкую высоту.

Я-концепция респондентов 4 группы фрагментарная, концентрирована на событиях и обстоятельствах жизни, отражает периодичность актуализации личностных черт. Субъективно значимы инструментальные и экспрессивные черты личности; самоотношение опирается на внутренние оценочные основания. Самооценка имеет умеренно-низкие показатели высоты. Личностные притязания умеренно разнообразны, высоко осознаны по содержанию, умерены по длительности, связаны с высокой готовностью субъектов прикладывать усилия. Уровень притязаний респондентов устойчив, адекватен и характеризуется размытостью предпочтений выбираемых уровней сложностей.

По результатам регрессионного анализа установлено влияние характеристик каждого из видов Я-концепции на характеристики личностных притязаний и параметры уровня притязаний.

Итак, выявлены различия между личностными притязаниями и уровнем притязаний; выделены и обозначены различия по содержанию и характеристикам видов Я-концепций студентов-психологов; установлены различия в характеристиках личностных притязаний и параметрах уровня притязаний в зависимости от вида Я-концепции; определено направление взаимосвязи между характеристиками Я-концепции и притязаний, а именно, характеристики Я-концепции респондентов влияют на характеристики притязаний.

Литература.

1. Бороздина Л.В., Видинская Л. Притязания и самооценка. // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 1986. - № 3. - С. 21-30.

2. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004.

3. Джанерьян С.Т., Прокопьева Е.В. Особенности профессиональной Я-концепции на начальных этапах профессионального становления психологов // Психологический вестник РГУ. - 2000. - Вып. 5. - Ч. 2. - С. 219-222.

4. Шумихина А.В. Теоретико-эмпирическое противоречие в изучении притязаний // Психология XXI века. - СПб. 2007. - С. 111-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.